что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

Как Илья Муромец побил Соловья-разбойника

Был в дружине черниговского князя Мстислава Храброго удалой богатырь Илья Муромец. Враги боялись одного его имени. Легче камню было всплыть со дна реки, чем заставить нехристей печенегов сразиться с разудалым черниговским богатырём! Как услышат, что с дружиной князя Мстислава идёт Илья Муромец, сразу бросались все в рассыпную. Убегали куда глаза глядят, сидели по топям и болотам, боялись оттуда свой нос высунуть.

По всей земле Черниговской калики перехожие-переброжие пели славу Илье Муромцу на гуслях звончатых. Прослышал в Киеве о его подвигах великий князь Владимир Красное Солнышко. Как солнечные лучи согревает живую душу, так князь Владимир согревал своей заботой простых людей. Потому они и прозвали князя Красным Солнышком.

Стал киевский князь Владимир Красное Солнышко звать черниговского богатыря в свою дружину. Сильно уж он закручинился. Силою несметною подступали враги к высоким киевским горам. В битвах с ними полегло немало храбрых киевских витязей. И некому уже было защищать славный град Киев.

Когда Илья Муромец прослышал о такой беде, стал просить князя Мстислава, чтобы отпустил его в Киев. «А желаю», — говорит Илья Муромец, — «разбить зло. Очень уж досаждают киевлянам полчища печенегов. Отпусти меня, светлый князь в Киев. Верой и правдой служил я тебе многие годы, теперь же настала пора послужить мне славному отцу твоему — князю Владимиру Красное Солнышко».

«Жалко мне отпускать тебя в Киев», — отвечает богатырю черниговский князь Мстислав, — «да не пойду против воли отца моего любезного. Будет по его слову! Только вот тебе мой совет. Не езжай ты в Киев дорогой дебрянской. Худая о ней слава! Завладел ею Соловей-разбойник, грабит и убивает всех, кто спешит этой дорогой в стольный град Киев. Многие богатыри пытались сразиться с ним, да всех одолел проклятый разбойник! Ходит молва, что он бессмертный!»

«Разбойного Соловья бояться — Киева не видать!» — молвил славный богатырь князю. — «Хочу биться с этим нехристем! Сделаю дорогу дебрянскую свободной для всех честных людей».

Вот рано-ранешенько выехал Илья на своём крепконогом коне из Чернигова и направился в стольный град Киев. Ехал богатырь не долго и не коротко. И подъехал к мёртвому лесу. Деревья в лесу стоят без листвы, а многие лежат на земле, вывернуты с корнем. На них змеи подколодные шипят, извиваются. Всё пытаются укусить Илью Муромца и его верного друга-коня.

Вьётся-петляет пустынная дорога среди мёртвого леса, по её обочинам кости лежат человечьи. Над ними кружат и зловеще каркают чёрные вороны. Темно, страшно вокруг! Конь Ильи Муромца оробел и споткнулся. «Не бойся, мой верный товарищ!» — сказал ему богатырь. — «Не выказывай своего страха! Храбрый не тот, кто не ведает страха, а тот, кто его не показывает!»

Вот выехал Илья-Муромец на поляну и увидел дуб могучий. Он единственный в мёртвом лесу стоял с листвой зелёной. Среди неё сидел в шароварах и острой войлочной шапке великан с могучими, как ветви дуба, руками и ногами. На его лице лютом дико вращался один глаз недобрый. А второй закрывала повязка чёрная. Так страшно выглядел Соловей-разбойник.

Увидел страшилище Соловей Илью Муромца и засвистел громко. Поднялся сильный ветер. Деревья в лесу согнулись и застонали. Конь нашего богатыря не устоял и попятился. Соловьище разбойное громко зарычало: «Это кто потревожил мой покой? Кто осмелился вступить в моё грозное царство? Кто не побоялся моей силы звериной? Не сносить такому смельчаку головы!»

«Это я, Илья Муромец, потревожил тебя, идолище поганое», — отвечает разбойнику черниговский богатырь. — «Много невинных душ загубил ты здесь, на дороге дебрянской, в царстве своём разбойном! Пришла пора ответить тебе за все свои преступления!»

Соловей-разбойник дико расхохотался: «Да никак это Илья Муромец?! Нагадала мне ведьма, что ты — погибель моя! Да ты просто сморчок против меня! На одну руку тебя посажу, а другой прихлопну — мокрого места от тебя не останется!»

Соловей-разбойник дико завращал своим единственным глазом, раздул щёки и выдохнул изо рта большую огненную струю. «Что Илья, жарко?» — прорычал он, — «сейчас ещё жарче станет!» Идолище поганое ещё сильнее завращало своим глазищем, ещё больше раздуло щёки и снова выдохнуло огромный клубок огня и дыма.

Наш богатырь соскочил со своего коня и отправил его в укрытие. А разбойнику Соловью громко крикнул: «Хоть и здоровый ты, идол, вырос, а ума не вынес! Сейчас я поквитаюсь с тобой за все твои злодейства!» Илья снял с плеча лук свой волшебный и достал из колчана стрелу калёную с наконечником железным, гранёным. В пору пришёлся ему подарок черниговского князя Мстислава!

А идолищу Соловью всё неймётся, всё дышит огнём. Да не жжёт огонь Илью Муромца! Богатырь натянул свой лук волшебный и пустил свою стрелу калёную. Разбойник и охнуть не успел, как грохнулся с дуба наземь. Да так, что земля затряслась в округе.

«Высоко ты, дурень, сидел, да низко упал!» — сказал Илья Муромец и связал поверженного врага. Потом подозвал своего верного друга-коня и привязал злодея к седлу. А Соловей-разбойник расплакался: «Отпусти ты меня, Илюша. Пожалей мою жёнушку и деток моих! Дам тебе золота, сколько душа твоя пожелает. Сколько сможешь увезти на своём добром коне!»

«Брехливой собаке никто не верит», — ответил разбойнику Илья Муромец. — «О детях своих подумал бы раньше, когда шёл на большую дорогу грабить и убивать! И злато твоё мне не нужно! Злым трудом досталось оно тебе. А зло всегда должно быть наказано. Миловать тебя или казнить решит в Киеве князь Владимир».

В киевском тереме князя Владимира Красное Солнышко ширился пир горой. За широкими дубовыми столами сидели знатные гости, они славно ели и пили и слушали песнь слепого гусляра. Перебирая струны, гусляр пел о подвигах Ильи Муромца — великого богатыря земли Черниговской. И тут подводят к князю незнакомого человека.

Князь Владимир глянул на незнакомца и спрашивает: «Сказывай, кто такой и что тебе от меня надобно?» — «Светлый князь Владимир Красное Солнышко, величают меня Ильёй Муромцем, ехал по зову твоему на службу к тебе и привёз на суд твой разбойного Соловья», — отвечает ему богатырь. — «Илья Муромец? — удивился князь. — «Вовремя ты приехал. Неужто поймал разбойного Соловья? Рать моих молодцев не смогла справиться с ним, а ты один его одолел?! Утешил ты моё сердце. Хочу видеть этого злодея!»

Князь трижды хлопнул в ладоши, в горницу ввели Соловья-разбойника. Когда злодей увидел князя Владимира, задрожал и упал на колени, и стал слезно просить: «Великий князь, не вели казнить, а вели помиловать. Буду тебе верным слугой и помощником».

«Губителю душ христианских на дороге дебрянской прощения нет! Получишь сполна, что заслужил! Посадить его в яму глубокую!» — обратился князь Владимир к своим дружинникам. Те подхватили разбойника под руки и поволокли его из терема в глубокую чёрную яму.

И поделом досталось разбойнику Соловью! Нечего было грабить и убивать ни в чём не повинных путников на дороге дебрянской!

А Илью Муромца великий киевский князь Владимир Красное Солнышко позвал в свою дружину, чтобы вместе с отважными богатырями Добрыней Никитичем и Никитой Кожемякой защищал град Киев и киевское княжество от врагов. А пока пригласил черниговского богатыря на свой удалой пир.

А когда пир, тогда и песни на весь мир! Знатно князь Владимир гуляет со своей дружиной! И наш герой Илья Муромец за пиршественным столом. Пусть гуляет наш славный черниговский богатырь, ведь скоро ему опять на кордон — защищать родную сторону от вражеских полчищ.

Источник

Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло богатырю победить Соловья-разбойника?

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник.

2. Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстаёт перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя используя текст былины.

Как ответить на вопросы повышенной сложности по литературе?

Характеристика Илья Муромца.

Как нарисовать устный портрет Ильи Муромца?

1 Ответы

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

Муромец – герой древней Руси. Он не только защитник Руси, он также и народный идеал мужества и отваги.

По-особому к нему относятся в былинах и сказках.

Во-первых, Илья Муромец выступает защитником земли русской, во-вторых, он является народным идеалом мужества и стойкости.

В-третьих, он выполняет роль главного героя, в котором воплощаются лучшие черты народа. Ему приписывают даже подвиги, которые он не совершал.

Например, в былине «Илья и Соловей-Разбойник» богатырь побеждает злого чудища за счёт хитрости, храбрости, силы.

Но не только это помогло Илье победить разбойника. Он думал в первую очередь не за себя, а за землю русскую, за людей, за женщин и детей малых. Не даром во время боя он говорит Соловью: — полно вдоветь жен молодых, полно сиротить малых детушек.

Тем самым говоря, что много воинов полегло на поле брани из-за разбойника.

Вера в себя, в свою силу, в землю русскую помогли богатырю справиться с врагом.

С героями сказок богатыря сближает то, что он наделён некой волшебной силой. Он может преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.

Почему Илья отказался стать воеводою при Чернигове?

Когда Князь Владимир послал богатыря освободить Чернигов от татар, богатырь это сделал с легкостью. Народ, увидев такую силищу, сразу предложил ему стать воеводою, чтобы охранять город.

Но Илья оказался, сказав, что не служит и не охраняет один город, а защищает всю землю русскую. Воевода – это должность, которую должен был назначить князь, а это значит нужно было жить при князе.

Муромец не хотел никому прислуживать, потому что он служил народу.

Источник

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Короткое содержание и анализ

Название:Илья Муромец и Соловей-разбойник
Автор:
Год написания:примерно XIV век
Год издания:
Жанр:Былина
Направление:Русский фольклор

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

Илья Муромец — один из трех русских самых известных русских богатырей, наряду с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. Их образы неоднократно использовались в русской культуре: литературе, кинематографе, живописи. Например, эти три фольклорных героя изображены на знаменитой картине В. Васнецова «Богатыри». Образы богатырей, история их жизни и подвигов раскрывается в произведениях эпического жанра русского фольклора — былинах.

Место и время действия

Действие разворачивается в эпоху Древней Руси, до монголо-татарского нашествия, то есть примерно в X – XII веках.

В тексте фигурирует Князь Владимир, что, на первый взгляд, могло бы ограничить датировку периодом его правления — концом X–началом XI века. Дело происходит после крещения Руси в 988 году, так как в тексте упоминаются заутреня (народное название раннего богослужения) и обедня (народное название литургии).

Однако фольклористы указывают, что Владимира, персонажа былин киевского цикла, не следует отождествлять с реальной исторической личностью, а значит и соотносить время действия в былине с периодом его правления — некорректно. Датировка остается размытой, определить её более точно не представляется возможным.

Действие происходит в «неназванном» государстве, но по монархическому государственному образованию (княжеству под управлением князя) и географическим названиям населенных пунктов легко определить Русь.

Былины киевского цикла, к которому относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», объединены местом действия — городом Киевом, столицей древнерусского государства.

Помимо Киева, события былины разворачиваются ещё в нескольких реальных городах Древней Руси: городе Муроме и находящемся в его окрестностях селе Карачарово, родине Ильи Муромца, а также городе Чернигове.

Основные события происходят на пути между Киевом и Черниговом (то есть на территории современной Украины). В тексте присутствует гидроним — река Смородина, возле которой по сюжету былины и промышляет Соловей-разбойник. Это мифическая река, не соотносится с каким-либо реально существующим водоёмом.

Река Смородина упоминается в славянской мифологии как граница «мира живых» и «мира мертвых», считается аналогом Стикса из древнегреческой мифологии.

Некоторые лингвисты связывают это название с рекой Самарой, протекающей недалеко от Киева. Но есть и другая версия: название реки Смородина происходит от слова «смород», что значит «смрад», «сильный, неприятный запах».

Подробный пересказ содержания былины с цитатами

«Из того ли то из города из Мурома, из того ли то села Карачарова» отправился в дорогу добрый молодец Илья. Путь его лежал в Киев. Герой отстоял заутреню в Муроме, а в стольном граде планировал быть к «обеденке».

«Заутреня» и «обедня» — народные названия церковных служб. Первая проходила очень рано утром, вторая — в первой половине дня, перед обедом.

На пути его лежал славный град Чернигов, возле которого стояли полчища врагов, т.е. город был в осаде.

И никто не пройдет через эту «силушку великую», ни зверь не проскочит, ни человек.

Одолел Илья Муромец врагов и въехал в Чернигов. Местные мужики, вдохновленные его подвигом, предлагают ему остаться в городе воеводою. Илья отказывается.

«Не пойду я к вам в Чернигов воеводою».

Спрашивает Илья у мужиков кратчайший путь до Киева («дорожку прямоезжую»). Предостерегают черниговцы богатыря, говоря, что прямоезжая дорога «заколдована, да замуравлена» — опасен путь по ней, а потому пешком её никто не прохаживал и на добром коне не проезживал.

«Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова»

Сидит во сыром дубу «Соловей‑разбойник Одихмантьев сын».

Наводит он ужас на округу, свистит по-соловьиному, да кричит по-звериному, да так, что травы загибаются, цветы осыпаются, деревья к земле приклоняются, а люди, что поблизости очутились, замертво падают.

Есть на Киев и другая дорога — длинная, ехать по ней 1000 верст, а «прямоезжею», через Соловья-разбойника — 500 верст.

Поехал Илья Муромец короткою дорогою, проезжает горы и реки, конь с его холма на холм перескакивает, подъезжает к речке Смородине.

«Засвистал‑то Соловей да и по‑соловьему,
Закричал злодей‑разбойник по‑звериному,
Так все травушки‑муравы уплеталися,
Да и лазуревы цветочки отсыпалися,
Темны лесушки к земле вси приклонилися»

Конь его богатырский поубавил прыть. Берет Илья плеточку и стегает коня. Говорит ему:

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?
Что ты на корни, собака, потыкаешься?

Достает Илья Муромец лук, натягивает тетиву и стреляет в Соловья-разбойника, попадает в правый глаз. Потом спустил разбойника на землю, пристегнул его к стремени и повез в Киев.

В гнезде Соловья-разбойника находились три его дочери. Увидели они своего отца с Ильей Муромцем. Первым двум показалась, что это отец на коне едет и «везет он мужичища-деревенщину, Да у правого у стремени прикована».

Лишь третья разглядела, что дело обстоит наоборот — это их отец пристегнут к стремени богатырского коня, и у него выбит глаз.

«Едет мужичища‑деревенщина,
Да и сидит, мужик, он на добром кони,
Да и везет‑то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована.
Ему выбито‑то право око со косицею»

С подачи младшей дочери сестры призывают на помощь своих мужей — зятьёв Соловья, просят их взять «рогатины звериные» и бежать бить «мужичищу-деревенщину».

«Эти мужевья да их любимые,
Зятевья то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные
Да и бежали‑то они да и во чисто поле
К тому ли мужичищу‑деревенщине,
Да хотят убить‑то мужичища‑деревенщину»

Говорит Соловей-разбойник своим зятьям, чтобы побросали они рогатины, предлагает задобрить богатыря, пригласить его в гости в соловьиное гнездышко, угостить яствами, медом, да осыпать дарами.

Зятья Соловья-разбойника так и хотят поступить, но Илья не обращает на них внимания, скачет дальше вместе с Соловьем, пристегнутым к стремени, и прибывает в город Киев, въезжает на княжий двор. Из церкви выходит князь Владимир.

«Он пришел в палату белокаменну». Князь приступает к трапезе, приглашает к столу Илью Муромца.

«Они сели есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати»

Муромец остановил коня посреди двора, вошел в палаты княжеские, отвесил правителю киевскому троекратный поклон.

Князь спрашивает героя, как его зовут, кто он такой и откуда будет. Богатырь представляется.

«Есть я с славного из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович!»

Спрашивает князь, как долго ехал Илья до Киева и какой дорогою. Говорит богатырь, что заутреню стоял ещё в Муроме, держал путь через Чернигов, а оттуда коротким путем, мимо речки Смородины.

Удивился князь, не поверил Илье. Правителю было известно, что стоят у Чернигова вражеские силы и про Соловья-разбойника правитель был в курсе. Как же Илья Муромец добрался до Киева опасной такой дорогой, да живым остался?

Отвечает ему Илья Муромец:

Встает князь из-за стола, накинул шубку да соболью шапку и вышел во двор посмотреть на Соловья-разбойника. Просит князь его посвистеть.

Говорил‑то ведь Владимир‑князь да таковы слова:

— Засвищи‑тко, Соловей, ты по‑соловьему,
Закричи‑тко, собака, по‑звериному.

Соловей-разбойник отказывается и отвечает, что будет выполнять только приказы Ильи. Тогда с теми же словами обращается к нему Муромец. Просит свистеть его не в полную силу. Упрямится Соловей, хитрит, говорит, что от ран лишился он сил, да не может засвистеть. Просит поднести ему чару «зелена вина».

«Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да уста мои сахарни порасходятся,
Да тогда я засвищу да по‑соловьему,
Да тогда я закричу да по‑звериному».

Обращается Илья к Владимиру, чтобы тот поднес Соловью «зелена вина». Отправляется Владимир в горенку, наливает немаленькую чару, объемом в полтора ведра. Подносят вино Соловью. Он всё выпил, восстановил силы да как засвистит, что всё вокруг стало рушиться, а люди погибать. Князь шубкой укрывается, а Илья Муромец вывез Соловья в чисто поле и срубил ему голову.

Характеристика героев

В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.

Илья Муромец

В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.

Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян («мужичишко-деревенщина»).

Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.

Соловей-разбойник

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

Отрицательный персонаж, зло, представленное в виде человекообразного существа, напоминающего птицу. Дом Соловья-разбойника находится на дубе и называется «гнездом». Герой обладает сверхспособностью: мощный свист и рык Соловья несут разрушительную силу. Фантастический герой, олицетворяющий зло и угрозу общественному благополучию, — мифологизированный образ врага. Соловей-разбойник хитер и изворотлив.

Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.

Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.

Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.

О возможных прототипах

В летописях упоминается эпизод о некоем разбойнике по имени Могула, которого изловили и доставили к князю Владимиру. Он запомнился сильным криком. Высказывается предположение, что он мог быть прототипом «Соловья-разбойника».

В 40-е годы XIX века на страницах «Новгородских губернских ведомостей» была опубликована обнародованная исследователем Н. Мельковым легенда из рукописного источника XVII века. В ней говорилась о двух «мордвинах»: одного звали Скворцом, а второго Соловьем. Иногда происхождение фольклорного образа сопоставляют с ней.

Князь Владимир

Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.

Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.

Второстепенные персонажи

Дочери и зятья Соловья-разбойника появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести. Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».

Народ (черниговцы и киевляне) — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.

Анализ былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника

Происхождение

Былина — фольклорное произведение эпического жанра. Истоки былинных сюжетов — рассказы, поверья, мифы, древние легенды русского народа. Формирование сюжета произведения «Илья Муромец и Соловей разбойник» исследователи относят третьему Владимиро-Суздальскому периоду (XIV век). Для произведений устного народного творчества характерны различные варианты текста с общим сюжетом.

Поскольку былина относится к Киевскому циклу, «родом» сюжет, вероятно, из южных и центральных русских земель. В XIX веке считалось, что большинство сюжетов русских былин утеряно, однако, как выяснилось, они сохранились на Русском Севере. Большинство былин Новгородского, Киевского, и других циклов были записаны от северных сказителей. Широко известно имя Трофима Григорьевича Рябинина.

что помогло илье муромцу победить соловья разбойника

Считающийся каноническим текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» от Трофима Рябинина записал ученый-славист A. Ф. Гильфердинг 8 июля 1871 года в Кижах.

Кижи — остров в Онежском озере, в Республике Карелия. Благодаря памятникам деревянного зодчества считается всемирно известной достопримечательностью, имеет статус музея-заповедника

Тексты, записанные Гильфердингом на территории современной Карелии, были изданы в 1873 году в сборнике «Онежские былины» уже после смерти фольклориста.

Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872) — русский ученый, лингвист, историк, фольклорист немецко-польского происхождения, член Императорской Академии Наук.

Жанровые и стилистические особенности

Одной из жанровых особенностей былины как эпического произведения считается героическая или историческая составляющая в сюжете. Это тексты, рассказывающие о событиях и подвигах прошлого. В рассматриваемой былине героическое событие — победа богатыря Ильи над Соловьем-разбойником.

Эпитетами могут быть как прилагательные (добрый конь, сыра земля, стремечко булатное), так и существительные (травушка-мурова, мужичишко-деревенщина)

Гипербола — художественное преувеличение, один из основных приёмов для былинных сюжетов. Качества героев, масштабы, эффект, произведенный их действиями, намеренно преувеличены.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» гипербола используются в описании победы Ильи над вражеской черной силой под Черниговом, например: «черным черно, как черна ворона» (очень много).

Гипербола применяется в характеристике силы соловьиного свиста: «… все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются». В финале произведения разбойнику подносят «немалу чашу — полтора ведра» — это тоже гипербола.

Структура и композиция

Сюжет былины изложен последовательно, описывается путешествие главного героя, включающее три этапа (путь от Карачарово до Чернигова, от Чернигова до Киева и пребывание в Киеве), на каждом этапе события постепенно раскрывают образ героя, его характер, мотивы поступков. В структуре повествования можно выделить элементы традиционной композиции:

Какие темы поднимает?

Основная тема — защита русской земли.

Былинные тексты, как правило, имеют патриотическую направленность. В них воспевается Русь-матушка, отражается уклад жизни и русский характер. На протяжении почти всей своей истории с незапамятных времен Русь, Россия вела войны, сражалась с врагами, отражала набеги захватчиков. Богатырь – мифологизированный, героизированный образ русского воина. Основная тема фольклорного произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — защита русской земли.

Борьба добра со злом

Для русских былин характерно четкое разграничение двух противоборствующих сторон, при этом добро всегда побеждает зло. Два центральных героя произведения — Илья Муромец и Соловей разбойник — представляют два полюса: добро и зло. Добрый герой призван устранить источник бедствий русского народа. У каждого из персонажей есть своя свита. На стороне Ильи Муромца выступает весь русский народ. На стороне Соловья-разбойника — его семья: дочери и зятья. На стороне Ильи заметный перевес в поддержке.

Сила духа русского народа

«Богатырская наша сила, сила духа и сила воли», — напишет XX-м столетии известный советский поэт Николай Николаевич Добронравов, обращаясь к фольклорным образам. Внутренняя сила человека — одно из главных качеств русского характера, воспетых былинами. Богатыри — это не просто «силачи», это стойкие люди, обладающие силой духа, без которой сама по себе физическая сила не так важна. Богатырь Илья Муромец в сражении с Соловьем-разбойником не демонстрирует какой-то сверхсилы, его поступки — это скорее проявление силы духа и доблести.

Образ Ильи Муромца — это средоточие лучших качеств русского народа. В былине показано, что спасение русской земли не в ее правителях, а в обычных людях, добрых, доблестных и отважных, коими она полнится.

Природа в былине

Жители Древней Руси очень близки к природе, они в ней жили. Во многих сохранились верования в силы природы от недавнего язычества. В былине нет описаний природы, но она присутствует в ней то упоминанием о звере, который «не прорыскивает», или о вороне, который «не пролетывает». Травушка-мурава, цветочки лазоревые, лесушка звучат рефреном в былине, помогают понять восприятие мира человеком Древней Руси. Соловей-разбойник, представитель зла, своим свистом губит не только людей, но и природу, нарушая её гармонию.

Экранизации

Мотивы былины и образы её главных героев неоднократно воплощались в отечественном кинематографе и мультипликации. Художественный фильм-сказка «Илья Муромец», снятый Александром Птушко в 1954 году, объединяет мотивы нескольких фольклорных сюжетов о русском богатыре, в том числе и былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Одноименные мультфильмы, основанные на сюжете былины, в СССР и России создавались дважды.

Рисованный мультфильм режиссера Ивана Аксенчука по сценарию Михаила Волгина вышел в 1976 году, является продолжением мультфильма «Илья Муромец. Пролог» (1975).

В 2007 г. выпущен мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» режиссера Владимира Торопчина, позиционируется как вторая часть трилогии о русских богатырях. Сюжет мультипликационного фильма многим отличается от фольклорного оригинала, дополнен сюжетами и событиями, которых нет в классическом тексте, однако основная фабула сохранена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *