что посмотреть на фонтанке питер

Набережная реки Фонтанки в Петербурге — неподражаемые достопримечательности

Фотографии

что посмотреть на фонтанке питерчто посмотреть на фонтанке питерчто посмотреть на фонтанке питерчто посмотреть на фонтанке питерчто посмотреть на фонтанке питерчто посмотреть на фонтанке питерчто посмотреть на фонтанке питер что посмотреть на фонтанке питер

Набережная реки Фонтанки пролегает по всему историческому центру Санкт-Петербурга. Она является одной из самых длинных набережных города, её протяжённость — 11871 метров. Она начинается и заканчивается у берегов Невы — от участка напротив Петропавловской крепости до впадения Невы в Финский залив, около Галерного острова.

Набережная простирается от начала реки Фонтанки, в Неве, и вплоть до места впадения Фонтанки в Большую Неву. Набережная тянется по обеим сторонам реки. Её украшают роскошные особняки и доходные дома, исторические памятники архитектуры и самобытные сооружения, известные на весь мир достопримечательности и богатые дворцы знати.

Мало где в Петербурге, как на набережной реки Фонтанки, можно встретить такое созвездие интересных и известных мест. Левая (чётная, восточная) часть набережной начинается раньше правой, именно на этой стороне находится самый старый и красивый Летний сад. Он всего на 1 год младше Санкт-Петербурга. Через год после его основания, в 1704 году, сам Пётр I участвовал в закладке сада и руководил его строительством.

Знаменитый и замечательный Летний сад живописно обрамлён Фонтанкой, Невой, Мойкой и Лебяжьей канавкой. На набережных реки Фонтанки одностороннее движение: по правому берегу транспортный поток идёт в сторону Летнего сада, по левому — к Галерному острову. С 2017 года здесь функционирует велосипедная полоса.

Обустройство набережной было бы невозможно без её главной героини — реки Фонтанки. Её истоком является река Нева. Общая длина Фонтанки составляет 7,6 километров, ширина варьируется от 30 до 70 метров, максимальная глубина достигает 3,5 метра.

Названия реки

Фонтанка ведёт свою историю с давних времён. В переписной книге Водской пятины 1500 года протекавшая здесь речка упоминается как Голодуша. До основания Петербурга река носила название «Ерик» (канал).

По другой версии, до 1712 — 1714 годов она носила название «Безымянный Ерик», затем её нарекли Фонтанной речкой. В 1737 году река получила современное наименование. В описании Санкт-Петербурга 1751 года сказано:

Называется Фонтанка потому, что чрез ея сделаны трубы, проведенные из Басеина в Сад для фонтанов.

Образование набережной реки Фонтанки

В 1714 году Фонтанку впервые расчистили, также было выполнено спрямление её берегов. В местах расположения усадеб берег крепился деревянными стенками, которые к 1727 году были уже в плохом состоянии. Но лишь в 1743 — 1752 годах Фонтанка подверглась основательной расчистке.

Её также углубили, спрямили и сделали подсыпку берегов. Река Фонтанка до середины XVIII века служила южной границей Санкт-Петербурга. Годом создания набережной реки Фонтанки считается 1714 г. Сегодня её протяжённость составляет 11 километров 871 метров.

Обустройство набережной реки Фонтанки

В 1760-х годах в ходе перестройке в камне Прачечного моста на Фонтанке появились первые каменные набережные. В 1780 — 1789 годах берега реки Фонтанки были обустроены в граните. Также возвели каменные стенки почти по всей длине реки. Их немного не довели до её устья.

Укрепления представляли собой высокие бутовые стенки, созданные на известковом растворе и облицованные гранитными массивными блоками. Крепились стенки на деревянных свайных ростверках, состоящих в основном, из двух рядов свай. Работами руководил инженер-гидротехник Ф. В. Баур. После его смерти этим занимались такие инженеры, как И. Н. Борисов, И. К. Герард, П. К. Сухтелен и К. Модерах.

Спуски к реке Фонтанке

Сейчас на Фонтанке устроены 26 спусков 2-х видов: пешеходные с двумя продольными лестницами и, так называемые конные, — с двумя пандусами. Пешеходные спуски нужны были для причаливания лодок, катеров и пристаней, конные служили для вывозки на подводах грузов, доставляемых на небольших речных судах, и для забора воды в бочки из реки.

В связи с развитием автомобильного и трамвайного транспорта в 1910-х годах часть пешеходных и конных спусков ликвидировали — их засыпали или разобрали.

Ремонт укреплений реки

В 1925 году из-за аварийного состояния укреплений, вплоть до обрушения, их начали капитально ремонтировать. В старое свайное основание забили вертикальные деревянные сваи, которые затем омоноличивались бетонной подушкой, выше сделали бутовую кладку.

Ремонт стенок, который проходил в 1934 — 1940 годах, ограничился забивкой наклонных свай от 3 до 5 рядов. В 1947 — 1949 годах был произведён ремонт на участке между Египетским и Старо-Калинкиным мостами, а по правому берегу и ниже Старо-Калинкина моста — до дамбы.

Для ремонта стенок набережных в 1962 году в городе была разработана новая схема — разбирать стенку частично по толщине и выполнять работы под защитой неразобранной части. Впервые этот способ применили на участке между Пантелеимоновским и Белинского мостами, на обоих берегах. Вплоть до 1984 года забивались деревянные сваи, позднее — железобетонные.

Перильные ограждения Фонтанки

Перильные ограждения Фонтанки состоят из простых по рисунку железных кованых решёток на гранитных тумбам. Однако решётки не такие простые, предположительно, они были выполнены по рисунку архитектора Джакомо Кваренги. Их выковали на уральских заводах Демидова.

Как известно, всё гениальное — просто, так, лаконичность дизайна решёток говорит о изысканности вкуса автора и, значит, такая конструкция подходила именно к этому утончённому топониму города на Неве.

Набережная Фонтанки — памятник старины

Набережная реки Фонтанки включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Она знаменита множеством своих великих достопримечательностей. Среди них стоит отметить маленький, но обладающий большой харизмой и популярностью памятник.

Памятник Чижику-пыжику на Фонтанке

Набережная реки Фонтанки гордиться своей крылатой достопримечательностью. Памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге известен во всём мире. В народе — это один из символов Санкт-Петербурга. Памятник птичке на Фонтанке установили 19 ноября 1994 года. У пернатого даже есть прописка по месту жительства — у Первого Инженерного моста, близ Михайловского замка, напротив дома № 12/1.

Чижик-Пыжик при своем росте в 11 сантиметров и весе в 5 килограмм по посещаемости входит в Топ популярных памятников Санкт-Петербурга. Над созданием крылатой скульптуры потрудился творческий тандем — архитектор Вячеслав Бухаев, а также режиссер, сценарист и скульптор — Резо Габриадзе.

Птичка разместилась здесь неспроста — в доме № 6 с 1835 по 1918 год на набережной было Императорское училище правоведения. Со студентами этого заведения связана одна история. Они отличались от других студентов города мундирами желто-зелёного цвета. И именно такой окрас у чижика. Зимой студенты носили пыжиковые шапки.

По этим 2-м причинам студентов окрестили и чижиками, и пыжиками. Вдобавок, они были такими проворными, что успевали знания получать, экзамены сдавать, выпивать и отдыхать в питейных заведения города. Существует легенда, что они тайно посещали кабак купца Нефедова, где и сочинили песенку про себя:

На Фонтанке водку пил.

Выпил рюмку, выпил две —

Училище закрыли, а считалочка студентов-правоведов, которые носили жёлто-зелёные мундиры и пыжиковые шапки, прижалась в народе. Ещё, Чижик-Пыжик очень популярен сегодня, потому что исполняет желания. Почитатели птички уверяют, что если загадать желание и бросить на постамент монетку так, чтобы она удержалась на нём, то оно обязательно сбудется.

Неподражаемые места на набережной Фонтанки

Фонтанка изобилует дворцами русской знати. Также на набережной рядом с мостом Белинского можно встретить Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, историческое название которого — Цирк Чинизелли, напротив Лештукова моста находится легендарный Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. На набережной реки Фонтанки расположен причал прогулочных судов «Аничков мост».

Чтобы убедиться в величии набережной реки Фонтанки и воочию посмотреть хотя бы на два десятка её самых знаменитых достопримечательностей, а также посетить при желании некоторые из них, советуем совершить экскурсии, которые Санкт-Петербург центр разрабатывает специально для туристов и гостей города на Неве:

Источник

10 достопримечательностей Фонтанки. Маршрут по набережной. Часть II

Мы продолжаем наш маршрут по набережной реки Фонтанки. Предполагается, что вы уже посетили 10 достопримечательностей набережной Фонтанки, следуя по маршруту, описанному в части I. Если нет, то вы можете в любое время присоединиться к нашей реальной экскурсии, организованной по достоверным виртуальным рассказам о каждой достопримечательности Фонтанки, который заслуживает своего особого внимания.

Итак, в первой части мы посетили замечательные и знаменитые достопримечательности, которые расположены в самом центре Санкт-Петербурга, на набережной реки Фонтанки, это такие как Летний сад и Летний дворец Петра І, Михайловский (Инженерный) замок, Памятник Чижику-Пыжику, Цирк Чинизелли, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Аничков мост и Аничков дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Дом М. П. Толстого. Вас ждут ещё 10 не менее удивительных и известных достопримечательностей Фонтанки. Вперёд!

что посмотреть на фонтанке питер

Юсуповский дворец и Юсуповский сад

Всё пространство Юсуповского дворца с садом простирается с набережной до улицы Декабристов. Раньше этом месте находился небольшой деревянный дворец и усадьба царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1726 году имение царевна подарила Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года. Позже его купил генерал П. И. Шувалов, который был влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

Строительство современного здания дворца началось в 1770-х гг. Его спроектировал Жан-Батист Валлен-Деламот для графа Андрея Петровича Шувалова. Оформленный в виде шикарного дворцового комплекса с обустроенной усадьбой, на которой был разбит прелестный сад, особняк берёт свое начало именно с этих лет, почитается как дворец и “перекликается” с нынешним зданием на Мойке. Хотя до наших времён сохранились в неизмененном виде — триумфальные ворота и арка со стороны улицы Декабристов, а также ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

После смерти Шувалова дом перешёл к его дочери — Александре и сыну Павлу. В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина, своей близкой подруге в то время — графине А. В. Браницкой:

Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами…

В 1830 году дворец приобрёл Борис Николаевич Юсупов. С тех пор до 1917 года дворцом владели 5 поколений князей Юсуповых. Поэтому дворец стал известен как «Дворец Юсуповых». Хотя числился лишь одним из 57 дворцов, которые принадлежали этому знаменитому роду в России.

Юсуповский дворец, который мы видим сегодня, это пожизненное вложение капитала и усилий всей семьи Юсуповых — 5-ти его поколений. В 1830-е годы для оформления современного внутреннего убранства дворца был приглашен великий архитектор своего времени — Андрей Алексеевич Михайлов. Также к дизайнерской работе привлекались многие русские и зарубежные декораторы, художники и умельцы.

Опираясь на капризы моды, особняк и его интерьеры многократно обновлялись, достраивались гостиные, залы и галереи. В конце XIX и начале XX веков работы велись по проекту известного архитектора Александра Александровича Степанова. Вершиной его творчества явился Домашний театр.

Убранство Юсуповского дворца поражает воображение. С одной стороны — это стильное здание, созданное лучшими мировыми и отечественными мастерами, с другой — в нём множество излишеств, которые были присущи русской знати.

Однако никаких противоречий не чувствуется. Шарм тут удачно переплетается с богатством, тонкий вкус гармонично сочетается с роскошью. Несмотря на эклектику, китча в дизайне не ощутить, нет здесь и чрезмерного загромождения предметами роскоши.

В Советский период во дворце размещались консульства — шведское и немецкое, а также комиссия по обмену военнопленными. В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыли историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

В 1925 году дворец передали работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

После Великой Отечественной войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя. В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Нынешний трехэтажный величественный дворец — благополучный итог двухвекового труда семьи Юсуповых, а также экспертов-реставраторов советского и нашего времени. Всё во дворце на своих местах. И цветовые решения — лучшее подтверждение тому. Парадная лестница из белого мрамора уводит в длинную анфиладу бальных залов и гостиных. Замыкает ее миниатюрный, пышный и в то же время уютный домашний театр на 180 зрителей.

Тянутся вдоль всего главного фасада изумительной красоты залы, причем каждый из них неподражаем. Ренессанс переходит в барокко, последний — в неоклассику. Фарфоровый и Восточный будуары, Мавританская и Гобеленовая гостиные, Персидская комната и Помпейский коридор – названия говорят сами за себя. Любое помещение — это отдельная глава в учебнике по истории искусства.

Красная и Синяя гостиные — образец декоративной росписи начала XIX века. Белоколонный зал блещет стилем ампир. Танцевальный зал удивляет изысканной простотой и одновременно своими светлыми тонами вызывает самые трогательные чувства. Княжеские спальни не желают уступать царским покоям.

Значимая часть интерьера — шедевральные произведения искусства. Скульптуры, фарфор, бронза, картины XVIII – XX веков гармонируют с мебелью и декором. Хотя большая часть ценностей утрачена или передана в Эрмитаж и Русский музей.

Словом, дворец откликнулся на все известные стили и веяния. Это и готовый музей, и пособие для декораторов. В отделке парадных помещений принимали “самое творческое” участие знаменитые художники: Скотти, Торичелли, Медичи, Травин, Виги и другие.

Княжеский особняк Юсуповых пострадал от времени, войны и пожара. Тем не менее, это один из немногих подлинных раритетов Санкт-Петербурга. Благодаря всё-таки счастливой судьбе и большим стараниям реставраторов удалось сохранить исторические интерьеры, предметы быта, произведения искусства.

К сожалению, при всё его счастливом прошлом дворец вошёл в историю как место убийства Григория Распутина. Сегодня дворец доступен для всех желающих. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти» с восковыми фигурами.

В настоящее время в здании располагается Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, соединяющий просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную деятельность.

В экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы и приёмы.

Место расположения Юсуповского дворца и ближайшие станции метро

что посмотреть на фонтанке питер

Музей-усадьба Державина

Музей-усадьба Державина — один из филиалов Всероссийского музея А. С. Пушкина. Музей посвящён русскому поэту эпохи Просвещения, государственному деятелю Российской империи — Гавриилу Романовичу Державину. В этом особняке на набережной реки Фонтанки поэт Г. Р. Державин жил в 1791 — 1816 гг. Усадьбу воссоздали, благоустроив на её территории знаменитый Польский сад, в 2003 — 2011 гг.

С 2003 года усадьба входит в состав Пушкинского музея, где открыл свои двери для посетителей литературно-мемориальный музей Державина. Помимо особняка поэта с Домашним театром, в котором блистали звёзды той эпохи, в комплекс музея входят 2 парных флигеля, небольшой гостевой корпус, оранжерея и усадебный сад.

Особняк строился в 1780 — 1790 гг. Гаврила Романович и Екатерина Яковлевна Державины приобрели недостроенный 2-хэтажный каменный особняк на Фонтанке в 1791 г. Прежним владельцем дома был писатель и переводчик — И. С. Захаров. С просьбой о завершении строительства и внутренней отделке дома Г. Р. Державин обратился к своему другу архитектору Н. А. Львову:

Мне построй покойный дом.

Вот черты и мысли главны

Здесь начертаны пером

На брегу реки Фонтанки.

Львов также выступил автором оформления приусадебного участка, который написал:

Сей сад расположен будучи в середине города большого должен не токмо отвечать величию оного, но и служить еще богатою рамою великолепному дому.

Среди деревьев и кустарников в саду — липы, ивы, дубы, клены, ясени и березы, шиповник, жимолость, калина, акация, а также жасмин и сирень, вошедшие в моду в 1790-е годы. Среди цветочных культур — гиацинты, тюльпаны, нарциссы, лилии, розы.

План усадьбы включал также строительство оранжерей — ананасной, персиковой и других, а также теплиц для выращивания ранних, теплолюбивых и экзотических плодов и растений. На приусадебном огороде выращивали картофель, капусту, морковь, горох, репу, брюкву, огурцы, редис, сахарный горошек, спаржу и шампиньоны.

С августа 1791 года Екатерина Яковлевна особо усердно взялась за обустройство усадьбы, но судьба не даровала ей возможности насладиться уютом свитого ею гнезда. В 1794 году Е. Я. Державина умерла. К этому времени постройка дома и отделка интерьера были завершены, а на территории усадьбы появились 2 служебных корпуса — кухонный и конюшенный, возведенные архитектором Пильниковым.

Особняк на Фонтанке и обстоятельства его возведения обыграны в стихотворениях поэта «К первому соседу» (1780) и «Ко второму соседу» (1791), обращённых к откупщику М. С. Голикову и полковнику М. А. Гарновском.

В течение четверти века дом поэта был своеобразным центром русской культуры конца XVIII — начала XIX века. В конце 1790-х годов в державинском доме был построен театр. Исполнителями ролей в домашних постановках были не только друзья и родственники поэта, но и профессиональные актеры. В Большой Танцевальной зале особняка с 1811 года проходили торжественные заседания и публичные чтения литературного общества «Беседы любителей русского слова».

Дом и усадьба сохраняли свой первоначальный облик до тех пор, пока не ушли из жизни их владельцы. В 1816 году скончался Державин, а в 1842 году умерла его вторая жена Дарья Алексеевна. После смерти хозяйки дом и усадьба несколько лет пустовали.

В 1846 году усадьбу приобрела Римско-католическая духовная коллегия. Здесь всё начали перестраивать, чтобы приспособить под многочисленные канцелярии, архивы и квартиры служащих. Руководили этими работами архитекторы А. М. Горностаев и В. И. Собольщиков. По их проекту были надстроены на один этаж главный дом и флигели на набережной, уничтожена коллонада, изменено оформление фасадов.

Кардинальной перестройке подверглись служебные здания, изменилась планировка, была сломана лестница, появились новые перегородки. В двухсветном зале «Беседы любителей русского слова» появилось встроенное перекрытие, а хоры и колонны были уничтожены. Помещения упраздненного домашнего театра занял архив коллегии.

Во второй половине XIX века разрушили оранжереи. Строительство в 1870–1873 годах на месте огородов епархиальной Римско-Католической духовной семинарии и возведение костела Успения Девы Марии значительно сократили размеры сада.

В дальнейшем ансамбль усадьбы Державиных еще несколько раз подвергался реконструкциям. Самой заметной из них была в 1901 году архитектором Л. П. Шишко, когда осуществилась надстройка 3-х этажей в 2-х флигелях.

В 1918 году для державинской усадьбы наступили тяжелые времена. Новые власти несколько лет не могли решить, каким образом использовать ставший бесхозным дом Державиных. В 1924 году он был превращен в обычный жилой дом с десятками густонаселенных квартир. Это повлекло за собой новые перепланировки и почти полное уничтожение еще сохранившихся к тому времени остатков художественной отделки. К 1935 году были засыпаны пруды, а послевоенные посадки осуществлялись без особой системы.

В 1998 году распоряжением правительства Российской Федерации дом был передан Всероссийскому музею А. С. Пушкина. В 2003 году в восстановленном особняке поэта в Центральном корпусе был открыт Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени.

В 2005 году был восстановлен Домашний театр. В 2006 — 2007 годах Центральный корпус особняка соединили полуциркульными крытыми галереями, с отреставрированными восточным и западным корпусами соответственно: Кухонным и Конюшенным. Сейчас тут располагаются выставочные и концертные залы.

В 2009 году возродили здание Центральной Оранжереи, единственной сохранившей свой фундамент. В 2011 году завершилось воссоздание исторического облика Усадебного пейзажного сада. В основе его композиции лежит обширный луг, примыкающий к небольшой регулярной части при усадьбе. Оживляет это пространство по периметру участка — обширная водная система в виде узкого ручья с 3-я небольшими прудами.

Сегодня городская усадьба Гавриила Романовича Державина является уникальным музейным комплексом. Она расположена в Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки по соседству с Державинским переулком.

Место расположения Музея-особняка Г. Р. Державина и ближайшие станции метро

что посмотреть на фонтанке питер

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова: БДТ

Осенью 1918 года комиссар по делам театров — М. Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде особой драматической труппы. Так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ.

Формирование театрального коллектива было поручено известному актеру — Н. Ф. Монахову, а истоками стали 2 театральных коллектива — организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством Ю. М. Юрьева и — Театр художественной драмы, возглавляемый А. Н. Лаврентьевым.

Большой драматический театр начал свою деятельность с 15 февраля 1919 года. В этот день с началом своих выступлений в Оперной студии Консерватории состоялся показ трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Председателем Директории Большого драматического театра назначили — поэта Александра Блока, который стал, по сути, первым художественным руководителем БДТ. Главным идеологом был — писатель Максим Горький, который отвечал за соответствие политики театра с политикой государства. Он писал в то время:

Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам — и все мы — издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею. человека честного деяния, великого подвига.

Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу — героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ.

Открытие нового театра стало значимым событием в культурной жизни города на Неве не только потому, что в Петербурге появилась новая театральная площадка, но и потому что театр стал символом революции и тех особых настроений, царивших в обществе. Драматургия в годы становления советской власти ещё только начала формироваться. На сцене ставили трагедии Шекспира, Гюго, Шиллера, а также пьесы отечественных авторов: Мережковского и Брюсова.

На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них — и вышедшие из объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа и М. В. Добужинский, и архитектор-монументалист В. А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 году на несколько лет уехали из России — М. Ф. Андреева и М. Горький; в том же году не стало А. А. Блока; вернулся в Академический театр драмы Ю. М. Юрьев; ушел А. Н. Бенуа; покинул БДТ и ставший главным режиссером А. Н. Лаврентьев.

В театр приходили новые режиссеры: Н. В. Петров, К. П. Хохлов, П. К. Вейсбрем, К. К. Тверской. Они приводили за собой и новых художников — Ю. П. Анненкова, М. З. Левина, Н. П. Акимова, В. М. Ходасевич, В. В. Дмитриева. Литературную часть возглавил А. И. Пиотровский, приняв от А. А. Блока символическую эстафету в 1923 г.

В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В. Э. Мейерхольда К. К. Тверского. В середине 1920-х репертуар БДТ определял, в первую очередь, пьесы современных драматургов, таких как Б. А. Лавренев, А. Файко, Ю. К. Олеша, Н. Н. Никитин, Н. А. Зархи, В. М. Киршон, Н. Ф. Погодин. Обновилась и труппа. В БДТ пришли А. И. Лариков, В. П. Полицеймако, Н. П. Корн, Л. А. Кровицкий, Е. М. Грановская, О. Г. Казико, В. Т. Кибардина, Е. В. Александровская, А. Б. Никритина.

Многое менялось в истории театра за время его существования, однако коренной перелом произошёл в 1956 году, когда в театр пришёл Георгий Товстоногов — заслуженный педагог и театральный режиссёр. Представ перед труппой в первый же день и уже наслушавшись рассказов о том, что в театре принято встречать режиссёров в штыки, Товстоногов сказал:

Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!

Сказав это, новый режиссёр уволил более 30 актёров и приступил к созданию нового театра. Он берёт своё начало со спектакля «Эзоп». За ним последовал гениальный «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина.

В 1964 году БДТ было присвоено звание Академического. В 1970 году открыли Малую сцену. С 1992 года БДТ носит имя Г. А. Товстоногова. Именно при Товстоногове в театре сформировалась труппа, которая стала одним из самых лучших явлений не только отечественного, но и мирового театра. Литературный и театральный критик Старосельская писала:

Труппа Большого драматического не могла соперничать с лучшими европейскими коллективами, потому что была на протяжении нескольких десятилетий величайшей труппой в мире.

В театре были задействованы артисты Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова. В 1983 году в БДТ пришла Алиса Фрейндлих.

Со дня основания театра в БДТ работали знаменитые режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 — А. Н. Лаврентьев; 1921-1922 — Н. В. Петров; 1929-1934 — К. К. Тверской; 1934-1936 — В. Ф. Федоров; 1936-1937 — А. Д. Дикий; 1938-1940 — Б. А. Бабочкин; 1940-1946 — Л. С. Рудник; 1946-1949 — Н. С. Рашевская; 1950-1952 — И. С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 — К. Л. Хохлов.

В 2013 году художественным руководителем театра стал — Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Главным художником в течение уже 40 лет остаётся — Эдуард Кочергин, многолетний соавтор Георгия Товстоногова. В мае 2014 года, по представлению Могучего, директором театра была назначена — Татьяна Архипова.

Первым спектаклем Андрея Могучего в БДТ стала — «Алиса» по мотивам произведения Льюиса Кэрролла В главной роли — Алиса Фрейндлих. Постановка стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль». Спектакль был удостоен «Золотой маски» за лучшую работу художника — Мария Трегубова и лучшую роль второго плана — Геннадий Богачёв. Дмитрий Ренанский, Colta:

«Алисе» определенно суждено войти в летопись современной русской сцены одной из знаковых ее вех. Давно лелеявший идею театра как арт-терапии Могучий начинает свой путь в Большом драматическом с акции до крайности внятного целеполагания — вернуться к корням, наладив диалог со старейшинами труппы, оживить находившийся в летаргической спячке театр, растопив глыбы льда академизма, долгое время сковывавшего БДТ. Поставленные задачи реализуются Могучим не без блеска: намереваясь посмотреть «Алису», ты по привычке собираешься в БДТ — и только по дороге домой понимаешь, что побывал все же в каком-то другом театре. Вроде бы все том же — но в то же время совсем ином: по-новому изъясняющемся, по-новому мыслящем и дышащем.

Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра.

Творческое кредо БДТ — открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы — от совсем молодых актёров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР — Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины — Валерий Ивченко, народные артистки России — Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России — Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России — Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России — Мария Лаврова и другие.

Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска». В 2014 году Могучий выпустил первую премьеру на обновленной сцене БДТ на Фонтанке — спектакль «Что делать» по мотивам романа Н. Чернышевского.

После премьеры в 2015 году спектакля Андрея Могучего «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева многие критики отметили наступление творческого возрождения труппы, пребывавшей в художественной стагнации после смерти Георгия Товстоногова. Роман Должанский, Коммерсантъ:

И здесь можно уже порадоваться за всех — во-первых, за драматурга, который награждён объемным, масштабным воплощением своего сочинения, во-вторых, за режиссёра, нашедшего общий язык с артистами и придумавшего отличный спектакль, в-третьих, конечно, за сам БДТ, несчастливая новейшая судьба которого досадной занозой много лет сидела в коллективном театральном сознании. Андрей Могучий, судя по «Пьяным», эту занозу вытащил.

Спектакль «Пьяные» принёс БДТ победу в 2-х номинациях высшей театральной премии России «Золотая маска»: актёрский ансамбль спектакля был удостоен специального приза жюри, а Андрей Могучий получил награду как лучший режиссёр в драме. Лилия Шитенбург, Город 812:

С 2013 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова действует масштабная образовательная программа — Эпоха просвещения, что представляет собой — лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам. Также проект предусматривает — встречи с людьми, которые создают современный театр; а также — экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ.

Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» — где режиссёры, актёры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу.

В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включён инклюзивный спектакль — Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной реабилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актёрами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

В настоящее время под руководством художественного руководителя Андрея Могучего в БДТ ставят пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя. На Малой сцене идут спектакли «Старик и море», «Кто боится Вирджинии Вульф», «Лето одного года» и др.

Место расположения БДТ им. Товстоногова и ближайшие станции метро

что посмотреть на фонтанке питер

Египетский мост

Египетский мост, который мы можем увидеть сегодня на Фонтанке, со столбами в псевдоклассическом стиле был открыт в 1956 году. От старого моста остались только сфинксы работы скульптора Соколова.

Египетский мост через реку Фонтанку, соединяющий между собой Покровский и Безымянный острова, является памятником истории и культуры. Своё название он получил благодаря его исполнению в виде цепного моста, в котором отразилась мода к искусству Древнего Египта начала XIX века.

В период проектирования и строительства в официальных документах мост назывался как «Большой цепной мост». Также, будучи между Измайловским и Калинкинским мостами, его называли «Проезжим». Он был Новым цепным мостом с 1828 до 1836 гг. Египетским цепным мостом его звали в 1836 — 1867 гг., Современное имя — Египетский мост он носит с 1867 г.

Необходимость сооружения новой переправы через Фонтанку определялось 2-я обстоятельствами: большим расстоянием между Калинкиным и Измайловским мостами и давно назревшей потребностью в улучшении транспортной связи между районами, разобщёнными Фонтанкой.

Прообразом моста послужил цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Был одобрен проект, предусматривающий перпендикулярный к набережной мост. Его начали возводить в август 1825 г. С августа до конца октября 1825 г. велись работы по сооружению гранитных устоев моста.

Металлические конструкции моста были изготовлены на заводе Берда. Скульптуры сфинксов были также отлиты на заводе Берда по модели скульптора П. П. Соколова. Пьедесталы изготавливались в Петрозаводске.

Мост имел выступающие в реку устои, облицованные гранитом. На устоях, в пределах стенок набережных, на четырёх гранитных постаментах были установлены отлитые из чугуна сфинксы, над головами которых находились небольшие шестигранные фонари. Торжественное открытие моста состоялось 25 августа 1826 г.

Мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Колонны, фриз и карниз — элементы портала — были наиболее пышно декорированы. Чугунные перила моста были также выдержаны в «египетской манере». Порталы, решётка, пьедесталы под сфинксами и цепи были выкрашены в коричневый цвет и имитированы под старую бронзу, а сфинксы покрыты жёлтой краской под бронзу.

В начале XX в. все части моста, в том числе и ранее позолоченные, были перекрашены в тёмно-красный цвет. При позднейших ремонтах чугунные решётки моста были заменены железными другого рисунка.

В феврале 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Обошлось без человеческих жертв; погибли 3 лошади.

Вместо разрушенного моста установили временный деревянный пятипролётный мост, выполненный по проекту инженера П. А. Лихачева. Открытие временного моста состоялось 16 апреля 1905 года. Трасса моста была весьма неудобной, поскольку въезды транспорта осуществлялись под прямым углом по нешироким набережным Фонтанки.

В 1913 году инженеры города разрабатывали новый мост по типу Пантелеймоновского. Комиссия одобрила проект, однако его осуществлению помешала начавшаяся Первая мировая война. В 1928 г. из-за ветхости временного моста вновь стал вопрос о возведении постоянного моста по трассе висячего Египетского моста. Проектирование моста затянулось на долгие годы.

Во время блокады Ленинграда при бомбардировке пострадал один из сфинксов. Восстановление скульптуры было произведено ленинградскими реставраторами после войны. Позднее с неоднократными ремонтами мост просуществовал до 1955 г.

Проект Египетского моста создавался в 2-х проектных институтах. Наконец, Египетский мост был построен в 1955 году. Испытание моста было проведено кафедрой мостов и тоннелей ЛИИЖТа; при этом в качестве испытательной нагрузки были использованы четыре машины на гусеничном ходу массой по 43 т.

По инициативе главного инженера Ленмостотреста П. П. Степнова сфинксов отреставрировали в 1960-х гг. В 1971 году их установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. В 1989 году в одного из сфинксов врезался автомобиль, от сильного удара скульптура упала в Фонтанку. Позже скульптуру подняли и восстановили.

В 2006 году была произведена реставрация остальных 3-х скульптур сфинксов. Работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга. Они проходили в рамках акции «Магазин подарков ко дню рождения города». Торжественное открытие скульптуры состоялось 27 мая 2006 года.

Место расположения Египетского моста и ближайшая станция метро

что посмотреть на фонтанке питер

Шереметевский Дворец

Борис Петрович Шереметев — первый российский граф и герой Северной войны, который был сподвижником Петра I, получил в дар от государя за подвиги и победу в Северной войне — участок на берегу Фонтанки в 1712 г. Правда, тогда Фонтанку называли Безымянным Ериком.

Графу и фельдмаршалу Б. П. Шереметеву в 1712 Петр Великий подарил эту землю при условии строительства на ней «хоромного дворового строения». С того времени на располагавшемся между сильно заболоченным берегом Фонтанки и линией нынешнего Литейного проспекта участке началось возведение разнообразных, сначала деревянных, а потом каменных строений.

Был вырыт большой пруд в 1730-е гг. В том же году построили новый каменный дом. Тут на Фонтанке находилось загородное имение Шереметевым с садом, примыкавшим к Итальянскому дворцу. Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова.

В конце 1730-х — начале 1740-х годов на месте старых деревянных корпусов был построен новый одноэтажный дворец для сына Бориса Петровича Шереметева — Петра Борисовича. Руководил строительством — архитектор Г. Д. Дмитриев.

Здание было надстроено 2-м этажом по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова в начале 1750-х гг. Двухэтажный дворец был построен в стиле русского барокко. Здание можно увидеть в глубине парадного двора, который открывается в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном. В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых.

У подъезда дома были установлены на пьедесталах 2 деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора И.-Ф. Дункера в 1759 г. Усадьба продолжала перестраиваться даже в отсутствие хозяев, в то время, когда Пётр Шереметев жил в Москве.

В 1788 году после смерти Петра Борисовича усадьба перешла к его сыну — Николаю Петровичу. Долгое время Николай Петрович тоже жил в Москве. В конце 1790-х он стал регулярно жить в Санкт-Петербурге. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме.

У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

В 1809 году после кончины Николая Петровича усадьба перешла его шестилетнему сыну — Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри был построен трёхэтажный Фонтанный флигель с главным фасадом на Фонтанку. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.

В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашенные композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель. В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.

В 1871 году имение досталось Сергею Дмитриевичу Шереметеву. В 1874 году в нём работал архитектор А. К. Серебряков, который возвёл 5-тиэтажные корпуса. В результате участок разделили на 2 части. Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале XX века закончены работы по переустройству доходной части участка.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал, сейчас это Драматический театр на Литейном. В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь возвели 2-хэтажные торговые павильоны.

После революции в Фонтанном доме открыли Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв. Затем он вошёл в состав Историко-бытового Отдела Русского музея и просуществовал до 1931 года. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых. Дворец был отдан в ведение разных казенных учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ.

Позже во дворце графов Шереметевых, где некогда проходили балы, разместили Музей Музыки, что было правильным решением. Коллекция музея размещена на первом этаже дворца и состоит из уникальных музыкальных инструментов разных эпох и стран.

Музыкальная коллекция музея насчитывает более 3 000 инструментов. В её состав входят шедевры, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX веков. Так, здесь можно увидеть скрипку, принадлежавшую композитору Глинке, коллекцию флейт Александра I, виолончель Николая II, квартет корнетов, принадлежавших Александру III, скрипку работы итальянского мастера Страдивари.

Экспозиция дворца позволяет посетителям обогатить свою эрудицию в нескольких направлениях: история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX веков, Открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов и Выставка частных коллекций. Музей работает с четверга по понедельник с 11:00 до 19:00, в среду — с 13:00 до 21:00. Выходные дни — вторник и последняя среда месяца.

Комплекс зданий Шереметевского дворца включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия — памятников истории и культуры народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.

Место расположения Шереметевского дворца и ближайшие станции метро

что посмотреть на фонтанке питер

Здание «Лениздата»

Лениздат — здание советского и российское издательства, образованного в 1938 году на базе Ленинградского обкома ВКП(б). Пятиэтажное здание Лениздата с акцентированным 1-м этажом на Фонтанке, 59 было возведено в 1964 году. Оно проектировалось архитекторами — В. Ф. Хрущёвым, С. Н. Неймарком, А. И. Солодовниковым, а также инженером М. Н. Шехнером.

Сейчас может показаться, что этот дом некий архитектурный моветон. Почему именно он появился по соседству с роскошными особняками старинного Петербурга?! Но по замыслу тогдашних ведущих архитекторов — нужно было не только возвести советский современный крупный издательско-типографский комплекс на Фонтанке, но и вписать его в историческую застройку, которая была и несколько обязана изысканной манере самого Карла Росси. Получились ли то, что планировалось?

Но начнём рассказ с более далёких времён. После пожара в 1862 году, уничтожившего Апраксин двор, владелец участка, где сейчас находится издательство, граф Антон Степанович Апраксин дал обет построить на этом месте храм. Получив в 1884 году от городской управы разрешение, он начал строить храм, почти вплотную примыкавший к зданию Министерства внутренних дел на Фонтанке. Рядом с ним — богадельню с ремесленной школой для вдов и сирот лейб-гвардии Кавалергардского полка, которым он одно время командовал.

В 1889 году была построена пятиглавая Церковь, приписанная к Спасо-Сенновскому храму. Она была выполнена в русском стиле. Но освящена была позже — 25 июня 1894 года архимандритом Исайя в присутствии графа с семьей. Несмотря на скромные размеры, Воскресенская церковь поражала современников богатством интерьеров. В нижнем этаже находилась часовня, воспроизводившая русскую часовню при храме Гроба Господня в Иерусалиме.

В первой половине церкви стоял громадный мраморный сосуд для хранения святой воды, во второй — мраморная гробница с плащаницей, над которой висели 2 картины: «Воскресение Христово» кисти А. П. Боголюбова и «Положение во гроб» Ф. А. Соколова. Церковь вмещала 200 прихожан и занимала 2-й этаж, куда вела лестница из итальянского мрамора. Стены храма были покрыты белым мрамором, над окнами высечены заповеди блаженства, а наверху шли мозаичные изображения 12 апостолов.

Окна украшали цветные витражи. Беломраморный иконостас с мозаичными образами хранил список иконы Сикстинской Мадонны кисти А. П. Боголюбова. Царские врата с рельефными иконами были отлиты из бронзы и покрыты позолотой. Главный купол поддерживался мраморными колоннами, и там было расположено изображение Пресвятой Троицы, выполненное восковыми красками.

На задней стене размещалась огромная картина Исцеление слепого Ф. А. Соколова. Всю роспись исполнил B. C. Крюков. Богатой была утварь и ризница, выполненные лучшими русскими компаниями конца XIX века. После того, как по соседству на Фонтанке, сгорел театр Суворина, апраксинские торговцы в 1901 просили у властей города разрешения на его месте воздвигнуть новый, более просторный храм. Это намерение не осуществилось, и театр был восстановлен. С 1919 храм стал приходским, который был закрыт в 1928 году. Здание использовали как столовую и красный уголок.

В 1930-е годы здания храма и богадельни были снесены. На месте разрушенного храма было построено современное 5-этажное здание дом в 1958–1964 гг. В нём разместился «Лениздат» — первое советское издательство областных и городских газет, основанное в 1917 году.

Здание было выполнено в соответствии с лучшими традициями зодчества 1960-х годов. Его фасад, лишенный декоративного китча, подчеркивал административное, деловое назначение постройки. Внешний облик был выполнен на четком ритме узких вертикальных ребер, чередующихся с окнами. Первый этаж — сплошной фронт витрин.

Стилистически дом несколько отличался от соседних построек, но и не смотрелся — из ряда вон. Его высота и общие габариты соответствовали общей застройке набережной Фонтанки. Внутри здания — современные кабинеты для редакционных работ, просторный актовый зал, большой вестибюль, библиотека-читальня, поэтажно размещенные холлы. Всё было прилично как внутри, так и снаружи.

Но время неумолимо, и оно сыграло злую шутку с фасадами постройки, некогда грандиозной и бахвалящейся гармоничным обликом со всем антуражем набережной. Уникальное в своём роде советское сооружение, ворвавшееся в стройную линию построек старого Санкт-Петербурга, позже стало выглядеть неопрятным чужаком.

Изначально основным направлением Лениздата был выпуск массово-политической литературы. Правда, при СССР в его стенах выпускался весь ассортимент печатной продукции, включая книги, журналы и газеты, т.е. всё, что было можно и нужно. В состав издательства входило 5 типографий. Крупнейшая в городе «Типография имени В. Володарского» работала во время блокады. С 1981 года Лениздат стал центральным и вошёл в главную редакцию общественно-политической литературы.

После 1991 года дела издательства пришли в упадок. И с того же года — это ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс „Лениздат». В 2003 году сменилось руководство издательства. Его директор и главный редактор переориентировали издательство на выпуск массовой фантастики.

В сентябре 2007 года комплекс Лениздата площадью 30 тыс. м² на набережной реки Фонтанки продали Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Покупателем стал «Стройинвест». В 2009 году заведение преобразовано в «Ленинградское издательство». В настоящее время здесь располагается издательский дом «Ленинград» и офисы, которые сдаются в аренду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *