что понимает под нигилизмом и с тургенев

Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «Отцы и дети»)

что понимает под нигилизмом и с тургенев что понимает под нигилизмом и с тургенев

В России впервые термин «нигилизм» употребил Н. И. Надеждин в заметке «Сонмище нигилистов» в 1829 году. Несколько позже, в 1858 году была выпущена книга, которую написал казанский профессор В, В. Берви – в ней писатель употребил термин «нигилизм» в качестве синонима слову «скептицизм».

Однако настоящую популярность это слово приобрело, когда И. С. Тургенев в 1862 году написал свой известный роман «Отцы и дети». В произведении нигилистом был назван Базаров, который категорически отрицал взгляды «отцов». Этот роман произвёл большое впечатление на читателей, в результате чего термин «нигилист» стал крылатым словом. Сегодня нигилизм и нигилисты довольно часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Что понимает под нигилизмом Тургенев?

Тургенев, один из лучших писателей классиков русской литературы, вспоминает, что, после его возвращения в Петербург, когда только вышел в свет его роман, он обнаружил, что этот термин уже подхватили многие жители города. В то время, в 1862 году, в Петербурге разразились пожары, и первое, что услышал писатель, приехав в Питер, это употребление в адрес поджигателей термина «нигилисты».

что понимает под нигилизмом и с тургенев

Что понимает под нигилизмом Тургенев? Писать роман он начал в то время, когда еще не было отменено крепостное право, когда в обществе нарастало революционное настроение, и на этом фоне четко вырисовывались идеи отрицания и разрушения старого порядка, старых авторитетов и принципов. В романе ясно просматриваются идеи демократического движения, формирующегося и развивающегося под знаком отрицания порядков дворянско-крепостнического общества, дворянской культуры, старого мира.

Нигилизм, с точки зрения писателя — это отрицание старых принципов и устоев.

В своём произведении писатель освещает моральные, философские и политические проблемы и поднимает вечный вопрос взаимоотношения отцов с детьми. Подчеркивает значимость любви, дружбы, становления личности, а также важность для каждого человека выбора своего жизненного пути и самоопределения.

Образ Базарова в произведении наделён яркими чертами нигилиста, герой открыто противостоит всем старым принципам, что и становится причиной возникновения как внутреннего конфликта Базарова, так и враждебное непонимание его окружающими.

В романе Тургенев продемонстрировал, что нигилистическая философия является нежизнеспособной. Ним сознательно были обрисованы картины нищих российских крепостных деревень, чтобы показать существующее в стране социальное неравенство, несправедливое управление государством господствующего класса. Но вместе с тем нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» вместе с его героем остаётся в одиночестве, поскольку его идеи и мировоззрение не были приняты даже самыми близкими сторонниками — Кукшиным, Ситниковым и Аркадием, которые предали его идеалы.

Базаров, отрицавший существование любви, в итоге сам подвергся её испытаниям, которых не выдержал и сломался. Герой-нигилист, который утверждал, что загадочный женский взгляд является ничем иным, как художественной чепухой, влюбляется в Анну Одинцову и с ужасом обнаруживает присутствие романтики в самом себе. Вся трагичность ситуации заключается в том, что любовь Базарова оказалась невзаимной, обреченной.

Видео о нигилизме базарова в романе «Отцы и дети»

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился тифом, вскрывая труп крестьянина. Перед смертью герой проявляет все свои лучшие качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество, сильный дух, жажду жизни.

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие «нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная справедливость и благополучие.

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в философии, и в политике, и в повседневной жизни. Однако на вопрос «Что такое нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция, которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку зрения, какой бы она ни была.

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву, которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом, так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны правительства. Также причиной развития подобных гражданских позиций может послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п. Как правило, общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить гражданам их права и защиту от произвола.

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим отрицательным отношением к знаниям.

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще. Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной православной почве. Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши, творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога, подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за них держаться. Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит подставлять и левую. Также он считал, что сострадание является губительным качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

что понимает под нигилизмом и с тургенев

Нигилизм в философии Ницше — это идея сверхчеловека, воплощения христианского идеала, свободного во всех отношениях. Он учил отвечать на силу силой, быть мужественными, дерзкими, надеяться только на самих себя. Добрых людей он считал лицемерами, поскольку те никогда не говорят правду в лицо. Поэтому, как он утверждал, правильный человек — это злой, не щадящий своих близких человек.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство. Но ведь человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных понятиях.

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник

Нигилизм в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

Ещё один представитель нигилизма в романе – Аркадий. Это друг главного героя, который старался во всём быть на него похожим. На самом деле он не являлся нигилистом, но, чтобы казаться в глазах Евгений лучше, он говорил довольно нигилистские вещи. Порой это выглядело нелепо и смешно, но в итоге всё встало на свои места – Аркадий перестал быть нигилистом сразу после смерти своего друга.

Кукшина и Ситников – это, по словам автора, карикатура на истинных нигилистов. Первая очень яро выступала за эмансипацию женщин, что не привело ни к чему, потому то это было напускным, поддерживалось ей только для душевного успокоения. Второй же является очень скромным человеком, он обожествляет Базарова и во всём старается быть на него похожим. Тем не менее, этот человек называет себя нигилистом. Это противоречие смешно и грустно одновременно. Иронично ещё то, что вскоре после знакомства читателя с Ситниковым, он женится и начинает пресмыкаться перед своей женой.

Нигилизм в романе показан с разных сторон. Кто-то является не настоящим нигилистом, а лишь показным, а кто-то – Базаров, кажется читателю более похожим на того, кого можно называть этим словом. Но всё же, несмотря на это, ни один герой романа не остался верен своим взглядам до конца.

2 вариант

Роман Тургенева «Отцы и Дети» — это отражение современной Ивану Сергеевичу общественной ситуации. На дворе были 60-ые годы, набирало обороты революционное движение, которое шло против как консерваторов, так и либералов. С последними был связан сам Тургенев, что только углубляло его критическое отношение к революционным идеям, особенно к нигилизму, столь популярному среди молодежи тех лет.

Тема нигилизма в романе раскрывается через Евгения Базарова – разночинца-демократа, сына полкового лекаря. Евгений предстает перед нами человеком с основательными взглядами, являясь живой идеей, которую не могут понять или принять либеральные Кирсановы и его консервативные родители. А идея эта основана на разрушении основ общества. Конечно, Базаров не злодей, желающий абсолютного уничтожения всего и вся, ему не чужды труд и занятия естественными науками, то есть он знает ценность созидания. Но его исключительно материальный взгляд на мир исключает ценность вещей, которые так близки старому обществу, например, любовь, искусство и созерцание природы.

Тургенев сначала критикует позиции нигилизма с помощью Ситникова и Кукшиной. Они представители моды, не обладающие живой мыслью, а способные лишь на заучивание чужих слов. Базаров же является на их фоне куда более привлекательным нигилистом. Но интеллектуалы найдутся в любых направлениях общественной мысли, куда важнее масса, что пойдет за ними. Ситников и Кукшина своим примером демонстрируют тех, кто в большинстве своем, состоит в этом движении, показывая перспективы нигилизма, как политического движения. Не лучше в этом смысле и друг Базарова. Аркадий, будучи под его влиянием, лишь на словах был нигилистом, когда как по своей сути все же был ближе к дворянству.

Потому так трагична судьба Евгения, что остался один на один со своими взглядами перед ненавистным миром. Его не принимают дворяне, не понимают обыкновенные мужики, а от «единомышленников» лишь испытывает негатив.

Базаров мог бы стать великомучеником, который несет новую идею, как крест. Но истинная ли эта идея? Возьмем нелюбовь к природе. Природа для Базарова лишь способ получить желаемое. Не любить природу или иметь к ней исключительно практический взгляд – это не просто отрицание устоев. Как по мне, это противоборство самому человеку, его свойству видеть красивое. Базаров отрицает красоту, в угоду более «насущных» вещей. Так Рафаэль не стоит и медного гроша, как и многие другие поэты. Это ли великая идея, что изменит мир, игнорируя самого человека и его чувства? И любовь для Базарова тоже не существует. То, что способно менять судьбы людей, для Евгения не имеет значения, пока он не встречается с Одинцовой.

Сочинение рассуждение

Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.

В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.

Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал. Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком.

По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.

По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.

Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.

Также читают:

Картинка к сочинению Нигилизм в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»

Жила большая и дружная семья: мама, папа, два брата и младшая сестра. Вместе гуляли по выходным: то в зоопарк, то в парк аттракционов, то к бабушке с дедушкой в гости

Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко

Источник

Иван Тургенев и рождение нигилизма

что понимает под нигилизмом и с тургенев

что понимает под нигилизмом и с тургенев

Иван Сергеевич Тургенев не просто написал роман «Отцы и дети», но, по сути, придумал русских нигилистов. Он артикулировал основные поведенческие и мировоззренческие черты нигилиста, а реальные русские молодые люди — разночинцы стали жадно подражать Базарову. И после выхода романа в России появился такой общественный тип 1860-х годов — нигилист.

Был такой английский писатель ирландского происхождения в конце XIX века — Оскар Уайльд. Он принадлежал к направлению эстетизм. Как любой эстет, он считал, что художественный вымысел лучше реальности, то есть хорошая литература лучше жизни.

В трактате «Упадок искусства лжи» Уайльд задался вопросом: а что вообще первично — литература или жизнь? Со свойственным парадоксализмом он заявил, что не литература подражает жизни, а жизнь подражает литературе. Великий художник, как писал он, создает тип героя, модель поведения, модель мира, а жизнь пытается скопировать все это и воспроизвести их в популярной форме.

Необычная концепция, но если мы внимательно посмотрим на бытование русской литературы в XIX веке, то с удивлением заметим, какое колоссальное воздействие она оказывала на российскую политическую реальность. Можно перечислить много романов, сильнее или слабее повилявших на развитие общества. Но есть удивительные примеры, когда литература шла дальше и создавала политическую реальность по своему образу и подобию.

Например, Иван Сергеевич Тургенев не просто написал роман «Отцы и дети», но, по сути, придумал русских нигилистов. Он артикулировал основные поведенческие и мировоззренческие черты нигилиста, а реальные русские молодые люди — разночинцы стали жадно подражать Базарову. И после выхода романа в России появился такой общественный тип 1860-х годов — нигилист.

Разумеется, отрицание — важнейший признак нигилизма — было характерной чертой сознания русской радикальной интеллигенции начиная с 1840-х годов. Пример Белинского, Бакунина, Герцена показывает, что нигилисты в этом смысле слова тогда уже существовали. Но их отличие от нигилистов 1860-х годов состояло в том, что их было мало, чтобы претендовать на целый общественный тип, и их отрицание не имело идеологической определенности. И тут-то и помог Тургенев. Эта определенность возникла благодаря двум необычным встречам. Первая состоялась на железной дороге.

Однажды, в конце 1850-х годов, Тургенев ехал из Петербурга в Москву в вагоне второго класса. К нему в купе подсел странный человек, молодой провинциальный врач, которого Тургенев потом будет называть «доктор Д.», без фамилии. По другим данным, знакомство это произошло в поезде во время поездки Тургенева по Германии. Но это не имеет значения. Главное, что случайный знакомый заговорил и сильно поразил Тургенева. Разговор был короткий, почти ни о чем, пара фраз. Доктор Д. сказал, что едет узнать о каком-то новом средстве от сибирской язвы, и спросил Тургенева: «А вы кто?» Тургенев, уже автор «Записок охотника», «Рудина», ответил, возможно, не без гордости, что он известный литератор. На что доктор Д. сказал: «Да? Это меня не интересует». Вот и все.

Всего лишь одно слово, один жест, один взгляд невероятно поразили Тургенева. Мелочь, но за этой мелочью Тургенев увидел что-то большое. Его поразила манера разговаривать, «резко и бесцеремонно». Доктор Д. не хотел его обидеть, он просто не обращал внимания на социальные условности, которые заставляют нас быть учтивыми и вежливыми. Кивать, улыбаться. Говорить: «Очень интересно!», когда совсем не интересно. Но так делают все, потому что человеческая коммуникация соткана из условностей. Начни говорить людям правду в глаза, и ты останешься навсегда одиноким. «Человек вне общества — зверь или бог», — говорил Аристотель. Тургенев за одной фразой увидел перед собой в вагоне поезда какого-то сверхчеловека.

Черта, с которой начинается нигилизм, — презрение к социальным условностям, которые нужны людям для выживания. Тогда в поезде, глядя на доктора Д., Тургенев придумал Базарова. Тургенев обладал удивительной особенностью: его наблюдательность и чуткость давали возможность подметить главное из того, что витает в воздухе. Он понял, что в молодежи зарождается тип таких сердитых людей, которых не устраивает все старое и фальшивое, но которые сами еще себя не очень осознают. И этому смутному общественному движению, этому брожению умов Тургенев дал форму.

Оттолкнувшись от «живого лица», он начинал наполнять образ социально-политическим, философским содержанием, которое, как ему казалось, соответствовало этому типу.

Тургенев плохо знал разночинцев-демократов начала 1860-х годов — Чернышевского, например, и Добролюбова (он взял у них какие-то черты, увлечение естественными науками), но за идеями он больше обращался к своим друзьям-радикалам 1840–1850-х годов: Белинскому, Бакунину, Герцену. У Белинского он взял презрение к непрагматичной изящной литературе, у Бакунина — страсть к тотальному отрицанию и даже разрушению, у Герцена — требование решительных перемен.

Тургенев наполнил образ сердитого врача философским содержанием: материализм, утилитаризм. Дал основы мировоззрения. Но главное, он придумал ему внешний вид: походку, манеру поведения, манеру говорить, — одним словом, создал цельный яркий образ, который оказался невероятно привлекательным. Сильный, уверенный в себе человек, нацеленный не на болтовню, а на реальное дело, резкий, волевой и благородный. Такого героя у нас еще не было. Были слабые идеалисты-бездельники, «лишние люди»: Онегины, Печорины, Бельтовы, Обломовы. А такого не было. И молодые люди после выхода романа года стали говорить: «Базаров — это я», стали вживаться в литературный образ Базарова. И так появились нигилисты.

А потом состоялась вторая необычная встреча. В 1862 году роман «Отцы и дети» прочел молодой критик Дмитрий Иванович Писарев. И Базаров произвел на него неизгладимое впечатление, во многом изменив его жизнь. Все биографы Писарева пишут о контрасте между бойкими статьями Писарева и его интеллигентной натурой. Писарев, действительно, в жизни был худым, робким, неуверенным. И в образе Базарова он, кажется, нашел для себя героя, модель для подражания. Базаров очаровал его своей «резкостью и бесцеремонностью» в отстаивании своих жизненных ценностей. И Писарев стал верным популяризатором Базарова, он провозгласил его символом молодого поколения.

В статье «Базаров» Писарев написал, что барин и либерал Тургенев не мог любить Базарова и, создавая его образ, «хотел разбить его в пух и прах», но помимо своей воли, бессознательно, как настоящий художник, написал его апологию: «Признал его силу и перевес над окружающими людьми». Умом Тургенев хотел сказать, что молодое поколение идет по ложной дороге, но в результате показал, что «в этом молодом поколении вся наша надежда». Художественное чутье одержало победу над классовыми интересами Тургенева, воспевшего могильщика своего класса.

Базаров давал Писареву то, чего ему не хватало в жизни, — образ уверенного в себе человека дела. И Писарев не остался в долгу. Он дал Базарову то, чего не доставало ему, — развернутое учение. В 1864 году он написал статью «Реалисты», в которой развил характеристику базаровского типа в целую программу преобразования российского общества. Там он доказывал необходимость борьбы со всем, что не приносит пользу народу, против непрагматичного искусства, роскоши, ради увеличения материальных ценностей и «реальных» знаний. Писарев создал свой образ Базарова, сделав его символом своей «теории реализма», указал пути, которыми нужно идти, чтобы исправить русское общество. Тургеневский доктор Базаров стал общественным борцом и символом поколения «нигилистов».

Александр Герцен писал, что с 1864 года к нему в Лондон приезжали исключительно Базаровы с прибавлением некоторых черт из романа «Что делать?». Тургенев и Писарев сделали свое дело.

Тургеневу удалось не только придумать нигилистов, но еще и поссорить их. Статья Писарева «Базаров» положила начало знаменитому расколу в нигилистах. Журнал «Современник» в лице руководителей Салтыкова-Щедрина и критика Антоновича поссорился с «Русским словом» Писарева. Они заявили, что Базаров не герой, а карикатура, призванная опорочить деятелей демократической ориентации.

Многим не понравилось, как была описана любовная история нигилиста Базарова. Как выразился один критик, «нигилизм Базарова “разбился у ног женщины”». Действительно, волевой и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергает его любовь, рассыпается, по его собственному выражению. С 18-й главы он заметно эволюционирует в сторону скептицизма и пессимизма. Почувствовав свое бессилие в отношениях с красавицей, он начинает ощущать скуку да злость, начинает испытывать сомнения в своих убеждениях, которых не было ранее. Начинает завидовать родителям с их размеренной жизнью, сравнивать себя с муравьем, который тащит полумертвую муху, и так далее. Базаров, получив отказ от классово чуждой женщины, глухой к прогрессивным взглядам, раскис как последняя тряпка.

«Настоящий демократ-разночинец себя так не ведет!» — сказали сторонники «Современника». Он умеет быстро подавлять свое горе и во имя общественного дела поступаться личными радостями и удовольствиями.

Благо через год после «Отцов и детей» появился роман Чернышевского «Что делать?», и настоящие демократы-разночинцы, нацеленные на реальную борьбу, нашли нового героя, объект для подражания — Рахметова. Он не раскис бы от любви к Одинцовой. Рахметов был суровым человеком, что решил не дотрагиваться пальцем до спиртного и женщин, потому что так нужно, намекая, что пока следует заниматься революцией. Роман «Что делать?» оказал тоже большое влияние на русское общество, создавая социально-политическую реальность по своему образу и подобию, но это другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *