что помогает разъяснить прием группировки
Метод группировок в экономическом анализе
Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:57, реферат
Описание работы
Сущность явлений, процессов или предметов материального мира, в том числе финансово-хозяйственных процессов экономических субъектов, характеризуется внутренними, устойчивыми признаками и связями, которые находят отражение в их содержании. Она проявляется, с одной стороны, в единстве всего многообразия форм существования предметов материального мира, а с другой — в сложности и противоречивости развития предметов, явлений и хозяйственных процессов. Последние в совокупности и взаимодействии обусловливают осуществление хозяйственной деятельности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Содержание
Введение
1.Методы экономического анализа
2.Метод группировок
3.Виды группировок
4. Групповые таблицы
Работа содержит 1 файл
реферат по тэа.doc
1.Методы экономического анализа
4. Групповые таблицы
Сущность явлений, процессов или предметов материального мира, в том числе финансово- хозяйственных процессов экономических субъектов, характеризуется внутренними, устойчивыми признаками и связями, которые находят отражение в их содержании. Она проявляется, с одной стороны, в единстве всего многообразия форм существования предметов материального мира, а с другой — в сложности и противоречивости развития предметов, явлений и хозяйственных процессов. Последние в совокупности и взаимодействии обусловливают осуществление хозяйственной деятельности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Значение метода группировок в экономическом анализе трудно переоценить. С его помощью решаются достаточно сложные задачи исследования. Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
Экономический кризис требует отработки подходов к структурной перестройке системы управления предприятиями. Это возможно на основе усиления взаимодействия органов власти и бизнеса в таких областях как развитие инфраструктуры, проектное управление, реструктуризация и модернизация предприятий, их рекапитализация при мобилизации внутренних и внешних ресурсов.
1.Методы экономического анализа
Метод – это подход к изучению реальной действительности, способы ис-
следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные
показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; вы-
явить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффек-
тивности деятельности предприятий.
Метод (от др.-греч. мЭипдпт — путь) — это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли
В анализе, как правило, используется система показателей, формируемая в процессе оперативного бухгалтерского учета и контроля. Часть недостающих показателей рассчитывается в ходе исследования. Обусловленность экономических явлений и процессов причинной связью требует от анализа изучения факторов, вызывающих изменение тех или иных показателей. Посредством анализа устанавливаются наиболее существенные факторные показатели, оказывающие влияние на изменения результатов деятельности банка.
Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного анализа является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.
Как и в любой науке, методы экономического анализа можно разделить на общенаучные и конкретнонаучные. К первым относятся методы, свойственные всем наукам. Они связаны с наблюдением, сравнением, детализацией, абстрагированием, моделированием, экспериментом. Анализ и синтез также относятся к общенаучным методам. Конкретнонаучные методы формируются в рамках отдельных наук и являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания.
2. Метод группировки в экономическом анализе
Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.
Группировка — это метод экономического исследования, который используется при изучении совокупности (большого количества) качественно однородных явлений.
Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам ( группировочный признак).
Группировка позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам, классифицировать явления и процессы, а также причины и факторы, обусловливающие их.
Группировке всегда предшествует “ранжирование” по избранному признаку. Используя методику статистики, определяют интервалы в группах и рассчитывают средние значения показателей в группах.
Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели.
В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.
Ранее в системе тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, например, осуществлялись типологические группировки и анализ по однородным предприятиям в целом и по видам производства (переделам). С помощью группировок и сравнительного анализа изучались литейное производство (с выделением серого и ковкого чугуна, стального и цветного литья), кузнечное производство, холодная штамповка, термообработка, механическая обработка, сварка, сборка, защитные покрытия; инструментальное, складское, ремонтное и транспортное хозяйства.
Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.
При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.
Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:
1) определение цели анализа;
2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;
3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;
4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;
5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;
6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.
В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.
В отличие от литературного изложения сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.
Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучить зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.
Метод группировки используется для выявления скрытых резервов и воз-
1. Зависимость заработной платы от стажа работы, возраста, образования, ква-
лификации, вредности и т. д.
2. Связь между уровнем заработной платы и выработкой. Выработка зависит
от количества оборудования, вида материала, технологии производства, воз-
раста оборудования, автоматизации
3. Связь между уровнем выработки и фондоотдачей, и фондовооруженностью.
Что помогает разъяснить прием группировки
Заметок в базе: 4393
Комментариев: 181
Способы детализации и группировки экономического анализа
Автор: Методический материал
Способы детализации и группировки
Группировка
Группировки применяются для выявления взаимосвязи между отдельными экономическими явлениями с целью изучения структуры, состава и динамики развития, определение средних величин и их содержание.
Группировкой пользуются при анализе совокупности эк. явлений, имеющих одинаковые признаки (группировка численности рабочих по стажу).
На их основании можно определить средние величины, характеризующие явления и дающие возможность их правильного обобщения.
Они используются при анализе состава и структуры предприятия (по производственным мощностям, по уровню механизации, по уровню производительности труда), а так же структуры выпускаемой продукции,
●аналитические группировки служат для раскрытия содержания средних величин, выявление взаимосвязей, взаимозависимости экономических показателей для оценки влияния на отклонения от различных средних величин.
Этот тип группировки чаще всего является первым шагом корреляционного анализа (определяется взаимосвязь между изменением работающих и выполнением норм выработки).
Величина интервала для аналитической группировки считается по формуле:
Выявленная при этом совокупность факторов может одновременно оказывать «+» и «-» воздействие на обобщающий результат.
Экономические явления и характеризующие их обобщающие показатели имеют сложный характер.
Показатели могут быть детализированы при анализе:
● по временному признаку
● по месту возникновения
●посферам ответственности.
Детализация по времени позволяет определить тенденции развития, динамику и ритмичность экономической деятельности.
Детализация по месту возникновениянаправлена на определение значений и вклада отдельных подразделений в обобщающие результаты. Количественное значение обобщающего показателя зависит от влияния многих факторов, действующих одновременно разнонаправлено и с различной силой. Эта зависимость может иметь характер:
● вероятностный (статистический, стохастический), при котором влияние одной величины (случайной) на изменение другой (случайной или нет) может иметь некоторый закон распределения.
● детерминированный (функциональный, определенный), когда один фактор зависит от другого однозначно.
Детерминированная связь предполагает след типы детализации обобщающего признака:
●аддитивный А=а+в+с (∑ затрат предприятия по экономическим элементам = полной с/ст) ●мультипликативный А=а*в*с (зависимость фонда заработной платы от среднесписочного числа рабочих и их средней заработной платы)
●кратный А=а/в (зависимость фондоотдачи от выпуска ТП и среднегодовой стоимости ОПФ) ●комбинированный А=(а+в)/с (рентабельность).
Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности
В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.
В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.
При написании курсовой или дипломной работы студент сначала изучает конкретную тему, а затем выбирает из общей массы ресурсов основополагающие: надежные, проверенные, отражающие конкретные факты в рамках освещаемого вопроса. Далее он преобразует отдельные фрагменты и заимствования в полноценный читабельный текст.
При оценке хозяйственной деятельности предприятия экономисты также пользуются определенной информацией, на основе которой делают выводы, разрабатывают план дальнейших действий, оптимизации и пр. Сегодня мы расскажем, как нужно группировать ресурсы, чтобы получить достойный и правдивый результат.
Что такое группировка информации?
Чтобы студенческая или научно-исследовательская работа, отчет был грамотным, информативным и понятным, необходимо четко структурировать текст, сгруппировать имеющиеся данные так, чтобы подчеркнуть наличие проблемы, обосновать необходимость ее решения и предложить максимально эффективные мероприятия.
Что такое группировка данных?
Группировка ресурсов представляет собой разбиение все материалов на смысловые блоки по конкретному признаку. Такая сортировка информации позволяет детальнее изучить тему с разных сторон собрать доказательную базу, разобраться в вопросе и всех нюансах.
С помощью группировки автору удается выявить определенные закономерности и тенденции, определить показатели или иные аргументы в пользу или против выдвинутой им гипотезы, объективно оценить текущую ситуацию и перспективы развития.
Группировка информации предполагает объединение «тематических» или разных первоисточников по определенному признаку в один «блок» или абзац, проверку материалов на надежность и достоверность (путем сравнения между собой), а затем включение в отчет или проект.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Группировку информации можно представить в виде двух операций:
При анализе хозяйственной деятельности предприятия автор должен структурировать план действий, объединив всю информацию согласно выбранной им методике: какие данные пригодны для написания общей характеристики компании, какие необходимы для расчетов определенных показателей, построения графиков и пр.
Виды группировки информации
При проведении анализа хозяйственной деятельности при написании курсовой, дипломной работы или отчета по практике студент может группировать информацию с учетом определенных критериев: экономическая, статистическая, юридическая, внутренняя и внешняя. Если разбиение информации осуществляется по одному конкретному признаку, то такая группировка называется простой. Если же информация разбивается с учетом нескольких критериев, то такое «расчленение» называют комбинированным.
Чаще всего исследователи пользуются комбинированной группировкой, которая позволяет максимально глубоко погрузиться в исследование проблемы.
Какие существуют группировки ресурсов?
Самыми распространенными группировками информации при анализе хозяйственной деятельности предприятия являются:
В зависимости от вида располагаемой информации, исследователь может пользоваться следующими основаниями для классификации:
Важно грамотно скомпоновать указанные виды информации в одной группировке могут присутствовать как отдельная разновидность, так и целая комбинация текст+график или таблица+текст (анализ и вывод).
Рекомендации по группированию информации в ходе проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия
Для начала необходимо собрать максимум информации, которая потребуется для проведения анализа хозяйственной деятельности. Как правило, формированием данного отчета занимаются экономисты, или квалифицированные специалисты с высшим экономическим образованием. Он содержит следующие моменты:
По мере сбора информации об объекте исследования, выберите подходящую методику анализа (или разработайте ее самостоятельно, комбинируйте показатели и пр.). Далее отсортируйте (сгруппируйте) данные согласно методике: какие материалы пригодятся при выполнении каждого раздела отчета, описании отдельного элемента или фрагмента.
Группировку сведений при выполнении анализа хозяйственной деятельности предприятия можно представить поэтапно:
Несмотря на то, что группировка информации предполагает объединение данных по тематическим блокам, каждый из них должен быть взаимосвязан с каждым последующим элементом. Текст отчета должен быть читабельным, логичным и последовательным.
Автору предстоит тщательно перепроверить все расчеты, выводы, источники информации. Чтобы получить максимально точные и достоверные результаты, сделать качественные прогнозы и разработать оптимальный план действий по решению проблемы.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Прием группировки аналитической информации
ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Первым или даже предварительным этапом экономического анализа является группировка экономической информации с целью ее дальнейшего использования.
Группировка – единый аналитический процесс расчленения, объединения явлений, в результате которого образуются соответствующие группы. Группировка практически открывает путь для проявления закона больших чисел: в показателях, исчисляемых по достаточно большим группам, происходит взаимопогашение случайного и выявление существенного, необходимого.
Группировкой называется разделение (объединение) единиц изучаемого явления по существенным признакам, для того чтобы выделить типы явлений или внутри типа охарактеризовать состав совокупности.
Группировки служат важнейшим средством обобщения исходной информации, закладывают основу для научного определения и последующего использования системы показателей.
Посредством группировок решают три основные задачи:
— выделяют типы, классы и другие однокачественные группы показателей;
— определяют структуру однокачественных показателей;
— вскрывают связи и зависимости между отдельными показателями.
В соответствии с решаемыми задачами различают три вида группировок: типологические; структурные; аналитические.
Типологические группировки применяются для разделения исходной информации (первичных данных) на однокачeствeнные однородные группы. Например, для анализа квалификации работников предприятия применяют типологическую группировку, с помощью которой группируют работников с высокой, средней и низкой квалификацией.
На основании типологических группировок дается сравнительная характеристика эффективной деятельности различных социально-экономических типов хозяйств. Например, группировка прямых затрат труда на производство одного центнера различных видов сельскохозяйственной продукции по типам хозяйств дает возможность сделать вывод, что произво-дительность труда в фермерских хозяйствах выше, чем в кооперативных (табл.2.1).
Прямые затраты труда на производство различных видов сельскохозяйственной продукции (чел/час/ц)
Типы хозяйств | зерно (без кукурузы) | молоко | привес |
крупного рогатого скота | свиней | ||
Фермерские хозяйства Коопeративные хозяйства | 1,1 1,5 |
Во многих случаях для выявления типов из разнокачественных явлений приходится прибегать к весьма кропотливой работе. В этих случаях можно определить следующий порядок группировки: предварительно наметить возможные типы, которыe должны быть выделены в процессе группировки,
определить основные группировочные признаки,выделить группы и подгруппы по группировочным признакам, с помощью которых один тип будет отличаться от другого, произвести непосредственную группировку материала по намеченным признакам и группам внутри них.
Для обоснованного построения типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочных признаков, от этого зависят выводы, полученные в результате группировки. Поэтому из множества признаков, которыми обладает объект, нужно выбрать самые существенные.
Признаки, положенные в основу группировки исходной информации, называются группировочными. При этом следует различать признаки, имeющиe количественное выражение и не имеющие его, называемые атрибутивными. Вслед за выбором группировочных признаков важнейшее значение в мeтодологии построeния типологичeских группировок занимает выделение количeствeнно- однородных групп и установлeниe их количeства и границ. Эти вопросы должны решаться на основе экономической теории, в соответствии с конкретными целями исследования и особенностями изучаемого объекта.
В случае группировки по атрибутивному признаку число групп должно соответствовать числу разновидностeй показателя. Так, напримeр, при группировке основных средств предприятия образуется столько групп, сколько рекомендуется П(С)БУ 7 « Основные средства».
Выдeлeниe групп по количественным признакам почти всегда связано с образованием интервалов по этим признакам. Лишь тогда, когда дискретный количeственный признак измeняeтся в небольших пределах, выделяемые группы совпадают со значениями показателя, например, группы рабочих по тарифному разряду.
Интервал— это величина отдельных групп, выделенных по количественному признаку. Число интервалов по количественным группировочным признакам при типологической группировке обычно равно количеству намечаемых типов.
Интервалы могут быть открытыми и закрытыми. Величина закрытых интервалов устанавливается как разность между верхними и нижними их границами в смежных группах. Они могут быть равными и неравными. Неравные интервалы обычно бывают возрастающими. После того как намечены группировочные признаки и группы (интервалы), по которым предлагается выделить соответствующие типы, необходимо провести непосредственную группировку материала. Сначала намечают, к какому типу относится та или иная группа, затем подсчитывают число единиц совокупности по каждой группе и посредством суммирования однокачественных групп устанавливают численность типов, которые характеризуются соответствующими системами показателей.
Структурные группировки позволяют проводить исследование структуры типически однородных групп, изучать вариации показателей внутри однотипной совокупности. Структурные группировки выявляют внутреннее строение показателей. Если типологические группировки имеют главным образом познавательное значение, то структурные служат преимущественно для получения выводов о текущем состоянии предприятия, используются для оперативного управления, служат базой для выявления и расчета имеющихся резервов.
В таблице 2.2 приведена структурная группировка предприятий одной отрасли народного хозяйства по объему реализованной продукции.
Группировка предприятий по объему реализованной продукции
Группы предприятий по объему реализован-ной продук- ции, тыс.грн. | Число Пред-прия-тий | Объем реализа- ции, тыс. грн. | Средняя числен- ность рабочих, чел. | Стои-мость основных фондов, тыс. грн. | Произ- вводительность труда 1 рабочего, грн | Фондо- отдача, грн. |
До 100 101-500 501-1000 1001-5000 5001-10000 10000 и более | 141,8 1290,3 27542,4 | 2004,7 | 1,34 1,86 2,17 2,36 2,16 2,08 | |||
ИТОГО: | 118621,5 | 2,17 |
В рассматриваемой структурной группировке произведен расчет целой системы показателей, что позволяет изучить не только распределение предприятий по размеру реализованной продукции, но и по другим показателям, характеризующим их деятельность. Это дает возможность сделать ряд выводов:
— группа крупных предприятий (с производством продукции более 1000 тыс.грн.) составляет 60,3% (38:63х100%) от общего количества предприятий, производит 94,2% (243000:257590х100) общего объема продукции, сосредотачивает 84,1% (46590:55367х100) всего состава рабочих и 94,1% (111659,4:118621,5х100) всех основных фондов;
— крупные предприятия имеют более высокую производительность труда и фондоотдачу основных фондов;
— у предприятий, имеющих объем реализации выше 5000тыс. грн. происходит некоторое снижение производительности труда с 5795 грн. на одного рабочего до 4896 грн. Эффективность использования фондов для рассматриваемых выше групп предприятий снизилась с 2,36 до 2,08 грн.
Построение структурных группировок, так же как и типологических, возможно как на основе атрибутивных, так и на основе количественных признаков.
Структурные группировки проводятся в три этапа:
— выбор группировочных признаков, по которым будет осуществляться
— выделение групп и интервалов;
— непосредственно группировка материала и характеристика выделенных групп показателями.
При определении числа групп необходимо стремиться к тому, чтобы не исчезли особенности изучаемого явления. Согласно закона больших чисел в каждую группу должно попасть достаточно большое число единиц изучаемой совокупности.
При группировке по количественным признакам возникает вопрос о размере интервала. Интервалы групп могут быть равные и не равные. При исследовании экономических явлений часто применяются неравные, чаще всего прогрессивно увеличивающиеся интервалы. Часто приходится применять и равные интервалы. Они применяются обычно при относительно узких пределах вариации признака и распределении единиц близкому к равномерному. Определение величины интервала в случае группировки с применением равных интервалов производится по формуле:
(2.1)
Хmах, Хmin – максимальное и минимальное значение показателя, соответственно;
Понятие структурных группировок тесным образом связано с понятием рядов распределения. Рядом распределения можно назвать структурную группировку по одному признаку, когда выделенные в ней группы охарактеризованы одним показателем – их численностью. Ряды распределения используются в экономическом анализе для первоначального ознакомления с исходной информацией.
Аналитические группировкипозволяют исследовать взаимосвязи между различными показателями. На основе типологических и структурных группировок становится возможным изучение связи между различными показателями. Анализ связи производится с помощью группировок, в которых прослеживается, как с изменением размеров одного из показателей меняются размеры других показателей единиц изучаемой совокупности.
Взаимосвязанные показатели делятся на факторные и результативные. Факторный – это показатель, под воздействием которого изменяется другой, зависящий от него показатель, называемый результативным. Взаимосвязь проявляется в том, что с изменением значения факторного показателя возрастает или убывает значение результативного показателя.
Так, например, себестоимость продукции зависит от производительности труда, чем выше производительность труда, тем ниже, в среднем, себестоимость продукции.
Группируя промышленные предприятия определенной отрасли производства по уровню производительности труда и определяя для каждой группы среднюю себестоимость продукции, можно найти взаимосвязь между указанными показателями.
Например, зависимость уровня издержек обращения от размеров товарооборота можно проследить, сгруппировав торговые фирмы по размеру товарооборота и определив для каждой группы значение уровня издержек обращения (табл.2.3).
Зависимость уровня издержек обращения от размеров товарооборота
Группы торговых фирм по размеру товарооборота за месяц, тыс.грн. | Число фирм в группе | Издержки обращения в % к товарообороту по группе |
До 2 2-4 4-8 8-16 16-32 32-64 64-128 128 и более | 19,2 13,0 9,9 5,9 5,9 5,5 5,0 5,0 |
Данные таблицы 2.3 показывают, что снижение уровня издержек обращения связано с ростом товарооборота.
Таким образом, с помощью аналитической группировки обобщается исходная информация, дается более определенное представление о связи двух показателей. Посредством аналитической группировки можно изучать связь не только между двумя показателями, но и большим их количеством.
Существует ряд правил построения аналитических группировок:
1) результативный показатель задается интенсивным показателем;
3) большой объем исходных данных.
Аналитические группировки дают возможность делать выводы не только о наличии связи, но и об ее форме, приближенно характеризовать тесноту связи.
Рассмотренные три вида группировок тесно связаны друг с другом. Выделяя типы явлений, аналитик обычно наблюдает структуру типов и также выявляет связь между причинами и следствием, устанавливает те или иные взаимосвязи и т.д. Во всех случаях группировки выступают средством научной абстракции и обобщения.
Группировка в зависимости от задач исследования может производиться по одному или нескольким показателям. В том случае, когда группы образуются по одному показателю, группировка называется простой. Примером простой группировки может служить распределение предприятий региона по объему выпускаемой продукции.
Если группы образуются на основе двух или большего числа показателей, взятых в комбинации друг с другом, такие группировки называются комбинированными.
Необходимость построения вторичных группировок возникает, во-первых, когда необходимо данные, ранее сведенные в мелкие группы, перегруппировать в более крупные; во-вторых, необходимо сравнить и обобщить материал, собранный в разных местах и обработанный по разным методикам.
Существует два способа образования новых групп. Первым, наиболее простым и распространенным способом, является изменение (обычно укрупнение) первоначальных интервалов. Второй способ связан с образованием новых групп по удельному весу групп в общем итоге.
К вторичной группировке прибегают для решения следующих задач:
— образования на основе группировок по количественным признакам качественно однородных групп;
— приведения двух или более группировок с разными интервалами к единому виду в целях сравнения;
— образования более укрупненных групп, в которых яснее проступает характер распределения.
В результате обработки первичных данных получают ряды цифровых показателей, которые характеризуют отдельные стороны изучаемых явлений и процессов либо их значения во времени. Эти ряды называют рядами распределения.
Ряды распределения могут быть образованы как по атрибутивному признаку (например, распределение рабочих определенной профессии), так и по количественному признаку (распределение рабочих по стажу работы). Соотвeтствeнно этому различают два вида рядов распределения: атрибутивные и вариационные.
Построение вариационных рядов отличается от построения атрибутивных рядов распределения тем, что при их построении принимается во внимание количественная характеристика варьирующего признака.
Ряды распределения состоят из вариант и частот. Вариантами называются отдельные значения показателя, частотами – величины, показывающие, сколько раз повторяется данное значение показателя.
Для примера рассмотрим распределение рабочих по их месячной заработной плате (табл.2.4).
Распределение рабочих ОАО «Юность» по размеру месячной заработной платы
Заработная плата в месяц, грн. | Число рабочих |
Человек | в % к их общему количеству |
до 180 180-200 200-220 220-240 240-260 260-280 280-300 300 и выше | 3,5 7,0 39,1 18,0 12,6 10,5 6,9 2,4 |
100,0 |
В данном примере уровень заработной платы является вариантой, а число рабочих – частотой, показывающей сколько раз повторяются данные варианты. Частоты, выраженные в виде относительных величин (долях единицы), называются частностями. Сумма всех частот называется объемом ряда распределения.
Вариационный ряд может быть интервальным и дискретным.
Интервальные вариационные ряды— это такие ряды, где значения варианты даны в виде интервалов, как в таблице 2.4.
Дискретные вариационные ряды характеризуются тем, что варианты в них имеют определенное значение. Примером дискретного ряда может служить распределение рабочих предприятия по размеру тарифного разряда.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет