что понимается под зст
Что такое зона свободной торговли. Объясняем простыми словами
Зона свободной торговли (ЗСТ) — способ международного сотрудничества, когда страны отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле.
В условиях глобализации мировой торговли и общемирового разделения рынка труда, когда отдельные элементы конечного продукта производятся в различных юрисдикциях, возникает необходимость сотрудничества, не обременённого ненужными административно-фискальными нагрузками.
Зоны свободной торговли в какой-то степени упрощают задачу межгосударственных и межкорпоративных взаимоотношений, работая на общую цель: снижение производственных издержек и себестоимости конечного продукта и повышение производительности труда.
Создание ЗСТ — это довольно глубокая форма интеграции. Это ещё не общий рынок, как у Евросоюза, но уже стабильные и лояльные договоренности об отношениях между странами.
Правила, действующие в ЗСТ, регулируются международным договором. При этом с третьими странами, не относящимися к договору о свободной торговле, государства определяют свою политику сами.
Примеры употребления на «Секрете»
«Страны Азии подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Она станет крупнейшей в мире — в странах — участницах соглашения проживает треть населения Земли».
(Из новости о соглашении между 15 странами Азиатско-Тихоокеанского региона.)
«В 2014 году, после подписания Кишинёвом соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего создание зоны свободной торговли, Москва установила пошлины на молдавскую сельхозпродукцию. Такое решение тогда стало реакцией России на опасения реэкспорта иностранных товаров через Молдавию».
(Из новости о возможном подорожании молдавских вин.)
Нюансы
Договор о ЗСТ не означает отсутствия границ. Между странами — участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров через государственные границы.
Зону свободной торговли создают и между двумя, и между большим количеством государств-участников. В мире существует довольно много таких зон.
В частности, договорённость о зоне свободной торговли есть между странами СНГ. Этот документ, вступивший в силу в 2012 году, заменил Соглашение о ЗСТ 1994 года. Страны СНГ ввели полномасштабный режим свободной торговли, однако некоторые участники договора договорились об исключениях. Среди них — Россия, которая сохранила около сотни экспортных пошлин: на нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанную древесину, цветные металлы, цемент, спирт и другие.
Что такое ЗСТ, ТС, ЕАЭС и другие евразийские союзы
Семь лет назад заработал Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Стоит ли поддерживать такое объединение сейчас, и зачем?
Семь лет назад, 18 октября 2011 года, восемь республик бывшего СССР – Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – подписали Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ.
На тот момент это был важный шаг. Доказательством может служить тот факт, что подготовка к созданию ЗСТ заняла 17 лет, и все это время страны вели работу в этом направлении. Первое соглашение-прототип было подписано в апреле 1994-го; на том этапе в деле еще участвовали Узбекистан, Азербайджан, Грузия.
Затем были приняты изменения и дополнения к договору, которые, впрочем, все страны так окончательно и не ратифицировали. И наконец, главы правительств республик, делящих между собой 90% «пирога» взаимной торговли в содружестве, подписали окончательный документ, разрешающий его участникам де-факто экспортировать абсолютное большинство товаров без пошлин и квот.
Объединения-конкуренты
За год до ЗСТ, в июле 2010-го, в СНГ заработало еще одно объединение – Таможенный союз (ТС). В него на первом этапе вошли только Белоруссия, Казахстан и Россия. Позднее, в 2014-м, к организации присоединилась Армения, а еще через год – Киргизия. Сейчас кандидатами на вступление также являются Тунис и Сирия, и этого момента как раз нельзя не отметить: взаимодействие в рамках ТС оказалось интересным и актуальным не только для стран бывшего СССР.
Согласно основным положениям ТС, к товарам, ввозимым из третьих стран, стал применяться единый таможенный тариф. Территории же государств-участников стали считаться единым рыночным и таможенным пространством, где отменялись таможенные пошлины и многие экономические ограничения.
С первого же дня существования ЗСТ оказалась прямым конкурентом Таможенному союзу. При этом она действительно имела ряд важных преимуществ. В частности, на территории ЗСТ:
Можно сказать, что членам ЗСТ достались практически все основные плюсы участия в ТС при отсутствии тамошних жестких обязанностей.
Фото: Dmitrydesign/ Shutterstock.com
Тем не менее в экономике, как и во всех прочих сферах, не бывает плюсов без минусов, и наоборот. Довольно быстро выяснилось, что эффективное разрешение споров в рамках ЗСТ – дело практически невозможное, как раз из-за отсутствия четкого регулирования.
Зачем плодить сущности?
В последующие годы Содружество независимых государств решило пойти по пути сближения, более тесной интеграции и ужесточения регулирования; в результате в 2012 году, вслед за ТС, заработал формат Единого экономического пространства (ЕЭП), а 1 января 2015-го был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС, не путать с ЕврАзЭС – Евразийским экономическим сообществом, появившимся еще в 2000 году и включавшим в себя РФ, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан), где обязательства оказались еще серьезнее, а регулирование взаимодействия – сильнее. Именно ЕАЭС в итоге стал главной интегрирующей структурой на постсоветском пространстве.
Самое время задать вопрос: а для чего, собственно, создавались все эти объединения, часть функций и полномочий которых откровенно дублируют друг друга? Стоило ли, выражаясь языком психологов, плодить столько однотипных сущностей?
Пожалуй, стоило. Дело в том, что за каждым из этих объединений стоит попытка России выстроить свою зону экономического влияния. Создать территорию, где российская экономика чувствовала бы себя хорошо, а заодно и помочь стать более успешными и богатыми соседям, которые и теперь, спустя 27 лет после того, как все мы перестали быть единым государством, воспринимаются «не чужими». Каждая уважающая себя сильная держава стремится к созданию своих зон влияния. Это неоспоримый факт. И Россия, в отличие от тех же Штатов, что в своих попытках часто напоминают слона в посудной лавке, делала это максимально дипломатичными и дружелюбными способами.
Сколько друзей ни корми…
Фото: alexfan32 / Shutterstock.com
Тем не менее, как показывает практика последних четырех лет, одних пряников для выстраивания успешного взаимодействия недостаточно. Даже создавая для друзей и «братьев» максимально выгодные условия сотрудничества, невозможно быть уверенным, что завтра все эти усилия не будут порушены и не пойдут прахом.
Та же Украина, не моргнув глазом, объявила 23 мая текущего года о выходе из СНГ. Документ был подписан Петром Порошенко 19 числа, и в тот же день глава государства объявил об отзыве представителей республики из уставных органов Содружества. «Им там нечего больше делать, – заявил он. – Мы вместе движемся в Европу».
За несколько недель до этого в Армении произошла «бархатная революция», также поставившая под вопрос перспективы участия этой страны в ТС и ЕАЭС. Разумеется, пока в стране не пройдут новые выборы, не устаканится новый политический курс – вопрос будет оставаться открытым.
Да не разрушишь ты дом свой…
Невольно возникает мысль: а стоит ли России продолжать идти в этом направлении, поддерживая «полуживые», по мнению некоторых политологов и экономистов, объединения?
Стоит. Хотя бы потому, что без собственных экономических объединений нам придется жить внутри глобальной экономики по чужим правилам.
Другое дело, что нужно, пожалуй, перестать так усиленно заботиться о соседях, и обратить наконец внимание на собственные интересы.
За примерами можно не ходить далеко. В 2012 году, например, вступили в силу соглашения в рамках ЕАЭС между РФ, Белоруссией и Казахстаном, регулирующие правовой статус трудовых мигрантов и членов их семей. Упрощение перемещения рабочей силы, безвизовый въезд – в «сферическом вакууме» вещь, может, и неплохая, удобная и в целом отвечающая интересам бизнеса. Однако мало кто из России едет «на ловлю счастья» и работы в Казахстан. То ли дело – наоборот. А вместе с гастарбайтерами прибывает к нам в страну и целый поток проблем, от повышения уровня криминала до «самого невинного» демпинга зарплат.
Фото: www.globallookpress.com
Тем не менее Россия относится к въезжающим с максимальной снисходительностью и почти отеческой заботой. В конце 2017-го было решено допустить граждан стран Союза, легально работающих в РФ, к системе обязательного медстрахования; ведется аналогичная работа по договору о пенсионном обеспечении, чтобы стаж, отработанный мигрантами в России, признавался при выходе на пенсию и у них на родине. Притом что к собственным пенсионерам у нашего государства отношение, мягко говоря, сложное.
В общем, подытоживая сказанное, можно повторить: разные объединения в рамках СНГ, равно как и формы сотрудничества с любыми другими странами, могут быть полезны. Но работа в этих направлениях со стороны России должна строиться по принципу, что озвучил давным-давно византийский философ Григорий Палама: «Да не разрушишь ты дом свой, способствуя домостроительству ближнего твоего».
EREPORT.RU
мировая экономика
Зона свободной торговли (ЗСТ)
Зона свободной торговли является теоретической концепцией создания торгового блока, страны-члены которого подписывают соглашение о свободной торговле (FTA), которое исключает тарифы, импортные квоты и преференции на большинство (если не все) товары и услуги, торгуемые между данными странами. Если люди могут также свободно перемещаться между странами, в дополнение к ЗСТ, то можно считать, что создается открытая граница. Это можно считать вторым этапом экономической интеграции. Страны выбирают этот вид экономической интеграции, если их экономические структуры дополняют друг друга. Если их экономические структуры являются конкурентоспособными, вполне вероятно, что для них не будет никакого стимула создавать ЗСТ, либо только выбранные товары и услуги будут фигурировать в соглашениях между подписавшими договор о ЗСТ странами.
В отличие от таможенного союза (третий этап экономической интеграции), члены зоны свободной торговли области не имеют единого внешнего тарифа, то есть они имеют различные квоты и традиции, а также разную политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ. Чтобы избежать уклонения от уплаты тарифов (через обратный вывоз) страны используют систему сертификации происхождения товаров чаще всего под названием «правила происхождения», где указана потребность в минимальной степени местных материальных затрат и локальных преобразований для добавления стоимости товаров. Только товары, которые отвечают этим минимальным требованиям, имеют право на особое отношение, предусмотренное положениями зоны свободной торговли.
Зона свободной торговли является результатом соглашения о свободной торговле (формой торгового пакта) между двумя или более странами. Иногда различные ЗСТ дополняют друг друга, в других случаях взаимодействия между ЗСТ нет. Зоны свободной торговли и соглашения допускают до некоторой степени каскадное подключение. Если некоторые страны подписывают соглашение по формированию ЗСТ (как торговый блок или в качестве форума отдельных членов ЗСТ) со странами, объединенными другим соглашением о свободной торговле или с другой страной, то новая ЗСТ будет состоять из старой ЗСТ плюс новая страна (или страны).
В промышленно развитой стране существует, как правило, мало, если они вообще существуют, значительных препятствий для легкого обмена товарами и услугами между частями этой страны. Например, не существует, как правило, торговых тарифов или квот на импорт; Есть правило, что не должно быть никаких задержек, когда товар поступает из одной части страны в другую (кроме тех, которые накладывает расстояние); Есть правило, что не должно быть никаких различий в налогообложении и регулировании. Между странами, с другой стороны, многие из этих препятствий на пути быстрого обмена товаров возникают часто. Является обычным делом установление импортных пошлин на того или иного рода товары, а уровень налога с продаж и регулирование часто зависят от страны.
Целью зоны свободной торговли является сокращение барьеров на пути обмена товарами или услугами, так что торговля может расти в результате специализации, разделения труда, а главное с помощью сравнительных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ утверждает, что на неограниченном рынке (в равновесии) каждый источник производства будет, как правило, специализироваться в той деятельности, где у него есть сравнительное (а не абсолютное) преимущество. Теория утверждает, что конечным результатом будет увеличение доходов и в конечном итоге богатства и благополучия для всех участников зоны свободной торговли. Но теория относится только к совокупности богатства и ничего не говорит о распределении богатства; на самом деле могут быть значительные проигрыши, в частности в ранее охраняемых отраслях, которые оказались в сравнительно неблагоприятном положении. В принципе, общие выгоды от торговли могут быть использованы для компенсации последствий снижения торговых барьеров в соответствующих отраслях экономики.
Этапы экономической интеграции по всему миру:
Каждый таможенный союз, общий рынок, экономический союз, таможенный и валютный союз и экономический и валютный союз имеют внутри себя зоны свободной торговли.
Список соглашений о свободной торговле
Большинство из этих многосторонних соглашений подписаны между соседними странами, но есть и исключения, такие как ВТО и Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство, которое является региональным в соответствии с некоторыми определениями, но заключено не между соседними странами.
Ниже приводятся действующие между странами мира соглашения о свободной торговле:
1. Соглашения о Всемирной торговой организации (ВТО):
2. Другие соглашения о зоне свободной торговли: