что портит уразу у мужчин
Ошибки по незнанию: как не испортить свой пост?
Вот и наступил благословенный месяц Рамадан. Каждый верующий ждёт этого месяца с нетерпением и готовится к нему. Мусульманину прежде всего предписано в этом месяце соблюдать пост, и это является одним из столпов Ислама.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
(смысл): «Дни, в которые вы обязаны поститься, о верующие, это месяц Рамадан, в который началось ниспослание Корана как руководство [источник знаний] для людей и как ясные знамения для верного руководства и отличия истины от лжи. Кто из вас застанет этот месяц дома (не в пути), пусть соблюдает пост. А если кто болен или находится в пути, пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает затруднения». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 185)
Всевышний Аллах обещал тому, кто соблюдает пост, большую награду, ибо человек в течение всего светового дня отказывается от всего, что нарушает пост, только ради Аллаха. Практически любое поклонение может стать показным, но пост почти всегда остаётся скрытым и чистым от показного.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَتْرُكُ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي، الصِّيَامُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، وَالحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا
«[Аллах говорит]: “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”». (Бухари, 1894; Муслим, 1151)
Одним из важных пунктов в плане подготовки верующего к Рамадану должно быть изучение всего, что касается поста. При изучении этих вопросов особое внимание следует обратить на то, что нарушает пост.
Предлагаем вашему вниманию ответы на некоторые важные вопросы, касающиеся соблюдения поста и того, что его нарушает.
1. Что портит пост?
Пост портит:
— преднамеренный приём внутрь любой пищи, напитков, лекарств и т. п., какой бы малой ни была порция;
— проникновение любого предмета внутрь исключительно через естественные отверстия в теле человека;
Под предметом подразумевается любое физическое тело, которое можно увидеть невооружённым глазом. Естественными отверстиями являются: рот, нос, уши, половые органы и задний проход.
— преднамеренное вызывание рвоты;
Если постящийся преднамеренно спровоцировал рвоту, даже если ни капли рвотной массы не проникнет обратно в пищевод и желудок, его пост нарушается.
— преднамеренное совершение половой близости;
— семяизвержение, произошедшее в результате возбуждения от поцелуя супруги и т. п.;
— потеря рассудка и вероотступничество (да убережёт нас от этого Всевышний).
Каждый, кто соблюдает пост, обязан остерегаться всех вышеперечисленных действий, в противном случае его пост будет недействительным. Однако, если постящийся совершит что-либо из вышеперечисленного по забывчивости, то пост его не нарушается.
Также к действиям, нарушающим пост, относится применение медицинских ингаляторов, приём лекарств через рот, использование назальных капель, эндоскопические исследования (введение зонда через рот или прямую кишку), клизмы и тому подобное.
2. Портит ли пост проглатывание различных предметов, которые не являются пищей?
Одним из действий, нарушающих пост, как было отмечено выше, является приём любой пищи, какой бы малой ни была порция. Точно так же пост нарушает проникновение в полость тела любого предмета через естественное (физиологическое) отверстие.
Если любой предмет пройдёт через рот за границу глотки, а через нос – за границу гайморовых пазух, пост нарушается. Проникновение любого физического тела (предмета) в вышеупомянутые естественные отверстия нарушает пост, а проглатывание тем более нарушает.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:
«Имам Аш-Шафии и большие учёные нашего мазхаба (да смилуется над ними Аллах) сказали, что если постящийся проглотит то, что обычно не едят (несъедобное), например, дирхем, динар (монету), землю, камушек, кусок металла, нить и тому подобное, его пост, без сомнений, нарушается, согласно нашему мазхабу».
3. Портит ли пост лечение зубов?
Лечение зубов в принципе не нарушает поста, если при этом не было другого действия, которое портит пост. Даже обезболивание дёсен и ротовой области посредством инъекций не нарушает поста.
Однако если во время процедуры лечения зубов постящийся проглотит воду, кровь, лекарство или какое-либо вещество, используемое при лечении зубов, то его пост будет нарушен. Поэтому постящемуся предпочтительнее не посещать стоматолога во время уразы без крайней нужды.
4. Нарушает ли кровопускание пост?
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أَفْضَلَ مَا تَدَاوَيْتُمْ بِهِ الْحِجَامَةُ
«Поистине, самым предпочтительным средством лечения для вас является кровопускание». (Бухари, 5696; Муслим, 1577)
Хиджама не нарушает пост, ведь Пророк ﷺ совершал кровопускание, когда он соблюдал пост. От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
احْتَجَمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ صَائِمٌ
«Однажды Пророк ﷺ совершил кровопускание, и он при этом соблюдал пост». (Бухари, 1939; Ибн Маджах, 1682; Абу Дауд, 2372; Тирмизи, 775)
Однако если хиджама вызывает слабость, из-за которой человеку придётся выпить воды или поесть и прервать пост, то делать кровопускание нежелательно. В такой ситуации лучше отложить его до разговения.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся:
مَا كُنَّا نَدَعُ الْحِجَامَةَ لِلصَّائِمِ إِلاَّ كَرَاهِيَةَ الْجَهْدِ
«Мы не делали кровопускание во время поста только потому, что не желали изнурять себя». (Бухари, 1940; Абу Дауд, 2375)
5. Портится ли пост, если использовать медицинские свечи?
Использование медицинских свечей, как вагинальных, так и ректальных, нарушает пост, ибо для этого требуется проникновение внутрь организма предмета через естественное отверстие.
Однако постящийся может использовать свечи, если в этом есть необходимость, чтобы получить своевременное лечение, и если он не может отложить процедуру до разговения, но в любом случае пост нарушается.
6. Портится ли пост, если человек по незнанию совершал действия, нарушающие его?
Если постящийся совершил любое из действий, нарушающих пост даже по незнанию, это делает его недействительным, потому что каждый верующий обязан знать о всех действиях, нарушающих пост.
Исключением может быть случай, когда незнание человека оправдано тем, что он недавно принял Ислам, или тем, что он живёт далеко от знающих людей. Стоит отметить, что совершение этих же действий постящимся по забывчивости не нарушает поста.
Здесь мы привели несколько ответов на наиболее часто задаваемые вопросы относительно поста. Более подробно о других вопросах, связанных с постом, вы можете прочитать на страницах нашего сайта и в книгах наших алимов.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что мусульманам нельзя делать в Рамадан?
Совсем скоро начнется Рамадан — месяц обязательного поста для мусульман, во время которого они отказываются от еды и питья от рассвета до заката, а также имеют прочие ограничения, связанные с повседневной жизнью. Рассказываем — какие.
Сколько длится Рамадан?
Рамадан (или Рамазан) — это девятый месяц лунного исламского календаря, во время которого был ниспослан Коран. Из-за того, что лунный год по календарю короче обычного примерно на 11 дней, начало Рамадана ежегодно смещается. В 2021 году Рамадан начинается 13 апреля и продлится до 12 мая. Этот месяц называют священным — это время милости Аллаха, когда открываются врата рая, закрываются врата ада, а шайтана в этом месяце заковывают в цепи. Поэтому важно иметь смирение и поститься, соблюдая ряд ограничений, а также больше молиться, помогать нуждающимся и радоваться.
Завершается Рамадан праздником окончания поста Ураза-байрам — в этом году он приходится на 13 мая.
Как правильно поститься?
На протяжении всего месяца Рамадан особенно важно соблюдать ограничения от рассвета до заката. В Коране написано: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». Такое воздержание от приема пищи и питья называется имсак.
После захода солнца устраивается трапеза, которую называют ифтар. Ее принято ждать терпеливо, но если мусульманин с нетерпением ожидает этого приема пищи — в этом нет ничего плохого, разговение — это радость. Обычно начинают ифтар с фиников или других сухофруктов и стакана теплой воды. После вечерней молитвы, с наступлением ночи, накрывают полноценный ужин — могут подать суп, айран, молоко, легкие блюда из овощей и круп, нежирное мясо. Несмотря на то, что ночью многое позволено, все же излишеств стоит избегать. Выбирать стоит полезные продукты, которые легко усваиваются, избегать большого количества сладкого, жареного и острого. Утренний прием пищи, который совершается до рассвета, перед молитвой, называется сухур. Во время ифтара и сухура нежелательно переедать. Кстати, готовить еду днем можно, даже пробовать, главное — не проглатывать ее.
Одной из целей поста является подавление своих страстей, своего нафса, внутренней сущности человека, которая чаще всего тянется к излишествам (развлечениям, богатству, болтовне, вкусной еде и прочим наслаждениям). И когда мусульманин сокращает количество еды, продолжительность сна и меньше разговаривает — сторона нафса ослабевает, а духовная составляющая — укрепляется. Пост совершается и душой, и телом, поэтому запрещены злость, ложь, сплетни, сквернословие, хула, взгляды на чужих женщин. Самое главное требование поста — это ниет — намерение и искреннее желание соблюсти пост ради Аллаха.
От чего отказываются мусульмане в светлое время:
Исключение составляют случаи, когда человек сделал что-то нечаянно или забыв про пост. Но нарушение поста без важной причины считается грехом. Тем, кто нарушил пост, нужно покаяться и впредь совершать лишь благие дела, а пропущенный день поста восполнить позже. В любом спорном вопросе лучше посоветоваться с имамом.
Кто может не соблюдать пост?
Существуют мусульмане, которые освобождаются от соблюдения поста в Рамадан, в первую очередь, по состоянию здоровья: люди с хроническими заболеваниями, болеющие, пожилые, если отказ от пищи и питья может им навредить. Также освобождаются беременные женщины, женщины в период менструации и кормящие матери, которые беспокоятся за здоровье своего ребенка, а также дети, не достигшие половой зрелости.
В Коране указано так: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!».
Но даже если мусульманин освобожден от соблюдения Рамадана, то все же не стоит днем демонстративно есть, пить или курить. Это же правило касается и поведения немусульман в мусульманских странах.
Какие действия аннулируют пост, а какие – нет?
1. Если постящийся по забывчивости съест, выпьет что-нибудь или совершит половой акт, его пост не нарушится. Даже если он поест или попьет досыта, то и в этом случае пост нарушен не будет. Если он по забывчивости поест или попьет несколько раз за день, его пост все равно не нарушится.
2. Если человек видит, что постящийся ест или пьет, то:
– если этот постящийся достаточно силен, и пост не оказывает на него сильного влияния, необходимо (ваджиб) напомнить ему, что он постится;
– если же это слабый человек, на которого пост повлиял значительно, то не следует ему напоминать, что тот постится, следует позволить ему продолжить есть.
3. Если во время дневного сна у человека произошло семяизвержение (т. е. гусль стал обязательным для него), пост не нарушается.
4. В течение дня разрешается наносить сурьму, масло, вдыхать ароматы. Этими действиями пост не нарушается, независимо от того, когда они были совершены. Даже если цвет сурьмы стал проявляться в слюне или слизи из носа, пост все равно не будет нарушен и не будет считаться несовершенным (макрух).
5. Разрешается спать рядом с женой, целовать и дотрагиваться до нее. Однако, если из-за страстных влечений молодости, есть опасение, что эти действия приведут к половому акту, от них следует воздержаться, такие действия станут порицаемыми (макрух).
6. Если насекомое проникло вглубь горла, или же дым или пыль непроизвольно попали туда, пост не будет нарушен. Но если это сделано умышленно, пост нарушится.
7. Если были зажжены ароматические палочки или свечи, и человек сел рядом и вдохнул дым от них, его пост нарушится. Пост нарушается также от курения сигарет, сигар и т. п. Но разрешается вдыхать ароматы духов, душистых веществ, которые не имеют никакого дыма.
8. Если мясная прожилка (или части листа арековой пальмы и т. п.) застряла в зубах, и из-за чистки зубов эта прожилка освободилась, и человек съел ее, не вынимая изо рта, и она прошла вглубь горла сама по себе, то в этом случае, если эта прожилка меньше мелкого турецкого горошка, пост не аннулируется. Если же прожилка больше него, то пост нарушится. Но если человек вынул эту прожилку изо рта и затем проглотил ее, пост нарушится независимо от ее размера.
9. Проглатывание слюны не нарушает пост независимо от ее количества.
10. Если после поедания листьев арековой пальмы (до рассвета) человек тщательно вымыл и прополоскал рот, но, несмотря на это, краснота из слюны не исчезла, вреда от этого не будет, пост будет действителен.
11. Если ночью гусль стал обязательным для человека, но он искупался только днем, его пост будет действителен. Даже если он не будет купаться целый день, его пост не нарушится, хотя такое поведение будет грехом.
12. Если человек совершил такой вдох, что носовая слизь проникла вглубь горла, его пост от этого не нарушится. Пост не нарушится и от проглатывания слюны во рту.
13. Если человек взял в рот листья арековой пальмы и заснул, проснувшись только утром, его пост аннулируется. Искупления (каффара) не требуется, но человек обязан восполнить (каза) данный день поста.
14. Если при полоскании рта вода попала вглубь горла, и при этом человек помнил, что постится, то его пост нарушается, восполнение (каза) становится необходимым (ваджиб), но искупления (каффара) не требуется.
15. Если человека непроизвольно вырвало, пост не нарушится независимо от количества рвотных масс. Но если это было сделано умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Если же рвотные массы меньше этого количества, пост нарушен не будет.
16. Если вышло небольшое количество рвотных масс и затем само по себе вернулось вглубь горла, то пост не нарушится. Но если человек проглотил их умышленно, его пост аннулируется.
17. Если человек съел гальку, стальной или иной предмет, который обычно не едят и не употребляют даже в медицинских целях, то его пост нарушится, но искупления (каффара) не требуется. Если же он съест или выпьет то, что обычно едят, или что обычно не едят, но используют в медицинских целях, то его пост нарушится, и необходимыми (ваджиб) станут как восполнение (каза), так и искупление (каффара).
18. Совершение полового акта нарушает пост, необходимыми (ваджиб) становятся как восполнение (каза), так и искупление (каффара). Как только головка полового члена входит во влагалище, пост нарушается (восполнение с искуплением становятся необходимыми). Это не зависит от того, произошло ли семяизвержение или нет.
19. Если мужчина введет головку полового члена в задний проход женщины, даже тогда пост и мужчины, и женщины нарушится. Восполнение с искуплением станут для них необходимыми.
20. Если пост нарушен, то искупление становится необходимым только в том случае, если это был пост рамадана. Искупление не становится необходимым, если нарушен любой иной пост, независимо от того, каким образом он был прерван. Это относится даже к тем дням поста, которые человек держат в качестве восполнения (каза) поста рамадана. Впрочем, если намерение не было сделано ночью (т. е. до рассвета) для такого поста, или же у женщины в тот же день после нарушения ею поста наступили месячные, тогда нарушение поста не делает искупление необходимым.
21. Если во время поста человек понюхал табак, закапал масло в уши или же принял клизму, не принимая лекарство через рот, то пост от этого аннулируется. Однако необходимо будет только восполнить (каза) данный день. Искупления не требуется. Если человек закапает воду в уши, пост не будет нарушен.
22. Во время поста женщине не разрешается закапывать лекарства, масло и т. д. во влагалище. Если лекарство будет туда закапано, ее пост нарушится, восполнение (но не искупление) станет необходимым.
23. Если по какой-то причине женщина или ее врач вставит палец во влагалище, затем вынет часть пальца или весь палец, а затем снова засунет, то пост будет нарушен, но искупления за это не требуется. Если палец не был повторно засунут, пост не нарушится. Но если перед тем, как палец вошел во влагалище, он был влажным или мокрым, пост нарушится и при первом вложении.
24. Если во рту кровотечение, и кровь затем проглатывается вместе со слюной, пост нарушается. Но если количество крови меньше, чем количество слюны, и ее вкус не ощущается, когда она заглатывается, то пост не нарушается.
25. Если человек пробует что-то своим ртом, а затем это выплевывает, пост не нарушается. Впрочем, порицается (макрух) делать это без необходимости. Но если муж очень вспыльчив, и есть опасение, что неправильное содержание соли или воды в подливке чрезвычайно разозлит его, пробовать на вкус будет разрешено и не порицается.
26. Порицается разжевывать пищу в своем рту для последующего кормления ею ребенка. Но если это является необходимостью, и иной альтернативы нет, тогда это не порицается.
27. Порицается в дневное время чистить зубы углем или зубным порошком. Если что-нибудь из этого пройдет вглубь горла, пост нарушится. Разрешается чистить зубы мисваком, независимо от того, сухой ли это мисвак или свежий. Если мисвак сделан из дерева мелия, и человек чувствует его горечь во рту, то даже тогда использование мисвака не порицается.
28. Если во время сна или обморока женщины, мужчина вступит с ней в интимную близость, ее пост нарушится, восполнение (каза) станет необходимым (ваджиб), но искупления не требуется. Для мужчины же станет необходимым как восполнение, так и искупление.
29. Если человек по забывчивости съел что-то, далее подумал, что от еды его пост нарушен, и после этого съел что-то уже умышленно, то его пост в этом случае нарушится, восполнение (каза) станет необходимым, а искупление (каффара) – нет.
30. Если человека непроизвольно вырвало, и он подумал, что его пост нарушен, и потому поел, то его пост от этого нарушится, восполнение станет необходимым, а искупление – нет.
31. Если человек нанес сурьму, сделал кровопускание или нанес масло, после чего подумал, что пост его нарушен из-за этого, и потому намеренно поел, то в этом случае ему необходимо будет совершить и восполнение, и искупление.
32. Если пост человека случайно нарушился в один из дней рамадана, ему нельзя ни есть, ни пить до заката. Для него является необходимо (ваджиб) воздержаться от потребления чего бы то ни было вплоть до заката, как и обычному постящемуся.
33. Если в один из дней рамадана у человека не было намерения поститься, и потому он ел и пил в дневное время, искупления в этом случае не требуется. Искупление (каффара) становится необходимым, только если постящийся нарушает пост, на который было принято намерение.
Из книги «Райские украшения» Ашрафа Али Танви
Действия, нарушающие пост
Несоблюдение хотя бы одного из трех главных элементов поста, составляющих его основу, таких как воздержание от еды, питья и интимной близости, нарушает пост.
Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление), или же только возмещение.
Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время».
Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание». В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.
Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.
Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.
Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.
За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.
Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:
первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;
второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.
1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):
Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).
Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:
а) Вступление в интимную связь
Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):
«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:
— О Посланник Аллаха! Я погиб!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:
— Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:
— Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?
Человек снова ответил:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:
— Где тот человек, который спрашивал меня?
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:
— Возьми это и раздай как садака.
В ответ человек сказал:
— О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.
В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:
— Тогда возьми финики и угости ими свою семью.
(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).
Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.
б) Употребление пищи или того, что к ней относится.
К этой категории относится употребление пищи, питья, всех видов алкогольных напитков и наркотиков.
Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.
По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.
2. Действия, требующие только «када» (возмещения).
Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления: