что понимает под бытием швейцер

Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего

что понимает под бытием швейцерчто понимает под бытием швейцерчто понимает под бытием швейцерчто понимает под бытием швейцерчто понимает под бытием швейцерчто понимает под бытием швейцерчто понимает под бытием швейцерчто понимает под бытием швейцер

Задание 5 «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием. Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море» (А.Швейцер)

Что понимает под бытием Швейцер? В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: «Нет никакого понятия бытия». )?

Основной принцип этической концепции А. Швейцера, который путем долгих изысканий он сформулировал, выражается в «благоговении перед жизнью» 2 в любой ее форме, стремление к ее сохранению, создание достойных условий для ее развития, облегчение страданий живущих. Как утверждает А. Швейцер, духовное бытие связано с природным, и, следовательно, благоговение перед жизнью можно отнести как к природным, так духовным явлениям, поскольку преклонение перед естественной жизнью, как правило, влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.

По мнению А. Швейцера, в качестве объекта нравственного отношения можно рассматривать любую жизнь — человека, природы, животного мира, микроорганизмов. Таким образом, он отожествляет нравственную ценность всех существующих форм жизни. Тем более, что на примере XX в. со всей очевидностью встал вопрос о том, что дальнейшее существование нашей цивилизации невозможно без пересмотра взглядов на взаимоотношение человека и природы.

Естественная жизнь имеет несоизмеримую ценность, смысл бытия определяется тем, в какой степени духовно отношение к миру. Духовное отношение к миру позволяет признать и осознать ценность всякой жизни, но не ограждает от сложного выбора важности той или иной жизни. Иными словами, человеку часто приходится отдавать в жертву одну жизнь ради сохранения другой.

Источник

Швейцар о человеческом бытии в условиях техногенной цивилизации. (Благоволение перед жизнью)

Благоговение перед жизнью (нем. Ehrfurcht vor dem Leben) — принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира.

что понимает под бытием швейцерДобро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Альберт Швейцер что понимает под бытием швейцер

Этот принцип был сформулирован Швейцером во время его путешествия по африканской реке Огове и впервые изложен в 1915 году в книге «Культура и этика», а впоследствии постоянно упоминался и в других работах философа: «Проблема этического в развитии человеческого мышления», «Гуманность», «Учение о Благоговении перед жизнью». Благоговение перед жизнью —- больше, чем основной принцип нравственности, он по сути дела является её единственным принципом, так как задаёт программу жизни индивидов в форме прямых действий, не требующих никаких конкретизирующих норм и промежуточных этических инстанций. [2]

У книзі «Культура й етика», у розділі «Благоговіння перед життям», А. Швейцер зазначав, що етика, яка не розглядає взаємини людини й інших живих істот, неповноцінна. На його думку, людина буде моральною лише тоді, коли будь-яке життя буде цінним.

Понятие технократизма в философии противопоставляется понятиям гуманизма и гуманитаризма.

Технократизация сознания привела не к возвышению, а к упадку науки и техники, к неспособности вывести ее на качественно новый уровень, для достижения более прогрессивных идей. Это произошло, потому что технократическое мышление в глубине своей сущности противоположно творчеству, которое «питается» духом. Без творчества же мертвеют и самые новейшие научно-технические средства, теряя внутренний субстанциональный источник развития. Импульс «воли к власти» затмевает собой импульс «воли к культуре». Это и есть условия, при которых культура впадает в кризис, и теряет творческую способность.

Источник

Шве́йцер

Шве́йцер (Schweitzer) Альберт (1875–1965), немецкий религиозный мыслитель, экзегет, врач, органист и музыковед. Родился в Эльзасе в семье протестантско­го пастора. С юных лет приобщился к музыке, проявлял интерес к мировоз­зренческим вопросам. Учился в Страс­бургском и Берлинском университетах, а также в Сорбонне. Слушал лекции *Будде, Г.Ю.*Хольцманна, *Новака, *Сабатье, *Шпитты, *Гарнака (с последним у него установились друже­ские отношения).

Религиозные взгляды Швейцера развивались под влиянием *либерально-протестантской школы экзегезы. Еще в студенческие годы он пришел к своей главной экзегетической идее о том, что ключом к пониманию евангельской истории является иудей­ская *эсхатология *междузаветного периода (сходная мысль была тогда уже высказана И.*Вайссом). Получив дипломы доктора философии и бого­словия, Швейцер стал доцентом Страсбург­ского университета кафедры Нового Завета и параллельно служил пастором в церкви св. Нико­лая. В 1906 он выпустил свой главный труд по евангельской историографии («От Реймаруса до Вреде»). Еще в ранние годы Швейцер принял решение: заниматься богословием, философией и музыкой до 30 лет, а затем посвятить себя практическому служению людям. Поэтому он от­кликнулся на призыв Парижского миссионерского общества, приглашав­шего проповедников на работу в Экваториальную Африку. Но посколь­ку взгляды Швейцера на Евангелие были для Общества неприемлемы, он предло­жил свои услуги в качестве простого врача. С этой целью он сдал специальный ме­дицинский экзамен и защитил диссер­тацию по психиатрии (тематически связанную с Евангелием).

В 1913 Швейцер вместе с женой отплыл в Африку. Там среди тропических лесов в Ламбарене (Габон) он основал боль­ницу, которой и отдал остальные годы жизни. Книга-дневник «Между водой и девственным лесом» (1921), переве­денная на многие языки (рус.пер. в его книге: Письма из Ламбарене, Л.,1978), при­влекла к Швейцеру внимание широких об­щественных кругов в разных странах мира. Он поддерживал контакт с А.Эйн­штейном, Р.Ролланом и другими деятеля­ми культуры. Беззаветное служение людям, гуманизм и пацифизм Швейцера сде­лали его одним из известнейших лю­дей 20 в. В 1952 ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Понять особенности экзегетики Швейцера невозможно, не уяснив его основных идейных предпосылок: его взглядов на ве­ру, на религиозно-философские доктрины, христи­анство и этику.

а) Швейцера иногда называют сторонником «метафизического скептицизма». Действительно, слова «Абсолют», «Миро­вой Дух» и т.п. представлялись ему лишенными смысла. Вера, по его мне­нию, рождается не из метафизических спекуляций, а из чувства непостижи­мости бытия. «Знание о Боге, извлекае­мое в процессе изучения природы, – го­ворил он, – всегда несовершенно и не­адекватно». Ведь природа – начало безличное и внеэтическое. Только во внутреннем опыте человек открывает Божество как Личность, как нравст­венную Волю. Догматизм и метафизи­ка создают системы, которые пытаются примирить познание Реальности и через природу, и через дух. Но логиче­ским путем примирение это недости­жимо, о чем свидетельствует вся исто­рия мысли и религии.

б) В работе «Культура и этика» («Kultur und Ethik», Bern-Münch.,1923) Швейцер констатировал глубокий кризис, переживаемый человечест­вом. Ответственность за это он возло­жил на философию. Ее ориентация на всеобъемлющую логическую систему, на изучение природы и ее законов стала причиной этического бессилия философии, неспособности ее дать культуре жи­вую творческую основу. Все филосо­фы (за исключением стоиков) погру­жались в абстракции и тем самым за­вели человеческую мысль в тупик. Что касается мировых религий, то они чаще всего проникнуты жизнеотрицанием, ориентированы на бегство от мира, что также не могло стать здоровой основой для духовного прогрес­са. Единственным исключением явля­ется христианство в том виде, как оно выразилось в проповедях Иисуса Христа и апостола Павла.

в) Сам Швейцер считал себя христианином и проповедником Евангелия, однако его понимание христианства было весьма далеко от церковного. Он яв­лялся христианином в том смысле, в каком платоник является последовате­лем Платона. Христос для него – толь­ко Человек; Ему свойственны колеба­ния, заблуждения, ошибки; в Его уче­нии апокалиптический пессимизм иудейской эсхатологии (веры в близ­кий конец мира) переплетается с жиз­неутверждающей абсолютной *этикой. Именно последняя ставит Еван­гелие Иисуса выше всех других религий. Расходясь с либеральными теологами и экзегетами по частным вопросам, Швейцер остался типичным представителем этого направления в протестантизме. Но если Гарнак и другие либералы счита­ли евангельскую этику самодостаточной, Швейцер полагал, что она требует нового универсального обоснования. Такое обос­нование он нашел в собственной идее «благоговения перед жизнью».

г) Согласно Швейцеру, этический дух чело­века противостоит природе и пытает­ся обрести независимость от нее. В этом ему может помочь истинная фи­лософия, которая «должна исходить из самого непосредственного и всеобъем­лющего факта сознания. Этот факт гласит: “Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить”. Это не выдуман­ное положение. Ежедневно и ежечас­но я сталкиваюсь с ним. Из него вы­растает этическое единение с бытием», т.е. такое единение, которое укрепляет господство духа. Швейцер отрицал, что «мистика единения с бытием» носит пантеистический характер, ибо он был убе­жден в личностном откровении Бога через духовно-нравственный опыт человека.

Оптимистические, жизнеутвер­ждающие концепции, исходившие из метафизики, рушились при столкнове­нии с действительностью; пессимисти­ческие – лишали человека жизнеут­верждающей силы. Для выхода из этой коллизии Швейцер предложил этику «бла­гоговения перед жизнью». Это дуалистическое учение признает суровые законы природного бытия, но бросает им вы­зов, опираясь на нравственную волю чело­века, носительницу этической Божест­венной Воли. «Благоговение перед жизнью, – говорил Швейцер, – не позволя­ет человеку пренебрегать интересами мира. Оно постоянно заставляет его принимать участие во всем, что совер­шается вокруг него, и чувствовать свою ответственность за это». Сама по себе этика «благоговения перед жиз­нью» не противоречит церк. понима­нию христианства (см. статью *Природа и Библия); противоречие заключается в том, что Швейцер утверждал агностицизм по отношению ко всему, что человек по­стигает в *Откровении, кроме этики. Однако, хотя многие взгляды Швейцера не со­гласны с церковными, всей своей жиз­нью и служением он осуществил евангельский идеал на практике. Как отмечает русский православный богослов К.Комаров, этика Швейцера ценна тем, что «основана на утверждении о Божественном проис­хождении человеческого духа, нашед­шего свое абсолютное выражение в об­разе Иисуса Христа».

Эсхатологическая интерпретация Евангелия служит у Швейцера определенной цели: освободить Евангелие от всякой метафизики и выявить его этическую при­роду. Свои идеи о роли эсхатологии в Евангелии Швейцер наметил уже в своей первой экзегетической работе «Проблема Тайной вечери по научным исследова­ниям 19 в. и историческим свидетель­ствам» («Das Abendmahlsproblem auf Grund der wissenschaftlichen Forschung des 19. Jahrhunderts und dег historischen Berichte», Tüb., 1901). В этой монографии Швейцер противопоставил сакральному, жертвенному толкова­нию *Тайной вечери эсхатологиче­ское, связанное с символическим предвосхищением грядущего *«мессианского пира». Сакрально-жертвенное пони­мание Швейцер расценил как позднейшее, искажающее евангельскую идею. Между тем едва ли есть основания противопостав­лять эти две интерпретации Вечери, поскольку еще в ветхозаветной традиции *жертвоприношения были одновре­менно и священными трапезами.

Следующая работа Швейцера рассматривала *«мессианскую тайну», к которой в те годы привлек внимание экзегетов *Вреде. Книга называлась «Тайна Мессианства и Страстей. Очерк жиз­ни Иисуса» («Das Messianitats und Lei­densgeheimnis. Eine Skizze des Lebens Jesu», Tüb., 1901). B ней предвосхищением отверг мне­ние большинства протестантских библеистов, видевших в Мк. наиболее древнее Евангелие. Согласно Швейцеру, Мф. не менее древний и ценный источник, важный для понимания жизни и уче­ния Иисуса. Трудно себе представить, писал Швейцер, чтобы более поздние поколения христиан изобрели речь Христа перед отправкой апостолов на пропо­ведь ( Мф.10 ). Ведь из нее можно за­ключить, что явление *Сына Челове­ческого совершится прежде, чем уче­ники обойдут все палестинские города. Однако ничего подобного не произо­шло; не постигли апостолов и предска­занные Учителем бедствия и гонения: они вернулись к Нему благополучно, славя Бога.

Дальнейшее развитие идеи Швейцера полу­чили в его самой известной книге «От Реймаруса до Вреде» («Von Reimarus zu Wrede», Tüb.,1906). Во 2-м издании 1913 она была озаглавлена «История исследования жизни Ииcyca» («Ge­schichte der Leben – Jesu – Fors­chung»). B ней Швейцер рассмотрел основной концепции евангельской истории, главным образом про­тестантских авторов и представите­лей *рационализма в библеистике (*Шлейермахера, *Штрауса, *Ренана, И.Вайсса и других; в предисловии к 3-му изданию 1950 Швейцер подверг критике *мифологическую теорию происхождения хри­стианства).

Выводы Швейцера сводились к следующе­му: а) биографы Иисуса, пытаясь объ­яснить Его слова и мотивы Его поступ­ков, часто злоупотребляли сомнитель­ными догадками и произвольными психологическими гипотезами; б) все они мо­дернизировали евангельское учение, приспо­сабливая его к собственным религиозно-этическим взглядам, в частности, большинство либерально-протестантских экзегетов стремилось изобразить Христа лишь Учителем жизни, в то время как Он, по мнению Швейцера, был Вестником катастро­фы, Вестником приближения сверхъестественного Царства Божьего; в) толкова­тели думали, что Иисус Христос оду­хотворил, деэсхатологизировал иудейский *мессианизм и апокалиптику (см. статью *Деэсхатологизация), между тем как Он, согласно Швейцеру, полностью разделял веру в скорый конец этого мира; г) Евангелия не дают материала для построения полной «биографии Иисуса».

Выступая против своих предшест­венников и современников в библ. науке, Швейцер парадоксальным образом сам пошел по их пути и создал еще один вариант образа *«исторического Иисуса». Так, он принял распро­страненное со времен Ренана деление евангельской истории на два периода, но ис­толковал их по-своему. Прежде счи­талось, что первый, галилейский, пе­риод был отмечен успехом проповеди Царства Божьего, второй был време­нем отвержения Мессии, а перелом­ным моментом, разделившим два пе­риода, стало умножение хлебов у Вифсаиды, когда толпа пыталась про­возгласить Иисуса царем. По мнению же Швейцера, перелом наступил после воз­вращения учеников, посланных на проповедь. Отправляя их возвещать Царство Божье, Иисус якобы надеял­ся, что они, пройдя через горнило ис­пытаний, увидят Его преображение и явление в качестве Мессии еще до то­го, как обойдут Палестину. Убедив­шись в Своей ошибке, Он решил, что сможет освободить верных от испы­таний, если как Мессия, Служитель Господень, добровольно пойдет на­встречу смерти. Таким образом, Его поступки бы­ли определены «догматическими» причинами.

Самым ценным в учении Иисуса, по Швейцеру, является то, что Он, ожидая космической развязки, за короткое время успел сформулировать принципы Своей этики. Это была этика «периода ожида­ния», исходящая из учения *пророков. В проповеди Иисуса важна не ее иу­дейская оболочка, связанная с эсхато­логией, а учение о любви. Освобожден­ное от исторически преходящего и до­полненное этикой «благоговения перед жизнью», оно может стать мощ­ным этическим импульсом для совр. человечества.

Критики Швейцера выдвинули ряд воз­ражений против предложенной им реконструкции евангельского учения и ис­тории.

а) Стремление Христа избежать по­пыток толпы сделать Его своим политическим вождем вполне объясняет Его уход из Галилеи.

б) Евангельская этика – действи­тельно этика «промежуточного перио­да». Но подразумевается ли в словах Христовых, что этот период будет кратким? В тех речах Спасителя, которые даже самые осторожные экзегеты при­знают подлинными, содержится нема­ло указаний на достаточно длитель­ный период, предваряющий Парусию (см. статьи: *Осуществленная эсхатология; *Эсхатология библейская).

в) Если бы Христос, как говорит Швейцер, жил в «мире фантастических образов иудейской эсхатологии», апокалиптическая тематика играла бы в Евангелии неизмеримо большую роль. Однако она вы­ступает на первый план лишь в *Малом Апокалипсисе.

г) Учение о внезапном наступлении Царства Божьего, как показали *Додд и другие библеисты, не обязательно пред­полагает скорый катастрофический конец истории. Суд над миром начался с мо­мента первой проповеди Христовой, и нет прямых указаний на то, сколько он будет длиться.

д) Иудейская апокалиптическая литература была насыщена аллегориями и поражающими воображение картинами. В проповеди Христовой, напротив, со­всем нет этой фантастичности, экзаль­тированности, устрашающих образов. Она отличается простотой, жизненно­стью, духовной трезвостью.

е) И, наконец, христианское сознание не мирится с гипотезой о том, что Еван­гелие – причудливый конгломерат за­блуждений и истины. И какой крите­рий может быть предложен для его «очищения» от «ложных элементов»? Швейцер видит этот критерий в «современ­ном мышлении». Но ведь он сам ука­зывал на бессилие и провалы в этом мышлении. Имеют ли в таком случае идеологии, породившие глубокий кри­зис 20 в., право выступать как автори­тетные судьи Евангелия? Не вернее ли будет обратное: именно Евангелие не­сет в себе «суд веку сему».

Труды Швейцера об апостоле Павле вызвали го­раздо меньше возражений. Первый из них был посвящен толкованиям уче­ния апостола, начиная с *Гроция («Ис­тория исследований о Павле»; «Die Geschichte der paulinischen Forschung», Tüb.,1911). Дискуссий о *датировке посланий Швейцер коснулся лишь для того, чтобы подтвердить подлинность основных посланий. Главное внимание в моно­графии уделено интерпретации бого­словия апостола. Швейцер обстоятельно критикует тех авторов (например, *Буссе), которые пытались вывести учение апостола Павла из эллинистических мистерий и античных религий спасения. Он показыва­ет, что «апостол язычников» сохранил в чистоте библейские основы своей пропове­ди. Правильно понять Павла, считает Швейцер, можно лишь в свете эсхатологии. Над этой проблемой Швейцер работал многие го­ды и завершил исследования уже в Аф­рике обширным трудом «Мистика апостола Павла» («Die Mystik des Apostels Paulus», Tüb.,1930).

Согласно Швейцеру, апостол Павел был верен ветхозаветной идее трансцендентности Бо­га, с Которым человек не может слить­ся даже в самом высоком мистическом переживании. Но это не значит, что мис­тика закрыта для человека. Апостол Павел учит, что единство с Богом люди обре­тают через Иисуса Христа. Вместе с Ним, умершим, воскресшим и преоб­раженным, преобразятся в момент Парусии и все верные. Эту эсхатологическую тайну предваряет Крещение, знаменуя грядущую, вполне реальную транс­формацию избранных. Швейцер отрицал распространенный тезис о том, будто апостол Павел исказил учение Христа. По его мнению, апостол Павел, как и Основа­тель христианства, верил в скорый ко­нец мира, но так же, как Иисус, вло­жил в старую эсхатологию «идеи, которые с этической и духовной точек зрения окончательны и пригодны на все времена, даже если мы видим, что их источником является эсхатологическая метафизика». В лице апостола Павла, пишет Швейцер в заключение своего труда, христиа­не имеют вдохновляющий пример, ибо он постиг Иисуса не как факт прошло­го, а как живую реальность настоящего и вечного. Мистическое учение Павла о спа­сении «коренится в Евангелии Иису­са». Быть спасенным значит быть в Бо­ге через Христа, через вхождение в Его Царство, где безраздельно господству­ет любовь. «Великая заповедь Иисусо­ва о любви сияет во всем своем блеске в Павловом гимне любви, которая боль­ше веры и надежды».

В швейцеровской трактовке новозаветных книг Христос и апостол Павел поставлены рядом. И все же Швейцер не решается пол­ностью снять покров тайны с личности Христа. Отказываясь назвать Его Сы­ном Божьим, он все же верит, что именно в Нем «Бог явил Себя как во­лю к любви», что «через единение со Христом единение с Богом совершает­ся в единственно доступной нам фор­ме». Тайна остается и не подвергается окончательному рационализированию. Свою книгу о поисках «истори­ческого Иисуса» Швейцер оканчивает знаме­нательными словами: «Он приходит к нам Неведомый, как пришел Он неко­гда на берег озера к людям, не знавшим Era. Он говорит и нам: “Следуй за Мной!” и ставит перед нами задачи, со­ответствующие нашему времени. Он зовет. И тем, кто повинуется Ему – мудрецам и простым людям, – Он от­крывает Себя в труде, в борьбе, в стра­даниях, через которые Он ведет Сво­их учеников; и на собственном опыте, как невыразимую тайну, они постиг­нут, Кто Он».

♦ Die psychiatrische Beurteilung Jesu, Tüb.,1913 (англ. пер.: The Psychiatric Study of Jesus, Boston, 1948); Das Christentum und die Weltreligionen, Münch.,1922 (англ. пер.: Christianity and the Religions of the World, L.,1923); Aus meinem Leben und Denken, Lpz.,1931 (англ. пер.: Albert Schweitzers Leben und Denken; Selections. N.Y.,1949); Reich Gottes und Christentum, Tüb.,1967 (англ. пер.: The Kingdom of God and Primitive Christianity, N.Y.,1968); в рус. пер.: Культура и этика, М.,1973; Письма из Ламбарене, М.,1978; Из воспоминаний детства и юности, в сборнике «Парус», М.,1980; Мировоззрение индийских мыслителей, в книге: Восток-Запад: Исследования, переводы, публицистика, М.,1988.

● Альберт Швейцер – великий гуманист ХХ в. Воспоминания и статьи, М.,1970; Геттинг Г., Встречи с Альбертом Швейцером, пер. с нем., М.,1967; Грекова Т.И., Странная вера доктора Швейцера, М.,1985; Завадская Е.В., Восток на Западе, М.,1970; Комаров К., «Благоговение перед жизнью» – идеал служения людям доктора Альберта Швейцера, ЖМП, 1976, №1; Левада Ю., Альберт Швейцер – мыслитель и человек, ВФ, 1966, № 2; Лилиенфельд Ф. фон, Образцы евангельского благочестия в ХХ в. Альберт Швейцер, БТ, 1973, сб.10; Носик Б., Швейцер, М.,1971 (с библиогр.); Фрайер П.Г., Аль­берт Швейцер. Картина жизни, М.,1982; ФЭ, т.5; Хюбшер А., Мыслители нашего време­ни, М.,1962; Сlаrk H., Philosophy of Albert Schweitzer, L.,1964; *Robinson J.A.Th., In the End, God. L.,1950; *Robinson J.M., A New Quest of the Historical Jesus, L., 1959; прочую библиографию см. в указанных сочинениях, в ФЭС, ODCC, р.1248 и в статье *Эсхатологи­ческая школа.

Источник

Идеи гуманизма в философско-этической концепции А. Швейцера

что понимает под бытием швейцер

Дата публикации: 13.10.2016 2016-10-13

Статья просмотрена: 2801 раз

Библиографическое описание:

Хадисова, К. В. Идеи гуманизма в философско-этической концепции А. Швейцера / К. В. Хадисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 625-626. — URL: https://moluch.ru/archive/124/29778/ (дата обращения: 20.12.2021).

Как свидетельствует история, впервые идеи гуманизма и ненасилия зародились еще в глубокой древности в недрах религиозной мысли — в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме, конфуцианстве. Как правило, понимание этих идей складывалось как подчинение божественной, природной и общественной необходимости, толерантное отношение ко всему живому, непричинение вреда окружающему миру, постоянная устремленность к добру, ориентация человека в первую очередь на религиозно-нравственные ценности. Можно отметить, что она присуща всем религиям и культурам, определяющим духовное и культурное многообразие современного мира. Таким образом, обнаруживается в любой религиозной и философско-этической системе. Гуманизм — это не только идейное течение, возникшее в эпоху Ренессанса, но и особый образ жизни, по которому человек формирует свои отношения с людьми, с какой степенью ответственности относится ко всему живому, к природе.

Этика благоговения перед жизнью — это философско-этическое направление, возникшее еще в XX в., идейным вдохновителем которого являлся выдающийся гуманист, просветитель, философ, врач — Альберт Швейцер (1875–1965). Основной принцип этической концепции А. Швейцера, который путем долгих изысканий он сформулировал, выражается в «благоговении перед жизнью» в любой ее форме, стремление к ее сохранению, создание достойных условий для ее развития, облегчение страданий живущих. Как утверждает А. Швейцер, духовное бытие связано с природным, и, следовательно, благоговение перед жизнью можно отнести как к природным, так духовным явлениям, поскольку преклонение перед естественной жизнью, как правило, влечет за собой преклонение перед жизнью духовной. По мнению А. Швейцера, в качестве объекта нравственного отношения можно рассматривать любую жизнь — человека, природы, животного мира, микроорганизмов. Таким образом, он отожествляет нравственную ценность всех существующих форм жизни. Тем более, что на примере XX в. со всей очевидностью встал вопрос о том, что дальнейшее существование нашей цивилизации невозможно без пересмотра взглядов на взаимоотношение человека и природы.

Под альтруизмом А. Швейцер понимает самоотречение, и в тоже время индивидуализм, отстаивая идею рациональности. Как свидетельствует и его собственный опыт жизни, основой становится мысль о самоотречении как средстве творческой добродеятельности. Как полагает А. Швейцер, самоотречение, альтруизм не направлен на строгий аскетизм, он не обесценивает человека как личность, а наоборот, позволяет ему освободиться от эгоизма, предвзятости и излишнего субъективизма в оценке чужих поступков, от стремления судить и осуждать других, платить за зло злом, мстить и т. п. А. Швейцер признает человеческое прощение как важный инструмент и средство недопущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе пренебречь злом и тем самым как бы отменяет, и, возможно, может помочь его искоренить.

А. Швейцер активно поддерживал всякое действие, направленное на сохранение жизни, возможно, именно поэтому он бросил успешную карьеру профессора, с тем, чтобы выучиться медицине и с этими навыками врача, поехать в Африку, в Ламбарене с миссионерской деятельностью. А. Швейцер подчеркивал религиозный характер своего мировоззрения, усматривая явно положительные результаты взаимодействия и взаимопроникновения христианской нравственности и рационалистического способа осмысления мира [1, С. 178–182].

Концепция этики «благоговения перед жизнью» была разработана и подтверждена практической деятельностью Альберта Швейцера. Его основополагающими идеями явилось то, что, как он полагает, что кризис современной западноевропейской и общемировой культуры грозит гибелью цивилизации, а возможным средством преодоления назревшего духовного кризиса видел в создании новой общечеловеческой этики, которую он обозначил как «душа культуры». По его мнению, новая этика (универсальная, оптимистическая, гуманистическая, практически-действенная) в первую очередь, должна способствовать развитию, основываясь на принципе благоговения перед жизнью, выступающего в качестве критерия различения дихотомии добра и зла: все, что сохраняет, одухотворяет, возвышает жизнь, есть добро; все, что наносит ей ущерб, соответственно, является злом. Особо А. Швейцер выделял значение постоянного нравственного самосовершенствования, основу которого составляли понимание ценности «благоговения перед жизнью», а также вера в его конструктивные возможности и ресурсы, требующие подтверждения личным действием, при этом иметь чистую мотивацию и приводимыми в жизнь «чистыми» средствами.

Как следует из основных принципов этики благоговения, самой главной ценностью является жизнь, причем во всех ее проявлениях, и если человек способствует сохранению и процветанию жизни, он поступает правдиво и естественно — творит добро, если же уничтожает любую жизнь и препятствует ей — совершает зло. Жизнь рассматривается в самом широком философском смысле, и уничтожение живого без нужды, просто походя, даже придорожного цветка составляет зло, а спасение раненого животного вне зависимости от его пользы есть добро.

А. Швейцер подчеркивает роль и громадное значение милосердия и сострадания, сочувствия ко всем живым существам, независимо от их положения и иерархии в природе, то есть как о норме сосуществования в мире. Этический принцип благоговение перед Жизнью, в первую очередь, требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т. е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе.

Также можно выделить основные постулаты, которые сформулировал А. Швейцер в своей концепции «этики благоговения перед жизнью»: так, например, он считал, что безжизненная идея мира должна быть заменена реальным миром, полным жизни. При этом, по его мнению, знания о мире, которые человек владеет, то это только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни. При этом, по отношению к этому миру человек может иметь как пассивное, так и активное. Поскольку он как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он, как правило, приходит к душевной связи с ним через умиротворение, смирение; то как существо, находящееся в активном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним, и в первую очередь, благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью.

Как считает, Альберт Швейцер, для человека, по-настоящему нравственного, жизнь — священна, причем, даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей. Различие он допускает только в зависимости от конкретного случая, исключительно под давлением обстоятельств, необходимости, например, когда возникает случай выбора и ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую. «Если этика благоговения перед жизнью затронула его, — пишет А. Швейцер, — он наносит вред жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда — из-за недомыслия». Поскольку человек является свободным человеком он призван использовать всякую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение.

А. Швейцер полагал, мысли о таинстве жизни как таковой и своей собственной, а также и о связях, неразрывно соединяющих его, человек уже не может относиться к своей и окружающей жизни иначе, как в соответствии с принципом «благоговения перед жизнью», и следовательно, этот принцип обязательно проявится в нравственном, мировосприятии и жизнеутверждении, которое найдет отражение в его действиях, поскольку в этом случае он будет не просто жить, и существовать, а начнет по-настоящему испытывать жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *