что помогает приспособиться новорожденному к новым чуждым для него условиям
Физиологическая адаптация новорожденного
Первый кризис, который переживает человек, — это, несомненно, рождение. Его основная задача — приспособление к окружающему миру.
Огромные изменения происходят в организме младенца сразу после его отделения от матери. Это очень важные и необходимые процессы, которые приспосабливают тело новорожденного к жизни вне матки.
Легкие, сердце и кровеносные сосуды
Плацента помогает ребенку «дышать» в то время, когда он растет в утробе матери. Обмен кислорода и углекислого газа происходит через кровеносные сосуды плаценты. Большинство из них идет в сердце и проходит через все тельце ребенка.
При рождении легкие ребенка заполнены амниотической жидкостью. Они пока не раскрыты. Свое первое дыхание малыш совершает в течение примерно 10 секунд после рождения. Это дыхание звучит как удушливый хрип, так как центральная нервная система новорожденного реагирует на внезапное изменение температуры и окружающей среды.
После того, как ребенок инстинктивно делает первый вздох, ряд изменений происходит в его легких и сердечно-сосудистой системе:
Развиваясь в матке, ребенок производит примерно вдвое больше тепла, чем после рождения. Небольшое количество тепла удаляется через кожу малыша, амниотическую жидкость и стенки матки.
Сразу после родов ребенок начинает терять тепло. Рецепторы на коже малыша начинают отправлять сообщения в мозг, что ребенку холодно. Тело малыша начинает вырабатывать тепло за счет сжигания запасов бурого жира. Данный тип жира встречается только у пока еще нерожденных (в утробе) и новорожденных детей. Крайне редко можно увидеть дрожащего от холода новорожденного.
Изменения в печени
У ребенка печень отвечает за функции хранения сахара (гликогена) и железа. Когда малыш рождается, печень имеет другие функции:
Желудочно-кишечный тракт в норме начинает полностью функционировать только после рождения ребенка.
К концу беременности в кишечнике малыша скапливается достаточное количество смолистого вещества черно-зеленого цвета. В медицине эти первые отходы жизнедеятельности ребенка называются меконий. Меконий формируется в течении нескольких месяцев утробной жизни из амниотической жидкости, слизи, лануго (тончайшие волоски, покрывающие тельце малыша, пока он находится в матке), желчи, а также из клеток эпителия, которые отшелушиваются от тельца ребенка.
В некоторых случаях меконий начинает выходить до рождения малыша. Тогда существует большая опасность аспирации (попадания в легкие) частиц мекония, что может повлечь за собой вентиляцию легких сразу после рождения ребенка.
Почки ребенка начинают вырабатывать мочу еще задолго до рождения, примерно в 9 недель беременности. После рождения ребенок обязательно мочится в течение 24 часов. Почки становятся способны поддерживать водно-электролитный баланс организма.
Скорость, с которой начинают работать фильтры для крови, перегоняя жидкость через почки (скорость клубочковой фильтрации) резко возрастает после рождения и в первые две недели жизни. Тем не менее, почкам требуется некоторое время, чтобы начать функционировать в нужной скорости. Поэтому организм новорожденных неспособен сразу удалять все излишки солей, разбавлять концентрированную мочу по сравнению со взрослым организмом. Эта способность улучшается со временем.
Иммунная система начинает развиваться еще в утробном состоянии ребенка, и продолжает развиваться первые несколько дет жизни малыша. Матка является относительно стерильной средой, но как только малыш рождается, он подвергается воздействию множества бактерий и других потенциально болезнетворных микроорганизмов. Хотя новорожденные более уязвимы к инфекции, их иммунная система может реагировать на инфекционные организмы.
Помогает иммунной системе малыша антитела от материнского организма, которые на первых порах обеспечивают ребенку защиту от инфекций. Грудное вскармливание так же помогает улучшить и поддержать иммунитет новорожденного.
Состояние кожи новорожденного будет зависеть от продолжительности срока беременности. У недоношенных деток кожа тонкая и прозрачная. Кожа доношенного младенца толще.
Все новорожденные проходят, независимо от способа рождения, через определенную модель поведения.
Первый период адаптации, или период реактивности, начинается сразу после рождения и длится примерно 30 минут. Этот период характеризуется движениями глаз, сосанием и спонтанностью движений (по Моро). Дыхание и частота сердечных сокращений повышаются, и начинают замедляться со следующего периода.
Следующий период, период сниженной иммунологической реактивности, начинается в возрасте 30 минут, и длится около 2 часов. На этом этапе новорожденный погружается в глубокий сон. Движения становятся менее частыми, сердечный ритм и дыхание снижаются, мышцы расслабляются, реакции на внешние раздражители уменьшаются. Во время этой фазы пробудить новорожденного довольно трудно.
Второй период реактивности (третья фаза) начинается сразу после пробуждения ребенка. Он характеризуется проявлением новорожденного к внешним раздражителям. Этот период длится от 2 до 8 часов для малышей, рожденных в срок и без травмирующих обстоятельств. Частота сердечных сокращений и дыхание увеличиваются, малыши чаще всего совершают свой первый в жизни стул – выходит первородный кал (меконий). В этот период очень рекомендуется начать взаимодействие родителей и малыша.
Новорожденные, в указанные сроки, демонстрируют несколько предсказуемых (ожидаемых) моделей поведения при взаимодействии с внешним миром. Их реакция на внешние раздражители называется «нейроповеденческий ответ». Ожидаемые модели поведения ребенка включают в себя: ориентацию, привыкание, моторную зрелость, способность самостоятельно успокоиться и социально поведение.
Реакция новорожденных на раздражители называется ориентацией. Ребенок сильно настораживается, когда чувствует новый стимул в окружающей среде. Столкнувшись с новым объектом, ребенок начинает пристально смотреть (изучать) на него.
Привыкание является способностью новорожденного обрабатывать новую информацию и реагировать на слуховые и зрительные раздражители. Новорожденные также способны блокировать внешние стимулы после того, как они их изучили. Моторная зрелость – это состояние осанки, тонус, координация движений. При активной стимуляции дети с достаточной моторной зрелостью демонстрируют ритмические и спонтанные движения. При адаптации здоровые малыши должны демонстрировать переход к плавным движениям.
Способность успокаиваться самостоятельно проявляется в активном сосании ручек.
Социальные модели поведения включают в себя прижимание к родителям. Большинство новорожденных будут стремиться к объятиям матери (родителей), но есть и такие, кто будет их избегать. Со стороны родителей должно быть терпение и усилия, направленные на установление эмоциональной связи с малышом, чтобы он пошел на контакт.
Особенности адаптации новорожденных к окружающему миру
Состояния, которые отражают процесс приспособления малыша к внеутробной жизни, называются переходными (транзиторными, физиологическими или пограничными). Они являются физиологичными для новорожденных, но при определенных условиях (дефекты ухода, вскармливания, различные заболевания) могут становиться патологическими, т.е. предрасполагать к заболеваниям.
Чаще всего мы встречаем у новорожденных детей следующие состояния:
Транзиторная потеря первоначальной массы тела
Отмечается у всех новорожденных, обусловлена потерей жидкости из-за дефицита грудного молока, потерей жидкости с мочой, меконием. Максимальная убыль массы тела отмечается к 3-4 дню жизни. Восстановление первоначальной массы тела у большинства детей происходит к 6-7 дню. Для предупреждения значительной потери массы тела в ранние сутки мы рекомендуем более частые прикладывания ребенка к груди, допаивание его кипяченой водой, 5% раствором глюкозы.
Транзиторное нарушение терморегуляции
В отличие от взрослых, новорожденные дети могут очень легко перегреваться и переохлаждаться. Это обусловлено несовершенством процессов терморегуляции. Транзиторное повышение температуры бывает чаще из-за перегревания ребенка, недопаивания, обезвоживания, высокой температуры в помещении. Чтобы этого избежать, мамы должны следить за температурой в палате и регулярно ее проветривать, соответствующе одевать ребенка.
Транзиторная гипотермия – понижение температуры тела. Для профилактики переохлаждения не оставляйте ребенка в мокрых пеленках, переодевайте на пеленальном столике под источником лучистого тепла.
Транзиторные изменения кожных покровов
Простая эритема – краснота кожи, возникающая после удаления первородной смазки или первого купания. Краснота становится более яркой на 2-е сутки, затем постепенно уменьшается. К концу первой недели жизни исчезает самостоятельно.
Токсическая эритема – появление красноватых пятен с серовато-желтыми уплотнениями или пузырьками в центре. Иногда эти высыпания обильны и покрывают все тело, чаще же они единичны. Состояние малыша, как правило, не нарушено, но при обильной сыпи может понадобиться дополнительное лечение. У этих новорожденных чаще других встречаются аллергические реакции, поэтому маме стоит придерживаться гипоаллергенной диеты в период грудного вскармливания. Кроме того, кожа новорожденного в период высыпания требует более тщательного ухода.
Физиологическая желтуха- встречается у 60-70% доношенных детей, проявляется на 2-3 сутки, исчезает к 7-10 дню самостоятельно. Ее появление обусловлено особенностями обмена билирубина у детей. В некоторых случаях желтуха может нарастать и становиться патологической. В этом случае может потребоваться лечение, о необходимости и методах которого Вам расскажет лечащий доктор.
Половой криз
Его проявления являются результатом действия гормонов, которые попадают в организм ребенка через плаценту и с молоком матери при грудном вскармливании. У детей с выраженным половым кризом реже бывает желтуха, менее выражена убыль первоначальной массы тела, период новорожденности протекает более гладко.
У мальчиков проявляется умеренным отеком наружных половых органов, может сохраняться 1-2 недели, проходит без лечения.
Практически у всех девочек и у половины мальчиков на 3-4 день жизни увеличиваются молочные железы. Увеличение обычно симметричное, кожа над увеличенной железой, как правило, не изменена, но иногда слегка краснеет. Лечения не требуется.
Мочекислый диатез
Часто на пеленках Вашего малыша можете обнаружить на первой неделе жизни пятна желто-кирпичного цвета. Они представляют собой отложения мочевой кислоты в виде кристаллов, которые окрашивают мочу в соответствующий цвет. Более частое прикладывание к груди, допаивание ребенка могут свести эти проявления к минимуму.
Со стороны кишечника также наблюдаются процессы адаптации
Первый стул, который Вы можете видеть у своего ребенка от темно-зеленого (оливкового) до черного цвета. Это первородный кал – меконий. Через 1-2 дня стул становится более частым, неоднородным как по консистенции ( комочки, слизь, жидкая часть), так и по окраске (участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми, желтыми и даже беловатыми), более водянистым. Такой стул называется переходным. У деток, находящихся на грудном вскармливании, смена переходного стула на постоянный происходит быстрее, он желтого цвета, кашицеобразный, однородной консистенции. Стул у детей, находящихся на грудном вскармливании, чаще, чем у детей на искусственном или смешанном вскармливании, и может быть после каждого кормления.
ПИТАНИЕ КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ
В настоящее время грудное вскармливание рассматривается как высокоэффективный способ обеспечения здоровья и развития детей грудного возраста. Грудное молоко – самое полезное для вашего ребенка, но качественный состав молока зависит, прежде всего, от питания женщины.
Питание кормящей матери должно удовлетворять ее физиологические потребности в пищевых веществах и энергии, а также возрастные потребности ребенка первых месяцев жизни. Полноценное питание кормящей женщины оказывает влияние не на количество, а на качество молока. «Есть и пить за двоих» маме не нужно. Питание кормящей матери должно быть не только разнообразным, но и обогащенным витаминами и минеральными веществами, не вызывало аллергии у матери и ребенка. Только при соблюдении этого условия грудное молоко способно обеспечить гармоничное развитие малыша.
Во время кормления грудью следует придерживаться диеты, исключающей высокоаллергенные продукты: шоколад, кофе, какао, фрукты и ягоды ярко-красного и оранжевого цвета, киви, ананасы, авокадо; бульоны мясные, рыбные, грибные, куриные; маринады, соления и острые блюда, консервы, мясные и рыбные копчености, яйца, мед, креветки; продукты, содержащие пищевые добавки. Нужно избегать острых приправ, пряностей, чеснока, лука, хрена, т.к. они могут придавать неприятный вкус молоку, и ребенок может отказаться от груди.
Разрешаются кисломолочные продукты (кефир, йогурты без фруктовых добавок); крупы (гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая); овощи и фрукты зеленой окраски; мясо – нежирные сорта говядины, свинины, филе индейки, кролик (в отварном, тушеном виде, а также в виде паровых котлет); супы вегетарианские; хлеб пшеничный второго сорта, ржаной; напитки – чай без фруктовых добавок, компоты, морс.
Для улучшения состава рациона кормящих матерей, достаточной выработки грудного молока и оптимизации его состава могут использоваться специальные сухие молочные смеси для кормящих матерей: «Беллакт-МАМА» и «Беллакт-МАМА бифидо» (Беларусь), «Фемилак» (Россия). Они содержат легкоусвояемый животный белок, мало жира, что препятствует повышению веса женщины. Продукт содержит фолиевую кислоту, другие витамины и минеральные вещества, обогащен полиненасыщенными жирными кислотами, способствует снижению риска возникновения патологии нервной системы, развития анемии, необходим для формирования костной ткани, сетчатки глаз, мозга, сердца ребенка. Женщинам, у детей которых есть угроза развития аллергических заболеваний, либо есть пищевая аллергия, рекомендуются смеси, содержащие растительный белок ( «Мадонна», «Амалтея», Россия).
Для повышения лактации можно использовать смеси, содержащие лактогенные добавки: «Лактомил», «Млечный путь».
ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ
Ваше грудное молоко, несомненно, является лучшей пищей для вашего малыша. Оно помогает Вам поддерживать связь с вашим ребенком, и содержит все, что ему необходимо, для того, чтобы расти и оставаться здоровым. Грудное вскармливание снижает риск детских инфекций, аллергических заболеваний, ожирения, сахарного диабета у детей, а также помогает поддержать Ваше здоровье: может помочь матке вернуться к нормальному размеру, избежать лактостаза и мастита, сбросить набранный при беременности вес, снизить риск развития рака груди и яичников.
Приступая к кормлению грудью:
Так происходит адаптация ребенка к новым условиям существования и ему необходимы Ваша помощь и понимание. К концу 1-го месяца жизни частота кормлений обычно уменьшается до 7-8 раз.
Развитие ребенка на разных возрастных этапах
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой
Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.