что посмотреть на рыбачьем полуострове
Что посмотреть на рыбачьем полуострове
Достопримечательности полуострова Рыбачий — природа, история и география. Но рассказывая о нём, нельзя не упомянуть об окрестностях посёлка Старая Титовка, о легендарном хребте Муста-Тунтури и, конечно, полуострове Средний.
Перечислим самые интересные и красивые места, по ходу движения по дороге из Старой Титовки до мыса Цыпнаволок.
1. Общественная историко-краеведческая экспозиция «Титовский рубеж» — появившиеся в 2015 году, у кемпинга в Старой Титовке, небольшой музей и стела в память о павших защитниках Отечества. Экспонаты музея собраны поисковиками-энтузиастами и краеведами в местной округе: на полуостровах Средний и Рыбачий. Залы музея посвящены Великой Отечественной войне и истории этих мест. Вход бесплатный.
2. Мельничный водопад на реке Титовка. Правильнее сказать, что это цепь из трёх водопадов, на одном из которых находятся руины ГЭС, построенной в послевоенные годы, хотя масса легенд про немецкую ГЭС и финскую мельницу создаёт путаницу вокруг этого вопроса. Этот падун — один из самых больших на Кольском полуострове.
3. Водопад и немецкий мост на речке Юринга. Небольшой по объёму воды, но очень красивый водопад, начинающийся от моста, построенного немецкими инженерами-строителями в 1942 году.
4. Швабская (Пароварская) дорога на подъёме к перевалу через хребет Муста-Тунтури. Очередное детище немецких саперов и инженеров-строителей, появившееся в годы войны в этой местности. Она тянется от губы Печенга до хребта Муста-Тунтури и, несмотря на то, что все мосты сгнили, до сих пор поражает туристов своей сохранностью и качеством.
5. Укрепления на хребте Муста-Тунтури времён Великой Отечественной войны. Об этих местах пишут книги и складывают легенды. Описать происходившее здесь с 1941 по 1944 год в паре строк попросту невозможно. Одно можно сказать точно: нигде больше та война не сохранила столько своих следов как в «тунтурях». Последний бой отгремел более 70 лет назад; сотни поисковых экспедиций прочесали, кажется, каждый метр хребта; тысячи туристов взяли себе на память гильзы, патроны и прочие «сувениры» войны; но до сих пор, эти места хранят память о тех страшных событиях и преступлениях, творившихся в этих чёрных тундрах.
6. 221-я батарея Поночевного — пожалуй, самая легендарная батарея Северного Флота времён Великой Отечественной войны: 26.06.1941 г. она первой среди береговых батарей СССР открыла счёт потопленным кораблям противника и стала первым подразделением СФ, получившем орден Красного Знамени 23.10.1942 г. За годы войны артиллеристы батареи уничтожили и повредили 50 судов неприятеля, потеряв в тяжелейших боях 28 бойцов… По батарее было выпущено 17 000 снарядов и сброшено 7000 авиабомб. Нынче на месте батареи остались лишь орудийные дворики да воронки от снарядов, а чуть поодаль оборудован мемориал в память об артиллеристах, павших здесь, защищая Родину.
7. Батарея № 10 с четырьмя 152-мм установками МУ-2 II-й серии — грандиозное сооружением посреди тундры полуострова Средний. Введеная в эксплуатацию в 1953 году и отслужившая 40 лет, в 1994 году батарея законсервирована: орудия обшиты деревянными кожухами, а стволы демилитаризованы. Но механизмы, обильно покрытые смазкой, до сих пор работоспособны.
8. Два брата — скальные останцы на северном берегу полуострова Средний, высотой 20−25 метров от основания. Живописное место, которое помогает переключить мысли с военной истории этих мест на природные красоты и достопримечательности. К западу от «братьев» есть ещё одна любопытная геологическая формация — берег рыжих камней: песчаники, силой воды и ветра превращенные в необычные фигуры и скульптуры.
Северные полуострова Средний и Рыбачий. Как добраться и что посмотреть на “краю земли”?
На самом деле Средний и Рыбачий – это два разных полуострова, но многие условно считают их одним и в общем называют просто Рыбачьим.
Дело в том, что полуостров Средний находится между материком и полуостровом Рыбачьим и выполняет связующую роль.
Обычно туристы осматривают оба полуострова сразу – они представляют собой однородное плато и соединяются перешейком. Нельзя попасть на Рыбачий, минуя Средний, и бессмысленно посещать Средний, игнорируя Рыбачий – «край земли».
Где находятся в Мурманской области?
Расположены полуострова на самом севере Мурманской области и омываются Баренцевым морем и его Мотовским заливом. Поблизости нет населенных пунктов (но на Рыбачьем есть полузаброшенные Зубовка, Цыпнаволок и Вайда-Губа), а до самого Мурманска около 150 километров.
Природа, флора и фауна
Это низкие кустарники, мхи и лишайники, невысокие травы вроде осоки и полярных маков, много голубики и морошки.
Из животных здесь можно встретить оленей (правда, не диких) и тюленей. Много птиц – морских чаек, олуш, бакланов, сапсанов, поморников, пеночек и других. У берегов много рыбы: сельди, мойвы и др.
Как добраться самостоятельно?
От Мурманска до Среднего (КПП Титовка) около 140 километров (3 часа пути) на север по частично асфальтированной, но в целом грунтовой дороге.
У КПП находится большая асфальтированная парковка. Здесь же есть продуктовые и сувенирные магазины и продукты – последняя возможность поесть в относительной цивилизации. В дальнейшее путешествие нужно брать еду с собой, купить будет негде.
Асфальта на полуостровах нет, а грунтовку размывает каждую весну, затем она высыхает в очень неровном виде. Придется ехать и по каменистым участкам, скользким после дождя. Лучше всего арендовать для такого путешествия внедорожник. Впрочем, летом можно ехать и на легковушке, и даже на мотоцикле или велосипеде, но предварительно стоит посмотреть прогноз погоды и уточнить состояние дорог в настоящее время.
Общественный транспорт к полуостровам не идет, как и не курсирует по ним самим.
Посмотреть расписание авиарейсов до Мурманска можно в поисковой форме ниже:
Климатические условия и когда лучше ехать?
Полуострова Средний и Рыбачий считаются самой теплой территорией Мурманской области, пусть и расположены на самом ее севере и окружены морем и его ветрами. Ветра нужно учитывать в любое время года, они здесь довольно сильные.
Подходит и период с конца апреля до августа. Лето на севере суровое, но этой суровостью и привлекает (хотя обилие мошкары в июле-августе становится существенной помехой для наслаждения видами и северным морским воздухом).
А вот зимой здесь делать нечего: холодно, ветрено, все покрыто снегами и довольно скучно, без вездехода перемещения очень ограничены.
Достопримечательности природного парка
Северные полуострова – это не только суровая природа, скалы и злое море. Здесь есть на что посмотреть и из конкретных достопримечательностей.
Мыс Немецкий и Вайдагубский маяк
Здесь отмечена самая северная точка Европейской части России. У многих осознание этого вызывает восторг: впереди только море, переходящее в океан, и далее только за две тысячи километров Северный полюс.
На мысе Немецком стоит Вайдагубский маяк, к которому сложно подойти близко из-за его расположения на каменистых скалах (карабкаться по ним опасно), но можно взглянуть издалека – вид впечатляет.
Два брата
«Два брата» – это скалы Акка и Уккаэто. По легенде действительно являются двумя братьями-колдунами, обращенными в камень, чтобы оберегать морской берег. Они довольно невысокие (сильно выветрились за сотни миллионов лет) и ярко-рыжие в солнечную погоду – содержат много железа.
Северное сияние
Мурманская область считается лучшим местом в России для наблюдения за северным сиянием – оно здесь особенно яркое и частое, а территории доступны для туристов. Полуострова Средний и Рыбачий особенно примечательны: здесь можно совместить яркие краски в небе с шумом северного прибоя.
Перед поездкой рекомендуется свериться с прогнозом – они бывают довольно точными.
Мыс Кекурский
Кекурами называют каменные столбообразные скалы причудливой формы, образованные природой. Предположительно им много миллионов лет, поэтому возможность рукотворного создания исключена. От них и получил свое название мыс на Рыбачьем – это хребет, окруженный скалами-кекурами, выточенными морским прибоем.
Примечательно, что на скалах можно разглядеть их историю – тектонические слои видны очень хорошо.
Мельничный водопад
Принадлежит реке Титовка, ранее использовался небольшой военной гидроэлектростанцией (ее руины можно найти неподалеку). Особенно бурный в начале лета, зато осенью окружен яркими красками невысокого леса и тундры.
Плита времени
Аникеев остров – это уже не территория полуостровов Средний и Рыбачий. Но до него можно быстро доплыть на моторной лодке от берега Рыбачьего. Здесь есть на что посмотреть: главная достопримечательность – сланцевая плита, покрытая надписями-отметками норвежских и русских мореплавателей, самая ранняя из которых относится к началу XVI века. К сожалению, с каждым годом плиту перекрывают «автографы» современных туристов.
Если «живая история» моряков из прошлого не особо интересует, то как минимум путешествие по Баренцеву морю и прогулка по окруженному бурными волнами морю вдохновит точно.
Маяк Цыпнаволокский
Стоит на мысе Цыпнаволок полуострова Рыбачий. Действующий, играет важную роль до сих пор. Выглядит довольно свежо, так как сравнительно недавно реставрировался, хотя после Второй Мировой войны был существенно разрушен.
Муста-тунтури и музей обороны
Муста-тунтури (от фин. Mustatunturi – «черная гора») – это хребет на полуострове Средний, где проходила линия фронта во время Второй Мировой войны. И по сей день здесь легко найти гильзы, артиллерийские пушки и другие следы войны. Осталось и несколько небольших бункеров и крупных военных частей, которые сейчас играют роль своеобразного музея.
Посещение территории доступно только гражданам РФ, т. к. здесь иногда до сих пор проводятся военные учения.
Мыс Скоробеевский
Расположен на краю Рыбачьего и привлекателен тем, что здесь можно ощутить «Дыхание Арктики» – так называют смешение теплых и холодных потоков воздуха, когда в теплую погоду внезапно веет холодом и снова возвращается тепло – словно Север подул.
Найти жилье в Мурманске и окрестностях можно здесь:
Карта
На карте указаны главные достопримечательности полуостровов. Карту можно скачать по ссылке.
Организованные туры
Погрузиться в атмосферу Русского Севера и побывать в самых красивых точках Кольского полуострова можно в составе организованной группы. Рекомендую джип-тур на край Земли: 2 дня на полуостровах Средний и Рыбачий.
Полезное видео
Посмотрите видео об увлекательной поездке:
Полуострова Рыбачий и Средний – рай для любителей северных краев и морей. Здесь суровая тундра и буйное море, живописные скалы и фьорды, смесь теплых и холодных ветров – все, чтобы почувствовать свободу первозданной природы.
Природа, заброшки и эхо войны. Зачем ехать на Рыбачий и Средний полуострова
Полуострова Рыбачий и Средний — это самые северные земля европейской части России, омываются они Баренцевым морем. Письменные упоминания середины 16-го века говорят, что здесь, в губе Кекурская, был один из трёх центров международной торговли России с Европой. Русские поморы вместе с норвегами, финами и лопарями-саамами ловили и продавали рыбу. В 20 веке связанные эти земли обрели стратегическое военное значение и были закрыты для обычных граждан, но относительно недавно стали доступны туристам.
Как вы уже поняли из описания, я бы разделил достопримечательности этих полуостровов на три категории: природа, заброшки и эхо войны, поэтому давайте по порядку.
Ну и каждый любитель дикого туризма и палаток оценит местную природу и открывающийся вид из палатки.
Природа природой, но за время небольшого путешествия у меня появилось и несколько любимых мест на этих полуостровах. Во-первых, это самая северная точка европейской части России — мыс Немецкий
Не смотря на холодное море даже летом, удалось тут искупаться. Непередаваемые эмоции!
А еще своей красотой поразил мыс Кекурский, что даже остались тут ночевать
Рядом находятся «Ворота времени»
И можно вечно наблюдать, как волны разбиваются о скалы. Оцените размер волны относительно людей.
Западная сторона полуострова Средний тоже очень красива, не забудьте заскочить к скалам «Два брата», у саамов это место считалось святым.
А какое тут в сезон северное сияние… Идеальное место в дали от крупных населенных пунктов и засветов. Если сможете в это время сюда доехать, конечно)
Проезжая по западному берегу Рыбачьего в сторону мыса Немецкого, мы натолкнулись на интересные небольшие «каменные» сооружения, в которых несложно было распознать долговременные огневые сооружения (ДОТ).
Вокруг ДОТов максимум что можно увидеть, так это полузасыпанные траншеи.
Еще одна интересная заброшка находится на побережье Вайда-Губы — это выброшенное на мель рыбацкое судно.
По полуостровам располагалось много военных частей, которые в 90-ых стали не нужными, самая большая из них называется мыс Скоробеевский
А на западной части полуострова Средний можно увидеть настоящую береговую батарею послевоенного времени, очень впечатляет ее состояние
А на перевале Муста-Тунтури проходила граница с Финляндией и здесь во время войны три года шла линия обороны. Здесь осталось множество гильз и осколков снарядов, напоминающих о тех днях. Окопы и бункера сооружены прямо в скалах из гранита.
Здесь также можно посетить музей обороны полуострова Рыбачий и Средний. Поддерживает много лет его Юрий Александрович Кобяков — человек с потрясающей энергетикой и духом патриотизма.
В 1941 году, когда немцы были остановлены около перевала Муста-Тунтури на подступах к полуостровам Средний и Рыбачий, они начали строить линию обороны этого района прямо в скалах, но для ее строительства требовалась хорошая транспортная инфраструктура. Немецкие инженеры из военно-строительной Организации, действовавшей в Германии во времена Третьего рейха, в период с 1942 по 1943 год решили эту задачу и построили уникальную дорогу в Заполярье — Швабскую дорогу.
Вот такие места запомнились мне на Среднем и Рыбачьем. Обо всех точках есть подробные посты в моем блоге. Если есть что добавить, пишите в комментариях.
О моих актуальных поездках и путешествиях можно узнать из инстаграма.
На верхушке глобуса: Рыбачий и Средний за одну полярную ночь
Подготовка для (не)продвинутых
Мы стартовали на Средний и Рыбачий полуострова из Мурманска, но процесс подготовки к поездке начался намного раньше. Для нас он включал четыре главных шага.
1) Оформление пропуска в охраняемую территорию
Лучше заранее обеспечить себе беспрепятственный въезд на особо охраняемую природную территорию. Мы сделали это еще до путешествия — в режиме онлайн. Результат: пропуска не пригодились, но стало немного спокойнее.
По пути на Рыбачий и Средний придется пройти формальный досмотр на пограничном посту под Печенгой (чуть больше 100 км от Мурманска по хорошей дороге). Именно там могут проверить ваши пропуска — сказывается близость Норвегии. У нас на въезде только спросили, куда мы направляемся, и попросили показать паспорта.
2) Подготовка автомобиля
В нашем случае «подготовить авто» означало арендовать проходимую машину. Ею оказалась видавшая виды «Нивочка». Без полного привода и знающего водителя на Рыбачий лучше не соваться. Свой автомобиль мы оставили на платной стоянке в Мурманске.
Главное — не забыть оборудовать арендованную машину всеми необходимыми инструментами на случай форс-мажора. Мы — забыли и «голосовали» на перевале Муста-Тунтури, чтобы найти спасительный ключ.
3) Подготовка к ночёвке
С собой мы взяли палатку, газовую горелку, провиант и прочую походную атрибутику. Сначала немного сомневались в необходимости ночевки на Рыбачьем. Но когда обнаружили себя в «Нивочке», с трудом передвигающейся по колдобинам полуострова со скоростью 7 км/ч, стало ясно, что мы не прогадали с решением о ночевке. Добраться до Мурманска «засветло» было бы нереально даже физически (белые ночи в помощь, но нам все же хотелось отдохнуть). Да и не стоит. Лично для меня осознание самого факта «засыпания» на краю Земли стало очень ценным.
4) Утепление
Думаю, излишне напоминать о необходимости запастись теплой одеждой. Она очень пригодится для ночевки на берегу Северного Ледовитого океана (а именно, Баренцева моря).
На мне во время такого сна, помимо теплого спальника, была двуслойная куртка-ветровка, шерстяная водолазка, футболка и тонкая шапка. Напомню, что мы путешествовали в августе. Я умеренная мерзлячка, поэтому можете вычесть один слой для объективности. К утру все равно проснулась с онемевшим носом, но ни разу не пожалела о нашем решении заночевать именно на Кекурском мысе.
Как построить маршрут?
Советую закладывать на такое путешествие как можно больше времени. Мы выехали из Мурманска примерно в 8 утра, а вернулись на следующий день примерно в 20:00. При этом мы успели посмотреть далеко не все, что планировали.
Отправляться стоит как можно раньше. Запомните эти прекрасные 110 км ровной асфальтовой дороги до пограничного поста под Печенгой: такого блаженства вы еще долго не испытаете. После прохождения пункта пограничников мы поехали на водопад Мельничный, который находится неподалёку. Понаблюдали за бурлением реки Титовки около руин ГЭС послевоенных времен, благодаря которой водопад получил свое название.
Следующий «чек-поинт» — перевал «Новая Титовка» у Пьяного ручья. Говорят, раньше там было очень трудно проехать и гибли люди, но сейчас дорога вполне раскатанная. На локации стоит беседка с кучей автографов от путешественников. Существует «традиция» выпить здесь, чтобы безбоязненно преодолеть перевал.
Мы ограничились виноградным соком и поехали дальше. Погода здесь еще была солнечной, а пейзажи уже космическими. По обеим сторонам от дороги лежал ковёр из ягеля. Я пока что беззаботно ходила в футболке и ни о чем не подозревала.
Такими темпами мы доехали до перевала Муста-Тунтури. Дорога постепенно ухудшалась: мы посмотрели на километраж и приняли решение не останавливаться здесь, а ехать дальше. Не хотелось попасть на мыс Кекурский слишком поздно. Мы запланировали осмотреть Муста-Тунтури на обратном пути. Спойлер: ни перевал, ни Швабскую дорогу, построенную немцами, мы посмотреть так и не успели.
Свою роль сыграла и неожиданная поломка арендованной «Нивочки». К нам пришло трагическое осознание, что ящик с инструментами остался в нашей собственной машине на стоянке. Пришлось «преграждать дорогу» проезжающим мимо авто (а их было не так уж и много) и просить у путешественников необходимый инструмент взаймы. Какие-то «коллеги» все-таки нашли его на дне багажника, выставив все свои сумки. Вокруг уже было облачно и прохладно. Туман располагал залезть в машину двигаться дальше.
Наконец мы въехали на полуостров Средний. Основная «экскурсионная» программа здесь была запланирована нами на следующий день. Продолжили путь по правой стороне полуострова вдоль губы Большая Мотка. По пути несколько раз останавливались, чтобы побродить по берегу Мотовского залива. От нас разлетались целые стаи чаек — на фоне серого северного неба они смотрелись очень кинематографично. Также по берегу было рассыпано множество морских ежей (вернее, их панцирей). Во время отлива море открыло все свои «подводные камни».
Постепенно добрались до перешейка между полуостровами. Общее расстояние от Муста-Тунтури до него составляет 27 км. Там мы оказались уже в середине дня или даже позже. Доехав до Рыбачьего, мы не сразу поняли, какой дорогой ехать дальше. Решили — напрямик через полуостров. Еще есть вариант проложить маршрут по левой стороне вдоль Большой Волоковой губы. Вроде бы кто-то ездит и через Зубовскую губу, но не знаю, как там дела с дорогой.
Наш вариант оказался предназначенным «для продвинутых» (как и всё на Рыбачьем и Среднем). Хотя не исключено, что другие дороги преподнесут еще больше сюрпризов. По пути совсем не видно воды: только гористые «поля» — открытая глазу каменистая местность без конца и края. Где-то в 16:00 нам уже очень хотелось есть. Нечего было и говорить об укрытии или комфортном «привале». Пейзаж не менялся, а расстояние до цели не уменьшалось.
Мы все-таки решили пообедать. На полуострове дул порывистый ветер, который мешал разжечь горелку. Нашли выход и обставили горелку крупными камнями по кругу. Приготовили самую вкусную в мире картошку и съели ее на семи ветрах — чуть ли не с ягелем вприкуску. Ветер сделал свое дело. Такого вкусного чая я тоже не пила очень давно. Дальше ехать было уже веселее.
По пути встречали множество ДОТов. Повсюду чувствовалась близость боевых действий времен ВОВ. Современная военная техника тоже время от времени появлялась на пути. В один момент пришлось преодолевать «мостик» из бронетранспортёров. Такой «экзотики» мы не ожидали.