что понимается в философии под объективностью истины
Истина — что это такое, виды и примеры, отличия от «правды»
Что такое истина?
Истина – это гносеологическая характеристика знания, показывающая, как оно соотносится с предметом знания. Если говорить простыми словами, истина – это знание, соответствующее действительности. Она является результатом познания, а также его главной целью. Однако далеко не всегда познавательная деятельность приводит к получению истинного знания.
Противоположностью истины является ложь – знание, не соответствующее действительности, искажающее предмет знания.
Важнейшее свойство истины – объективность. Это значит, что она отражает объективную реальность и никак не зависит от личных представлений субъекта познания, его воли и желания. Другое важное свойство истины – конкретность. Истинное знание не допускает размытых и неоднозначных трактовок. Его можно считать правилом или законом, не имеющим исключений и не допускающим альтернативных толкований.
Отличие истины от правды
Большинство людей отождествляет эти понятия, даже не задумываясь о том, насколько они разные. Но умение отличать истину от правды необходимо каждому. При этом важно не просто различать эти понятия, но и отчётливо идентифицировать то и другое в повседневном общении, ведь это влияет на нашу успешность во всех сферах жизни.
Проще всего понять разницу между истиной и правдой можно из следующих формулировок:
Правда не может считаться абсолютным правилом или законом, поскольку зависит от конкретной личности и от внешних обстоятельств. Её можно считать относительным правилом, выполняющимся при определённых условиях.
Рассмотрим простой пример: некто обладает ошибочным знанием, но сам искренне верит, что оно истинное. Он не врёт, когда он передаёт это противоречащее действительности знание кому-то другому. Он говорит правду, но его правда не соответствует истине. Если же этот человек узнает истину, то его правда поменяется.
Возможны и другие обстоятельства, при которых правда отдельно взятого индивида сильно отличается от правды другого. К примеру, человек, желающий избавиться от избыточного веса считает вредной любую еду, в которой много калорий. А вот спортсмен-тяжелоатлет, наоборот, составляет свой рацион так, чтобы вместить в него количество калорий, которое обычному человеку покажется огромным.
Ещё один показательный пример – отношение к алкоголю. Если мы возьмём трёх разных людей, один из которых пьёт умеренно, второй страдает от алкогольной зависимости, а третий смог её побороть – у каждого из них окажется своя собственная правда. Один будет относиться к алкоголю спокойно, второй будет всячески оправдывать своё аддиктивное поведение, а третий – говорить об алкоголе с категорическим отвращением. И ни один при этом не будет врать.
Кроме того, правда относительна. Утверждение может быть истинным в частном случае, однако ложным для общего случая. К примеру, курильщики, как известно, всегда находят оправдание своей привычке. И практически у каждого из них есть в запасе история о том, как их дедушка всю жизнь курил и дожил до 80 лет. Но даже если эта история правдива, она совсем не делает истинным утверждение, что курение безвредно.
Виды истины – абсолютная и относительная
В некоторых случаях утверждение становится истинным при соблюдении некоторых внешних условий. Чтобы исключить противоречие, выделяют два вида истины: абсолютную и относительную. Рассмотрим каждый вид подробнее.
Абсолютная истина
Если знание полностью соответствует действительности при любых внешних обстоятельствах – это абсолютная истина. Помимо двух важнейших свойств истины, объективности и конкретности, она обладает также постоянством. Как бы ни менялись обстоятельства, никогда не наступит ситуация, в которой абсолютная истина перестанет быть таковой.
Примеры абсолютной истины:
Распространено убеждение, что абсолютная истина недостижима. Аргумент здесь простой: все знания человечества всегда опирались на законы природы, которые были доступны и понятны ему, но новые открытия неоднократно заставляли людей пересматривать представления о мироустройстве. К примеру, атом долгое время считался неделимой частицей. Потом его разложили на «кирпичики», а позже выяснилось, что можно делить и дальше.
Возможно, сегодня образованному человеку всё это кажется этапами «смуты» на пути становления современной науки. В таком случае рассмотрим более актуальный пример. Современная физика утверждает, что превысить скорость света невозможно. Любые расчёты или наблюдения, опровергавшие это, в итоге оказывались ошибочными или содержали погрешности. Таким образом, это истина, которую пока не удалось опровергнуть. Но означает ли это, что она абсолютна и её можно было бы включить в наш список?
Относительная истина
Относительная истина – это знания, соответствующие объективной реальности, но только с соблюдением определённых условий. Так в настоящее время утверждение может быть истинным, но со временем его придётся скорректировать или упразднить.
Примеры относительной истины:
Таким образом, относительная истина подразумевает наличие каких-то негласных, но очевидных условий. Нам не нужно уточнять, что мы находимся в северном полушарии, живём в XXI веке и считаем в десятеричной системе. Поэтому перечисленные утверждения являются истинными, но дотошный демагог вполне может оспорить каждое из них.
Объективная и субъективная истина
Другой подход к классификации строится на том, зависит ли истинность знания от субъекта познания. По этому критерию также можно выделить два вида истины:
Иногда в качестве примера субъективной истины приводят интерпретацию исторических фактов. Сами факты могут быть отражены верно, но их трактовка может отличаться. К примеру, одно и то же историческое событие можно назвать «аншлюсом» и «воссоединением». Оба определения будут отражать реальные факты, но содержать при этом субъективную оценку. Рано или поздно историки придут к консенсусу и выберут одну трактовку. Это и будет субъективная истина.
Критерии истины
Критерии истины – это признаки и правила, позволяющие однозначно сказать, является ли определённое знание истинным. Их изучением занимается гносеология (наука о знании), которая делит все критерии на две группы:
Существует три подхода к пониманию критериев истины: логический, философский и научный (использующийся во всех науках). Наиболее простым является логический подход, согласно которому основной критерий истинности – логическая правильность, то есть, наличие достаточного обоснования и отсутствие противоречий.
Наибольшее многообразие подразумевает философский подход. Так Рене Декарт считал, ключевыми критериями истинности ясность и очевидность знания, а Людвиг Фейербах – положительные ощущения, вызываемые этим знанием. В прагматизме ключевым критерием истины считается её полезность, а в конвенционализме – непротиворечивость в сочетании с другими истинами.
Отдельно стоит отметить религиозные критерии (которые можно считать разновидностью философских). В большинстве религий, а также в средневековой религиозной философии в роли критерия истины выступает авторитетное мнение пророков, богословов и других людей, заложивших основы конкретной религии.
В науке критериями истинности являются такие свойства знания как:
Важнейшим критерием в научном подходе считается практика – активная деятельность, в процессе которой человек постигает истину эмпирическим путём. Говоря простыми словами, экспериментальное доказательство теоретических расчётов является главным критерием их истинности.
Поиск истины в философии
Автором данного понятия считается Парменид, который противопоставил истину частному мнению. Вскоре стало ясно, что это понятие требует более сложного определения. С тех пор поиск истины стал одной из важнейших задач философии, и многие античные философы пытались понять, что она собой представляет. Аристотель пришёл к заключению, что не все человеческие знания истинны. Платону принадлежит утверждение, что истина существует независимо от знания, а значит, может существовать вне его.
По мере развития философии, появлялось всё больше новых мнений о том, что представляет собой истина. Иммануил Кант определял её как соответствие между знанием и предметом этого знания, а Рене Декарт – как знание, не вызывающее сомнений. Разные мыслители и философы предлагали считать признаками истины ясность и отчётливость знания, его практическую ценность, непротиворечивость, чувственный опыт и прочие факторы.
Теории истины
В современной философии в качестве наиболее интересных можно выделить следующие теории истины:
Заключение
Истина – это знание, достоверно отражающее действительность. Такое знание можно считать самым ценным и полезным. А с точки зрения науки, любые знания, отличные от истины, не только не представляют ценности, но даже считаются вредными. Поэтому в философии и других дисциплинах поиск истины, а также её критериев всегда был одной из первоочередных задач. Но даже сегодня, несмотря на объём накопленных человечеством знаний, вопрос о том, что такое истина и можно ли её постичь, остаётся открытым.
Понятие истины. Объективность истины
2. Понятие истины. Объективность истины
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».
А значит, зависит и процесс научного поиска, т.к. ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения.
Имеются разные определения истины:
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.
Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:
Во-первых, понятие «действительность» трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.
Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.
Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
3. Диалектика абсолютной и относительной истины
В поступательном движении познание человека идет от относительных истин к абсолютным. Абсолютная и относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.
Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.
Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной системе, например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу верной информации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете и явлении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках и свойствах, связях и отношениях. Относительным является наше знание и о мире в целом. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется. Поэтому наше знание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Любая научная теория относительна по своей природе, поскольку рано или поздно она сменяется новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей и описывающей те или иные стороны действительности.
Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет право рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека.
Во-первых, он используется для обозначения полного, исчерпывающего знания о мире в целом или об идеальном предмете и явлении. Это как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Но, поскольку мир полностью познать нельзя в силу его бесконечного многообразия и постоянного изменения, развития, постольку возникает вопрос: а существует ли абсолютная истина в этом смысле? Может быть это миф, за которым ничего реального просто нет. В действительности, абсолютная истина здесь выступает как некий идеал, как предельное знание, к которому стремится наше познание, никогда вместе с тем его не достигая. Термин «абсолютная истина» используется здесь для фиксации того факта, что познавательные возможности человеческого разума безграничны. Развитие науки при этом предстает как ряд последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых полнее, глубже и точнее, чем предыдущие.
В-третьих, этим термином обозначаются такие знания, в которых фиксируются какие-либо факты. Достоверность этих фактов либо очевидна, либо доказана наукой. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты (даты событий, рождения, смерти и т.п.). Примером подобных абсолютных истин могут быть суждения типа «философ Гегель родился в 1770 году», «Гавайские острова находятся в Тихом океане», «вода при нормальном атмосферном давлении кипит при 100° по Цельсию» и др. Такие истины всегда строго «привязаны» к определенному месту и времени. Они являются абсолютными истинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всех необходимых, строго определенных условий. Суждение, что «философ Гегель родился в 1770 году», верно лишь в современной системе летоисчисления. Даже то, что » «, истинно лишь в десятеричной системе исчисления. При изменении условий эти суждения перестают быть истинными.
Далее встает вопрос о достижимости абсолютной истины. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Однако следует отметить, что в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине.
Объективность истины. Истина абсолютная и относительная
Вопрос о том, что такое истина и существует ли она, обсуждается на протяжении многих веков в философии и науке. Без преувеличения можно сказать, что это один из вечных вопросов гносеологии. Его решение во многом зависит от общих мировоззренческих позиций, и, естественно, что по-разному на него отвечают представители идеализма и материализма. Следует также отметить многогранность и сложность проблемы истины, ее внутреннюю диалектичность. Именно забвение диалектики в решении проблемы истины приводит многих философов к одностороннему и искаженному ее пониманию.
Проблема истины всегда неразрывно связывается с вопросом о существовании объективной истины, т е такой истины, которая не зависит от вкусов и желаний личности, от корпоративных интересов отдельных партий или общественных движений, от человеческого сознания. Именно на вопросе о существовании объективной истины сталкиваются различные философские направления.
Достижима ли абсолютная истина? Этот вопрос обычно вызывает острые дискуссии, и однозначно ответить на него не просто. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Такая точка зрения усиливает позицию скептицизма и агностицизма.
Известно, что прогресс в познании в существенной степени зависит от технической и интеллектуальной «вооруженности» субъекта. На ранних стадиях человеческой истории многие загадки природы и общества были неразрешимы, поскольку уровень развития общественного субъекта был низок. С другой стороны, успешное разрешение познавательной задачи зависит и от сложности познаваемого объекта. Не случайно, что из всех наук с момента рождения точного естествознания успешнее всего развивалась механика, наука о наиболее простых физических объектах. Таким образом, в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине. Другими словами, абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.
Внешне абсолютная и относительная истины как будто бы исключают друг друга. Но в реальном процессе познания они не противостоят друг другу, а взаимосвязаны. Их взаимосвязь и выражает процессуальный, динамический характер достижения истины в науке.
Что означает истина и каковы ее критерии в философии?
Истина – это отображение действительности в подсознании человека, вне зависимости от характера индивида, который стремится познать действительность. А то, что считается неадекватным отражением действительного мира, считается заблуждением.
Под критериями истины подразумевается удовлетворение истины и возможность отличать ее от заблуждения на основе следующих аспектов:
Понятие истины в философском направлении
Одной из основных целей познания является достижение научной истины. В науке истина – это не только цель познания, но и еще предмет исследования, поэтому можно отметить, что определение истины отражает значение науки.
В философском понимании истина начинает свое развитие еще в античном периоде. К примеру, по мнению Платона, «тот человек, который рассуждает о сущности вещей, опираясь на то, какие они существуют, утверждает об истине, а тот человек, кто сообщает о них по-другому – является лгуном».
Длительное время в классической концепции истина являлась детерминантной в познании. В большей степени отталкивается от определения, что если истина сопровождается мыслью, то она на самом деле имеет значение. Данное определение соответствия мыслей действительности сходится с определением «адекватность». Иначе под истиной определяется свойство субъекта, которое существует гармонично с мышлением и с самим собой, а также с его доопытными формами. Именно так считал философ И. Кант.
В дальнейшем под истиной стали понимать свойства объектов, которые относятся к человеческому познанию. Кроме этого, стали перечислять и различные духовные ценности. Кант считал, что можно допускать лишь логические критерии истины, на основании которых познание определяется с разными закономерностями мышления. Но опора на логическое мышление не избавило от многих проблем в поисках критериев самой истины. Из этого следует, что не так просто преодолевать непротиворечивость мыслительного процесса. Порой даже нельзя достичь простой логической согласованности убеждений, которые вырабатываются наукой.
Еще один исследователь Августин затрагивал определение критериев истины. Августин занимался развитием учения о врожденности идей. Большинство философов сталкивались с проблемами, не понимая, что следует определять под действительностью, как следует относиться к реальности или к реальному миру? Представители материалистов и идеалистов стремятся отождествлять действительность с определением объективного мира. Под этим понимается то, что есть в окружающем мире и это не зависит от самого общества и индивида. Однако они считали, что человек является частью всей объективной окружающей действительности. По этой причине, не учитывая этой главной особенности, узнать об определении истины не предоставляется возможным.
Исходя из концепции различных направлений, истина определяется как адекватное отражение объективной действительности познающим индивидом, в результате которого предмет познания будет отображаться так, как преобладает вне зависимых обстоятельств от самого сознания. Из этого следует сделать вывод, что истину можно соотнести с объективным содержанием человеческого знания. Процесс познания не прекращается. Именно по этой причине появляется вопрос, затрагивающий характер самой истины.
Как уже было выше сказано, истина отражает объект познающего субъекта, воспроизводит его таким, каким он существует, вне зависимости от человека. Аналогично под истиной понимается знание, которое соответствует объекту познания. Таким образом, главная задача философии – открыть множество критериев истины.
Большинство представителей философии (Декарт, Лейбниц и другие) считали, что мыслительный процесс обладает способностью объективно представлять предмет. Они выдвигали разнообразные гипотезы, которые опирались на объективные рассуждения о возможностях отображать реальный мир. Однако при этом появлялся и иной вопрос: как определить их достоверность? Для ответа должно было быть логическое рассуждение с непосредственным доказательством либо опровержимостью. Со стороны субъективных исследователей рассматривались критерии истины непосредственных ощущений, исходя из научных понятий.
Чуть позднее была основана верифицируемость, получившая свое определение от терминологии «верификация» (проверка его подлинности). На основании этого любая научная гипотеза может быть осмысленной, когда ее можно проверить. В первую очередь, необходимо опираться на логику и уточнение. Например, в результате недостаточного развития науки и технического прогресса мы не способны видеть, как происходит развитие в центре Земли. Но мы можем предположить, что они опираются на логику и ее законы, поэтому целесообразно выдвигать гипотезы. И если они будут непротиворечивы, в этом случае утверждения можно считать истиной. Кроме того, важно принимать во внимание и другие критерии истины, которые можно объяснить с помощью логического мышления в философском направлении. Эта характерность определяется как логический позитивизм.
Большинство философов старалось преодолевать ограничения логики и ее методов для установления критериев истины. По этой причине они обосновывали определенную концепцию истины, сравнивая ее с действительностью и с «конечным критерием». Он предназначен для определения конкретных полезных свойств истины для деятельности индивида. Следует иметь в виду, что полезность не считается критерием истины, а понимается только как познание знаний действительного мира. Из этого можно сделать вывод о том, что действительность окружения этого мира недоступно для индивида, так как он имеет дело лишь с итогами своей деятельности.
Человек не может устанавливать несоответствие знаний окружающей действительности, а лишь эффективность и практическую пользу. Все знания в практическом опыте выступают как основные ценности познания индивида, поэтому их можно отнести к самой истине. Стоит отметить, что концепция в философии преодолевала много сложностей, чтобы как-то подойти к объективному установлению критерия истины. Лишь это установление объективных ее критериев, которые опираются на объективную действительность, может положительно повлиять на философское направление и в дальнейшем на развитие концепции истины. Стоит отметить, что объективная действительность существует не самостоятельно, а лишь когда затрагивают ее познание.
Понятие об объективности и субъективности истины
Под объективностью истины определяется действительное существование объекта познания. Информация о действительности носит объективный характер. Она отражает сознание, принимает формы мышления, проходит через органы чувств. По этой причине знание составляет субъективность истины.
В подсознании человека существуют различные объекты (детский сад, дом, школа, колледж, работа) и приобретают новые оттенки. Кроме того, оно может выражаться различными определениями, например, «гражданин является студентом общеобразовательного учреждения» или «учеником среднего специального учебного заведения». В итоге, эти определения звучат по-разному.
Из этого следует вывод, что истина является объективной по своему содержанию, и субъективной по форме.
Понятие об относительной и абсолютной истине
Все практические возможности индивида ограничены. Поэтому они являются главными причинами в ограничении знаний, если это относится к особенностям характера истины.
Под относительной истиной определяется знание, которое воспроизводит объективную действительность приближенно. Все особенности или свойства относительной истины могут выступать приближенно или в неполной степени во время взаимодействия между собой. На самом деле, действительность – это совокупность систем, состоящих из взаимодействующих составляющих. Любые неполные знания могут быть необъективными.
Стоит отметить, что в философской концепции есть и такое определение, как абсолютная истина. Под этим понятием предусматривается особенное развитие познавательного процесса. Однако абсолютная истина в философском направлении до конца не рассмотрена (исключение составляет метафизическая абсолютная истина, которую следует относить к творящей и созидающей силе Бога).
Абсолютная истина употребляется для характеристики специфического аспекта знания. Ее значение является схожим с объективной истиной и относительной истиной. «Абсолютную истину» следует рассматривать совместно во взаимодействии с процессом познания, когда осуществляется переход от научного представления к совершенному. Причем в существующее знание включено и новое знание. Именно это является единым знанием, представляющим своего рода процесс, когда устанавливается абсолютная истина.
Что означает конкретность истины?
Конкретность истины появляется во время самого познавательного процесса определенных объектов и отражает суждение об определенных объектах. Абстрактная истина возникает, когда существует абстрактное мышление и общее обобщение (Например, небо может быть ясным и голубым, школьная форма может быть синей или черной).
Разновидности истины
С целью доказательства истины и ее критериев, в первую очередь, необходимо ее тщательно проверять. Именно эта проверка и является главным критерием этой истины. К основным концепциям истины относят: классическую, когерентную, прагматическую и конвенциональную.
Ученые предлагают разные критерии, способные отличать истину от лжи, опираясь на чувственном опыте. Они считают, что действительность чего-либо может проверяться лишь одним чувственным опытом, а не абстрактными гипотезами.
Каких убеждений придерживалось большинство философов?
Большинство рационалистов утверждают, что чувственный опыт способен вводить общество в заблуждение. Основой для проверок является ясность и отчетливость. По мнению многих философов, идеальная модель истины – это наука математика, поскольку в ней нужны и важны достаточно четкие доказательства. Последующее формирование рационализма нашли в концепции когерентности, в соответствии с критериями истины считается согласованность мышлений с общей точки знаний.
Другие философы утверждают, что критерии истины – это всего лишь эффективность определенных знаний. По мнению большинства исследователей, знание достаточно проверить, оно эффективно функционирует и, с его помощью можно достичь успехов, если постоянно практиковаться. Сторонники марксизма утверждали, что основным критерием истины является практический опыт, который предусматривает активную деятельность человека. Истина признана и проверена практическим опытом множества поколений.
Другие философы в этом направлении признавали только конвенциональную истину. Для ее определенного критерия считается всеобщая согласованность утверждений со стороны ученых-исследователей. Например, научная истина – это то, что подавляет многих философов.
Большинство критериев (согласованность, эффективность, согласие) способно выйти за рамки обычного понимания истины. По этой причине в философском направлении можно говорить о неклассическом ее понятии. Сторонники марксистского принципа длительное время стремились воссоединить не только сам прагматизм, но и также классическое определение истины. Они считали, что каждый критерий истины имеет свои минусы, поэтому все их нужно исследовать как дополняющие критерии.
Вывод
Из этого можно сделать заключение: истиной считается то, что способно удовлетворить всем критериям. В философской концепции есть и другие определения истины. Религия предусматривает сверхразумную истину, а ее основанием считается Священное Писание. В современных условиях в направлении (например, в постмодернизме) вообще не воспринимают объективную истину. До сих пор наука рассматривает классическое определение истины и утверждает, что истина постоянно является объективной (вне зависимости от множественных чувств и изменчивого настроения индивида) и конкретной (находится в постоянном развитии). Именно последняя особенность раскрывает определение относительной и абсолютной истины.