что понимают под размещением отходов

Размещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами

что понимают под размещением отходовСодержание:

Размещение отходов: разбираемся в терминологии

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов

Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду

Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.

Документы для получения лицензии на размещение отходов

Требования к объектам размещения отходов

что понимают под размещением отходовНа сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.

Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.

В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет; что понимают под размещением отходовберется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.

Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.

Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.

Способы размещения отходов

Реестр объектов размещения отходов

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).

что понимают под размещением отходов

Литература для изучения вопроса

СанПин о размещении отходов

Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.

Сроки получения лицензии

Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.

Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.

Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.

В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.

Источник

Что понимают под размещением отходов

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

Источник

Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование

что понимают под размещением отходов

Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.

Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.

С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).

Что такое объекты размещения отходов?

Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.

ОРО включают:

Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.

Требования к ОРО

Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.

Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.

Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.

что понимают под размещением отходовВ пункте 5 говорится о том, что существует запрет на захоронение отходов в зонах:

А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.

Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).

Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).

В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).

Виды и характеристики

ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.

Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.

В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.

Основные виды объектов захоронения отходов:

А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.

Что такое ГРОРО?

Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).

что понимают под размещением отходовВ реестр ОРО (п. 17) не включаются:

Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).

Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):

Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.

Инвентаризация

Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.

Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.

Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:

Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.

По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.

Мониторинг

В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.

Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.

Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).

что понимают под размещением отходов

По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.

Коэффициент места расположения

При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.

Экологическая экспертиза проектов строительства

При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.

Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.

К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).

Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:

Заключение

Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.

Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.

Источник

Размещение отходов производства и потребления: что это такое, виды, отчетность и государственный реестр

что понимают под размещением отходов

Проблема отходов в настоящее время — одна из самых актуальных.

В связи с этим управление обращением с мусором является важной задачей, стоящей перед государством.

Росприроднадзор следит за правильным размещением отходов производства и потребления, регламентируя эту деятельность на законодательном уровне.

Что это такое? Определение термина

Термин «размещение отходов» согласно закону № 89-ФЗ означает хранение и захоронение мусора, не подлежащего дальнейшей утилизации.

Размещаются отходы производства и потребления на оборудованных для этих целей территориях, либо на специализированных объектах:

Использование полигонов возможно только с разрешения компетентного исполнительного органа. Предприятия, которые размещают и обезвреживают мусор, предварительно получают лицензию.

Какие классы опасности отходов подлежат размещению?

что понимают под размещением отходовВ СанПиН 2.1.7.1322-03 отражены особенности размещения отходов производства и потребления: в этом нормативном документе нюансов больше, чем в 89-ФЗ.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам тип размещения отходов зависит от класса их опасности.

Особенности размещения отходов разных классов опасности:

IIIIIIIVV
Тип тары
герметичнаязакрытаяоткрытая/без тары
в контейнерах, цистернах, бочках.в пластиковых пакетах, мешках из полиэтилена.х/б и текстильных мешках, бумажной таре, ларях.навалом, насыпью, в грядах, в брикетах, кипах, тюках, штабелях, на стойках, в поддонах.

Виды и варианты

Размещение отходов может быть:

Отходы, которые невозможно утилизировать, захоранивают на охраняемых полигонах – обширных специально оборудованных территориях.

Согласно законодательству РФ, мусор размещается следующими способами:

Вывоз ТКО на полигон: договор, талоны, описание процесса

Твердые коммунальные отходы (ТКО), образуемые населением, на полигон вывозит оператор ТКО, обслуживающий конкретный регион.

что понимают под размещением отходов

Региональный оператор (РО) заключает с полигоном договор, согласно которому РО обязуется:

Исполнитель (полигон) берет на себя размещение отбросов на своей территории и действует в соответствии с законами в области обращения с отходами.

Оператор при заключении договора с полигоном получает специальные талоны с уникальным номером и серией, которые заверены фирменной печатью организации.

Также полигон ведет базу данных, где фиксируется информация о заказчиках, марках транспортных средств, выданных пропусках.

По одному талону на размещение на полигоне на муниципальной свалке можно выгрузить определенное количество мусора.

Существует несколько категорий талонов в зависимости от вида мусора, ввозимого на полигон:

На свалку организация может вывезти свои отходы самостоятельно или воспользовавшись услугами клининговой фирмы, имеющей лицензию на вывоз отходов.

С весны 2018 года уникальный талон на однократный въезд на территорию полигона можно получить через систему «Электронный талон». Потребуется регистрация и заполнение анкеты.

Как пользоваться талоном:

Чем грозит несанкционированное размещение на полигоне?

Люди и предприятия, которые оставляют мусор в непредназначенном месте, в том числе на территории полигона без получения разрешения, нарушают закон. Наказание зависит от тяжести последствий для природы и степени опасности оставленного мусора.

ПравонарушениеСтатьяРазмер штрафа
Административная ответственность
Сбор, накопление или утилизация мусора в неположенном местеч. 1-3 ст. 8.2 КоАП1 нарушениеПовторное нарушениеПричинен вред
Граждане2 тыс. руб.2-3 тыс. руб.3-4 тыс. руб.
Должностные лица10-30 тыс. руб.30-40 тыс. руб.40-50 тыс. руб.
ИП2 тыс. руб.2-3 тыс. руб.3-4 тыс. руб.
Юр. лица30-50 тыс. руб.50-70 тыс. руб.70-80 тыс. руб.
Размещение мусора в неположенном местеч. 4-6 ст. 8.2 КоАПГраждане3-5 тыс. руб.5-6 тыс. руб.6-7 тыс. руб.
Должностные лица20-40 тыс. руб.40-50 тыс. руб.50-60 тыс. руб.
ИП40-50 тыс. руб.50-60 тыс. руб.60-70 тыс. руб.
Юр. лица300-400 тыс. руб.500-600 тыс. руб.600-700 тыс. руб.
Размещение мусора сверх установленных лимитовч. 8 ст. 8.2 КоАП. (применяется только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС).Гражданене привлекаются
Должностные лица20-40 тыс. руб.
ИП40-60 тыс. руб.
Юр. лица200-350 тыс. руб.
Уголовная ответственность
За нарушение правил размещения радиоактивных, бактериологических и химических веществ и отходов.ч.1 ст. 247 УК РФдо 200 тыс. руб.;
принудительные работы;
ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.
Если нанесен вред здоровью человека, случилась массовая гибель животных.ч.2 ст. 247 УК РФлишение свободы до 5 лет.
Смерть человека или массовое заболевание людейч. 3 ст. 247 УК РФлишение свободы до 8 лет.

Временное складирование на территории предприятия

что понимают под размещением отходовПредприятия по закону № 89-ФЗ могут в течение 11-ти месяцев накапливать отходы на своих складах и площадях при условии правильного оборудования мест временного накопления:

Как производится отчетность?

Организациям и предпринимателям, ведущим деятельность по обращению с отходами, необходимо в срок подавать экологическую отчетность.

Название отчетаСодержание отчетаРегламентирующий нормативный документСрок подачи отчетностиКуда передать отчет
Отчет по обороту отходов за 2019 г.Сведения, касающиеся оборота отходов 1-5 класса опасностиПриказ Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 г.до 10 январяРосприроднадзор
Отчетность по обращению с отходами
(отчет МСП)*
*с 01.01.2019 этот отчет должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории.
Сведения по появившимся, обеззараженным, переданным другим юр. лицам отходам за 2019 г, их масса, состав, место размещения и т.п.Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) «Об отходах производства и потребления»
Приказ Минприроды № 30 от 16.02.2010 г.
Письмо Ростехнадзора № 00-07-12/2968 от 08.06.2010 г.
до 15 январяРосприроднадзор
2-ТП (отходы) вступила в действие новая форма с 01.01.2020 г.Годовая форма отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.Приказ Росстата № 766 от 12.12.2019 г.до 1 февраляРосприроднадзор
Отчет о тех. условиях утилизации ТКОСведения об оборудовании, технических средствах, которые используются для работы с отходами.до 1 апреляРосприроднадзор
О местах сбора отходовСведения о местах сбора отходов 1–4 класса.Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1520до 1 апреляРосприроднадзор

Государственный реестр полигонов

Сфера хранения и захоронения мусора находится под контролем государства, которое берет на себя создание специализированных полигонов, пригодных для действий с отходами разного типа.

Реестр препятствует образованию несанкционированных свалок, уменьшая отрицательное воздействие мусора на окружающую среду.

Заключение

Пристальное внимание общества к вопросам размещения отходов не случайно: благополучие человека напрямую зависит от экологии. Соблюдение правил обращения с отходами позволит сократить площади свалок, снизит нагрузку на природу и, в конечном итоге, благоприятно повлияет на здоровье людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *