что понимается под профилактикой преступности

Предупреждение преступности: понятие, виды

Чтобы предупредить преступность необходимо воздействовать на ее причины, своевременно выявлять лиц, склонных к совершению преступлений и оказывать на них предупредительное исправительное воздействие. Вся история развития человечества показывает, что полностью искоренить преступность невозможно. Ее можно ограничивать, предупреждать, не давая ей захлестнуть все человеческое общество или определенные сферы его жизнедеятельности. Преступность не должна угрожать жизни, здоровью, достоинству, собственности членов общества. Если такая угроза существует, с преступностью надо бороться.

В области борьбы с преступностью используется несколько понятий: «предупреждение преступности», «борьба с преступностью», «профилактика преступности».

Виды предупреждения преступлений

Отдельно можно выделить предупредительную деятельность, а в предупредительной деятельности несколько автономных направлений. Выделяют 4 основных вида предупредительной деятельности:

что понимается под профилактикой преступности

Рисунок 1. Виды предупредительной деятельности

Уровни предотвращения, пресечения и исправления находятся в зависимости от того, насколько эффективна профилактика. Если профилактическая эффективность низка, тогда частыми являются мероприятия по предотвращению, пресечению и исправлению, предпринимаемые правоохранительными органами, общественными организациями, гражданами.

Виды профилактики

что понимается под профилактикой преступности

Рисунок 2. Виды профилактики

Действия по профилактике бывают различного характера.

К ранней профилактике можно отнести деятельность в ситуации созданных внешних условий, которые могут привести к совершению преступления. Необходимо принять меры к устранению таких условий.

Если подросток проживает в неблагополучной семье, следует воздействовать на семью, на условия, которые формируют антиобщественный облик подростка. Если ребенок 4-5 лет воспитывается в неблагонадежной семье, то лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в детское учреждение следует относить к сверхранней профилактике.

Еще одним видом профилактики является непосредственная профилактика. Когда за человеком замечены проявления аморального поведения, им допущены правонарушения административного характера. Другими словами, человек находится на грани между правонарушающим и уголовно наказуемым поведением. Чтобы не допустить перехода через эту грань требуются меры непосредственной профилактики.

Воздействие на осужденных при помощи исправительных и воспитательных мер – это индивидуальная профилактика, так как работа направлена на искоренение тех причин, которые заставили встать человека на преступный путь.

Если такая форма профилактических мероприятий проводится во время отбывания наказания, осуществляется предупреждение преступности в местах лишения свободы. В местах заключения проводятся мероприятия и по непосредственной профилактике, и по предотвращению преступлений, когда человек задумывает, вынашивает план преступления и готовится совершить его в самой колонии, тюрьме или следственном изоляторе.

Следует сказать, что в Советском Союзе был накоплен хороший опыт по профилактике преступности. К сожалению, многое утрачено, например профилактика преступлений в быту и на производстве. В СССР была создана разветвленная и продуманная система по предупреждению преступлений и административных правонарушений. В постсоветский период система профилактики преступлений была разрушена. Сегодня система возрождается.

Говоря о профилактике преступлений нужно иметь в виду, что речь идет о преступных деяниях, носящих массовый характер, они совершаются в быту, в сфере досуга, на производстве. Необходимо принимать действенные меры по профилактике хищений на производстве, бороться с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Разновидности профилактических мер

Меры профилактики можно разделить на несколько видов в зависимости от их характера и масштаба.

К общесоциальным мерам относят государственные решения в экономической, политической областях, в сфере образования. Эти меры не направлены конкретно на предупреждение преступности, но так как они значимы для общества, они влияют на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на предупреждение преступности. Это меры по улучшению качества образования, молодежного досуга, повышение зарплат и стипендий и т.д.

К общеспециальным мерам относятся мероприятия, направленные на борьбу с преступностью непосредственно. Например, принятие новых уголовно-правовых норм, совершенствование уже имеющихся норм, реформирование исправительной системы и пр.

К индивидуальным мерам можно отнести меры, адресованные конкретным лицам. В поле зрения прежде всего попадают люди, чей образ жизни и поведение свидетельствуют о том, что они могут быть подвержены преступному влиянию и к ним необходимо принимать индивидуальные меры профилактики. Индивидуальные меры реализуются также в отношении осужденных.

Источник

Профилактика преступности

что понимается под профилактикой преступности

Предупрежде́ние престу́пности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.

Содержание

Сходные понятия

Предотвращение преступлений сводится к пресечению преступной деятельности на начальном этапе, когда преступник только замышляет, планирует совершение определённого деяния (то есть на стадии, когда его деятельность ещё не является уголовно наказуемой).

Пресечение преступлений имеет место, когда процесс совершения преступления останавливается внешним воздействием на стадии приготовления или покушения, когда преступник только подготавливает средства или орудия совершения преступления, ищет соучастников, осуществляет сговор на совершение преступления, либо когда процесс преступного посягательства пресекается до того, как была достигнута его цель, причинён преступный вред.

Значение предупреждения преступлений

Значение предупреждения преступлений было понятно ещё мыслителям античности и Нового времени. Чезаре Беккариа писал:

Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 123

Предупреждение преступности имеет своей целью не допустить наступления этого ущерба. Предупредительные меры, осуществляемые на ранних стадиях формирования преступной личности, позволяют «малой кровью» осуществить ресоциализацию потенциального преступника, вернуть его к нормальной жизни в обществе.

Объекты и субъекты предупредительной деятельности

Деятельность по предупреждению преступности осуществляется [7] путём воздействия на:

К числу специализированных субъектов также относятся контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно-эпидемиологический, природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля.

К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.

Круг неспециализированных субъектов чётко не определён. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.

Виды предупреждения преступности

Общее предупреждение преступности

Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты.

Конечно, в отношении многих перечисленных явлений (например, безработицы и злоупотребление спиртным) не может идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом могут значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяет не только уменьшить безработицу, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода; грамотная организация антиалкогольной пропаганды и обеспечение доступа молодёжи к не связанным с выпивкой формам досуга (спорт, творчество, политическая деятельность) может привести к значительному уменьшению потребления алкоголя наиболее подверженной его негативным эффектам группой — молодёжью и несовершеннолетними.

К мерам общей профилактики относится и создание прозрачной для общественного контроля системы государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных схем.

В целом общая профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.

Разработку и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т. д. Криминологи также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ.

Специальное предупреждение преступности

Специальное предупреждение осуществляется путём воздействия на социальные группы, отдельных лиц и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностью или виктимностью.

Так, например, повышенная криминогенность отдельной личности может определяться предшествующими фактами совершения преступлений (в этом случае криминологическое предупреждение направлено на недопущение рецидива), административных и должностных правонарушений, аморальных поступков, поведением, которое явно не соответствуют выполняемой социальной роли, целевыми установками, достижение которых невозможно для данного человека с использованием законных средств. Схожими являются и криминогенные характеристики социальных групп: сюда может быть отнесена антиобщественная, протестная направленность группы, политический или социальный радикализм, входящие в противоречие с присущими обществу в целом нравственные установки и системы ценностей.

Отдельные сферы деятельности и объекты также могут быть более подвержены совершению преступлений, например, ввиду их привлекательности для преступников (хранилища материальных ценностей), слабой правовой и технической защищённости, непрозрачности для государственного и общественного контроля, создающей условия для организации «теневой» деятельности. Необходимо учитывать и виктимологический аспект: в силу своих личных особенностей (например, склонности к злоупотреблению алкоголем), принадлежности к социальной (бомжи) или профессиональной группе (таксисты, охранники, инкассаторы) некоторые люди чаще становятся жертвами преступлений. В отношении таких сфер деятельности, объектов и лиц также должна вестись специальная профилактика, направленная на повышение их защищённости от совершения преступлений.

А. И. Долгова выделяет следующие разновидности мер специального предупреждения преступности [11] :

В числе главных принципов как общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.

Индивидуальное предупреждение преступлений

Адресатом индивидуального предупреждения, которое может рассматриваться как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.

Объектом индивидуального предупреждения может становиться как непосредственно человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).

Необходимость применения к лицу индивидуального предупредительного воздействия определяется путём установления комплекса связанных с ним криминогенных факторов:

Поскольку индивидуальное предупредительное воздействие осуществляется в отношении лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферу частной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определённых категорий лиц, указанных в законе (например, условно осуждённых или совершивших правонарушения).

Ввиду этого основным методом, применяемым при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.

Основным способом убеждения является беседа, представляющая собой свободный диалог с лицом. Беседа может проводиться с различными целями. Она может носить ознакомительный характер, когда необходимо установить контакт с лицом, получить «из первых рук» информацию о характеристиках его личности, социально-бытовых условиях. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.

Более сложен для применения, хотя и более эффективен метод оказания помощи. Он связан с реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу или учёбу, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды.

Наконец, если убеждение и оказание помощи оказались неэффективными, может применяться метод принуждения. Если убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, то применение мер принуждения — прерогатива правоохранительных органов. В числе основных мер принуждения, применяемых в рамках индивидуального предупреждения преступлений, называются:

Другие основания классификации мер предупреждения преступности

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, Г. М. Миньковский в зависимости от территориального и социального охвата выделяет:

Этот же автор классифицирует меры предупреждения по содержанию и основному направлению воздействия, выделяя:

Источник

Профилактика преступности

Понятие и социальная оценка профилактики преступности

Одним из важнейших элементов предмета криминологии является профилактика преступности. Идея о значимости профилактики преступности была сформулирована еще в IV в. до н.э. древнегреческим философом Платоном, который определил приоритет предупреждения перед карательной политикой государства. В дальнейшем теоретическое обоснование первостепенной значимости профилактики преступности было дано различными учеными-криминологами. Сейчас данное направление деятельности занимает основное положение в системе противодействия преступности.

Гораздо более эффективно с позиции обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства не допустить совершения преступления, чем реагировать на факт его совершения.

Поскольку детерминанты преступности всегда кроются в совокупности разнообразных негативных явлений, очевидно, что противодействие им также должно реализовываться комплексно.

Соответственно и профилактика предполагает самые разнообразные направления, средства и методы, направленные на искоренение факторов, способствующих преступности.

Безусловно, на современном этапе развития человеческого общества не может идти речи о полной ликвидации преступности, равно как и факторов, ее порождающих. Однако целенаправленные меры, предпринимаемые государством и обществом, могут значительно сократить число совершаемых преступлений, уменьшить влияние детерминант преступности.

Для правильного понимания сущности профилактики преступлений необходимо разграничить ряд терминов, применяемых учеными-криминологами в значении противостояния преступности: «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «превенция», «профилактика», «противодействие» и др.

Наиболее дискуссионной является проблема разграничения терминов «профилактика» и «предупреждение преступлений». Можно выделить несколько позиций в понимании соотношения данных понятий.

Согласно первой позиции данные термины являются синонимами. Так, например, С. И. Ожегов толкует «предупреждение» (от слова предупредить) как принятие мер по отвращению чего-либо, опережению чего-либо. В свою очередь «профилактика» определяется им как совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния. Само по себе слово «профилактика» происходит от греческого prophylaktikos, что переводится как предупредительный, предохранительный. Данный подход восприняли и многие ученые-криминологи. Преимуществом данного подхода является упрощение криминологического понятийнокатегориального аппарата и соответствие используемых терминов их семантике.

Однако существует другая точка зрения, согласно которой термины «профилактика» и «предупреждение преступности» рассматриваются как разные. Причем в рамках данного взгляда можно выделить несколько подходов.

Так, некоторые исследователи разграничивают профилактику и предупреждение преступности по предмету и характеру воздействия.

При этом отмечается, что профилактика воздействует на факторы, способствующие развитию преступности в будущем, в то время как предупреждение связано с недопущением совершения уже замышляемых и подготавливаемых преступлений. Данный подход требует разграничения терминов «предупреждение», «предотвращение» и «пресечение преступлений».

При этом «предотвращение» традиционно рассматривается как недопущение замышляемого или готовящегося преступления на стадии обнаружения умысла, когда преступление de facto (фактически) уже началось, а de jure (юридически) еще нет (уголовная ответственность на этой стадии не наступает, независимо от степени общественной опасности замышляемого преступления).

В свою очередь термин «пресечение преступлений» характеризуется как действия, направленные на прекращение уже начавшейся преступной деятельности и предотвращение преступного результата. В данном случае следует отметить, что включение термина «пресечение преступления» в объем понятия «предупреждение» не в полной мере соответствует семантике последнего, поскольку пресечение не может предотвратить преступление, а лишь останавливает его совершение на стадии неоконченного преступления.

Следует также отметить, что в практической деятельности правоохранительных органов разграничение понятий «профилактика» и «предупреждение преступлений» зачастую не проводится. Например, термин «профилактика» широко применяется к общему и индивидуальному специально-криминологическому предупреждению преступлений без разделения их на этапы, а также к индивидуальному предупреждению преступления на ранней стадии формирования у лиц антиобщественной установки, т.н. «ранняя профилактика».

Имеющееся определение термина «профилактика правонарушений» как совокупности мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения, позволяет определить ее двухсоставную структуру, выраженную в мерах по:

Следует отметить, что оказание воспитательного воздействия фактически также представляет собой деятельность, направленную на устранение причин и условий преступности социального (в рамках устранения недостатков в образовании) и культурно-нравственного характера (в рамках устранения правовой неграмотности, правового нигилизма и устранения влияния проявлений криминальной субкультуры).

Определить, какие же меры связаны с предупреждением преступности, затруднительно, поскольку при определении направлений профилактики (ст. 6 ФЗ № 182) законодатель не выделяет отдельно деятельность по выявлению и устранению детерминант преступности, но при этом выделяет отдельно повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Следует признать, что на законодательном уровне вопрос о разграничении терминов «предупреждение» и «профилактика преступлений» в полной мере не урегулирован. Поэтому полагаем, что более правильно в рамках настоящего учебного пособия использовать не правовой, а научный подход к соотношению данных понятий. Для удобства предупреждение преступности и ее профилактику мы будем рассматривать как синонимы в значении недопущения совершения преступлений путем выявления и устранения причин и условий преступности.

Следует отметить, что профилактика преступности является элементом более широкой и разноплановой деятельности, которая включает разные направления воздействия на преступность. Речь идет о противодействии преступности. Сам по себе термин «противодействие правонарушениям» активно применяется законодателем, сформулировавшим структуру данного направления государственного управления, состоящей из:

В данном случае, как мы видим, профилактика преступлений соотносится с термином «противодействие преступности», как частное с общим. Более подробно вопрос о месте профилактике в системе противодействия преступности мы рассмотрим в последующих параграфах нашего пособия.

Термин «превенция», нередко используемый в значении профилактики правонарушений, является уголовно-правовым, хотя в уголовном законе и не упоминается. В науке уголовного права превенция рассматривается как:

При этом, как правило, превенцию соотносят с применением норм уголовного закона, в связи с чем ее следует рассматривать как уголовно-правовой элемент профилактики преступлений.

Выделяют общую и частную превенции. Цели общей превенции направлены на устранение причин и условий преступлений и адресованы всему населению. Хрестоматийно их связывают со страхом у широкого круга лиц перед строгостью и неотвратимостью наказания.

При этом следует отметить, что суровость наказаний не играет существенной роли в профилактике правонарушений, поскольку лица, совершающие уголовно-наказуемые деяния, зачастую не задумываются о правовых последствиях либо рассчитывают их избежать.

Частная превенция направлена на конкретных лиц. Она выражается, в частности, в назначении и применении наказания, которое затрудняет лицу возможность совершать преступления, например, в связи с принудительной изоляцией от общества или лишением права заниматься определенной деятельностью.

При этом следует отметить, что в криминологии существуют разные взгляды на сущность данной формы воздействия на преступность.

Так, распространенно мнение, что профилактика преступности представляет собой совокупность мер или мероприятий, направленных на устранение причин и условий преступности. Этот подход закреплен, в частности, в ФЗ № 182. Недостатком данного подхода является слишком узкое понимание профилактики преступности, которая отделена от области государственного управления и социального воздействия и представляет собой просто набор инструментов воздействия. Это не дает возможности оценить масштаб и характер профилактики.

Согласно другой точке зрения, профилактика представляет собой деятельность по выявлению и устранению причин и условий преступлений. Подобный подход также применяется законодателем (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Данный подход также не лишен недостатков, поскольку даже при перечислении субъектов профилактики не демонстрирует их взаимосвязь и общее управление процессами профилактики.

В связи с этим более правильно рассматривать профилактику преступности как элемент государственного управления, реализуемый при активном взаимодействии с социальными институтами и отдельными гражданами, выраженный в деятельности различных субъектов предупреждения преступности и направленный на выявление и устранением причин и условий преступности в целях недопущения совершения преступлений.

К признакам профилактики преступности относятся следующие.

1. Профилактика является элементом государственного управления. Государство приняло на себя роль координатора деятельности по профилактике преступлений, создав соответствующие организационно-правовые основы (в рамках ФЗ № 182 и др. нормативных правовых актов), реализует стратегическое планирование профилактики различных видов правонарушений. Государственная политика в сфере профилактики преступности отличается наличием единоначалия, выраженного в деятельности Президента РФ, утвердившего Стратегию национальной безопасности, национальные планы и стратегии противодействия различным видам правонарушений. При этом органы государственной власти и местного самоуправления не единственные субъекты профилактики преступности. В соответствии с ФЗ № 182 в эту деятельность могут быть вовлечены и граждане, общественные организации и общественные объединения.

2. Содержание профилактической деятельности в конечном итоге сводится к выявлению и устранению причин и условий правонарушений, в том числе в рамках влияния на позитивные социальные факторы, которые в свою очередь также устраняют причины преступности.

3. Основная цель профилактики не допустить совершение преступлений. В этом заключается основное преимущество профилактики перед борьбой с преступностью и минимизацией и ликвидацией ее последствий. Эффективность профилактики закономерно влечет снижение нагрузки в рамках других направлений противодействия преступности.

Определяя структуру профилактики преступности, следует отметить, что она, как и структура любого управляемого процесса, образуется тремя взаимосвязанными элементами:

Объектами профилактики являются причины и условия преступности. Эти причины охватывают как негативные факторы, порождающие преступность как явление, так и негативные личностные качества, порождающие индивидуальное преступное поведение. Это позволяет разграничить объекты профилактики на ряд подгрупп:

Субъектный состав профилактики довольно сложный. Следует отметить, что ФЗ № 182 определяет перечень субъектов. Они представлены органами государственной власти и местного самоуправления. При обозначении общественных объединений, организаций и граждан, также осуществляющих профилактику преступности, законодатель использует формулировку «лица, участвующие в профилактике». Это очевидный недостаток предлагаемой законодателем системы субъектов профилактики, поскольку ставит общественные объединения, общественные организации и граждан в подчиненное положение от официально признанных субъектов профилактики, что существенно сужает потенциал последних и влияет на их инициативность, а соответственно и на эффективность деятельности. Более подробно субъекты профилактики будут нами рассмотрены в отдельном параграфе.

Содержание профилактики представлено различными направлениями, видами, формами, средствами и методами воздействия на причины и условия преступности.

Как и любой другой управляемый процесс, профилактика преступности опирается на ряд принципов, которые позволяют эффективно противостоять преступности. Принципами профилактики преступности являются:

1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, предполагающий, что применяемые при профилактике преступности методы не должны нарушать права, свободы и законные интересы как тех лиц, которые являются объектом профилактики (лица, совершившие преступления или обнаруживающие негативные криминогенные факторы), так и потенциальных жертв преступлений и населения вообще;

2) законность, который обеспечивает строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер требований Конституции Российской Федерации, ратифицированных Россией международных договоров, законов, а также подзаконных нормативных актов;

3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений. Данный принцип формирует основу для комплексного и всестороннего воздействия на преступность, позволяющего осуществлять одновременно предупреждение преступности по разным направлениям, что значительно повышает эффективность профилактики;

4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений.

Совокупность данных принципов формирует прагматичный подход к профилактике преступлений:

— принцип открытости связан с принципом демократизма и предполагает возможность широкого доступа населения к информации о преступности, ее показателях, причинах, условиях, а также формах и методах профилактики. Данный принцип формирует у субъектов профилактики ответственность за качество предупреждения преступности;

— принцип непрерывности исходит из того, что преступность как явление постоянно сопровождает общественные отношения и находится в постоянном развитии. Успешное противодействие ей возможно только на основе постоянства деятельности;

— принцип последовательности предполагает, что профилактические меры должны применять в логической последовательности, что существенно повышает их эффективность.

Например, прежде чем внедрять системы автоматического распознавания лиц, необходимо провести исследования, где именно они будут иметь наибольший эффект. В противном случае существует вероятность, что дорогостоящее оборудование будет размещено на объектах, где его результативность будет крайне низкой;

— принцип объективности основывается на том, что профилактические меры должны соответствовать тем причинам и условиям, на устранение которых они ориентированы, а также соответствовать по своему объему и интенсивности потребностям в них;

— принцип достаточности предполагает, что совокупность применяемых для профилактики мер будет такой, чтобы максимально эффективно противостоять преступности. Недостаток профилактической работы не позволит достичь желаемого результата, а ее переизбыток сопряжен с излишними затратами, которые можно было бы использовать в другом направлении профилактики;

— принцип научной обоснованности исходит не только из необходимости применения в профилактике современных достижений науки и техники, но и из соответствия условий профилактики существующей научной парадигме. Например, представляется ненаучной разработка комплекса мер по профилактике массовых волнений при высадке на планете Земля представителей инопланетного разума, поскольку наличие внеземной разумной жизни не имеет научно обоснованных подтверждений;

5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений. Данный принцип основывается на идее зависимости качества деятельности от мастерства его исполнителей. В ряде случаев применение профилактических средств и методов требует специальной подготовки субъектов;

6) ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина. Данный принцип формирует механизм обеспечения качественного выполнения правовых норм, устанавливающих обязанности субъектов профилактики в предупреждении преступлений, а также в обеспечении в рамках этой деятельности прав и свободных интересов человека и гражданина независимо от его положения в системе профилактических отношений.

Таким образом, профилактика преступности представляет собой элемент государственного управления, реализуемый при активном взаимодействии с социальными институтами и отдельными гражданами, выраженный в деятельности различных субъектов предупреждения преступности и направленный на выявление и устранение причин и условий преступности в целях недопущения совершения преступлений.

Формы, направления, уровни и виды профилактики преступности

Разнообразие детерминант преступности закономерно требует комплексного подхода при их устранении. Разноуровневость причин и условий преступлений, различные механизмы их происхождения и воздействия не позволяют довольствоваться одинаковым набором профилактическим средств и методов для устранения различных причин и условий преступности.

Поэтому эффективность профилактики зависит от индивидуализации подхода применительно к каждой группе и виду объектов воздействия. Это повышает значимость исследования различных направлений, форм и методов профилактики. В целом меры предупреждения преступности могут классифицироваться по самым различным основаниям.

В науке криминологии выделяют две основные формы профилактики: общесоциальную и специально-криминологическую.

Общесоциальное предупреждение преступлений характеризуется тем, что непосредственно не направлено на устранение причин и условий преступности. Оно выражено в позитивном воздействии на самые разнообразные факторы и проявления общественных отношений. Составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономической деятельности государства и общества, которая выражается в устранении недостатков в экономической, политической, социальной, нравственно-психологической, духовной и иных сферах общественных отношений. Основная цель общесоциального предупреждения преступлений направлена на развитие благополучия общества, государства и личности. При этом закономерно устраняются самые разнообразные негативные факторы, в том числе и те, которые порождают преступность. Таким образом, специфика общесоциальной профилактики выражена в том, что она осуществляет устранение причин и условий преступности опосредованно.

Общесоциальное предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики.

В социальной сфере рассматриваемая форма профилактики преступлений ориентирована на усиление социальной политики государства в области здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения населения. Данные меры выражаются, например, в: устранении резкого социального расслоения общества; поддержке малоимущих граждан; укреплении семейных устоев; устранении безработицы и вынужденной миграции людей; проведении крупных спортивных и культурных мероприятий, улучшении качества образования и т. п.

В политической сфере общесоциальное предупреждение преступности предполагает формирование национальной идеи, становление и развитие новой российской государственности, упрочение основ конституционализма, демократизма, гуманизма и федерализма, развитие и дифференциацию ветвей власти, укрепление доверия населения к властным институтам, развитие многопартийности, эффективное и последовательное проведение государственных программ в разных сферах управления.

В духовной сфере общесоциальное предупреждение предполагает реализацию мер по культурно-нравственному развитию общества. При этом следует отметить, что нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее. Если общественное и государственное мировоззрение строится на идеях добра и справедливости, то потенциал противодействия преступности существенно повышается, поскольку сама идея противоправного поведения вызывает неприятие.

Общесоциальное предупреждение реализуется и в правовой сфере. Это, например, выражается в совершенствовании законодательства, которое прямо не нацелено на предупреждение преступности, а имеет предметом правового регулирования разнообразные общественные отношения иного характера (гражданско-правовые, семейные и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, могут играть криминогенную роль.

Таким образом, общесоциальное предупреждение имеет огромный потенциал и исключительно широкий диапазон воздействия.

При этом в рамках его реализации происходит опосредованное позитивное воздействие практически на все виды, группы, разновидности причин и условий преступности.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин и условий преступности. Масштаб их применения, как правило, намного меньше, чем у общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает, например, целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т.д.). Объектами такого предупреждения являются как преступность в целом, так и ее виды, а также отдельные преступления.

Специально-криминологическое предупреждение называется таковым не только потому, что оно направлено на устранение причин и условий преступности (т.е. специализируется на этом), но и потому, что требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ профилактики преступности, при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений, при осуществлении индивидуальной профилактики. При этом большое значение имеет подготовка субъектов профилактики в области государственного и местного управления, юриспруденции, психологии и педагогики.

Меры, реализуемые в рамках специально-криминологической профилактики, могут быть сгруппированы по отраслевому признаку.

Это позволяет выделить несколько разновидностей специальнокриминологической профилактики:

— административную профилактику. Сущность данного вида профилактики заключается в применении норм, устанавливающих порядок государственно-властного управления, к мерам административной профилактики преступлений можно отнести, например, деятельность комиссии по урегулированию конфликта интересов на государственной службе;

— уголовно-правовое предупреждение преступности реализуется через уголовно-правовые нормы профилактического, воспитательного, охранительного характера. Примером может быть уголовно-правовой институт необходимой обороны, принудительные меры медицинского характера и т. п.;

— уголовно-процессуальное предупреждение преступлений связано с применением норм уголовно-процессуального законодательства. К таким мерам можно отнести задержание подозреваемого, избрание меры пресечения, меры уголовнопроцессуальной защиты личности и т. п.;

— уголовно-исполнительное предупреждение преступлений реализуется в рамках исполнения наказания и регулируется соответствующим законодательством. Сюда относятся режим содержания под стражей, условия содержания под стражей и т.д.

Следует отметить, что некоторые вопросы уголовно-исполнительного предупреждения преступлений регулируются специализированными ведомственными нормативными правовыми актами. Примером является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (Приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72);

— оперативно-розыскное предупреждение преступности.

Данный вид предупреждения реализуется, как правило, оперативнорозыскными методами. Например, в Федеральном законе от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что оперативный эксперимент может проводиться в целях предупреждения преступлений (ст. 8). Следует отметить, что, исходя из контекста, в данном случае речь идет о предотвращении преступлений;

— криминалистическое предупреждение преступлений предполагает самые разные способы профилактики в рамках криминалистической техники, криминалистической тактики и криминалистической методики. Последняя вообще традиционно называется методикой раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Сведения о причинах и условиях преступлений являются элементом криминалистической методики.

Аналогично тому, как детерминанты преступности делятся по уровню на общие, групповые и индивидуальные, точно так же и профилактики преступлений, воздействуя на данные уровни детерминации, предполагает такое же построение. Уровни профилактики охватывают:

1) общую профилактику, то есть предупреждение всей преступности;

2) групповую профилактику, то есть предупреждение отдельных видов и групп преступности, например, коррупционную преступность, преступность в сфере незаконного оборота наркотиков. Как групповую профилактику следует оценивать предупреждение отдельных групп детерминант преступности. Например, воздействие на культурнонравственную сферу с целью формирования нетерпимого отношения к коррупции, либо неприятия насилия;

3) индивидуальную профилактику, то есть предупреждение индивидуального преступного поведения, устранение причин и условий, формирующих конкретную криминогенную ситуацию или способствующих совершению конкретного преступления.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» выделяется ряд направлений профилактики.

Данные направления профилактики можно объединить в две группы:

1) направления профилактики общего уровня, нацеленные на предупреждение преступности в целом. К таким направлениям, в частности, относятся:

2) направления профилактики группового уровня, направленные на предупреждение отдельных видов преступности:

Известно и другое деление профилактики на уровни по территориальному охвату:

Общегосударственный уровень характеризуется охватом всей территории государства. Общегосударственная профилактика имеет комплексный характер, охватывает различные сферы общественных отношений и направлена на различные причинные комплексы.

Выражается она в реализации стратегий, планов и концепций противодействия преступности и профилактики преступлений. Как правило, на общегосударственном уровне профилактики решаются крупные экономические, социальные, политические, правовые и организационные проблемы, требующие одновременно коррекции на всей территории страны и задействования усилий всего общества и всех органов государственного и местного управления.

Вместе с тем общегосударственный уровень профилактики предполагает и комплексное воздействие на отдельные виды преступности, что позволяет сформировать единые подходы к предупреждению преступности, обозначить наиболее перспективные и значимые направления. Примером является Национальный план противодействия коррупции.

Региональный уровень предполагает предупредительнопрофилактическое воздействие в рамках конкретного субъекта Российской Федерации с учетом региональной специфики, потребностей и возможностей. Как правило, региональная профилактика ориентируется на общегосударственный уровень. При этом необходимо отметить, что слепое дублирование общегосударственных мер профилактики снижает эффективность.

Как правило, на региональном уровне происходит детализация общегосударственных планов, стратегий, программ профилактики преступности. При этом разрабатываются и предлагаются профилактические меры, востребованные в конкретном регионе, с учетом его специфики и ресурсов. Примером такого уровня профилактики является План Владимирской области о противодействии коррупции.

Местный уровень предполагает осуществление профилактики преступности на территории муниципального образования. При этом профилактика имеет наиболее предметный характер, учитывает реальные потребности общества, опирается на действительные возможности субъектов профилактики. В связи с этим результаты такой профилактики имеют в краткосрочной перспективе более выраженный характер.

Еще одним традиционным делением профилактики является деление по объему объекта воздействия. Данную классификацию использует и законодатель в ст. 15 ФЗ № 182. В частности, выделяют следующие виды профилактики:

Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Примером общей профилактики является комплекс мер на популяризацию здорового образа жизни, преследующего цель борьбы с наркоманией, пьянством и алкоголизмом.

Индивидуальная профилактика преступности направлена на оказание воспитательного воздействия на личность преступника, на устранение причин и условий, формирующих криминогенные качества личности и отрицательно влияющих на поведение. Кроме этого индивидуальная профилактика нацелена на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. В данном случае речь идет о так называемой виктимологической профилактике.

В отличие от общей профилактики индивидуальная профилактика воздействует на ограниченную совокупность причин и условий преступности: на личность конкретного преступника (или узкой группы таких лиц), а также на факторы, детерминирующие индивидуальное преступное поведение.

Следует отметить, что индивидуальная профилактика преследует цель не только устранения негативных качеств и свойств личности конкретного преступника (или группы таких лиц), но и формирования в них социально полезных установок, качеств и свойств, а также на формирование благоприятной микросреды. Примерами индивидуальной профилактики является постановка на учет лица, склонного к совершению преступлений, проведение с ним бесед, направленных на изменение жизненных ценностей, содействие в трудоустройстве и обретении социально полезных связей и т. п.

При осуществлении индивидуального профилактического воздействия необходимо также исходить из того, что формирование негативных качеств и свойств личности не является единовременным актом, а происходит постепенно, затрагивая месяцы и годы. При этом на различных этапах жизнедеятельности антиобщественная направленность индивида выражается по-разному и с различной степенью интенсивности. Своего наивысшего развития эти качества и свойства достигают в момент совершения преступления. При этом после содеянного данные негативные качества и свойства личности могут даже усиливаться. Это особенно характерно для развития личности в условиях принудительной изоляции от общества, под влиянием криминальной субкультуры и в окружении лиц, имеющих высокий уровень криминогенной пораженности.

Поэтому, чем раньше будут предприняты меры по устранению негативных качеств и свойств личности и изменению микросреды ее обитания на позитивную, тем больше вероятность получить ожидаемый профилактический эффект. Сказанное позволяет выделить несколько этапов индивидуального предупредительного воздействия, отличающихся друг от друга интенсивностью и особенностями применения профилактических мер и форм профилактического воздействия.

Всего можно выделить три этапа индивидуальной профилактики:

Основанием для такого разграничения служат степень криминогенной пораженности лица либо интенсивность проявления криминогенных элементов в том или ином явлении или процессе.

Под ранней профилактикой понимается устранение негативных факторов, влияющих на развитие негативных качеств и свойств личности, формирование криминогенной мотивации. Её основная цель не допустить формирования негативных качеств личности преступника, а также в случае их сформированности снизить или устранить их влияние с тем, чтобы не допустить возможность совершения преступления в будущем.

В связи с этим ранняя профилактика по времени значительно опережает возможные отрицательные последствия и применяется тогда, когда криминогенность только начинает проявляться, но еще не достигла большой интенсивности. Примером является постановка на профилактический учет несовершеннолетних в связи с совершением административного правонарушения.

Под непосредственной индивидуальной профилактикой следует понимать воздействие на негативные факторы, неизбежно влияющие на возникновение криминогенной ситуации и совершение преступления. Непосредственное предупредительное воздействие осуществляется тогда, когда личность преступника фактически сформировалась. Лицо обладает криминальной мотивацией, задумывается о возможности совершения преступления и даже мысленно планирует его. Таким образом, цель непосредственной профилактики связана со склонением лица к отказу от замышляемого или планируемого преступления, с устранением причин возникновения криминогенной ситуации, изменению характера криминогенной ситуации на социально благоприятную.

В этой ситуации наряду с профилактическими применяются и меры предотвращения преступлений в целях недопущения конкретным лицом замышленного или готовящегося уголовно наказуемого деяния, склонения к добровольному отказу от его совершения. Например, с лицом проводится беседа, в ходе которой сотрудник правоохранительных органов предостерегает от замышляемого преступления, указывает на возможные последствия от его совершения. Одновременно предпринимаются меры к защите объекта преступного посягательства (усиливается охрана субъектов предпринимательства, организуются точки экстренного оповещения дежурной службы правоохранительного органа, производится обучение персонала и т. п.).

Посткриминальная профилактика связана с воздействием на лицо, которое уже совершило преступление, с целью исправления негативных качеств и свойств его личности, склонения его к отказу от преступного образа жизни. Такая профилактика, как правило, имеет уголовно-исполнительный характер.

Важнейшим требованием, предъявляемым к индивидуальному предупреждению преступлений, является педагогическая подготовленность субъекта профилактики и психологическая обоснованность этой деятельности, поскольку речь идет о конкретной личности, нуждающейся в педагогической коррекции поведения и имеющей свои индивидуально-психологические особенности.

Определенный интерес представляет выделение разновидностей профилактики преступлений по характеру воздействия. В частности, выделяются:

Подводя итог изложенному, отметим, что дифференциация форм, видов, уровней и направлений профилактики преступности способствует формированию комплексного восприятия сложной системы предупреждения преступности, пониманию разнообразия средств и методов профилактики, а также выбору наиболее оптимального и эффективного способа профилактического воздействия.

Меры профилактического воздействия

Непосредственно профилактическая работа выражается в последовательном и планомерном применении различных методов, мер и средств предупреждения преступлений, а также форм профилактического воздействия.

Профилактическая деятельность является сложной по своей структуре. Можно выделить несколько этапов этой деятельности:

На рабочем этапе непосредственно реализуется комплекс мер, средств, методов предупреждения преступности, а также форм профилактического воздействия. При этом трудности, возникающие при осуществлении профилактики, могут повлечь составление промежуточных планов и организации деятельности с учетом изменившейся криминологической ситуации: привлечение дополнительных субъектов профилактики, корректировка сроков, привлечение дополнительных средств и ресурсов, изменение нормативного регулирования и т. п.

На заключительном этапе обобщаются полученные результаты, которые сопоставляются с прогнозом, сформированным на начальном этапе, делается вывод об эффективности применяемых профилактических мер и профилактической тактики, намечаются новые цели и задачи по закреплению достигнутого результата.

Оценивая конкретные профилактические мероприятия, следует разграничить ряд понятий: средства профилактики, формы профилактического воздействия и профилактические меры.

Средства профилактики представляют собой совокупность приемов и способов, позволяющих создать организационную основу применения конкретных профилактических мер. Средства профилактики предлагают конкретные методики по оптимизации деятельности на различных этапах профилактики и технологии применения мер предупреждения преступности.

Например, ФЗ № 182 определяет следующие основные средства профилактики преступности (ст. 6):

Данное средство позволяет создать более эффективные организационно-правовые системы противодействия преступности, более точно определить субъектов профилактики, их полномочия, права и обязанности;

— разработка государственных и муниципальных программ в сфере профилактики преступности. Данное средство научной организации деятельности по профилактике преступности. Оно позволяет оптимизировать организационную структуру системы профилактики, экономно и эффективно используя силы и средства предупреждения преступности;

— совершенствование механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики преступлений с общественными объединения, общественными организациями и гражданами в сфере предупреждения преступности. Применение совместных усилий в любой форме деятельности увеличивает шансы на более быстрое и качественное достижение результатов. Данное средство представляет субъектам профилактики возможность вовлечь в процесс предупреждения преступлений других заинтересованных лиц, взаимовыгодно обмениваться информацией и оказывать помощь друг другу;

— проведение мониторинга в сфере профилактики правонарушений. Данное средство позволяет оценить результаты применяемых мер профилактики по количественным показателям.

Примером реализации такого средства профилактики правонарушений является опубликование официальными органами, координирующими вопросы профилактики коррупции, сведений о результатах работы за отчетный период (как правило, за полугодие и год). При этом антикоррупционный мониторинг содержит только общие сведения о проделанной работе и позволяет оценить состояние коррупции в регионе или органе, востребованность тех или иных профилактических мер и форм воздействия, а также интенсивность воздействия.

Помимо этого законодателем выделяются такие средства профилактики, как:

При этом следует отметить, что данные средства профилактики, указанные в ст. 6 ФЗ № 182, являются скорее направлениями профилактической работы, поскольку представляют собой определенную совокупность мер, непосредственно ориентированных на устранение процессов детерминации преступности, в то время как средства профилактики создают условия применения таких мер.

Разумеется, перечень средств профилактики преступности, предложенный законодателем, не является исчерпывающим. Помимо названных мы можем выделить такие средства, как:

— оценка эффективности применяемых средств профилактики и форм профилактического воздействия. В отличие от мониторинга данное средство профилактики позволяет не просто оценить количественные показатели предупреждения преступности, но и проанализировать их эффективность, проблемы их применения, наметить пути совершенствования данных мер общей организации профилактики;

— изучение передового зарубежного опыта в сфере профилактики преступности. Данное средство предоставляет в распоряжение криминологов и субъектов профилактики новые, передовые и наиболее эффективные технологии предупреждения преступления, положительно зарекомендовавшие себя за рубежом, которые могут применяться в условиях российской действительности.

Как правило, подобные заимствования адаптируются к особенностям российского правового поля и организационной структуре профилактики преступности. Примером этого является технология декларирования государственными и муниципальными служащими своих доходов и расходов;

— проведение криминологической экспертизы нормативных правовых актов. Данное средство позволяет не только оценить социальную обусловленность тех или иных законопроектов (как правило, посвященных вопросам противодействия правонарушениям), но и внести предложения по усовершенствованию тех их положений, которые касаются профилактики правонарушений;

— прогнозирование и планирование профилактики преступности. Данное средство позволяет более эффективно осуществлять проектирование профилактики преступности.

— совершенствование взаимодействия субъектов профилактики между собой. Очевидно, что данное средство имеет огромное значение при реализации комплексного подхода в профилактике преступности. Предложенное законодателем совершенствование взаимодействия субъектов профилактики с общественными институтами не отражает всю потребность в координации совместных усилий.

Итак, средства профилактики представляют собой некие инструменты для повышения эффективности профилактической работы. Их реализация опосредованно влияет на причины и условия преступности. Средства предупреждения преступления реализуются, как правило, на подготовительном и заключительном этапе профилактики. При этом рабочий этап профилактики предполагает применения различных мер и форм воздействия, которые непосредственно направлены на устранение причин и условий преступности.

Следует отметить, что законодатель применяет при обозначении способов такого воздействия термин «формы профилактического воздействия». При этом в криминологии в том же значении применяются и другие понятия: «меры профилактики», «методы профилактики», «способы профилактики». Они весьма многообразны.

Законодатель в ФЗ № 182 предлагает только узкий перечень таких мер. В частности, им выделяются такие формы профилактического воздействия, как:

Следует отметить, что эти формы воздействия относятся к специально-криминологической профилактике, так как реализуются либо в связи с совершенным преступлением, либо направлены на устранение причин и условий преступности. То обстоятельства, что перечень этих форм профилактического воздействия в законе является закрытым, безусловно, не раскрывает всего потенциала профилактического воздействия и отрицательно сказывается на эффективности профилактики в целом.

Мы также можем выделить ряд форм профилактического воздействия, применяемых на практике:

Как мы видим, данные формы профилактического воздействия предполагают комплексное применение более простых по организационной структуре мер. В целом многообразие различных мер профилактики преступности позволило исследователям предложить их классификацию. В частности, известная классификация мер профилактики по сферам их происхождения позволяет выделить группы форм профилактического воздействия, исходя из общности сфер их применения и воздействия:

— экономические меры. Данные меры предполагают применение форм профилактического воздействия в виде повышения конкурентоспособности предприятий; технологического совершенствования производственных мощностей; обеспечения приоритета легальной экономической деятельности; уменьшения степени дифференциации населения по уровню доходов; обеспечения прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения; экономического стимулирования добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности; борьбы с безработицей; компенсации ущерба жертвам правонарушений и т. п.;

— социальные меры. Они включают в свой объем действия по социальной поддержке отдельных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т. п.); развитие здравоохранения и облегчение доступа к нему; повышения качества образования; внедрение новых образовательных программ, развивающих правосознание граждан и общую культуру населения; развитие спорта и культуры; социальная поддержка лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, освободившихся из мест лишения свободы) и т.д.;

— политические меры. Данные меры предполагают политические преобразования и требуют изменения особенностей реализации публичной власти в России. Они включают в себя, в частности: демократизацию политической жизни; комплексное противодействие коррупции; борьбу с неправомерным лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; стабилизацию политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т. п.;

— правовые меры направлены на совершенствование законодательства. К таким мерам следует отнести: принятие комплексного законодательного акта об организационно-правовых основах минимизации и ликвидации последствий правонарушений, принятие комплексного нормативного правового акта, формирующего организационно-правовых основы борьбы с преступностью; устранение противоречий правового, уголовно-процессуального, уголовноисполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния; выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т. п.;

— психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры представлены мерами правового просвещения населения и мерами повышения общей культуры; формирования социально полезной шкалы ценностей в обществе, воспитания активной гражданской позиции; формирования доверия к правоохранительным органам и институтам власти; формирования представления о неотвратимости наказания, формирования нетерпимости к противоправному поведению, подготовки специалистов в области профилактики преступлений и т.д.;

— криминологические меры охватывают меры общей и индивидуальной профилактики специально-криминологического характера. Они включают в себя профилактические беседы; сообщение о противоправном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение и т. п.;

— организационные меры направлены на совершенствование системы управления деятельностью по противодействию преступности. К таким мерам можно отнести информирование субъектами, реализующими контрольно-надзорные функции, а также осуществляющими уголовное судопроизводство, организаций о выявленных нарушениях в их деятельности, причинах и условиях, способствующих нарушению законности, и устранение этих негативных факторов; меры по повышению раскрываемости преступлений; контроль за надлежащим выполнением субъектами профилактики своих профилактических функций и т. п.;

Общая характеристика субъектов профилактики

Как и любая социальная система, система предупреждения преступлений включает в свою структуру субъекты профилактики.

Формы, виды, направления, средства и методы профилактики реализуются в рамках деятельности определенных лиц.

В процесс профилактики преступности вовлечены самые разные лица и публичные образования. Так или иначе, профилактикой преступности занимаются педагоги в детском саду, учителя в школе, преподаватели в университете, тренеры в спортивной секции, врачи скорой медицинской помощи, руководители трудовых коллективов и обычные граждане. На бытовом уровне профилактика преступности реализуется за счет бесед воспитательного характера, оказания помощи органам предварительного расследования в качестве понятого, замечаний лицам, нарушающим правопорядок, сообщения в правоохранительные органы о совершенном правонарушении и лицах его совершивших, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и т. п. Важнейшим условием при этом является наличие твердой гражданской позиции, социально значимой установки и неискаженной шкалы морально-нравственных ценностей.

К сожалению, не все граждане обладают подобными качествами и желают участвовать в профилактике преступности. Некоторые равнодушно наблюдают за формированием негативных качеств личности у своих знакомых и близких, игнорируют тревожные сигналы, свидетельствующие о возникновении преступной мотивации, не обращают внимания на противоправное поведение других лиц и даже оправдывают его. Примером этого является, например, терпимое отношение к коррупции в нашем обществе. Поэтому наиболее эффективно профилактику осуществляют те лица и публичные образования, чьими функциональными обязанностями является осуществление предупреждения преступности.

Перечень субъектов профилактики довольно обширен.

Фактически в профилактику преступности вовлечено все общество.

При конкретизации субъектов профилактики целесообразно использовать метод классификации, который позволяет разделить все многообразие субъектов на группы и подгруппы, определить их функциональные обязанности и возможности в рамках профилактики преступлений.

Традиционно применяется классификация субъектов профилактики по происхождению, позволяющая выделить:

В свою очередь каждая из этих групп подразделяется на ряд подгрупп.

Так, государственные субъекты профилактики преступности образуются множеством субъектов, которые также могут быть разделены на подгруппы, которых объединяет принадлежность к органам государственной власти и государственный бюджет финансирования.

Например, мы можем выделить следующие подгруппы государственных субъектов профилактики.

1. Органы судебной власти, включающие суды, департаменты (аппараты) судов, органы судейского сообщества. Профилактика правонарушений данными субъектами осуществляется в трех направлениях. Во-первых, суды, осуществляя правосудие, обеспечивают реализацию общей и частной превенции, выявляют факты нарушения закона при осуществлении предварительного расследования, административного производства, рассмотрении дела нижестоящем судом и выносят частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Во-вторых, суд, органы судейского сообщества и аппараты судов предпринимают меры по профилактике правонарушений среди судей и служащих аппаратов судов. В-третьих, осуществляют профилактику правонарушений в здании судов.

3. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Помимо этого прокуратура участвует в правотворчестве, координации деятельности по борьбе с преступностью.

4. Федеральные органы исполнительной власти, которые в свою очередь также подразделяются на ряд органов, обеспечивающих самостоятельные сферы общественных отношений. Важнейшими субъектами профилактики преступности являются:

— Министерство внутренних дел. Следует отметить, что органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Одновременно и профилактическая функция является одной из важнейших в деятельности органов внутренних дел.

а) выявление и исследование причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
б) выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление;
в) установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности;
г) привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан;
д) предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
е) осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами установленных для них в соответствии с законодательством запретов и ограничений;

— Министерство обороны Российской Федерации, обеспечивающее профилактику преступности среди военнослужащих, государственных гражданских служащих Министерства обороны РФ;

— Министерство юстиции РФ, в чьи функции входят исполнение уголовных наказаний и обеспечение установленного порядка деятельности судов, в рамках которых активно осуществляется профилактика преступности. Помимо этого на Министерство юстиции РФ возложена и такая функция, как осуществление правового просвещения населения;

— другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие предупреждение преступности по направлениям своей деятельности.

5. Следственный комитет РФ, основная функция которого связана с осуществлением уголовного судопроизводства, в рамках которого также осуществляется профилактика преступности уголовнопроцессуальными, уголовно-правовыми и криминалистическими методами.

6. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выполняющие функции по профилактике преступности, аналогичные Федеральному Собранию РФ на региональном уровне.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также отчасти дублируют на региональном уровне функции отдельных федеральных органов исполнительной власти. При этом выделяются органы, имеющие специфические функции. Например, в структуре администрации Владимирской области действуют такие субъекты профилактики преступности, как Департамент административных органов и общественной безопасности и Управление по вопросам противодействия коррупции.

8. Государственные казенные учреждения по направлениям деятельности. Примером такого субъекта профилактики преступности является, например, Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, который осуществляет профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществление межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики.

Субъекты профилактики преступности из числа местных органов власти также имеют сложную структуру. В частности, на уровне местного самоуправления выделяются:

Организационно-правовые основы профилактики преступности в органах местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Негосударственные субъекты профилактики финансируются преимущественно не из государственного или местного бюджета. При этом источником их финансирования могут быть и государственные гранты. Как правило, негосударственные субъекты профилактики также бывают разных видов:

В последнюю группу входят различного рода волонтерские движения и организации, фонды помощи, благотворительные организации, реабилитационные центры, а также трудовые коллективы и отдельные граждане. Как правило, данные субъекты профилактики занимаются предупреждением преступности по различным направлениям. Причем данных субъектов можно также разделить по уровню на всероссийские общественные объединения и организации и региональные общественные объединения и организации.

Примерами всероссийских негосударственных субъектов профилактики являются:

Региональными негосударственными субъектами профилактики являются:

Известна и другая классификация негосударственных субъектов профилактики:

— массовые общественные организации, действующие на основе уставов и положений (политические партии и молодежные формирования, профсоюзы, добровольные спортивные объединения, общественные и религиозные организации и фонды), имеющие вертикальную и горизонтальную структуры и действующие в масштабах как страны, так и отдельных регионов и муниципальных образований. Данные субъекты осуществляют, как правило, общую профилактику;

— общественность, участвующая в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, внештатные сотрудники полиции и общественные помощники следователей, частные детективные и охранные предприятия).

Деятельность данных субъектов регулируется положениями нормативных правовых актов. При этом данные субъекты реализуют меры общего и индивидуального предупреждения преступлений;

— органы, организации, отдельные представители местной общественной самодеятельности (общественные объединения правоохранительной направленности, добровольные народные дружины, инспекции по делам несовершеннолетних на общественных началах, общественные воспитатели, общественные пункты охраны порядка). Данная подгруппа негосударственных субъектов профилактики наиболее многообразна и менее упорядочена. Она занимается непосредственно общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований по предупреждению антиобщественных проявлений.

Следует отметить, что вовлеченность граждан, общественных объединений и общественных организаций, а также трудовых коллективов в профилактику преступности отражает уровень демократизма в государстве. При этом активность такого участия в профилактике преступности и его эффективность зависят от ряда обстоятельств: возрастания уровня правосознания граждан и укрепления их гражданской позиции, роста социально-правовой активности населения, активной поддержки населением государственной политики, предоставления общественным институтам и гражданам определенных свобод и государственной поддержки гражданских инициатив.

Исследователи отмечают, что деятельность негосударственных субъектов профилактики преступлений, как правило, предполагает проведение следующих мероприятий:

Помимо рассмотренной нами классификации субъектов профилактики преступлений довольно распространенной является классификация по характеру направленности деятельности. В рамках данной классификации выделяют три группы субъектов профилактики:

Неспециализированные субъекты профилактики осуществляют профилактику преступности попутно с реализацией своих основных функций, не связанных с предупреждением преступлений. Например, Государственная Дума является представительным органов власти, основной функцией которого является правотворчество. При этом принимаемые законы нередко нацелены на профилактику различных нарушений законности; Министерство обороны Российской Федерации имеет основную функцию по обеспечению безопасности и обороноспособности государства, но при этом дополнительно при обеспечении воинского правопорядка осуществляют профилактику воинских преступлений и т.д.

Смешанные субъекты профилактики осуществляют предупреждение преступности как одну из основных своих функций.

Например, государственная служба российского казачества осуществляет охрану общественного порядка наряду с содействием государственным органам в организации воинского учета и патриотического воспитания.

Русская православная церковь, благотворительные организации по помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и т. п.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» использует другой подход к систематизации субъектов профилактики. При этом в законе (ст. 5) используются термины «субъекты профилактики» и «лица, участвующие в профилактике преступлений» (ст. 2).

Субъектов профилактики выделено всего пять:

В общих чертах мы рассмотрели данные субъекты. Что касается категории «лиц, участвующих в профилактике правонарушений», то под ними законодатель понимает граждан, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений.

Очевидным недостатком такого подхода является стремление законодателя подчинить себе гражданскую инициативу по предупреждению преступлений и ограничить возможности общественных институтов в данной сфере деятельности. Обращает на себя также внимание то обстоятельство, что законодатель даже не рассматривает такие общественные институты как субъекты профилактики, в то время как эффективность их деятельности по ряду направлений (например, в части ресоциализации и адаптации бывших осужденных) не уступает специализированным государственным органам.

Подобный подход несет риски развития демократизма в стране, снижает гражданскую инициативу в сфере профилактики преступности, в том числе отчасти лишая возможности получения государственной финансовой поддержки самостоятельные общественные институты профилактики преступности, уменьшает эффективность профилактической деятельности.

Таким образом, субъектами профилактики преступности является совокупность государственных, муниципальных, негосударственных органов, образующих относительное организационное единство, которые осуществляют предупреждение преступности в рамках реализации своих основных, дополнительных или второстепенных функций.

Место профилактики в системе противодействия правонарушениям

Деятельность по противодействию правонарушениям традиционно является одним из важнейших направлений государственной политики. При этом эффективность противодействия правонарушениям зависит от качества организационно-правовых основ данной деятельности, от наличия политической воли и ответственного выполнения поставленных перед субъектами противодействия задач.

В правовом поле Российской Федерации термин «противодействие правонарушениям» окончательно утвердился в 2002 году в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Данный нормативный правовой акт заложил основы системы противодействия правонарушениям, хотя предложенная им структура включала всего два компонента: профилактику правонарушений и борьбу с правонарушениями.

Следует отметить, что в научном мире термин «противодействие правонарушениям (преступлениям)» воспринимается довольно неоднозначно. Существуют как противники данного термина, так и его сторонники.

Более того, при анализе причинно-следственных связей, представляется, что правильнее использовать термин «противодействие преступности» в значении воздействия на преступность, а не наоборот. Само по себе слово «противодействие» означает действие, препятствующее другому действию. При этом в последовательности взаимосвязанного поведения первоначальным выступает преступная деятельность, которая вызывает закономерную реакцию противодействия со стороны правоохранительных органов, препятствующую ее развитию. В свою очередь сопротивление преступных элементов этому является фактически противодействием противодействию.

Полагаем, что в данном случае вернее было бы использовать не термин «противодействие преступности», а понятие «противодействие раскрытию и расследованию преступлений». В теории права подобного рода противодействие предложено называть «негативное противодействие», которое, в отличие от позитивного противодействия, имеет отрицательное социальное значение. В любом случае следует согласиться с тем, что означенные виды противодействия преступности (как воздействие на преступность и как ответная противостоящая реакция со стороны преступных элементов) следует разграничить.

Применение термина «противодействие преступности» законодателем привело к признанию содержания данного термина многими криминологами как данность. Не вдаваясь в полемику относительно удобства и допустимости применения данного термина к сфере государственной политики воздействия на преступность, отметим последовательность российского законодателя по внедрению данного термина в правовое поле.

По-видимому, данное противоречие и привело к действиям по оптимизации и унификации рамочного законодательства СНГ, в результате чего в качестве собирательного понятия, объединяющего различные направления воздействия на преступность, был принят термин «противодействие», что отразилось на вновь принятых Модельных законах: «О противодействии коррупции» 2008 г., «О противодействии экстремизму» и «О противодействии терроризму» 2009 г. Вместе с тем в содержательном аспекте противодействие различным видам правонарушений в законодательстве СНГ несколько отличается друг от друга, сохраняя при этом в неизменном виде три основных направления: профилактику правонарушений, борьбу с ними и минимизацию и ликвидацию последствий правонарушений.

Сказанное позволяет сделать вывод о сбалансированном и последовательном подходе к формированию системного воздействия на правонарушения, реализуемом как на международном уровне, так и на национальном уровне российским законодателем.

Сформированный таким образом правовой институт противодействия правонарушениям полностью включает в свой объем профилактику преступлений. Структура противодействия правонарушениям включает три основных направления:

При этом следует отметить, что формирующийся правовой институт противодействия преступности в России обнаруживает явные недостатки.

Например, противодействие наркотизму осуществляется на основании Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Стратегии государственной антинаркотической политики в РФ. Последняя рассматривает антинаркотическую деятельность также в трехсоставной системе: профилактике, борьбе и минимизации и ликвидации последствий незаконного потребления наркотических средств. При этом очевидным недостатком данной Стратегии является то, что она ориентирована скорее на противодействие незаконному обороту наркотиков не как явлению (в значении наркотизма), а как совокупности фактов немедицинского потребления наркотических средств. Кроме этого в ней слабо выражен профилактический потенциал противодействия наркотизму.

В целом, следует отметить, что наличие ряда федеральных законов, использующих общий подход к организации системы противодействия правонарушениям наиболее проблемного характера, позволяет сделать вывод о том, что законодатель конструирует общую организационно-правовую систему противодействия правонарушениям в Российской Федерации.

Однако это пока единственный Федеральный закон, посвященный регулированию общей системы противодействия правонарушениям в Российской Федерации. Федеральные законы по борьбе с правонарушениями и минимизации и ликвидации последствий правонарушений не приняты.

Следует отметить, что борьба с правонарушениями является традиционным направлением деятельности правоохранительных органов, и отсутствие федерального закона, регулирующего данную деятельность, по большому счету не сказывается на правоприменительной практике. Хотя снижение основных показателей эффективности борьбы с преступностью, выраженное в снижении и стагнации уровня раскрываемости преступлений, указывает на наличии системных проблем в данной деятельности, что требует принятия конкретных мер, одной из которых, очевидно, должно быть принятие федерального закона «О борьбе с правонарушениями».

Гораздо более проблемным является отсутствие федерального законодательства о минимизации и ликвидации последствий правонарушений, что не позволяет однозначно определить объекты минимизации и ликвидации последствий правонарушений, субъекты этой деятельности, принципы, направления, виды и методы минимизации и ликвидации последствий правонарушений.

Вместе с тем, очевидно, что последствия правонарушений могут иметь не только материальный, но и нематериальный характер, например атмосфера страха, возникшая в связи с проведением серии террористических актов. Как минимизировать и ликвидировать данные последствия, не совсем ясно.

Вместе с тем минимизация и ликвидация последствий правонарушений в России представляется довольно широкой областью государственного управления, требующей специального правового регулирования. Причем своим появлением она обязана международным тенденциям.

Так, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотрeбления властью предусмотрела три формы минимизации и ликвидации последствий правонарушений: реституцию, компенсацию и социальную помощь, каждая из которых предполагает принятие ряда самостоятельных мер, реализуемых различными субъектами. Например, в рамках компенсации рекомендуется создание как национальных компенсационных фондов для жертв преступлений, так и иных фондов, например общественных.

При этом в последнем случае субъектом минимизации и ликвидации последствий правонарушений могут быть частные лица, общественные объединения или политические партии.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время правовой институт противодействия правонарушениям в Российской Федерации находится на начальной стадии своего формирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *