что понимается под правоохранительной службой

Правоохранительные органы РФ

что понимается под правоохранительной службой

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Признаки правоохранительной деятельности:

Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.

Определение правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.

Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.

Функции правоохранительных органов:

Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.

Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.

Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.

Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:

Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.

МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.

Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.

Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.

Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.

Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.

Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.

Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.

Министерство юстиции РФ:

Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:

Органы выявления и расследования правонарушений.

Органы юридической помощи.

Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.

Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.

Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.

Источник

Понятие и виды правоохранительной государственной службы

Харченко О.В., проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, доцент, кандидат юридических наук.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. правоохранительная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации наряду с государственной гражданской и военной службами. Понятие правоохранительной службы дается в ст. 7 указанного Закона, которая понимается как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 73.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что те или иные виды полицейской деятельности осуществляют: органы внутренних дел (все указанные виды полицейской деятельности, за исключением исполнительного производства); учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (все виды полицейской деятельности, за исключением исполнительного производства); органы федеральной службы безопасности (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); таможенные органы (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); Государственная противопожарная служба (административно-процессуальная деятельность, уголовно-процессуальная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности); служба судебных приставов (уголовно-процессуальная деятельность, исполнительное производство, охрана порядка и обеспечение безопасности); федеральные органы государственной охраны (оперативно-розыскная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности); внутренние войска (охрана порядка и обеспечение безопасности); Служба внешней разведки (оперативно-розыскная деятельность). В некоторых из названных органов и служб, а именно в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, в Службе внешней разведки, а также во внутренних войсках предусмотрена военная служба. Это связано с тем, что указанные органы, службы и войска одновременно с правоохранительной функцией осуществляют военную функцию государства.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 70.

В ныне действующей редакции ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что гражданам, проходящим правоохранительную службу, присваиваются специальные звания и классные чины. Для каждого вида государственной службы должен быть установлен только один вид званий или чинов. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе» государственным гражданским служащим присваиваются классные чины, а военнослужащим присваиваются воинские звания (ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» ).

Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 66.

Источник

Правоохранительная служба Российской Федерации: понятие, принципы

Понятие правоохранительной службы Российской Федерации

Правоохранительная служба – это разновидность государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан, обладающих специальными званиями и классными чинами, направленную на обеспечение сохранения законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, борьбу с преступностью.

Определение понятию «правоохранительная служба» впервые было дано в ст. 7 Федерального закона № 58-ФЗ. В этом же законе (ст. 19) указывается, что данное определение вступает в силу в день принятия закона. Несмотря на то, что закон до сих пор не принят, понятие «государственной службы» применяется достаточно широко. Наравне с термином «правоохранительная служба» также применяют выражение «федеральная служба иных видов», которое призвано подчеркнуть отличие правоохранительной службы от военной или гражданской.

Состав правоохранительной службы и регулирующие её деятельность законодательные акты

В состав правоохранительных входят:

Основные принципы функционирования правоохранительных органов

Несмотря на длинный перечень служб, входящих в состав правоохранительных органов, и разнообразие выполняемых ими функций, в основе деятельности каждой из них лежит ряд принципов, объединяющих все органы и их ответвления в единую правоохранительную систему. К этим принципам относятся:

Критерии отбора сотрудников в органы правоохранительной службы

Сотрудники правоохранительной службы – это лица, обладающие специальными классными чинами или званиями, замещающие вакантные должности в органах, входящих в состав правоохранительной системы.

Стать сотрудником любого органа, входящего в состав правоохранительной службы, могут лица:

Кроме этого, у лица, претендующего на работу в правоохранительных органах (или уже являющегося их сотрудником), должны отсутствовать ограничения, зафиксированные в ст. 16 и 17 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля «О судебных приставах», претендент на должность судебного пристава должен:

Каждый сотрудник правоохранительных органов должен обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессиональной подготовки. Круг вопросов, связанных со службой в органах внутренних дел РФ, регулируется Указом Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575.

Поступление на должность в органы правоохранительной службы

Работа в органах правоохранительной службы является добровольной. Чтобы поступить на неё, претендент должен написать заявление в советующей форме, а также предоставить необходимый перечень документов о себе, своих доходах, имущественном положении, имеющихся обязательствах и т. п. по форме, регламентированной законодательством РФ.

Поступление на очную форму обучения в средние специальные и высшие профильные учебные заведения приравнивается к поступлению на правоохранительную службу и предусматривает присвоение специальных званий. Поступать на очную форму обучения имеют право граждане, достигшие 17-летнего возраста. Верхняя планка, ограничивающая предел поступления на очную форму обучения зависит от ранга замещаемых должностей.

Лицо, подавшее заявление о желании поступить на службу в правоохранительные органы, считается принятым с момента подписания правового акта о назначении уполномоченным должностным лицом, который свою очередь назначается уполномоченным государственным органом. Существует перечень должностей, занять которые возможно только после успешного прохождения конкурсного отбора. Этот перечень может определяться руководителем органа либо специальным внутриведомственным постановлением. Конкурсы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Например, для органов внутренних дел существует приказ МВД России № 174 от 29 марта 2013 г., регламентирующий порядок и условия проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, а также перечень должностей, которые возможно занять на конкурсной основе.

Вещевое довольствие, звания и знаки отличия

Для поступивших на службу обычно устанавливается испытательный срок от трёх до шести месяцев, что зависит от уровня физической и профессиональной подготовки. В случае, если гражданин поступает на службу без присвоения званий и классных чинов, испытательный срок назначается с целью изучения его личностных и деловых качеств.

Сотруднику органов правоохранительной системы предоставляется форменная одежда с соответствующей символикой и знаками отличия. Образцы форменной одежды для каждого вида службы утверждаются Президентом РФ. Несмотря на наличие форменной одежды, знаков отличия и званий, работники правоохранительных органов не являются военнослужащими, поэтому обмундирование и все знаки отличия не могут быть аналогичными или похожими на военные образцы. По каждому виду службы существует отдельный указ, регламентирующий образцы формы, знаки различия, а также правила выдачи вещевого довольствия.

Для сотрудников службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 25 ноября 2004 г. было принято Постановление№ 676 «О форменной одежде, знаках различия по специальным званиям и нормах снабжения вещевым довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Для работников таможенной службы России 31 марта 2011 г. было принято отдельное постановление Правительства РФ № 237 «О порядке обеспечения вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов Российской Федерации», в котором утверждены образцы формы работника таможни, знаки различия, а также специальные звания и классные чины для гражданских сотрудников таможенной службы РФ. Согласно этому постановлению, а также федеральному закону «О службе в таможенных органах РФ», работникам службы присваиваются звания, принятые в вооружённых силах (лейтенант, капитан, майор и т. д.), но с обязательным уточнением «таможенной службы». Кроме этого, для гражданского служащего таможенной службы высшим является чин действительного государственного советника таможенной службы РФ.

При увольнении сотрудника из правоохранительных органов за ним сохраняется специальное звание, но с присоединением уточнения «в отставке». Звание учитывается при присвоении пенсии. Сохранение званий и чинов осуществляется на основании ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ.

Аттестация работников правоохранительных органов

Сотрудники правоохранительных органов регулярно проходят аттестацию, целью которой является определение уровня квалификации работников и их соответствия занимаемым должностям.

Для сотрудников органов по борьбе с оборотом наркотиков аттестация, согласно Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613, должна проводиться один раз в два-четыре года. В случае необходимости досрочной проверки сотрудника на соответствие занимаемой должности допускается проведение досрочной аттестации, о чём принимается соответствующее решение руководителя органа наркоконтроля. Досрочная проверка может быть проведена не ранее, чем через год после зачисления сотрудника на должность. Данное положение не регламентирует порядок проведения аттестации.

Условия изменения контракта или прекращения его действия

Изменить условия контракта сотрудника, находящегося на постоянной службе в правоохранительных органах (например, перевести на другое место службы или на другую должность), возможно только с его согласия. Согласие сторон на изменение контракта не требуется, если сотрудник является временно исполняющим обязанности на данной должности. В этом случаев ротация кадров осуществляется в установленном порядке.

Служба в правоохранительных органах может быть прекращена в случае, если:

Существует множество иных причин, по которым контракт может быть расторгнут. Наиболее распространёнными причинами является увольнение (расторжение контракта):

Контракт между сотрудником (с его увольнением) и правоохранительным органом должен быть расторгнут в обязательном порядке в случаях, если:

Права и обязанности сотрудников правоохранительных органов

Долг каждого сотрудника правоохранительной службы – защищать права и свободы человека и гражданина, бороться с преступностью, обеспечивать законность и правопорядок. В связи с этим сотрудникам всех органов правоохранительных служб предоставлены особые права и на каждого их них возложен ряд обязанностей.

Обязанности

Сотрудники правоохранительных органов обязаны:

Права

К особым правам сотрудника органов правоохранительной службы относятся право:

Иные права и обязанности, связанные со службой в правоохранительных органах, ничем не отличаются от прав и обязанностей остальных служащих. Тем не менее, учитывая особые условия прохождения службы, регулярно возникающую опасность для жизни и здоровья, сотрудники ряда подразделений правоохранительных органов имеют право на дополнительные компенсации, материальные выплаты и социальные гарантии, полагающиеся военнослужащим. А некоторые подразделения в связи с кругом выполняемых ими задач приравнены к военизированным.

Денежное довольствие и материальные компенсации сотрудников правоохранительных органов

Денежное довольствие служащих правоохранительных органов состоит из:

Вопросы, связанные с назначением денежного довольствия работникам полиции, таможенной службы, органов уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, регламентированы следующими постановлениями Правительства РФ:

Эти постановления устанавливают размеры окладов для типовых должностей, званий и классных чинов. Для нетиповых должностей сотрудников органов правоохранительной системы оклады устанавливаются руководителями органа, предусматривающего правоохранительную службу, на основании окладов типовых должностей.

Типовые оклады подлежат ежегодной индексации, что соответствует закону о федеральном бюджете на текущий год, учитывающим уровень инфляции.

Начиная с 01.01.2012 года в силу вступил закон № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование мер социальной поддержки, а также размеров денежного довольствия для сотрудников полиции.

Этот закон предусматривает создание новой структуры денежного довольствия служащего, в соответствии с которым должностной оклад и специальный оклад к званию составит 50% денежного довольствия. Подобный подход обеспечил значительный рост окладов сотрудников и одновременно оптимизировал (сократил) размеры всевозможных дополнительных выплат: их доля в составе денежного довольствия сократилась до 50%, а перечень — с сорока пунктов до семи.

Дополнительные надбавки к основному окладу

В соответствии с новым постановлением о денежном довольствии к дополнительным выплатам относятся ежемесячные надбавки:

Надбавки, достигающие 100% от основного должностного оклада, устанавливаются с учётом характера выполняемых задач и условий службы. Так, надбавки за особые условия несения службы распределяются следующим образом:

Поощрительные премии за особенные достижения выплачиваются:

Служба в условиях повышенной опасности для здоровья и жизни сотрудника предполагает максимальную ежемесячную надбавку в размере до 100% от основного оклада, но в среднем выплачивается по следующим тарифам:

Целью реформы денежного довольствия сотрудников органов государственной правоохранительной службы является повышение материальных выплат служащим в среднем в два раза.

В ряде случаев, когда сотрудники выполняют особые задачи, связанные с восстановлением порядка и поддержанием общественной безопасности в отдельных регионах страны, проходят службу в условиях чрезвычайных ситуаций (военных конфликтов, антитеррористических операций), а также принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, иных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, влекущих изменение режима службы, введения дополнительных ограничений, предусмотрены материальные надбавки к основному окладу.

Часть надбавок регламентируется постановлениями Президента и Парламента РФ, а также федеральными законами и специальными нормативно-правовыми актами, часть надбавок и дополнительных выплат может устанавливаться руководителем конкретного органа, в котором проходит службу сотрудник, из средств специального фонда.

Для получения подобных дополнительных выплат сотрудник должен подать мотивированное заявление на имя начальника территориального органа ФСКН России. После его рассмотрения и согласования с директором ФСКН России, а также Финансово-экономическим управлением Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН России, сотрудник может получить:

Решение об оказании дополнительной материальной помощи может быть принято на уровне руководителя подразделения, начальника территориального органа или директора ФСКН России.

Социальные гарантии

С целью повышения уровня социальной защищённости сотрудников правоохранительных органов С 01.01.2012 года в силу вступил ещё один федеральный закон № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором закреплён перечень гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и служащим в органах уголовно-исполнительной системы, таможни и пожарной службы России.

Этим законом регулируются вопросы, связанные с обеспечением жильём, медицинским обслуживанием и санаторно-курортным лечением самих сотрудников и членов их семей, а также подробно определены размеры материальных компенсаций в случаях гибели сотрудника, потери им здоровья, потери имущества, связанной со служебной деятельностью, компенсаций по случаю увольнения и размеры пенсионного обеспечения.

Так, согласно ст. 4 вышеуказанного закона, сотрудник, отслуживший 10 лет, имеет право на единовременную выплату, предназначенную для покупки или строительства жилья, ст. 5 предусматривает предоставление жилья в собственность, ст. 8 – предоставление жилья из специального жилищного фонда для сотрудников либо денежная компенсация для наёма или поднаёма помещения.

Ст. 1 и 2 вышеуказанного закона определяет круг членов семьи сотрудника, имеющих право на льготное медицинское и санаторное лечение. К ним относятся:

Милитаризованная служба: понятие, признаки

Подразделение государственной службы на гражданскую и милитаризованную, включающую военную и правоохранительную службы, является общепризнанным.

Милитаризованная служба – это государственная служба, объединяющая должности во всех силовых ведомствах: в органах государственного управления, внутренних дел и госбезопасности, налоговой полиции, федерального агентства правительственной связи и информации, федеральной пограничной службы и вооружённых силах.

Основными признаками милитаризованной службы являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *