что послужило основанием дать ярославу прозвище мудрый
Почему Ярослава назвали Мудрым
Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославича, родился около 978 года. Еще при жизни князь Владимир раздал своим сыновьям во владение города. Святополку – Туров, Ярославу – Новгород, Борису – Ростов, Глебу – Муром.
Однако разделение земель между сыновьями киевского князя привело к междоусобицам. Едва скончался Владимир, опустевший престол захватил князь Святополк и начал борьбу со своими братьями Борисом и Глебом, которые не оказали сопротивление своим убийцам.
В 1016-1018 года разгорелась война между Святополком и княжившим в Новгороде Ярославом. В ней участвовали не только русские дружины и ополчения местных племен, но и варяги, поляки и печенеги. В 1019 году на реке Альте Святополк был разбит. Он бежал и погиб на границе между Польшей и Чехией.
Князь Ярослав получил от потомков прозвище Мудрый. Он укрепил единство страны, рассадив по города своих наместников. Сложившаяся на Руси система общественных отношений нашла отражение в принятой Ярославом «Русской правде». Князь стремился сделать Русь центром христианского мира. Он возвел в Киеве огромный Софийский собор, Золотые ворота с храмом Благовещения, а также основал первые монастыри.
Активизировалась и работа по переводу и написанию книг, что укрепило христианскую веру и государственные отношения Руси, а также формировало некое представление о ее богоизбранности.
Очень успешной была внешняя политика Ярослава. Русские люда стали осваивать Прибалтику, где был основан город Юрьев (ныне Тарту). В 1036 под Киевом году были разбиты печенеги, после чего их нападения на Русь практически прекратились. В 1046 году между Византийской империей и Русью был заключен союзный договор.
Династические браки дочерей Ярослава показывают широкий размах его дипломатической деятельности: Анна стала королевой Франции, Елизавета – Норвегии, а затем Дании, Анастасия – Венгрии.
Скончался князь Ярослав в 1054 году, разделив свои владения между сыновьями.
Период правления Ярослава Мудрого глазами историков
Не смотря на то, что точных данных в истории крайне мало и претендовать на истину невозможно, иногда становится интересным узнать, что же было раньше и как оно было. Для этого я всегда стараюсь обращаться к документам, хоть сам и циничный дилетант. К трудам таких замечательных ученых как Ключевский и Соловьев ссылаюсь в первую очередь, однако большинство людей не обращаются к этому.
«Князь Ярослав продолжил главное дело жизни своего отца, Владимира Великого, – «собирание» древнерусских земель. Он восстановил единство Киевской Руси, укрепил государственный аппарат, заложил основы судебной системы и провел культурные преобразования. Именно при нем Киевская Русь стала самым большим государством Европы. Все это дает историкам основание утверждать, что время правления Ярослава, прозванного Мудрым, – это время наивысшего расцвета Киевской Руси.»Цитата. Владимир Духопельников. «Ярослав Мудрый» Владимир Духопельников. «Ярослав Мудрый»
На самом деле, причиной этому является довольно банальный и предсказуемый факт. Князя Ярослава называли мудрым за его рассудительность и грамотное управление государством, свидетельствовать этому могли лишь те изменения, которые понесла Русь при его правлении.
Василий Ключевский писал:
«Деятельность Ярослава или сделанное им состояло в том, что Русь, крещённую Владимиром, он сделал книжной и грамотной, или иначе сказать – что, после введения в России христианства внешнего, он дал ей средства сделаться христианской и внутренне».Цитата. Василий Ключевский Василий Ключевский
При всем при этом, Ярослав был первым князем, которому удалось перестать платить дань Киеву:
«Наместники Новгородские ежегодно платили две тысячи гривен Великому Князю и тысячу раздавали Гридням, или телохранителям Княжеским. Ярослав, тогдашний Правитель Новгорода, дерзнул объявить себя независимым и не хотел платить дани»История государства Российского – Том I – Николай Карамзин
При этом даже архитектурный уровень Руси поднялся
Собор Святой Софии в Киеве, заложенный при Ярославе Мудром
Ссылки на источники:
Исторический пример благоразумного правителя: почему князь Ярослав Владимирович назван Мудрым? (3 фото)
Истоки чести стать эталоном мудрости
Киевская Русь существенно укрупнилась во время правления Ярослава. С ним стремились породниться представители крупнейших европейских королевств. Он первым из правителей инициировал создание свода законов – «Русской Правды».
По инициативе ставшего 8-м по счету Великим Киевским князем были построены храмы Святой Софии в Новгороде и Киеве. А София в христианстве, иудаизме и средневековой философии есть Премудрость, то есть олицетворение или воплощение мудрости.
Ярослав Мудрый: князь и человек
Князь много читал, знал несколько языков, основал в Софийском соборе библиотеку, окружал себя учеными людьми. Мудрость правителя проявилась еще и в том, что он быстро понял, что государственная стабильность обеспечивается не непрерывными междоусобицами, а стабильным миром. А скапливающиеся в народных массах энергетические запасы надо направлять не на вражду друг с другом, а на развитие хозяйственности, торговли, зодчества, ремесел, искусства, взаимовыгодного сотрудничества с соседями, укрепления силы веры и духа.
Современники отмечали, что князь отличался непростым тяжелым характером, но при этом при разрешении спорных вопросов использовал тактику переговоров и старательно избегал открытой конфронтации.
Мудрым его впервые назвали летописцы XVI века, а впоследствии эстафетную палочку перехватил историк Николай Карамзин. С его легкой руки Ярослава и стали именовать Мудрым, что, собственно, закономерно и правильно с учетом проводимой им политики.
Что, на ваш взгляд послужило основанием дать Ярославу прозвище Мудрый?
Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.
Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св. Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей» : он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.
Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было омрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных греками во время набега.
Вывод: Киевское государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве он выстроил замечательный храм Св. Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав выписал из Греции мастеров и строительные материалы. Всё это он делал не щадя средств и поэтому добивался блестящих результатов. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами.
§ 9. Правление Ярослава Мудрого
Вторая усобица на Руси. 15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался. Он разболелся в тот момент, когда собирался в поход на Новгород. Правивший там его сын Ярослав начал против отца мятеж и перестал уплачивать в Киев дань. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была уже вторая крупная междоусобица на Руси.
В дальнейшем они стали традиционными для Руси. Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. Внешне казалось, что дело в характере того или иного князя. Однако причины были глубже. Только появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало, как правило, государство силой.
После смерти Владимира отделился Новгород, перестало подчиняться Киеву Тмутараканское княжество, сбросил власть Киева Полоцк. Положение осложнялось и тем, что власть в Киеве захватил Святополк, приемный сын Владимира, женатый на дочери польского короля Болеслава I. Владимир, по некоторым сведениям, собирался завещать престол сыну Борису. Но в момент внезапной смерти отца Борис вел отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов. Поэтому Святополк, опираясь на своих сторонников в столице и отсутствие отцовской дружины, смог объявить себя правителем.
В это время Борис, не обнаружив печенегов, возвращался в Киев. Дружинники стали уговаривать его, чтобы он силой отнял власть у Святополка. Князь долго размышлял по этому поводу и пришел к выводу, что власть не стоит крови людей. Известны его слова: «А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина. Что приобрели братья отца моего или отец мой: где их жизнь и слава мира сего, и багряницы [дорогие ткани], и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло». И он решил: «Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ». Он выбрал христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.
Услышав слова князя, разочарованная дружина покинула его. Посланный Святополком отряд застал князя, молившегося в шатре, неподалеку от Киева на реке Альте. 24 июля 1015 г. Борис был убит.
Но был еще муромский князь Глеб, брат Бориса от одной матери. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб отправился в путь — сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и ладьей по Днепру в Киев. В пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб, как и Борис, положил дело на волю Божию и продолжал свой путь по Днепру. Здесь на реке его и настигли люди Святополка. По приказанию убийц повар Глеба зарезал его ножом.
Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами праведности и мученичества во славу благополучия Руси, во славу светлых идей христианства. Оба князя в XI в. стали первыми русскими святыми. Их день празднуется церковью 24 июля (6 августа по н.с.) в день гибели Бориса.
Противники встретились на Днепре около Любеча в начале зимы 1016 г. и встали на противоположных берегах реки. Ранним утром на многочисленных ладьях рать Ярослава переправилась на противоположный берег и вступила в бой с киевлянами. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка отступили на тонкий лед, который стал под ними ломаться. Не могли развернуть свою конницу между озерами и печенеги. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу. Ярослав занял Киев в 1017 г., и с этого времени начинается его правление. Но Святополк Окаянный не сдавался. Вместе с польским войском он вернулся на Русь и занял Киев. Ярослав вынужден был бежать в Новгород. Поляки бесчинствовали в русских землях, грабили киевлян. Польский король Болеслав I захватил и Червенские города.
Против иноземцев начались восстания в Киеве и других местах, и поляки вынуждены были убраться восвояси. Вскоре Ярослав вторично занял Киев. Святополк бежал к печенегам и вновь пришел с ними на Русскую землю. Противники встретились на реке Альте, в том месте, где погиб князь Борис. Само место вдохновляло рать Ярослава. К концу дня она одолела противника. Сначала Святополк бежал в польские земли, потом двинулся в Чехию; в пути он лишился рассудка и умер.
Но не сразу Ярославу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав Тмутараканский не хотел подчиняться Киеву. Талантливый полководец, витязь огромной силы, он к этому времени подчинил себе большие территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Владения братьев разделял Днепр, но они жили мирно, вместе ходили в походы и отвоевали у поляков Червенские города. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь снова объединилась, теперь уже надолго, под властью Ярослава, который в дальнейшем получил прозвище Мудрый. Долгая смута закончилась.
Ярослав Мудрый во главе Руси. Объединение Руси вдохнуло новые силы в развитие государственного управления, хозяйства, культуры, внешней политики. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Самого же его называли «самовластием», иногда даже именовали царем. В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти — Изяслава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом, а также Тмутараканское княжество. Всеволода посадил в Переяславле. Других сыновей рассадил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском.
Ярослав Мудрый. Скульптурный портрет, выполненный М. М. Герасимовым на основе черепа князя
Великий князь показал себя человеком исключительно разносторонним. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. По инициативе Ярослава в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве — 13-главый собор Святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу, размерам.
Во времена Ярослава Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Шло бурное строительство и в других городах — там создавались храмы, крепостные стены. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге он заложил город Ярославль, названный его языческим именем, а в земле чуди (эстов) основал город Юрьев (нынешний Тарту), который назван в честь его христианского имени Георгий, или Юрий.
Великий князь был ревностным сторонником развития на Руси культуры, образования, грамотности. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением.
Внешняя политика. С большим упорством и настойчивостью Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен.
После схватки за Закарпатье Русь и Польша помирились. Польские короли предпочли теперь иметь Русь не врагом, а союзником. Этот союз был закреплен династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава, а старший сын русского великого князя Изяслав взял себе в жены сестру короля.
На севере Русь связывали тесные, дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, принявшей на Руси христианское имя Ирина. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за короля дочь Ярослава Елизавета.
Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами. В 1036 г. он нанес под стенами Киева сокрушительное поражение печенежскому войску. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, другие утонули в окрестных речках. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после этого их набеги на русские земли практически прекратились.
После долгого периода мирных отношений с Византией в 1043 г. Русь пошла войной на империю. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вы-шатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Большая греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали им правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха.
К концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.
Русь при Ярославе Мудром стала поистине европейской державой. С ее политикой считались все соседи. На востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Впервые Русь одолела орды степняков. Ее границы теперь простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.
В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Перед смертью он разделил Русскую землю между сыновьями. Великокняжеский престол он оставил старшему сыну Изяславу, второму сыну — Святославу завещал черниговские и тмутараканские земли, а третьему сыну — Всеволоду — Переяславское княжество. Были поделены и другие стольные города, т. е. города, где правили его сыновья как князья-наместники и имелись княжеские престолы (столы). Ярослав завещал также, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Наследие по прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах, отступало перед патриархальным, чисто семейным обычаем. Это в дальнейшем стало одной из причин многих распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья старались передавать власть своим сыновьям, а вопрос о старшинстве очень скоро запутался. Так любовь Ярослава к семье, вера в дружбу своих потомков обернулась ожесточенной борьбой, которую не предвидел престарелый великий князь.