что понимается под редукционизмом в процессе исследования психических явлений
Проблема редукционизма в психологии. Что такое редукционизм в исследовании психических явлений?
В научной психологии с целью объяснения сложных психи-ческих явлений существуют попытки сведения их к более простым. Постороение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто привлекаются объяснения и теоретические объекты (единицы
анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приводят попытки строить объяснения психических явлений средствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:
нию определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) явления.
В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на:
Альтернативой редукционизма принято считать такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имплицитно) представлены все свойства и особенности определенной, требующей объяснения стороны какой-либо группы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровицкий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения. Заметим, что обвинений в редукционизме избегают только те теории, которые имеют высокую надежность в предсказании новых фактов в какой-либо строго очерченной области приложения (применения теории).
Редукционизм
Редукционизм (лат. reductio – возвращение, отодвигание вперед) – объяснение сложных явлений и объектов действительности посредством более доступных для понимания категорий. Редукционизм применим к различным областям знаний, особую популярность он получил в философских науках, где с переменным успехом теснит холизм.
Психологический редукционизм – это исключение существования психологических закономерностей и сведение к объяснению психических явлений через положения, которые значительно умаляют достоинства психологии как науки. В отношении психологической категории сложилось несколько видов редукционизма. Физиологический редукционизм описывает психические качества через физиологию – например, через связь нервных центров.
Социологический базируется на отношениях между личностями. Логицистский редукционизм изучает психические операции с точки зрения логики. Информационный редукционизм основан на теории о том, что все психические явления – это, по сути, информационные процессы. В отношении психической деятельности редукционизм имеет относительную популярность, поскольку зачастую объяснение сложных психических процессов через надежные науки (например, химию) увеличивает надежность и этих обоснований.
И тем не менее большинство исследователей полагают, что изучение такой сложной структуры, как человеческое поведение, невозможно посредством использования одного универсального пояснения. Еще одним доводом против редукционизма в психологии выступает тот факт, что редукционистские объяснения зачастую отвлекают от других, действительно значимых доводов.
Проблема редукционизма в психологии. Что такое редукционизм в исследовании психических явлений?
В научной психологии с целью объяснения сложных психи-ческих явлений существуют попытки сведения их к более простым. Постороение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто привлекаются объяснения и теоретические объекты (единицы
анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приводят попытки строить объяснения психических явлений средствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:
нию определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) явления.
В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на:
Альтернативой редукционизма принято считать такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имплицитно) представлены все свойства и особенности определенной, требующей объяснения стороны какой-либо группы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровицкий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения. Заметим, что обвинений в редукционизме избегают только те теории, которые имеют высокую надежность в предсказании новых фактов в какой-либо строго очерченной области приложения (применения теории).
Редукционизм в психологии
Что такое психологический редукционизм? Что лежит в его основе, и какими особенностями он обладает? Какое он нашел применение в науке и повседневной жизни? Ответы на эти вопросы будут рассмотрены ниже.
Сложные механизмы и явления объясняются более простыми по своему значению, строению механизмами – такова идея редукционизма. Такая методологическая установка играла большую роль для философов и ученых прошедших лет. Эта популярность объясняется убеждением ученых, что для полного изучения объекта необходимо полностью «извлечь» его со всеми его составляющими.
Философская деятельность 18-19 веках была обусловлена «подгоном» всех теоретических исследований под ньютоновские законы механики – это стало механическим подходом редукционизма. Позднее этот подход выражался в попытках соотнести исторические явления с биологическими закономерностями.
В 20 веке редукционизм предстал как часть философии науки, ученые работали над созданием определенного языка, который подошел бы любой научной сфере. Позже он утвердился как логический позитивизм, зарождалась новая философия науки с использованием точных логико-математических средств и физических методов. Длительные исследования дали ценные результаты в исследовательской деятельности, но конечного результата ученым не удалось достигнуть.
В наше время редукционизм утратил главную роль в исследовательском механизме. Однако он все еще пользуется успехом и его активно применяют. Этот метод идеально подходит для моделирования.
Также редукционистские методы помогают в создании структур всевозможных классификаций. Ученые-математики талантливо пользуются этим методом для решения сложных задач, базируясь на тех, что уже нашли свое решение.
Редукционистский метод не достиг своей цели в создании единого языка, но он дал толчок созданию предпосылок к возникновению таких отраслей, как кибернетика, неклассическая логика и когнитология.
Определение и основные понятия
Редукционизм в психологии – это методологическая установка, которая может быть осознаваема или не осознаваема человеком, с ее помощью явления одного вида переводятся в другой вид, например психические явления становятся биохимическими, физиологическими явлениями.
Редукционизм не замечает или же категорически отвергает существование своих самостоятельных научных методов, теорий психологии, что отнимает ее независимость, а также статус самодостаточной науки. Психика считается чем-то вроде побочного явления. Редукционизм оставляет ее беззащитной один на один с вопросами, задаваемых социальной практикой, которые формируются в процессе создания фундамента, зарождения и последующего воспитания личности.
Смысл редукции, являющейся научным методом, таков, что исследователь, имея сложную многоуровневую задачу, переводит ее в более простую форму, которая может быть подвергнута анализу и решена. Редукция и ее принципы абсолютно признаны редукционизмом. Она незаменима как метод преобразования данных с целью упрощения и ускорения решения поставленных задач.
Редукционизм вызван попытками построения объяснений психических свойств и особенностей с помощью какой-либо науки, при этом не учитывая специфики психической деятельности.
Редукционизм помогает в решении многих проблем и задач. Первыми успешно решенными задачами редукционизм помог небесной механике. Именно благодаря металогическому методу было точно установлено существование Нептуна.
Разновидности
Психологический редукционизм имеет свои разновидности:
Многие считают, что редукционизм присущ любой теории – приближение одной группы к группе, которая является ее фундаментом, «идеальным фрагментом». Все объяснения не могут быть ограничены одним сближением групп, необходимы и другие операции по данному механизму.
Альтернативой редукционизма выступает выявление детали исследования, которая располагает всеми необходимыми характеристиками, для разъяснения какого-либо вопроса. Психологическая альтернатива – генетические исследования.
Ученые выявили несколько мнений о рассматриваемой нами позиции:
Аргументы «за» и «против»
Существуют доводы, которые выражают мнение ученых по поводу применения редукционизма как методологического подхода для исследования психики человека.
Аргументы, приводимые «за» использование данного метода:
Доводы, приводимые «против» использования данного метода:
В статье были рассмотрены принцип редукционизма, его определение и виды. Его развитие и совершенствование как науки продолжается по сей день. Данный метод является актуальным и популярным как в психологии, так и в других науках. Автор: Вера Чугуевская
Проблема редукционизма в психологии. Что такое редукционизм в исследовании психических явлений?
анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приводят попытки строить объяснения психических явлений средствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают: •
физиологический редукционизм — попытка объяснить пси хические явления путем сведения их к физиологическим явлениям и процессам, к структурным связям между ней ронами, нервными центрами, отделами мозга (см.: психо физиологическая проблема); •
социологический редукционизм — попытка объяснить пси хические явления путем сведения их к определенным спо собам общения и взаимодействия между людьми (напри мер, сведение личностных особенностей к интеракциям); •
логицистскийредукционизм — попытка объяснить психиче ские явления путем сведения их к созреванию и развитию различных форм структурной организации действий в ло гически организованные системы операций (например, в теории Жана Пиаже); •
информационный (кибернетический) редукционизм — сведе ние психики к процессам и механизмам переработки ин формации мозгом человека. При этом анализ психических явлений как информационных процессов чаще всего огра ничивается построением возможных моделей преобразо вания информации о внешнем мире, а также способов ее организации и хранения безотносительно к анализу онто логической специфики психики. Особенно ярко эта тен денция выступает в американской когнитивной психоло гии.
Существуют мнения, что любая теория необходимо предполагает редукционизм — сведение какой-либо группы явлений или объектов к элементам, единицам и т. п., лежащим в их основе («идеальная точка», атом, ген, интеракция, ассоциация, действие и т.
нию определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) явления. В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на: а) редукционистские — преимущественно сводящие сложные явления к более простым; б) конструктивистские — преимущественно строящие сложные предметы и явления путем их теоретического конструирования (выведения) из простых предметов и явлений.
Можно утверждать, что редукционизм выступает в явном виде в том случае, когда единица анализа какой-либо стороны психического явления, по мере развития научной психологии, становится несостоятельной в своем объяснительном и предсказательном потенциале по отношению: а) к эмпирическим фактам, б) к объяснительному потенциалу других психологических теорий — единицам анализа, которые обеспечивают более убедительное объяснение тех же самых фактов, предметов, явлений.
Альтернативой редукционизма принято считать такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имплицитно) представлены все свойства и особенности определенной, требующей объяснения стороны какой-либо группы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровиц-кий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения. Заметим, что обвинений в редукционизме избегают только те теории, которые имеют высокую надежность в предсказании новых фактов в какой-либо строго очерченной области приложения (применения теории).
Как избежать редукционизма при анализе и объяснении психических явлений? Онтология психических явлений. В чем проявляется бытие психических явлений?
При анализе и объяснении психических явлений большую трудность представляет разведение их онтологических и гносеологических аспектов. Это связано с тем, что ответ на вопрос о том, что считать бытием психических явлений, во многом зависит от определения предмета исследования, а 76
также от гносеологических установок.
Заметим, что указать эмпирические признаки психических явлений труднее, чем феноменологические особенности, именно в силу противоречивости онтологической интерпретации психических явлений разными психологическими направлениями. Одна из основных причин затруднений традиционно формулируется как психофизиологическая проблема (см. выше).
Особенности существования (онтологии) психических явлений рассматриваются в рамках вопроса о предмете психологии (см. выше). Первые способы онтологического представления психических явлений носили феноменологический характер и определяли психику через понятие «душа», а позднее — через понятия «сознание», «сознательный опыт». Опыт, который дан субъекту в самонаблюдении в форме ощущений, представлений, переживаний, мыслей, рассматривался как онтология психических явлений.
Отметим, что в первых подходах к анализу психических явлений в качестве онтологической основы психики указывались феномены. Если В. Вундт и Э. Титченер свою задачу видели в интроспективном разложении феноменов на «психические элементы» — ощущбния и переживания — с целью последующего построения из них более сложных психических образований, то гештальтпсихологи настаивали на принципиальной целостности различных феноменов и предлагали исследовать закономерности организации их целостных форм. Вопрос о происхождении феноменов оставался открытым.
Постулирование только феноменологической онтологии психики закрывает возможности для использования объективных методов ее исследования. Пожалуй, методологически закономерным и исторически оправданным был подход американского бихевиоризма, который характеризовался радикальным постулированием нового типа онтологии, по-
зволяющей использовать максимально объективные методы познания. В качестве онтологической основы психики выступали системы формирующихся ответных реакций организма на внешние стимулы.
Другой способ обойти вопрос о специфике психологической онтологии — сведение (редуцирование) психики к нейрофизиологическим процессам, которые регистрируются объективными методами. На этом пути установлено большое количество корреляционных отношений между феноменами и нейрофизиологическими процессами. Но при этом сами феномены ускользают от причинно-следственного выведения их из закономерностей нейрофизиологических процессов в мозге, в нервной системе и в органах чувств.
В отечественной психологии вопрос об онтологическом статусе психических явлений всегда находился в центре научных обсуждений (Выготский, 1982; Леонтьев А. Н., 1965, 2000; Рубинштейн, 1957, 1973; Гальперин, 1998, 2002). Обсуждения обеспечивали развитие единого теоретического подхода к исследованию психики, который исходно строился как культурно-исторический подход, а позднее получил теоретическое обобщение в рамках деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
Ответ на вопрос об онтологической сущности психических явлений содержится в функциональном определении. Психика — это система функций живого организма, которые закладываются в филогенезе, но содержательно наполняются и развиваются на протяжении онтогенеза в процессах активного взаимодействия с предметным миром, в процессах реализации операций, действий, деятельностей и обеспечивают: •
ориентировку живого организма в окружающем мире и по стоянное совершенствование способов ориентировоч но-исследовательских операций и действий; •
организацию на основе ориентировочно-исследователь ских операций и действий различных форм целенаправ ленного поведения; •
накопление в течение жизни и фиксирование в форме «об раза мира» наиболее эффективных способов ориентиров ки и организации поведения.
В человеческом обществе наиболее эффективные (собственно человеческие) способы ориентировки и организации поведения и действий фиксируются в предметах культуры, орудиях, знаково-символических средствах и транслируются в череде поколений в форме общественно-исторического опыта.
Таким образом, онтологическими формами психических явлений признаются все внешние ориентировочные и исследовательские формы активности живых организмов, которые у человека могут приобретать характер опосредствованных орудиями и знаками, целенаправленных рефлексивных умственных форм ориентировочных действий.
менов, обеспечиваются психологическим механизмом инте-риоризации, закономерности которого всегда находились в центре исследований в отечественной психологии.