что поможет в учебе
Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования
Часть 1. «Очевидные» советы
Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня.
Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?
Попробуем разобраться со всем ниже.
Тайминг: как грамотно распорядиться временем
В течение дня
В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк (Daniel Pink) приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учебе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.
Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения). Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.
Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причем в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учебе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения — понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).
Перед дедлайном
Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» — это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге — исследование ученых из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.
Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием — иногда и это может оказаться весьма кстати.
Нужно больше воды
Еще один довольно распространенный совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение — исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла еще в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.
А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учебы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду — особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.
Фото Университета ИТМО
Учимся во сне
Еще один совет из области очевидного— о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности — известен всем. Американские исследователи пошли дальше — и в ходе экспериментов выявили еще одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.
Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи ученые делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их — еще один довод против бессонной ночи перед экзаменом.
Упражнения для мозга
На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна — в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность — это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения — один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.
Так, например, одно из исследований, посвященных этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.
Еще одно полезное свойство упражнений — помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений — усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.
В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвященных связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим — по итогам анализа 79 научных материалов ученые отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, ученые не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.
Тяжелая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель — укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдет даже умеренная физическая активность. Например Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю — вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учебу.
Полезные привычки, которые помогут в учебе и саморазвитии
Мир постоянно меняется: появляются новые технологии, жизненный темп становится быстрее, объем информации растет с каждым днем. Чтобы успевать за всеми изменениями, важно учиться и развиваться. Екатерина Тохтарова, клинический психолог, эксперт по психосоматике, рассказала о полезных привычках, которые помогут упростить обучение.
Содержание:
Психологический настрой
Чтобы развивать полезные привычки для учебы, прежде всего нужно правильно настроить себя в психологическом плане, то есть морально подготовиться к занятиям. В этом помогут определенные ритуалы, которые будут сопровождать ваше обучение.
Например, каждый раз ставьте на стол кружку с любимым чаем или зажигайте свечу. Это будет означать, что сейчас время продуктивной работы. Когда подобный ритуал войдет в привычку, мозгу будет легче настроиться на обучение.
Окружающая обстановка
Окружающая обстановка не менее важна для процесса саморазвития. К примеру, известный психолог В.Г. Маралов в своей научной работе отмечает, что стесненные жилищные условия могут стать преградой для обучения. Поэтому постарайтесь освободить рабочее место и создать максимально свободное пространство.
Возьмите за правило наводить порядок на столе и оставлять только то, что необходимо вам прямо сейчас. Повесьте над столом картину, которая ассоциируется у вас с продуктивностью, например, с изображением «Москва-Сити» или другого делового квартала.
Выключите телевизор и уберите подальше телефон — это поможет не отвлекаться.
Тайм-менеджмент
Планирование своего времени — это залог того, что вы точно будете успевать самое важное. Тайм-менеджмент помогает экономить время и ресурсы, а также грамотно их распределять.
Если у вас слишком много материала для обучения и вы не знаете, чем заняться в первую очередь, расставьте приоритеты. Определите, что нужно изучить как можно быстрее, а что можно оставить на потом. Заранее составленные планы помогут сесть и заняться делом, а не думать, что же именно сейчас будете изучать.
Не менее важно выделить временной блок, который будет в вашем календаре временем «встречи» с обучающими материалами. Вы можете выделить для учебы несколько часов после работы либо посвятить этому часть обеденного перерыва.
Мнемотехники
Мнемотехники — это приемы, которые помогают быстро и эффективно запоминать информацию. Например, с помощью аббревиатуры можно запомнить длинную фразу (ВДНХ — выставка достижений народного хозяйства).
В школе мы часто учили правила с помощью забавных стишков и фраз: «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам», «Пифагоровы штаны во все стороны равны», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и т.д.
Вы можете придумывать свои собственные аббревиатуры, стишки, ассоциации и т.п. Если нужно выучить иностранные слова, попробуйте ассоциировать их с различными предметами: bed (кровать) — весь обед я провалялся в кровати.
Используя эти привычки для саморазвития, вы сможете легче усваивать материал. Я рекомендую развивать этот навык каждый день, занимаясь по 5-10 минут. Главное — точно определите время и место занятий.
Конспектирование
Конспектирование может пойти на пользу саморазвитию только в том случае, если вы не просто переписываете материал, а пропускаете его через себя.
Мои рекомендации при создании конспектов:
Дисциплина
Дисциплина — важная привычка для тех, кто хочет добиться серьезных результатов. И здесь нужно четко понимать, для чего вам нужно саморазвитие, какая глобальная цель вас зажигает на эту деятельность. Например, выучить английский и испанский языки, чтобы отправиться в кругосветное путешествие.
Также необходимым условием хорошей дисциплины является ресурсное состояние. Если вы наполнены энергией, вам будет легче совершить действия, даже если в данный момент они скучны и неинтересны. Эти полезные привычки для саморазвития позволят грамотно организовать учебный процесс.
Чтобы выработать дисциплину, создайте себе подходящие условия для обучения: психологический настрой, окружающая обстановка, выделенное по плану время, необходимые материалы. Старайтесь формировать усидчивость и исполнительность. Всегда держите в голове мотивацию и не забывайте о поставленной цели. Это поможет избежать длительной подготовки и, как следствие, откладывания важных задач.
Продвигайтесь к цели шагами: ставьте перед собой мини-задачи и сроки их выполнения (например, прочесть четыре книги за месяц, то есть нужно прочитывать одну книгу в неделю). Если у вас не получается стать дисциплинированным, проработайте вредные привычки: зависимость от гаджетов, злоупотребление развлечениями и т.п.
В этом поможет методика Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и в это время занимайтесь только одним делом, далее сделайте перерыв пять минут, за которые вы сможете отдохнуть, полистать ленту Instagram и ответить на сообщения друзей. Отделив время на все, что отвлекает вас от занятий, вы сможете сосредоточиться на обучении.
Полезный контент
Еще раз вернемся к важности понимания того, что именно вы будете изучать для достижения определенной цели. Обучающие материалы должны быть качественно отобраны, чтобы вы получили только достоверную информацию. Используйте библиотеки той сферы, в которой вы хотите развиваться. Слушайте и даже спрашивайте рекомендации тех, кто уже достиг определенных успехов в вашей отрасли.
Я занялась психосоматикой, чтобы разобраться с проблемами здоровья в моей семье. Сначала изучала литературу, проходила курсы, а потом получила высшее образование в области клинической психологии. Сейчас я продолжаю посещать лекции и мастер-классы от ведущих специалистов России и постоянно повышаю свою квалификацию.
Подкасты
Подкасты — современный и удобный способ усвоения материала для тех, кто постоянно в движении. Вы можете подписаться на подкасты по интересующей теме и слушать их на прогулке, в машине или дома во время уборки.
Этот вариант подойдет людям, которые лучше воспринимают информацию на слух, или тем, у кого не хватает времени на чтение книг или просмотр видео.
Чтение
Книги — это источник бесконечной информации и новых знаний. Чтение литературы позволяет расширить кругозор и сформировать собственное мнение на определенные вещи. Выберите подходящее время (например, вечером перед сном), создайте комфортную обстановку и приступайте к усвоению материала.
Можно найти интересного автора и изучить все его произведения или взять учебное пособие со списком используемой литературы, после чего приступить к изучению этих книг.
Документальные фильмы и вебинары
Просмотр документального кино поможет узнать много интересных вещей. Такой контент подойдет тем, кто лучше воспринимает информацию в сочетании с визуальной картинкой. А на вебинарах вы можете задавать интересующие вопросы специалистам и получать обратную связь.
Фото: Alex from the Rock / Shutterstock
Вознаграждайте себя
Вознаграждение самого себя может стать еще одной полезной привычкой для саморазвития. Наш мозг любит, когда его хвалят. Так, в результате исследования от BBC выяснилось, что комплименты заставляют человека почувствовать себя лучше и стать более продуктивным.
Устанавливайте себе поощрения за изученные блоки информации (например, за прочитанную книгу). В качестве награды можете купить что-то для своей коллекции (новую ручку, фигурку слона и т.п.), посетить расслабляющую процедуру (массаж, обертывание, баню, сауну). Также это может быть прогулка с друзьями, поход в лес или на речку.
Важно, чтобы наградой было что-то желанное, но не необходимое (поход в кино, встреча с друзьями, посещение концерта и т.п.).Тогда вы будете чувствовать искреннюю радость. Не стоит устанавливать в качестве похвалы еду: хорошо питаться нужно всегда, независимо от обучения.
Перестаньте критиковать себя
Самокритика — не всегда полезная привычка. Иногда она может приводить к тревожности и депрессии. Чем больше мы виним себя в собственных неудачах, тем хуже наше настроение и самочувствие, а это прямой путь к серьезным психологическим проблемам. Поэтому не стоит чересчур корить себя за возникающие затруднения в учебе.
Анализируйте свои действия, задавая себе вопросы: «Что я могу сделать лучше в следующий раз? Какую тему еще мне нужно изучить, чтобы этот вопрос стал более понятным? Кто мне может помочь в изучении данной темы?». Этот способ поможет вам перестать критиковать себя, если вы в чем-то ошиблись или не уделили время изучению определенного вопроса.
Отдых
Несмотря на то, что полезные привычки для саморазвития каждый день должны присутствовать в нашей жизни, человек не может учиться круглосуточно. В мире сейчас столько информации, которая постоянно обновляется, поэтому никому и жизни не хватит, чтобы узнать абсолютно все.
Если постоянно перегружать мозг, могут начаться проблемы с продуктивностью, здоровьем и эмоциональным состоянием. Поэтому при планировании дня определяйте время не только на обучения, но и на отдых. Не забывайте про полноценный сон, прогулки на свежем воздухе и встречи с друзьями. Не стоит чересчур увлекаться гаджетами и спиртными напитками.
Составьте список дел, которыми вам приятно заниматься. Ежедневно «доставайте» оттуда как минимум одно дело, чтобы добавить его в план и выполнить.
Гармония в жизни поможет достичь успехов, а список полезных привычек для саморазвития — добиваться поставленных целей. Помните, что только 20% действий дают 80% результата. Стремитесь оставлять для себя только важное и желанное, а остальное делегируйте тем, кто любит этим заниматься. Так вы будете больше успевать, и здесь речь именно о качестве, а не количестве.
Как помочь ребенку хорошо учиться: советы психолога
На сегодняшний день качественное образование стало одним из весомых пунктов в развитие человека как социального индивида. Но с хорошими учебными навыками не рождаются, поэтому некоторые ученики нуждаются в большем внимании и руководстве для того, чтобы лучше усвоить материал.
Одним из важных факторов является родительское отношение к обучению ребенка. Особенно если он не справляется с учебным материалом, но при этом родные ожидают от него хороших результатов, то без их помощи ребенку не обойтись. Можно ли повлиять на умственные способности ребенка и как именно это делать, будем разбираться вместе в материалах этой статьи.
Как помочь ребенку хорошо учиться
Когда взрослые выделяют время на помощь своему чаду, это оказывает более эффективное влияние на его успеваемость в школе и в изучении материала, нежели качество самого учебного заведения или собственных способностей. При этом не стоит забывать, что каждый ученик уникален и требует особого внимания не только от учителей, но и от своих родителей. В этом случае к каждому пункту по оказании помощи ребенку в учебе стоит отнестись серьезно, чтобы добиться положительных результатов.
Теплые взаимоотношения ребенка с родителями играют большую роль в учебном процессе. До определенного возраста ( примерно 10-12 лет) ребенок учитывает интересы родителей. Если он должен что-то делать, где требуется проявить волю – он делает это для родителей, а значит и процесс обучения он воспринимает как что-то, от чего родители были бы довольны.
Для себя он играет, ест сладости, смотрит мультики. Поэтому стоит учитывать тот факт, что ребенок до определенного возраста не задумывается о том, что ему необходимо учиться для себя и своего будущего.
Любой организационный процесс в учебе детей должен быть сформирован правильно и при этом, не нарушая их личные привычки. Индивидуальные особенности также должны учитываться.
Ведь если родители проигнорируют, к примеру, привычный распорядок дня ребенка и начнут озабочено заниматься только его учебной стороной, то в таком случае они могут столкнуться с препятствием в виде сопротивления с его стороны в сотрудничестве. В таком случае развить учебный потенциал окажется во много раз сложнее.
Стоит помнить, что главное в помощи ребенку хорошо учиться это: придерживаться плана, оказывать должное внимание, общение, контроль, взаимоуважение и соучастие.
Общение с ребенком
Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия.
Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка.
В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни.
Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем.
Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее.
Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением. Багаж словарного запаса до 5 лет, является важным показателем квалификации достигнутых в школе спустя годы.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.
Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.
Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.
Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.
От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.
На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:
Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.
Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.
Развитие словарного запаса
На сегодняшний день богатый словарный запас не только показатель эрудированности, но и залог хорошей памяти и более ясного восприятия информации.
Неудивительно, что многие родители стремятся развить лексикон своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов:
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи.
Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.
Обсуждения
Есть вещи, которые ребенок может не понимать, незнакомый термин или выражение. В таком случае надо помочь ему разобраться и объяснить ему, что значит то или иное слово, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать значение.
Говорить и высказываться
Чтобы ребенок привык к более точным и ясным высказываниям, стоит постоянно вовлекать его в диалог. Находить темы для обсуждения и рассказывать что-то новое и интересное, обсуждать с ним истории и иногда что-то из научной части.
К примеру, даже рассказать о каком-то историческом событии или о научном открытии. Главное делать это максимум интересно и эмоциональнее, чтобы ребенок был заинтересован и запомнил под впечатлением, что он обсуждал с родителем.
Игры со словами
Существует множество игр основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже обычное отгадывание слов или совместное сочинение какого-то рассказа, игры в ассоциации могут развить словарный запас и даже творческую сторону мышления ребенка.
Контроль за выполнением домашнего задания
Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.
Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.
Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.
Правильное питание – залог успешного обучения
Для каждого человека правильное питание – это источник энергии. Также от этого зависит состояние здоровья и улучшение памяти и мышления. Для ребенка это тоже является важным фактором.
Одним из недостатков сегодняшнего дня является то, что в учебных заведениях дети не всегда любят питаться в столовках, поэтому употребляют всякие продукты, которые их толком не насытят и не принесут ничего полезного, а иногда и опасно влияют на организм.
Поэтому необходимо создать полезное меню для ребенка и обязательно следить за его приемом пищи. Обязательно должен быть завтрак, обед и ужин. Эти три приема пищи должны содержать в себе максимально полезные и сытные продукты, чтобы дети в течение дня имели, откуда черпать силы, был здоров и хорошо себя чувствовал.
Для стимулирования работоспособности мозга важными компонентами являются: цинк, магнии, витамин В, кальций, токоферол и железо.
Продукты, которые содержат данные вещества:
Для физического развития детей, свою очередь, полезен белок. Больше всего белка содержится в следующих продуктах:
Диетологи рекомендуют детям для здорового питания, сбалансировано употреблять продукты насыщенные белками, углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Нельзя забывать и о ежедневном количестве употребляемой воды. Вода – это очищение организма от токсинов, поэтому стоит приучить ребенка пить умеренное количество воды в течение дня.
Приучение детей к самостоятельности
Приучить ребенка к самостоятельности, значит пробудить в нем такие качества как: ответственность, дисциплинированность и вера в собственные силы.
По мере взросления малыша, определяется развитие навыков самостоятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен уже уметь: ухаживать за собой и поддерживать порядок. И пока он относит уборку к своему роду игре, за каждое свое действие он ожидает похвалы. Так же в этом возрасте его стоит научить:
В более взрослом возрасте от 5-7 лет, дети должны уже без помощи уметь одеваться, складывать одежду сортируя ее, вытирать пыль и помогать накрывать на стол.
Ко второму классу детей полезно научить:
К своим 10 годам, дети должны уже самостоятельно выполнять домашние дела. В этом возрасте они уже не должен бояться ездить на экскурсии с классом без родителей, ходить в походы, посещать спортивные секции и творческие кружки.
Взрослым не стоит забывать, что они должны всегда поддерживать своего ребенка в любых начинаниях и делах. Но при этом нужно знать, когда можно вмешиваться, а когда лучше оставить его справиться с чем-то самому, чтобы он мог полностью проявить свои усилия и потенциал. Это даст ему возможность поверить в себя и стать сильным, чтобы быть самостоятельным в школе, повседневной жизни и в мире.
Советы психолога
Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.
Для школьников начальных классов
Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.
Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.
Для школьников средних классов
Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.
Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.
Для школьников старших классов
Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.
Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.