что понимают под дидактическими функциями средства обучения
Средства обучения: понятие, функции и классификация
Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.
Понятие о средствах обучения и их сущность
Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.
С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:
Функции средств обучения
К числу основных функций можно отнести:
В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.
Принципы использования средств обучения
Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Подходы к использованию средств обучения
Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.
Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.
К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:
Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.
Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.
Дидактические функции средств обучения
Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.
Дидактическая сущность электронных средств обучения в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ЭСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует учебно-познавательную мотивацию, положительное отношение к предмету.
Использование электронных средств обучения позволяет создать искусственную образовательную среду для изучения предмета, увеличить объем индивидуальной и самостоятельной работы, организовать систематическую работу с учебной информацией, интенсифицировать труд учителя, предоставить учителю надёжную обратную связь с учеником и возможность оперативного управления процессом обучения на основе диагностики умений и навыков, организовать интенсивную интерактивную коммуникацию с «цифровой образовательной средой».
Методические аспекты обучения с использованием электронных средств обучения:
§ большая информационная емкость учебного материала, разнообразие источников информации;
§ интенсификация самостоятельной работы каждого ученика;
§ создание коммуникативной ситуации посредством развития коммуникативных навыков в основных видах учебной деятельности;
§ овладение различными моделями и структурами явлений, процессов;
§ повышение познавательной активности ученика, а также усиление мотивации учения.
В понятие электронный образовательный ресурс включены средства компьютерных телекоммуникаций.
Под средствами компьютерных телекоммуникаций подразумевается:
§ корпоративная сеть между образовательными учреждениями, либо локальная сеть в учреждении образования (Интранет);
§ а также проводимые с помощью компьютерных сетей различного рода теле-web-конференции, online-уроки.
С помощью сети Интернет, либо корпоративной сети, можно создать подлинную образовательную среду на основе организации интенсивного общения, работы с информацией, участия в учебно-воспитательных проектах.
Информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей:
§ электронная почта, теле и видеоконференции, разговор в сети;
§ электронные (мультимедийные) учебники, дистанционные курсы обучения;
§ справочные материалы (словари, энциклопедии, базы данных, карты и т.п.);
§ электронные библиотеки текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации;
§ виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы;
Дидактические средства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика
Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.
К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.
К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.
Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.
Функции дидактических средств обучения
В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:
Готовые работы на аналогичную тему
В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.
В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.
В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.
Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.
В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:
Классификация дидактических средств обучения
Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.
Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.
По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.
М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:
Статья «Дидактические средства обучения в образовательном процессе.»
Васильева О.В., Гутрова Ю.В.
Дидактические средства в образовательном процессе.
Аннотация: в статье представлен проанализированный и обобщенный материал по применению дидактических средств в образовательном процессе.
Ключевые слова: дидактическое средство, классификация дидактических средств, интерактивная доска, дидактический тренажер.
Подготовка специалистов представляет собой весьма трудоёмкий процесс, который складывается из ряда значимых факторов. Во-первых, это разработка оптимальной программы обучения и определение последовательности ее освоения. Во-вторых, это подготовка кадрового состава педагогических работников, обладающих хорошими теоретическими знаниями и практическим опытом. В-третьих, это подбор и применение преподавателями различных средств и методов обучения, позволяющих сформировать необходимые профессионально-специализированные компетенции.
В процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков значимую роль играют дидактические средства обучения. Под дидактическими средствами обучения следует понимать предметы, технические средства и устройства, учебные и наглядные пособия, воздействующие на органы чувств обучающихся и облегчающие им восприятие и изучение учебного материала.
Перечислим цели использования дидактических средств в учебно-познавательном процессе:
Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управление процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достичь лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. По нашему мнению, функциональная значимость дидактических средств намного шире. Они обеспечивают осознанное и осмысленное восприятие обучающимися учебной информации, формирование у них определенных представлений и понятий, обеспечивают благоприятные условия образовательного процесса, в том числе самостоятельной подготовки будущих специалистов, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям и уровню образования, а также обеспечивают преемственность знаний и межпредметную (междисциплинарную) связь.
Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем, в частности, отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности, должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.
На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач. Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым, повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся.
С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
В настоящее время в образовательном процессе широко применяются различные виды интерактивных дидактических средств:
На наш взгляд, наиболее эффективным дидактическим средством являются дидактические тренажеры. Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у младших школьников большой интерес, стимулирует их внимание.
Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
На сегодняшний день в образовательном процессе стали широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы.
Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям. В частности, мы можем определить следующие виды:
1 Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.).
2 Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности:
изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
3 Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
4 Задания по формированию умений сравнивать, анализировать.
5. Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
6 Задания с проблемными вопросами.
7 Задания на развитие воображения и творчества.
8 Экспериментальные задания.
9 Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента, способы записи результатов наблюдений и измерений, правила измерения, оценку точности измерения, графическую интерпретацию результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировку выводов результатам эксперимента, правила оформления отчета.
10 Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.
11 Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
12 Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
13 Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
14 Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их
назначение и технические характеристики, правила пользования», «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
15 Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
16 Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
17 Тесты с возможностью самоконтроля.
В настоящее время в начальной школе внедряется работа с интерактивной доской.
Электронная интерактивная доска — это устройство, которое может выступать в различных качествах: поверхности для отображения информации и маркерной доски. Интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски. Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером. Преподаватель с помощью маркера может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.
Доска позволяет показывать слайды мультимедийной презентации, видеоролики, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Дидактические материалы для показа на интерактивной доске (обучающие и проверочные упражнения, задания, аудио, видеоматериалы) можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.
Использование электронной доски предоставляет следующие возможности:
• соблюдение хорошего темпа занятия;
• подключение аудио- и видеооборудования;
• структурирование материала по страницам;
• сохранение файлов для открытого доступа к ним в сети;
• перемещение любого объекта;
• использование подписей и выделения текста.
Выполнение и подготовка интерактивного средства возможна с помощью следующих программ и сервисов:
Правильное использование имеющихся дидактических средств в их сочетании, умелое ориентирование на целевую аудиторию, позволит повысить качество освоения основных образовательных программ и дольше хранить обучаемыми сформированные образы в памяти, что, в конечном итоге, необходимо и для качественного освоения теории, и для эффективной практической деятельности.
Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ). – М.: МГПУ, ООО «АПриор», 2018. – 126 с.
Учебная книга нового типа как средство деятельной педагогичес-кой поддержки школьника в образовании / науч. ред. Н. И. Пушина. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012 – 380 с.
Меняев А.Ф. Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. М., 2016.- 341с. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.
Основные дидактические функции средств обучения
_наглядность, обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, формирование представлений и понятий.
Общие требования к использованию средств обучения,которые обеспечивают эффективное их применение в учебном процессе.
— соответствовать учебной программе и отвечать современному уровню
— отвечать основным принципам дидактики
— четкое определение цели и места использования каждого средства обучения используемого на уроке
Оснащая процесс обучения средствами обучения, необходимо учитывать следующие факторы:— экономический, обоснованный подход с учетом массовости и перспективности профессий- прочны и надежны в обращении-гигиенический, экологический-требования безопасности применения средств образования в учебном процессе.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ |
Учебные пособия для учащихся Учебники и учебные пособия, справочники, таблицы стандартов и нормативов, руководства по выполнению лабораторно-практические работ, карты передовых приемов труда. |
Дидактические средства Инструкцион ные и технологические карты, таблицы типичных ошибок и способов их предупреждения, наглядные пособия, ТСО, образцы материалов готовой продукции. |
Учебно-материальное оснащение Станки, верстаки, стенды, учебно-производственное оборудование учебные кабинеты, полигоны, тренажеры, машины, рабочие и контрольно-измеритель ные инструменты, сырье, материалы, заготовки |
Учебно-техническая документация Паспорта оборудования рабочие чертежи, схемы, карты технологического процесса, технические требования к качеству, производственные инструкции. |
Методические пособия для мастера Пособия и руководства по организации и методике производственно го обучения, частные методики, методически разработки, справочные пособия, методические рекомендации о передовом опыте. |
Вопросы для закрепления и контроля качества усвоения материала темы
1) Каковы задачи производственного обучения с точки зрения анализа основных функций трудовой деятельности рабочего?
2) Охарактеризуйте основные документы ФГОС НПО.
3) Какие компоненты государственного образовательного стандарта являются обязательными при подготовке квалифицированных рабочих?
4) Каковы основные требования к программе и принципы ее разработки?
5) Что является ориентировочной основой для формирования первоначального умения?
6) Какие основные этапы можно выделить в процессе формирования умений и навыков?
7) Как взаимосвязаны основные функции процесса производственного обучения?
8) Как взаимосвязаны основные компоненты процесса производственного обучения: цель, содержание, умения, инструктирование, средство?
9) Перечислите общие требования к использованию средств обучения, которые обеспечивают эффективное их применение в учебном процессе?
Литература по теме:
Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения. М,1990
Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения.М,2006
Задание 1. Рассчитать площадь учебных мастерских на 12 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 8кв.м.
Задание 13.Установите верно или неверно следующее утверждение.Наличие учебных мастерских создает условия для фронтального обучения учащихся, позволяет рационально чередовать теоретические знания с производственным обучением.
Задание 1. Выберете правильный ответ.Из какого документа мастер определяет, сколько часов в неделю отводится на урок производственного обучения? а) из технического плана б) из программы по производственному обучению в) из учебного плана
Задание 7. Выберите правильный ответ. В каком из документов раскрывается технология выполнения работы учебного задания: а) план производственного обучения б) графики производственного обучения в) учебно-технологическая документация
Задание 13. Установите соответствие.Планирующая документация мастера производственного обучения
1)образовательный стандарт | а) рабочий документ мастера профессионального обучения, который отражает тему, цель и задачу урока |
2) план урока | б) нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет |
3) перечень учебно-производственных работ | в) нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания и максимальный объем учебной нагрузки |
4) учебный план. | г) типичен для профессии: производственная ценность учебно-производственных работ; соответствие программе производственного обучения; |
Задание 18. Выберите правильный ответ. Образовательный стандарт – это
1) рабочий документ мастера профессионального обучения, который отражает тему, цель и задачу урока
2) нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, с указанием последовательности тем, времени на их изучение
Ответ:
Задание 5.Рассчитать площадь учебных мастерских на 15 человек с учетом, что на одного учащегося приходится 9кв.м.
Задание 18.Установите верно или неверно следующее утверждение.Методически грамотно организованное рабочее место мастера, отвечающее требованиям НОТ и оснащенное современной оргтехникой, является его инструментом, способствующим эффективности проведения учебных занятий.
Задание 14 . Установите соответствие.Планирующая документация мастера производственного обучения
1) рабочая программа | а) нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету с указаниями последовательности тем и времени на изучение |
2) сводно-тематический план производственного обучения | б) документ, в котором профессиональный и специальный блок для профессии разделены по учебным темам с указанием конкретного времени, отводимого на изучение |
3) план урока | в) типичен для профессии: производственная ценность учебно-производственных работ; соответствие программе производственного обучения |
4) перечень учебно-производственных работ | г) рабочий документ мастера производственного обучения, отражающий тему, цель и задачи урока. |
Задание 8. Отметьте правильный ответ.При разработке какого документа необходимо учитывать следующие требования: связь теории с практикой, доступность, систематичность?
1) учебного плана 2) квалификационной характеристики 3) программы по производственному обучению.
Задание 2. Рассчитать площадь учебных мастерских на 12 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 9кв.м.
Ответ
Задание 8. Дополните.Основное звено в организации учебно-производственного процесса, обеспечивающее эффективность проведения занятий и снижение потерь рабочего времени это ________________________
Задание 14.Установите верно или неверно следующее утверждение.Наличие учебных мастерских создает условия для индивидуального обучения учащихся, позволяет рационально чередовать теоретические знания с производственным обучением.
Задание 2. Выберите правильный ответ.Из какого документа мастер определяет, сколько часов в неделю отводится на урок производственного обучения. а) с программы по производственному обучению б) с учебного плана в) с технического плана.
Задание 11. Дайте определение: рабочее место учащегося _________________
Задание 17.Установите верно или неверно следующее утверждение.Рабочее место мастера располагают на возвышении – подиуме, так чтобы мастер видел всех работающих.
Задание 12.Дайте определение: рабочее место мастера _________________
Задание 15. Установите соответствие. Планирующая документация мастера производственного обучения
Задание 12. Выберите правильный ответ. При изучении, каких тем программы нормируются работы
а) операционных тем б) комплексных работ в) вводное занятие
Задание 3.Рассчитать площадь учебных мастерских на 13 человек с учетом, что на одного учащегося приходится 6кв.м.
Задание 15.Установите верно или неверно следующее утверждение.Мастерские для сварочных работ, в которых проводятся рубка, и резка металла изолируют от других мастерских, располагают на первом этаже.
Задание 3. Выберите правильный ответ.От чего зависит величина переводного коэффициента?
а) от технологии выполнения работы б) от курса и месяца обучения и разряда работы
в) от уровня подготовленности учащегося
Задание 5. Выберите правильный ответ. В каком из документов раскрывается технология выполнения работы учебного задания.
а) перечень учебно-производственных работ б) учебно-технологическая документация.
Задание 10. Отметьте правильный ответ.При разработке какого документа необходимо учитывать следующие требования: универсальность, всесторонность, связь теории с практикой, доступность, систематичность, преемственность, перспективность?
1) учебного плана 2) графика перемещения учащихся по рабочим местам 3) программы по производственному обучению 4) стандарта
Задание 6. Выберите правильный ответ. В каком из документов раскрывается технология выполнения работы учебного задания. а) перечень учебно-производственных работ в) план производственного обучения б) графики производственного обучения д) учебно-технологическая документация
Задание 16 . Установите соответствие.Планирующая документация мастера производственного обучения.
1) рабочая программа | а)нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету с указаниями последовательности тем и времени на изучение |
2) сводно-тематический план производственного обучения | б)документ, в котором профессиональный и специальный блок для профессии разделены по учебным темам |
3) план урока | в) документ, в котором сформулированы основные требования к профессиональным знаниям и уровню квалификации рабочего |
4)квалификационная характеристика | г) рабочий документ мастера производственного обучения отражающий тему, цель и задачи урока. |
Задание 4.Рассчитать площадь учебных мастерских на 14 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 9кв.м.
Ответ
Задание 16.Установите верно или неверно следующее утверждение.Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах цокольных этажах, а также над учебными помещениями.
Задание 4. Выберите правильный ответ.От чего зависит величина переводного коэффициента?
а) от технологии выполнения работы б) от курса и месяца обучения и разряда работы
в) от специальности
Задание 9. Отметьте правильный ответ.При разработке какого документа необходимо учитывать следующие требования: универсальность, всесторонность, связь теории с практикой, доступность, систематичность?
1) учебного плана 2) квалификационной характеристики 3) программы по производственному обучению 4) стандарта
Ответ
Задание 17. Выберите правильный ответ.Рабочая программа это:
1) нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету с указаниями последовательности тем и времени на изучение
2) документ, в котором профессиональный и специальный блок для профессии разделены по учебным темам с указанием конкретного времени
3) рабочий документ мастера производственного обучения, отражающий тему, цель и задачи урока
Задание 6. Рассчитать площадь учебных мастерских на 16 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 6кв.м.
Задание 11. Выберете правильный ответ.Какой из документов фактически определяет режим работы профессионального училища?
1) программа производственного обучения
2) учебный план 3) квалификационная характеристика.