что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Воспитываем в детях толерантность. Почему так важно говорить о расизме и терпимости?

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

В последнее время мы всё чаще замечаем проявления агрессии, озлобленности и жестокости у наших детей. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной массы: имеет другую национальность или особенности развития, носит очки или исповедует мусульманство.

Поэтому сегодня мы поговорим о такой важной теме, как воспитание толерантности у подрастающего поколения. Почему это так важно, стоит ли говорить с ребёнком о проблемах расизма и дискриминации и что делать родителям, если сын или дочь стали жертвой травли по национальному признаку?

Содержание:

Что такое толерантность?

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

В 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, которую подписали 185 стран мира, в том числе и Россия.

Согласно этому документу, толерантность – это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев. Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету кожи, религии и другим признакам.

Основный принцип толерантности звучит так: «Я вижу, что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это».

Быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию.

Толерантность – это активная жизненная позиция, признание права на индивидуальность. Это желание помогать людям, делать мир лучше.

Толерантный человек имеет такие характеристики личности, как взаимоуважение, доброжелательность, уступчивость и коммуникабельность.

Проблема толерантности в России и в мире

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Вопрос терпимости и уважения является сейчас одним из самых обсуждаемых в мире. Это неудивительно, поскольку национальные и религиозные различия всё чаще и чаще становятся причиной конфликтов между людьми, проживающими на одной территории.

В Европе, например, в связи с большим потоком мигрантов с Ближнего Востока, участились случаи нападения на беженцев радикально настроенных коренных жителей, которые выступают против «исламизации» своих стран.

А мигранты-мусульмане, в свою очередь, также провоцируют конфликты своим пренебрежительным отношением к европейским традициям и святыням.

В России проблема толерантности была актуальна всегда. Поскольку наша страна многонациональна, на её территории с давних пор уживается большое количество разных народов со своими традициями и обычаями.

Разделение «мы и они», «свой и чужой» было всегда. Представители разных культур старались держаться обособленно, защищая свои этнические взгляды, нередко путём кровопролитных войн.

Но времена меняются, и люди, к счастью, стали понимать, что «отличные» взгляды и обычаи не значит «плохие». Что каждый человек имеет право на своё мировоззрение и свои ценности. И это право нужно уважать.

Почему так важно говорить об этом с детьми?

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

В 2004 году в Санкт-Петербурге произошёл поражающий своей жестокостью случай. Выходец из Таджикистана возвращался с катка со своей 8-летней дочерью и племянником. Внезапно на них выскочила группа вооруженных подростков и с криками «Россия – для русских!» стала избивать семью. В результате мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, его племянник – ножевые ранения, а девочку спасти не удалось – она умерла от потери крови.

Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.

В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.

Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2019 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.

Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2020 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.

Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.

Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».

Что должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям?

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Даже для взрослого человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом с собственным ребёнком.

Но чем дольше родители откладывают такой разговор, тем выше вероятность, что у ребёнка сформируются собственные убеждения под влиянием общества. И нет гарантии, что он будет проявлять терпимость и уважение к людям другой национальности.

Начиная обсуждать с ребёнком тему толерантности, мамам и папам нужно иметь в виду особенности возраста.

Для малышей естественно выбирать партнеров для игр с таким же цветом кожи, как их собственный.

В то же время в 3-4 года они уже начинают обращать внимания на расовые различия. Например, ребёнок на улице может сказать: «Мама, смотри, этот мальчик чёрного цвета!». Или: «Почему у этой девочки такие узкие глаза?».

Советы родителям дошкольников:

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

1. Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас

Обсудите с ребёнком, как важно не просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.

Вот список мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с дошколёнком.

Мультфильмы про расовые различия:

Мультфильмы про толерантное отношение к детям с особенностями развития:

2. Если ребёнок обращает внимание на национальные или расовые различия других детей, сделайте акцент на этом моменте

«Да, у этого мальчика действительно темная кожа. Девочка Маша из твоей группы носит очки, а у нашей соседки Асемы узкий разрез глаз. Мы все разные, и это здорово!».

Только научите его не высказываться публично и не показывать на людей пальцем, это некультурно и невежливо по отношению к ним.

3. Будет полезно, если вы приобретете для ребёнка набор кукол или фигурок разных рас и национальностей

И заодно расскажите об их традициях и обычаях. Также можно купить красочные книги с картинками об истории народов мира.

Ваша основная задача – познакомить ребёнка с миром, где живёт огромное множество людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. Это будет первый шаг ребёнка на пути к доброте и толерантному отношению ко всем, кто его окружает.

В младшем школьном возрасте с детьми уже можно говорить не только о различиях между представителями разных народов и культур, но и о негативном к ним отношении со стороны некоторых людей – о расизме и национализме.

Советы родителям школьников:

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

1. Все понятия объясняйте доступным и понятным для ребёнка языком

2. Обсудите с ребёнком проблему толерантности и дискриминации в форме активного диалога

Спросите, есть ли в его классе дети других национальностей или ребята с особенностями развития и как он к ним относится. Узнайте, не подвергаются ли эти дети насмешкам со стороны одноклассников и справедливо ли это – унижать людей за то, что они чем-то отличаются от нас.

3. Посетите вместе с сыном или дочерью проходящие у вас в городе фестивали национальных культур

Попробуйте традиционные блюда, пообщайтесь с представителями разных народов. Доносите до ребёнка, что разнообразие делает наш мир богаче и удивительнее, а многовековая история каждого народа или культуры достойна уважения. Это то, что было до нас и останется после.

4. Посмотрите вместе фильмы, где расовая проблема выступает на первый план

Обсудите с ребёнком, какое он видит решение этого вопроса и стоит ли вообще бороться с дискриминацией.

Фильмы для семейного просмотра:

К подростковому возрасту у ребят начинают формироваться собственные убеждения и ценности, зачастую под влиянием сверстников и общественных настроений.

К сожалению, многие начинают придерживаться дискриминационных взглядов, касающихся как национальных, так и других отличий между людьми. Нетерпимость может перерасти в травлю и унижение, а отсюда недалеко и до националистических убеждений.

Советы родителям подростков:

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

«Мой сын – националист, что делать?»

Случай из практики. На консультацию к психологу пришла мама 13-летнего Димы. Едва сдерживая слёзы, она рассказала следующую историю:

«Мы с мужем всегда старались воспитывать нашего сына правильно, так, как нужно. О том, что в мире все люди разные, он, конечно, знал с самого детства. Мы и мультики с ним смотрели, и книжки читали про историю народов.

А тут, представляете, я случайно наткнулась на его переписку ВКонтакте (он, как обычно, забыл закрыть свою страницу), а там такой ужас…. Оказалось, что мой сын и ещё двое ребят издеваются над мальчиком-азербайджанцем, который перешёл к ним в этом году в класс. И чуркой его называют, и угрозы ему всякие пишут….

Сказать, что я была в шоке – это не сказать ничего. Рассказала всё мужу, вечером устроили Диме выволочку, а он в ответ: «Ну и что такого? Он и правда чурка! Ненавижу его! Пусть возвращается в свой аул, а здесь ему делать нечего!».

У меня так и руки опустились. Скажите, что мы сделали не так? Почему наш сын стал таким?».

Как правило, дискриминационные взгляды у детей начинаются с малого. С обидных шуток в сторону одноклассника, непохожего на других. С неуважения и глумления над чужими традициями и обычаями. И если в ситуацию вовремя не вмешаются родители и педагоги, сын или дочь может примкнуть к радикальному национализму.

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Стоит бить тревогу, если ребёнок:

Что делать родителям:

Чем раньше ребёнок осознает, что «другой, не такой, как я» не значит «плохой», тем меньше вероятность, что в будущем он превратится в агрессора, способного унижать и травить людей, которые чем-то отличаются от него.

Ребёнок – жертва дискриминации

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

По данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2016 году, почти треть родителей стараются ограничивать общение своих детей с детьми мигрантов, а также позволяют себе негативные высказывания в их адрес. Поэтому нисколько не удивительно, что подобное поведение перенимают и дошколята, и подростки.

Что делать, если ваш ребёнок в детском саду, школе или на улице столкнулся с пренебрежительным отношением или насмешками из-за своей национальности:

Советы психологов

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Быть толерантным – это значит быть открытым для всего национального и культурного разнообразия нашей жизни. Воспитывая в детях толерантность, мы учим их не только уважению и терпимости, но и даём им возможность изменить этот мир к лучшему!

Скажем ТРАВЛЕ «НЕТ» вместе! Ещё больше материалов на тему буллинга:

Источник

Проект. Что помогает нам лучше понимать друг друга.

что помогает нам лучше понимать другого представителя другой национальности вероисповедания

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9 Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Учебно-исследовательский проект по обществознанию. Что помогает нам лучше понимать друг друга. Работу выполнила: ученица 10А класса Петрусёва Полина. Руководитель: учитель истории и обществознания Киселева И.С. Ярцево 2018

Цель работы: выделить основные факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации. Задачи: 1) Изучить литературу по теме исследования. 2) Провести анкетирование для более объективного исследования. 3) Проанализировать полученные данные. 4) Создать буклет-памятку «Давайте жить дружно!» Объект: взаимоотношения между разными социальными группами и общностями. Предмет исследования: факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации. Методы: анкетирование, анализ, систематизация.

Гипотеза: только семья является основным фактором, влияющим на успешную социальную коммуникацию. «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности, отзывчивости – это семья». В.А. Сухомлинский.

Социальная коммуникация – это всё многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни. К ним мы относим, прежде всего, общение и межличностные отношения.

Тест. 1. Влияет ли семья на формирование толерантности? А)Да, человека создаёт его семья Б)Нет, от семьи ничего не зависит В) Не особенно, всё дело в темпераменте. 2. Вы испытываете сложности в общении с другими людьми? (разной возрастной категории) А) Да, я не нахожу общих интересов Б) Нет, мне легко общаться со всеми людьми В) Только с представителями другой национальности. 3. Интересуетесь ли вы культурой других народов? А)Да, всегда интересно узнавать что-то новое Б)Нет, мне это не нужно В) Пусть они интересуются моей культурой 4.Часто ли вы общаетесь с представителями других наций, конфессий? A) Да, я общаюсь с друзьями по переписке Б) У меня не было такой возможности В) Против такого общения 5. На ваш взгляд, государство способствует развитию межнациональных отношений? А) Да, существуют различные программы Б) Нет, государство не интересуется такими вещами

Результаты исследования. Вы испытываете сложности в общении с другими людьми? (разной возрастной категории)

Результаты исследования. Часто ли вы общаетесь с представителями других наций, конфессий?

Факторы, влияющие на успешную социальную коммуникацию. Семья Темперамент Государство Возраст

Буклет-памятка «Давайте жить дружно!»

Выбранный для просмотра документ Проект.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №9 г. Ярцево Смоленской области.

Что помогает нам лучше понимать друг друга.

ученица 10А класса

учитель истории и обществознания

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие социальной коммуникации. Виды общения……….5- 6

1.2. Типы темпераментов…………………………………………. 7- 8

1.3. Возрастные особенности коммуникации……………………. 9-11

1.4. Национальная политика государства………………………….12-13

2. Практическая часть

2.1. Анализ результатов социологического исследования………..14-15

2.2. Обобщение полученной информации………………………..16-17

С появлением общества возникла необходимость находить общий язык, понимать друг друга. Чем дальше общество развивалось, тем больше появлялось проблем во взаимоотношениях между людьми. Невозможность понять и принять другого человека, культуру, народ в целом, нередко перерастала в конфликты и даже войны. Столько тысячелетий существует мир и, кажется, к XXI веку, люди уже должны научиться пониманию и бесконфликтному существованию. Но эта проблема актуальна по сей день. Более того межэтнические и межрелигиозные конфликты приобрели новые обороты и теперь нам как никогда ранее необходимо идти на уступки и компромиссы. А для этого нужно с ранних лет воспитывать в наших детях это умение, потому что именно в этом возрасте закладываются основы их поведения касательно других людей. В этом практическая направленность моего проекта: помочь детям научиться понимать друг друга.

Цель работы: выделить основные факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации.

1) Изучить литературу по теме исследования.

2) Провести анкетирование для более объективного исследования.

3) Проанализировать полученные данные.

4) Создать буклет-памятку «Давайте жить дружно!»

Объект : взаимоотношения между разными социальными группами и общностями.

Предмет исследования: факторы, влияющие на успешность социальной коммуникации.

Гипотеза: только семья является основным фактором, влияющим на успешную социальную коммуникацию.

Методы : анкетирование, анализ, систематизация.

Этапы работы над проектом

Подбор необходимого для предварительного изучения материала. Предварительная формулировка темы проекта.

Постановка проблемы и формулировка темы проекта

Выявление проблемы и окончательное формулирование темы проекта.

Определение целей и задач проекта

Формулирование цели и задач исходя из поставленных проблем­ных вопросов.

Реализация проектной деятельности

сбор и изучение теоретического материала

отбор необходимой информации

анализ полученных результатов анкетирования

создание продукта проекта

Составление буклета-памятки «Давайте жить дружно!»

Выводы (итог) проекта

Достижение поставленной цели, подтверждение (опровержение) гипотезы, оценка собственных успехов в исследовательском проекте.

Изложение результатов и демонстрация буклета-памятки.

Понятие социальной коммуникации. Виды общения.

Социальная коммуникация – это всё многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни.

К ним мы относим, прежде всего, общение и межличностные отношения. (2)

Общение – это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Существуют разные классификации общения.

1. Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например, при проведении переговоров между враждующими сторонами.

2. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное общение между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое – общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

3. В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.

Манипулятивное- это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.

Но для того, чтобы общение осуществлялось необходимо умение, желание общаться. Этому умению мы начинаем учиться с самого рождения и нашим проводником в этом нелёгком деле становится семья. Семья является первым социальным институтом, участвующим в процессе воспитания, именно она прививает нам манеры общения. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. С точки зрения Т. Парсонса, семья – основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности ребенка, ребенок – пустой сосуд, который надо наполнить культурой.

Но почему воспитанный человек может ответить грубо? Может быть это связано с его темпераментом?

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темпераменты людей исследовались еще со II века до н. э. Именно тогда Клавдий Гален выделил четыре типа, которые используются до сих пор.

Холерик. Люди с таким темпераментом неуравновешенны и вспыльчивы. Их настроение может измениться в любую минуту. Кроме того, им свойственны частые и бурные вспышки гнева или другие яркие проявления чувств.

Холерик думает, а, следовательно, говорит быстро и эмоционально. Ему трудно удержать мысль, потому он быстро переходит с темы на тему. Воспринимать информацию он так же быстро. Долгие и подробные объяснения могут даже его разозлить. Холерику нравятся собеседники, которые умеют вовремя задавать уточняющие вопросы, помогая удержаться в теме разговора и углубиться в неё. Чтобы добиться внимания холерика сообщение должно быть эмоциональным, образным и динамичным. В целом стиль общения холерика по эмоционально-волевой окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью, богатством используемых средств.

Флегматик очень основателен по жизни и в общении. Долго вникают в тему, но, вникнув, копает очень глубоко. В изложении мыслей последователен, но иногда слишком углубляется в детали. Очень стабилен эмоционально, поэтому создаёт впечатление хладнокровного, сдержанного собеседника. Флегматики любят, когда их основательность замечают и оценивают по достоинству. Пара уточняющих вопросов к его подробному объяснению помогут вам углубить контакт с ними.

Возрастные особенности коммуникации.

Но даже хорошо зная темперамент собеседника всегда есть вероятность войти с ним в конфликтную ситуацию. Чаще всего это происходит в силу разного возраста. Ссоры между старшим и младшим поколениями происходили всегда. Отец и сын, мать и дочь, бабушка и внук размолвки неизбежны, то что для одних пережиток прошлого для других лучшее будущее. И у каждого возрастного промежутка есть своя модель поведения.

А. Г. Рузская, в своей книге «Развитие общения дошкольников со сверстниками» (1989), выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Общение со сверстниками достигает максимума в 11-13 лет. При этом желание помочь товарищу – довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми.

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций. Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей – с 16% в седьмом классе до 40% в девятом, у девушек – соответственно с 25 до 50%, что связано с формированием самосознания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *