что послужило толчком к возникновению психодинамической терапии выберите один ответ
Глава 1 ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Изложение теоретических и практических основ психодинамического направления в психотерапии невозможно представить без постоянных апелляций к более широкому контексту психоаналитического знания. Это неудивительно, так как именно благодаря психоанализу в начале XX в. в европейской культуре впервые возникло и оформилось (причем не только в области медицинской практики «заботы о душе») понимание о наличии индивидуальной и коллективной бессознательной психической реальности, действующих в ней сил и энергий, динамике их формирования и влияния на нормальное и патологическое развитие личности, возможности научного исследования и воздействия на них. Именно с психоанализа начался процесс становления психотерапии как самостоятельной области профессиональной деятельности, который не завершился и поныне. Психоанализ впервые занял небывалое для прежних моделей психопрактики (преимущественно поведенческого и суггестивного характера) место в европейской цивилизации и до сих пор остается одним из наиболее признанных и влиятельных направлений не только психологии, психотерапии и медицины, но и гуманитарного знания в целом. Поэтому неслучайно в отечественной и зарубежной научной литературе в качестве синонимов психодинамической терапии зачастую выступают такие термины, как «психоаналитическая психотерапия», «исследовательская психотерапия», «психотерапия, ориентированная на инсайт» и т. п., в той или иной степени подчеркивающие принадлежность данного вида психотерапии к психоаналитическим принципам понимания человеческой психики.
С другой стороны, творческое развитие теории и практики психоанализа привело к возникновению разнообразных форм психотерапевтической практики, оперирующих понятиями и концепциями энергий, сил и конфликтов между ними, но в ряде случаев достаточно серьезно отходящих от ортодоксальной традиции.
Такая ситуация привела к тому, что до сих пор как у психоаналитиков, так и у представителей других направлений существует тенденция отождествлять психоанализ и психодинамическую терапию. Действительно, и психоанализ, и психодинамическая терапия используют психоаналитическое понимание функционирования психики человека; оба вида лечения пытаются изменить поведение терапевтическим путем с помощью таких психологических методов, как конфронтация, прояснение и интерпретация; оба требуют интроспекции со стороны пациента и эмпатического понимания со стороны терапевта; оба обращают пристальное внимание на контрперенос. Но психоанализ в основном полагается на интерпретации, сосредоточивает внимание на развитии аналитических отношений, трактуя последние как закрытые с момента возникновения «невроза переноса», а также исходит из стандартизированных представлений о внешней среде, что выражается в использовании таких терминов, как «достаточно хорошая мать» или «среда умеренных ожиданий». Психодинамические формы психотерапии, напротив, зачастую подчеркивают особенности реальной жизни пациента и минимизируют рассмотрение аспектов взаимоотношений «терапевт–пациент» (при условии, что они не препятствуют проведению терапии). Кроме того, психодинамические формы психотерапии, помимо традиционных, используют такие методы, как поддержка, совет, изменения в непосредственном окружении пациента и т. д. На первый взгляд эти теоретические расхождения незначительны, но они приводят к существенным различиям в практике.
В связи с этим психодинамическое направление в психотерапии сегодня можно представить в форме континуума, на одном из полюсов которого располагается психоанализ как герменевтический метод, концентрирующийся исключительно вокруг фантазий и их латентного (скрытого) содержания, а другой занимает однократная поддерживающая сессия. При этом необходимо отметить, что разница в местоположении на континууме не является качественным или количественным показателем отличия той или иной формы психодинамической терапии. Так, краткосрочная психотерапия (пока наиболее приемлемая и распространенная форма терапии в постсоветском пространстве) в силу своих временных ограничений требует от психотерапевта не меньших, а порой и больших знаний и умений в области работы с личностью.
Итак, под психодинамической терапией понимаются различные формы терапии, базирующиеся на основных положениях психоаналитического учения и соответственно акцентирующие внимание на влиянии прошлого опыта (психотравм, аффектов, фантазий, поступков и т. п.), формировании определенной манеры поведения (психологических защит, искажений восприятия партнеров по общению, межличностному взаимодействию), которая приобрела повторяемость и таким образом воздействует на актуальное физическое, социальное и психическое благополучие человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165]
Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165] Фредерик Соломон Перлз (1893–1970) Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в Берлине. В автобиографической книге «Внутри и вне помойного ведра» свой жизненный путь Перлз описывает так: «От безвестного мальчика из еврейской семьи среднего класса к
Глава 11 Принудительная терапия
Глава 11 Принудительная терапия Молодой женщине-терапевту, проходящей обучение, поручили случай мальчика с делинквентным поведением, арестованного за воровство. Его родителям сказали, что если мальчик будет ходить на терапию, судья, возможно, благосклонно отнесется к
Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия
Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия Это направление в семейной психотерапии оказало большое влияние на развитие семейной психотерапии во всем мире.Флюгель (Flugel, 1921) при работе с пациентом фокусировал свое внимание на интрапсихических
Глава 7 Терапия неврозов
Глава 7 Терапия неврозов Хотя неврозы являются психогенным заболеванием, их причины следует искать в индивидуальной истории, эмоциональных связях, как в прошлом, так и в настоящем, учитывая физиологические особенности и их влияние. Как я подчеркивал ранее в этой работе,
3. Операционализованная психодинамическая диагностика (ОПД)
3. Операционализованная психодинамическая диагностика (ОПД) Методы тестирования, дающие качественную или количественную оценку, могут подтвердить или опровергнуть диагноз, поставленный с помощью интервью. Ранее психоаналитики применяли качественный тест чернильных
2. Психодинамическая модель
2. Психодинамическая модель Психоанализ длительное время рассматривался как система индивидуальной работы с клиентом. 3. Фрейд полагал, что даже в случае работы психоаналитика с семьей психоанализ следует проводить с каждым членом семьи отдельно: «Когда к сопротивлению
Глава 22 Терапия депрессии
Глава 22 Терапия депрессии Дефицит необходимых для выживания ресурсов вызывает подавленность. Человек нуждается в пище, укрытии, пространстве, безопасности, чистой воде, чистом воздухе и человеческом контакте (или поглаживаниях). Люди, которым тесно, которые голодны,
Глава 15. Актуализирующая терапия
Глава 15. Актуализирующая терапия Ну хорошо, если я манипулятор, то как мне стать актуализатором? Как я могу изменить мужа-манипулятора или жену, сына, дочь, босса, родных? Я надеюсь, что многим обычным манипуляторам достаточно просто прочитать и обсудить эту книгу с
Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк
Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца,
Глава 9. ТЕРАПИЯ СКАЗКИ
Глава 9. ТЕРАПИЯ СКАЗКИ И снова ловлю себя на противоречии. Нет! Китеж не похож на реальный мир.Наши подопечные уже больно обожглись о реальность и сперепугу завили себя в кокон, прекратили развитие. Наша задача убедить их, что мир безопасен и познаваем, что он по-прежнему
Глава 20 Эрдрайф– терапия
Глава 20 Эрдрайф– терапия Накануне ответственного свидания я сказал Эшли, что хочу сделать ему небольшой, но очень полезный подарок.– Подарок? – вскинул он брови. – Еще один?– Мне нравится твое настроение, и тем не менее тебе предстоит нелегкое испытание, поэтому мы
Глава 10. Гештальт-терапия
Глава 10. Гештальт-терапия Гештальт-терапия традиционно рассматривается как один из эффективных методов терапии тревожных, фобических и депрессивных расстройств. Она также с успехом применяется при терапии многих психосоматических расстройств, в работе с широким
Глава 14. Арт-терапия
Глава 14. Арт-терапия Арт-терапия – совокупность психологических методов воздействия, осуществляемого в контексте творческой деятельности пациента и психотерапевтических отношений с целью лечения, профилактики, коррекции, реабилитации, обучения.Термин «арт-терапия»
Что послужило толчком к возникновению психодинамической терапии выберите один ответ
Время работы:
09:00 — 21:00 пн-сб
109028, Москва, Серебряническая
набережная, 27
Время работы:
09:00 — 21:00 пн-сб
109028, Москва, Серебряническая
набережная, 27
Психодинамическая терапия – отдельное течение в психотерапии, представленное большим количеством школ и практик, которые объединены между собой фрейдистской моделью психики. В концепции психодинамической терапии человеческая психика исследуется как вместилище, которое содержит в себе разнообразные сущности, обладающие определенными намерениями, целями, волей. Сущности тесно взаимодействуют друг с другом, активируют и поддерживают процесс внутриличностных трансформаций, которые и представляют собой психодинамику. Психодинамический способ является медицинским лечением, главная задача которого – откорректировать поведение человека с помощью вербальных средств. В центре детско-юношеской аддиктологии В. Готлиб каждый пациент получит необходимую поддержку опытных специалистов, которые помогут справиться с проблемой и жить полноценной жизнью.
Что такое психодинамическая психотерапия
Психодинамическая терапия – методика лечения и исследования психики, упор в которой основывается на индивидуальной личностной динамике. Разработал это направление известный во всем мире психолог Зигмунд Фрейд. Главные задачи психоанализа:
В современной психотерапии психодинамическое направление существует в таких формах:
На сегодняшний день особенности работы в рамках этого психотерапевтического подхода сильно варьируют. Существуют краткосрочные методы и длительные, психотерапевты как и раньше используют кушетку, практикуя как индивидуальные, так и групповые занятия.
Классический психоанализ – это первая по времени создания психотерапевтическая концепция, разработанная психиатром З. Фрейдом. Психоанализ основывается на понятии бессознательного, где, по мнению ученых, хранится все, что никогда не было доступно сознанию. Тут хранятся неприятные мысли, переживания, стремления, которые надежно запрятаны и очень мало шансов, что когда-нибудь они выйдут в свет сознания, так как признаны опасными. Психологическая самозащита надежно скрывает от сознания травмирующие ситуации или события, которые имеют выраженную негативную эмоциональную окраску.
Психоанализ направлен на воспоминание прошлых травмирующих ситуаций и их проработку, получение нового опыта, обретение способов взаимодействия с окружающими на примере общения с психотерапевтом. Главная задача терапии – избавить пациента от признаков, облегчить страдания, снизить заболеваемость.
В психоанализе рассматривается ряд защитных механизмов, среди которых можно назвать самые распространенные:
Психодинамическая психотерапия
Представляет собой метод лечения, который делает основной упор на индивидуальной личностной динамике.
Это метод терапии осуществляется в основном в двух видах: классический психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия. В том виде, как его создавали Фрейд и его непосредственные последователи, классический психоанализ представляет собой интенсивную, длительную процедуру, раскрывающую подавленные воспоминания, мысли, страхи и конфликты, предположительно восходящие к проблемам раннего психосексуального развития, и помогающую индивидам освободиться от них посредством их рассмотрения с учетом реалий взрослой жизни.
Согласно теории, освободившись от попыток удержания угрожающих мыслей вне сознания, люди могут направить свою энергию на повышение интеграции личности и более эффективную деятельность.
В психоаналитически ориентированной терапии лечение и идеи, которыми она руководствуется, могут существенно отличаться от принципов и процедур, предлагаемых ортодоксальной теорией Фрейда. Пассивное поведение аналитика заменяется активным стилем беседы, при котором терапевт пытается прояснить искажения и пропуски, допущенные индивидом при конструировании причин и последствий своих проблем, бросая, таким образом, вызов проявляющейся у того «защите».
Четыре основные методики данной формы терапии:
Свободные ассоциации
Индивид должен говорить все, что ему приходит на ум, независимо от того, насколько это может казаться личным, болезненным или не относящимся к делу. Цель свободных ассоциаций заключается в том, чтобы тщательно изучить содержание подсознания. Аналитическая интерпретация заключается в том, что аналитик связывает воедино зачастую обрывочные идеи, установки, действия клиента и дает осмысленное их объяснение.
Анализ сновидений
Считается, что во время сна защитное подавление ослабевает и запрещенные чувства и желания могут найти выход в сновидениях. Тем не менее некоторые мотивы настолько неприемлемы для индивида, что даже во сне они проявляются не в открытой, а в завуалированной, или символической, форме. Таким образом, сновидение обладает содержанием двух видов: 1) проявленным содержанием,представляющим собой сновидение в том виде, в каком его видит спящий, и 2)латентным содержанием, состоящим из действительных мотивов, которые ищут выхода, но настолько болезненны и неприемлемы для индивида, что проявляются в замаскированной форме. Задача терапевта как раз и состоит в том, чтобы раскрыть эти замаскированные значения, исследуя образы, возникающие в проявленном содержании сновидения клиента и его подсознательных ассоциациях, связанных с этими образами.
Анализ сопротивления
В случае, когда клиенту прдлагают сообщить обо всем, что «приходит ему в голову», а также в процессе подбора ассоциаций к сновидениям, он может продемонстрировать сопротивление – нежелание или неспособность говорить об определенных мыслях, мотивах и переживаниях. Поскольку сопротивление препятствует осознанию болезненного и пугающего материала, необходимо найти его источники, если индивид действительно хочет увидеть проблему и справиться с ней.
Анализ переноса
Часто люди бессознательно переносят на терапевта те установки и чувства, которые они ранее испытывали в отношениях с родителями или другими близкими людьми. Таким образом, клиент может реагировать на аналитика так, как на некую фигуру из своего прошлого, и испытывать те же самые любовь, враждебность или отторжение, которые он чувствовал много лет назад. Помогая понять и признать отношения переноса, терапевт может добиться того, что клиент поймет суть собственных реакций на окружающих.
Существуют и другие краткие психодинамические методы. В целом они не менее эффективны, чем полный психоанализ.
Интерперсональная терапия
Основная идея заключается в том, что в процессе текущих взаимосвязей мы все и всегда бессознательно используем схемы, приобретенные нами в процессе наших самых ранних отношений, например с родителями. Если эти первые контакты были проблемными, например, в них присутствовали отторжение или дурное обращение, то «интроецированные» характеристики партнеров по ранним отношениям могут так или иначе искажать способность точно и объективно перерабатывать информацию, содержащуюся в наших межличностных транзакциях в настоящее время. Таким образом, человек, с которым в прошлом жестоко обращались или отвергали, может действовать, исходя из имплицитного (бессознательного) предположения о том, что мир в целом обращается с ним дурно и отвергает его.
Объектные отношения
Под этим понятием исследователи подразумевают процедуры, делающие акцент на проблемах межличностных отношений, особенно если сами они устают от взаимодействия клиент-терапевт. Терапевты, ориентированные на психодинамический интерперсональный подход, делают упор на различные периоды жизненного цикла: они могут сосредоточиваться на отдаленных событиях прошлого или на текущих («здесь и сейчас») межличностных ситуациях (включая и саму терапию), или сохранять некоторое равновесие между ними. Таким образом, сохраняется основная цель классического анализа – понимание настоящего с точки зрения прошлого.
Динамическая психотерапия
В чем заключаются особенности динамической психотерапии, какие выделяют ее основные направления, как она возникла и развивалась, каковы ее основные положения, теоретические обоснования и практические цели, мы решили узнать у Главного врача медицинского центра «Гармония здоровья», практикующего психиатра, психиатра-нарколога и психотерапевта Владислава Сиповича. Тема для обсуждения достаточно сложная, поэтому мы попросили осветить ее в доступной для читателей форме.
Каковы базовые положения динамической психотерапии?
Динамическая психотерапия (ДПТ) известная под названиями психодинамическая или психоаналитическая психотерапия, объединяет несколько видов психотерапии, сформированных на основе психоанализа и экзистенциальной психологии. Во главу понимания психических процессов и поведения личности динамическая психотерапия ставит сферу бессознательного и глубоко спрятанный в ней опыт прошлой жизни, начиная с детского, иногда даже младенческого возраста. Основными элементами такого воздействия являются особенности мышления (когнитивная защита (подробнее о когнитивно-поведенческой терапии)), межличностных взаимоотношений и восприятия других людей через перенос скрытого в подсознании опыта на окружающую действительность.
Почему именно динамическая? Возможно, многие подумают, что это определение относится к быстродействию и интенсивности данного направления психотерапии. Но нет, действительно с технической точки зрения динамика означает силу, энергию и движение, но в приложении к психической деятельности термин динамическая свидетельствует о развитии психической сферы личности, как борьбы между внутренними процессами психики и заложенного определенными обстоятельствами конфликта между инстинктами и сопротивляющегося им Эго человека. По Фрейду именно этот конфликт лежит в основе развития неврозов. Он считал, что их причина имеет сексуальную природу, а развитие невротических состояний подчиняется таким основным принципам, как динамичность, структурность, развитие и адаптация.
Вся психоаналитическая модель основана на таких основных положениях:
• Главная роль в психических процессах принадлежит инстинктам и их трансформации в результате подавления и сопротивления их болезненным для психики проявлениям.
• Между физиологическими инстинктами и защитным механизмом Эго («Я», опосредующее связь с внешним миром) идет постоянная борьба – инстинкты подавляются существующими в обществе моральными стандартами и нормами поведения.
• Само подавление инстинктов имеет сексуальный характер, поэтому основным этиологическим фактором неврозов считается неверное психосексуальное воспитание и соответственно искаженное либидинозное влечение.
• Источники такого патологического развития находятся в довольно отдаленном прошлом, в полученных еще в детстве психологических травмах, связанных, например, с эдиповым комплексом (бессознательным эротическим влечением) к родителю противоположного пола.
• Наличие внутреннего сопротивления выявлению этого комплекса.
• Психический детерминизм, т.е. обусловленность поведенческих и психических феноменов предшествующими событиями, осознанно или бессознательно влияющими на особенности психики и поведения личности.
В общем цепочку причинно-следственных связей в развитии неврозов по Фрейду можно представить в виде такой схемы:
Влечение → Тревога → Защитный механизм.
Динамическая модель Фрейда расширила представления о человеческой психике, объяснив ее индивидуальные особенности наличием конфликтующих мыслей, эмоций, поведенческих реакций, которые могут иметь как адаптивный характер, так и быть базисом для психопатологических расстройств. Кстати, конфликт сил может быть заложен на разных уровнях, как глубоко в бессознательном, так и в сознании.
Как складывалась история развития динамической психотерапии?
Динамическая психотерапия является логическим продолжением классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Самыми распространенными ее вариантами стали аналитическая психология Юнга, волевая терапия Ранка, интерперсональная психотерапия Салливана, индивидуальная психология Адлера, гипноанализ Волберга (подробнее о гипнозе), широко распространенная в России личностно-ориентированная, иначе реконструктивная психотерапия Мясищева и многие другие. Кстати, реконструктивная психотерапия является сугубо отечественным научным продуктом и базируется на учении В.Н. Мясищева о неврозах и принципах их психотерапии, как пограничных состояниях.
Задачей экзистенциального психотерапевта является выяснение характера и причины глубинных личностных конфликтов. Сделать это достаточно сложно, так как чаще всего представленная пациентом симптоматика похожа на пеструю мозаику, а первопричина психических проблем глубоко скрыта под многими слоями вытеснений, замены, отрицания и символизации болезненных для психики воспоминаний. Прежняя схема предложенного Фрейдом динамического подхода в экзистенциальной психодинамике кардинально меняет содержание и может быть представлена так:
Осознание конечной данности → Тревога → Защитный механизм
В обеих формулах ключевое значение для возникновения и развития психических расстройств имеет тревога, запускающая осознанные и неосознанные процессы психической активности, как защитного механизма. Эта психическая активность и является основой различных психопатологий.
Соответственно особенностям каждого направления разнятся и методы динамической психотерапии, используемые в психотерапевтической практике.
Как работает динамический психотерапевт?
Терапевтическое действие в динамической психотерапии достигается путем осознания бессознательного, т.е. понимания пациентом того, что корни его проблем лежат глубоко в подсознании. Выявить скрытую в нем причинно-следственную связь между невротическим расстройством и прошлой психической травмой, а также интерпретировать ее является основной задачей динамического психотерапевта.
Конечно выявить и разгадать эту связь, а тем более устранить конфликт инстинктов и Эго – процесс медленный и скрупулезный, поэтому результат терапии довольно удален по времени, иногда растянут на месяцы и даже годы. Но это того стоит, т.к. в процессе динамического лечения предполагается достижение полной реорганизации личности, доминирование власти Эго над сексуальными инстинктами и устранение невротического расстройства.
В динамической психотерапии наиболее важным аспектом является взаимодействие психотерапевта и пациента. Оно предполагает в своем развитии такие два этапа:
• Первичный с явлениями бессознательного переноса (трансфера) ранее пережитых чувств к одному лицу на другого, в данном случае – на психотерапевта. В этой роли для аналитика важно отражать только то, что исходит от пациента и не вносить в процесс взаимодействия собственные ценности, чувства и тем более элементы своей личной жизни. Позиция психотерапевта должна сводится к роли воздерживающегося и нейтрального наблюдателя, а установки должны обязательно базироваться на этических принципах и нормах.
• Вторичный – формирование реально работающего лечебного союза на основе рациональных и практических отношений психотерапевта с пациентом по выявлению причин его проблем.
Динамический подход в психотерапии осуществляется в основном вербальным (словесным) общением и анализом свободных (безцензурных) ассоциаций пациента, исследованием реакций переноса и сопротивления. Для этого психотерапевт, практикующий в рамках классической психодинамики Фрейда, использует такие инструменты:
• Конфронтацию, которая заключается в осознании пациентом необходимости исследования тех специфических явлений, которые могут быть причиной его психического расстройства.
• Кларификацию, как прояснение и отделение важных психических явлений от несущественных путем их резкой фокусировки и искусственного обострения.
• Интерпретацию результатов анализа с определением смысла и установлением причинно-следственной связи между прошлым событием и существующими в настоящем проблемами пациента.
Это самый важный инструмент динамической психотерапии.
• Прорабатывание включает в себя постоянное повторение, последовательное следование разработанному плану интеграции в сознание пациента интерпретаций выявленных связей между прошлыми и настоящими психическими явлениями. Это самый длительный этап в работе психотерапевта, идущий до полного и окончательного понимания пациентом результатов психоанализа, что практически означает выздоровление и победу Эго.
• Анализ сновидений, которые Фрейд считал «королевской дорогой к бессознательному».
Кстати, при прорабатывании очень важно и самостоятельное участие пациента в процессе терапии, которое предусматривает работу во «внеурочное время», т.е. вне сеансов.
Несколько иначе выглядит работа психотерапевта, практикующего в области личностно-ориентированной психотерапии, являющейся разработкой наших отечественных ученых на основе патогенетической психотерапии Мясищева. Эта концепция появилась еще в 30-40-х гг. прошлого столетия и ее фундаментальным положением стало представление о личности, как о результате ее динамических взаимоотношений с социальной средой. Психотерапия в этом случае направлена на восстановление (реконструкцию) гармоничного взаимодействия личности с социумом. Мясищев основную роль в понимании личности отводил опыту общественных отношений, считая биологическое в человеке не личностью и даже не ее частью, а лишь условием личности. Иначе можно сказать, что личность в реконструктивной психотерапии рассматривается, как система отношений с людьми, формируемая в конкретных социально-бытовых, культурных и экономических условиях на основе высшей психической деятельности мозга. В этой системе немаловажным структурным компонентом является самосознание, т.е. отношение человека к самому себе. Развиваясь позже всех отношений и на их основе, самосознание завершает процесс формирования личности и делает ее целостной.
Основной целью личностно-ориентированной психотерапии является выяснение жизненных обстоятельств, приведших к перенапряжению и дезорганизации психики пациента. Для успешного терапевтического эффекта также важны отношения психотерапевта и больного, но роль врача в отличие от фрейдовского подхода несколько иная – она предполагает его активную, а не пассивную позицию. Основная лечебная техника при этом – психотерапевтическая беседа и авторитет психотерапевта, от которого требуется знание жизни, умение терпеливо выслушать больного, тактичное и благожелательное отношение к нему наряду со способностью противостоять при необходимости неприемлемым в общении тенденциям пациента.
Базовые задачи психотерапевтической беседы включают в себя выяснение таких аспектов:
• Особенностей полученного жизненного опыта в зависимости от возраста.
• Значимых травмирующих и радостных воспоминаний.
• Системы оценок себя и окружающих, симпатий и антипатий.
• Основной мотивации пациентом собственного поведения.
• Интересов, чаяний и потребностей.
И, наконец, достижение главной задачи психотерапевта – установление и осознание больным взаимосвязи между проявлениями болезни и неадекватной реакции на текущие обстоятельства с историей его жизни и сформированными нею отношениями. Это как раз и является тем кардинальным фактором, который обеспечивает успех реконструктивной психотерапии.
На завершающем этапе, когда нервное напряжение спадает, пациент становится более открытым, откровенным и раскрепощенным, начинает критически переосмысливать свои жизненные позиции, психотерапевт приступает к реконструкции нарушенных взаимоотношений пациента с обществом и самим собой. Конечно, полностью изъять из памяти психологическую травму невозможно, да и не нужно, ведь для человека важен любой жизненный опыт, в том числе и негативный, но поменять отношение к ней вполне возможно.
Подытоживая, хочу сказать, что динамический подход в психотерапии, независимо от направлений и положений, означает глубокое проникновение в психическую деятельность человека на различных уровнях, исследование ее динамики, выявление конфликтных травмирующих ситуаций, как первопричины психических проблем пациента и закрепление в его сознании этой взаимосвязи. Изменение системы межличностных отношений, жизненной позиции и основных поведенческих установок определяет успешность динамической терапии и помогает пациенту найти удовлетворяющее его место в жизни и положение в обществе.