что понимается под брахмой

Что понимается под брахмой

Брахма (иногда Брама) (Brahmā) в буддизме — в широком смысле название богов, находящихся за пределами Сферы чувственного в состоянии глубокой медитации, характерной непривязанностью, объективностью, отсутствием желаний, эмоций и пристрастности, брахмы обитают в Сфере форм и Сфере отсутствия форм. В более узком смысле брахмы — существа Мира Брахмы, состоящего из трёх местопребываний, в самом низу Сферы форм Об этом местопребывании.

Классификация.
Существует по меньшей мере четыре различных понимания понятия Брахма.
Любое из божеств Сферы форм или Сферы отсутствия форм
Любое из божеств девяти низших местопребываний Сферы форм от Брахмапаришальи до Шубхакритшны
Любое из божеств девяти низших местопребываний Сферы форм (Мир Брахмы)
Великий Брахма, высший бог Мира Брахмы.
Для существ Сферы форм Брахма может ассоциироваться с Брахмавихарой, медитативных погружений четырёх Рупадхьян.

Брахмы в буддийской литературе.
Конкретные брахмы встречаются в буддийских источниках, и не всегда ясно, к каким мирам или местопребываниям они должны быть отнесены с точки зрения космологии. Они обычно ассоциируются с высокой властью или чрезмерным чувством божественной гордости.
Бака-брахма.
Бака-брахма — буквально Брахма-журавль описан в Маджхима-никая как бог, который уверен в том, что его мир непрекращающийся и неувядающий (поэтому он уверен в своей бессмертности), и что нет миров выше чем его мир. Будда отвергает его утверждения, основываясь на истине непостоянства. Один из помощников Баки стал утверждать под влиянием Мары, что Бака — Творец Вселенной, и молитвы и просьбы к нему будут удовлетворены, а тот кто это отрицает будет строго наказан. Однако Будда сказал, что на самом деле это утверждает Мара, и что Бака-брахма не обладает такой силой.
Бака тогда отметил, что не получится выйти за пределы его ведения (так как он считал себя всеохватывающим), и что если Будда зависит от множества вещей, которые зависят от него, Баки, и Будда оказывается заключённым в эту реальность, а Бака-брахма может воздействовать на него как пожелает. Будда ответил, что у Баки нет такой огромной силы, и что существуют реальности куда более обширные, о которых Бака не имеет никакого понятия. В результате спора Бака вынужден был согласиться, увидев превосходящую магическую силу Будды и его способность объяснить настоящее экскурсом в прошлые жизни.
Как увидел Бака, в прошлой жизни Бака был аскетом по имени Кесава; он смог спасти много людей от несчастий и разрушений. Сила его медитации привела к тому, что он родился в мирах Бирхатпалы (четвёртой дхьяны) (Bṛhatphala IAST), а потом, пройдя через серию перерождений в Сфере Форм, спустился вниз до уровня рядового брахмы Сферы форм.
В другой истории Бака был уверен, что никакой аскет или монах не сможет подняться до его мира, но Будда лично и несколько его учеников появились там и доказали его неправоту.

Брахма-Сахампати.
Брахма-Сахампати — один из самых старших Великих Брахм, этот бог незаметно помогал Будде, когда он достигал просветления и когда тот медитировал в Урувела, призывая его преподавать дхарму людям. Согласно некоторым комментариям, Брахма-Сахампати принадлежит к миру Шуддхаваса. Он когда-то был монахом по имени Сахака в общине (сангхе) будды Кашьяпы.
Однажды он объяснил женщине, сыном которой был бхикшу, не делать подношений Брахме, а вместо этого поддерживать её собственного сына, которого звали Брахмедэва.
В Самьютта-никае есть стихи, которые составил самолично Брахма-Сахампати, когда он вместе с Шакрой помогал Будде. Он всегда незримо сопутствовал Будде до его смерти, и его стихи содержатся также в Махапаринирвана-сутре.
Среди всех брахм Брахма-Сахампати — самый близкий к Будде.
У Брахма-Сахампати по описаниям было четыре головы, в Таиланде он приобрёл большую популярность, считается, что он приносит благополучие и процветание. Кумирни, ему посвящённые, можно найти везде, например знаменитая кумирня Ераван в Бангкоке. Брахма-Сахампати популярен также в китайском буддизме, иногда его некорректно называют Буддой с Четырьмя Лицами.

Брахма-Санаткумара.
Брахма-Санаткумара, что означает «вечно молодой», описан в Джанавасабха-сутте. В этой сутре Брахма-Санаткумара смог имитировать присутствие в низших мирах чтобы его могли воспринимать находящиеся в Сфере чувственного боги мира Тридцати трёх богов и их царь Шакра. Он объяснял богам элементы учения Будды и давал им практические советы. «Вечно молодой» означает, что он принимал образ отрока, волосы которого были повязаны пятью узелками, как у мальчиков.

Источник

Брахма — творец Вселенной

что понимается под брахмой

Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее

«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождение Брахмы»

И значальным творцом Вселенной в ведической культуре считается бог Брахма. В составе триады главных божеств ведического пантеона — Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति — ‘три лика’, триединое божество) — Брахма является создателем Вселенной в начале времён, в то время как Вишну — её хранитель на протяжении периода её существования, а Шива — разрушитель Вселенной в конце времён. Такой тройственный божественный союз олицетворяет собой единство ипостасей трёх божеств, заключает в себе идею троичности Вселенной, так как все три божества являются проявлениями единой божественной сути в различных её аспектах. Эпическая поэма «Хариванша-пурана», формально считающаяся дополнительной 19-ой книгой «Махабхараты», так трактует идею триединства божественного проявления Вселенной: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».

Брахма и сотворение Вселенной

Брахма — творец Вселенной со всеми её многочисленными созданиями, при этом он сам является первым рождённым созданием во Вселенной. Мир был проявлен им из первопричины в изначальной пустоте — вселенского яйца Махадивьи. В нём Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, который есть первооснова всего сущего, и создаёт материальный мир. Изначальная пустота — это абсолютное всё, то есть Брахма, будучи содержащим в себе всю Вселенную, проявляет её в видимой форме. Корень самого слова «Брахма» означает ‘расширение’, ‘увеличение’; изначальная форма бытия была сокрыта в нём, и он эманировал из себя всю природу — проявил её из абстрактной, непроявленной вечности в конкретную, зримую субстанцию. Лотос олицетворяет собой абстрактную и конкретную Вселенную, потому и является священным цветком, символизирующем чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прообраз будущего цветка, так и Брахма проявляет этот мир по своему прообразу. Вселенское яйцо является символом Вселенной, проявленной из центра — зародыша. Аллегория яйца, из которого была проявлена Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.

что понимается под брахмой

Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как «Рождённый в лотосе» и как «Золотой зародыш»

«Шива-Махапурана». Глава 7

Все мы пребываем в иллюзии существования, находимся под покровом майи (санскр. माया — ‘иллюзия’, ‘видимость’). Вселенная возникла из мирового яйца, в котором спит Брахма. Так что наш реальный проявленный мир — это лишь сон Брахмы, создателя этого мира.

Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными учёными-астрофизиками, и это лишь подтверждает сведения, содержащиеся в древнейших текстах Пуран, согласно которым, изначально в диаметре Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 млрд км), однако к концу времён она вырастет до 9,5 млрд км. Таким образом, древнейшие источники священных знаний хранят точные данные о масштабах проявленной Вселенной.

Сам Брахма и есть Вселенная, а каждая частица её — его проявление.

Брахма — лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52

Космические циклы мироздания. День и ночь Брахмы

Образ Брахмы, погружающегося в сон и бодрствующего, формирует представления о времени, представляющем собой систему космических циклов. Когда Брахма бодрствует, на протяжении «дня Брахмы», он создаёт Вселенную, но засыпая, вновь растворяет её.

что понимается под брахмой

Жизнь Брахмы длится сто лет. Таким образом, наша Вселенная существует в течение 311 040 000 000 000 земных лет (далее по тексту — з.л.), соответствующим ста божественным годам Брахмы (Маха-кальпа). «Кальпа» на санскрите कल्प — ‘порядок’, ‘период’, ‘эпоха’, а «маха» (महा) означает ‘большой, великий’, соответственно «Маха-кальпа» означает ‘великий век’. Этому периоду проявления космической божественной энергии, противопоставляется период, когда по истечении жизни Брахмы, Вселенная прекращает своё существование, начинается Маха-пралайя («пралайя» на санскрите प्रलय — ‘разрушение, растворение’, «маха-пралайя» — ‘великое разрушение’) — период непроявленной Вселенной, продолжающийся тоже сто лет (311,04 трлн. з.л.), по завершении его приходит время рождения для нового Брахмы, и теперь он начинает новый цикл создания и уничтожения Вселенной. Согласно тексту «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»), Вселенная входит в тело Вишну и пребывает там до начала возрождения и наступления следующего цикла кальп.

Один год Брахмы длится 3 110 400 000 000 з.л., а месяц (всего их двенадцать) равен тридцати дням Брахмы, соответствующим 259 200 000 000 з.л. Божественные сутки составляют 8 640 000 000 з.л. Таким образом, день Брахмы равен по продолжительности его ночи и составляет 4 320 000 000 з.л.

День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За день Брахмы протекают четырнадцать Манвантар, проходит 1 000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара («манвантрары», на санскрите मन्वन्तर, — время, когда правят прародители человечества Ману) составляет приблизительно 71 Дивья-югу, так, в течение дня Брахмы царствуют четырнадцать Ману, один Ману правит в период, соответствующий 306 720 000 з.л., включая временные интервалы меж ними (точное значение — 308 571 429). Одна Маха-юга насчитывает 4 320 000 з.л., и она подразделяется на 4 юги, следующие одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Крита-юга, (1 728 000 з.л.), Трета-юга (1 296 000 з.л.), Двапара-юга (864 000 з.л.) и Кали-юга (432 000 з.л.). Каждую новую югу предваряет время сумерек, или «сандхья», и последующий период — «сандхьянса», которые длятся 1/10 времени соответствующей юги.

что понимается под брахмой

Ночь Брахмы, или Пралайя, — время отсутствия активности, период покоя, в промежутках между днями Брахмы, уничтожается всё, что было проявлено в материальной форме, однако, субстанции остаются в ожидании начала нового дня, происходит частичное разрушение, природа «отдыхает», в отличие от более длительного периода, Маха-пралайи, по истечении жизни Брахмы, когда всё существующее растворяется в первичную субстанцию, из которой новый Брахма создаст вновь Вселенную в новом цикле творения. Необходимо иметь в виду, что «рождение» и «смерть» Брахмы — это метафоры, описывающие процессы, подобно тому, как Солнце «рождается» на заре и «умирает» с последними лучами на закате.

Согласно Ведам, на данном этапе мы находимся в Швета-Вараха-Кальпе (кальпа воплощения «Вепря»), с начала жизни Брахмы прошёл 51 божественный год, и это первый день (Кальпа) второй парардхи — второй половины жизни Бога-творца.

Когда мир был единым океаном, Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел её поднять и принял иное тело; — подобное тому, как и прежде в начале кальп он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь он предстал в обличье вепря — Варахи

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 7-8

Идёт седьмая манвантара Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, 28-ая Дивья-юга, четвёртая эпоха которой — Кали-юга — берёт своё начало в 3102 г. до н. э., получается, что в нынешнюю Кали-югу мы прожили порядка 5 120 лет, и до окончания этого периода осталось около 426 880 лет.

Изображение бога Брахмы

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы — лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

что понимается под брахмой

Брахма восседает на лотосе, что олицетворяет его вечную божественную суть, либо в колеснице, запряжённой семью лебедями, представляющими семь миров (локи).

Жена Брахмы

Согласно текстам Пуран, жена Брахмы — богиня знания и мудрости Сарасвати (санскр. सरस्‍वती — ‘полноводная’ — являющаяся олицетворением священной реки), порождённая им путём произнесения священного слога; по одной из легенд, она настолько очаровывает его своей божественной красотой, и он создаёт себе четыре лика, чтобы безотрывно лицезреть её.

Жена бога символизирует женское проявление божественной творческой энергии, изначальную природу (Пракрити), материальную первопричину Вселенной, её женское основополагающее начало. А Бог Брахма, отделившись от первопричины бытия, оживляет изначальную природу своим выдохом.

Богиня Сарасвати покровительствует искусствам, наукам, ремёслам, мастерству, почитается также как создательница языка санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी — ‘божественное письмо’). У супруги Брахмы множество разных имён, одно из них — Савитри, что означает ‘солнечная’.

Изображают её, как правило, в образе красивой женщины в белом, что олицетворяет чистоту и свет её сути, сидящей на лотосе, в её четырёх руках представлены следующие атрибуты: акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент — как символ искусства; высочайшего звука небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании, и оно очищается от влияния гун материальной природы; также может являться символом разностороннего развития и гармонии). Ваханой её так же, как и у Брахмы, является лебедь, который обладает способностью отличать правду от лжи, что символически означает необходимость умения различать истину от ложного знания, которые сводят с истинного Пути искателя. Зачастую рядом с богиней присутствует павлин — это птица Солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.

что понимается под брахмой

Сарасвати олицетворяет истинное знание. Она выступает помощницей всем тем, кто стремится познать суть бытия и выйти за рамки привычных представлений о жизни, познать истину. Она сопровождает человека на его духовном Пути, позволяет постичь священные писания, преодолев омрачения и другие препятствия.

Первые творения Брахмы

В начале времён Брахма своей волей, начинает творить Вселенную и, проявив четыре типа творческих сил, Брахма создаёт богов, асуров, прародителей человечества и людей. Объединившись с водами первичного океана, Брахма принимает частицу тамаса в себя. Изначально Брахма, приняв аспект ночи (качество косности, пассивности — проявление гуны Тамаса), создаёт асуров (а-суры, что означает «не боги»), затем он отбрасывает это тело, в которое проник тамас, и оно становится ночью. Приняв форму дня, в состоянии благостного восторга, он создаёт богов, и, отбросив тело, оно становится днём. Всё так же находясь в качестве благости (проявление гуны Саттвы), как и в предыдущем теле, но уже в вечерние сумерки, думая о себе, как об отце Мира, он творит прародителей человечества (питары), отбрасывая и это тело, оно становится сумерками меж днём и ночью. И, наконец, Брахма становится утренними сумерками (качество страстности — гуна Раджаса), или рассветом, и порождает людей, тело Брахмы становится сумерками, разделяющими ночь и день. Так, Брахма впоследствии создаёт и всех других живых существ.

Итак, создав четыре основных вида существ — богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи, якшей, пишачей, апсар, киннаров, ракшасов, птиц, скот, диких животных, змей и всё, что изменчиво или неизменно, всё, что тленно или нетленно. Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении

«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»

что понимается под брахмой

В зависимости от времени творения, существа проявляют активность в определённое время суток: люди — утром, боги — днём, асуры — ночью, а питары — вечером. Символическим отображением дня, ночи и сумерек являются тела Брахмы, проявляющиеся в форме трёх гун материальной природы, так что все сотворённые Брахмой существа, от богов до людей, подвержены воздействию трёх гун.

Сыновья Брахмы

Брахма породил семь духовных сыновей — Великих Риши (Саптариши (санскр. सप्तर्षि — ‘семь мудрецов’), которые были призваны помочь ему в процессе творения Вселенной. Они являются прародителями живых существ. Изначально в «Ригведе» упоминаются семь Риши, однако, они ещё не «индивидуализированы» и не имеют имён. Позднее их количество достигает девяти: в «Вайю-пуране» и «Вишну-пуране», к семи Риши добавляются ещё по одному.

Так что, согласно текстам Пуран, Брахма породил силой духа своего наделённых разумом сыновей, подобных себе, имена которых: Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, Ангирес, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.

Первый сын — Маричи (санскр. मरीचि — ‘светящийся огонёк’), рождённый от души Брахмы. Самым известным сыном Маричи является Кашьяпа, который выступает прародителем богов и асуров, людей и других живых существ, олицетворяет изначальное единство всего сотворённого во Вселенной.

Очи Брахмы сотворили его сына Атри (санскр. अत्रि — ‘поедающий’) — отец Бога луны — Сомы, а также бога Дхармы, защищающего справедливость.

Третьим сыном Творца Вселенной является великий Ангирас (санскр. अंगिरस्), который был порождён от уст Брахмы и выступал посредником меж богов и людей.

Четвёртый сын Брахмы Пуластья (санскр. पुलस्त्य) произошёл из правого уха Творца.

Пятый сын Творца Пулаха (санскр. पुलह) проявился из левого уха Брахмы.

Шестой, рождённый из ноздрей Брахмы, — Крату.

А седьмым был Дакша (санскр. दक्ष — ‘ловкий’), родился из большого пальца правой ноги Творца.

Восьмой сын, рождённый из кожи Брахмы, был Бхригу (санскр. भृगु — ‘сияющий’), который является хранителем небесного огня Агни, который он передал людям.

Девятый сын, рождённый разумом Брахмы, — Васиштха (санскр. वसिष्ठ — ‘великолепный’).

что понимается под брахмой

Не стоит понимать буквально рождение сыновей Брахмы из определённых частей тела отца, это аллегории того, что все они являются божественными творениями, неотделимые от Творца-прародителя, частицы его божественной сути, а каждая частица Бога есть сам Бог, вышедший из самого себя.

Варны, сотворённые Брахмой, или какая каста появилась из ступней ног Брахмы

Согласно тексту древнейших Пуран, Брахма создал людей, принадлежащих различным варнам (сословиям общества) с кармой, которую Брахма определил каждому сословию, и создал миры для исполняющих свою дхарму. Из уст Брахмы появились люди, обладающие мудростью и несущие знание остальным, в них сильно качество благости — брахманы; тем из них, кто с превеликим усердием исполнял свою дхарму, он определил мир Праджапати. Из груди или рук творца были созданы те, в ком преобладала страстность, варна воинов и правителей — кшатрии, самым храбрым и сильным был предназначен мир Индры. От его бедра произошли вайшьи — ремесленники и земледельцы, наделённые качествами и страстности, и косности, лучшим из них Брахмой уготован мир марутов. Наконец, те, кто обслуживал все вышеперечисленные варны, в ком главенствует косность, — шудры, произошли из ступней ног Брахмы, отменно услужливые представители этого сословия попадали в мир гандхарвов. Аллегория происхождения брахманов из божественных уст означает высшую священную мудрость, которой они владели, кшатриев из груди или рук — обладание ими власти и силы, вайшьи из бёдер — «богатство», шудр из ступней ног — служение, смирение и подчинение. Подробнее о варнах читайте: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/varni-etapi-na-puti-k-soverschenstvu/

Стрела Брахмы

Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая, Была сотворённая Брахмой стрела роковая, Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!

что понимается под брахмой

В её острие было пламя и солнца горенье,
И ветром наполнил создатель её оперенье,
А тело стрелы сотворил из пространства.
Ни Меру, ни Мандаре не уступала она по размеру.
Стрела златопёрая все вещества и начала
Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.
Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,
Сверкала и трепет вселяла в живые созданья.
И пешим войскам, и слонам, и коней поголовью
Грозила, пропитана жертвенным жиром и кровью,
Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!
Железные копья она рассекала с разлёта
И с громом обрушивала крепостные ворота.
Стрела, о которой небесный напомнил возница,
Блистала роскошным своим опереньем, как птица.
И — смерти приспешница — ратников мёртвых телами
Кормила стервятников эта несущая пламя.
Для вражеской рати была равносильна проклятью
Стрела Праджапати, что Раме была благодатью!

«Рамаяна», ч.108, «Гибель Раваны

P. S. Для понимания истинной сути Брахмы, не стоит ограничивать свой разум материалистическими представлениями об образе бога, как некоего человекообразного существа, изволившего проявить весь мир в материальной форме. Изображения богов с присущими человеку атрибутами, как правило, заключают в себе антропоморфные представления, которые должны быть восприняты нами как аллегории и метафоры, олицетворяющие определённые аспекты божества.

Источник

БРАХМА

Смотреть что такое БРАХМА в других словарях:

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА(др.-инд. Brahma, основа brahman-), в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (см. Тримур. смотреть

БРАХМА

БРАХМАСм. БРАМА.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.БРАХМАбрама, высшее верховное существо индусской религии. смотреть

БРАХМА

БРАХМА

в индуист. миф. высшее божество, творец мира, открывающий триаду богов индуизма. В этой триаде Б., как создатель вселенной, противостоит Вишну. смотреть

БРАХМА

БРАХМА

( Brahma ) Это имя нельзя путать с Брахманом. Брахма, согласно «Пуранам», есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы. Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну, см.), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы. Таким образом, мир представляет собой состояние «целенаправленного восприятия идей», а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы. Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово «Брахма» происходит от корня, означающего «расширяться, распространяться». Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства. Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального. В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков. смотреть

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА

БРА́ХМА, и, ч. (з великої літери).Перший бог індуїстської головної тріади, який ушановується як творча сила і творець всесвіту.Смикаючи то за голову, т. смотреть

БРАХМА

(санскр. священная сила) первоначально заклинание, затем сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношении, и, наконец, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самому себе. Со времени упанишад спекуляции об отношении Брахмы к самости (см. Атман) отдельного существа составляют главную тему веданты. смотреть

БРАХМА

БРАХМА

одни из наиболее распростр. разновидностей др.-инд. письма. Древнейшие надписи на Б. (эдикты имп. Ашоки, высечен. на скалах) относятся к 3 в. до н.э. Б. — письмо слоговое, идущее слева направо. В этом его хар-рнейшее отличие от др. др.-инд. письма кхароштхи, к-рое идет справа налево. смотреть

БРАХМА

БРАХМА

в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божеств, троицу (тримурти). Первоначально Б. выступал как высш. божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум др. членам троицы. смотреть

БРАХМА

(1 м) (в индуизме: один из трёх великих богов — творец мира)Синонимы: бог, божество, брама, вишну, начало, создатель, творец, тримурти, шива

БРАХМА

см. также Брама — в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную троицу (тримурти). Первоначально выступал как высшее божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме отступает на задний план. смотреть

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА

БРАХМА, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. смотреть

БРАХМА

— в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творецВселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычноизображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. смотреть

БРАХМА

-и, ч. Один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.

БРАХМА

БРАХМА

бог-творец, повелитель людей и бессмертных, один из *тримурти*, индуистской триады, состоящей из Брахмы (*созидающий мир*), Шивы (*разрушаюший мир*) и Вишну (*сохраняющий мир*). смотреть

БРАХМА

Ударение в слове: Бр`ахмаУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: Бр`ахма

БРАХМА

, в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Чаще изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. смотреть

БРАХМА

Раб Махра Мах Мара Рам Хабар Бра Бар Араб Амбра Амбар Абрам Аба Храм Арам Арба Арма Арх Брам Брахма Хмара Хара Маар Маб Хам Хаб

БРАХМА

БРАХМА

космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.

БРАХМА

бра́хма, бра́ма (санскр.) один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.

БРАХМА

БРАХМА

Очень популярная у скотоводов Юго-Запада порода скота, в в. импортировавшаяся в США из Индии.

БРАХМА

-и, ч. Один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.

БРАХМА

(санскр.) один з найвищих (поряд з Шівою і Вішну) богів у брахманізмі й індуїзмі.

БРАХМА

Бог как создатель; первое созданное существо; Хираньягарбха или космический разум.

БРАХМА

Брахма творец, Брама, Вишну, начало, создатель, Тримурти, Шива

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *