что понимаете под остановочным путем
Остановочный путь
Из Википедии — свободной энциклопедии
Остановочный путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Важно не путать с понятием тормозной путь.
Остановочный путь включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы. [1]
Длина остановочного пути зависит от скорости движения, вида транспортного средства (мотоцикла или автомобиля) и коэффициента сцепления. Также немаловажно время реакции водителя — время от момента восприятия водителем сигнала о необходимости торможения до совершения необходимых действий, например, переноса ноги на педаль тормоза, нажатия на неё. Зависит от навыков водителя, положения его тела, рук и ног относительно органов управления автомобилем, также от его психоэмоционального состояния. Время реакции увеличивается при утомлении, заболеваниях и крайне сильно возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении. Оно колеблется от 0,4 до 1,5 с. [2] Типичной величиной считается 0,8 сек. [1] Время срабатывания тормозной системы — время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие всех тормозных механизмов. Зависит от качества и состояния тормозной системы. В среднем считается 0,2 с для гидравлического привода и 0,6 с для пневматического привода тормозной системы. [2] [1]
Остановочный путь автомобиля вычисляется по формуле: [2]
S 0 = ( t 1 + t 2 ) v a + K e v a 2 2 g φ <\displaystyle S_<0>=(t_<1>+t_<2>)v_+<\frac
Коэффициент эффективности торможения зависит от конкретной конструкции и технического состояния тормозной системы, величины полезной нагрузки автомобиля. Его величина составляет 1,3 для легковых и 1,6-1,8 для грузовых автомобилей. [2]
Коэффициент сцепления представляет собой коэффициент пропорциональности между сцепным весом и силой сцепления колес автомобиля с дорогой. Его величина зависит от типа покрытия и состояния дороги (сухая, влажная, обледенелая), от особенностей конструкции и износа шины (давление в шине, вид рисунка протектора), от величины нагрузки и скорости движения автомобиля. На сухой дороге с асфальтобетонным покрытием он равен 0,7-0,8, на мокрой 0,35-0,45. На обледенелой дороге он равен 0,1-0,2. [2]
Остановочный путь
Остановочный путь включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя, и время срабатывания тормозной системы.
Длина остановочного пути зависит от вида транспортного средства (мотоцикла или автомобиля) и веса транспортного средства. Также немаловажно время реакции водителя — время с момента обнаружения им опасности до совершения необходимых действий, например, переноса ноги на педаль тормоза, нажатия на неё. Зависит от навыков водителя, положения его тела, рук и ног относительно органов управления автомобилем, также от его психоэмоционального состояния. Время реакции увеличивается при утомлении, заболеваниях и крайне сильно возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении.
Время срабатывания тормозной системы — время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие всех тормозных механизмов. Зависит от качества и состояния тормозной системы.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Гидролинии предназначены для прохождения рабочей жидкости в процессе работы гидропривода. В общем случае гидролиния состоит из всасывающей, напорной и сливной линий. Кроме того, в гидроприводе часто имеются гидролинии управления и дренажная.
Динамическая нагрузка — нагрузка, характеризующаяся быстрым изменением во времени её значения, направления или точки приложения и вызывающая в элементах конструкции значительные силы инерции. Динамические нагрузки испытывают детали машин ударного действия, таких, как прессы, молоты и т. д. Детали кривошипно-шатунных механизмов также испытывают во время работы значительные динамические нагрузки от изменения величины и направления скоростей, то есть наличия ускорений. К динамическим нагрузкам относят.
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
пятница, 28 августа 2020 г.
Тормозной и остановочный путь автомобиля
Что бы было понятнее что написано выше вот изображение
Разница тормозного и остановочного пути автомобиля |
От чего зависит остановочный путь
У остановочного пути есть факторы, которые могут его увеличить или уменьшить.
Факторы остановочного пути, которые не зависят от автомобилиста
К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.
Дорожное покрытие тоже оказывает влияние на расстояние торможения. Если дорога гладкая без добавления камня, то дистанция, которая будет пройдена автомобилем при торможении, также будет больше.
Факторы остановочного пути, которые зависят от автомобилиста
Формула расчёта остановочного пути автомобиля
Формула расчёта тормозного пути автомобиля
где:
S торм – путь торможения
К е – коэффициент торможения
V – скорость машины
φ – коэффициент сцепления. При сухой дороге он равен 0,7; при мокрой – 0,4; при снеге – 0,2; при гололеде – 0,1.
Как видите при расчёте остановочного пути данная формула используется в правой части
Остановочный путь и его составляющие
Остановочный путь и его составляющие
Важный вопрос безопасного движения – как остановить транспортное средство при возникновении угрозы ДТП? Для этого нужно тщательно рассмотреть короткий промежуток времени между возникновением опасности для движения и полной остановкой ТС. Для этого нам необходимо рассмотреть три базовых термина.
Остановочный путь – путь, пройденный транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.
Время реакции водителя – время, прошедшее с момента обнаружения опасности до начала принятия конкретных мер, чтобы избежать ее.
Тормозной путь – путь, пройденный с момента начала срабатывания тормозной системы до полной остановки ТС.
Все эти составляющие тесно связаны между собой, так как путь, пройденный за время реакции водителя + тормозной путь = остановочный путь. Поэтому в состав остановочного пути входит еще несколько слагаемых, но эти два являются наиболее существенными. Разумеется, чем меньше будет остановочный путь, тем лучше, поскольку при этом водитель более надежно защищен от попадания в ДТП. Тормозной путь в чистом виде характеризует исправность и эффективность тормозной системы автомобиля – например, при проведении техосмотра. О времени реакции вспоминают, оценивая состояние водителя и его способность адекватно управлять транспортным средством. Это чисто биологический параметр. А вот остановочный путь представляет собой комплексную величину, которая используется специалистами (в том числе сотрудниками ГИБДД, экспертами-криминалистами, следователями и судьями) при рассмотрении причин случившихся ДТП и выработке мер по предотвращению новых. Сопоставляя остановочный путь с расстоянием видимости, всегда можно выяснить, имел ли водитель возможность предотвратить ДТП, или в сложившихся условиях оно было неизбежным. Время реакции необходимо учитывать при выборе безопасной дистанции в транспортном потоке. Дистанция всегда должна быть такой, чтобы при экстренном торможении впереди идущего ТС Вы успели остановиться, избежав наезда на него. Если время Вашей реакции составляет 1 секунду, то это означает, что Вы нажмете на педаль тормоза через 1 секунду после того, как это сделает водитель, движущийся перед Вами. С учетом того, что Вы можете отвлечься от управления, ехать на груженом автомобиле или, к примеру, иметь более изношенные шины, чем на впереди идущем ТС, необходимо добавить к этому времени еще одну секунду – «на всякий случай».
Тема 26.2. Как правильно тормозить.
Теперь мы знаем, что такое безопасная дистанция, но одного этого мало. Надо ещё и уметь правильно тормозить, чтобы этой дистанции хватило.
Представим себе, что в этом месте водитель обнаружил препятствие на дороге. Что будет происходить дальше?
А дальше водитель начнёт реагировать. Глаза сообщат информацию головному мозгу, головной мозг пошлёт сигнал спинному мозгу, спинной мозг скомандует мышцам, и они перенесут правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
И всё это время автомобиль будет продолжать двигаться
Это время (от момента обнаружения препятствия до начала принятия мер)
Что подразумевается под временем реакции водителя?
1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.
2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.
3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.
Комментарий к задаче
Почему третий ответ неправильный? Да потому, что время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза, это только лишь составная часть общего времени реакции водителя. От момента, когда водитель увидит препятствие, и до момента, когда он начнёт переносить ногу (сообразит, что надо тормозить), тоже пройдет какое-то время.
Так что правильный ответ – второй.
Ну, хорошо, а что дальше?
А дальше водитель, наконец, надавит на педаль тормоза. Но торможение начнётся чуть позднее! Тормозные колодки прижмутся к дискам не одновременно с нажатием на педаль. Время срабатывания гидравлического привода тормозных механизмов составляет 0,1 – 0, 4 секунды.
И эти доли секунды автомобиль по-прежнему будет двигаться без торможения!
Но вот, наконец, тормозные колодки прижались к тормозным дискам, с этого момента началось торможение. Теперь от момента начала торможения и до полной остановки машина проделает путь, который принято называть тормозным путём.
Тормозной путь – это путь, пройденный от момента начала торможения до полной остановки.
То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути.
А полностью остановочный путь включает в себя:
– путь, пройденный за время реакции водителя,
– путь, пройденный за время срабатывания тормозов,
Остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки.
Что подразумевается под остановочным путём?
1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.
2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.
3. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определённому технической характеристикой данного транспортного средства.
Итак, общий остановочный путь включает в себя: путь, пройденный за время реакции водителя,
путь, пройденный за время срабатывания привода тормозов, и собственно тормозной путь.
Что касается времени срабатывания привода, то сие от нас не зависит, и этим мы управлять не можем. Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена ему природой.
Но вот длина тормозного пути очень даже зависит от мастерства водителя.
Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.
Но автомобиль двигаться не перестанет!
Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и если колёса не катятся по дороге, а именно скользят, тогда тормозной путь существенно увеличивается. Более того, машина становится неуправляемой! И вращать рулевое колесо бессмысленно, это не даст никакого результата! Колесу всё равно как скользить – прямо оно стоит или повёрнуто.
Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!
Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым, а тормозной путь увеличивается!
Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.
Но слабое давление на педаль тормоза тоже увеличивает тормозной путь! А нам-то надо экстренно остановиться! Значит, опять наращиваем давление на педаль – ОЙ! – колеса скользят! – значит, снова ослабляем усилие нажатия.
Такой способ (удерживать педаль тормоза на грани блокировки колёс) называют прерывистым и применяют при экстренном торможении.
Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Anti–lock breaking system – антиблокировочная система).
Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.
И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.
Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.
1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.
2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.
3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS.
Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:
1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.
2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.
3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.
Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?
1. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать её до полной остановки.
2. Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза.
3. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.
Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?
1. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.
2. Путём нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания её до полной остановки.
3. Путём использования стояночной тормозной системы.
И ещё будет пара несложных задачек про тормозной путь:
Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющем тормозной системы?
1. Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.
Комментарий к задаче
При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции прямопропорциональна массе (чем больше масса, тем больше сила инерции). А чем больше сила инерции, тем больше тормозной путь.
Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?
2. Увеличивается пропорционально скорости.
3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.
Комментарий к задаче
При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции зависит не только от массы автомобиля, но ещё и от скорости. Причём связь между силой инерции и скоростью – квадратичная. Если скорость увеличить в два раза, сила инерции увеличится в четыре раза. Соответственно, так же увеличится и тормозной путь.
Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с механической коробкой перемены передач.
Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с МКПП.
Когда мы разгоняем автомобиль, мы последовательно переходим с самой низкой (первой) передачи на самую высокую (четвёртую, пятую или даже шестую в зависимости от того, сколько их есть на данном автомобиле). Но тогда получается, что если наоборот, последовательно переходить с пятой передачи на четвёртую, затем на третью, на вторую и, наконец, на первую, тогда скорость автомобиля будет неумолимо падать. А если на первой передаче ещё и отпустить педаль газа, тогда вообще можно двигаться со скоростью пешехода. Это называется торможение двигателем.
Опытные водители любят торможение двигателем и часто его применяют.
Особенно полезно применять торможение двигателем на крутых или затяжных спусках,
чтобы уберечь основные тормозные механизмы от перегрева (раскалившиеся тормоза перестают тормозить).
Чем опасно длительное торможение с выключенной передачей или сцеплением на крутом спуске?
1. Значительно увеличивается износ протектора шин.
2. Повышается износ деталей тормозных механизмов.
3. Перегреваются тормозные механизмы, и уменьшается эффективность торможения.
Комментарий к задаче
Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно! При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.
Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?
1. Чем круче спуск, тем выше передача.
2. Чем круче спуск, тем ниже передача.
3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.
Комментарий к задаче
Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы».
Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть. Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, что спуститься безопасно.
Ну, хорошо, тормозить мы научились. Но это вовсе не значит, что можем теперь гонять с любой скоростью.