что понимают под финансовой системой

Краткий курс по финансовому праву

что понимают под финансовой системой

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Финансовое право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по финансовому праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Понятие и признаки финансовой системы РФ

что понимают под финансовой системойПод финансовой системой понимаются совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

1. Традиционно в составе финансовой системы РФ выделяют следующие элементы:

✓ бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований;

✓ внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

✓ финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

✓ имущественное и личное страхование;

✓ кредит (государственный, муниципальный и банковский).

2. Любое звено финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) с целью удовлетворения различных по содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства используются в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Децентрализованные денежные средства — это денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Денежный фонд общего назначения — это государственный или местный бюджет.

3. Бюджетная система образует денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.

4. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся:

✓ Пенсионный фонд РФ;

✓ Фонд государственного социального страхования РФ;

✓ Государственный фонд занятости населения РФ;

✓ фонды обязательного медицинского страхования.

5. Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды находятся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т. д.) и используются ими для выполнения своих функций и задач. Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественное

Источник

Урок 3. Финансовая система и финансовые организации

что понимают под финансовой системойЧасто мы смотрим или читаем новости, где говорится о Всемирном банке или централизованных финансах. Даже если удается уловить главную суть, человек не может понять, как же работает мировая экономика и какое отношение это имеет к нему лично. Он едва справляется со своими финансами и его редко волнует финансовая система как таковая. Однако финансово грамотный человек должен знать такие вещи — для себя лично или серьезной дискуссии.

Если вы научитесь разбираться в финансовой системе, то сможете отстаивать свою точку зрения и разбираться во многих экономических вопросах. Мы не только рассмотрим каждую подсистему отдельно, но и коснемся такой щекотливой темы, как коррупция.

Каждый человек наверняка часто задумывается о том, что случается с его деньгами после того, как он их потратил или зачем нужны налоги. К сожалению, дальше интереса дело не заходит и он продолжает жить как прежде. Мы постараемся частично охватить эти вопросы и рассмотреть, из чего же состоит финансовая система государства и всей планеты.

Содержание:

Структура финансовой системы

Финансовая система — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Если говорить проще, то финансовая система представляет собой накапливание денежных доходов и последующего его распределения. Этим может заниматься банк, государство и даже вы, потому что тоже являетесь частью финансовой системы.

Вы должны понимать, что некоторые вещи в экономике объяснить очень просто. Любая финансовая система имеет дело с доходами и расходами. Всегда помните эти два простых слова — это поможет вам понять многие сложные вещи. Так же как финансовая система имеет дело с доходами и расходами, точно так же и сами финансы можно потратить или приобрести (или же временно приобрести).

Финансовая система делится на два вида: на централизованные и децентрантрализованные финансы.

Далее мы рассмотрим эти два вида более подробно, а пока предлагаем вам решить этот кейс, чтобы вы могли посмотреть, как финансовая система влияет непосредственно на вас и ваши решения.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Централизованные финансы

Централизованные финансы — это фонды денежных средств, предназначенные для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Соответственно, они делятся на муниципальные и государственные финансы.

Муниципальные финансы — составляют основу экономической состоятельности муниципальных образований. При этом каждое такое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, который называется местным.

Местный бюджет — это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения функций и задач местного самоуправления.

Давайте возьмем любой городок. Правят им органы местного самоуправления (мэрия и городской совет), которому необходимы муниципальные финансы для формирования местного бюджета. Любой город требует большого количества расходов, что становится возможным только когда есть такая же сумма доходов.

Посмотрим, какие способы дохода местного бюджета существуют:

Из имеющихся доходов органы муниципальной власти формируют расходы местного бюджета.

Расходы местного бюджета могут быть такими:

В графу «Прочие расходы» входят десятки других видов расходов местного бюджета. Иногда они могут серьезно отличаться в зависимости от требований избирателей и возможностей бюджета. Также могут быть большие различия в разных странах.

Второй вид централизованных финансов — государственные финансы.

Государственные финансы — это форма организации финансовых отношений, где участником в той или иной форме является государство. Любое государство требует необходимого количества денег на функционирование и исполнение своих обязательств перед учредившим его обществом.

У государственных финансов имеются три основные функции:

Государственные финансы формируют государственный бюджет. Государственный бюджет — это документ, в котором указаны доходы и расходы конкретного государства на определенный период времени. Как правило, на один год — с 1 января по 31 декабря. Через бюджет проходят значительные денежные потоки и он непосредственно влияет на такие экономические показатели как уровень безработицы, величину денежной массы, валютный курс, инфляцию, государственный долг, инвестиции, объемы производства и прочее.

Давайте посмотрим, какими могут быть государственные доходы и расходы.

Доходы государственного бюджета:

Как видим, основной источник дохода государственного бюджета это налоги. Поэтому столь соблазнительным для государственного руководителя будет сделать упор именно на этом виде пополнения государственной казны. В странах с социальным уклоном налоги очень высокие, там идет перераспределение ресурсов от богатых к бедным. Что может привести к печальным последствиям: эмиграции богатых людей в страны с низкими налоговыми ставками.

Например, город-государство Сингапур обладает одной из самых совершенных и справедливых налоговых систем мира. Это не делает Сингапур отличным местом для туристов, потому что там достаточно высокие цены, однако это рай для инвесторов. Возможно в самое ближайшее время по размеру размещенных активов Сингапур обгонит Швейцарию — мирового лидера в этой сфере. Этот город-государство является просто мечтой для любого инвестора, к тому же многие из них могут получить статус постоянного резидента, если вложат достаточно денег в экономику. Тогда как Франция, например, идет в обратном направлении.

Расходы государственного бюджета:

Если в государственном бюджете соотношения доход и расходов равны, то о нем говорят, как о сбалансированном. Когда расходы превышают доходы это называется дефицитом бюджета и государство часто выпускает новые деньги, что становится причиной инфляции. Если доходы превышают расходы, речь идет о профиците бюджета. Мы касались этой темы в прошлом уроке, но теперь видим как это происходит на практике, так как понимаем какие конкретно могут быть доходы и расходы.

Впрочем, есть и другие способы пополнения государственной казны в случае серьезного дефицита. Государство может принять решение выпустить и продавать ценные бумаги (облигации и векселя). В этом случае богатый предприниматель может стать банком для такого государства и оно будет ему должно. Можно использовать средства центрального банка, но это должно стать последним делом. Некоторые страны обращаются за кредитом к другим странам или банкам. Это все помогает временно залатать дыру в бюджете и показать населению, что все под контролем.

Коррупция

Нельзя не обойти вниманием хищения финансов в сфере управления государственных финансов. Именно здесь уровень коррупции любой страны просто поражает. Почему? Потому что по сути у государственных денег нет хозяина, к тому же крайне мало людей заинтересованы в постройке государственного объекта и очень много людей хотят получить с этого большую прибыль.

Очень показательная история случилась в 19 веке после создания в США железной дороги Pacific. Это была государственная компания и она была признана банкротом несколько раз, несмотря на то, что в ее развитие государством были вложены гигантские деньги. Рабочим и управляющим платили за каждую проложенную милю, поэтому они были заинтересованы в том, чтобы строить ее виляющей, а не прямой. К тому же конструкция постоянно переделывалась, потому что она была словно нарочно построена неправильно. Рабочие были заинтересованы в увеличении длины железной дороги и долговременном строительстве, а управляющие только поддерживали первых в этом. Помимо этого деньги постоянно куда-то исчезали.

В то же самое время Джеймс Хилл на собственные деньги построил свою железную дорогу под названием Great Northern Railway. Он нашел инвесторов, вложил свои деньги и очень быстро построил невероятно эффективную железную дорогу. Чтобы получить прибыль, Хилл знал простую истину: дорога должна быть прямая и устойчивая. Когда физический объект строится на приватные деньги конкретных людей, можете быть уверены, что уровень коррупции в ней будет минимальным.

Если вы услышали в новостях о чудовищном уровне коррупции, то тоже можете быть уверенным, что речь идет именно о государственных деньгах и скорее всего при правительстве много кто заинтересован в этом. Даже если предположить, что главный при строительстве на государственные деньги человек будет очень порядочным, этот объект все равно будет построен за большие деньги, чем если бы он же его строил за свои личные. Так устроена человеческая психология.

Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Они принадлежат коммерческим и юридическим лицам. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.

Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налог. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно даже дефолтом.

Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.

Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных — финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.

Финансы домашнего хозяйства

Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что хочется вам или нет, но вы являетесь членами домашних хозяйств.

В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:

У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:

Бюджет домашних хозяйств

Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Доходами домашних хозяйств выступают:

О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.

Расходами домашних хозяйств являются:

Налоги и сборы:

Коммунальные и другие ежемесячные платежи:

Текущие расходы на потребление:

Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров:

Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем:

Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.

Финансовые организации

Это денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных доходов и их использованием на различные цели. Финансовая организация использует деньги от реализации продукции — продажи товаров, услуг и работ. Если у такой организации нет денежных средств, то обычно для их получения на краткосрочный период используются кредиты. Если же на долгосрочный, то могут выпускаться акции и облигации. И соотношение кредитов к выпуску акции формирует структуру капитала.

Эти организации могут принять решение об инвестициях, то есть получение дополнительного дохода. Они оценивают риски, анализируя экономические факторы.

Можно выделить три типа финансовых организаций:

Коммерческий банк

Они делятся еще на три типа:

Такое деление является весьма условным, потому что некоторые банки работают во всех трех направлениях.

Небанковская кредитная организация

Ее виды:

Инвестиционные институты

Ее виды:

Международные финансы

Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.

Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.

Таким образом появилась международная финансовая организация. Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 гг.

МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.

Примеры международных финансовых организаций:

В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода. Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В следующем уроке мы поговорим об инвестировании.

Источник

Финансы

Деньги, которые получает, копит и использует государство, компания или гражданин

Финансы — это все деньги, которые принадлежат государству, бизнесу или физическим лицам, находятся в постоянном обращении и приумножаются.

Рассказываем, какие бывают финансы, какие функции они выполняют и как их оценивать.

Что такое финансовая система

Финансовая система — это движение вообще всех денег в мире: между государственными и региональными бюджетами, внебюджетными фондами, компаниями и физлицами.

Государственный бюджет. Его иногда называют федеральным бюджетом или бюджетным фондом. Это годовой план сбора и использования денег для нужд страны. На средства госбюджета содержат армию, строят больницы и школы. Госбюджет помогает грамотно распределять финансы, обеспечивать социальные нужды населения, контролировать прибыль от производства товаров и услуг на территории страны.

Региональные и муниципальные бюджеты. Это финансы субъектов государства. Часть из них поступает в государственный бюджет, а другая используется на нужды регионов и городов.

Внебюджетные фонды. Их формируют из обязательных страховых взносов, которые платят юрлица и физлица.

Они имеют целевое назначение: например, обеспечение населения медицинскими и социальными услугами. Внебюджетные фонды в России — это пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы предприятий. Это деньги юрлиц, которые они получают в результате продажи товаров или услуг. Финансы предприятий — основной источник доходов государства, поэтому от их состояния зависит общее финансовое положение страны.

Финансы населения. Это деньги граждан, которыми оплачивают покупки, платят налоги и обязательные страховые взносы.

Чтобы не было кризисов, важно сохранять баланс между бюджетами всех уровней, поэтому основные функции финансов — накопление и распределение.

Какие финансы бывают

Есть три вида финансов по форме собственности: государственные, корпоративные, общественные и личные.

Государственные. Это деньги государственных фондов и бюджетов разных уровней: федеральных, муниципальных и региональных. Госфинансы состоят из бюджета страны, золотовалютных запасов, госкредитов и страховых отчислений.

Корпоративные. Это все деньги компании: выручка, прибыль, инвестиции и накопления, а еще имущество, которое можно оценить в денежном эквиваленте. Основная функция корпоративных финансов — покрытие расходов бизнеса.

Общественные. Общественные финансы — понятие, которое объединяет деньги всех некоммерческих организаций: благотворительным фондам, политическим партиям и другим общественным объединениям. Их доходы складываются из взносов, вкладов и даров.

Личные. Это деньги граждан, которые они получают в виде зарплаты, пенсии, стипендии или социальных пособий. Люди чаще живут семьями, поэтому личные финансы обычно называют финансами домохозяйств.

Управление финансами

Управление финансами — это перераспределение денег. Оно состоит из трех элементов:

Чтобы проанализировать движение денег, составляют отчеты. На их основании можно оценивать эффективность вложений, строить прогнозы и планы, куда направить деньги.

На государственном уровне этим занимаются правительство РФ, федеральное собрание и аппарат президента: они утверждают бюджет и принимают отчеты о целевом использовании средств.

На предприятии управлением финансами занимается финансовый менеджер. Он составляет годовые и квартальные планы, контролирует все денежные операции, анализирует доходы и расходы компании.

Физические лица тоже управляют личными финансами. Например, человек получает зарплату и должен распределить деньги на свои нужды: оплатить коммунальные услуги, внести ежемесячный платеж за кредит в банк, купить продукты.

Оценка финансов и составление прогнозов

Оценка финансов нужна для определения благополучия и перспективы развития государства или компании. Для этого используют аудит — анализ отчетной информации о доходах и расходах. Данные сравнивают по периодам, то есть проводят анализ в динамике.

Чтобы оценить перспективы распределения ресурсов и объема доходов, строят прогнозы.

Например, ООО «Искра» хочет открыть филиал в соседнем городе. Для этого нужно арендовать помещение и закупить оборудование. Общая сумма первичных расходов по прогнозам составит 4 млн рублей за первый квартал. Дальше филиал должен выйти в плюс и начать сам себя обеспечивать. Сейчас чистая прибыль компании — 5 млн рублей в месяц. Это значит, что «Искра» сможет открыть филиал и содержать его первое время, пока он не выйдет на окупаемость.

Есть три вида прогнозирования в зависимости от срока, на который делают предположения:

Например, Государственная дума сделала краткосрочный прогноз бюджета на 2022 год. По прогнозу доходная часть составит 20,6 трлн рублей, а расходная — 21,88 трлн рублей. Экономика должна вырасти на 3,4%.

Физлица тоже оценивают финансы. Для этого они сравнивают общую сумму доходов и обязательные расходы. Например, перед тем как брать ипотеку, семья рассчитывает, хватит ли ее постоянных доходов, чтобы покрывать ипотечный платеж и при этом обеспечивать себя всем необходимым: покупать продукты, оплачивать проезд, платить за жилье, одежду, развлечения и хобби.

Источник

Тема 1. Сущность, функции и организация финансов предприятий

Цель:

определить сущность и содержание финансов организаций.

Задачи:

Оглавление

1.1. Понятие и функции финансов организации

Финансы как социально-экономическая категория всегда связана с процессами распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, с формированием и использованием различных денежных фондов.

Возникновение государства и его развитие требовало финансирование для осуществления им затрат на военные цели, развитие экономики и инфраструктуры, содержание государственного аппарата, что обуславливало возникновение налогов в их денежной форме. Таким образом возникает феномен государственных финансов с присущими ему атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом.

С развитием капитализма, различных акционерных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственные финансы. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций). Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах организаций, т. е. хозяйствующих субьектов.

Наука о государственных финансах изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства.

Наука о финансах организаций изучает наиболее рациональные формы формирования и использования децентрализованных денежных фондов в рамках кругооборота средств отдельного предприятия.

Причинами, порождающими финансы, являются:

В настоящее время система финансов России представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные фонды денежных средств.

Необходимость разделения системы финансов вызвана тем, что каждому из субъектов экономических отношений, участвующих в образовании, распределении и перераспределении внутреннего валового продукта (ВВП), формирования и использования доходов, присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов. Сфера финансов организаций обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятия и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Государственные финансы обеспечивают мобилизацию ресурсов в централизованный фонд государства, а затем перераспределение их между экономическими регионами, отраслями, социальными группами.

В целом система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

В свою очередь государственные и муниципальные финансы включают в себя:

Современная бюджетная система России приближена к бюджетным системам западных стран, имеющих федеральное устройство, однако остаются еще нерешенными многие проблемы:

Целевые внебюджетные фонды создаются для удовлетворения общественных потребностей (социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, пенсионное обеспечение и др.). В зависимости от характера использования средств выделяются внебюджетные фонды:

Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

Концентрация огромных средств в 90-х гг. ХХ в. в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного контроля привела в России к неэффективному их использованию, многочисленным злоупотреблениям. В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов в федеральном бюджете РФ были консолидированы внебюджетные фонды, формируемые за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидируемых фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, в которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государственный кредит как источник формирования бюджета имеет ряд особенностей:

Государственные займы могут размещаться как центральными, так и территориальными органами управления, они могут быть краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными; выигрышными, процентными, с нулевым купоном; с твердым и плавающим доходом. Все выпуски государственных ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге Российской Федерации. В форме условного государственного долга выступают государственные гарантии — обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые отдельными хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Формами предоставления государственного кредита являются:

Сфера финансов хозяйствующих субъектов включает:

что понимают под финансовой системой

Рис.1.1. Система финансов России

Финансы хозяйствующих субъектов — это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств и выраженных в виде различных денежных потоков.

Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые впоследствии по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития.

Содержание финансов предприятий проще всего уяснить, рассмотрев формирование и использование всей совокупности доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).

что понимают под финансовой системой

Рис.1.2. Схема образования доходов субьектов экономических отношений

Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после распределения первичных доходов. Они образуются:

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: размер и порядок формирования уставного и резервного капитала, порядок размещения и выкупа акций, порядок приватизации, ликвидации, слияния и разделения предприятий, очередность списания средств с расчетного счета предприятия и др.

Денежные доходы и фонды образуются на предприятии уже на стадии создания и распределения СОП и ВВП (условно применительно к предприятию). Так часть выручки направляется на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным фондам и нематериальным активам. Они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его покупки находятся в обороте предприятия.

За счет выручки от продаж образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых устанавливается соответствующими нормативными документами в области бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. Предприятия могут формировать и ремонтный фонд, который предназначен для равномерного списания затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов, относимых в себестоимость продукции.

Распределение сопровождается перераспределением. Так при выплате заработной платы удерживают подоходный налог и отчисляют денежные средства в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Получая выручку, предприятие извлекает доход в форме прибыли, которая почти моментально вовлекается в денежный оборот, т. к. определенная ее часть перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджет. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль, представляющая собой сумму нетто-прибыли (чистой прибыли), т. е. разницу между конечным финансовым результатом и суммой прибыли, направленной в уплату налогов и других сборов в бюджет.

Чистая прибыль может быть направлена в фонд накопления и фонд потребления, формируемые в соответствии с учредительными документами и учетной политикой предприятия.

В процессе хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в виде кредиторской задолженности.

Именно в процессе формирования и использования денежных источников средств предприятия и возникает широкий спектр денежных отношений, составляющих экономическое содержание сферы финансов предприятий.

Функции любой экономической категории представляют форму выражения ее общественного назначения, они должны выражать именно специфику данной категории.

Следует отметить, что мнения финансистов относительно функций финансов организаций достаточно противоречивы и носят дискуссионный характер. В ряде случае финансам присваиваются распределительная, стимулирующая, обеспечивающая, контрольная и другие аналогичные функции. Перечисленные функции свойственны всем экономическим категориям (цене, прибыли, налогам и др.). В процессе распределения и стимулирования наряду с другими экономическими категориями принимают участие и финансы организаций. Однако тут мы имеем дело не с их функциями как общественным назначением, а с ролью данной категории в процессе регулирования экономики государством, проведения его финансовой политики.

Функции финансов предприятия реализуются на уровне микроэкономики, они непосредственно связаны с формированием и использованием капитала и денежных фондов предприятия в условиях их экономического обособления и удовлетворения частных потребностей на возмездной эквивалентной основе. Это связано с получением денежных средств и осуществлением денежных затрат. Поэтому функции финансов предприятий можно представить как:

Функция регулирования денежных потоков предприятия отражает специфику общественного назначения финансов организации, присущую только этой категории и связанную с формированием и использованием финансовых ресурсов, опосредствованных соответствующими денежными потоками. Формирование и использование финансовых ресурсов предопределено условиями регулирования денежных потоков, которые проявляются в данной функции.

Осуществление всех трех функций в процессе управления финансами организаций сопровождается контролем, без которого не обходится ни один управленческий процесс. Функции регулирования и контроля являются функциями управления, но в данном случае речь идет не о регулировании вообще, а о регулировании денежных потоков, что свойственно только финансам. Другие категории (налоги, кредит, заработная плата и др.) также связаны с денежными потоками, но они являются либо частью этого потока, либо его результатом. Регулирование всей совокупности денежных потоков обеспечивается именно финансами предприятий. Функции финансов организации схематично представлены в следующем виде:

что понимают под финансовой системой

что понимают под финансовой системой

Рис.1.3. Функции финансов организации

1.2. Государственное регулирование финансов организаций

Наука о финансах организаций как самостоятельная область знаний начала складываться с начала 1930 гг. Наделение отдельных предприятий некоторыми хозрасчетными правами, введение техпромфинпланов для регулирования их деятельности со стороны государства повысил интерес к рациональному и эффективному управлению финансовыми ресурсами в определенной степени закрепленные за предприятиями. Вмешательство государства в деятельность предприятий было всеобъемлющим. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, практиковалось их централизованное нормирование и распределение. Устанавливались жесткие нормы амортизационных отчислений, лимитировался ряд других элементов затрат. В общегосударственном масштабе определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая прибыль и пропорции ее распределения внутри предприятия и в бюджет. Таким образом, все распределение ВВП и национального дохода в условиях административно-командной экономики жестко регламентировалось государством. В условиях государственной собственности на все средства производства, централизованного планирования и распределения всех ресурсов, стабильности утверждаемых прейскурантов цен практическая деятельность финансовых служб организаций подчинялась следующим целям:

В современной России государство не столь жестко направляет деятельность организаций. Так, при формировании и распределении стоимости совокупного общественного продукта и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует:

Таким образом, финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством налогов и налоговых льгот, финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства, процентов по государственным ценным бумагам, учетной ставки Центрального банка России, величины взносов во внебюджетные фонды и др.

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством, а именно: размер и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, порядок приватизации, ликвидации, слияния и разделения предприятий; очередность списания средств с расчетного счета, ряд других аспектов.

Переход к рынку, создание предпринимательской среды значительно расширили круг финансовых отношений организаций, выдвинули на первый план управление собственным и привлеченным капиталом, определение его структуры и цены, обоснование эффективности проектов, разработку финансовой политики и стратегии.

1.3. Финансовые отношения предприятий

Распределение пронизывает весь денежный оборот организации. Денежные отношения, которые полностью или частично выступают в качестве финансовых, закономерно возникают у организаций со следующими субъектами:

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их материальную основу составляет движение денежных средств.

1.4. Принципы организации финансов предприятий

В условиях командно-административной системы управления основными принципами управления финансами организаций являлись:

Все указанные принципы соответствовали основным целям управления финансами в условиях экономики СССР. Их соблюдение позволяло обеспечивать более или менее устойчивую работу предприятий, не допускать нецелевого использования ограниченных финансовых ресурсов, быстро аккумулировать и перераспределять финансовые потоки в масштабе отрасли и всего народного хозяйства в соответствии с народнохозяйственным планом. В то же время они сковывали инициативу предприятий даже в распоряжении собственными средствами и в условиях рынка практически перестали соответствовать требованиям, предъявляемым к организации финансов предприятий.

В условиях рыночных отношений организации могут самостоятельно выбирать любую форму предпринимательства, вид деятельности; исходя из условий производства и сбыта вправе принимать решения относительно слияния, преобразования их организационно-правовой формы.

Вместо директив «сверху» предприятие самостоятельно осуществляет внутрифирменное финансовое планирование, основанное на изучении спроса на их продукцию и возможностей ее сбыта; назначает свободные рыночные цены на продукцию своего производства; по своему усмотрению устанавливает различные формы оплаты труда, соблюдая единственное ограничение — минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый законодательством.

После уплаты всех налогов предприятия распоряжаются всеми остающимися у них финансовыми ресурсами, самостоятельно выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, вложений в оборотные, внеоборотные и нематериальные активы, разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей. Предприятия решают, в каком коммерческом банке открыть расчетный, валютный и другие счета, пользоваться им услугами одного банка или нескольких банков (раньше они могли открывать только один счет по месту своей регистрации). Любое предприятие наделено правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Существенно ослаблено прямое вмешательство государства в деятельность организации.

Естественно, в этих условиях перечисленные выше принципы перестали служить базой для принятия стратегических и тактических решений в области управления финансами организаций. На их основе нельзя разработать современную финансовую политику, т. е. выбрать предпочтительную форму предпринимательской деятельности, способ формирования собственного и заемного капитала, вложений в активы, увеличения имущества и объемов продаж, формирования и использования прибыли, оптимизации денежных потоков.

При проведении реформы предприятий Министерство экономики рекомендовало в процессе разработки финансовой политики предприятия ставить стратегические задачи, адекватные рыночным условиям, что требует построения системы управления на иных принципах.

В современной учебной литературе нет единства по поводу принципов организации финансов предприятий. Часто к таким принципам относят плановость и системность, целевую направленность, диверсификацию, стратегическую ориентированность. Или: хозяйственную самостоятельность, самофинансирование, материальную ответственность, формирование финансовых резервов, заинтересованность в результатах деятельности, контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью. Эти принципы можно отнести ко всей предпринимательской деятельности, и хотя их в определенном аспекте необходимо учитывать и при разработке финансовой политики, они тем не менее могут служить лишь общими ориентирами.

Изучение зарубежной практики организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий позволяет рекомендовать следующие основные принципы современной организации финансов отечественных предприятий:

Перечисленные принципы должны найти отражение при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

В современной России многие предприятия диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей.

1.5. Финансовые ресурсы организации, их источники

Все вышеперечисленные финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения капитала, доходов, фондов, резервов и других источников средств предприятия, т. е. его финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств организации, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений

По источникам образования финансовые ресурсы делятся на собственные и заемные, при этом собственные источники подразделяются на собственные внутренние и привлеченные на разных условиях (внешние).

Основную долю в собственных финансовых ресурсах занимает прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Вторым по значению источником собственных финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, т. к. включаются в состав себестоимости и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Привлеченные или внешние источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, поступающие в порядке перераспределения, и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлеченных собственных ресурсов.

Заемный капитал передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банка, выданных на различные сроки, средств других организаций в виде векселей, облигационных займов.

что понимают под финансовой системой

Рис.1.4. Состав финансовых ресурсов организации

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозмездной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются на финансирование государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки организаций, продукция которых имеет общегосударственное значение.

Финансовые ресурсы используются организацией в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Они находятся в постоянном движении и прибывают в денежной форме в виде денежных остатков на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе организации.

Финансовые ресурсы формируются в процессе кругооборота средств и опосредствуются денежными потоками, порождаемыми различными видами деятельности. Денежные потоки порождаются следующими видами деятельности:

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде 3 денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики.

Денежные потоки проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток — это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий), аккумулированных в бюджете или во внебюджетных (централизованных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов.

Управление финансовыми ресурсами осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой совокупность форм и методов управления финансами организаций. Финансовый механизм состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой.

Система управления финансами предприятия включает в себя финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

К финансовым методам относят финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовое планирование, финансовый контроль, систему расчетов, систему финансовых санкций, налогообложение, страхование и т. д. С помощью применения тех или иных методов осуществляется воздействие на движение финансовых ресурсов и оценка эффективности их использования на основе анализа финансовых показателей.

Под финансовым инструментом понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство для другого предприятия. Финансовый актив может быть в виде денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другой организации, контрактного права обмена на финансовый инструмент капитального характера другой организации.

Финансовое обязательство –это любое обязательство, которое является контрактным: передать денежные средства или иной финансовый актив другой организации, обменяться финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально неблагоприятных условиях (вынужденная продажа дебиторской задолженности).

В основе правового обеспечения лежит действующее законодательство, законодательные и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяющие финансовые отношения с бюджетной системой, банками, страховыми организациями, поставщиками и потребителями.

Информационное обеспечение включает в себя систему хранения, обработки, преобразования, передачи, обновления информации с использованием компьютерной и иной техники. Информационная база, необходимая для управления финансами организации, чрезвычайно обширна и включает в себя сведения финансового характера. В состав информационной базы входят также сведения о товарных, фондовых и валютных биржах, информация финансовых органов и учреждений банковской системы.

Управляющая подсистема обычно представляет собой ряд департаментов и отделов.

что понимают под финансовой системой

Рис. 1.5. Задачи финансовой службы организации

На крупных и средних предприятиях наряду с главной бухгалтерией создаются финансовые службы, на которые возложены функции разработки предложений по формированию финансовой политики предприятия, реализации ее в финансовом плане, контролю за его исполнением и движением денежных потоков, составлению отчетности о финансовых результатах (рис.1.5).

Выводы

Причинами, порождающими финансы, являются:

В целом, система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

Сфера финансов хозяйствующих субъектов включает:

Функции финансов предприятия реализуются на уровне микроэкономики, они непосредственно связаны с формированием и использованием капитала и денежных фондов предприятия в условиях их экономического обособления и удовлетворения частных потребностей на возмездной эквивалентной основе. Это связано с получением денежных средств и осуществлением денежных затрат. Поэтому функции финансов предприятий можно представить как:

Функция регулирования денежных потоков предприятия отражает специфику общественного назначения финансов организации, присущую только этой категории и связанную с формированием и использованием финансовых ресурсов, опосредствованных соответствующими денежными потоками. Формирование и использование финансовых ресурсов предопределено условиями регулирования денежных потоков, которые проявляются в данной функции.

Осуществление всех трех функций в процессе управления финансами организаций сопровождается контролем, без которого не обходится ни один управленческий процесс.

В рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует:

Основные принципы современной организации финансов отечественных предприятий:

Финансовые ресурсы предприятия — это все источники денежных средств организации, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений.

По источникам образования финансовые ресурсы на собственные и заемные, при этом собственные источники подразделяются на собственные внутренние и привлеченные на разных условиях (внешние).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *