что понимают под дидактическими свойствами средства обучения

Дидактические средства обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика

Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.

К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.

К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.

Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.

Функции дидактических средств обучения

В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:

Готовые работы на аналогичную тему

В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.

В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.

В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.

Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.

В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:

Классификация дидактических средств обучения

Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.

Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.

По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.

М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:

Источник

Статья «Дидактические средства обучения в образовательном процессе.»

Васильева О.В., Гутрова Ю.В.

Дидактические средства в образовательном процессе.

Аннотация: в статье представлен проанализированный и обобщенный материал по применению дидактических средств в образовательном процессе.

Ключевые слова: дидактическое средство, классификация дидактических средств, интерактивная доска, дидактический тренажер.

Подготовка специалистов представляет собой весьма трудоёмкий процесс, который складывается из ряда значимых факторов. Во-первых, это разработка оптимальной программы обучения и определение последовательности ее освоения. Во-вторых, это подготовка кадрового состава педагогических работников, обладающих хорошими теоретическими знаниями и практическим опытом. В-третьих, это подбор и применение преподавателями различных средств и методов обучения, позволяющих сформировать необходимые профессионально-специализированные компетенции.

В процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков значимую роль играют дидактические средства обучения. Под дидактическими средствами обучения следует понимать предметы, технические средства и устройства, учебные и наглядные пособия, воздействующие на органы чувств обучающихся и облегчающие им восприятие и изучение учебного материала.

Перечислим цели использования дидактических средств в учебно-познавательном процессе:

Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управление процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достичь лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. По нашему мнению, функциональная значимость дидактических средств намного шире. Они обеспечивают осознанное и осмысленное восприятие обучающимися учебной информации, формирование у них определенных представлений и понятий, обеспечивают благоприятные условия образовательного процесса, в том числе самостоятельной подготовки будущих специалистов, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям и уровню образования, а также обеспечивают преемственность знаний и межпредметную (междисциплинарную) связь.

Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем, в частности, отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности, должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач. Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым, повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся.

С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

В настоящее время в образовательном процессе широко применяются различные виды интерактивных дидактических средств:

На наш взгляд, наиболее эффективным дидактическим средством являются дидактические тренажеры. Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у младших школьников большой интерес, стимулирует их внимание.

Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

На сегодняшний день в образовательном процессе стали широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы.

Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям. В частности, мы можем определить следующие виды:

1 Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.).

2 Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности:

изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.

3 Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

4 Задания по формированию умений сравнивать, анализировать.

5. Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.

6 Задания с проблемными вопросами.

7 Задания на развитие воображения и творчества.

8 Экспериментальные задания.

9 Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента, способы записи результатов наблюдений и измерений, правила измерения, оценку точности измерения, графическую интерпретацию результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировку выводов результатам эксперимента, правила оформления отчета.

10 Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.

11 Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

12 Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.

13 Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.

14 Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их

назначение и технические характеристики, правила пользования», «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.

15 Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.

16 Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).

17 Тесты с возможностью самоконтроля.

В настоящее время в начальной школе внедряется работа с интерактивной доской.

что понимают под дидактическими свойствами средства обучения

Электронная интерактивная доска — это устройство, которое может выступать в различных качествах: поверхности для отображения информации и маркерной доски. Интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски. Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером. Преподаватель с помощью маркера может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.

Доска позволяет показывать слайды мультимедийной презентации, видеоролики, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Дидактические материалы для показа на интерактивной доске (обучающие и проверочные упражнения, задания, аудио, видеоматериалы) можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.

что понимают под дидактическими свойствами средства обучения

Использование электронной доски предоставляет следующие возможности:

• соблюдение хорошего темпа занятия;

• подключение аудио- и видеооборудования;

• структурирование материала по страницам;

• сохранение файлов для открытого доступа к ним в сети;

• перемещение любого объекта;

• использование подписей и выделения текста.

Выполнение и подготовка интерактивного средства возможна с помощью следующих программ и сервисов:

Правильное использование имеющихся дидактических средств в их сочетании, умелое ориентирование на целевую аудиторию, позволит повысить качество освоения основных образовательных программ и дольше хранить обучаемыми сформированные образы в памяти, что, в конечном итоге, необходимо и для качественного освоения теории, и для эффективной практической деятельности.

Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ). – М.: МГПУ, ООО «АПриор», 2018. – 126 с.

Учебная книга нового типа как средство деятельной педагогичес-кой поддержки школьника в образовании / науч. ред. Н. И. Пушина. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012 – 380 с.

Меняев А.Ф. Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. М., 2016.- 341с. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.

Источник

Что понимают под дидактическими свойствами средства обучения

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

что понимают под дидактическими свойствами средства обученияУниверсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

технические средства обучения (ТСО);

учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения. В данном разделе продукции выделяются.

оборудование и изделия для школ;

технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений;

оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений;

учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений.

В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на.

учебные натуральные объекты: препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;

учебные модели, макеты и муляжи, а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;

печатные средства обучения: картинки, карточки, таблицы, альбомы;

экранно-звуковые средства обучения: учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;

учебные приборы, аппаратуру и устройства: механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;

прочее оборудование и изделия для школ: учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.

Источник

Что понимают под дидактическими свойствами средства обучения

что понимают под дидактическими свойствами средства обучения

Согласно определению Е.С. Полат [6, с.154], под дидактическими свойствами средств обучения понимаются те качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Можно найти и другие подходы к определению дидактических свойств. Так, под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [2, 5]. По мнению П.В. Сысоева, под дидактическими свойствами мобильных технологий следует понимать основные характеристики и признаки, отличающие одни информационные технологии от других [7].

— под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач [1];

Анализ исследований мобильных технологий позволяет авторам выделить дидактические свойства и функции. К.В. Капранчикова в своем исследовании указывает на следующие:

1) дидактические свойства:

— доступность через мобильные устройства;

— возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, графической, видео-, аудио-);

— возможность размещения комментариев или внесения изменений в контент;

— возможность использования в качестве информационно-справочных ресурсов;

2) дидактические функции:

— информатизация учебного процесса;

— формирование информационной культуры обучающихся;

— возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильных технологий;

— возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;

— организация поисково-исследовательской работы;

— развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;

— реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;

— развитие познавательной деятельности обучающихся;

— развитие профессиональных умений в изучаемой области знания;

— развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;

— формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);

— формирование социокультурной и межкультурной компетенций [3, с. 49-50].

В.А. Куклев выделяет и описывает дидактические свойства мобильных технологий по двум основаниям:

1) по представлению информации;

2) по организации учебного процесса отдельных мобильных технологий:

а) электронной почты;

Среди дидактических функций мобильного обучения автор указывает на:

6) функцию управления учебной деятельностью;

8) прогностическую [4, с. 137-145].

Анализ и обобщение идей, изложенных в работах ученых в области информатизации образования, собственная практика организации мобильного обучения позволили нам выделить следующие дидактические свойства и функции мобильного обучения с учетом двух признаков мобильного обучения (дидактического и технологического).

К основным дидактическим свойствам мобильного обучения мы относим следующие:

а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:

1) приобретение, усвоение и закрепление полученных знаний и умений в практических навыках в процессе работы с образовательным контентом;

2) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов за счет представления изучаемых явлений в развитии и динамике;

3) овладение метакогнитивными стратегиями работы с образовательным контентом;

4) развитие информационно-коммуникационных, личностных и деловых компетенций;

5) повышение уровня мотивации обучающихся при обучении за счет привлечения разнообразных форм и видов учебной деятельности;

6) развитие рефлексии и критического мышления;

7) возможность оценивания полученных знаний, умений, навыков и компетенций;

8) общение обучающихся с преподавателем и другими участниками образовательных отношений;

9) формирование индивидуальной образовательной траектории;

10) персонализация, за счет индивидуализации и дифференциации обучения;

б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим свойствам мобильного обучения:

1) возможность организации учебной деятельности обучающихся в ходе аудиторных и во время внеаудиторных занятий;

2) возможность организации автономной самостоятельной индивидуальной работы обучающихся;

3) мультимедийность отображения информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате, информационная насыщенность и реальность отображения действительности;

4) перцептивная насыщенность, богатство изобразительных приемов и эмоциональная выразительность;

5) операциональные возможности выполнения различных действий с информацией (поиск, анализ, структурирование, хранение, обработка, редактирование, создание, передача и др.), в том числе совместное генерирование и создание, редактирование и обмен информацией и образовательным контентом;

6) асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися;

7) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

8) получение автоматического уведомления о поступлении новой информации или образовательного контента за счет puch-уведомлений;

10) доступность и возможность свободного поиска образовательного контента;

11) оптимизация использования учебного времени.

К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим следующие:

а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

9) прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала);

б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:

Таким образом, мобильное обучение, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.

Рецензенты:

Белогуров А.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования», г. Москва;

Чудинский Р.М., д.п.н., доцент, заведующий лабораторией качества образования ГОБУ ВПО ВО «Воронежский институт инновационных систем», г. Воронеж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *