что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Планирование точки безубыточности: как понять, когда бизнес начнет приносить деньги, и оценить его устойчивость на случай кризиса

что показывает точка безубыточности в денежном выражении что показывает точка безубыточности в денежном выражении

По статистике около 90% бизнесов в России закрываются в течение первого года. Причин много, но самая распространенная в том, что предприниматели действуют «на авось». Цены с потолка, расходы без контроля, вроде что-то зарабатываем, ну и здорово. А потом оказывается, что денег едва хватает на покрытие основных расходов, а счастливый владелец не получает ни рубля. На одном энтузиазме долго не протянешь.

Если действовать по уму, стоит начать с расчета точки безубыточности. Это цифра, которая показывает, сколько товаров или услуг нужно продавать, чтобы стабильно работать в плюс. Планирование точки безубыточности нужно как тем, кто только начинает, так и действующим предпринимателям, которые не хотят стать жертвами очередного кризиса.

В этой статье мы рассказали, что собой представляет точка безубыточности, когда она выражается в деньгах, а когда — в количестве товаров, по каким формулам ее считать и что делать с полученными результатами.

Рекомендуем посмотреть запись вебинара «Как выбраться из кассового разрыва» (продолжительность — 40 минут), в котором руководитель управления бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру» Павел Тимохин рассказал о причинах возникновения кассового разрыва (невозможности платить по счетам) и способах выхода из него.

Что такое точка безубыточности

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Точка безубыточности показывает, в какой момент выручка покроет расходы вашего бизнеса. Последующие продажи будут приносить прибыль.

Она может быть выражена в деньгах или товарах. О том, в каком случае используется каждый вариант, расскажем в соответствующих разделах статьи.

Планирование точки безубыточности помогает понять:

Кроме владельца бизнеса этот показатель может интересовать инвесторов и кредиторов.

Если у вас несколько ресторанов, магазинов, мастерских, нужно производить расчет для каждого подразделения отдельно, т. к. выручка и расходы в них разные.

Какие данные нужны для расчета точки безубыточности предприятия

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Давайте разберёмся с каждым пунктом по порядку.

Выручка

Это все деньги, которые фирма получает от продажи товаров, услуг или работ. Их вы потом вкладываете в производство или закупку новых партий товара, тратите на аренду помещений, зарплаты и т. п.

При расчете точки безубыточности важно не путать выручку с прибылью. Прибыль начнете получать только тогда, когда выручка превысит расходы.

Стоимость единицы продукции

Для расчета берите не себестоимость товара или услуги, а цену, которую заплатит клиент. Также можно использовать средний чек или сумму сделки.

Переменные затраты

Это расходы, напрямую связанные с продажами. Если вы реализовали больше товаров или услуг, они возрастают, если меньше — сокращаются. К ним можно отнести, например, себестоимость товаров либо стоимость сырья и материалов, необходимых для их производства, затраты на доставку, упаковку, эквайринг, комиссии маркетплейсов (Яндекс.Маркета, Ozon, Wildberries, Aliexpress), налоги, которые зависят от дохода (например, налог на прибыль, НДС, налог на УСН 6% или УСН 15%). Зарплата сотрудников считается переменными затратами, если они получают сдельную оплату.

Постоянные затраты

Это расходы, которые не зависят от объема продаж, например: аренда офиса, коммунальные услуги, интернет и связь, а также оклады работников и отчисления за них в фонды. Они могут меняться, но обычно это происходит скачкообразно. Например, если решите расширяться, наймете новых сотрудников и арендуете офис побольше, произойдет скачкообразный рост постоянных расходов. Поэтому их еще называют условно-постоянными.

Чтобы знать, в каком состоянии ваш бизнес, нужно постоянно отслеживать движение средств. В этом помогут три главных отчета.

Бухгалтерский, налоговый и кадровый учет можете доверить нам. Подготовим и вовремя сдадим отчеты, правильно рассчитаем налоги, обработаем требования контролирующих органов без вашего участия, начислим зарплаты и оформим больничные. Страхуем от ошибок на миллион рублей!

Точка безубыточности в натуральном выражении: порядок расчета

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Этот вариант применяется, если вы продаете один товар (оказываете одну услугу, выполняете один вид работ), запускаете новый продукт или ведете проектную деятельность.

Вы получите количество товаров, которые нужно продать, услуг, которые нужно оказать, или работ, которые нужно выполнить, чтобы выйти в ноль и начать получать прибыль.

Формула для расчета:

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Пример расчета точки безубыточности в натуральном выражении для ателье

Индивидуальный предприниматель хочет открыть небольшое производство для пошива бюджетного постельного белья. Он прикинул, что постоянные издержки (аренда помещения под цех, обслуживание оборудования, зарплата швей и отчисления за них) составят около 100 000 рублей в месяц.

Переменные затраты на пошив одного комплекта белья — 500 рублей.

Планируемая розничная цена комплекта белья — 1 000 рублей.

Нужно сшить и продать 200 комплектов белья в месяц, чтобы покрыть расходы и выйти в ноль. С 201 проданного комплекта бизнес начнет приносить прибыль.

Зная точку безубыточности в натуральном выражении, можно получить ее денежный эквивалент, умножив полученное количество единиц товара на стоимость каждой. В нашем случае это 200*1 000 = 200 000 рублей.

Пример расчета точки безубыточности в натуральном выражении для ателье

Точка безубыточности в денежном выражении: порядок расчета

Этот вариант используется для бизнесов с большим ассортиментом товаров или услуг. Например, магазинов и ресторанов.

Вы получите сумму, которую нужно заработать, чтобы выйти в ноль и начать получать прибыль.

Формула для расчета:

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Пример расчета точки безубыточности в денежном выражении для магазина хозтоваров

Предположим, наш индивидуальный предприниматель разочаровался в бизнесе по пошиву постельного белья и рассматривает вариант покупки небольшого магазина со всякой мелочевкой для дома. Текущий владелец заявляет такие показатели:

Средняя выручка — 200 000 рублей.

Постоянные затраты (зарплата продавца, аренда помещения) — 35 000 рублей.

Переменные затраты (закупка и доставка товара) — 100 000 рублей.

При продаже товара на 70 000 рублей в месяц ИП покроет все расходы и выйдет в ноль. Если заработает больше, начнет получать прибыль.

Как часто нужно производить расчет точки безубыточности предприятия

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Анализ результатов расчета точки безубыточности предприятия

Получить цифру мало, нужно еще грамотно использовать ее для развития бизнеса. Рекомендуем сосредоточиться на трех моментах:

Стоимость обслуживания в Фингуру зависит в том числе от количества хозяйственных операций. Если масштабы деятельности изменились, мы обсудим уменьшение объема работ и стоимости, чтобы вы не переплачивали. Минимальная цена в месяц: от 3 300 рублей для ИП, от 6 600 рублей для ООО.

Источник

Точка безубыточности: как рассчитать и пользоваться для оценки состояния бизнеса

Закапываемся в расчеты: какой должна быть структура затрат и насколько устойчива компания на случай форс-мажоров и кризиса?

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Елена Мюллер

Финансовый директор консалтбюро «Нескучные финансы»

Бывает, в компанию вложено много денег, а она все равно работает в убыток. В финансовом анализе есть инструмент, который поможет увидеть проблему. Это точка безубыточности.

Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности — объем выручки, при котором компания покроет все свои затраты — постоянные и переменные. Грубо говоря, когда компания сработает в ноль: ничего не заработает, но и ничего не потеряет. После этой точки каждая следующая продажа приносит прибыль.

Точку безубыточности называют : точка равновесия, порог рентабельности, точка нулевой прибыли, BEP — от английского break even point. По сути, это все одно и то же.

Чаще всего ее называют CVP Analysis по первой аббревиатуре английских слов:

Точку безубыточности можно считать в количестве товаров. Например, в штуках, килограммах, количестве сделок и т. д. Есть также формула для расчета в деньгах. Например, в рублях, долларах, евро и т. д.

Какие показатели нужны для расчета точки безубыточности

Для расчета точки безубыточности надо знать:

Цена за единицу товара — сколько денег компания получает за один товар или услугу при продаже.

Объем реализации товаров — общее количество товаров, которое отгрузили клиенту, или количество услуг, которое оказали клиенту за период — месяц, квартал, год.

Затраты. Структура всех затрат компании зависит от особенностей бизнеса. Они бывают постоянные и переменные.

Постоянные затраты не зависят от выручки и не меняются, когда компания начинает продавать больше или меньше товаров. Предприниматель обязан их оплачивать, даже если компания совсем ничего не продает.

В каждой компании может быть разный набор постоянных затрат. Например:

Если объем реализации растет, постоянные затраты не меняются.

Компания продает 1000 кг синтетического утеплителя в месяц. Но она нашла новые рынки сбыта и теперь продает 2000 кг в месяц. Помещение не увеличилось, зарплаты на персонал и рекламу — тоже.

Если объем реализации падает, постоянные затраты не меняются.

кризиса объем продаж компании упал. Теперь она продает не 1000 кг утеплителя, а 500 кг. Затраты на аренду помещения, ФОТ административного персонала и рекламу все равно остались такими же: 25 000 ₽.

Если мы берем не большую компанию, а самозанятых копирайтеров, программистов, дизайнеров, постоянные затраты могут быть такими:

Сколько бы текстов ни писал копирайтер, оплата интернета в месяц останется прежней.

Переменные затраты зависят от объема продаж. Если производство стоит, компания ничего не платит.

Переменные затраты зависят от типа бизнеса. В общем случае к ним относят:

У компании, которая производит синтетический утеплитель, такие переменные затраты в месяц.

Компания поставляет утеплитель. Каждый месяц реализует 1000 кг

Переменные затраты на тысячу килограммов — 113 500 ₽. Туда входит себестоимость, бонус менеджера за продажу, доставка.

За 1 килограмм: 113 400 / 1000 = 113,5 ₽

Если объем реализации растет, переменные затраты увеличиваются.

Компания выиграла тендер на госзакупку и теперь поставляет утеплитель по госзаказу для армии.

Объем реализации увеличился с 1000 до 3000 кг. Теперь надо покупать больше сырья и материалов. Расходы на доставку до клиента также выросли.

Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽
Стали: 3000 кг × 113,5 = 340 500 ₽

Если объем реализации уменьшается, переменные затраты уменьшаются.

Конкуренты стали продавать утеплитель дешевле. Компания продавала 1000 кг в месяц, но потеряла несколько клиентов и теперь может продать не больше 300 кг. Сырья и материалов теперь надо покупать меньше, бонус менеджера и затраты на доставку снизятся.

Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽
Стали: 300 кг × 113,5 = 34 050 ₽

Переменные затраты на 1 кг так и остались — 113,5 ₽

Переменные затраты для разных компаний отличаются. Например, для фрилансеров, это могут быть консультации или юридическая помощь при оформлении договора с клиентом. Чем больше клиентов, тем больше помощи юриста потребуется.

Выручка — на какую сумму компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг за расчетный период — месяц, квартал, год.

Выручка = Объем реализации (шт.) × Цена реализации (₽)

Компания продает 1000 кг утеплителя за 150 ₽ за кг

Выручка = 150 ₽ × 1 000 кг = 150 000 ₽

Маржинальный доход, или просто маржа, — выручка без переменных расходов. То есть компания покрыла все переменные затраты и еще осталось на покрытие постоянных расходов. После этого она может, например, снять более дорогой офис или нанять еще одного бухгалтера.

В процентах от выручки:

Или для единицы товара:

Маржу надо отличать от наценки. Подробнее о том, что такое маржа и как ее отличить от других показателей, написали в статье.

Как рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении

Если компания продает один товар или услугу, удобнее считать точку безубыточности в натуральном выражении. А если проще — сколько штук товара или количества услуг надо продать, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты. Например, компания делает одинаковые стулья, онлайн-школа продает один и тот же обучающий курс.

Алгоритм расчета такой:

Формула точки безубыточности:

Расчет точки безубыточности для компании, которая производит утеплитель:

ПоказательРасчетРасчет в цифрахРезультат
ВыручкаЦена × Объем продаж150 ₽ ×1000 кг150 000 ₽
Постоянные затратыАренда + ФОТ рабочих + реклама8000 ₽ + 12 000 ₽ + 5000 ₽25 000 ₽
Переменные затраты на ед. товараСебестоимость + Бонус менеджера + Доставка100 ₽ + 7,5 ₽ + 6 ₽113,5 ₽
Маржа на ед. товараЦена за ед. товара − Переменные затраты на ед. тов.150 ₽ − 113,5 ₽36,5 ₽
Точка безубыточности в натуральном выраженииПостоянные затраты / Маржа на ед. тов.25 000 ₽ / 36,5 ₽685 кг

Это значит, что при продаже 685 килограммов утеплителя в месяц компания покроет постоянные и переменные расходы. Выручка и прибыль в точке безубыточности будут равны нулю. Если компания будет продавать больше, она начнет получать прибыль.

Как рассчитать точку безубыточности в деньгах

Для компаний, которые продают много разных товаров. Если товаров больше, чем один, рассчитать точку безубыточности для каждого товара практически невозможно. В таких случаях точку безубыточности рассчитывают в денежном выражении.

Простым языком — на какую сумму надо продать товаров или услуг, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты.

Алгоритм расчета такой:

Формулы расчета точки безубыточности в деньгах:

Можно рассчитать и так:

Можно сразу посчитать маржинальность:

Тогда точка будет выглядеть так:

Опять пример точки безубыточности. После расчетов становится ясно, что при продаже на 102 740 ₽ утеплителя в месяц компания покроет все свои расходы.

ПоказательРасчетРасчет в цифрахРезультат
ВыручкаЦена × Объем продаж150 ₽ ×1 000 кг150 000 ₽
Постоянные затратыАренда + ФОТ рабочих + реклама8000 ₽ +12 000 ₽ + 5000 ₽25 000 ₽
Переменные затратыСебестоимость + Бонус менеджера + Доставка100 000 ₽ + 7500 ₽ + 6000 ₽113 500 ₽
МаржаВыручка − Переменные затраты150 000 ₽ − 133 500 ₽36 500 ₽
Маржинальность в %Маржа / Выручка36 500 ₽ / 150 000 ₽24%
Точка безубыточности в деньгахПостоянные расходы / Маржинальность в %25 000 ₽ / 24%102 740 ₽

Для компаний, которые занимаются проектной деятельностью, надо посчитать в количестве сделок. Сюда относим компании, которые получают деньги за определенный комплекс работ. Например, возводят металлические конструкции, строят дома по проекту и т. д. Особенность в том, что эти компании могут и за одну сделку покрыть все свои расходы и выйти в прибыль.

Если проект стоит 1,8 млн рублей, а точка безубыточности — 1,2 млн рублей, получается, что компания может покрыть все свои расходы за одну сделку.

В этом случае сначала надо рассчитать точку безубыточности в деньгах, а потом посмотреть, сколько сделок окупят эту сумму.

Как рассчитать точку безубыточности в Excel

Для быстрого расчета точки безубыточности удобно использовать Excel или, например, гугл-таблицы:

Анализ точки безубыточности

Рассчитали точку безубыточности. Что делать дальше.

Шаг 1. Посмотреть, на какой день месяца получается заработать прибыль. Если бизнесу удается достичь точки безубыточности в середине месяца, это хороший показатель, меньше — у компании больше риска начать работать в убыток.

Компания по производству утеплителя достигает точки безубыточности на 24-й день месяца. То есть 24 дня из 30 она работает на покрытие затрат и только 6 дней получает прибыль.

Если случится форс-мажор, например простой, снежные заносы, отсутствие сырья, уже на седьмой день компания уйдет в убыток.

Такое происходит со многими компаниями, например, в период новогодних каникул, когда спрос на непродовольственные товары падает.

Шаг 2. Проанализировать постоянные и переменные затраты. В условиях кризиса лучше, чтобы переменных затрат было больше, чем постоянных. Постоянные затраты в этом случае делают бизнес финансово неустойчивым. Небольшое снижение спроса — и бизнес уже еле держится на плаву.

В периоды неопределенности лучше сокращать постоянные затраты или переводить их в переменные.

Во время пандемии компания отказалась от аренды офиса класса А, перевела офис на коворкинг, перевела собственную бухгалтерскую службу на аутсорсинг с оплатой в зависимости от количества документов, заменила собственную логистическую службу на стороннюю, которую привлекала только под конкретный заказ. Компания снизила постоянные издержки и увеличила прибыль.

Если спрос на товар или услугу растет, компания может заработать больше прибыли, отказываться от постоянных затрат не стоит.

Во время кризиса компания вместо одежды стала шить маски и постоянно наращивала объем продаж. Постоянные затраты компании не изменились. Те же работники работали на том же оборудовании. Все затраты покрывались доходом от продаж.

Если в структуре бизнеса без больших постоянных затрат не обойтись, надо наращивать продажи и автоматизировать процессы.

Например, магазин может развивать онлайн-продажи — подключить оплату товаров на сайте: картами, с помощью сервисов Apple Pay, Google Pay, оплату по ссылке в соцсетях и т. д.

Ozon и Amazon привлекают покупателей низкими ценами. У компаний большие постоянные издержки: склады, сервисная служба, своя служба доставки и т. д. Они пытаются покрывать свои расходы за счет больших объемов продаж.

В случае с премиальным сегментом, где тоже большие постоянные затраты, можно работать над узнаваемостью бренда, повышать уникальность товаров или услуг.

Бутик расположен в престижном районе с дорогой арендой, работают опытные продавцы-стилисты. За счет этого постоянные расходы больше переменных.

Чтобы продавать по премиум-ценам, бутик предлагает одежду модного дизайнера. Все товары в одном экземпляре. В услуги входит подбор стилистами капсульного гардероба, создание вечернего образа, подбор обуви, сумочек и аксессуаров. Большие постоянные издержки покрываются высокой ценой товара.

Если компания новая и стабильный спрос на продукт предсказать сложно, лучше не наращивать долю постоянных затрат.

Ресторатор открыл кафе в центре города с дорогой арендой, сделал дизайнерский ремонт, нанял опытных поваров. Через некоторое время рядом открылось еще несколько похожих заведений. Клиентов в кафе стало гораздо меньше.

Кафе еще время работало с таким количеством посетителей, но аренда и зарплата поварам съедала всю прибыль и даже больше. В конце концов, деньги кончились и кафе закрылось. Все большой доли постоянных затрат.

Если компания давно и стабильно работает на рынке, умеет прогнозировать спрос, научилась окупать постоянные расходы, рост постоянных затрат может стать катализатором развития. Как, например, у небольшого фермерского хозяйства.

У хозяйства стабильный спрос на молочную продукцию. Есть постоянные клиенты и появляются новые. Есть свой сайт, где можно выбрать товар и оплатить онлайн. Организована доставка.

Владелец бизнеса решил купить еще цех, где будет производить сыры. Клиенты с удовольствием стали покупать сыр. Средний чек увеличился за счет новой продукции. Постоянные затраты окупились.

Шаг 3. Проанализировать цены. Возможно, проблема в цене продажи — слишком высокая или, наоборот, низкая. Тогда логично провести дополнительные маркетинговые исследования, изучить цены конкурентов.

Как контролировать затраты

Как контролировать переменные затраты:

Как контролировать постоянные затраты:

В каких случаях нужна точка безубыточности

Точка безубыточности поможет:

При планировании нового бизнеса и разработке франшизы можно изучить рынок, структуру доходов и расходов конкурентов или компании-франчайзера и построить похожую финансовую модель.

Франчайзи решил открыть прачечную. У компании-франчайзера он узнал переменные и постоянные затраты для этого вида бизнеса. Цену услуг взял как среднее от цен конкурентов в этом районе. На основании этого построил финансовую модель для себя.

При расчете точки безубыточности оказалось: постоянные и переменные затраты будут на среднем уровне, а вот цена продажи в этом районе ниже. Франчайзи покроет свои расходы только на 30-й день месяца → он может отказаться от этого варианта и попробовать, например, открыть кофейню.

Расчет точки безубыточности даст ориентир, сколько надо продавать товаров или услуг, чтобы покрыть расходы, и есть ли перспективы получить прибыль при существующих условиях.

Для инвестиционного этапа расчет точки безубыточности использовать сложнее

На инвестиционном этапе — когда покупают основные средства, оборудование, делают ремонт — обычный алгоритм расчета не подходит. В этом случае лучше использовать другие финансовые инструменты и учитывать чистую приведенную стоимость проекта (NPV).

Точка безубыточности больше всего подходит для этапа, когда расходы компании уже легко спрогнозировать.

При корректировке существующего проекта и выводе бизнеса из кризиса расчет точки безубыточности нужен, чтобы проанализировать структуру и состав затрат. Можно наблюдать, как меняются показатели в динамике, и вовремя переводить постоянные затраты в переменные, оптимизировать существующие затраты, следить за ценой закупки сырья или товара.

При продаже бизнеса расчет нужен, чтобы понять эффективность бизнеса, перспективы получения прибыли и с учетом этих данных определить цену продажи.

Например, продаются два кафе на соседних улицах. Выручка у кафе одинаковая, но в первом стоимость аренды больше.

Если рассчитать точку безубыточности, будет видно, что при таких постоянных расходах первому кафе надо зарабатывать больше, чтобы покрывать затраты. Продать по такой же цене первое кафе будет сложно. Покупатель, скорее всего, предпочтет второе как более перспективное.

В этом случае точкой безубыточности можно пользоваться как экспресс-методом. На этом этапе покупатель может решить, надо ли проводить всестороннюю оценку бизнеса.

Достоинства и недостатки точки безубыточности

Плюсы точки безубыточности:

Минус — ограниченность: модель больше рассчитана на условия стабильного рынка. Например, при расчете сложно учесть резкие колебания спроса, сезонность, изменения конкурентной среды, появление новых технологий и т. д. Все это ведет к погрешностям.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как организовать вебинар и заработать на нем

Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире

Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше

CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса

Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики

Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте

Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.

что показывает точка безубыточности в денежном выражении

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *