что попадает под санкции
Подробный гид по санкциям
Нет единого списка компаний, которые находятся под санкциями: регулятор каждой страны составляет свой перечень. В этой подборке мы собрали самые часто задаваемые вопросы о санкциях и постарались ответить на них максимально подробно и понятно.
Кому важно знать о компаниях, которые состоят в санкционных списках?
Санкции накладывают ограничения по ведению внешнеэкономической деятельности на юридических и физических лиц.
Проверять своих контрагентов по санкционным спискам в первую очередь должны:
Например, головная компания зарегистрирована на территории страны, которая поддерживает санкции. В таком случае ее филиалам и представительствам тоже требуется соблюдать ограничительные правила.
Если вы ведете бизнес внутри одной страны и не сотрудничаете с зарубежными партнерами, то проблема санкций вряд ли коснется вашей компании.
В каких случаях российские компании могут нарушить санкционные требования?
Наибольший риск возникает:
Какие риски несет сотрудничество с физическим или юридическим лицами, которые попали под санкции?
Риски зависят от профиля организации и аспектов сотрудничества. Если банк допустил, что его клиент проводит операции с контрагентом из санкционного списка, то финансовую организацию могут:
Правильно трактовать санкционные ограничения — задача комплаенс-специалистов.
Какие виды санкций выделяют?
Выделяют два вида санкций.
Блокирующие санкции
Запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка.
Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям:
Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям:
Секторальные санкции
Связаны с ограничением финансирования и распространяются на банки, предприятия нефтяной и оборонной промышленности.
Как выяснить, что компания находится под санкциями?
Чтобы проверить, находится ли ваш контрагент под санкциями, нужно зайти на официальный сайт регулятора интересующей страны и изучить его сведения.
Важно учитывать, что каждый контролирующий орган составляет свой перечень, и единой, мировой базы данных по санкциям нет.
Санкционные списки ведут более 20 стран и организаций. Среди них США (OFAC SDN, NON SDN), Великобритания (HM Treasury), Швейцария (SECO), Евросоюз (ЕС), ООН (UN) и другие.
Что такое «Правило 50»?
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 % и больше принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Сложность в том, что этих организаций нет в санкционных списках. Даже проверка по санкционным спискам не дает уверенности, что физическое или юридическое лицо не находится под санкциями.
Поэтому важно изучать и структуру компании-контрагента, чтобы выявлять ее реальные связи.
Основные изменения санкционных требований в отношении России за 2020 год
Пополнились санкции OFAC США
29 января 2020 пополнен список санкций в отношении физических лиц России/Украины.
15 июля 2020 в список вошли 3 физических и 5 юридических лиц.
23 сентября 2020 пополнен список санкций.
23 октября 2020 пополнен список программы CAATSA — Россия.
Приняты новые санкции Бюро промышленности и безопасности США
В августе 2020 Бюро промышленности и безопасности министерства торговли США опубликовало новый санкционный список. В список попали 5 организаций из России.
Пополнились санкции Государственного департамента
В феврале 2020 США ввели санкции против 3 российских предприятий.
В ноябре 2020 под американские санкции попали 3 организации.
Расширились санкции ЕС
29 июня 2020 Совет ЕС объявил о продлении до 31 января 2021 года секторальных экономических санкций против России.
Введены новые санкции Великобритании
В июле 2020 Великобритания ввела санкции против 25 россиян. Ограничительные меры будут действовать до 31 декабря 2020 года.
Расширены санкции Украины
В санкционные списки Украины против России включены 377 физических и 235 юридических лиц.
Проверка каждого контрагента в санкционных списках — серьезная нагрузка на бизнес. Компания, сотрудничающая с клиентом из санкционного списка, рискует получить крупный штраф или лишиться лицензии.
Сервис Контур.Призма объединил 85 % данных о глобальных санкциях. Загружено почти 10 000 профилей физический и юридических лиц.
Оцените возможности Призмы и проверьте контрагентов по санкционным спискам
С помощью Призмы вы за минуту можете проверить клиентов по спискам США, Великобритании, EC, UN, SECO и другим. Для этого в интерфейсе Призмы введите ФИО или наименование компании, нажмите кнопку «Проверить» и увидите список с совпадениями. С помощью API можете выгрузить всю базу санкций в формате.xml.
Юлия Елисеева, руководитель ООО «Комплаенс Рус
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения
Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.
Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:
1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN
2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI
3. Ограничения в нефтяной сфере
4. Эмбарго на поставку оружия
5. Ограничения в Крыму и Севастополе
Замораживание активов / Блокирующие санкции
Европейский союз запрещает:
Ограничения финансирования / Секторальные санкции
Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:
Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.
Секторальные санкции США запрещают:
Секторальные санкции Евросоюза запрещают:
Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.
Санкции США: обзор санкционных программ
1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.
2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.
3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.
Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ
1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.
2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.
3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.
Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.
4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.
5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.
6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.
Санкции других стран: обзор санкционных программ
1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.
Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.
2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.
Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.
3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.
4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.
Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.
5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.
6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.
Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.
Правило 50 %
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.
Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.
Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Практические аспекты взаимодействия с попавшими под санкции лицами
Практический опыт показывает, что санкции – это подвижная категория. Они меняются с течением времени, появляются новые разъяснения и судебная практика. Несмотря на то что ограничения действуют не первый год, вопросы клиентов относительно них почти не меняются. Самыми популярными остаются вопросы о возможностях работы с санкционными компаниями, их «дочками», западными банками, а также о смене юрисдикции с целью ухода от санкций.
Последствия работы с санкционными компаниями
Формально санкции обязательны для соблюдения в первую очередь европейскими и американскими компаниями, а также гражданами ЕС и США. Законы Евросоюза не предусматривают конкретных юридических оснований для введения санкций в отношении нерезидентов ЕС, которые их не соблюдают. Куда больше бизнес беспокоят так называемые вторичные санкции США: в блокировочный список (в США его фигуранты – это specially designated nationals and blocked persons, SDN) может быть включена любая иностранная компания, которая пытается обойти ограничения или способствует заключению значимой сделки в интересах санкционных лиц.
Не все санкции запрещают ведение любой коммерческой деятельности с такими компаниями – это касается только блокировочных санкций. К секторальным ограничениям применимо другое правило: если они не связаны с предметом сделки, то работать с санкционной компанией можно. Важно учитывать вид ограничений и то, какие товары и услуги вы продаете или оказываете.
В качестве примера можно привести попавшие под секторальные санкции банки: выкупать их бонды нельзя (за редким исключением), а поставлять новые банкоматы можно. Но иногда работу с санкционной компанией приостанавливают не из-за ограничений как таковых, а из-за опасения их введения в будущем: из-за угрозы вторичных санкций США швейцарский подрядчик «Газпрома» остановил прокладку труб для «Северного потока – 2».
Важно помнить о контроле
Ограничения распространяются не только на фигурантов санкционных списков, но и на аффилированные с ними компании. Однако и с ними зачастую можно вести бизнес. Для этого необходимо главным образом уточнить долю санкционного лица в компании (прямую или косвенную).
Здесь подходы США и Евросоюза к санкциям отличаются, но ключевым фактором является размер участия санкционного лица в другой компании. Ограничения США действуют в отношении аффилированных компаний участников списков SDN или SSI (секторального), только если они владеют компанией на 50% и более. Сам по себе факт контроля (т. е. если санкционное лицо в реальности контролирует деятельность компании, но владеет менее 50%) не является основанием для применения санкций к такой компании, а владение 50% минус 1 акция не нарушает ограничений. В свое время ВТБ сократил свою долю в «Почта банке» до 49,99%, чтобы, по всей видимости, исключить распространение на него санкций.
Секторальные санкции ЕС применяются к аффилированным компаниям, если они принадлежат санкционным лицам более чем на 50%, контролируются ими (т. е. действуют от их имени или по их указанию) или другими компаниями, принадлежащими им более чем на 50%. В случае с блокировочными санкциями контроль трактуется более широко. Например, если одна компания в силу договора может оказывать на другую доминирующее влияние, это будет оценено как контроль.
О банках
Есть свои тонкости и во взаимодействии с банками. Например, обслуживание компании в санкционных банках может затруднить расчеты с зарубежными партнерами. Иностранные банки негативно относятся к любому взаимодействию с банками под санкциями – доходит даже до приостановки операций по перечислению средств на счета компании, открытые в санкционном банке. Они также могут отказать лицу под санкциями в обслуживании. Например, Борис Ротенберг (под санкциями США) проиграл суд ряду европейских банков и не смог доказать, что отказ в обслуживании по причине санкций США является дискриминацией.
Кроме того, если компания заключит кредитный договор с санкционным банком, предоставив в залог (в качестве обеспечения) более 50% своего уставного капитала, то потенциально это может расцениваться как переход под контроль санкционного банка. В этом случае уже сама компания-заемщик будет считаться санкционным лицом со всеми вытекающими ограничениями.
Российские офшоры вряд ли помогут
В августе 2018 г. вступил в силу закон «О международных компаниях и международных фондах», дающий иностранным компаниям возможность смены юрисдикции на российскую (редомициляция). Ключевое требование – исключение такой компании из иностранного реестра юрлиц. Может даже сложиться впечатление, что зарубежные компании, попавшие под санкции, могут уйти от них, став «российскими».
Однако такая смена юрисдикции с высокой долей вероятности будет расценена как попытка обойти санкции, а иностранные компетентные органы откажут в исключении компании из реестра юрлиц. Поэтому закон о международных компаниях и фондах не является эффективным механизмом для вывода иностранных санкционных компаний из-под ограничений.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Что попадает под санкции
Экономические санкции представляют собой ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики. Санкции могут вводиться как отдельными государствами, так и международными организациями в отношении физических и юридических лиц, организаций, или государств. Различают как всеобъемлющие санкции, полностью блокирующие любые виды торговых и финансовых операций с целыми странами (эмбарго США в отношении Кубы), секторальные санкции (затрагивающие отдельные отрасли экономики и группы лиц), так и адресные санкции, ограничивающие подобные операции с отдельными лицами и/или компаниями. Санкции могут принимать различную форму — от запрета на въезд отдельных лиц до заморозки активов, финансовых ограничений, запрета на поставку вооружений и военной техники и т.д.
Санкции рассматриваются как компромиссный вариант ответа на нежелательные действия того или иного государства. В отличие от дипломатических мер воздействия санкции обладают гораздо более выраженным эффектом воздействия на экономику страны-объекта санкций, и с гораздо большей вероятностью могут привести к изменению поведения государства на международной арене. В то же время, в отличие от военных мер, санкции представляют собой намного менее затратный вариант ответа на нежелательные действия другой стороны и одновременно несут в себе гораздо меньший риск дальнейшей эскалации конфликта. Это выражается, прежде всего, в возможности постепенного введения ограничительных мер и их отмены, тесной привязке ограничений к выполнению определенных требований, а также к большей вероятности минимизировать риски для гражданского населения страны, в отношении которой вводятся ограничения.
Правовые основы и механизм введения санкций
Виды ограничительных мер
К подобным мерам относятся полное или частичное прерывание экономических отношений, запрет на любые виды сообщений и др. Наиболее распространенные меры воздействия на объект санкций со стороны ООН включают:
— заморозку активов;
— запрет на поставки вооружений и военной техники;
— запрет на перемещение.
Кроме того, существует возможность создания международных трибуналов (например, международные трибуналы по бывшей Югославии (1993 г.) и Руанде (1994 г.)) или фондов для выплаты компенсации пострадавшим от действия агрессора.
Правовые основы и механизм введения санкций
Благодаря своим широким финансовым и экономическим возможностям Соединенные Штаты Америки наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности. Вопрос введения санкций регулируется следующими законами:
— Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act, 1917 г.). Первый закон, предусматривающий использование политических причин (вооруженный конфликт) для ограничения экономических отношений с зарубежными странами. В рамках принятых Конгрессом США поправок в 1933 г. США могут ограничить оборот металлического золота (в форме слитков, простейших ювелирных украшений и т.д.) в случае объявления чрезвычайного положения, связанного не только с участием в вооруженном конфликте.
— Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act, 1961 г.). Вопросы экономической помощи и содействия развитию были выделены в отдельную сферу внешней политики США, регулируемую специально созданным Агентством США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Закон предусматривает ограничение или отмену программ международной помощи США для государств, правительства которых ограничивают или нарушают права человека.
— Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г.). Принятый в 1976 г. закон вводит необходимость уведомления Конгресса США со стороны президента о введении новых режимов чрезвычайного положения. Режим прекращает свое действие в случае, если он не продлен по истечению года, отменен указом президента, или если решение об его отмене принято в рамках совместной резолюции Конгресса США. Президент США и все органы исполнительной власти обязаны собирать и представлять информацию о всех действиях и распоряжениях, принятых в рамках режима чрезвычайного положения, а также отчитываться о возможных потерях от подобных действий.
— Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Наделяет президента правом объявить чрезвычайное положение только в качестве ответа на угрозы, возникшие за пределами США.
— Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г.). Данный закон наделяет президента США правом контролировать экспортные операции с целью обеспечения национальной безопасности и целей внешней политики.
Наряду с этими документами выделяют еще 3 закона, которые также влекут за собой введение санкций в отношении физических и/или юридических лиц:
— Закон об иностранных наркоторговцах (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act, 1999 г.). Закрывает доступ для наркоторговцев, контролируемых ими компаний или других юридических лиц доступ к финансовой системе США, а также запрещает физическим и юридическим лицам-резидентам США вступать в любые виды торговых и других экономических отношений с наркоторговцами.
— Закон о торговле чистыми алмазами (Clean Diamond Trade Act, 2003 г.). Закон запрещает импорт алмазов из регионов, охваченных вооруженными конфликтами.
Отдельные санкционные режимы также могут закрепляться в специальных законах, к примеру — Закон о свободе Кубы (Cuban Democracy Act, 1992), Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестрировании (Comprehensive Iran Sanctions, Accountability, and Divestment Act, 2010) и др.
Данные нормативно-правовые акты предоставляют президенту США возможность объявить чрезвычайное положение в качестве ответа на действия государства или негосударственного актора, которые могут представлять угрозу для интересов или безопасности США. В таком случае Президентом подписывается соответствующий указ (executive order), объявляющий чрезвычайное положение в связи с соответствующими событиями. В рамках данного режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия. В соответствии с Законом о чрезвычайных положениях, срок действия санкций ограничен одним годом, однако они могут быть продлены соответствующим указом президента США, или отменены Конгрессом США, в случае если Палата Представителей и Сенат проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения. В свою очередь, Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы.
Большинство действующих санкционных режимов США координируются Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department). В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства.
Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют:
— Запрет на въезд в США;
— Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения);
— Запрет на поставки вооружений и военной техники;
— Ограничение доступа на финансовый рынок США;
— Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц);
— Ограничение предоставления помощи развитию и др.
Санкции могут быть сняты несколькими способами. Режим чрезвычайного положения вводится на основании указа Президента США и определяет возможность введения ограничительных мер на протяжении 12 месяцев. Пролонгация режима также осуществляется посредством подписания соответствующего указа президента. Если он не пролонгируется, то по истечению данного срока режим чрезвычайного положения и сопутствующие ему ограничительные меры прекращают свое действие. Также режим санкций может быть отменен как соответствующим указом президента США, так и совместной резолюцией Конгресса США (которая также должна быть подписана президентом).
Ответственность за нарушение санкций
В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) приводит соответствующее руководство. Суммы штрафов являются фиксироваными и могут быть пересмотрены с поправкой на инфляцию. В частности с 1 августа 2016 г., Закон о торговле с враждебными государствами предусматривает максимальный штраф в размере 83 864 долл. США, в то время как Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях предусматривает максимальный размер штрафа в размере 284 582 долл. США или штраф, равный двойному объему соответствующих транзакций. Данные суммы носят базовый характер, а окончательные размеры штрафов также рассчитываются исходя из обстоятельств каждого нарушения режима санкций. При назначении штрафов OFAC исходит из следующих параметров:
— Является ли данной нарушение режима санкций «вопиющим нарушением» (egregious case);
— Сообщил ли нарушитель о своих действиях регулятору в добровольном порядке (voluntary self-disclosure).
В зависимости от сочетания данных параметров возможно назначение различных штрафных санкций за нарушение санкционного режима, которые могут подразумевать в том числе уголовную ответственность, лишение свободы на долгий срок.
Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям. Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк — BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долл. за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC (штраф в размере 1,9 млрд долл. в 2012 г. за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии), Commerzbank AG (1,45 млрд долл. за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана).
Правовые основы и механизм введения санкций
Европейский союз активно использует механизм санкций (по официальной терминологии Союза — «ограничительных мер/restrictive measures») как для защиты собственных интересов, так и международного мира и безопасности. В настоящий момент действует 38 режимов ограничительных мер, в рамках которых под санкциями ЕС (введенных как в соответствие с резолюциями Совета Безопасности ООН, так и независимо от этого) находятся 4 030 юридических и 7 902 физических лица.
В своей политике Европейский союз в большей степени акцентирует важность и приоритет мер дипломатического воздействия, рассматривая санкции как последний инструмент внешней политики для достижения собственных целей и интересов. Тем не менее ЕС активно использует ограничительные меры в силу ряда причин. Во-первых, в отличие от США, ЕС не располагает достаточными военными механизмами обеспечения собственных интересов, поскольку в военном отношении в гораздо большей степени, чем США, полагается на возможности НАТО. Во-вторых, в силу объема и привлекательности собственного внутреннего рынка ЕС, возможное ограничение торговли и экономической активности служит дополнительным стимулом к выполнению требований ЕС для страны, физического или юридического лица, в отношении которого вводятся санкции. В-третьих, ЕС представляет объединение 28 государств и обладает большими возможностями для согласования и лоббирования необходимых решений на других международных площадках (ООН, Группа двадцати и т.д.)
ЕС соблюдает все виды санкций, вводимые резолюциями Совета Безопасности ООН, а также координирует соблюдение санкций ООН со стороны стран-членов Союза. Кроме того, ЕС может по своему усмотрению расширять и дополнять действие санкций, введенных ООН, наравне с собственными ограничительными мерами. Основные цели использования санкций со стороны ЕС заключаются в следующем:
— Противодействие угрозам основным принципам внешней политики ЕС, в первую очередь — нарушению международного мира и безопасности;
— Борьба с нарушениями прав человека;
— Противодействие незаконной аннексии территорий и целенаправленной дестабилизации суверенного государства.
Введение ограничительных мер в Европейском союзе определяется положениями Общей внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy). Данная возможность закреплена в статье 215 Договора о функционировании Европейского союза. Режим ограничительных мер ЕС обязателен к выполнению в рамках всей юрисдикции ЕС (на территории государств-членов Союза), а также всеми физическими и юридическими лицами — резидентами стран Союза, включая дочерние предприятия и филиалы в третьих странах.
К основным видам ограничительных мер ЕС относятся:
— Запрет на въезд в страны ЕС;
— Замораживание активов иностранного государства, физических и юридических лиц, находящихся на территории стран-членов ЕС;
— Финансовые ограничения (заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств и т.д.);
— Ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг (запрет на поставки вооружений и военной техники; «оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательным органами»; запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения» (в т. ч. — оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора); ограничение поставок программного обеспечения; золота, драгоценных металлов и т.д.);
— Запрет на импорт определенных видов товаров и услуг (поставки нефти и газа; детали и комплектующие и др.);
— Транспортные ограничения и т.д.
Ограничительные меры принимаются единогласным решением Совета Европейского союза по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy (HR)). Формированием предложений по конкретным ограничительным мерам на подготовительном этапе занимаются региональные рабочие группы Совета (в зависимости от региональной принадлежности объекта санкций), Рабочая группа советников по международным делам (Foreign Relations Counsellors Working Party (RELEX)), Комитет по политическим вопросам и безопасности (Political and Security Committee (PSC)), Комитет постоянных представителей (Committee of Permanent Representatives (COREPER II)). В случае если решение о введении ограничительных мер принято Советом ЕС, оно подлежит опубликованию в Официальном журнале Европейского союза (Official Journal of the European Union). Совет ЕС также обязан уведомить Европейский парламент о принятом решении. Также органы ЕС направляют официальное уведомление физическому или юридическому лицу о принятых в отношении него ограничительных мер. В свою очередь, физическое или юридическое лицо, ставшее объектом санкций ЕС может обратиться с официальным заявлением о пересмотре введенных ограничений.
Принятые ограничительные меры обязательны к исполнению на национальном уровне странами-членами ЕС. Меры, включающие запрет на въезд в страны ЕС, а также запрет на поставки вооружений и военной техники выполняются без дальнейших согласований, в то время как меры финансового и экономического характера (заморозка активов, ограничения финансовых операций и т.д.) требуют дополнительного регламента Совета ЕС, которое уточняет конкретные ограничительные меры и механизмы их применения. Данные регламенты принимаются Советом по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Европейской комиссии, после согласования Рабочей группой советников по международным делам (RELEX). Как правило данные регламенты Совета ЕС принимаются одновременно с решением Совета о введении ограничительных мер, для того, чтобы оба документа имели максимальный эффект.
ЕС осуществляет постоянный мониторинг ситуаций, в связи с которыми были введены ограничительные меры. Решения Совета ЕС о введении ограничительных мер действуют 12 месяцев. В зависимости от развития ситуации Совет ЕС может принять решение о пролонгации данных мер, их расширении, корректировке, приостановке или отмене. В случае принятия решения об отмене санкций, или отсутствия пролонгации, все ограничительные меры прекращают свое действие. В свою очередь, принятые Советом регламента не имеют ограничения по сроку действия. Таким образом, ограничительные меры ЕС представляют собой достаточно гибкий механизм ответа на нежелательные действия третьих стран, а также физических и юридических лиц, чьи действия угрожают интересам Союза и его государств-членов.
Ответственность за нарушение санкций
Будучи объединением 28 государств, ЕС полагается на национальные правительства как в вопросах соблюдения ограничительных мер, так и в вопросе наказания физических и юридических лиц, нарушающих режимы санкций. Как в случае с США, здесь возможны как крупные денежные штрафы, так и тюремное заключение. Поскольку ответственность определяется в соответствии с законами каждой из 28 стран-членов Союза, степень наказания может сильно варьироваться.