что посмотреть на автозаводе
Короткая прогулка в районе метро «Автозаводская» принесла сразу несколько открытий
Предысторией к этой прогулке стали мои прошлогодние покатушки по Москве накануне локдауна. Я увидел из окна машины комплекс крепостных башен и, вернувшись домой, навел справки, выяснив, что это Симонов монастырь. Как оказалось, укрепления — это не единственное, что там достойно внимания. И вот год спустя я выделил вечер на то, чтобы отправиться туда и осмотреть все в подробностях. Как обычно, дополняю свой рассказ видеороликом, где все гораздо нагляднее и подробнее.
Разрушенный Симонов монастырь в Москве (метро «Автозаводская», Даниловский район)
Так или иначе, лишь немного отойдя от станции метро «Автозаводская», мы уже увидели верхушки крепостных башен. Скоро стал виден и весь сохранившийся участок стены. К сожалению, укрепления дошли до нас лишь фрагментарно, а башен уцелело всего три.
Среди них выделяется брутальная башня Дуло, которая осталась еще с тех времен, когда монастырь выполнял оборонительные функции на южных подступах к Москве. Строил ее тот же человек, что и Смоленскую крепость — Федор Конь. Если мысленно удалить декоративный шатер, прослеживается явное сходство с башнями смоленских укреплений.
К сожалению, и оставшиеся укрепления пребывают не в лучшем состоянии, но на многие трещины поставлены металлические скобы, призванные не допустить разрушения.
Из-за стен выглядывают и внутренние постройки, одна из которых меня очень заинтересовала.
Двинувшись по указателю «вход в храм», первым делом мы увидели то, что осталось от Тихвинской церкви. Даже лишенная главы, она смотрится очень красиво и, что характерно, действует.
Меня же больше всего интересовала не сама церковь, а ее трапезная. И поначалу я немного расстроился, увидев, что калитка, ведущая на территорию монастыря, заперта, и нам не рассмотреть ее фасад.
Но довольно скоро я наметил обходной путь, не забыв сделать снимок через решетку калитки, куда попала постройка, известная как Сушило. Внушительное здание, по основной версии, служило продовольственным складом, но предположения есть разные.
А фасад нам очень скоро открылся. Сначала под углом, а потом и во всей красе. Вот, честно, я ничего подобного в России вспомнить не могу. В Европе — сколько угодно, но не у нас.
Да, как видите, состояние зданий сейчас так себе, но, как оказалось, закрытая территория и строительные леса говорят не о вялотекущей, а о вполне решительной реставрации, информация о начале которой появилась на сайте мэра Москвы буквально за несколько дней до нашей вылазки. Учитывая пример того же Северного Речного вокзала, я смотрю в будущее этого места с оптимизмом.
В сам храм мы в итоге не пошли, так как нас интересует в первую очередь архитектура. И именно в этом смысле данный монастырь практически уникален. Да и в целом, построек XVII века у нас сохранилось не слишком много.
Но осмотром монастыря наша прогулка не закончилась. Совсем рядом обнаружилось очень занятное арт-пространство, где организованы сразу несколько торговых центров и пунктов питания. Вот, например, кадры из мебельного ТЦ Roomer, а на видеоролике есть и другие необычные детали. В частности, внешняя роспись стен в советском стиле.
Самое занятное, что культурно-познавательная часть нашей прогулки длилась меньше, часа, а впечатлений принесла как полноценное мини-путешествие.
Ну, а Москву еще открывать и открывать, в чем мы лишний раз убедились. Как убедились и в том, что интересные локации в нашей столице продолжают появляться и сейчас, делая город еще интереснее.
Не знаю, как вам, а мне уже очень хочется увидеть монастырский комплкс отреставрированным. И вполне вероятно, что к этому моменту поблизости появится еще что-нибудь интересное.
Экскурсия по соцгороду
Автозаводский район Нижнего Новгорода
Автомобиль — главный символ ХХ века. Автомобильная промышленность была важнейшим показателем экономической зрелости стран, критерием “современности”. Автозаводы считались витриной экономического развития ХХ века, а города и районы вокруг них становились авангардом городского планирования и урбанистики. Самый яркий пример такого поселения в СССР — Автозаводский район Нижнего Новгорода, выросший рядом с ГАЗом.
Предыстория
Всё началось весной 1929 года, когда ВСНХ СССР и американцы из Ford Motor Company заключили соглашение о строительстве советского автогиганта. Строительство завода развернулось недалеко от Нижнего Новгорода, около деревни Монастырки.
Так в Советском Союзе появился свой “Форд”, а вот шанс стать русским Детройтом Нижнему Новгороду не представился. Американские ценности в СССР ограничились конвейером да Американским поселком для иностранных специалистов.
Инженер С. М. Любимов, строивший Автозавод, так оценивал жилую застройку района:
Ошибка наших архитекторов заключается в их стремлении сократить территорию города и тем самым удешевить дороги и всякого рода другие коммуникации путем лишения жителей земли, т. е. придомовых садов. Если бы это было понятно раньше, то мы бы стали развивать Карповку и Монастырку, застраивая их бывшие полевые угодья усадьбами с особняками. Надо было читать “Одноэтажную Америку” Ильфа и Петрова.
Автозаводский район строился несколько десятилетий и был результатом конфликтного взаимодействия проектировщиков, городского руководства, промышленных интересов, требований Политбюро и простых жителей. Как жаловались советские урбанисты, район “построил себя сам”, поэтому единого ансамбля там не получилось. Несмотря на это, Автозавод — один из самых колоритных районов Нижнего, и побывать там стоит.
Начало пути
Из центра Нижнего в Автозаводский район лучше всего доехать на метро. Выходить на станции «Парк культуры» на площадь Киселева. Это общественный центр, “ворота” Автозаводского района. Главный маркер — парадное здание кинотеатра “Мир”.
Построено в 1935 г. архитектором А. Гринбергом в стилистике советского ар деко. Карниз венчают статуи знатных людей страны Советов — от пловчих до летчиков. Сразу вспоминается крыша библиотеки имени Ленина в Москве, оформленная в том же духе.
С другой стороны проспекта Молодежи, прямо напротив кинотеатра, берет начало улица Лоскутова. Она прямиком ведет к главной достопримечательности района, Серобусыгинским домам, и пересекает два главных проспекта — Ильича и Кирова.
Дворец спорта
Улица Лоскутова среди застроена пятиэтажками, вокруг них много зелени и детских садов, на веревках сушится бельё.
Однообразие и тишину нарушает самое масштабное сооружение — Дворец спорта им. В.С. Коноваленко, домашняя арена главной хоккейной команды города «Торпедо». Настоящий памятник позднесоветского брутализма, 1990 года постройки.
Выступающие углы и скругленные входные группы “обнимают” небольшую площадку перед дворцом. Основа центральной части — полукруглое перекрытие, центральный радиус которого выполнен в форме буквы Т, символа клуба. Ещё один полукруглый элемент — завершение фасада, прерванное огромной эмблемой ГАЗа.
Проспект Кирова. “Желто-бусыгинские дома”
Чуть дальше улица Лоскутова пересекает проспект Кирова, который упирается прямо в проходную ГАЗа. Самая заметная постройка на этом перекрёстке — ансамбль “Жёлто-бусыгинских домов” (Проспект Кирова, 4).
Его местные краеведы называют “самым ярким алмазом в бриллиантовом ожерелье Соцгорода”. Построен архитекторами Н. П. Розановым и М. Любофеевым в 1938 году. Пример типичного постконструктивизма с его монументальным и торжественным убранством. Всё декоративное оформление решено строго — на сочетании вертикальных и горизонтальных конструктивных элементов с простыми ордерными элементами (арка, карниз, пилястры, колонны без баз и капителей, кесонированные — или “утопленные” — окна).
В конце 1930-х годов это П-образное здание возвышалось посреди почти сельской местности и занимало целый квартал между проспектом Кирова, улицей Лоскутова и проспектом Октября. Комплекс “желто-бусыгинских” домов готовит ко встрече с еще более величественным “серо-бусыгинским” кварталом.
Название оба района получили от стахановца Александа Бусыгина, который жил в доме 4 на проспекте Кирова (в “жёлтом”). В сентябре 1935 года бригада автозаводца-кузнеца Бусыгина однажды выковала больше 1100 коленчатых валов, что было почти в два раза выше нормы. Есть даже легенда, что ударника труда ушлые американцы пытались переманить в Детройт, но тот наотрез отказался. Так это или нет — неизвестно, но от советских властей Бусыгин получил квартиру в престижном доме, а также новую “эмку”, “коробку яблок, три килограмма мяса, десять килограммов муки, упаковку масла, сосиски, консервированную осетрину, пироги, шоколад”.
“Серо-бусыгинские дома”. Илья Голосов
В 30-е годы самые ценные кадры ГАЗа были заселены в постконструктивистский квартал-крепость между улицей Лоскутова (задний фасад), проспектом Октября (главный фасад), Комсомольской улицей и Моторным переулком. Весь ансамбль строился под руководством “приглашенной звезды”, московского архитектора Ильи Голосова.
Комплекс похож на крепость, потому что дома, как стены, со всех сторон охватывают двор, в который попасть можно через гигантские арки высотой в 6 этажей. Тема арки — самый запоминающийся элемент Серо-бусыгинских домов.
Главный фасад напоминает увличенную в масштабах усадьбу эпохи классицизма. На красную линию улицы — подобно крыльям-флигелям — выходят боковые корпуса. Центральная часть на несколько метров отступает от проспекта Октября и образует небольшой двор-курдонёр.
Как в классической усадьбе, главный фасад выделен портиком. Здесь его образуют 18 гигантских полуколонн и 4 подъездных выступа. Как часто бывает в архитектуре ар деко или постконструктивизма, ордер здесь авторский, без прямой привязки к историческим протипам.
Голосов, как и многие архитекторы 1930-х (в СССР и за границей), активно использовал упрощение, геометризацию классических форм. Как пишет А.Д. Бархин, “ордер в его проектах мыслился и воспринимался двояко”, как “компромисс традиционных решений и новаций ар-деко (ребер и лопаток 1920-х, ордера протоардеко 1910-х и фантазийно-геометризованных деталей)”.
Вкусно поесть в Нижнем Новгороде
Гуляем по Рождественской
Нежному Нижнему 800
Автозаводский район – самый большой и чистый район Нижнего Новгорода с собственным духом и атмосферой. В архитектурном и культурном плане он продукт своего времени, эпохи авангарда и интенсивной индустриализации периода первых пятилеток.
Что посмотреть?
Кинотеатр «Мир» и ДК ГАЗ
Неподалеку от входов в метро расположено здание кинотеатра «Мир», построенное в 1937 году. Его украшают скульптуры рабочих. Конкурс на строительство выйграл архитектор Гринберг и предложил создать крупнейший в стране досуговый комплекс. В него должны были войти театр на 1200 мест, клуб со спортзалами и кинотеатр. Из-за начала войны проект так и не реализовали. Позже в 1961 году по типовому проекту возведено здание ДК ГАЗ.
Адрес: ул. Героя Юрия Смирнова, 12 и 14
Площадь Киселева
Центральная площадь Автозаводского района. Она отличается от обычных площадей и представляет из себя объединение линий, парабол, спиралей, углов и радиусов.
Здание Автозаводского универмага
Построено в 1937 году по проекту архитектора Наппельбаума. По форме напоминает параболу и разводит проспекты Октября и Ленина. Внутри сохранилась остекленная парадная лестница.
Адрес: проспект Октября, 2а
Автозаводский парк
В 1944-1945 годах рабочие автозавода соорудили специально для парка чугунную ограду, фонтан и деревянные ворота, ставшие уникальным памятником. По факту они конструкция представляет из себя своеобразную арку, пусть и в несколько упрощенном виде.
Радиусный дом
За парком на Молодежном проспекте расположена одна из главных достопримечательностей Автозаводского района – Радиусный дом. Семиэтажный дом построен в 1937 году в стиле Советского монументального классицизма. Рельеф фасада здания, колонны, карниз и симметричные, округлые балконы делают здание уникальным. Радиус здания специально рассчитан так, чтобы обеспечить максимальную естественную освещенность квартир. Кроме того, здание имеет проходные верхние этажи, позволяя переходить в разные подъезды не покидая дома.
Адрес: Молодежный проспект, 32
Здания пожарной части и городской бани
С Молодежного проспекта через строчную застройку на проспекте Ильича можно выйти к проспетку Октября, там на пересечение этих двух улиц расположены городская баня и пожарная часть. Эти здания характерны для застройки 30-х годов.
Адрес: проспет Октября 1б и 2б
Желтые бусыгинские дома
Продолжая путь по проспекту Октября можно увидеть желтые бусыгинские дома. Их так назвали в честь автозаводского кузнеца-стахановца Александра Бусыгина. Квартиры в них предназначались в том числе для передовиков производства. Архитектура и декор домов характерны для застройки второй половины 30-х годов. Жилой квартал связан воедино одинаковым цветом и архитектурно оформленными въездами во двор.
Адрес: проспект Октября, 13
Серый бусыгинский дом-квартал
Следующее здание уникально. Исполинский дом-квартал раскинулся сразу на несколько улиц. 450 квартирный монументальный дом построили в период 1936-38 годов. В нем жил сам Александр Бусыгин, в честь которого дом и назван. В здании ему выделили 8-комнатную квартиру. Общая протяженность дома 1130 метров, чтобы попасть во внутренню часть необходимо пройти через одну из множества арок. Стоит обратить внимание и на необычные капители колонн на фасаде дома.
Адрес: проспект Октября, 19,21,23; Моторный переулок, 1; улица Лоскутова, 20; Комсомольская улица, 2.
Автозаводский дворец бракосочетания
Пройдя с проспекта Октября на улицу Дьяконова можно попасть к Автозаводскому дворцу бракосочетания. Изначально его возводили как четвертую и конечную станцию, получившую название «Счастливая». После сокращения протяженности Детской железной дороги, здание станции успело выступить в роли кинотеатра и клуба юного железнодорожника. В 1979 году после реконструкции дома в нем открылся Дворец бракосочетания.
Достопримечательности рядом с метро «Автозаводская»
Соседние станции метро
Достопримечательности рядом с метро «Автозаводская»
Loft #2
Дубль три
КЦ «ЗИЛ»
Пересветов переулок
Музей хоккея
Сказкин дом
Прогулка в темноте
Bagratuni Art Gallery
Последние отзывы на достопримечательности рядом с метро «Автозаводская»
Посетил выставку Сергея Меренкова, прошла неделя а я до сих пор под впечатлением от увиденного. Все работы настолько не обыкновенный что чувства переполняют душу, эмоции самые положительные. Спасибо устроителям этого праздника для души.
15 сентября 2019 Кинотеатр «Дубль три»
Отличное к стати местечко, здесь я весело с друзьями, семьёй провожу время, смотрим любимые фильмы, так же бывает и деловые встреч что очень удобно, заказываем чашечку кофе и чай или вкусный ужин, галантно оформленные комнаты, добавит вам колорита и романтики.
9 октября 2019 Концертная площадка «КЦ «ЗИЛ»»
Экскурсия запомнится надолго, стоит сходить каждому. Особенно будет интересно детям школьного возраста. Для взрослых хорошо пойти на романтическое свидание, необычно)
Прогулка в темноте, на мой взгляд, очень нужный социально значимый проект. Приводили детей из класса моей дочери на эту экскурсию, дети остались очень довольны. Данная экспозиция дала им возможность посмотреть мир незрячих людей изнутри, почувствовать, то что чувствуют слепые люди каждый день, они испытали на себе трудности, с которыми эти люди сталкиваются каждый день,они смогли увидеть какие это сильные люди, хоть и лишены одного из важнейших органов — зрения.
20 февраля 2016 Концертная площадка «КЦ «ЗИЛ»»
Департамент культуры Москвы уничтожил все остатки русской культуры,следы которых ещё присутствовали со времён Лужкова.
Конечно у части молодежи всегда были протестные движения в танцах,но до ухода Лужкова они развивались параллельно.
Сейчас же центр ЗИЛ смело можно переименовать в центр афро-американской кудьтуры,так как список танцев преподаваемых в нём ничего общего с культурой России не имеют.
Но молодые малообразованные менеджеры от культуры поколения из Департамента культуры Москвы об этом просто не догадываются.
12 июля 2015 Концертная площадка «КЦ «ЗИЛ»»
Департамент культуры Москвы сделали невозможное, из старого дома культуры превратил в центр современной городской культуры. Они смогли активизировать молодежь с окраин, у них получилось вытащить людей с компьютеров, это многого стоит. Так держать!
6 июля 2015 Концертная площадка «КЦ «ЗИЛ»»
Достойный культурный центр в Москве. Правительство Москвы приложило множесвто сил, чтобы он превратился в одно из самых популярных мест среди молодежи.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Нижний Новгород — город большой и разнообразный. Как правило, приезжающие в старинный волжский город туристы смотрят только его центр и иногда левобережный Канавинский район, где находится Московский вокзал. Гораздо менее известны советские районы Нижнего, выросшие в ту эпоху, когда город носил название Горький. Один из них — Автозаводский район, расположенный на юге заречной части города. Собственно, автозавод, при котором он вырос, — это широко известный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), продукцию которого вы, скорее всего, постоянно видите в своих городах и весях, а иногда может быть и ездите. Осмотрим в этот раз построенный при нём соцгород с красивой советской архитектурой. В свой первый приезд в Нижний Новгород в 2013 году я сюда не добирался.
Расположение Автозаводского района относительно других частей города. На карте хорошо видна его обособленность.
Основная часть промышленной мощности Нижнего Новгорода, сложившаяся в советские времена, расположена в левобережной части города. Вероятно, этим и объясняется то, что именно на этой стороне общественный транспорт развит лучше, чем в Верхней части: здесь и трамваи курсируют более исправно, чем в центре, да и метрополитен в Нижнем охватывает почти исключительно заречную часть, — лишь в 2012 году появилась первая и пока единственная станция в центре города.
Мы с andrew_rewsr добирались в Автозаводский район от Московского вокзала. Проще всего туда попасть как раз на метро, одна из двух линий которого носит говорящее название Автозаводская, но этот способ мы оставили на обратный путь, решив, что интереснее доехать туда на трамвае. И возле вокзала мы сели на трамвай с очень странным номером маршрута 417 (как выяснилось, образовался он от объединения маршрутов 4 и 17). От вокзала до автозавода 8 километров, а до жилого Автозаводского района ещё дальше, поэтому идёт трамвай долго. Необычен у него не только номер маршрута, но и сам путь с его колоритом. Несколько километров трамвай идёт среди сплошного частного сектора и заборов с огородами, где по его стенам скребут ветки рядом стоящих деревьев. Уж где, а в миллионном городе такое представить трудно (из наиболее похожего вспомнилась лишь трамвайная линия в Стрельну в Петербурге). Даже жаль, что я не заснял это на видео.
2. Попетляв по этим закоулкам, 417-й трамвай выезжает наконец к автозаводу. Перед нами — видимо, старые его корпуса, построенные в начале 1930-х годов.
2. Вдоль завода идёт проспект Ленина — фактически главная магистраль заречной части Нижнего, и по пути в соцгород мы решили сделать отдельную остановку у завода. В кадре, за деревьями — главная проходная завода. Слева видна высотка заводоуправления.
Можно сказать, что ГАЗ — один из самых известных российских заводов по присутствию в нашей жизни. Грузовики «ГАЗ», легковые автомобили — раньше уже ставшая легендарной «Победа», потом «Волга» и «Газель». Пока мы ходили вдоль завода, несколько раз видели, как «местная продукция» проезжала мимо него по проспекту. В общем, «Газели» и «Волги» все вы хорошо знаете, и наверняка хотя бы на «Газелях» ездили. Вот и есть тот самый завод, на котором их делали и делают.
4. Собственно, проходная. Под аркой видны ворота.
5. Справа и слева — две стелы с советскими панно на тему «Победители социалистического соревнования».
7. Есть тут и Владимир Ильич. На другой стороне проспекта виден гипермаркет.
8. Ещё есть памятник грузовику ГАЗ-АА, в народе известному как «полуторка». Это первая модель автомобилей этого завода, впервые сошедшая с конвеера в январе 1932 года. Выпускалась она до 1938 года, а в модификациях — до 1947. Много полуторок было в Красной армии во время войны, из-за чего она нередко встречается на военных мемориалах, особенно у нас в Ленинградской области — на Дороге Жизни.
9. Список моделей перечислен на воротах (с правой стороны не заснял):
Прогулявшись вдоль главной проходной завода, мы вернулись на остановку, дождались следующего трамвая и поехали в жилой район. Пройти по нему пешком мы решили в обратном направлении, сперва доехав до конечной остановки «52-й квартал» на Молодёжном проспекте.
Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе. Кликабельна.
10. Это самая дальняя часть Автозаводского района. Такая тихая окраина, застроенная малоэтажными сталинками. Дальше уже фактически заканчивается город, — там железная дорога на Арзамас, дачные садоводства и аэропорт «Стригино».
11. Сугробы, деревья, двухэтажные домики. Если бы не трамвай, тоже не сразу поймёшь, что находишься в крупном городе, — тем более, в районе при крупном заводе.
12. Некоторые из этих домов довольно красивы, но при этом нам встречались и заброшенные. Видимо, они тоже попадают под программу расселения ветхого жилья. В местах, где осыпалась штукатурка, видно, что дома построены из шлакоблоков.
13. Среди домов есть и недавно построенная деревянная церковь.
14. Перспектива Молодёжного проспекта с уходящим трамваем. Со стороны центра города видны многоэтажки.
15. Местами трамвайная линия идёт отдельно от улиц, среди зарослей ветвистых деревьев. Подвижной состав разный, — вообще в Нижнем часто встречаются и «Татры», и новый «Уралтрансмаш», но на этом маршруте ходят в основном старые «КТМы», что роднит Автозаводский район с многими индустриальными городами, например, на Урале и в Сибири.
16. Идём дальше. Домики довольно интересные. Возможно, строились они ещё до войны.
17. После тихой окраины соцгорода перед нами вырастают позднесоветские многоэтажки и оживлённые проспекты. Это — проспект Ильича, примыкающий, кстати, к проспекту Ленина. Такое вот забавное соседство.
18. Пройдя многоэтажный микрорайон, поворачиваем на улицу Краснодонцев. Теперь вокруг нас — очень солидная сталинская застройка совсем не провинциального масштаба.
Автозаводский район очень обособленный. Здесь даже трудно поверить, что мы всё в том же Нижнем Новгороде, где находится кремль, Покровка, овраги, стрелка Оки и Волги, и многое другое. Это настоящий «Город в городе», своего рода альтернатива центру, и у него есть свой центр и свои окраины. Этим мне Автозаводский район напомнил район Нефтяников в Омске (соцгород Омского НПЗ). Население Автозаводского района составляет 300 тысяч человек — больше некоторых областных центров.
20. Застройка района продолжает восхищать. Что ни дом, то шедевр советской архитектуры!
21. У одного из домов стоит памятник легендарному автомобилю «Победа»:
22. Переплетение эпох советской архитектуры в городском пейзаже. В арке сталинского дома видны панельные девятиэтажки.
23. Проспект Кирова — фактически, главная улица Автозаводского района. Оживлённая магистраль, в перспективе которой виднеются многоэтажки, стоящие где-то далеко на правобережье Оки. Здесь я испытал чувство дежавю, — это место очень похоже на центр Новокузнецка.
24. Вот эти дома строились, вероятно, ещё в конце 1930-х:
25. А это позднесоветская застройка. Панельные 9- и 10-этажки в основном серии 1-464Д.
26. А это самый, наверное, грандиозный дом района. Это дом на 450 квартир, построенный по проекту архитектора И. Голосова в 1936-38 годах для элиты заводского коллектива. Самое интересное, что здесь мы видим только край этого дома, а на самом деле он огромный и занимает весь квартал. Общая протяжённость внешней стены дома превышает километр!
27. Другой стороной дом выходит на перекрёсток Комсомольской улицы и проспекта Октября. Через проезд и несколько арок видны разные стороны фасада.
В народе он называется «Серый Бусыгинский дом» (или «дома») — в честь Александра Бусыгина, передовика производства на ГАЗе, имя которого в Горьком звучало наравне со Стахановым.
28. Парадный фасад со стороны проспекта Октября. В этом доме, как уже сказано, жила элита завода — начальство и особо отличившиеся работники. Наверняка и сейчас в нём самые дорогие квартиры в районе.
29. Вид от парадного фасада (справа проспект). Арочные въезды во дворы находятся на одной линии с ним. Даже и не знаю, как охватить этот дом объективом фотоаппарата, чтобы передать его масштабы.
30. Огромный дом вызвал у нас настоящий восторг. Оцените масштаб! Размах вполне даже московский. Даже в Питере и Минске я не припомню сталинских домов такого размера.
31. Вид из симметричного двора (противоположный предыдущему). За аркой — парадный фасад.
33. Памятник самому Бусыгину. Работать на ГАЗе он приехал ещё на его стройку в 1931 году, после открытия завода начав работать в кузнице. В сентябре 1935 года его бригада установила рекорд, отковав за одну смену 1001 коленчатый вал (при норме 675), за что он был награждён Орденом Ленина. Впоследствии был начальником кузнечного цеха, а в 1975 году ему было присвоено звание «Герой Социалистического труда».
34. Проспект Октября. Серый Бусыгинский дом виден слева.
35. А соседний квартал занимают «Жёлтые Бусыгинские дома». Это уже не один дом, а именно «дома» — несколько разных. Некоторые соединены арками. Эти дома построены в 1937 году архитектором М. Любофеевым. Масштаб уже не тот, но тоже красиво.
37. Вид с проспекта Октября. На переднем плане, видимо, теплотрасса проходит, из-за чего уже в конце февраля нет снега.
38. В облике этих домов ещё сквозят черты конструктивизма.
39. Въезд во двор — с воротами. Всё оформлено монументально.
40. По соседству есть и симпатичные послевоенные сталинки:
41. Дом, симметричный предыдущему:
42. Идём дальше. Как видно, с погодой в Нижнем нам не очень повезло, — в основном было около нуля, и слякоть.
43. Поблизости снова видны заводские трубы. Мы замыкаем круг по Автозаводскому району.
44. Ещё один, вероятно, довоенный дом:
45. А это Автозаводский универмаг, построенный в стиле конструктивизма в 1936-38 годах архитектором Л. М. Наппельбаумом. Он, конечно, смотрелся бы красивее, если бы его не завесили вывесками без чувства меры.
46. Перед нами снова проспект Ленина. На переднем плане поликлиника, а вдалеке видно уже показанное заводоуправление ГАЗа.
47. Это площадь Киселёва — фактически главная площадь Автозаводского района (который, повторюсь, кажется отдельным городом). Памятник самому И. И. Киселёву — директору ГАЗа в 1958-83 годах. За ним — ДК Автозавода.
48. Рядом — конструктивистский кинотеатр «Мир» (1937 год, архитектор А. З. Гринберг).
49. Скульптуры на фасаде — рабочий, колхозница, лётчик и спортсменка.
За кинотеатром находится довольно большой Автозаводский парк культуры и отдыха (наверное, очень приятное место в тёплое время года), а дальше уже более молодая часть Автозаводского района, застроенная в основном хрущёвками. Но туда мы не ходили.
51. Вход на станцию метро Парк Культуры — конечную Автозаводской линии. Эта станция была открыта в 1989 году, в составе третьей очереди Горьковского метрополитена.
Об Автозаводском районе на этом всё. На Парке Культуры мы сели в метро и поехали сначала обратно к Московскому вокзалу (Канавинский район я уже показывал в прошлой части), а оттуда — в противоположный конец метрополитена, до конечной станции Буревестник, расположенной ближе к заводскому району Сормово. О тех местах я расскажу в следующий раз.
НИЖНИЙ НОВГОРОД — 2017 ГОД:
Центр
Канавинский район
Автозаводский район
Машиностроительный завод и Центр Сормова
Метрополитен