что понимают под дидактическими свойствами средства обучения
Дидактические средства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика
Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.
К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.
К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.
Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.
Функции дидактических средств обучения
В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:
Готовые работы на аналогичную тему
В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.
В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.
В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.
Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.
В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:
Классификация дидактических средств обучения
Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.
Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.
По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.
М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:
Статья «Дидактические средства обучения в образовательном процессе.»
Васильева О.В., Гутрова Ю.В.
Дидактические средства в образовательном процессе.
Аннотация: в статье представлен проанализированный и обобщенный материал по применению дидактических средств в образовательном процессе.
Ключевые слова: дидактическое средство, классификация дидактических средств, интерактивная доска, дидактический тренажер.
Подготовка специалистов представляет собой весьма трудоёмкий процесс, который складывается из ряда значимых факторов. Во-первых, это разработка оптимальной программы обучения и определение последовательности ее освоения. Во-вторых, это подготовка кадрового состава педагогических работников, обладающих хорошими теоретическими знаниями и практическим опытом. В-третьих, это подбор и применение преподавателями различных средств и методов обучения, позволяющих сформировать необходимые профессионально-специализированные компетенции.
В процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков значимую роль играют дидактические средства обучения. Под дидактическими средствами обучения следует понимать предметы, технические средства и устройства, учебные и наглядные пособия, воздействующие на органы чувств обучающихся и облегчающие им восприятие и изучение учебного материала.
Перечислим цели использования дидактических средств в учебно-познавательном процессе:
Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управление процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достичь лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. По нашему мнению, функциональная значимость дидактических средств намного шире. Они обеспечивают осознанное и осмысленное восприятие обучающимися учебной информации, формирование у них определенных представлений и понятий, обеспечивают благоприятные условия образовательного процесса, в том числе самостоятельной подготовки будущих специалистов, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям и уровню образования, а также обеспечивают преемственность знаний и межпредметную (междисциплинарную) связь.
Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем, в частности, отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности, должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.
На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач. Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым, повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся.
С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
В настоящее время в образовательном процессе широко применяются различные виды интерактивных дидактических средств:
На наш взгляд, наиболее эффективным дидактическим средством являются дидактические тренажеры. Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у младших школьников большой интерес, стимулирует их внимание.
Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
На сегодняшний день в образовательном процессе стали широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы.
Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям. В частности, мы можем определить следующие виды:
1 Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.).
2 Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности:
изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
3 Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
4 Задания по формированию умений сравнивать, анализировать.
5. Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
6 Задания с проблемными вопросами.
7 Задания на развитие воображения и творчества.
8 Экспериментальные задания.
9 Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента, способы записи результатов наблюдений и измерений, правила измерения, оценку точности измерения, графическую интерпретацию результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировку выводов результатам эксперимента, правила оформления отчета.
10 Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.
11 Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
12 Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
13 Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
14 Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их
назначение и технические характеристики, правила пользования», «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
15 Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
16 Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
17 Тесты с возможностью самоконтроля.
В настоящее время в начальной школе внедряется работа с интерактивной доской.
Электронная интерактивная доска — это устройство, которое может выступать в различных качествах: поверхности для отображения информации и маркерной доски. Интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски. Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером. Преподаватель с помощью маркера может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.
Доска позволяет показывать слайды мультимедийной презентации, видеоролики, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Дидактические материалы для показа на интерактивной доске (обучающие и проверочные упражнения, задания, аудио, видеоматериалы) можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.
Использование электронной доски предоставляет следующие возможности:
• соблюдение хорошего темпа занятия;
• подключение аудио- и видеооборудования;
• структурирование материала по страницам;
• сохранение файлов для открытого доступа к ним в сети;
• перемещение любого объекта;
• использование подписей и выделения текста.
Выполнение и подготовка интерактивного средства возможна с помощью следующих программ и сервисов:
Правильное использование имеющихся дидактических средств в их сочетании, умелое ориентирование на целевую аудиторию, позволит повысить качество освоения основных образовательных программ и дольше хранить обучаемыми сформированные образы в памяти, что, в конечном итоге, необходимо и для качественного освоения теории, и для эффективной практической деятельности.
Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ). – М.: МГПУ, ООО «АПриор», 2018. – 126 с.
Учебная книга нового типа как средство деятельной педагогичес-кой поддержки школьника в образовании / науч. ред. Н. И. Пушина. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012 – 380 с.
Меняев А.Ф. Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. М., 2016.- 341с. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.
Что понимают под дидактическими свойствами средства обучения
Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.
К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:
— печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;
— простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;
— технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);
Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.
Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).
Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.
Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.
Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…
— технические средства обучения (ТСО);
— учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);
— раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);
— дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;
— учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);
— учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.
Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения. В данном разделе продукции выделяются.
— оборудование и изделия для школ;
— технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений;
— оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений;
— учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений.
В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на.
— учебные натуральные объекты: препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;
— учебные модели, макеты и муляжи, а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;
— печатные средства обучения: картинки, карточки, таблицы, альбомы;
— экранно-звуковые средства обучения: учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;
— учебные приборы, аппаратуру и устройства: механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;
— прочее оборудование и изделия для школ: учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.
Что понимают под дидактическими свойствами средства обучения
Согласно определению Е.С. Полат [6, с.154], под дидактическими свойствами средств обучения понимаются те качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Можно найти и другие подходы к определению дидактических свойств. Так, под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [2, 5]. По мнению П.В. Сысоева, под дидактическими свойствами мобильных технологий следует понимать основные характеристики и признаки, отличающие одни информационные технологии от других [7].
— под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач [1];
Анализ исследований мобильных технологий позволяет авторам выделить дидактические свойства и функции. К.В. Капранчикова в своем исследовании указывает на следующие:
1) дидактические свойства:
— доступность через мобильные устройства;
— возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, графической, видео-, аудио-);
— возможность размещения комментариев или внесения изменений в контент;
— возможность использования в качестве информационно-справочных ресурсов;
2) дидактические функции:
— информатизация учебного процесса;
— формирование информационной культуры обучающихся;
— возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильных технологий;
— возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;
— организация поисково-исследовательской работы;
— развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
— реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;
— развитие познавательной деятельности обучающихся;
— развитие профессиональных умений в изучаемой области знания;
— развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;
— формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);
— формирование социокультурной и межкультурной компетенций [3, с. 49-50].
В.А. Куклев выделяет и описывает дидактические свойства мобильных технологий по двум основаниям:
1) по представлению информации;
2) по организации учебного процесса отдельных мобильных технологий:
а) электронной почты;
Среди дидактических функций мобильного обучения автор указывает на:
6) функцию управления учебной деятельностью;
8) прогностическую [4, с. 137-145].
Анализ и обобщение идей, изложенных в работах ученых в области информатизации образования, собственная практика организации мобильного обучения позволили нам выделить следующие дидактические свойства и функции мобильного обучения с учетом двух признаков мобильного обучения (дидактического и технологического).
К основным дидактическим свойствам мобильного обучения мы относим следующие:
а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:
1) приобретение, усвоение и закрепление полученных знаний и умений в практических навыках в процессе работы с образовательным контентом;
2) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов за счет представления изучаемых явлений в развитии и динамике;
3) овладение метакогнитивными стратегиями работы с образовательным контентом;
4) развитие информационно-коммуникационных, личностных и деловых компетенций;
5) повышение уровня мотивации обучающихся при обучении за счет привлечения разнообразных форм и видов учебной деятельности;
6) развитие рефлексии и критического мышления;
7) возможность оценивания полученных знаний, умений, навыков и компетенций;
8) общение обучающихся с преподавателем и другими участниками образовательных отношений;
9) формирование индивидуальной образовательной траектории;
10) персонализация, за счет индивидуализации и дифференциации обучения;
б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:
1) возможность организации учебной деятельности обучающихся в ходе аудиторных и во время внеаудиторных занятий;
2) возможность организации автономной самостоятельной индивидуальной работы обучающихся;
3) мультимедийность отображения информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате, информационная насыщенность и реальность отображения действительности;
4) перцептивная насыщенность, богатство изобразительных приемов и эмоциональная выразительность;
5) операциональные возможности выполнения различных действий с информацией (поиск, анализ, структурирование, хранение, обработка, редактирование, создание, передача и др.), в том числе совместное генерирование и создание, редактирование и обмен информацией и образовательным контентом;
6) асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися;
7) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
8) получение автоматического уведомления о поступлении новой информации или образовательного контента за счет puch-уведомлений;
10) доступность и возможность свободного поиска образовательного контента;
11) оптимизация использования учебного времени.
К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим следующие:
а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:
9) прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала);
б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:
Таким образом, мобильное обучение, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.
Рецензенты:
Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;
Чудинский Р.М., д.п.н., доцент, заведующий лабораторией качества образования ГОБУ ВПО ВО «Воронежский институт инновационных систем», г. Воронеж.