что помогает развивать опорный прыжок
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 14. Техника опорного прыжка
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Техника прыжка ноги врозь через козла в ширину (девочки). Техника прыжка через козла в ширину (мальчики).
2. Значение опорных прыжков в физическом совершенствовании и воспитании морально-волевых качеств человека.
2. Упражнения, подводящие к освоению прыжка ноги врозь (девочки) и прыжка согнув ноги (мальчики).
3. Упражнения для развития двигательных качеств, необходимых для успешного овладения опорными прыжками.
Опорные прыжки — прыжки, при выполнении которых используется дополнительная опора руками.
Разбег — равномерно-ускоренное движение, используемое для последующего отталкивания.
Отталкивание — двигательное действие для придания телу вертикальной или горизонтальной скорости
Наскок на мостик — специальный прыжок на мостик двумя ногами, позволяющий использовать его реактивное движение для увеличения высоты отталкивания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Опорные прыжки — это вид соревнований в спортивной гимнастике. Опорными называются те прыжки, при выполнении которых выполняется промежуточная опора руками. Такая опора представляет собой короткое, энергичное отталкивание руками от снаряда.
Выполнение опорных прыжков помогает развивать координацию движений, быстроту, силу мышц ног и рук. Кроме физических качеств, опорные прыжки позволяют воспитывать смелость, решительность и настойчивость в достижении цели.
Опорный прыжок состоит из семи фаз:
При выполнении опорных прыжков важно соблюдать технику безопасности. Проверить устойчивость снаряда и мостика, на место приземления положить два слоя гимнастических матов. Опорные прыжки можно выполнять только под контролем учителя.
Перед выполнением опорного прыжка нужно подготовить мышцы и связки к предстоящей нагрузке. Для этого следует выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.
Для выполнения опорного прыжка необходимы следующие снаряды: гимнастический козел, гимнастический мостик, гимнастические маты.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину (девочки). Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать разведение ног. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры, после чего начать поднимать плечи, разогнуться в тазобедренных суставах и соединить ноги. Выполнить приземление.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину (мальчики).
Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать сгибание ног в коленных и тазобедренных уставах. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры после чего начать поднимать плечи, затем разогнуться в тазобедренных суставах и выпрямить ноги. Выполнить приземление.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста
Выберите элемент: Множественный выбор
Информация о тестовом вопросе
Снаряды для опорного прыжка.
Задание: Выберите снаряды для опорного прыжка:
Методика обучения опорным прыжкам на уроках физической культуры в 5-11 классах.
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 406
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В 5 – 11 КЛАССАХ
учителя физической культуры
ГБОУ СОШ № 406 ВАО г. Москвы Петухова Н.Г.
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2
Глава 1. Методика освоения опорных прыжков в целом._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Приземление_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4
Разбег_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ 5
Наскок на мостик_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6
Отталкивание руками_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __7
Глава 2. Опорные прыжки в программе общеобразовательных учреждений_ _ _ _8
2.1 Опорные прыжки 5 классе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
2.2 Опорные прыжки в 6 классе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _9
2.3 Опорные прыжки в 7 классе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11
2.4 Опорные прыжки в 8 классе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12
2.5 Опорные прыжки в 9 классе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14
2.6 Опорные прыжки в 10-11 классе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _16
Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20
Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов предусмотрено изучение прыжков с первого класса. При выполнении прыжковых упражнений воспитываются скоростно-силовые качества, формируются прикладные навыки в преодолении препятствий, решается задача воспитания смелости, решительности, ловкости.
Наиболее сложными упражнениями в разделе «Гимнастика» являются опорные прыжки. Они способствуют развитию силы мышц рук и ног, укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть и ловкость. Благодаря своему разнообразию и специфичности опорные прыжки вызывают у учащихся большой интерес и эмоциональный подъем.
Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания. Прыжковые движения выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений, требующих хорошей координации двигательного аппарата.
Но к сожалению, многие учителя из-за боязни травм и неумения выполнять страховку исключают прыжки из своего рабочего плана. Эффективность обучения опорным прыжкам зависит от умения учителя целенаправленно подбирать специальные и подготовительные упражнения, способствующих постепенному освоению учащимися опорных прыжков. Многие из этих упражнений выполняют фронтальным, групповым и поточным способами, что в значительной мере повышает плотность урока, качество и скорость овладения прыжками, а также игровой метод организации учащихся на уроке.
Учебный материал рекомендуется осваивать небольшими частями, в строгой последовательности /начиная с самых простых и легких упражнений/. Постепенное освоение этих упражнений позволит овладеть учебным материалом программы и решить поставленные задачи. Обучение опорным прыжкам осуществляется методом решения частных двигательных задач и методом программированного обучения.
Глава 1. Методика освоения опорных прыжков.
В комплексной программе представлены в основном сравнительно несложные опорные прыжки, имеющие определенный интерес как упражнения прикладного характера /прыжок боком, углом/, а также прыжки классификационной программы по спортивной гимнастике категории “Б” /прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь/.
Для облегчения анализа и изучения основ техники в опорных прыжках различают следующие фазы:
Тема «Опорный прыжок. Обучение технике».
Тема: « Опорный прыжок. Обучение технике».
Цель: научить выполнять опорный прыжок. П овысить заинтересованность учащихся в выполнении упражнений
Образовательные: содействовать освоению гимнастических упражнений, совершенствование техники выполнения опорного прыжка.
Оздоровительная: способствовать укреплению здоровья, укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки.
Ход урока
I. Вводная часть
Построение и приветствие. Сообщение задач урока
Выполняется разминочный бег. После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения и разминку.
II. Основная часть
Опорные прыжки — это вид соревнований в спортивной гимнастике. Опорными называются те прыжки, при выполнении которых выполняется промежуточная опора руками. Такая опора представляет собой короткое, энергичное отталкивание руками от снаряда.
Выполнение опорных прыжков помогает развивать координацию движений, быстроту, силу мышц ног и рук. Кроме физических качеств, опорные прыжки позволяют воспитывать смелость, решительность и настойчивость в достижении цели.
Опорный прыжок состоит из семи фаз:
Отталкивание от мостика.
Полёт до опоры руками.
Отталкивание от снаряда руками.
Полёт после опоры руками.
При выполнении опорных прыжков важно соблюдать технику безопасности. Проверить устойчивость снаряда и мостика, на место приземления положить два слоя гимнастических матов. Опорные прыжки можно выполнять только под контролем учителя.
Перед выполнением опорного прыжка нужно подготовить мышцы и связки к предстоящей нагрузке. Для этого следует выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.
Опорный прыжок
Техника выполнения
Зафиксировать приземление.
1. Встать на гимнастический мостик, опираясь на козла. Сделать 10 выпрыгиваний вверх, максимально разводя ноги в стороны.
2. С небольшого разбега на прыгнуть на гимнастического козла и сесть на него ноги врозь как можно ближе к дальнему краю. Пройти два круга по одному прыжку каждый.
(Учитель разбирает ошибки. Ученики выполняют опорный прыжок ноги врозь.)
3. Усложненные варианты опорных прыжков
1. Задача: перепрыгнуть через гимнастического козла и пролететь дальше на 90, 120 см и т. д.
2. Задача: перепрыгнуть через гимнастического козла и приземлиться на мостик, расстояние до которого (после каждой попытки) постепенно увеличивается.
3. Задача: перепрыгнуть через гимнастического козла и приземлиться в квадрат размером 40 х 40 см (с места сразу не сходить).
(Учитель отмечает расстояние мелом.)
III. Заключительная часть.
Заканчивают прыгать за 4—5 мин до конца урока.
1. Уборка оборудования и инвентаря.
3. Итоги выполненной работы, ошибки и трудности в выполнении упражнений.
4. Оценивание обучающихся за работу на уроке.
Опорный прыжок через козла: техника выполнения ноги врозь и вместе
Прыжок через козла – это базовый гимнастический элемент. Он присутствует как в школьных программах, так и в подготовке гимнастов. Прыжки через коня требуют комплексной подготовки, которая заключается не только в тренировке физической формы, но и освоении координационно-технических навыков.
Польза упражнения
Несмотря на простоту, безопорный или опорный прыжок дают ряд преимуществ. В спортивной гимнастике их освоение является обязательным, так как прыжки относятся к базовым и соревновательным элементам.
Основная польза:
А целом, опорный прыжок через козла используется как плацдарм для физического и технического освоения более сложных элементов.
Фазы выполнения опорного прыжка
Существует несколько видов прыжков через коня или козла, хотя все они имеют схожую механику и фазы движения. Освоение любого вида прыжков почти гарантировано упростит выполнение других техник.
Фазы опорного прыжка:
Подготовка перед выполнением: разминка
Подготовка делится на два типа – непосредственное освоение техники выполнения опорного прыжка, а также разминка перед выполнением движения.
Для улучшения и освоения техники выполняется ряд упражнений:
Непосредственная разминка перед выполнением упражнения включает полный комплекс движений. Начинается с кистей рук, шеи и плеч с постепенным снижением до разминки стоп. Подробнее о разминке →
Техника выполнения
Существует несколько видов техник, в которых фазы зависят от положения снаряда.
Опорный прыжок ноги врозь через козла в длину
Опорный прыжок ноги врозь через козла выполняется следующим образом:
Опорный прыжок ноги врозь считается наиболее простым вариантов, потому идеально подходит для последующего освоения более сложных элементов. Выполняется при установке коня в длину.
Прыжок через козла установленного в ширину
При выполнении безопорного прыжка трамплин может как использоваться, так и не использоваться. Вначале выполняется мощный длинный разбег с отталкиванием, после чего осуществляется перелет снаряда без переноса центра тяжести на руки. Считается более сложным, чем остальные виды.
Заключение
Прыжки через коня и козла в ширину или длину – это те элементы, с которых начинается путь любого начинающего гимнаста. Они присутствуют в школьной программе, используются на различных турнирах. Также опорный прыжок включен в список гимнастических элементов на Олимпийских играх. Эти упражнения используются не только как специализированные движения в гимнастике. Также они отлично развивают общий уровень физической подготовки.
Освоение техники прыжка через козла в видео формате
Методика обучения технике опорных прыжков
Опорные прыжки делятся на три группы:
1. Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голову. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др.
2. Прыжки переворотом, при выполнении которых гимнаст проходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.
3. Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гимнаста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через козла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинированные снаряды.
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения технике опорных прыжков»
Методика обучения технике опорных прыжков
Учитель физической культуры
Захаров Андрей Алексеевич
В школьную программу входят простейшие прыжки через гимнастического козла и коня.
Опорные прыжки делятся на три группы :
1 . Прямые прыжки , для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голову. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др.
2. Прыжки переворотом , при выполнении которых гимнаст проходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.
3 . Боковые прыжки , при выполнении которых ОЦМ тела гимнаста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через козла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинированные снаряды.
Различают следующие фазы опорного прыжка:
При освоении опорных прыжков вначале рекомендуется:
Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.
Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, с амортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо.
Длина и скорость разбега зависят от характера прыжка, длины и высоты снаряда, от физической подготовленности занимающихся. Обычно для выполнения прямых прыжков требуется большая длина и скорость, чем для боковых прыжков. Длина разбега обычно не превышает 8-12 метров, для выполнения прыжков с бокового разбега 5-6 метров. Разбег должен быть равномерно ускоренным, скорость его возрастает постепенно и достигает наибольшей величины перед предварительным толчком одной ногой.
Разбег и толчок ногами – единое целостное действие. Наскок на мостик, является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка ногами и всего прыжка в целом. Наскок на мостик выполняется с сильнейшей /толчковой/ ноги.
1. Ходьба перекатом с пятки на носок, высоко поднимаясь на носки.
2. Прыжки на месте с опорой руками о рейку гимнастической лестницы.
3. Подскоки на месте на одной ноге, положив другую ногу, вытянутую вперед, пяткой на опору повыше.
4. Стоя на месте, имитация взмаха руками, поднимаясь на носки прямых ног в момент взмаха.
Последовательность обучения (продолжение).
6. Стоя ноги врозь поперек скамейки, прыжки на скамейку с прямыми ногами со взмахом рук.
7. С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе ноги и в темпе прыжок вверх; то же с двух, трех шагов разбега.
8. С гимнастической лестницы (скамейки) соскок и в темпе прыжок вверх.
9. С высоты /тумбы/ соскок на мостик и в темпе прыжок вверх.
10. С небольшого разбега напрыгнуть на мостик и приземлится на горку матов (прыжок прогнувшись, прыжок ноги врозь, прыжок согнув ноги, с поворотом на 90°, на 180°, на 360°.
11. С небольшого разбега напрыгнуть и в полете на мостик и достать головой предмет подвешенный над матом (шарик).
Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.
Полет после толчка руками определяет вид прыжка: согнув ноги, ноги врозь, согнувшись и др. От качества выполнения этой фазы в наибольшей степени зависит оценка прыжка в целом. Чем дольше сохраняется фиксированное положение тела в полете, тем выше качество исполнения прыжка. Высота и длина полета после толчка руками зависят от вертикальной и горизонтальной скорости, направления и силы толчка руками и ногами, а также от характера прыжка.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину
Прыжок ноги врозь через козла в ширину
Упражнение усложняется за счет увеличения высоты снаряда и расстояния от него до мостика.
Страховка и помощь оказываются:
Прыжок согнув ноги через козла в ширину
Прыжок согнув ноги через козла в ширину
Страховка и помощь оказываются:
Прыжок боком через коня в ширину
Одновременно с толчком ногами надо опереться руками о тело коня и, поднимая таз, согнуться в тазобедренных суставах. Продолжая движение ног в сторону-вверх и передавая вес тела на левую (правую) руку, опустить правую (левую) руку и разогнуться в тазобедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизонтально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плоскостью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду.
Прыжок боком через коня в ширину
Страховка и помощь оказываются стоя за конем со стороны приземления, немного сбоку в зависимости от движения ног прыгающего, за руки и под спину, сопровождая его до момента приземления.
Прыжок ноги врозь через коня в длину
Прыжок ноги врозь через коня в длину
Страховка и помощь осуществляется сбоку у дальней трети коня, обеими руками гимнаста поддерживают за плечо, двигаясь с ним вперед до приземления.