что портит большое омовение
Как брать гусль (полное омовение) по сунне
Доказательством обязательности полного омовения являются слова Всевышнего в Коране:»وإِنْ كُنْتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا» – «И если на вас оказалось полное омовение то очищайтесь». Сура аль-Маида, аят 6.
Что накладывает на человека полное омовение
Причин, по которым обязательно совершение полного омовения для совершеннолетнего, вменяемого мусульманина (мужчина или женщина), шесть:
Если на одном человеке оказалось несколько причин накладывающих полное омовение (например, близость с женщиной и извержение спермы и т.п.) то достаточно одного полного омовения.
Фарды полного омовения
Обязательным является вымыть все тело один раз, т.е. вода должна омыть все части тела, включая волосы, ногти и т.п., добраться до всех щелей и складок. Начинать омовение можно с любой части тела. Если есть борода или усы, то обязательно, чтобы вода проникла к коже под ними и омыла их.
Полоскание полости рта и носа также является обязательным действием при полном омовении.
Сунны полного омовения
Желательными действиями при полном омовении являютя:
Также желательными, но по степени важности уступающими перечисленным выше действиям является следующее:
Нежелательные действия (макрух) при полном омовении
Макрухом при совершении полного омовения является:
Что запрещается и является грехом при отсутствии полного омовения
Запретными для не омывшегося человека, при появлении причин, которые обязывают его сделать полное омовение является:
Т.е. все то, что не разрешается при отсутствии малого омовения. Плюс добавляется еще ряд запретов:
Что касается держания поста, как обязательного, так и желательного, то это не запрещается при отсутствии полного омовения.
Видео
О том, что нарушает и не нарушает гъусль (полное омовение)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Гъусль нарушают только три вещи:
1. Семяизвержение.
2. Введение полового органа мужчины в половой орган женщины.
3. Месячные и послеродовое течение.
1. Доводы того, что семяизвержение нарушает гъусль
Нет разногласия среди ученых в том, что семяизвержение нарушает гъусль как у мужчин, так и у женщин, в независимости произошло это наяву или во сне, при половом акте или как-то иначе!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, вода после воды!» Муслим 343.
Т.е. после выхода спермы необходимо искупаться.
Смысл последних слов в том, что женщина подобна мужчине во всех законоположениях, если только нет никаких конкретизаций.
Под выделениями речь идет не просто о смазке, а о сперме.
Под «четырьмя» речь идет о двух руках и ногах, как об этом сказано в «ан-Нихая».
Что же касается понятия «ввода члена», который нарушает гъусль, то на это указал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Если соприкоснулись два обрезанных (мужской и женский половые органы) и зашла головка члена, то совершения гъсуля становится обязательным в независимости от того было семяизвержение или нет!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/9. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 386.
Это единственные вещи, которые нарушают полное омовение (гъусль)!
В этом хадисе также содержится указание на желательность совершения полного омовения тому, кто похоронил неверного.
Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 10. Полное омовение и вещи, которые делают его обязательным
فَصْلُ مَا يُوجِبُ الغُسْل
Раздел о действиях, которые делают обязательным совершение полного омовения (гусль)
Гусль в языковом значение – это пролитие воды на какое-либо место[1]. Также гусль – это вода, которой совершают купание.
В шариатском значении гусль – это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.
Джанаба (большое осквернение) – это состояние, которое наступает в результате совершения полового акта[2] независимо от того, сопровождался он семяизвержением или нет, либо после семяизвержения, сопровождающегося получением удовольствия (даже без полового акта).
У гусля, как и у вуду, есть:
Причина (сабаб) гусля – желание совершить действие, которое нельзя совершать, когда человек находится в состоянии джанаба или когда гусль является обязательным для него.
Рукн гусля – это омовение чистой водой всех участков тела, которые доступны для омовения.
Хукм гусля в этой жизни – дозволенность того, что было запретно до совершения гусля. Хукм в следующей жизни – награда за совершение гусля при условии, что у человека был соответствующий ният.
Вещей, которые делают гусль обязательным, семь:
Семя (المَنِي) мужчины – это жидкость белого цвета, густая, с запахом, напоминающим в жидком состоянии завязь финика или тесто, а в сухом состоянии – запах яичного белка. Семя женщины – это не густая жидкость с желтоватым оттенком.
Имамы Абу Ханифа и Мухаммад сказали, что для того, чтобы гусль стал обязательным, начало выхода семени из его источника должно сопровождаться сексуальным удовольствием, при этом не имеет значения, сопровождался ли удовольствием выход семени непосредственно из полового органа[3]. По мнению имама Абу Юсуфа, для обязательности гусля необходимо, чтобы удовольствие сопровождало не только начало выхода семени из его источника, но и непосредственно выход семени из полового органа.
Пример: Eсли человек после выхода семени совершил гусль, затем совершил молитву, но после молитвы у него вышли остатки семени, он обязан совершить гусль, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада (несмотря на то, что удовольствия в момент выхода семени он не ощутил), и не обязан, по мнению имама Абу Юсуфа. Однако намаз его действителен согласно мнению всех шейхов.
Мнение имамов Абу Ханифы и Мухаммада является сильным в мазхабе, однако в затруднительной ситуации[4] человек имеет право последовать мнению имама Абу Юсуфа. Например, если человек, который знает, что ему будет сложно совершить гусль, почувствовал, что у него начинает выходить семя, сжал свой половой орган на какое-то время, а затем отпустил и семя вышло уже без сопровождающего его сексуального удовольствия, гусль для этого человека, по мнению имама Абу Юсуфа, необязателен.
Если у человека вышли остатки семени после того, как он справил малую нужду, проснулся или прошел какое-то расстояние, гусль совершать ему не требуется.
Гусль необязателен, если введен палец, искусственный половой орган, половой орган мертвого человека, отсеченный половой орган или половой орган животного. Если часть головки полового органа отсутствует, для обязательности гусля ставится условием введение оставшейся ее части.
Если человек совершал половой акт через преграду[6] и выхода семени не было, нужно совершить гусль из предосторожности, при этом не имеет значения, сопровождался половой акт удовольствием или нет.
На общине мусульман лежит обязанность (фард-кифая) совершить полное омовение умершего мусульманина. Исключение делается для человека, который совершил определенные виды преступлений, например, отказался подчиняться законному правителю (باغ), – такого человека не омывают и не совершают по нему погребальный намаз.
Ситуации, в которых гусль совершать необязательно:
[1] C точки зрения арабского языка, можно также произносить это слово «аль-гисль», однако в терминологии фикха следует произносить с даммой, то есть «аль-гусль».
[2] Под половым актом следует понимать проникновение головки полового органа мужчины во влагалище женщины.
[3] Половой акт (введение головки полового члена во влагалище) при этом необязателен.
[4] Hапример, когда совершить гусль трудно из-за холода и опасности заболеть.
[5] При условии, что человек достиг такого возраста, когда он вызывает половое влечение у женщины.
[8] Жидкость, выделением которой сопровождается сексуальное возбуждение.
[9] Жидкость, которая обычно выходит после мочеиспускания.
[10] При этом мази, в отличие от семени, которое выходит толчками, выделяется незаметно для человека, а после его выделения половой орган мужчины не становится вновь мягким, как после выхода семени.
[11] У женщины такая жидкость будет называться «аль-каза» (القَذَى).
[12] И таково мнение имама Абу Ханифы по данному вопросу.
О том, что нарушает ритуальное омовение
Ритуальное малое омовение нарушается при следующих четырёх условиях:
Первое – выделение чего-либо, кроме спермы, из естественных путей (т.е. из половых органов или из заднего прохода). Если же естественный проход закрыт, и открыт иной проход ниже уровня пупка, то выделения, идущие из этого иного прохода, нарушают омовение.
Второе – потеря разума из-за опьянения, обморока, безумия или сна. Если же человек спит сидя, утвердив ягодицы на земле (мутамаккин), и проснувшись, обнаружит себя в том же положении, то омовение такого человека не нарушается. Если человек будет дремать, то омовение не нарушается. Человек слышит речь и не понимает её смысл – это и есть признак дремоты. Если у человека возникнет сомнение, дремал ли он или спал, то у него омовение не нарушается.
Третье – соприкосновение кожи посторонних взрослых противоположного пола. Из этого вытекает четыре исключения:
1.Речь о соприкосновении с кожей, следовательно, не портит омовение соприкосновение ногтей, волос и зубов с кожей человека противоположного пола.
4. Омовение не портится, если мужчина прикоснётся к мужчине или женщина – к женщине.
Четвёртое – касание ладонью до половых органов человека (своих или чужих, живого или мёртвого, независимо от возраста и пола), а также до заднего прохода. Прикосновение до половых органов животных не нарушает омовение. Если прикоснуться кончиками пальцев или же кожей между пальцами до половых органов, то омовение не нарушается.
Если человек точно знает, что у него есть омовение, и у него возникли сомнения о его сохранности, то его омовение не считается нарушенным, ибо даётся предпочтение тому, что человек знает точно, чем тому, в чём человек сомневается. Поэтому, если человек знает точно, что он не имел омовение, и у него возникнет сомнение, совершил ли он омовение, то он не находится в состоянии ритуального омовения.
Взято из книги «Канз ар-рагибин», автора Джалал ад-Дина аль-Махалли.
Ахмад Магомедов
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
О том, что нарушает и не нарушает гъусль (полное омовение)
О том, что нарушает и не нарушает гъусль (полное омовение)
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Гъусль нарушают только три вещи:
1. Семяизвержение.
2. Введение полового органа мужчины в половой орган женщины.
3. Месячные и послеродовое течение.
1. Доводы того, что семяизвержение нарушает гъусль
Нет разногласия среди ученых в том, что семяизвержение нарушает гъусль как у мужчин, так и у женщин, в независимости произошло это наяву или во сне, при половом акте или как-то иначе!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, вода после воды!» Муслим 343.
Т.е. после выхода спермы необходимо искупаться.
Умм Саляма рассказывала: “Однажды Умм Сулейм, жена Абу Тальхи, пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О Посланник Аллаха! Поистине, Аллах не стыдится истины. Должна ли женщина искупаться, если во сне у нее произошло выделение?” Он ответил: «Да, если увидит следы жидкости»”. аль-Бухари 282, Муслим 313.
Смысл последних слов в том, что женщина подобна мужчине во всех законоположениях, если только нет никаких конкретизаций.
Под выделениями речь идет не просто о смазке, а о сперме.
Имам Ибн Къудама сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение гъусля с видением (жидкости), и без выхода жидкости не обязательно совершать гъусль”. См. “аль-Мугъни” 1/200.
2. Доводы тому, что введение полового органа нарушает гъусль
Однако впоследствии это положение было отменено другим велением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-нибудь из вас воссядет между четырех женщины и проникнет во влагалище, то он обязан искупаться». аль-Бухари 291, Муслим 348.
Под «четырьмя» речь идет о двух руках и ногах, как об этом сказано в «ан-Нихая».
Что же касается понятия “ввода члена”, который нарушает гъусль, то на это указал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Если соприкоснулись два обрезанных (мужской и женский половые органы) и зашла головка члена, то совершения гъсуля становится обязательным в независимости от того было семяизвержение или нет!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/9. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 386.
Имам аль-Багъауи сказал: “Совершение гъусля от джанаба становится обязательным по двум причинам: введения головки в половой орган, или же выход семени, как из мужчины, так и из женщины”. См. “Шарх-Ссунна” 1/11.
3. Довод тому, что месячные и послеродовое кровотечение нарушают гъусль
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Фатыме бинт Абу Хубайш: «А когда прекратятся месячные, то соверши гъусль и делай намаз». аль-Бухари 320, Муслим 334.
Имам Ибн Хазм сказал: “Женщина с месячными и женщина послеродовым кровотечением одинаковы в законоположениях”. См. “аль-Мухалля” 1/183.
Это единственные вещи, которые нарушают полное омовение (гъусль)!
Примечание:
Есть хадис, в котором сказано: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Внешне этот хадис звучит так, как будто совершения гъусля тому, кто омыл умершего является обязательным. На самом же деле веление в этом хадисе носит желательный характер, что становится ясно после объединения этого хадиса с другими текстами данной главы. От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки». аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.
Ибн ‘Умар говорил: “Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его”. ад-Даракъутни 191. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
Также и другой хадис:
Когда умер Абу Талиб, ‘Али пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, твой заблудший дядя Абу Талиб умер, кто его закопает?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Иди и закопай его». Когда же Али вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Соверши полное омовение!» ан-Насаи 1/110, Абу Дауд 9/32. Хадис достоверный.
В этом хадисе также содержится указание на желательность совершения полного омовения тому, кто похоронил неверного.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!