что понимается под термином спорт дайте характеристику футболу
Футбол
Содержание
Названия игры
ФИФА и Международный олимпийский комитет используют «футбол», как официальное международное название игры.
В других языках название игры является:
Общая часть
История футбола
Игры, похожие на современный футбол, существовали довольно давно у разных народов, однако первые записанные правила датированы 1848 годом. Датой рождения футбола считается 1863 год, когда была организована первая Ассоциация футбола и составлены правила, похожие на современные. История футбола началась очень давно. Так, например, и в Египте, и в Германии, и в Китае были игры, похожие на футбол. Самая удачная из них называлась гарпастум и придумали её итальянцы. Но когда появился современный футбол, гарпастум был забыт. Когда англичане придумали футбол, они сразу стали популяризировать его во всех странах, включая Россию. В то время в чемпионате участвовало много английских команд. О футболе в России впервые было сказано в книге одного из докторов [кого?] «игры с мячом на воздухе».
Правила игры
Отдельная футбольная игра называется матч, который в свою очередь состоит из двух таймов по 45 минут. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут, в течение которой команды отдыхают, а по её окончании меняются воротами.
В футбол играют на поле с травяным или синтетическим покрытием. В игре участвуют две команды: в каждой от 7 до 11 человек. Один человек в команде (вратарь) может играть руками в штрафной площади у своих ворот, его основной задачей является защита ворот. Остальные игроки также имеют свои задачи и позиции на поле. Защитники располагаются в основном на своей половине поля, их задача — противодействовать нападающим игрокам противоположной команды. Полузащитники действуют в середине поля, их роль — помогать защитникам или нападающим в зависимости от игровой ситуации. Нападающие располагаются, преимущественно на половине поля соперника, основная задача — забивать голы.
Цель игры — забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов.
В случае, если в течение двух таймов команды забили одинаковое количество голов, то или фиксируется ничья, или победитель выявляется согласно установленному регламенту матча. В этом случае может быть назначено дополнительное время — ещё два тайма по 15 минут каждый. Как правило, между основным и дополнительным временем матча командам предоставляется перерыв. Между дополнительными таймами командам даётся лишь время на смену сторон. Одно время в футболе существовало правило, по которому победителем объявлялась команда, первой забившая гол (правило «золотого гола») или выигрывавшая по окончании любого из дополнительных таймов (правило «серебряного гола»). В настоящий момент дополнительное время либо не играется вовсе, либо играется в полном объёме (2 тайма по 15 минут). Если в течение дополнительного времени победителя выявить не удаётся, проводится серия послематчевых пенальти, не являющихся частью матча : по воротам противника с расстояния 11 метров пробивается по пять ударов разными игроками. Если количество забитых пенальти у обеих команд будет равным, тогда пробиваются по одной паре пенальти, пока не будет выявлен победитель.
Футбол в мире
Согласно заявлению ФИФА в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов — женщины. Зарегистрировано около 1,5 миллиона команд и 300 000 профессиональных клубов.
В распределении по странам на первом месте США (примерно 18 миллионов, из которых 40 % женщины), затем идут Индонезия (10 миллионов), Мексика (7,4 миллиона), Китай (7,2 миллиона), Бразилия (7 миллионов), Германия (6,2 миллиона), Бангладеш (5,2 миллиона), Италия (4 миллиона), Россия (3,8 миллиона). Однако количество футболистов той или иной стране вовсе не говорит о качестве футбола в разных частях мира. Так, чемпионаты мира по футболу выигрывали исключительно европейские и южноамериканские сборные, а в Уругвае, который является двукратным победителем Кубка мира ФИФА, живёт меньше человек, чем в России зарегистрировано футболистов.
Тактика
Поскольку футбол игра командная, на первое место выдвигается взаимопонимание игроков, умение вести грамотные совместные действия. Важное значение при этом имеет тактическое построение игроков. Самой распространенной тактической схемой в современном футболе является игра с четырьмя защитниками, четырьмя полузащитниками и двумя нападающими — 4-4-2. Схем существует великое множество, однако само понятие схемы, как и понятие амплуа игроков достаточно относительно. В зависимости от квалификации игроков, их обязанности на поле могут значительно выходить за рамки амплуа. Так, часто по замыслу тренера полузащитники, в особенности крайние (а иногда даже и цeнтрaльные защитники) выполняют роль нападающих. В связи с развитием теории футбола и универсализацией игроков стали анахронизмом некоторые широко известные прежде схемы (например, бразильская атакующая схема «дубль-вэ» или система обороны со свободным защитником) и многие футбольные термины («инсайд», «либеро» и т. п.).
Футбольные структуры
Организации
Существует ряд организаций, осуществляющих контроль, управление и распространение футбола. Основной является ФИФА, расположенная в Цюрихе, Швейцария. Она занимается организацией международных соревнований мирового масштаба, в частности чемпионата мира. Далее идут континентальные организации и организации по странам, областям и городам и т. д. У каждой имеются обязанности по организации соответствующих футбольных соревнований, контролю за деятельностью входящих в них клубов, распространением и популяризацией футбола в регионе.
Клубы
Футбольный клуб — базовая ячейка всей футбольной структуры. Он является связующим звеном между футболистами, персоналом и организациями. По сути это команда футболистов, входящая в одну из организаций, имеющая определённую инфраструктуру и обслуживающий персонал.
Соревнования
Соревнования по футболу, как и в любом другом виде спорта — важная составляющая игры. Соревнование организуется федерацией, для каждого турнира составляется регламент, в котором обычно определяют состав участников, схему турнира, правила определения победителя при равенстве очков и какие-то отклонения от правил, например количество замен. Соревнования делятся на внутренние и международные, которые в свою очередь разделяются на клубные и национальных сборных. Футбольные турниры собирают десятки тысяч зрителей на трибунах стадиона и многомиллионные аудитория по телевидению.
Наиболее известными соревнованиями являются:
Разновидности футбола
Существует множество разновидностей футбола, в основном с меньшим количеством игроков, в том числе: футзал (AMF) и футзал (FIFA) — мини-футбол (играются в зале на специальном покрытии), дворовый футбол (играется на любом покрытии на полях любого размера любым количеством людей), пляжный футбол (играется на песке), «речной футбол» (по колено в воде, ежегодный турнир в английском г. Бёртон), «болотный футбол» (играется на болоте), футбольный фристайл (заключается в исполнении всевозможных финтов и трюков), рашбол (играется на поле, разделенном на зоны вратаря, штрафного удара, атаки, защиты и нейтральной), футдаблбол (играется двумя мячами).
Также существуют виртуальный и настольный футбол как спортивные игры и футбол на бумаге как логическая игра.
Поскольку популярность футбола очень высока, существует много игр, имитирующих футбол.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Доклад на тему: «Футбол – как вид спорта в школе»
Учитель физической культуры: Рыбаков И.А.
Воскресенск – 2020 г.
Всесторонняя информация о технико-тактической подготовленности футболистов, поступающая к тренеру с помощью средств и методов этапного, текущего и оперативного контроля, может быть реализована в целях соответствующих видов управления только в том случае, когда тренер профессионально владеет педагогическим мастерством.
Это предполагает умение грамотно использовать широкий арсенал специальных упражнений, направленных на преимущественное развитие тех или иных компонентов специальной подготовленности игроков; рационально комплексировать различные упражнения и режимы их практической реализации в соответствии с конкретными целями и задачами подготовки футболистов в разных структурных образованиях тренировочного процесса.
Основная проблема заключается в том, что, с одной стороны, возникает необходимость повышения международных результатов и дальнейшего развития футбола, а с другой – невозможность решить эту задачу без повышения эффективности подготовки футболистов, которая должна базироваться на совершенствовании системы спортивного резерва по футболу в целом.
Основной формой ведения игры должна быть коллективная комбинационная игра, а не индивидуальная, хотя в отдельных случаях единоборство и может привести к благоприятному результату.
Наступательный характер ведения игры дает бесспорное преимущество, но при равных условиях победу одержит та команда, которая лучше овладела искусством маневрирования, технически и физически лучше подготовлена. Игроки должны быть чрезвычайно подвижными, энергичными; они должны 90 минут двигаться, маневрировать, все время быть весьма активными.
Таким образом, в контесте актуальности изучаемого вопроса, были поставлены для изучениа следующие задачи:
1. Изучить классификацию техники игры.
2. Проанализировать методикy обучения и поочередность отдельных приемов игры.
3. Дать характеристику технике игры полевого игрока и вратаря.
4. Рассмотреть тактикy игры в защите, тактикy игры в нападении.
Общая характеристика футбола как вида спорта
Социальная значимость и польза футбола
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д.
Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие футбол способствует воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Это делает футбол ценным средством воспитания молодежи.
Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.
Наибольшей популярностьюфутбол пользуется среди детей и подростков в секциях футбола общеобразовательных школ и по месту жительства. Задачи физического развития, необходимого для полноценной подготовки к различным видам трудовой деятельности, решаются в секциях футбола общеобразовательных профессионально-технических училищ и техникумов.
Массовая подготовка спортивных резервов ведется в спортивных школах. Более 600 отделений по футболу ДЮСШ, СДЮСШОР, отделений по футболу УОР готовят квалифицированных юных футболистов. В программу физического воспитания высших учебных заведений включены факультативные занятия по футболу.
Секции по футболу имеют и многие трудовые коллективы. Систематические тренировочные занятия и соревнования направлены на всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья, организацию культурного досуга и активного отдыха широких масс трудящихся, что способствует повышению производительности труда. Важное значение придается занятиям футболом в Вооруженных Силах.
История. Справка о развитии футбола
Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа «футболом», хотя это и произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении. В начале 19 в. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб.
В 1863 представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, чтобы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию. Были разработаны первые в мире официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание. С тех пор в правила неоднократно вносились изменения, которые, безусловно, влияли на тактику и технику игры. В 1873 состоялась первая международная встреча сборных команд Англии и Шотландии, закончившаяся со счетом 0:0. С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).
В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке. В 1904 по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА).
В Россию футбол был завезен англичанами в конце 19 века. В 1897 году петербургский «Кружок любителей спорта» создал свою первую русскую футбольную команду. Количество команд постоянно росло.
В 1901 была образована Петербургская футбольная лига. Московская футбольная лига начала свою деятельность в 1911. По примеру Петербурга и Москвы футбольные клубы многих городов страны объединялись в футбольные лиги (Одесса, Харьков, Киев, Донбасс и др.). В общей массе это был еще совсем «зеленый» футбол. Игра носила ярко выраженный атлетический характер. Форварды ценились по напористости, а защитники — по габаритности. Соревнования возникали мгновенно, неожиданно. Играли в сапогах, ботинках, босиком. Нередко матчи кончались потасовкой.
Большинство выдающихся мастеров футбола начинало свою футбольную жизнь именно в «диких» командах. Такие популярные игроки первого поколения, как П. Канунников, Ф. Селин, Н. Соколов, М. Бутусов приобрели первые футбольные навыки в рядах этих «диких» команд.
Первая игра сборных команд Петербурга и Москвы состоялась в 1907 и закончилась победой Петербурга 2:0.
В 1911 был организован Всероссийский футбольный союз. В 1913 было разыграно второе первенство России. Результат был сенсационным. Команда Петербурга, бесспорный фаворит, проиграла одесситам в финальном матче со счетом 2:4. В 1914 начавшиеся встречи на первенстве России доведены до конца не были. Их прервала Первая мировая война. На международную арену русские футболисты вышли впервые в 1910, когда Россию посетила команда пражского клуба «Коринтианс». Русские футболисты не могли оказать иностранцам должного сопротивления и большей частью проигрывали. История его только начиналась.
Футбол в России до 1917 не получил массового распространения. Подлинно массовым он стал в годы Советской власти. С 1923 начали разыгрываться чемпионаты страны, вначале для сборных команд городов (наибольших успехов добилась сборная Москвы). С 1936 разыгрывались чемпионаты и Кубок СССР для клубных команд. В 1930- гг. гремели имена братьев Старостиных, выступавших за московский «Спартак».
Чемпионами СССР были: тринадцать раз становилось «Динамо» (Киев), двенадцать раз — «Спартак» (Москва), одиннадцать — Динамо» (Москва), семь раз — ЦДКА-ЦСКА, три раза «Торпедо» (Москва), дважды — «Динамо» (Тбилиси), дважды — «Днепр» (Днепропетровск), по одному разу — «Арарат» (Ереван), «Динамо » (Минск) и «Зенит» (Ленинград).
Обладателями Кубка СССР были: десятикратным — Спартак» (Москва), девятикратным — «Динамо» (Киев), шестикратным — «Динамо» (Москва), шестикратным — Торпедо» (Москва), пятикратным — ЦДКА — ЦСКА, четырехкратным — «Шахтер» (Донецк), двукратными обладателями — «Арарат» (Ереван) и «Динамо» (Тбилиси), по одному разу Кубком владели «Зенит» (Ленинград), СКА (Ростов-на-Дону), «Металлист» (Харьков) и «Днепр» (Днепропетровск).
После распада СССР в 1991 в России и других союзных республиках стали проводиться собственные национальные чемпионаты. Безусловным лидером российского футбола является московский «Спартак». Команда становилась чемпионом в 1992-2001 (кроме 1995, когда высший титул завоевала команда «Спартак-Алания»). Обладателями Кубка России были: «Торпедо» (Москва) — 1993; «Спартак» (Москва) — 1994, 1998; «Динамо» (Москва) — 1995; «Локомотив» (Москва) — 1996, 1997, 2000; «Зенит» (Санкт-Петербург) — 1999.
Высшие достижения сборной в чемпионатах мира: четвертое место в 1966. Высшие достижения сборной в розыгрышах Кубка и чемпионатах Европы: первое место в 1960, вторые места в 1964, 1972 и 1988. Высшие достижения сборной в олимпийских турнирах: первые места в 1956 и 1988. Главные тренеры сборной СССР: в 1956 и в 1960 — Г. Качалин, в 1964 — К. Бесков, в 1972 — Н. Гуляев, в 1988 — В. Лобановский и А. Бышовец. Тренеры сборной России — О. Романцев, Г. Ярцев
Высшие достижения клубов в еврокубках: первые места киевского «Динамо» в розыгрыше Кубка Кубков 1974-75 и 1985-86, тбилисского «Динамо» в 1980-81, выигрыш европейского Суперкубка киевским «Динамо» в 1975. Киевлян тренировал В. Лобановский, тбилисцев — Н. Ахалкаци. Лучшими футболистами Европы были названы: в 1963 — вратарь московского «Динамо» Лев Яшин, в 1975 — нападающий киевского «Динамо» О. Блохин, в 1986 — нападающий киевского «Динамо» И. Беланов.
Отдельная футбольная игра называется — матч, который в свою очередь состоит из двух таймов по 45 минут. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут, в течение которой команды отдыхают, а по её окончании меняются воротами.
В футбол играют на поле с травяным или синтетическим покрытием. В игре участвуют две команды: в каждой от 7 до 11 человек. Один человек в команде (вратарь) может играть руками в штрафной площади у своих ворот, его основной задачей является защита ворот. Остальные игроки также имеют свои задачи и позиции на поле.Защитники располагаются в основном на своей половине поля, их задача — противодействовать нападающим игрокам противоположной команды. Полузащитникидействуют в середине поля, их роль — помогать защитникам или нападающим в зависимости от игровой ситуации. Нападающие располагаются, преимущественно на половине поля соперника, основная задача — забивать голы.
Цель игры — забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов.
В случае, если в течение двух таймов команды забили одинаковое количество голов, то или фиксируется ничья, или победитель выявляется согласно установленному регламенту матча. В этом случае может быть назначено дополнительное время — ещё два тайма по 15 минут каждый. Как правило, между основным и дополнительным временем матча командам предоставляется перерыв. Между дополнительными таймами командам даётся лишь время на смену сторон. Одно время в футболе существовало правило, по которому победителем объявлялась команда, первой забившая гол (правило«золотого гола») или выигрывавшая по окончании любого из дополнительных таймов (правило «серебряного гола»). В настоящий момент дополнительное время либо не играется вовсе, либо играется в полном объёме (2 тайма по 15 минут). Если в течение дополнительного времени победителя выявить не удаётся, проводится серияпослематчевых пенальти, не являющихся частью матча : по воротам противника с расстояния 11 метров пробивается по пять ударов разными игроками. Если количество забитых пенальти у обоих команд будет равным тогда пробиваются по одной паре пенальти, пока не будет выявлен победитель.
Классификация техники игры
Техникa футбола подразделяется на два основных раздела: движения без мяча и движения с мячом.
К движениям без мяча относятся:
1) бег (в том числе и с изменением направления);
3) финты без мяча (туловищем).
К движениям с мячом относятся следующие элементы техники:
2) прием (остановки) мяча;
7) вбрасывание мяча;
Под техникой в спорте мы обычно понимаем способ выполнения движений. Каждый вид спорта требует специфической техники. Она касается не только специальных, необходимых для пего, движений, но и общих (бег, прыжки и т. п.).
На основании вышесказанного под техникой футбола мы понимаем способы выполнения всех движений, которые могут быть применены при игре.
Техника футбола имеет решающее значение. Прежде всего необходимо знание движений, производимых с мячом. Недостаток физической подготовки можно до поры до времени скрыть. Знание тактики (науки о рациональной борьбе в футболе) тоже не является первоочередным.Однако, чтобы подчеркнуть основное значение техники, целесообразно соотнести упомянутые три элемента и установить их очередность.
Чтобы быть футболистом, необходимо освоить технику. Но, чтобы быть хорошим футболистом, участвовать в ответственных соревнованиях, безусловно, необходимо иметь хорошую физическую, а также морально-волевую подготовленность, обладать теоретическими и практическими познаниями тактики и стратегии футбола и т. д.
В то время, как физическое состояние, тонкости тактических вариантов может заметить лишь специалист, степень технической подготовленности игрока оценит и неискушенный болельщик по точности направления мяча, по расстоянию его полета при ударе ногой или головой, по тому, как вратарь берет мяч, и т. д. Поскольку технику можно сразу увидеть, футболисты охотно ее осваивают и развивают. Игроки с удовольствием манипулируют с мячом, в противоположность, например, тактическим или физическим упражнениям, которыми они, признавая их необходимость, тем не менее занимаются неохотно: такие упражнения не всегда приносят им радость.
Поэтому правильно поступают тренеры, старающиеся достичь тактической и даже физической подготовленности своих питомцев частично путем выполнения упражнений с мячом.
Техника футбола состоит из ударов по мячу, остановок, ведения и бросков.
Удар носком. По неподвижному мячу вверх, угол вылета 40˚-50˚.
Бьющая нога, вначале немного согнутая в колене, маховым движением направляется вперед к мячу и проходя у опорной ноги, резко выпрямляется.
Перед ударом и в момент удара нога должна быть напряжена в коленном и голеностопном суставах, пальцы в бутце приподняты кверху и напряжены, пятка опущена.
Удар подъёмом с прямого разбега по неподвижному мячу; мяч идет низом. Игрок производит разбег и, по мере приближения к мячу, немного наклоняет вперед корпус. Опорную ногу, слегка согнутую в колене для большей устойчивости, он ставит вровень с мячом, чуть сбоку от него. Тяжесть тела вся на опорной ноге.Бьющая нога, сделав замах, движется к мячу. В начале движения эта нога согнута в колене, бедро отведено назад, голеностопный сустав не напряжен. Затем, опускаясь вниз-вперед, бедро тянет за собой голень. Угол, образованный бедром и голенью, нужно как можно дольше сохранить. Перед выполнением удара, голень, как бы отстававшая до этого момента от бедра, резко устремляется вперед к мячу и так, чтобы не задеть землю. В момент удара вес тела на опорной ноге, слегка согнутой в колене. Бьющая нога сгибается в колене немного больше, нежели опорная. Колено бьющей ноги находится над мячом.
При подведении к мячу подъём вытянут и напряжен, голень опущена под углом к поверхности земли. Для усиления удара корпус выпрямляется. Рука, одноименная опорной ноге, проходит вперед и заканчивает движение, сгибаясь у груди.
После удара бьющая нога резко продолжает движение вперед, сохраняя, положение голени и подъема под тем же углом. Это движение происходит за счет сгибания опорной ноги и выдвижения таза.
Для того, чтобы мяч пошел низко, необходимо соблюдать правильное положение голени и ступни в момент удара и проводки, (во время удара подъёмом нога некоторое время движется вперед вместе с мячом, как бы провожая мяч, отсюда термин «проводка», принятый в футболе).
Для того, чтобы направить мяч вверх, надо поставить опорную ногу сзади-сбоку, или в момент удара выпрямить бьющую ногу, проводя ее немного кверху и не посылая таза вперед.