что помогает освоить опорный прыжок
Физическая культура. 4 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса
Урок № 23. Опорный прыжок.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён обучению опорному прыжку (разминке с подводящим упражнением; фазам выполнения опорного прыжка; технике выполнения опорного прыжка); разучиванию игры «Чехарда».
Стойка – статичное положение тела.
Гимнастика – совокупность упражнений, направленная на развитие гибкости человека.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Гимнастические прыжки развивают скорость, ловкость, координацию движений. Они доступны практически всем, независимо от возраста, пола и уровня подготовленности. Умение легко выполнять прыжки – показатель хорошей подготовки. Прыжки используются в гимнастических выступлениях разного уровня, они придают соревнованиям эмоциональность и зрелищность. Прыжки подразделяют на две группы: простые (прыжки в длину, высоту, со скакалкой) и опорные. Опорные прыжки – прыжки с преодолением с разбега гимнастического снаряда. В нашем случае это гимнастический козёл.
Сначала походите обычной ходьбой, затем меняя темп, пройдитесь на носках и пятках, потом пробегите несколько кругов. Далее, выполните по 10 приседаний и выпадов вперед и в стороны.
Повороты и наклоны
Выполните повороты головы влево и вправо, круговые движения головой, упражнения выполняются плавно, без резких движений. Затем сделайте наклоны туловищем.
Прыжки через скакалку
Возьмите скакалку и выполните прыжки, удобным для вас способом в течении 1 минуты.
Прыжки из упора лежа
Прыжки выполняются из упора лежа на полу толчком ногами садимся на пятках, затем в быстром темпе выполняем из упора лёжа на полу прыжок вверх прогнувшись. Повторяем 5—6 раз. Далее разберем прыжок через козла по фазам выполнения.
Разбег проводится с постепенным ускорением. Резкие изменения скорости помешают при выполнении прыжка. Займите то исходное положение, из которого вы обычно начинаете бег. Не надо стартовать слишком резко. Все движения выполняются плавно и естественно. Расстояние до снаряда для новичков составляет примерно 10 м. Техника бега такая же, как при беге на короткие дистанции. Подберите для себя нужную дистанцию, выполнив несколько раз разбег.
Имеет значение, как приземлиться на мостик. Необходимо приземляться на носки, ноги при этом должны быть практически ровными и напряжёнными. Стопы должны встать параллельно друг другу на мостике. После приземления ноги необходимо выпрямить в коленях, тело немного наклоняется вперёд, округлив спину.
Полёт и касание снаряда руками
В фазе полета делаем мах ногами назад и разгибаем туловище. Это подготавливает к быстрому сгибанию суставы таза при последующем толчке. Толчок включает: установку рук на опору (поверхность козла); приём удара со сгибанием локтевых суставов и проседанием в плечах; активный толчок, когда плечи перемещаются вверх, а руки выпрямляются, сгибаются запястья. Важно совместить рывок туловищем и толчок руками, что приводит к подъёму таза и остановке ног, это позволяет более высоко взлететь.
Полёт после толчка
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Какой фазы выполнения опорного прыжка нет на рисунке?
Не хватает фазы разбега. Это можно определить по информации из объясняющего модуля.
2. Слова по теме урока.
Найдите семь слов по теме урока.
По вертикали: прыжок, спорт, чехарда.
Методика обучения технике опорных прыжков
Опорные прыжки делятся на три группы:
1. Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голову. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др.
2. Прыжки переворотом, при выполнении которых гимнаст проходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.
3. Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гимнаста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через козла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинированные снаряды.
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения технике опорных прыжков»
Методика обучения технике опорных прыжков
Учитель физической культуры
Захаров Андрей Алексеевич
В школьную программу входят простейшие прыжки через гимнастического козла и коня.
Опорные прыжки делятся на три группы :
1 . Прямые прыжки , для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голову. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др.
2. Прыжки переворотом , при выполнении которых гимнаст проходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.
3 . Боковые прыжки , при выполнении которых ОЦМ тела гимнаста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через козла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинированные снаряды.
Различают следующие фазы опорного прыжка:
При освоении опорных прыжков вначале рекомендуется:
Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.
Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, с амортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо.
Длина и скорость разбега зависят от характера прыжка, длины и высоты снаряда, от физической подготовленности занимающихся. Обычно для выполнения прямых прыжков требуется большая длина и скорость, чем для боковых прыжков. Длина разбега обычно не превышает 8-12 метров, для выполнения прыжков с бокового разбега 5-6 метров. Разбег должен быть равномерно ускоренным, скорость его возрастает постепенно и достигает наибольшей величины перед предварительным толчком одной ногой.
Разбег и толчок ногами – единое целостное действие. Наскок на мостик, является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка ногами и всего прыжка в целом. Наскок на мостик выполняется с сильнейшей /толчковой/ ноги.
1. Ходьба перекатом с пятки на носок, высоко поднимаясь на носки.
2. Прыжки на месте с опорой руками о рейку гимнастической лестницы.
3. Подскоки на месте на одной ноге, положив другую ногу, вытянутую вперед, пяткой на опору повыше.
4. Стоя на месте, имитация взмаха руками, поднимаясь на носки прямых ног в момент взмаха.
Последовательность обучения (продолжение).
6. Стоя ноги врозь поперек скамейки, прыжки на скамейку с прямыми ногами со взмахом рук.
7. С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе ноги и в темпе прыжок вверх; то же с двух, трех шагов разбега.
8. С гимнастической лестницы (скамейки) соскок и в темпе прыжок вверх.
9. С высоты /тумбы/ соскок на мостик и в темпе прыжок вверх.
10. С небольшого разбега напрыгнуть на мостик и приземлится на горку матов (прыжок прогнувшись, прыжок ноги врозь, прыжок согнув ноги, с поворотом на 90°, на 180°, на 360°.
11. С небольшого разбега напрыгнуть и в полете на мостик и достать головой предмет подвешенный над матом (шарик).
Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.
Полет после толчка руками определяет вид прыжка: согнув ноги, ноги врозь, согнувшись и др. От качества выполнения этой фазы в наибольшей степени зависит оценка прыжка в целом. Чем дольше сохраняется фиксированное положение тела в полете, тем выше качество исполнения прыжка. Высота и длина полета после толчка руками зависят от вертикальной и горизонтальной скорости, направления и силы толчка руками и ногами, а также от характера прыжка.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину
Прыжок ноги врозь через козла в ширину
Упражнение усложняется за счет увеличения высоты снаряда и расстояния от него до мостика.
Страховка и помощь оказываются:
Прыжок согнув ноги через козла в ширину
Прыжок согнув ноги через козла в ширину
Страховка и помощь оказываются:
Прыжок боком через коня в ширину
Одновременно с толчком ногами надо опереться руками о тело коня и, поднимая таз, согнуться в тазобедренных суставах. Продолжая движение ног в сторону-вверх и передавая вес тела на левую (правую) руку, опустить правую (левую) руку и разогнуться в тазобедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизонтально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плоскостью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду.
Прыжок боком через коня в ширину
Страховка и помощь оказываются стоя за конем со стороны приземления, немного сбоку в зависимости от движения ног прыгающего, за руки и под спину, сопровождая его до момента приземления.
Прыжок ноги врозь через коня в длину
Прыжок ноги врозь через коня в длину
Страховка и помощь осуществляется сбоку у дальней трети коня, обеими руками гимнаста поддерживают за плечо, двигаясь с ним вперед до приземления.
Тема 14. Методика обучения опорным прыжкам
Опорные прыжки в общеобразовательной школе представлены с 1-5 классы. Однако, обучению опорным прыжкам должна предшествовать предварительная подготовка, направленная на формирование умений и навыков, необходимых для выполнения различных прыжков, а также на укрепление и развитие мышц, преимущественно участвующих при их выполнении. Для успешного овладения опорными прыжками необходимо соблюдать следующую последовательность в обучении. Начинается она с освоения устойчивого приземления, разбега, наскока на мостик и толчка ногами. Полет до толчка руками и толчок руками, а также полет после толчка. Причем, обучение таких частей прыжка, как разбег, толчок ногами и приземление можно начинать на более ранних этапах.
Приземление. Устойчивость приземления во многом зависит от положения тела в полетеи в момент приземления, а также Правильности прихода на стопы. Обучение нужно начинать с прыжка прогнувшись. Выполняя его на полу из упора присев с препятствия и через препятствие (сместа).
Разбег при выполнении прыжков должен плавно повышаться, достигая наибольшей величины перед наскоком на мостик. Отсутствие технически правильного разбега негативно сказывается на всех последующих фазах прыжка. Разбег должен выполняться на передней части стопы и начинать его желательно из одного и того же исходного положения. Если разбег не «подходит» необходимо сделать следующее: встать на рабочую часть моста спиной к снаряду, начиная с левой или правой ноги сделать несколько (10-12) беговых равноускоренных шагов с последующим толчком двумя ногами от пола. Сделать поворот кругом встав на место отталкивания и начать разбег с той же ноги.
Для изучения замаха можно использовать следующие упражнения:
В обоих случаях конечное положение нужно фиксировать, обращая внимание на качество выполнения. При использовании гимнастического снаряда следует избегать ошибок показанных на рисунках
Толчок следует выполнять прямыми руками за счет работы в плечевых суставах.
Полет после точка руками. Данная фаза находится в прямой зависимости от скорости разбега и толчков ногами и руками; чем быстрее разбег и сильнее толчки, тем более высокий и далекий получается прыжок, что и ценится в опорных прыжках. Положение тела в полете, после толчка руками, должно приближаться к вертикальному.
Прыжок ноги врозь через козла. Для более успешного выполнения данного прыжка обучение следует начинать с подводящих упражнений :
— из виса на гимнастической стенке (лицом к стенке), мах двумя назад (счет «раз»), ноги врозь (счет «два»), соединить ноги (счет «три»), вис (счет «четыре»).
Это же упражнение можно выполнять в положении лежа, при этом следить за тем, чтобы ученики не поднимали плечи. Далее выполняем упражнение в упоре лежа.
При выполнении упражнения следует избегать толчка ногами и сгибания в тазобедренных суставах, руки при этом должны быть прямыми, также не следует оттягиваться от опоры.
При разведении ног тело должно находиться в слегка прогнутом положении. Выполняя прыжок в целом, могут возникнуть следующие ошибки:
— отсутствует толчок руками. Во время наскока на мостик руки должны быть впереди, при выполнении толчка руки должны быть несколько впереди плеч, толчок следует выполнять от себя, ане под себя;
— нет отлета следует увеличить разбег, а также толчки ногами и руками);
Прыжок согнув ноги. Приступая к обучению данного прыжка, следует знать, что принципиальных различий с прыжком ноги врозь нет, разница лишь в положении ног во второй фазе полета. Приступать к обучению следует с подводящих упражнений.
При выполнении упражнений следует избегать ошибки показаннойнарисунке;
Прыжок необходимо выполнять вверх, а не спрыгивать. Сгибая ноги коленями к груди, плечине опускать. Движения ногами следует выполнять быстро так, чтобы успеть выпрямить ноги до приземления.
4. С 2-3 шагов разбега вскок в упор присев (на козла).
5. То же упражнение с последующим быстрым вставанием, руки вверх наружу.
6. Выполнение прыжка в целом со страховкой.
Возможные ошибки при выполнении прыжка:
— отсутствие толчка руками и просовывание ног между рук (неправильное расположение кистей на снаряде, прыжок выполняется практически без разбега);
— ошибки, связанные с отлетом и приземлением те же, что и в прыжке ноги врозь.
Прыжок ноги врозь через коня в длину. Прежде чем приступать к обучению прыжка через коня в длину, необходимо, чтобы учащийся свободно прыгал через козла при расстоянии между мостиком и снарядом 120-140 см. Далее следует использовать коня (110-115 см) с положенным на него гимнастическим матом, что увеличивает площадь опоры и уменьшает чувство страха. Упражнения, показанные на рисунках, необходимы для адаптации и более детального осмысления двигательных действий.
При выполнении упражнений рисунка 1 нельзя вставать и поднимать плечи. Подобные ошибки приведут к натыканию на руки и прогибанию, что негативно скажется на толчке руками. Выполняя упражнение нужно задавать движение только вперед, прижимая таз книзу и руки ставить на коня так, чтобы плечи находились несколько сзади, а спина при этом была округлена.
— Прыжок боком через коня в ширину, с постановкой рук на край снаряда (ноги проходят вне проекции снаряда).
Чем выше занимающийся поднимется на опорной руке, и чем прямее он держит тело, тем устойчивость будет выше после овладения подводящими упражнениями можно приступать к выполнению прыжка в стандартных условиях.
Прыжок углом толчком одной и махом другой. Обучение данному прыжку начинаем со следующих подводящих упражнений:
— мост сбоку от коня у дальнего края (можно использовать козла). Выполнение прыжка в целом. С постановкой левой руки носки сомкнутых ног должны находиться на уровне плеч, затем следует разогнуться, подняв при этом правую руку вверх.,
Подготовительные упражнения для развития прыгучести.
1. Передвижение в упоре лежа в парах.
2. Наскоки в упоре лежа на возвышенность.
3. Быстрое сгибание и выпрямление рук в упоре лежа.
4. Хлопки руками в упоре лежа.
5. Прыжки в упоре лежа во всех направлениях.
1. Стоя на носках на краю гимнастического мата опустить пятки и подняться на носки.
2. Стоя у опоры в диагональной стойке, подняться на носки и опуститься на пятки.
3. Из того же исходного положения (п.2), выполнять упражнение попеременно на левой и правой ноге.
4. Пружинистые подскоки на двух (ноги не сгибать).
5. То же с продвижением вперед.
6. Из упора присев прыжок прогнувшись руки вверх наружу (в серии).
7. Стоя на гимнастическом мостике, подскоки на двух (от 20 с. до I мин.).
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 14. Техника опорного прыжка
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Техника прыжка ноги врозь через козла в ширину (девочки). Техника прыжка через козла в ширину (мальчики).
2. Значение опорных прыжков в физическом совершенствовании и воспитании морально-волевых качеств человека.
2. Упражнения, подводящие к освоению прыжка ноги врозь (девочки) и прыжка согнув ноги (мальчики).
3. Упражнения для развития двигательных качеств, необходимых для успешного овладения опорными прыжками.
Опорные прыжки — прыжки, при выполнении которых используется дополнительная опора руками.
Разбег — равномерно-ускоренное движение, используемое для последующего отталкивания.
Отталкивание — двигательное действие для придания телу вертикальной или горизонтальной скорости
Наскок на мостик — специальный прыжок на мостик двумя ногами, позволяющий использовать его реактивное движение для увеличения высоты отталкивания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Опорные прыжки — это вид соревнований в спортивной гимнастике. Опорными называются те прыжки, при выполнении которых выполняется промежуточная опора руками. Такая опора представляет собой короткое, энергичное отталкивание руками от снаряда.
Выполнение опорных прыжков помогает развивать координацию движений, быстроту, силу мышц ног и рук. Кроме физических качеств, опорные прыжки позволяют воспитывать смелость, решительность и настойчивость в достижении цели.
Опорный прыжок состоит из семи фаз:
При выполнении опорных прыжков важно соблюдать технику безопасности. Проверить устойчивость снаряда и мостика, на место приземления положить два слоя гимнастических матов. Опорные прыжки можно выполнять только под контролем учителя.
Перед выполнением опорного прыжка нужно подготовить мышцы и связки к предстоящей нагрузке. Для этого следует выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.
Для выполнения опорного прыжка необходимы следующие снаряды: гимнастический козел, гимнастический мостик, гимнастические маты.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину (девочки). Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать разведение ног. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры, после чего начать поднимать плечи, разогнуться в тазобедренных суставах и соединить ноги. Выполнить приземление.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину (мальчики).
Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать сгибание ног в коленных и тазобедренных уставах. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры после чего начать поднимать плечи, затем разогнуться в тазобедренных суставах и выпрямить ноги. Выполнить приземление.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста
Выберите элемент: Множественный выбор
Информация о тестовом вопросе
Снаряды для опорного прыжка.
Задание: Выберите снаряды для опорного прыжка: