что поможет классному руководителю повысить учебную мотивацию в классе
Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению
В данной работе учитель делиться своим опытом по повышению мотивации учащихся к обучению. Показаны разные направления работы: взаимодействие с учителями-предметниками, работа с родителями, проведение классных часов на темы: «Как работать с книгой», «Как развивать память», «Как решать задачи», «Режим дня школьника».
Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению»
Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение города Ульяновска « Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов»
Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению.
Классный руководитель 6 е класса
Воронцова Людмила Борисовна
Город Ульяновск-2015 год
Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих образовательную программу средней школы.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящей главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащиеся должен овладеть к концу обучения.
Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно стимулирование учеников на интенсивное обучение.
Но ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для её выполнения.
Мотив-это то, ради чего осуществляется деятельность.
Учитель, взаимодействуя с учениками, использует различные современные методики обучения. Ученик усваивает материал в силу своих способностей. При этом испытывает радость открытий или горечь от постепенно накапливающих пробелов в знаниях, осложняющих дальнейшее обучение.
А какова роль классного руководителя? Насколько она значима в успешном получении образования ребенком?
1. Успешность воспитательного процесса по усилению учебной мотивации невозможна без сотрудничества классного руководителя с педагогами –предметниками, работающими в классе. Классный руководитель должен знать, как его ученик проявляет себя на уроках. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формировать его веру в свою успешность, понимания необходимости личностного роста, добиваться, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Ведь человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Я постоянно держу связь с учителями, работающими в моем классе. Вместе мы решаем возникающие проблемы.
3. Чтобы учеба была успешной, надо правильно её организовать. Для этого я провожу классные часы по темам: «Научи себя учиться»,
«Режим дня школьника»,
«Как работать с учебником»,
«Как стать внимательным»,
«Значение знаний и книг в жизни человека» и другие.
На классных часах такой тематики ребята знакомятся с методами и приемами самообразования, учатся рационально организовывать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление.
5. Творческая активность— это участие в конкурсах, смотрах, олимпиадах разного уровня. Как классный руководитель, я стараюсь, чтобы мой класс принимал участие во всех школьных мероприятиях. Учащиеся моего класса также участвуют в школьных олимпиадах, в международном математическом конкурсе «Кенгуру», « Олимпус», а также в олимпиадах по другим предметам. Напутствующие слова классного руководителя для мотивации творческой активности учащихся такие: «Главное, что мы участвуем, нам это нравится, наши глаза блестят, мы пробуем свои силы!»
6. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении.
7. В развитии познавательного интереса играет роль и внеурочная деятельность.
8. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении. Высокая мотивация к обучению формируется у детей только в тех семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а общение с детьми мягкое и теплое. И напротив, где родители безразличны к детям или осуществляют очень жесткий контроль, у детей
формируется низкий уровень мотивации.
Успех работы классного руководителя по повышению мотивации зависит от того, как он будет взаимодействовать с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.
«Как учить стихотворение»,
«Как развивать внимание ребенка» и другие.
советы по поддержке ребенка в учебной деятельности
• Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
• Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
• Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
• Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Чтобы привить интерес детей к книгам, возродить семейные чтения, на родительское собрание я приглашала библиотекаря нашей школы. Надежда Григорьевна рассказала о пользе семейного чтения, что оно дает ребенку, посоветовала, какие книги можно читать.
9. В целях развития общего кругозора детей, формирования устойчивой мотивации к учебе, я использую в своей работе такую форму, как экскурсии.
Также мы с ребятами были на фестивале Русского географического общества, на выставке картин о Великой Отечественной войне.
Будем продолжать путешествовать.
10. Следуя русской пословице: « Голодное брюхо к ученью глухо», я провожу работу среди учащихся и родителей, чтобы как можно больше детей было охвачено горячим питанием. На сегодняшний день 70 учашихся питаются в школьной столовой.
Выводы: у классных руководителей есть большие возможности по повышению мотивации учащихся к обучению.
«Различные формы повышения учебной мотивации учащихся через работу классного руководителя»
«Различные формы повышения учебной мотивации учащихся через работу классного руководителя».
Мотивация в учении школьников – это побуждения, вызывающие их активность. Поэтому одной из задач классного руководителя является: поиск форм повышения учебной мотивации. В начале учебного года, когда был сформирован 10 класс, я, изучив личные дела учащихся, поставила перед собой задачи:
Воспитание нравственного гражданина общества, формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие самостоятельности и инициативы учащихся в организации их деятельности.
Сплочение детского коллектива.
Определение профессиональной ориентации.
Учащиеся выбрали профильный класс гуманитарного цикла, так как хотят связать свое будущее с журналистикой, филологией, лингвистикой, пиаром. Для достижения этой цели ученики проходят предпрофильную подготовку в Политехническом университете.
Большинство учащихся имеют средние способности, хотя имеются и такие ученики, которые могут учиться на «5», и у остальных ребят есть высокий потенциал в учебе.
В отношениях друг к другу ребята доброжелательны, приучены к труду, ответственно относятся к поручениям, очень активны.
Я проанализировала качество знаний прошлого учебного года и отметила, что оно составляло 48%, в классе было 5 хорошистов, отличников не было.
По итогам первого полугодия качество знаний составило также 48%, но появились 2 человека которые стали «отличниками».
Был проведен мониторинг в сравнении результатов по 9 классу с предметами, которые остались в 10 классе.
В результате сравнения годовых оценок и оценок за 1 полугодие была выявлена позитивная динамика качества образования.
Как же удалось достигнуть таких результатов? Еще в сентябре я поставила перед собой задачу сплочения детского коллектива, так как (повторюсь) класс сборный. С этой целью мы решили вместе отмечать дни рождения. Все ребята пишут в поздравительной открытке пожелания, а это невольно вызывает у них добрые чувства. Затем я стала настраивать всех учеников на сознательное отношение к учебе, уверяя их, что каждый из них может поступить в институты, что они самые лучшие, и что я радуюсь их успехам вместе с ними.
Второе, необходимо было наладить тесный контакт с учителями, работающими в классе. И мне кажется, цель достигнута. Главное, существует взаимопонимание сторон, и это положительно сказывается на учебе ребят.
Одной из основных форм работы с родителями остаются родительские собрания. На них обсуждаются проблемы жизни классного коллектива, строятся планы на будущее. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. На собрании я никогда не ругаю учеников за неуспеваемость, за плохую дисциплину, только позитивная информация о достижениях детей и размышления о том, как мы можем помочь ребятам в учебе. Поэтому родители не боятся ходить на собрания, так как знают, что на общее обозрение неудачи ребенка не будут выставлены.
Но в начале собрания я говорю, кто из родителей мне нужен для индивидуальной беседы, и после собрания разговариваю с каждым отдельно.
В результате совместных усилий родителей, учителей – предметников, классного руководителя класс имеет хорошие достижения не только в учебе, но и в общественной жизни школы. Ребята активно участвуют в предметных олимпиадах, являются корреспондентами школьной газеты «Переменка».
В заключение надо отметить, что доброе отношение к ученику, взаимодоверие, воспитание сознательного отношения к учебе являются основными показателями в повышении мотивации учения.
« Мотивация учащихся к учебной деятельности. Работа классного руководителя»
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования города Братска
« Мотивация учащихся к учебной деятельности. Работа классного руководителя»
Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
1. Успешность воспитательного процесса по усилению учебной мотивации невозможна без сотрудничества классного руководителя с педагогами – предметниками, работающими в классе. Классный руководитель должен знать, как его ученик проявляет себя на уроках. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формировать его веру в свою успешность, понимания необходимости личностного роста, добиваться, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Ведь человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Я постоянно держу связь с учителями, работающими в моем классе. Вместе мы решаем возникающие проблемы.
2. Важной задачей в своей работе я считаю создание классного коллектива. В классе не должно быть отверженных детей. Можно условно выделить несколько видов отвержения, все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.
— Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).
— Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).
— Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»).
— Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).
3. Чтобы учеба была успешной, надо правильно её организовать. Для этого я провожу индивидуальные беседы, классные часы по темам: «Научи себя учиться», «Режим дня школьника», «Как стать внимательным», «Значение знаний в жизни человека» и другие.
На классных часах такой тематики ребята знакомятся с методами и приемами самообразования, учатся рационально организовывать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление.
4. Творческая активность- это участие в конкурсах, смотрах, олимпиадах разного уровня. Как классный руководитель, я стараюсь, чтобы мой класс принимал участие во всех школьных мероприятиях. Учащиеся моего класса активно без принуждения принимают участие. Напутствующие слова классного руководителя для мотивации творческой активности учащихся такие: «Главное, что мы участвуем, нам это нравится, мы пробуем свои силы!»
5. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Со всеми учащимися я провожу индивидуальные беседы о целях на ближайшее будущее, о будущей профессии, о семье – какая она должна быть и т.п. В беседах я мотивирую их на то, что получение образования, это обеспечение себя в будущем как самостоятельного человека.
6. В развитии познавательного интереса играет роль и внеурочная деятельность. Все учащиеся класса записаны в СОО «Импульс». На больших переменах, перед уроками и после уроков играют в теннис.
Также в начале учебного года на классном часу учащиеся сами определяют актив класса: старосту, редколлегию, спортивную группу, творческую группу. Выбор учащиеся делают по своим способностям. По моим наблюдениям сразу начинают проявлять большую активность дети с девиантным поведением, но чтобы не обидеть никого, я стараюсь записать всех детей по группам. Так в течение учебного года, учащиеся знают, кто за, что отвечает и никогда не отказываются от участия.
7. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении. Высокая мотивация к обучению формируется у детей только в тех семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а общение с детьми мягкое и теплое. И напротив, где родители безразличны к детям или осуществляют не надлежащий контроль, у детей формируется низкий уровень мотивации и здесь задача классного руководителя найти подход к родителям постоянно быть на связи с родителями, посещение семьи, проведение бесед о надлежащем контроле за воспитанием и обучением несовершеннолетних детей. Частые случаи в моей работе, что родители не знают, что ответственность за надлежащее обучение детей лежит на самих родителях. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с классным руководителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.
• Сплочение коллектива в классе – главная задача классного руководителя.
. Совместное участие учащихся и классного руководителя в мероприятиях как в школе так и вне.
• Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.
• Контакт классного руководителя с семьей учащегося.
• Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
• Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
• Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
• Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
Выводы: у классных руководителей есть большие возможности по повышению мотивации учащихся к обучению.
12 лёгких способов мотивировать учеников
Внимание детей часто трудно сосредоточить на чём-то одном. Особенно это актуально в начале и в конце года. Но учителя лучше любых образовательных программ знают, как мотивировать учеников. Они единственные могут удержать внимание детей: здесь, сейчас, сегодня, в этом классе.
1. Поощряйте
Приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям. Награждайте учеников за успехи, сделайте доску почёта, присуждайте еженедельную премию или даже начните вести учительскую колонку в школьной газете, где сможете рассказывать о работе класса и достижениях учеников.
2. Стремитесь к высокому качеству
Установите высокие, но реалистичные планки для учеников. Обязательно озвучьте свои ожидания. Ставьте краткосрочные цели и отмечайте их достижение.
3. Заражайте учеников своим азартом
Покажите свой энтузиазм и помогите ученикам проникнуться им. Например, прежде чем объяснить классу термин «аллитерация», предложите ученикам придумать названия для их любимых предметов, используя этот приём.
4. Чётко организуйте учебный день
Это очевидная идея, но нужно её ещё раз озвучить: используйте разные методы обучения. Все дети разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Чтобы всем было комфортнее учиться, составьте чёткий распорядок дня — это позволит поддерживать порядок в классе. Например, заполнение журнала в течение 10 минут перед началом урока; введение в тему урока в течение 15 минут; групповое обсуждение в течение 15 минут; вопрос — ответ в конце урока. Таким образом ученики знают, чего ждать каждый день, и становятся более организованны.
5. Распределяйте работу в классе
Вместе с учениками составьте список заданий на неделю. Используя критерии по вашему выбору, дайте ученикам возможность выбрать вид работы в классе на следующую неделю:
6. Прислушайтесь к идеям учеников
Если ученики берут на себя ответственность за то, что происходит в классе, у них остаётся меньше поводов для жалоб (конечно, избежать этого полностью не удастся). Спросите, что им нравится делать во время занятий, что помогает в работе, что волнует после них.
Проанализировав ответы, интегрируйте их в свои уроки или проведите мозговой штурм, чтобы понять, как эти идеи могут быть перенесены на занятия.
7. Сделайте пятницу более свободной
Вы можете использовать идеи учеников ещё чаще. Например, школьники, посещавшие занятия всю неделю, выполнившие все задания и соблюдавшие все правила, могут голосовать за выбор активностей в пятницу (лекции, обсуждения, просмотр фильма, игра, постановка сцены из пьесы или фильма).
8. Свяжите уроки с реальной жизнью
Будь то составление бюджета для подарков на семейный праздник, рассказы о вашем городе или разбор последних новинок поп-культуры — ученики будут любить школу больше, если смогут ассоциировать учебный процесс с повседневной жизнью.
9. Отмечайте успехи
10. Хвалите их за достижения вне класса
Учиться можно и нужно не только в пределах школы. Предложите детям посчитать количество ступеней в их доме, написать эссе о своём опыте волонтёрства, о том, что они чувствовали во время спортивных соревнований, или выберите любое творческое задание, которое ученики хотели бы выполнить.
11. Запланируйте экскурсию мечты
Организуйте мозговой штурм и подумайте над поездкой куда-либо. Чем лучше дети будут работать в классе, тем более сложной и длинной может быть поездка. Прислушивайтесь к мнению детей и отправляйтесь на экскурсию, которую вы сами же и запланировали. Обязательно поощрите детей за активность, интерес, хорошее поведение, позвольте им оставить отзыв о поездке.
12. Покажите, что знания обеспечивают будущее
Покажите перспективы хорошей учёбы и уверенных знаний. Пусть ученик понимает, что при хороших навыках и оценках он может попасть в университет мечты гораздо легче и быстрее. Или же найти применение знаниям на крутой стажировке или учёбе за границей.
Методическая помощь классному руководителю «Мотивация на успех».
Формирование мотивации к учебному труду.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Техника «Проблемные вопросы»
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
Это для меня абсолютно новое
Это противоречит тому, что я знал(а)
Я хочу об этом узнатьпобольше
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
— Почему ты ходишь в школу?
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»
Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.
Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
В школе было проведено исследование с целью выявления уровня учебной мотивации. Было опрошено 25 учеников.
Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывают по-разному
-нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 5 человек (20% от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации (7 человек, что составляет 28%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебнойдеятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 7 человек (28%). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых, они составляют «группу риска».
Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
Уверенность в себе;
Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
Потребность и возможность в самовыражении,
Принятие и одобрение значимыми людьми;
Актуализация творческой позиции;
Осознание значимости происходящего для себя и других;
Потребность в социальном признании;
Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
Негативное отношение к школе может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для этого нужно провести анкетирование детей с целью выявления уровня школьной тревожности, умственного развития учащихся, их самооценки.
Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Анкета для учащихся
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы
II. Интересные предметы
Предмет
Причина
Предмет
Причина
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
6. Этот предмет считают значимым мои родители.
7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
3. Интересно выяснять причины событий.
4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Анкета для учащихся
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.
Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.
1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
2. Хочу закончить школу и учиться дальше
3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
4. Хочу быть культурным и развитым человеком
5. Хочу получать хорошие отметки
6. Хочу получать одобрение родителей
7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
8. Хочу быть лучшим учеником в классе
9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
11. Мне нравится учиться
12. Люблю узнавать новое
13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.
мотив долга и ответственности – № 1;
мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
мотивы собственного благополучия – № 5–7;
мотивы престижности – № 8–10;
мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Анкета для учащихся
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов.