что понимается под принципами планирования
Основные принципы планирования: понятие и методы
Наличие плана действий в любой ситуации помогает достичь цели более экономными средствами. Основные принципы стратегического планирования в менеджменте являются базой организации деятельности на предприятии. План позволяет скоординировать действия всех участников процесса и правильно распределить имеющиеся ресурсы. Поэтому в управлении такое большое значение придается процессам планирования.
Понятие планирования
С момента, когда человек начал задумываться о своих перспективах, появляется простейшее планирование. Постепенно человечество накапливает опыт, совершенствует приемы выстраивания программ действий, которые приводят к получению результатов. Так появляется планирование, сущность, основные принципы и методы которого сегодня изучает целая наука – менеджмент. Под ним понимается система и последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы достичь какой-либо цели. Это некий мостик между сегодняшним положением дел и желаемым состоянием.
Стратегия и планирование
Принято различать стратегическое и текущее планирование. Цели и основные принципы планирования организации работы предприятия, связанные с решением долгосрочных задач, обязательно коррелируются со стратегией компании. Необходимость наличия стратегии объясняется потребностью облегчить процесс принятия управленческих решений. Менеджер должен понимать, куда идет компания, и в рамках этого направления он может принимать решения. Выработка стратегии является наивысшей формой планирования, а уже в ее рамках осуществляются более простые формы. Текущее планирование невозможно или малоэффективно без стратегии. Так же, как тактические решения обеспечивают реализацию долгосрочных целей, так как прийти к ним «одним шагом» невозможно.
Цели и задачи
Цели и основные задачи, принципы планирования, конечно, связаны со спецификой деятельности компании, однако существуют универсальные цели, характерные для любого предприятия. К ним относятся:
Базовые принципы
Любой вид планирования имеет уникальные свойства, обусловленные спецификой предприятия. Однако существуют универсальные постулаты, которые характерны для любого вида такой деятельности. Французский теоретик менеджмента А. Файоль говорил о пяти правилах хорошей программы действий, о базовых принципах планирования. В менеджменте сегодня можно обнаружить широкий и узкий перечень основных положений. Согласно узкому списку, основными принципами планирования являются: единство, точность, непрерывность, гибкость, участие. В более широкой трактовке к ним добавляются следующие постулаты: информативность, экономическая обоснованность, а также комплексность, своевременность, целенаправленность, интеграция. Факультативными принципами можно назвать оптимальность, стабильность, непротиворечивость, конкретность и измеримость и т. д. Список этот можно продолжать, так как планирование – процесс чрезвычайно сложный и многообразный. Поэтому традиционно в менеджменте говорят о 5-7 универсальных принципах.
Единство
Все основные принципы планирования подчиняются первому ведущему правилу единства, или холизма. Оно гласит: все элементы планирования должны сосуществовать в системе и взаимодействии. Единство выражается в системном подходе к постановке целей и подборе средств их достижения. Взаимосвязь между субъектами планирования и структурными элементами предприятия должна обеспечиваться на горизонтальном и вертикальном уровнях. Невозможно планировать деятельность отдельно взятого подразделения в отрыве от прочих отделов и служб. Любые изменения в планах одного структурного элемента организации должны отражаться и учитываться в планах всех прочих отделов. Только единое, сквозное планирование деятельности организации позволяет реализовать общие цели компании и достичь частных целей подразделений и сотрудников.
Гибкость
Следует понимать, что план – это не догма и не приговор, он испытывает влияние множества факторов внешней и внутренней среды. Поэтому понятие, основные принципы планирования всегда должны отвечать правилу гибкости. Даже самое качественное и обоснованное планирование неспособно предусмотреть всего, поэтому план изначально должен обладать определенной гибкостью, чтобы он своевременно мог модифицироваться, если произошли перемены в обстоятельствах и условиях ведения деятельности компании. Однако это не должно снижать прочих характеристик плана: его конкретности, достижимости, временной определенности и т. д. Чаще всего гибкость выражается в том, что в план закладываются обоснованные возможные дополнительные вложения и вариабельность действий в определенных ситуациях. Например, в случае возникновения форс-мажорных или кризисных случаев.
Участие
Перечисляя основные принципы планирования, следует особо остановиться на участии: в процессе планирования должно участвовать максимально возможное количество сотрудников компании, в идеале – все работники. Участие в планировании позволяет человеку эмоционально прожить поставленные цели, и эта вовлеченность мотивирует его эффективнее работать. Партисипативный стиль планирования раскрывает творческий потенциал работников, обеспечивает интегративность усилий в создании плана, что повышает его качество и эффективность. Участие в планировании приносит также пользу компании, развивая сотрудника, мотивируя его размышлять о судьбе предприятия. Совместная работа над планом организации создает особый корпоративный дух в компании, усиливает активность и новаторство коллектива.
Непрерывность
Несмотря на то что план должен всегда иметь ограничение по срокам реализации, перечисляя основные принципы планирования работы организации, А. Файоль говорит о непрерывности этого процесса. В менеджменте не существует окончания планирования, так как, даже начиная реализацию программы действий, необходимо вести мониторинг ситуации и контролировать соответствие плана текущим обстоятельствам. В случае необходимости в план всегда можно и нужно вносить коррективы. После достижения поставленных целей необходимо оценить эффективность составленного плана, учитывая достижения и ошибки, приступать к новому циклу планирования. Практика показывает, что менеджер сначала вырабатывает стратегию, затем планирует текущие действия разной срочности, далее осуществляет еженедельное и ежедневное планирование. Таким образом, все его действия связаны с процессами планирования.
Точность
Как и другие основные принципы планирования, точность зависит от внешнего и внутреннего воздействия на организацию. Однако при планировании следует стремиться к максимально возможной конкретизации и детализации. Чем точнее план, тем легче его реализовать. Обычно стратегические планы имеют меньшую степень детализации, чем текущие и тактические. Чем короче временной промежуток и ближе к настоящему моменту, на который разрабатывается программа действий, тем точнее можно планировать шаги по достижению цели. Точность должна выражаться в измеримости целей, в поставленных сроках, в определенности затрачиваемых ресурсов.
Информативность
Все основные принципы планирования базируются на широком информативном обеспечении. Для разработки эффективных планов менеджерам необходимо владеть большим количеством данных: экономических, производственных, социальных. Анализ макро- и микроэкономических обстоятельств, выяснение положения компании на рынке, оценка конкурентоспособности и стабильности предприятия – все это возможно только при качественном информативном обеспечении планирования. Поэтому в организации следует выстраивать надежную и эффективную информационную систему, сопровождающую работу менеджера.
Экономическая целесообразность
Основные принципы и методы планирования всегда нацелены на достижение в конечном итоге экономического успеха компании. Поэтому менеджер должен понимать, что все его цели и планы должны быть экономически выгодными для организации и экономически обоснованны. Любое плановое решение должно приниматься исходя из экономических критериев. План должен стремиться к максимизации прибыльности компании, если только это не социальная, некоммерческая организация. Поэтому окончательные решения по планированию должны осуществляться на основе детального системного анализа, экономического прогнозирования и обоснования.
Этапы планирования
Любое планирование состоит из примерно одних и тех же последовательных действий. К этапам планирования относятся:
Что понимается под принципами планирования
Основными принципами и составляющими планирования можно считать следующие.
1 Целенаправленность – выявление и следование единой или приоритетной цели деятельности и развития.
2 Сквозное планирование, предусматривающее единую систему планирования по всем аспектам деятельности с учетом использования общих ресурсов в единой шкале времени.
3 Скользящее планирование, обеспечивающее непрерывность и последовательность составления планов с учетом возможной их корректировки. При этом долгосрочные планы имеют более высокую степень неопределенности, а по мере приближения срока их реализации они уточняются в соответствии со складывающейся обстановкой и, возможно, изменяющимися целями.
4 Централизация планирования, призванная консолидировать устремления подразделений и субъектов, имеющих в общем случае различные цели своей деятельности, для достижения общей цели (цели высшего уровня).
5 Непрерывность планирования предполагает, что деятельность рассматривается как управляемый процесс с множеством обратных связей и возможного оперативного перераспределения ресурсов.
6 Сбалансированность планов обеспечивает возможность корректировки соотношения между различными направлениями как по срокам, так и по используемым ресурсам.
7 Информационное и методическое единство определяет единую систему информационного обеспечения планирования на всех уровнях, стандартизацию накопления, хранения, обмена и использования информации.
Прогнозирование тенденций изменения условий
Ближнесрочный | Среднесрочный | Долгосрочный | |
Периоды прогноза и их содержание | Умеренный прогноз ситуации. Практически достоверно известно состояние условий внешней среды | Несколько вариантов развития обстановки, возможны коренные изменения во внешней среде | Прогнозирование тенденций изменения условий |
Содержание задач планирования | Оптимизация процессов, оперативное реагирование, текущее планирование | Планирование существенных изменений в деятельности, формирование сценариев | Формирование перспективного облика предприятия |
Результаты планирования | Целенаправленное распределение средств в интересах сокращения затрат и/или повышения эффективности | Определение целей изменений и порядка их достижения. Возможные варианты развития и условия их рассмотрения | Направления развития предприятия |
Посмотрите готовые решения для реализации стратегического планирования:
Что такое стратегическое планирование и как его разработать для своего бизнеса
Процесс стратегического планирования подразумевает комплекс мероприятий, на котором изучают сведения, прогнозируют и сопоставляют условия внешней среды с ресурсами бизнеса. Цель стратегического планирования – показать конкурентные преимущества компании на выделенном отрезке времени. Этот подход помогает в систематическом развитии и составляет важную часть организационных процессов компании.
Что такое стратегическое планирование
Стратегическое планирование представляет управленческую функцию, которая становится основой для принятия всех управленческих решений компании, формирования мотивации и контроля долгосрочных планов. Процесс стратегического планирования помогает руководителям в поиске пошаговых действий: это полезно при конкуренции между компаниями.
Стратегическое планирование определяет, что компания должна сделать сейчас, чтобы достичь ожидаемых целей в будущем. Этапы стратегического планирования проиллюстрируют: как произойдет распределение ресурсов компании, ее адаптация к условиям внешней среды и изменится ли работа сотрудников. Такой подход позволяет управлять бизнесом осознанно и системно, а не полагаться на везение и интуицию.
Особенности стратегического планирования
К основным характеристикам стратегического планирования относится:
Преимущества стратегического бизнес-планирования
Стратегическое планирование имеет семь преимуществ:
Этапы стратегического планирования
Процесс стратегического планирования предполагает четыре этапа. Так как планирование — многоступенчатый комплекс, каждый его этап проводят в определенный промежуток времени.
Определение миссии предприятия
Первый этап планирования – формулирование цели, которая отражает миссию компании. На основании миссии утверждают статус организации, формируют главное направление работы и создают ориентиры для будущего стратегического планирования. Лучше определить такую миссию, которая объединит руководство и сотрудников.
Некоторые владельцы бизнеса не хотят определять миссию компании, так как считают, что задача компании – исключительно в прибыли. Однако формирование миссии – это обязательное условие для стратегического планирования. Миссия выполняет четыре задачи:
Выбор основных целей предприятия
После утверждения миссии выбирают цели компании, которые должны быть: точными и измеряться в цифрах, зафиксированными по времени реализации, а также базироваться на ресурсах компании. Эти сведения необходимы, чтобы планирование не превратилось в мечту, а основывалось на реалиях компании. Непродуманные цели приведут к убыткам или завышенным ожиданиям. Все цели можно изобразить на дереве целей, где каждая займет свой уровень.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды
Эта фаза планирования предполагает разносторонний анализ внешней и внутренней среды, в которых проходит работа компании. Внешняя среда формируется:
Во внутренней среде компании нужно оценить:
Оценивать внешнюю и внутреннюю среду нужно объективно – в этом помогают профессиональные аналитики и современные технологии. Например, чтобы оценить эффективность рекламы, можно подключить коллтрекинг Calltouch и автоматически получать данные о конверсии, источниках и стоимости звонка. Детальные и понятные отчеты позволят определить прибыльные и убыточные рекламные каналы.
Коллтрекинг
Выбор альтернативных стратегий
Этапы стратегического планирования предполагают 2-3 альтернативных решения. Их составляют после выяснения угроз для компании и преимуществ каждой из стратегий. Рассмотрим альтернативные стратегии в упрощенном варианте.
Ограничения в росте – это безопасный вариант развития бизнес-стратегии. В основе этой модели стоит установка целей на основании полученных показателей. Например, план продаж компании на основе количества предыдущих продаж.
Свободный рост реализуется через постепенное увеличение показателей, задействованных и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективах. Эта стратегия применяется для молодых компаний, которые только развиваются в отраслях, где есть свободные рыночные ниши. Компании растут за счет открытия новых точек продаж в других городах, либо за счет увеличения своего ассортимента.
Сокращение за счет снижения показателей. Владельцы бизнеса делают это по причинам: ликвидации организации, закрытия дочерних точек продаж, уменьшения объемов производства из-за экономического кризиса, смены приоритетного направления.
Корпорации, которые работают в 2-3 областях бизнеса одновременно, практикуют сочетание стратегий.
Реализация выбранной стратегии
После окончательного формирования стратегии компания начинает ее воплощение. Перед этим определяют главные ориентиры, которые покажут достижение промежуточных и долгосрочных целей. В реализации выбранной стратегии участвует вся компания – руководство и сотрудники – это поможет достичь лучшего результата. При этом у каждого руководителя есть конкретные задачи, которые выполняет отдел.
Тактика
Выбранная стратегия базируется на планах, которые составляют тактику компании. Эту тактику используют руководители отдельных подразделений. При тактической стратегии учитывают небольшой временной период и легкость проведения анализа по завершении этого периода.
Политика
Политика компании – это принципы и ценности, на основании которых разрабатывают стратегию управления компанией. Корпоративная политика разрабатывается с руководителями и сотрудниками, при этом каждый высказывается свободно.
Операции
Управление компанией строится на положениях корпоративной политики. Однако в работе могут возникать ситуации, в которых сотрудник не знает, как поступить. Для этого составляют документацию, где описывают последовательность действий сотрудника – операции. Свод рекомендаций помогает быстро решать спорные вопросы.
Правила
Сотрудники обязаны неукоснительно выполнять правила компании. Они регламентируют каждый исполнительный орган компании – от ведущих специалистов до рядовых сотрудников. В стратегическом планировании нужно предусмотреть все внутренние правила – это повысит эффективность работы сотрудников.
Бюджет
После разработки тактики рассчитывают смету. Это делают, чтобы ресурсы компании использовались эффективно. Здесь составляют план распределения средств, где анализируют затраты на производство, зарплаты сотрудникам, рекламу бизнеса и вносят коррективы, если выбранная стратегия изменится. По итогу все расчеты вносят в единый документ.
Оценка результатов проводимого плана
На этом этапе сравнивают прогнозируемые и полученные результаты. Итоги стратегического планирования оценивают по показателям рентабельности и соотношению доходов за вычетом расходов компании. Лучше регулярно анализировать каждое действие планирования.
Маркетинговая стратегия так же неэффективна без анализа кампаний. Чтобы получать все сведения о доходах, расходах на рекламу, лидах и целевом трафике, подключите сквозную аналитику Calltouch. Отчеты собираются автоматически в одном окне: сотрудники избавлены от рутины, а готовая аналитика у вас под рукой.
Сквозная аналитика
Функции руководства
На основании этапов планирования определяют функции, которые выполняет начальство. К ним относят:
Может ли стратегия измениться
Стратегия изменяется в зависимости от потребностей компании. Перед внесением изменений нужно подготовить сотрудников, так как они бывают недовольны новшествами. Руководители должны помочь работникам преодолеть психологический барьер, чтобы новую стратегию принял весь коллектив.
Заключение
Стратегическое планирование показывает, как компания может выделиться среди конкурентов и за счет каких преимуществ займет свою нишу на рынке. Планирование подходит и для краткосрочной, и долгосрочной перспективы и может реализовываться регулярно. Чтобы избежать рисков, в стратегическом планировании предусматривают альтернативные пути развития бизнеса. Грамотное планирование поможет молодым и зарекомендовавшим себя на рынке компаниям.
Как организовать планирование деятельности предприятия
Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.
Что входит в планирование деятельности?
Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:
Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:
Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.
Как проводится анализ планирования?
Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:
На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.
Цели и виды
Рассмотрим основные цели планирования:
Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.
Разновидности
Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:
Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:
ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.
Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:
Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:
Планирование может быть:
ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.
Методы
Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:
Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.
Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.
Планирование производства на предприятии: описание процесса, цели, задачи, факторы и этапы составления плана производственной программы
Управление производственным процессом – это комплекс мер, который принимается с целью определить задачи, стоящие перед организацией, а также этапы их выполнения. При планировании важно учитывать размер компании, ее специализацию, ассортимент выпускаемого товара. Ошибка в этом деле может повлечь за собой серьезные финансовые потери. Поэтому очень важно тщательно проводить расчеты, принимая во внимание все факторы. В этой статье мы подробно рассмотрим основы, задачи планирования производства на предприятии, какие существуют методы и правила в этой сфере.
Понятие производственного плана
Разработка стратегии – это один из пунктов административной деятельности фирмы. Если обобщить, то сюда относятся решения, которые влияют на объемы задействованного сырья, численность работников и многое другое. ПП может содержать информацию о:
Стоит учитывать, что здесь приведены общие данные. Структура может изменяться в зависимости от профиля компании.
Зачем его составлять
Производственное планирование на предприятии нередко осуществляется интуитивно, без четкой схемы. Но такой подход не позволяет максимально рационализировать процесс.
Грамотно проработанный ПП помогает руководству решить несколько проблем. Среди них:
Планирование производства на предприятии – это необходимая часть работы, особенно если речь идет о крупных организациях.
Не менее важная часть функционирования компании – автоматизация и оптимизация рутинных процессов с целью сокращения издержек, увеличения прибыли и реинвестирования финансов в развитие бизнеса. Это происходит за счет технологических нововведений, например, внедрения специализированного ПО. В каталоге «Клеверенс» представлен широкий спектр решений, которые подойдут для разных сфер бизнеса: от розничной торговли до производственного сектора.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Цели и функции
Если обобщить, то главная задача ПП – это составление прогноза развития фирмы. С помощью него определяется, чего руководству и работникам нужно достичь на конкретный временной промежуток. В итоге должны оперативно появляться решения, реализуемые в процессе хозяйственной и финансовой деятельности.
В условиях рыночной экономики делать это сложнее, чем при плановом производстве – это обусловлено тем, что нет централизованного управления компаниями. Поэтому менеджерам приходится самостоятельно определять перспективы при постоянной конкуренции. Руководство небольших контор нередко делает это «на ощупь», не применяя никаких схем и стратегий. Но чем больше масштаб бизнеса, тем острее ощущается необходимость в четкой и структурированной программе. Без нее невозможно добиться слаженного функционирования.
Составные звенья цепи
Планирование производственной деятельности предприятия включает в себя 4 основных компонента:
При разработке ПП нужно опираться на два ключевых понятия: приоритет и производительность. Первое означает ассортимент, объем товара и сроки его выпуска. Эти значения устанавливаются исходя из ситуации на рынке. Второе – это количество продукции, сделанной за единицу времени.
Принципы
При составлении схемы стоит действовать по нескольким правилам. Прежде всего, – непрерывность. План производства предприятия должен оставаться актуальным на всех стадиях выработки. Кроме того, нужно обеспечивать единство. Это значит, что в ПП должны быть учтены связи между видами работы. Следующий принцип – экономичность. Следуя схеме, руководство фирмы должно максимально оптимизировать процесс и снизить издержки.
Еще одно требование – гибкость, чтобы при возникновении непредвиденных ситуаций в план можно внести коррективы. Важно также учитывать и точность. Ее должно хватать для безошибочного выполнения поставленной задачи. Все филиалы организации в рамках плана связываются между собой.
Как происходит составление
За эту часть административной деятельности отвечает отдел планирования производства. Ниже подробно рассмотрим все этапы.
Главная проблема, которая стоит перед специалистами, это необходимость в как можно более рациональном использовании мощностей. Если они превышают объемы продаж, то происходит недозагрузка. К ее последствиям можно отнести, например, увеличение издержек. В свою очередь, это приводит к падению прибыли компании. Если доход ниже необходимого значения, то фирма не сможет обеспечить выпуск нужного количества продукции.
Программа разрабатывается на год. Задания распределяются по кварталам и месяцам.
Состав
Планирование производственного процесса на предприятии завершается составлением стратегии, которая оформляется в виде официальной бумаги. Она имеет определенную структуру. Стоит ее придерживаться, чтобы избежать путаницы. В ней содержится:
Последний пункт нужен для добавления уточнений, которые могут понадобиться в процессе работы.
Как определить загрузку мощностей
Прежде всего, необходимо произвести анализ рынка, чтобы выявить наиболее популярные среди потенциальных потребителей товары.
Второй этап – это составление коммерческого прогноза. Иными словами, менеджеры считают, какое количество продукта определенного типа можно будет реализовать. Исходя из этих цифр, ведется обсуждение, хватит ли для осуществления поставленных целей имеющегося в распоряжении оборудования. Если нет, то принимается решение о целесообразности приобретения дополнительных единиц техники. Их требуется перечислить в ПП. Кроме того, указать нужно сумму, потраченную на оплату труда, штат работников и затраты на хозяйственные нужды.
Отображение в документе текущего планирования производства
Перед выпуском товаров необходимо установить, каким способом он будет осуществляться. Для этого сотрудникам организации стоит провести глубокий анализ обеспечения компании машинами и кадрами. После выбирается наиболее эффективный, с коммерческой точки зрения, вариант. При этом сотрудники делают выбор между:
Важно учитывать специфику функционирования предприятия. Если изготавливается продукт для массового рынка, то рекомендуется прибегнуть к конвейерному методу. Он простой и обеспечивает минимальные издержки. Такой подход приемлем для большей части фирм. Однако если предстоит выполнять спецзаказы, то придется задействовать альтернативные решения. Эти аспекты нужно зафиксировать в ПП.
Виды планирования и организации работ производственного участка
Существует несколько классификаций этого типа деятельности по различным признакам. Прежде всего, это сроки выполнения. От потраченного времени напрямую зависит и глубина производимых расчетов. По данному критерию разделяют:
Первая разновидность отличается тем, что сотрудники учитывают период действия выработки товара, который можно прогнозировать. Вторая характеризуется составлением программы на один год. Задачи распределяются по кварталам. Последний вид задействуется в условиях, когда необходимо выпустить нужное количество продукции в достаточном ассортименте и в прописанные сроки. При этом используется наименьший цикл.
Следующий критерий – это перспективы, а также цели и задачи производственного планирования. Стратегическое используется для того, чтобы открыть для организации новые пути и возможности. При этом во внимание принимаются глобальные стремления компании.
Тактическое служит для реализации установок, разработанных на предыдущем этапе. Еще одна функция – это создание возможностей для увеличения объемов выработки и производительности мощностей, сокращения издержек, повышения качества продукции.
Третий тип – бизнес-план. Он необходим, чтобы оценить целесообразность внедрения проектов или привлечения капиталовложений со стороны.
Также программы производственных участков классифицируют по степени обязательности заданий. Различают директивные и индикативные.
Цели, которые ставятся при первом типе планирования, подлежат беспрекословной реализации в установленные сроки. При этом второй вид включает в себя задачи, которые носят рекомендательный характер. Они служат только для того, чтобы задавать нужное направление функционирования компании. Неотложные предписания допускаются, но их количество не должно быть большим.
Еще один используемый параметр – это особенности структуры. По уровням управления производственные планы бывают:
Стратегия и тактика
Этот пункт необходимо разобрать, чтобы более детально изучить структуру процесса. Это два вида программ, которые служат для конкретных целей. Первая должна реализовываться в соответствии с выбранным направлением деятельности организации, объемами выпуска товаров, количеством трудовых ресурсов, а также планами реализации продукции. Важно отметить, что в основе стратегии производственного планирования должны быть прогнозы в долгосрочной перспективе.
Чтобы выполнять цели, намеченные на первом этапе, необходимо прибегнуть к тактике. В производственном плане следует подробно указать информацию о состоянии предприятия. В частности, наличие сырья в нужном объеме, степень укомплектованности штата работников, транспортные средства, которыми располагает компания. Кроме того, требуются данные о мероприятиях, которые предстоит провести для осуществления программы, и их сроки. В качестве дополнений прикладываются сведения о себестоимости единицы продукции.
Что является основным методом планирования производственных ресурсов и какие факторы учитываются
Существует несколько методик. Первая – балансовая. Ее суть заключается в сопоставлении потребностей фирмы и оснащенность. При этом учитывается количество сотрудников, наличие материалов, техники и финансов. При отсутствии равновесия специалисты ищут способы его достичь. Такой подход дает руководству возможность оценить уровень мощностей, которым располагает организация, их динамику в будущем и степень загрузки. Также можно провести мониторинг рынка. С этой целью составляют план выработки.
Второй метод, который хорошо зарекомендовал себя, — это техническое расчетное планирование. Его задействуют при нужде в расчетах экономической эффективности деятельности компании, целесообразность привлечения инвестиций и выпуска ценных бумаг. Основа способа – использование системы групп норм. К ним относятся:
Еще один распространенный подход к системе планирования производства – расчетно-аналитический. Его суть заключается во всесторонней оценке состояния фирмы за выбранный период. Во внимание принимается также его потенциальные изменения и факторы, которые могут оказать на это влияние.