что понимается под термином негативное воздействие на окружающую среду
Что понимается под термином негативное воздействие на окружающую среду
Статья 1. Основные понятия
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
вывезены из Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)
Негативное воздействие на окружающую среду
Смотреть что такое «Негативное воздействие на окружающую среду» в других словарях:
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды(ст.1.Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»] [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия
негативное воздействие на окружающую среду — 3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности. 3.20 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология
Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология
Testsmart
ЭКГ 112.19. Основы обеспечения экологической безопасности в организации
Вопрос
1.Что понимается под термином «окружающая среда» согласно Федеральному закону N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»?
Земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух
Растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле
Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов
Естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства
7-ФЗ Статья 1. Основные понятия
Вопрос
2.Что из перечисленного не относится к деятельности, направленной на охрану окружающей среды?
Сохранение и восстановление природной среды
Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов
Предотвращение и ликвидация последствий стихийных бедствий
Предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий
7-ФЗ Статья 1. Основные понятия
Вопрос
3.Что понимается под термином «негативное воздействие на окружающую среду» согласно Федеральному закону N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»?
Воздействие только химических веществ на окружающую среду, при котором не сохраняется биологическое разнообразие
Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды
Воздействие только хозяйственной деятельности на окружающую среду, при котором не обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем
Последствия стихийных бедствий
7-ФЗ Статья 1. Основные понятия
Вопрос
4.Что понимается под термином «накопленный вред окружающей среде» согласно Федеральному закону N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»?
Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды
Негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов
Вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме
7-ФЗ Статья 1. Основные понятия
Вопрос
5.Что соответствует термину «объекты накопленного вреда окружающей среде» согласно Федеральному закону N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»?
Только территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде
Только объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде
Территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде
Только объекты капитального строительства, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде
7-ФЗ Статья 1. Основные понятия
Вопрос
6.Что из перечисленного не относится к объектам охраны окружающей среды?
Компоненты природной среды
Здания и сооружения, расположенные в природных комплексах
7-ФЗ Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.)
Вопрос
7.Какой Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации?
Федеральный закон N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»
Федеральный закон N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральный закон N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
7-ФЗ В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
Вопрос
8.На чем основывается и из чего состоит законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды?
Основывается только на нормах международного права и состоит из международных договоров Российской Федерации
Основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
Основывается только на законе «Об охране окружающей среды» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации
Основывается только на Конституции Российской Федерации
7-ФЗ Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
Вопрос
9.Какой из перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду не предусматривает взимание платы?
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Разрушение памятников и достопримечательных мест
Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)
7-ФЗ Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Вопрос
10.На какие виды подразделяются опасные воздействия на окружающую среду для практических нужд?
На физическое и механическое воздействие
На излучение, физико-механическое (физическое), химическое, биологическое воздействия
На антропогенное и биологическое воздействие
На механическое, акустическое и химическое воздействие
ГОСТ Р 14.03-2005 п.4 Фасетная структура классификации опасных воздействий на окружающую среду (виды, факторы, показатели безопасности)
4.5.1 Для практических нужд опасные воздействия подразделяют на следующие виды:
негативное воздействие на окружающую среду
3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности.
3.20 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение окружающей среды, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности людей.
3.16 негативное воздействие на окружающую среду: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Полезное
Смотреть что такое «негативное воздействие на окружающую среду» в других словарях:
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды(ст.1.Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»] [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (Федеральный закон Об охране окружающей среды ). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы… … Большой юридический словарь
РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология
Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология
Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду: проблема соотношения понятий
Хасанов Д.Г., юрист-эксперт ОАО «Межрегиональная девелоперская компания».
Разработка и закрепление ключевых понятий имеют большое значение для правовой науки, поскольку основываются они прежде всего на выделении и обосновании существенных признаков исследуемых общественных отношений, отделении указанных признаков от несущественных, а также ложатся в основу системы знаний о правовом регулировании той или иной сферы общественного взаимодействия. Вместе с тем вопрос о понятиях может иметь и существенное практическое значение, например, для законодательного регулирования, поскольку раскрытие в законе соответствующих понятий позволяет более точно определить круг и содержание регулируемых общественных отношений (предмет регулирования).
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ и от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Утратил силу.
См.: Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 59.
См.: Там же.
Сегодня, по нашему мнению, в рамках научной дискуссии было бы небезынтересно вернуться к обсуждению содержания двух хорошо знакомых науке природоресурсного и экологического права и уже закрепленных в Законе («Об охране окружающей среды») понятий: понятия использования природных ресурсов (природопользования) и понятия негативного воздействия на окружающую среду. Тем более что вся сложность и многогранность общественных отношений по использованию и охране природных ресурсов и поныне питает почву для научных дискуссий относительно правовой природы и соотношения указанных общественных отношений.
См.: Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958. С. 210.
См., напр.: Жариков Ю.Г. Теоретические проблемы права сельскохозяйственного землепользования в СССР: Дис. на соискание уч. степени д.ю.н. М., 1973. С. 28; Сыродоев Н.А. Землепользование социалистических организаций и граждан. М., 1975. С. 14.
Краснов Н.И., Аксененок Г.А. и др. Право природопользования в СССР. М., 1990. С. 16.
См., напр.: Усманова Л.Ф. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в аграрном секторе экономики: Дис. д-ра юрид. наук. Уфа, 2000. С. 105.
Достоинством закрепления в Законе и применения в науке одновременно двух терминов: использования природных ресурсов (природопользования) и воздействия на окружающую среду, главным образом негативного, безусловно, является обращение законодателем и учеными самого серьезного внимания на связанные с хозяйственным освоением природных ресурсов негативные изменения качества окружающей среды и, как следствие, на необходимость максимального ограждения природы от вредного воздействия промышленного и иного производства. Тем не менее определение понятия природопользования через понятие воздействия, включая негативное, вызывает, по нашему мнению, сомнения, обусловленные следующими причинами.
Наиболее полное представление о содержании отдельных элементов системы и их роли в ней можно, как известно, получить, сопоставив их с другими элементами системы. Взять для примера наиболее близкие к понятиям природопользования и негативного воздействия на окружающую среду понятия: «охрана окружающей среды», «вред окружающей среде», «экологический риск», «экологическая безопасность», «загрязнение окружающей среды», «экологическое правонарушение».
Приведем здесь легальное толкование этих терминов :
См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что общественные отношения, охватываемые терминами «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность», направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, поэтому общество заинтересовано в их поощрении. Вместе с тем они вполне сочетаются с рациональным использованием природных ресурсов. И наоборот, явления, обозначаемые понятиями «загрязнение окружающей среды», «экологический риск», «вред окружающей среде», находятся в тесных причинно-следственных связях с негативным воздействием на окружающую среду, связях, совершенно исключенных или сведенных к минимуму применительно к рациональному природопользованию, и отрицательно воспринимаются обществом.
В системе основных понятий, закрепленных ст. 1 Закона об охране окружающей среды, таким образом, различаются две группы терминов: одна из них содержит в себе определения социально полезного поведения граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, а другая соответственно определяет действия (бездействие) хозяйствующих и иных субъектов, отрицаемые с позиции обеспечения экологических интересов общества, отдельных граждан. И если понятие «негативное воздействие на окружающую среду» относится ко второй группе терминов, то место понятия «использование природных ресурсов» в смысле, закладываемом в него законодателем, в этой системе представляется неопределенным.
Таким образом, соотношение между двумя рассматриваемыми понятиями значительно сложнее, чем соотношение между целым и частью. По-видимому, правильнее все же определять природопользование как процесс прежде всего рациональный, в том числе и с экологической точки зрения, и не связывать его «по определению» с негативным воздействием на окружающую среду. Да и объединение в одном понятии по сути полярных с точки зрения социального значения общественных отношений выглядит трудно объяснимым.
См.: Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: Издательство «БЕК», 1995. С. 209.
См., напр.: Широбоков А.С. Правовые основы установления и применения лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов // Юрист. 2006. N 2. С. 47.
Не углубляясь здесь в дискуссию по этому вопросу, заметим, что, как бы то ни было, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, по нашему мнению, необходимо рассматривать если и не как противоправное поведение, то как меру, вынужденную крайней необходимостью и применяемую в исключительных предусмотренных законом случаях с учетом тщательного анализа финансово-технических возможностей субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также социальных потребностей в результате этой деятельности. Целесообразным представляется, например, установление в законодательстве перечня видов деятельности, по которым допускается установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
Сегодня же для любых действующих предприятий в качестве лимитов выбросов и (или) сбросов, как правило, закрепляются фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Что по мере усугубления экологических проблем за счет применения устаревших природоемких технологий производства на фоне непрерывно растущих возможностей научно-технического прогресса в сфере природосбережения представляется недопустимым.
Понимание негативного воздействия на окружающую среду как элемента природопользования, на наш взгляд, таким образом, не способствует повышению эффективности противодействия загрязнению окружающей среды, в том числе и путем жесткого регулирования лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, поскольку при таком подходе сохраняется серьезный соблазн оправдывать загрязнение природы экономической (при этом зачастую мнимой) выгодой от использования природных ресурсов, технологической отсталостью предприятий-природопользователей и иными экономическими причинами.
Поэтому аргументы об экономической обоснованности (и тем более неизбежности) негативного воздействия на окружающую среду в процессе использования природных ресурсов далеко не всегда состоятельны даже с позиций экономики природопользования. Что еще раз убеждает в отсутствии жесткой (неизбежной) связи между использованием природных ресурсов и негативным воздействием на окружающую среду и, таким образом, необходимости разграничения понятий природопользования и негативного воздействия на окружающую среду.
Нетрудно также заметить разницу между платой за негативное воздействие и иными неналоговыми формами платы за использование природных ресурсов, например лесными податями, арендной платой. Отношения здесь хотя и носят возмездный характер, но обязаны своим возникновением совершенно иным, нежели необходимость в возмещении вреда, причинам. Главное, что характеризует плату за использование природных ресурсов в отличие от платы за негативное воздействие, это возможность получения собственником (государством) дохода (фиска) от принадлежащего ему (иным лицам) имущества (природных ресурсов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду предназначена для компенсации вреда, причиненного окружающей среде, и в строгом смысле не составляет ни доход государства, ни тем более доход граждан и организаций.
Таким образом, отличия в характере платы за использование природных ресурсов и платы за негативное воздействие на окружающую среду свидетельствуют о различии в самой природе природопользования и негативного воздействия на окружающую среду. А если быть более последовательным, то именно разница в существе природопользования и негативного воздействия лежит в основании дифференциации платы за использование природных ресурсов и платы за негативное воздействие.