что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

«Маленький принц»: краткое содержание и анализ

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Философская сказка-притча «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери занимает особое место в творчестве писателя. В ней автор формулирует простые истины и вечные вопросы, с которыми каждый сталкивается в течение жизни. О чем «Маленький принц»? Краткое содержание и анализ помогут разобраться в особенностях литературных образов и раскрыть смысл произведения.

«Маленький принц»: краткое содержание

Повествование ведется от первого лица — летчика, которому повстречался Маленький принц. Экзюпери отчасти наделяет его своими чертами. Он также использует в сюжете эпизод из собственной биографии. В 1935 году писатель предпринял попытку поставить мировой рекорд при перелете Париж–Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне.

С похожей истории начинается и повесть-сказка Экзюпери «Маленький принц». Краткое содержание стоит начать с рассказа героя о своем детстве. Будучи шестилетним мальчиком, он прочитал о том, как удав целиком заглатывает свою жертву. Этот факт сильно впечатлил ребенка, и он нарисовал удава, который проглотил слона. Такая картинка совсем не понравилась взрослым, они посоветовали больше не рисовать змей и заняться учебой.

Герой вырастает, становится летчиком и во время одного из перелетов совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара из-за поломки двигателя. Пилот весь день безуспешно пытается починить мотор самолета и засыпает среди бесконечных песков. Утром он его будит маленький мальчик.

Появления главного героя — важный момент в любом произведении, даже если его передает краткое содержание. Маленький принц к огромному изумлению летчика возникает ниоткуда, в абсолютно безлюдном месте, и просит нарисовать барашка.

Как мы помним, в этом рассказчик не силен, и после ряда неудачных попыток он рисует ящик с отверстиями, в котором якобы находится барашек. Как ни странно, именно этот вариант очень нравится малышу.

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Фото: pngwing.com: UGC

Краткое содержание «Маленького принца» будет неполным без описания главного героя. Мальчик с золотыми волосами живет на крохотной планете-астероиде размером с обычный дом и каждое утро борется с вредителями в виде ростков баобабов. Если их вовремя не прополоть — вырастут огромные деревья, которые разорвут планету. Раз в неделю трудолюбивый принц прочищает три вулкана, хотя один из них давно нерабочий.

Жизнь мальчика была одинокой, единственное развлечение ребенка — возможность любоваться закатом. Чтобы чаще смотреть на прекрасное зрелище, Маленький принц несколько раз в день перемещал свой стул, двигаясь за солнцем.

Еще одна обитательница планеты — роза, прекрасный цветок, который чудом занесло на астероид. За ней бережно и внимательно ухаживает Маленький принц. Содержание его внутреннего мира отчасти открывается через отношение к капризному растению. Мальчик искренне любит свою розу, а она в ответ постоянно манипулирует, вызывая то чувство вины, то раздражение и досаду.

Но со временем он понимает, что это наносное, и благодарен цветку за подаренную красоту и аромат. В итоге роза тоже признается принцу в любви, но лишь перед тем, как тот покинет свою планету.

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Фото: pixabay.com: UGC

Пересказывая краткое содержание книги «Маленький принц», нужно обратить внимание на персонажей, которых герой встречает во время путешествия по другим мирам. Мальчик посещает шесть соседних планет и знакомится их обитателями. Это взрослые люди, у них странные привычки, образ жизни и интересы, чему искренне удивляется Маленький принц.

Краткое содержание для читательского дневника не может обойтись без характеристики этих образов:

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Фото: wikimedia.org: UGC

Маленький принц прилетает на Землю и оказывается в пустыне. Поначалу он думает, что ошибся планетой, но вскоре знакомится со змеей, и та рассказывает, что Земля большая и красивая. Змея предупреждает мальчика, что и среди людей бывает одиноко, и предлагает свою помощь, если он захочет вернуться на астероид.

Описывая книгу «Маленький принц» в сокращении, стоит упомянуть события, произошедшие с героем за год, проведенный на Земле:

Проведя неделю с летчиком и поведав ему свой краткий пересказ, Маленький принц решает отправиться на свою планету. Он многое узнал и понял, теперь пора возвращаться к розе, вулканам и продолжать выпалывать баобабы, иначе они разрушат крохотный мир. Мальчик договаривается со змеей, чтобы та его укусила и помогла покинуть Землю. В день, когда астероид находится над пустыней, Маленький принц улетает домой.

Летчик чинит самолет и возвращается на родину. Он грустит о Маленьком принце, но со временем находит утешение, слушая по ночам звезды:

Весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу…

Взгляните на небо. И спросите себя: жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите: все станет по-другому…И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Фото: pixabay.com: UGC

«Маленький принц»: анализ произведения

Рассказ «Маленький принц» написан в 1942 году, в разгар Второй мировой войны. В этот период Сент-Экзюпери много размышлял о судьбе мира и будущем человечества, над которым нависла угроза фашизма.

Также он видел, что современники все реже задумываются о духовных ценностях, ставя во главу угла материальные блага. Размышления над философскими и этическими проблемами и воспоминания об инциденте в Ливийской пустыне вылились в повесть «Маленький принц».

О чем эта книга? В первую очередь о смысле жизни, который ищет Маленький принц, путешествуя по планетам. Он сталкивается с жителями астероидов, каждый из которых замкнулся не только в своем объективно крохотном мирке, но и в собственных границах.

В гротескной форме автор показывает отрицательные черты и пороки, свойственные многим людям. Жажда власти, тщеславие, пьянство, стяжательство и погоня за бессмысленным богатством — все это, увиденное глазами Маленького принца, предстает в самом неприглядном свете.

На этом фоне актуализируется вопрос о том, что же действительно ценно, на что не жаль тратить свое время и жизнь? Автор поднимает тему любви и дружбы, которые занимают центральное место в повести «Маленький принц». Сюжет этой сказочной притчи состоит из двух линий:

Маленький принц знает, что такое любовь и привязанность, — он ухаживает за своим цветком и переживает, когда роза притворяется больной или капризничает. Мальчик понимает, что нужно заботиться о планете, поэтому каждое утро трудится, выпалывая опасные ростки баобабов. Но понять глубокую суть любви и ответственности он может, только столкнувшись с реалиями Земли.

Встретив на своем пути сад с тысячами роз, принц поначалу обесценивает свой цветок. Но знакомство с Лисом меняет его взгляд на вещи: не имеет значения, сколько в мире существует роз, если этот цветок особенный. «Твоя роза дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни, — говорит Лис, а потом произносит: Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу».

Лис рассказывает мальчику, что не стоит доверять глазам: по-настоящему зорко лишь сердце. Перед расставанием новый друг признается, что будет грустить о принце, но теперь полюбит спелые колосья пшеницы, потому что они напоминают золотые волосы мальчика.Таким образом, автор показывает, как сквозь призму искреннего чувства можно видеть и по-настоящему ценить красоту мира.

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Фото: pixabay.com: UGC

Еще один аллегорический образ — змея, первая, кого принц повстречал на Земле. Она рассказывает мальчику об одиночестве среди людей, предсказывая будущее разочарование, и намекает на свое могущество. Так принц впервые встречается со смертью. И хотя впоследствии он познакомится с Лисом и летчиком, которые станут ему друзьями, именно к змее он вернется, чтобы попасть домой и снова заботиться о розе и своей планете.

Образ всезнающей змеи и необходимость покинуть физическое тело для возвращения в небесный дом вызывают ассоциации с библейскими образами. Выбор в качестве места действия пустыни также глубоко символичен: здесь нет ничего лишнего, жизнь словно застыла, оставив героев наедине с вечностью.

Чтобы оценить тонкость и глубокий смысл произведения, стоит выделить немного времени на знакомство с удивительной повестью «Маленький принц». Читать ее совсем недолго, но мысли-истины, вложенные автором в уста маленького мальчика и его друзей, неслучайно разошлись на цитаты.

В простой и лаконичной форме Экзюпери говорит о главном — любви и добре, дружбе и милосердии. Автор напоминает, что каждое живое существо бесценно и неповторимо, как и быстротечные мгновения жизни. Сказка «Маленький принц», созданная во время самой страшной войны, стала своеобразным гуманистическим манифестом, который находит отклик в сердцах людей по всему миру.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

15 цитат из маленького принца, которые стоит осмыслить.

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

История написания

Произведение было написано во время Великой мировой войны. Все начиналось с рисунков писателя, на которых он рисовал «маленького принца».

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Автор, являясь военным летчиком, в один из вылетов попал в авиационную катастрофу, это случилось в 1936 г. в пустыне в Ливии. Новости о начале войны, воспоминания об авиакатастрофе и бередившие скрытые психологические детские травмы вдохновили Антуана де Сент-Экзюпери на создание сказки.

Сказка была написана в 1942 г. в Америке, через год она уже была доступна для прочтения. Книга являлась последним творением писателя и принесла Экзюпери мировую популярность.

Он посвятил это произведение своему приятелю (Леону Верту), мальчику, которым его друг когда-то был. Нужно сказать, что Верту, являвшийся критиком, был евреем, он страдал от гонений во время правления нацистов. Ему также было необходимо покинуть его планету, но не по собственной воле.

Цитаты из произведения Маленький принц (130 цитат)

«Маленький принц» — это кладезь мудрости. Они помогут вам задуматься о многих важных вещах в жизни. «Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами. «Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты. Цитаты из произведения Маленький принц представлены в этой подборке.

У каждого человека свои звезды.

Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.

Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

— А как это — приручить? — Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы.

Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

Это очень печально — когда забывают друзей. Не у всякого был друг.

Ведь тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеёшься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звёзды!» И они подумают, что ты сошёл с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю.

Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя.

Он не ответил ни на один мой вопрос, но ведь когда краснеешь, это значит «да», не так ли?

Слова только мешают понимать друг друга.

Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься.

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую.И все напрасно.

Среди людей тоже одиноко.

А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце.

Глупо лгать, когда тебя так легко уличить.

Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу.

Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь.

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Когда говоришь взрослым: Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби, — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: Я видел дом за сто тысяч франков. И тогда они восклкрасота.Какая красота!

Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует.

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

-Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чём забыть? — спросил Маленький принц. Ему стало жаль пьяницу. — Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову. — Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц. Ему очень хотелось помочь бедняге. — Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся.

Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут.

Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.

Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают если у них шипы, их все боятся.

Никогда не надо слушать, что говорят цветы.

Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.

Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.

Он не ответил ни на один мой вопрос, но ведь когда краснеешь, это значит «да», не так ли?

Там хорошо, где нас нет.

Смех, как родник в пустыне.

Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли!

Все дороги ведут к людям.

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь.

Нет в мире совершенства!

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Живется мне скучновато. Но если ты приручишь меня, моя жизнь точно озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка и я выйду из своего убежища. Пожалуйста… приручи меня!

Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

Вы красивые — но пустые. Ради вас не хочется умереть.

Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.

Странный народ эти взрослые.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

-Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи. Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок.

Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут.

Да, да, я люблю тебя. И моя вина, что ты этого не знал.

Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется.

Слова только мешают понимать друг друга.

Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять.

-Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза! Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…

— Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно? Но Маленький принц не ответил.

Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени. [/su_note]

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.

Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.

Все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.

Человек познает себя в борьбе с препятствиями.

Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь.

Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново.

Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз.

Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.

Довольно только передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотришь на закатное небо, стоит только захотеть.

Старых друзей наскоро не создашь.

Хорошо, когда есть друг, пусть даже надо умереть.

Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем заранее, какого же человека они вырастят?

Любовь – это когда ничего не стыдно, ничего не страшно, понимаете? Когда тебя не подведут, не предадут. Когда верят.

Царство человечье внутри нас.

Самое главное — то, чего не увидишь глазами.

Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем. И нам кажется, будто в прошлом жизнь была созвучнее человеческой природе, — но это лишь потому, что она созвучнее нашему языку.

Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он.

Призвание помогает освободить в себе человека, — но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию.

Ведь можно быть верным долгу и все-таки ленивым.

Истина человека — то, что делает его человеком.

Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.

Можно одурманить немцев спесью от того, что они — немцы и соотечественники Бетховена. Так можно вскружить голову и последнему трубочисту. И это куда проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена.

У людей нет корней, поэтому им очень тяжело живется.

Со смертью каждого человека умирает неведомый мир.

Узнать можно только те вещи, которые приручишь.

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении.

Раз о чем-нибудь спросив, не отступайся, пока не получишь ответа.

Истина — не то, что доказуемо, истина — это простота.

Будь то дом, звёзды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

Все мы — кто смутно, кто яснее — ощущаем: нужно пробудиться к жизни. Но сколько открывается ложных путей.

Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, – говаривал он, – и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя.

Кто долго жил всепоглощающей любовью, а потом ее утратил, иной раз устает от своего благородного одиночества. И, смиренно возвращаясь к жизни, находит счастье в самой заурядной привязанности.

Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

Истина не лежит на поверхности.

Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди – подданные.

На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Победа достается тому, кто сгниет последним. И оба противника гниют заживо.

Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри.

В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди — и только люди замыкаются в одиночестве.

Но я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверно, я старею.

То, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы.

Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!

Быть может, это и красиво — умереть, чтобы завоевать новые земли, но современная война разрушает все то, ради чего она будто бы ведется.

– Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится, они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите.

Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга.

Все куры одинаковы, и люди все одинаковы.

В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна.

Если любишь цветок, что растёт где-то на далёкой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звёзды расцветают.

Животное и в старости сохраняет изящество. Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?

На этот раз он был одет по последней моде – и все с ним согласились.

Мучительно не уродство этой бесформенной человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт.

– Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

Мне кажется, где-то на моей планете живет старая крыса. Я слышу, как она скребётся по ночам. Ты мог бы судить эту старую крысу. Время от времени приговаривай её к смертной казни. От тебя будет зависеть её жизнь. Но потом каждый раз надо будет её помиловать. Надо беречь старую крысу: она ведь у нас одна.

Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля.

Тебе покажется, что мне больно. Покажется даже, что я умираю. Так уж оно бывает. Не приходи, не надо.

Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы — люди — и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем контаты и измеряем созвездия.

Вот человек, – сказал себе Маленький принц, продолжая путь, – вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе.

Тоска — это когда жаждешь увидеть чего-то, сам не знаешь чего… Оно существует, это неведомое и желанное, но его не высказать словом.

Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

Смотришь на небо – и ты счастлив.

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам.

Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу.

Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…» Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что это гораздо больше похоже на правду.

Суть названия

Маленький принц — это история о юном мальчике, странствующем по вселенной. Он не только посещает одну планету за другой, но и ищет секрет дружбы, суть любви и смысл бытия. Он пытается познать не только окружающий мир, но и самого себя. Самопознание — его основная задача. Мальчик еще развивается, он олицетворяет нежные и невинные детские годы, потому писатель назвал его «маленьким».

Но по какой причине принцем? На собственной планете он находится сам, вся эта территория принадлежит только юноше. Он ответственно исполняет свою хозяйственную роль и, невзирая на детский возраст, уже научился ухаживать за собственной землей.

Такое поведение наталкивает на мысль, что перед читателем благоразумный молодой человек, который управляет своей планетой, а как его еще можно назвать? Принцем, поскольку он образованный и у него есть власть.

Направление и жанр

Смысл произведения «Маленький принц» заключается в рассуждениях писателя о сущности человека, в этом Экзюпери помог жанр притчи, именно для него характерна четко сформулированная мораль в завершении, то, чему учит эта повесть.

Сказка-притча — это самое популярное совмещение жанров.

Характерная особенность произведения заключается в том, что у нее простая и фантастическая сюжетная линия, однако она имеет поучительный характер, позволяет детям сформировать моральные качества, а взрослым подумать над поведением и мировоззрением.

Она отражает действительную проблематику жизни, но реальность передается читателям с помощью вымысла, насколько бы это парадоксально ни прозвучало. Жанровое своеобразие повествования указывает, что это произведение Экзюпери является философской сказкой-притчей. Также жанр «Маленький принц» в определенной степени относится к фантастической повести.

Краткое содержание

Сюжет произведения начинается в Сахаре. Летчик после совершения вынужденной посадки встретил маленького мальчика, который прибыл с другой планеты. Последний рассказывает новому другу о путешествиях, о звездах, где успел побывать, о прошлой жизни, о Розе. Мальчик настолько сильно полюбил цветок, что мог отдать жизнь за него. Принцу была дорога его планета, он любил смотреть на закаты. Ему нравилось, что там, где он жил, их можно было увидеть несколько раз в день, для этого необходимо было лишь передвигать стул.

В один из дней принц почувствовал себя несчастливым человеком и решает отправиться в путешествие. Роза была гордой и не слишком часто одаривала мальчика теплом, потому не держала его.

В странствиях юноша встретил:

Последним местом была Земля, на которой он обрел настоящего друга.

Большое путешествие принца

Маленький герой не сразу стал доверять летчику. Только к середине повести он открыл свое сердце и рассказал о своем отношении к розе. Это особенный цветок. Когда-то маленькое семечко случайно занесло на его планету. Тогда герой посадил его под стеклянный колпак и стал ухаживать за ним.

Роза капризна и своенравна, с колючими шипами, но очень красива. Ее невозможно не любить. Принц любит и скучает по ней. Для мальчика его цветок слабый и простодушный, а шипы нужны, чтобы придать себе хоть немного храбрости в сложном мире, где каждый барашек норовит съесть тебя:

…миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы.

Герой отправляется искать друга

Много лет Маленький принц жил на своей планете. Он заботился о ней, убирал, чистил вулканы. Но единственным развлечением на ней было любование вечерним закатом. Поскольку планета была маленькой, то наблюдать закат можно было бесконечно, просто передвигая стул.

Появление прекрасной Розы изменило жизнь героя. Но цветок оказался не только капризным, но и очень высокомерным, дружить с ним было сложно. Тогда принц отправился в путешествие. Он посетил 6 планет, где ему встретились:

Все эти люди имеют странные и ложные представления о человеческих ценностях. Встречи ничего не привносят в жизнь мальчика. Они символизируют:

Жизнь этих людей грустна, однообразна и неинтересна. В ней нет главного — любви, красоты, дружбы и просто счастья.

Планета Земля

И вот герой попадает на седьмую планету — на Землю. Здесь он встречает стрелочника, направляющего поезда, но люди не знают, куда едут. Еще мальчик видит торговца, продающего бесполезные таблетки от жажды, которые экономят время, но никто не знает, куда девать его. И хоть планета Земля «сухая», «соленая» и «вся в иглах», но на ней есть:

Но и здесь герой поначалу чувствует себя очень одиноким. Он не понимает, почему люди не могут почувствовать себя одним целым, ведь их так много, а они остаются чужими друг другу. Посетив 7 планет, на последней его ждет 7 новых встреч. Знакомыми героя становятся:

Вселенная Экзюпери разделена на взрослых и детей. Первые давно разучились видеть сердцем, закостенели в своем искаженном видении мира, не принимают и отрицают творческое начало. Мир взрослых — это застывшие, закостеневшие, неизменные формы, обилие бессмысленного потребительства и иллюзорных удовольствий.

Описание героев

Произведение летчика-писателя — совершенно не детская сказка. Мысли-истины, которые вложены в уста юного принца, может правильно понять лишь взрослый.

Это не преуменьшает ценность этого рассказа для детей, в каждом возрасте повествование воспринимается по-разному:

Проблематика и тематика

Автор в своем повествовании указывает на множество актуальных проблем. В первую очередь, писатель задается вопросом смысла существования. Именно на него пытается найти ответ принц, путешествуя по вселенной. Очевидно, что многие его соседи не находят сути в жизни, а просто находятся в своих рамках, не выходя за грань своего маленького мира. Лишь главный персонаж решился пойти дальше и посмотреть себе в душу. В общении с земными жителями он смог признать собственные ошибки, а в конце возвращается к Розе.

Также раскрываются и другие проблемы:

Пусть дети прочтут и увидят свое

— Как Вы думаете, когда пятиклассники читают «Маленького принца», нуждаются ли они в каких-то комментариях взрослых, или лучше пускай просто читают, а понимать начнут, когда станут постарше?

— Мне кажется, комментировать такого рода тексты — всегда значит сообщать им свой собственный, субъективный смысл. Это полезно (и неизбежно) при чтении для самого себя и довольно безответственно при чтении другому. Для чтения с детьми вполне достаточно «реального комментария», рассказа о том, что автор действительно был летчиком и его самолет действительно потерпел крушение в пустыне, а прототипом Розы была его жена Консуэло (правда, тогда стоило бы сказать, что пять тысяч роз розового сада — тоже мотив вполне автобиографический). Насчет «поймешь, когда вырастешь» — не думаю, что это правильно. Глубина этой книги, якобы, скрытая от глаз и раскрывающаяся со временем — по-моему, ее главная мистификация. В действительности тех, кто перечитывает Экзюпери в «сознательном возрасте», слишком часто постигает жестокое разочарование. Думаю, 10-13 лет — самый подходящий возраст для чтения «Маленького принца».

что помогало маленькому принцу чувствовать себя счастливым

Но я бы посоветовал лучше читать с детьми этого возраста О’Генри и Рэя Брэдбери; «Дары волхвов» и «Электрическое тело пою!» — самые настоящие философские притчи, лишенные манипуляторства и ложного глубокомыслия «Маленького принца». Сентиментализм — вполне почтенная традиция, важный вклад в которую принадлежит именно французским авторам XX века; но лично мне в ней куда ближе мистерии Шарля Пеги или, если говорить о наших современниках, «Дитя Океан» Жан-Клода Мурлева. Если же хочется познакомить детей с настоящим романтизмом и качественной мистикой, — чем маскировать это желание, в общем вполне оправданное, стоит обратиться к признанным образцам жанра, Гофману и Новалису («Золотой горшок» в переводе Владимира Соловьева отлично читается с детьми), или «Черной курице» Погорельского, если говорить об отечественных примерах.

Беседовал Виталий Каплан

P.S. Наш разговор — не попытка «разоблачить» автора, которого искренне любят и почитают многие. Это скорее — начало диалога о том, как литературные «хиты» могут не открывать нам глаза на мир, а иногда затуманивать наш взгляд. Приглашаем вас, читателей «Фомы», присоединиться к этому диалогу в комментариях к публикации.

Основная мысль

Главная идея Экзюпери понятна после прочтения. У автора получилось написать сказочный рассказ, где он простым языком смог донести до людей сложные вещи, именно от их понимания будет зависеть мир во всем мире.

Писатель указывает, что все должны доверять друг другу и быть ответственными за тех, кого любят.

История «Маленького принца» — назидательна и чувствительна. Сказка говорит, что нужно иметь верного друга рядом с собой. Произведение предостерегает от одиночества, учит дружить и ценить любовь.

Помимо этого, не нужно запираться в своем мирке, отделяясь от остальных. Необходимо найти себя, узнавать новое, выйти из зоны комфорта.

Художник внутри писателя

Как на рисунках к сказке удав проглотил слона, так и внутри писателя Экзюпери прятался художник. Герой и Лис, Маленький принц и Роза — картинки для книги нарисованы самим автором. Они являются неотъемлемой ее частью. Антуан рисовал с детства, мог делать это на салфетках, а когда сильно увлекался, то и прямо на столешнице.

Писатель в резкой форме принимал критику. Когда известный художник сделал замечание к картинке с баобабами, он ответил: «Этот рисунок — чудо, а к чуду нечего прикасаться!». И книга, и рисунки писателя действительно были чудом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *