что понимают под сертификацией лесоуправления
Лесная сертификация
FSC — Forest Stewardship Council®, Лесной попечительский совет — это международная некоммерческая организация, основной целью которой является содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению мировыми лесными ресурсами.
На сегодняшний день FSC — наиболее динамично развивающаяся система сертификации в мире. Она находится в постоянном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами, отслеживая изменения рынка, и доводит до потребителя важность устойчивого управления мировыми лесными ресурсами и поддержания их природоохранных функций путем сохранения наиболее ценных лесных территорий.
Наличие сертификата FSC является подтверждением того, что продукция, древесная или недревесная, поступает из лесов, в которых лесопользование ведется в соответствии с принципами и критериями FSC. А организация, имеющая такой сертификат, ведет экологически, экономически и социально ответственную деятельность.
Таким образом, лесная сертификация, наряду с поддержанием природных ресурсов и сохранением их экологических функций, предполагает долгосрочное экономически выгодное производство, учитывающее интересы трудящихся и всех заинтересованных сторон. Сертификат является гарантом ответственного подхода к использованию лесных ресурсов и тем самым сохранения лесных экосистем в мировом масштабе.
Существует три основных типа FSC сертификации:
Преимущества FSC сертификации:
После получения сертификата FSC предприятие может получить реальные значительные преимущества:
Что понимают под сертификацией лесоуправления
Сертификация лесоуправления подтверждает, что леса управляются таким образом, чтобы сохранялось биологическое разнообразие, местное население и работники получали определенные выгоды, и чтобы при этом обеспечивалась экономическая жизнеспособность организации.
Сертификация лесоуправления – это сертификация для владеющих или управляющих лесами организаций. В России это арендаторы или лесничества.
Принципы, критерии и индикаторы
Имеется десять принципов, которые должны соблюдаться при любой деятельности в лесу, прежде чем будет возможно получение сертификата лесоуправления FSC. Эти принципы включают широкий круг вопросов – от поддержания высоких природоохранных ценностей до взаимодействия с местным населением и соблюдения прав работников, а также мониторинг экологических и социальных последствий деятельности организации.
Для каждого из принципов FSC также разработал ряд критериев. Критерии – это средства проверки того, соблюдаются ли принципы на практике.
Принципы FSC были разработаны таким образом, чтобы их можно было применять во всем мире и ко всем видам лесных экосистем, а также к широкому спектру культурных, политических и правовых условий. Принципы и критерии FSC – основополагающий стандарт FSC, они являются отправной точкой для разработки всех национальных стандартов управления лесами. В национальных стандартах для каждого критерия должны быть разработаны соответствующие индикаторы, с помощью которых осуществляется проверка выполнения критерия непосредственно в данных условиях.
Для повышения целостности системы FSC были также разработаны Единые международные индикаторы (International Generic Indicators, IGI), разработка национальных стандартов в последние годы ведется на их основе.
В Центре документов FSC можно скачать два упомянутых документа (на английском языке):
FSC-STD-01-001 V5-2 Principles and Criteria (P&C) for Forest Stewardship.
FSC-STD-60-004-20 V2-0 International Generic Indicators.
Имеется также перевод этих документов на русский язык:
FSC-STD-01-001 V5-2 Принципы и критерии FSC [a1]
FSC-STD-60-004-20 V2-0 Единые международные индикаторы [a2] (ЕМИ)
Национальные и временные национальные стандарты
В Принципах и критериях FSC установлены глобальные требования к ответственному лесоуправлению. Для того чтобы стандарты лесоуправления отражали специфику правовых, социальных и географических условий в разных частях мира, проводится региональная или национальная адаптация ЕМИ. Адаптацию должны проводить сбалансированные по интересам группы по разработке стандартов. Результатом является национальный или региональный стандарт FSC.
Разработка национальных стандартов FSC регулируется следующими основными документами:
FSC-STD-60-002 V1-0 Structure and Content of National Forest Stewardship Standards (Структура и содержание национальных стандартов управления лесами).
FSC-STD-60-006 [a3] V1-2 Process requirements for the development and maintenance of National Forest Stewardship Standards (Процедурные требования к разработке и поддержанию национальных стандартов управления лесами).
В России имеется соответствующая группа по разработке стандартов – это Технический комитет Ассоциации «НРГ».[a4]
Для стран, где нет групп по разработке стандартов, органами по сертификации разрабатываются временные национальные или региональные стандарты.
Групповая сертификация
Держатели сертификатов FSC также могут объединиться и получить групповой сертификат, что позволяет разделить на всех усилия по планированию хозяйственной деятельности, лесозаготовкам, мониторингу и сбыту своей продукции. Групповая сертификация облегчает получение сертификата FSC, поскольку она позволяет членам группы распределять расходы и рабочую нагрузку по поддержанию сертификата. Особенно этот вариант удобен для малых лесопользователей.
Групповая сертификация лесоуправления регулируется соответствующим стандартом, который применяется в дополнение к стандарту лесоуправления:
FSC-STD-30-005 FSC Standard for Group Entities in Forest Management Groups (Стандарт FSC для менеджеров групп при групповой сертификации лесоуправления)
Сертификация малых лесопользователей и лесов с низкой интенсивностью управления
Для малых лесопользователей и лесов с низкой интенсивностью управления (SLIMF) могут быть применены облегченные требования и процедуры аудита, которые снижают затраты и усилия на сертификацию.
Контролируемая древесина
Сертифицированные производители нередко испытывают недостаток сертифицированного сырья или продукции, в то время как останавливать производство или уменьшать его объемы может быть нецелесообразно в силу экономических, а также иных причин. В таких случаях FSC допускает использование контролируемой древесины.
Контролируемая древесина – это материал из приемлемых источников, который можно смешивать с FSC-сертифицированным материалом в продукции, на которую наносится маркировка FSC Mix.
Для того чтобы использовать контролируемую древесину, держатели FSC сертификатов цепочки поставок должны доказать, что в ней отсутствует древесина всех 5 неприемлемых для FSC категорий:
— Незаконно заготовленная древесина.
— Древесина, заготовленная с нарушением традиционных и гражданских прав.
— Древесина, заготовленная в лесах, где хозяйственная деятельность угрожает существованию их высокой природоохранной ценности (ВПЦ).
— Древесина, заготовленная в лесах, которые переводятся в плантации или нелесные земли.
— Древесина из лесов, где выращивают генетически модифицированные деревья.
Стандарты контролируемой древесины
Существует два варианта поступления FSC-контролируемого материала в систему FSC.
1) FSC-контролируемую древесину могут заготавливать предприятия, которые ведут лесоуправление, сертифицированное по контролируемой древесине (сертификат CW/FM). Этот вид сертификации регулируется стандартом FSC-STD-30-010 «Требования к контролируемой древесине для управляющих лесами предприятий». Стандарт устанавливает такие требования к лесозаготовительным предприятиям, чтобы их методы управления приводили к получению материала только из приемлемых источников.
Этот вид сертификации имеет невысокую популярность и мало представлен в системе.
2) FSC- контролируемую древесину могут закупать у несертифицированных поставщиков предприятия, которые сертифицированы по стандарту FSC-STD-40-004 (стандарт цепочки поставок) и одновременно по стандарту FSC-STD-40-005 V3-1 (Требования к закупкам FSC-контролируемой древесины). Стандарты предписывают предприятиям избегать материалов из неприемлемых источников.
В дополнение к данному стандарту необходимо также применять Национальную оценку рисков в отношении FSC контролируемой древесины (НОР), [a6] которая является интерпретацией требований стандарта FSC-STD-40-005 V 3-1 для России.
Этот вид сертификации является основным источником поступления контролируемой древесины в систему и широко распространен в мире, в том числе в России.
Заинтересованные стороны
Вовлечение заинтересованных сторон является важнейшей частью системы FSC. Схема FSC построена на постоянном взаимодействии различных людей и организаций, для которых так или иначе значимы результаты хозяйственной деятельности компаний. Заинтересованной стороной (Interested stakeholder) может быть любое лицо, группа лиц или организация, проявившие интерес или о которых стало известно как имеющих интерес к деятельности, ведущейся в пределах конкретной территории. Ими могут быть природоохранные или трудовые организации, организаторы местных инвестиционных проектов и многие другие. Точное определение заинтересованных сторон с примерами и конкретные требования к их вовлечению даны в нормативах FSC, в том числе в Российском национальном стандарте FSC.
FSC дает возможность участия в процессе сертификации всем заинтересованным сторонам: как организациям, так и частным лицам. Этим обеспечивается открытость процесса и повышается качество сертификации.
В свою очередь, участие различных заинтересованных сторон также помогает FSC определить пути улучшения нормативной базы, процессов, оценок и других видов деятельности.
Больше информации о заинтересованных сторонах в России здесь. [a7]
Экосистемные услуги и процедура по экосистемным услугам FSC
Экосистемные услуги (вода, биоразнообразие, почва и др.) – это блага, которые мы получаем от природы. В 2018 году FSC ввел процедуру, целью которой является стимулирование платежей за экосистемные услуги, которые, в свою очередь, должны содействовать дополнительной защите лесных экосистем.
Процедура FSC-PRO-30-006 Ecosystem Services Procedure: Impact Demonstration and Market Tools включает следующие инструменты:
Подтверждение воздействия. Держатели сертификатов FSC могут использовать процедуру для демонстрации положительного воздействия своей деятельности по лесоуправлению на экосистемные услуги.
Заявления об экосистемных услугах. Чтобы внести свой вклад в поддержание экосистемных услуг, данную процедуру могут также использовать организации, не являющиеся держателями сертификатов FSC, включая правительства, инвесторов, покупателей и предприятия. В результате применения процедуры они смогут делать соответствующие заявления. Эти заявления будут считаться гарантией того, что их вклад помогает поддерживать экосистемные услуги лесов.
Что понимают под сертификацией лесоуправления
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
Forest management and forest use. Certification requirements
Дата введения 2018-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 449 «Лесоводство и смежные виды деятельности»
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью внедрения в практику лесоуправления и лесопользования сертификационных требований, основанных на комплексе положений нормативных правовых актов в соответствии с Федеральными законами [1]-[8], Конвенциями [9]-[26], а также другими документами [27]-[33].
Положения настоящего стандарта направлены на обеспечение устойчивости процессов лесоуправления и лесопользования, включая планирование и практику, посредством установления основных и индикативных сертификационных требований.
Положения настоящего стандарта применяются для самоконтроля организаций и физических лиц, осуществляющих лесоуправление и лесопользование, а также для организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия процессов лесоуправления и лесопользования.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает сертификационные требования к процессам лесоуправления и лесопользования.
Настоящий стандарт предназначен для организаций (лесничеств, лесопарков) и лиц (арендаторов), которые осуществляют деятельность по лесоуправлению и реализации прав пользования лесными участками в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации [1].
Настоящий стандарт распространяется на следующие процедуры и процессы лесоуправления и лесопользования:
— разработка и ведение документации;
— производственная и лесохозяйственная деятельность;
— мониторинг и корректирующие мероприятия;
— внутренний и внешний контроль результатов и отчетность о деятельности;
— взаимодействие между руководством, работниками и местным населением.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Федеральным законом [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 лесоуправление и лесопользование: Взаимосвязанные процедуры и процессы, направленные на использование лесов в целях удовлетворения потребностей в различных продуктах и полезностях, а также на сохранение и поддержание разносторонних функций лесов.
процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.4.1).
процесс: Совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
2.4 сертификационные требования к лесоуправлению и лесопользованию: Основные и индикативные требования, отражающие положения нормативных правовых документов и служащие для оценки их выполнения.
2.5 основное требование (критерий): Условие, которое должно быть выполнено.
2.6 индикативное требование (индикатор): Объективное свидетельство (показатель), которое позволяет судить о выполнении основного требования.
объективное свидетельство: Данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо.
3 Общие положения
3.1 Основной целью лесоуправления и лесопользования является предупреждение и устранение нанесения вреда окружающей среде, особо охраняемым природным территориям и объектам; жизни и здоровью животных, растений и лесов; жизни и здоровью физических лиц; имуществу физических и юридических лиц.
3.2 При лесоуправлении и лесопользовании должно быть обеспечено выполнение основных и индикативных требований по:
— соблюдению законодательства и международных обязательств Российской Федерации;
— планированию мероприятий и мониторингу ведения лесного хозяйства и лесопользования;
— рациональному и эффективному ведению лесного хозяйства и лесопользованию;
— сохранению биоразнообразия, жизнеспособности лесных экосистем и функций леса;
— выявлению, сохранению и поддержанию защитных лесов и особо защитных участков лесов;
— соблюдению прав работников, местного населения и коренных народов.
4 Сертификационные требования к лесоуправлению и лесопользованию
4.1 Основные и индикативные требования по соблюдению законодательства и международных обязательств Российской Федерации (критерии и индикаторы)
4.1.1 Критерий по соблюдению законодательства и международных обязательств Российской Федерации
Лесоуправление и лесопользование должны осуществляться в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.
4.1.2 Индикаторы выполнения критерия по соблюдению федерального законодательства и законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации включают в себя:
а) документальное подтверждение выполнения требований законодательства Российской Федерации при образовании и регистрации лиц, осуществляющих лесоуправление и лесопользование, в соответствии с Федеральными законами [1]-[4];
б) доступность для работников актуальных законных и подзаконных актов Российской Федерации, а также субъекта Российской Федерации, регулирующих лесные отношения;
в) действие системы отслеживания и своевременного обновления действующей законодательной базы Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации;
г) действие процедуры оперативного ознакомления работников с содержанием законодательной базы;
д) действие системы по выявлению нарушений лесного и смежного законодательств;
е) наличие документов, таких как приказы, инструкции, руководства, отчеты по выявлению нарушений законодательства;
ж) действие системы своевременного проведения корректирующих мероприятий для устранения причин и смягчения последствий нарушений лесного и смежного законодательств;
и) наличие приказов, инструкций, руководств, отчетов по устранению причин и смягчению последствий нарушений законодательства;
к) действие системы учета актов (в том числе актов комплексной государственной проверки), протоколов нарушений природоохранного, лесного и водного законодательств.
4.1.3 Критерий по осуществлению выплат всех видов, сборов, отчислений, налогов и других платежей
Должны осуществляться выплаты всех видов, сборы, отчисления, налоги и другие платежи.
4.1.4 Индикаторы выполнения критерия по осуществлению всех видов выплат, сборов, отчислений, налогов и других платежей включают в себя:
а) наличие перечня всех видов выплат, сборов, отчислений, налогов и других платежей со сроками их оплаты;
б) подтверждение своевременности произведенных платежей;
в) отсутствие задолженностей по оплате всех видов выплат, сборов, отчислений, налогов и других платежей.
4.1.5 Критерий по соблюдению законодательства по обеспечению трудовых гарантий и социальных обязательств для работников
Должно соблюдаться действующее законодательство по обеспечению трудовых гарантий и социальных обязательств для работников.
4.1.6 Индикаторы выполнения критерия по соблюдению действующего законодательства по обеспечению трудовых гарантий и социальных обязательств для работников включают в себя:
а) наличие текстов законодательных актов в актульной редакции и правил по охране труда;
б) наличие инструкций по охране труда;
в) функционирование системы ведения журналов учета инструктажей по охране труда и технике безопасности;
г) ознакомление руководства с Трудовым кодексом [5] и другими актуальными документами в области трудового законодательства [2], [3], [28], [29];
д) ознакомление работников с Трудовым кодексом [5] и другими актами в области трудового законодательства [2], [3], [28], [29];
е) наличие текстов отраслевых, тарифных соглашений, с положениями которых ознакомлены работники;
ж) наличие соглашения между работодателем и работниками о выполнении трудовых гарантий и социальных обязательств;
и) отсутствие нарушений трудовых гарантий и социальных обязательств для работников;
к) отсутствие использования подневольного и принудительного труда иностранных граждан и лиц без гражданства.
4.1.7 Критерий по определению прав юридических и физических лиц на оперативное управление, ведение лесного хозяйства и лесопользование
Должны быть определены права юридических и физических лиц на оперативное управление, ведение лесного хозяйства и лесопользование.
4.1.8 Индикаторы по определению прав юридических и физических лиц на оперативное управление, ведение лесного хозяйства и лесопользование включают в себя:
Системы лесоуправления
Сертификация систем лесоуправления (FM, Forest Management) проводится для предприятий — владельцев или арендаторов лесного фонда. Т.е. объектом сертификации лесоуправления выступает участок леса, взятый в долгосрочную аренду или переданный предприятию в собственность.
Оценка систем лесоуправления проводится на соответствие Принципам и Критериям FSC, отраженным в Национальных или Общих стандартах лесоуправления. Национальные стандарты лесоуправления являются стандартами, разработанными для конкретной страны/региона и утвержденные FSC International. Национальный стандарт обязателен к применению всеми участниками сертификационного процесса.
Если в стране нет утвержденного Национального стандарта лесоуправления, органы по сертификации для оценки используют свои Общие стандарты лесоуправления, которые они адаптируют под конкретные условия страны/региона. Например, в России с 2013 года мы применяем Российский Национальный стандарт лесоуправления, а в Украине — адаптированную версию Общего стандарта лесоуправления ООО «Лесная сертификация».
Для того, чтобы скачать данные Стандарты, перейдите в подраздел Документы.
Сертификация лесоуправления касается практически всего спектра вопросов ведения лесного хозяйства (охрана труда, социальная политика, взаимоотношения предприятия с внешними заинтересованными сторонами, комплекс экологических аспектов, финансовая устойчивость и т.д.).
В область сертификации лесоуправления обычно включается внутренняя цепочка поставок. Это часть системы управления предприятием, которая отвечает за движение древесины с момента ее заготовки до места перехода права собственности к другому юридическому лицу и за процедуру реализации древесины с сертификационным заявлением.
Если в область сертификации лесоуправления не включить внутреннюю цепочку поставок, то предприятие не сможет реализовывать заготовленную древесину как FSC сертифицированную (статус FSC сертифицированного дерево потеряет, когда будет спилено). Сертификаты лесоуправления без внутренней цепочки поставок подходят только для организаций, реализующих древесину «на корню».
После получения сертификата лесоуправления предприятие получит возможность реализовывать круглые лесоматериалы с сертифицированных участков с FSC заявлением «FSC 100%».
Для определения стоимости сертификации Вашего предприятия заполните Заявку на сертификацию FSC лесоуправления FSC FM questionnaire RU 2016
Если кроме заготовки круглого леса ваша компания занимается его переработкой, Вам необходимо сертифицировать цепочку поставок, это позволит Вам продавать конечную продукцию с определенным FSC заявлением. Для определения стоимости сертификации цепочки поставок заполните Заявку на сертификацию FSC цепочки поставок FSC COC questionnaire RU 2016
Что понимают под сертификацией лесоуправления
FSC не проводит сертификацию и не выдает сертификаты FSC, эту функцию выполняют специальные органы по сертификации. Они представляют собой независимые от FSC организации, получившие аккредитацию на право проведения сертификации и выдачу сертификатов FSC.
Функции органов по сертификации
Аккредитация органов по сертификации
Аккредитацией в системе FSC занимается партнерская международная организация ASI ( Assurance Services International ). Все органы, аккредитованные в системе FSC, должны соответствовать аккредитационным требованиям FSC, поэтому они подвергаются регулярному и систематическому контролю со стороны ASI.
Организации, не включенные в этот список, не являются аккредитованными ASI органами по сертификации и не имеют права выдавать сертификаты.
Консалтинг
Помощь в получении и поддержании сертификатов
Консультанты могут помочь компании быстрее разобраться в требованиях FSC, пройти аудит, получить сертификат или закрыть несоответствия. Компании могут привлекать консультантов на любых этапах работы: от подготовки к FSC-сертификации до ресертификации.
В качестве консультантов могут выступать как частные лица, так и организации. Их специализация различна – это может быть как полный спектр консалтинговых услуг, так и отдельные услуги (полная или частичная подготовка к сертификации лесоуправления, подготовка по конкретному стандарту и т. д.) Информация о специализации каждого консультанта отражена в таблице.
Формат оказания консалтинговых услуг также может быть различным (очный или дистанционный, разовые услуги или постоянное сопровождение и т. д.).
Обращаем ваше внимание, что в целях предотвращения конфликтов интересов схема FSC запрещает предоставление консалтинговых услуг и услуг по сертификации FSC одними и теми же людьми. Эти требования закреплены в стандарте для аккредитованных FSC органов по сертификации FSC-STD-20-001 V 4-0 (пп. 1.5.4, 1.5.9, 1.5.10, 1.5.11).