что понимается под нововведением инновацией в инноватике

Какая из научных теорий, разработанных Н.Д. Кондратьевым, нашла свое непосредственное применение в инноватике?

а) теория длинных волн, или больших циклов конъюнктуры;

б) теория длинных, средних и коротких циклов деловой активности;

в) теория циклов экономического роста;

г) теория циклов общественного развития.

Какая из научных теорий, разработанных Й. Шумпетером, нашла свое непосредственное применение в инноватике?

а) теория длинных волн, или больших циклов конъюнктуры;

б) теория длинных, средних и коротких циклов деловой активности;

в) теория циклов экономического роста;

г) теория циклов общественного развития.

Что понимал Й. Шумпетер под нововведениями?

а) новые комбинации факторов производства;

в) новые технологии;

д) новые рынки сбыта.

Что лежит в основе средних промышленных циклов, в соответствии с теорией Н.Д. Кондратьева?

а) смена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и т.д.);

б) смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и др.);

в) рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

Какова продолжительность коротких промышленных циклов, в соответствии с теорией Н.Д. Кондратьева?

а) 1 – 1,5 года; б) 3 – 3,5 года;

в) 5 – 7 лет; г) 7 – 10 лет.

Какие из этапов жизненного цикла продукции связаны со значительными рискоинвестициями?

а) снижение объемов производства и продаж;

б) технологическое освоение выпуска новой продукции;

в) стабилизация объемов производства промышленной продукции;

г) исследования и разработки по созданию новой продукции.

Основными факторами, определяющими норму прибыли для инноватора являются:

а) цена капитала, внутренние потребности производства;

б) ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции;

в) альтернативные вложения средств и их доходность;

Основными факторами, определяющими норму прибыли для внешнего инвестора, являются:

а) цена капитала, внутренние потребности производства;

б) ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции;

в) цена капитала, внутренние потребности производства, ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции;

г) альтернативные вложения средств и их доходность, уровень риска.

Что является основным показателем, свидетельствующим о наступлении первой фазы жизненного цикла товара?

а) окончание исследований и разработок по созданию нововведения-продукта;

б) завершение испытаний опытного образца;

в) заполнение товаром свободной рыночной ниши;

г) стабилизация объемов производимой продукции;

д) технологическое освоение масштабного производства новой продукции.

Каким стадиям ОКР сопутствуют наибольшие материальные затраты?

а) эскизно-техническое проектирование;

б) разработка аванпроекта по результатам прикладной НИР;

в) корректировка технической документации до и во время освоения производства новой продукции;

г) разработка рабочей конструкторской документации на опытные образцы, их изготовление и испытания.

Что понимается под новшеством (новацией) в инноватике?

д) новое явление (открытие).

Что понимается под нововведением (инновацией) в инноватике?

а) практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг;

б) использование новшества в технологии производства продуктов и выполнения услуг;

в) освоение производства и масштабного распространения новых продуктов и услуг.

Для расчета коэффициента дисконтирования используются данные о:

а) доходности альтернативных проектов;

б) уровне премии за риск;

г) процентной ставке по валютному депозиту.

Что имеется в виду, когда говорится об инновационном климате?

а) состояние внешней среды предприятия, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели;

б) инвестиционный климат, политическая ситуация, природно-географический потенциал;

в) преобладающий технологический уклад, экономическая и политическая ситуация, развитие интеграции.

Что может рассматриваться в качестве инновационных стратегий?

а) получение результатов инновационной деятельности организации в виде новых продуктов, технологий и услуг;

б) применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении;

в) переход на новые организационные структуры;

г) применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

Как в теории и практике стратегического и проектного управления называют ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность?

Источник

Понятийный аппарат инноватики: сущность терминов «новация», «новшество», «инновация», «нововведение». Сущность и классификация инноваций. Понятие инновационного процесса

что понимается под нововведением инновацией в инноватике

Понятийный аппарат инноватики: сущность терминов «новация», «новшество», «инновация», «нововведение». Сущность и классификация инноваций. Понятие инновационного процесса

В литературе встречаются различные подходы к определению сущно-

сти инновации. Обзор определений разных исследователей показывает, что

данный термин может иметь различные значения в зависимости от контекста,

а выбор подхода к определению понятия зависит от конкретных целей изме-

Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории

ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер.

Й. Шумпетер трактует инновацию как новую комбинацию производ-

ственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

В терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом

с коммерческим использованием имеющихся средств, а не с созданием но-

вых. Книги Шумпетера послужили толчком к работам других ученых в об-

Американский исследователь Б. Твисс трактует инновацию как посто-

янную деятельность предприятий, в результате которой изобретение или

идея приобретает экономическое содержание: «Инновация – это техническая,

производственная и маркетинговая деятельность, направленная на коммерче-

ское использование нового (или улучшенного) продукта или первое коммер-

ческое использование нового (или усовершенствованного) производственно-

го процесса или оборудования.»

В следующем определении инновации, которое мы считаем самым

удачным, отражается двойственность инновации как процесса доведенияизобретения до коммерческого успеха и результата этого процесса – получение конкурентного преимущества.

коммерческого успеха на основе производства полезного продукта, процесса

или блага, другими словами, изобретение становится нововведением, если

получает успех на рынке.

Методология системного описания инноваций базируется на между-

народных стандартах. Для координации работ по сбору и анализу инфор-

мации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотруд-

ничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспер-

тов по показателям развития науки и техники, которая разработала так назы-

ваемое руководство Фраскатти (город в Италии, где в 1963 г. была принята

первая версия документа). Положения руководства Фраскатти периодически

уточняются. Последняя редакция была принята в 1993 г. В ней содержатся

основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их

состав и границы. Методика сбора данных о технологических инновациях

(руководство Осло) базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992г.

В соответствии с международными стандартами инновация определя-

ется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Очень близкое определение приводится в концепции инновационной

политики РФ на 1998-2000 годы.

Анализ приведенных определений показывает, что

1) инновация может быть рассмотрена как в динамическом (процесс),

так и в статическом (конечный результат инновационной деятельности) ас-

2) специфическое содержание инновации составляют изменения, а глав-

ной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

С понятием инновация тесно связаны понятия «новация», «изобрете-

Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и др (новые приборы, механизмы, инстру-

мент)__ Открытие – получение ранее неизвестных данных или наблюдение неизвестного явления природы.

Таким образом, в мировой экономической литературе «инновация» ин-

терпретируется как превращение потенциального научно-технического про-

гресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Это

определение относится непосредственно к технологическим инновациям,

изучение которых и составляет предмет данного учебного пособия. В то же

время в последние годы усиливается внимание к более широким классам ин-

новаций, в которые включают не только технологические инноваций, но и

управленческие (маркетинговые, организационные, финансовые), и даже со-

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного зна-

Определим инновационный процесс (ИП), как процесс создания и распространения нового изделия, технологии или услуги, включающий

сложный комплекс производственных, организационных, маркетинговых и

финансовых операций от формулирования идеи до освоения промышленного

производства, выпуска продукта на рынок и достижения коммерческого эф-

Отметим, что инновационный процесс не заканчивается внедрением,

т. е. первым появление на рынке нового продукта, услуги или доведением до

проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и по-

сле внедрения, так как в процессе распространения (диффузии) новшество

совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не из-

вестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области

применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые вос-

принимают данный продукт, технологию или услугу как новую для себя.

Инновационный процесс охватывает цикл от отработки научно-

технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Понятие «ин-

новационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потреби-

телем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть

различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного

поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовле-

творения своей потребности.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс науч-

ных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих меро-

приятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая

деятельность (НТД). Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базо-

вой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В__соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охва-

тывает три ее вида:

• научные исследования и разработки;

• научно-техническое образование и подготовка кадров;

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, ис-

пользуя различные классификационные признаки. Отечественными исследо-

вателями предложено несколько классификаций нововведений. Дискуссия об

их сравнительных достоинствах для решения различных задач выходит за

рамки данного курса.

В основе различных вариантов классификации инноваций лежат, как

правило, следующие признаки:

1. Предмет и сфера приложения.

Данный классификационный признак предполагает деление инноваций

на: продуктовые инновации (новые продукты: устройство, материал, веще-

ство, живые организмы);

Классификация инноваций по значимости предполагает выделение ба-

зовых, улучшающих инноваций и, так называемых, псевдоинноваций.

Базовые (радикальные) инновации – это абсолютно новые продук-

ты или технологические процессы. Их появление приводит к возникновению

новых рынков, формированию новых отраслей промышленности (транзи-

стор, телевидение, персональный компьютер).

Улучшающие (инкрементальные) инновации представляют собой

существенное улучшение базовых и относятся к отдельным элементам, изме-

няющим функции или характеристики существующего продукта или процес-

са (например, внедрение в значительной степени усовершенствованных ме-

Псевдоинновации – это несущественные видоизменения продуктов или технологических процессов, которые могут касаться незначительных эстетических характеристик продукта (в цвете, декоре и т. п.), а также незначительных технических изменений в самом продукте или процессе его производства. К псевдоинновациям также относят расширение номенклатуры про-

дукции за счет не выпускавшихся ранее на данном инновационном предпри-

ятии, но уже известных на рынке продуктов.

Новые продукты могут открывать новые рынки (плейер, полароид),

способствовать лучшему использованию имеющихся ресурсов, улучшать

имидж фирмы, положительно влиять на финансовые результаты. Продукт

может быть принципиально новым или новым для данной фирмы. Принци-

выпустила лазерный принтер – это была новая продуктовая линия для ИБМ,

но на рынке он следовал за продуктом ХП. Улучшающие инновации – новые

версии Windows Микрософт. Продукт может быть также репозициониро-

ван на новом рынке: аспирин как средство против тромбов, а не только бо-

3. Масштаб распространения

На основе данного признака могут быть выделены инновации, ставшие

основой для новой отрасли, и инновации, которые находят применение во

всех сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени

следуют друг за другом. Например, электротехническая промышленность и

электрификация народного хозяйства, производство ЭВМ и компьютериза-

4. Причина возникновения

на возникновения. В соответствии с ним инновации делятся на реактивные и

стратегические. Реактивные обеспечивают выживание фирмы и представляют собой реакцию на нововведения конкурентов. Стратегические – носят упреждающий характер и ориентированы на получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Типизация инноваций по рассмотренным признакам позволяет конст-

руировать экономические механизмы и организационные формы управления

процессом в зависимости от типа нововведения; определять методы продви-

жения на рынок (например, методы проведения рекламной кампании) адек-

Источник

Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность

что понимается под нововведением инновацией в инноватике

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 55222 раза

Библиографическое описание:

Романченко, С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность / С. В. Романченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4578/ (дата обращения: 20.12.2021).

Приведем результаты анализа материалов, посвященных инновациям, и затрагивающих вопрос выявления смысла данного явления. Необходимость такого анализа обусловлена тем обстоятельством, что единой, общепринятой трактовки термина «инновация» не существует, тогда как значимость его возрастает. Ибо инновационная деятельность, очевидно, является одним из важнейших факторов роста доходности, эффективности и устойчивости предпринимательских организаций.

При этом не вызывает сомнений тот факт, что «без единого, общепринятого и научно – обоснованного толкования термина «инновация» его применение на практике будет не только не полезным, но и даже вредным» [1]. Таким образом, формирование нашей собственной точки зрения в отношении понятия «инновация» будет являть собой определенный вклад в решение задачи, имеющей серьезное народнохозяйственное значение, – задачи выработки единой научно – обоснованной позиции по поводу определения понятия «инновация».

Дословный перевод слова «innovation» на русский язык означает: новшество, нововведение, инновация, новаторство, новация, новинка.

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляют собой два первых варианта перевода, потому как именно «новшество» и «нововведение» являются наиболее часто употребляемыми синонимами понятия «инновация». В этой связи представляется необходимым четко различать их.

Наименьшее количество дискуссий вызывает термин «новшество». В большинстве случаев под новшеством понимается факт новизны, присутствующий в каком – либо предмете, явлении, событии (новый способ, новый уклад, новый порядок и т.д.). В других материалах [2] новшество трактуется как «компонент, с помощью которого можно создать товар, обладающий потребительской ценностью и пользующийся спросом у потребителей». Некоторые ученые и специалисты [3, с.4] определяют новшество как «документально оформленную разработку, основанную на результатах ранее проведенных исследований». В данной трактовке новшество являет собой результат первого этапа (разработки) воплощения новой идеи в практику.

Теперь разберемся с понятием «нововведение». В экономическом словаре [4] оно трактуется как «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». Философский словарь [5] определяет нововведение как «комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности». В современной энциклопедии [6] под нововведением понимается «создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.)».

Основываясь на приведенных выше и других, принципиально не отличающихся от них, определениях, можно утверждать, что понятие «нововведение» сопряжено с деятельностью, направленной на продвижение новшества по всем (или, по крайней мере, некоторым) этапам развития объекта: идеи, разработки, планирования и т.д. Таким образом, если новшество являет собой факт отличия каких – либо «настоящих» характеристик объекта от «прошедших», то нововведение имеет принципиально иную сущностную природу. Нововведение – это процесс (а точнее, совокупность различных процессов), обеспечивающий «прохождение» новшества от состояния идеи до получения результатов практического воплощения этой идеи.

В зарубежной экономической литературе термин «инновация», в отличие от литературы отечественной, имеет давние традиции использования. По мнению западных ученых, наиболее значимыми характеристиками инноваций являются их прорывный характер, революционность, масштабность, особая важность.

Как приведенные выше, так и другие исследованные нами материалы, затрагивающие проблематику трактовки понятия «инновация» позволяют сделать вывод о том, что это понятие зачастую ассоциируется с нововведением, результатом которого является достижение значимых, существенных, кардинальных перемен в состоянии какой – либо системы. С этим выводом мы можем согласиться лишь отчасти. С одной стороны, существенность и значимость результатов перемен состояния системы, конечно же, являются характерными признаками инновации. С другой стороны, существенность и значимость результатов перемен определяется не только высококачественным нововведением, т.е. процессом «продвижения» новшества, но и существенностью, объективной новизной самого этого новшества. С нашей точки зрения, понятие «инновация» нельзя сводить исключительно к процессам «овеществления» новшеств (нововведениям), абстрагируясь от характера этих новшеств. Свое окончательное мнение о сущности инновации, а также определение этого понятия мы представим далее.

Сделаем следующий шаг к пониманию сути инновации. Ответим на вопрос: чем является инновация в принципе: процессом, результатом процесса или, возможно, и тем, и другим? И для этого есть основания обратиться, что называется, «к классикам». Впервые термин «инновация» ввел в экономический «обиход» австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Изначально (1912 г.) он трактовал его исключительно широко: как «средство предпринимательства для увеличения прибыли» [11, с. 169-170 ]. В 19 30-х годах Шумпетер конкретизировал эту трактовку: «инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности». Наибольший интерес представляет, с нашей точки зрения, первая часть определения: «инновация – это изменение с целью…». Ибо именно она дает основания полагать, что инновация (по мнению Шумпетера) есть процесс, результатом которого является достижение целей: «внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств и т.д.». Однако все эти цели являются, по сути, «вспомогательными» для достижения главной предпринимательской цели – максимизации прибыли.

Например, С.Н. Мазуренко [7] считает, что «инновации – это трёхэтапный процесс…». Б.Е. Лужанский [12] предлагает рассматривать инновацию как «выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции (работ, услуг)».

Довольно распространен подход к инновациям как процессу и среди западных ученых. «Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором идея изобретения приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Кроме того, «Руководство Осло» [13, с. 192] – действующий методологический документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащий рекомендации в области учета и анализа данных по инновациям – трактует инновацию именно как деятельность, процесс изменений.

Данный подход использован, в частности, при формировании «официального российского определения» инновации. «Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [14].

Таким образом, очевидно, что, не обеспечив «прохождение» новшеством пути от идеи до получения результатов ее практического воплощения, невозможно понять, воплотится ли оно в инновацию или нет. Или, другими словами: лишь результат нововведения позволяет отличить его от инновации. Если результат нововведения приводит, как мы упоминали, к существенным изменениям системы, то оно «имеет право» быть признанным инновацией. При этом исключительно важным является вопрос о том, какое именно изменение системы можно считать существенным. Однако, решение этого вопроса выходит за рамки данной статьи.

Ломакин А.Л., Нейман В.Г. Применение инноваций в высшем профессиональном образовании. Научно-методическое пособие. М.: МЭЛИ,2008

Современная энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/33270

Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия. Экономические стратегии, 2008. № 2(60)

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832). http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-gosudarstvo/g4p.htm

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *