что посмотреть на уралмаше

Уралмаш — экскурсия по социалистической городу. Фото, что посмотреть.

«Центр города – это больше Екатеринбург, чем Свердловск. Настоящий Свердловск – это Уралмаш, Эльмаш, Сортировка, Вторчемет, Химмаш и Компрессорный. Районы, которые появились в годы индустриализации.

Там страшно в темное время суток и грязно в любое время года.»

(Путеводитель по Екатеринбургу. Изд. «Азимут», 2009)

Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), более известный как Уралмаш, был построен в 1929-33 годах. Его называли «завод заводов» — тут делались прокатные станы, блюминги, гидравлические прессы, доменные печи, корпуса шахт, карьерные экскаваторы. На момент постройки Уралмаш был крупнейшим машиностроительным заводом в мире. Он остаётся одним из крупнейших и теперь, несмотря на определенный упадок.

И хотя в этот район водят экскурсии — вы можете все посмотреть сами! Хотя координаты экскурсоводов мы тоже дадим. Садимся в метро (линия у нас одна, не заблудиться) и едем до станции «Уралмаш». Отсюда идем пешком по улице Машиностроителей к Площади Первой Пятилетки. Рядом – трамвайный маршрут. Интересный факт: в 1931 году в первых трамваях было немного пассажиров. Однако надо было приучать трудящихся к цивилизации, и управляющий Уралмашстроя А. П. Банников распорядился продавать в трамвае пиво и воблу. Ветераны завода вспоминали: пиво было отменное и к вобле тоже не было никаких претензий.

Идем дальше и видим… памятник Пушкину. Пушкин, конечно, к Уралмашу отношения никакого не имеет, но куда в России без Пушкина. Нам памятник не понравился: высота огромного бетонного пьедестала почти в два с половиной раза больше высоты самой фигуры. Да и выполнен он в строгом классическом стиле соцреализма, как стандартная городская скульптура той эпохи.

При подходе к площади мы увидели стелу с изображениями орденов, которыми был награждён УЗТМ за свою советскую историю. Редкая организация имела такое их количество: 11 штук, в том числе три зарубежных!

За стелой — памятник первому директору «Уралмаша», который в очень короткие сроки построил завод-гигант, а потом его вызвали в Москву — директор вернулся и скоропостижно умер. Раньше на площади стоял мавзолей, а теперь только памятник.

Вот мы и на площади. Само название «Площадь Первой Пятилетки», конечно, уникальное, другой такой в пределах бывшего СССР не было. Вообще, в этой части города расположился, можно сказать, настоящий топонимический заповедник. Тому есть очевидные причины.

Когда заканчивалось строительство завода, шла застройка соцгорода, улицы которого должны были получить имена. Имена эти носили чётко выраженный идеологический характер. Они должны были напоминать о славных победах в Гражданской войне, о крови, пролитой на полях сражений, указывать в светлое будущее, которое строится прямо сейчас в тяжёлой борьбе и трудных условиях. Если взглянуть на старую карту Свердловска, то нетрудно заметить, что в названиях улиц Уралмаша и Эльмаша очень много «красного цвета», цвета революции: Краснознаменная, Красных партизан, Красных борцов, Красных командиров, Краснофлотцев. На весь остальной город приходилась всего одна улица с созвучным названием – Красноармейская.

Явный идеологический смысл имеют и другие названия на той же карте: Восстания, Уральских рабочих, Народного фронта, Перекопская, Социалистическая, Коммунистическая, Стачек, Старых большевиков, Бакинских комиссаров.

А вот отражение строительства нового мира: Индустриализации, Новаторов, Энтузиастов, Осоавиахима, Стахановская, Фрезеровщиков. К перечню подобных названий примыкает и улица Победы. Она, как это ни странно, названа вовсе не в честь победы в Великой Отечественной, а еще в 1930-е, в честь трудовых побед.

Естественно, что главная улица Уралмаша должна была носить имя главного организатора и вдохновителя всех наших побед, в том числе и на ниве индустриализации, Иосифа Виссарионовича Сталина. То, что в Свердловске уже были улицы Сталина, никого не смущало: Сталина много не бывает! Одно время в Свердловске было целых четыре улицы Сталина в разных районах города. Имя Сталина улица носила почти тридцать лет, но в 1961-м году стала проспектом Орджоникидзе.

Площадь Первой Пятилетки

Площадь Первой Пятилетки, центр района Уралмаш, имеет размеры 140 м с запада на восток и 50 мс севера на юг, совсем немного уступая главной площади Екатеринбурга — Площади 1905 года.

Конструктивистский стиль Уралмаша во многом определили «довоенные немцы» — архитекторы и инженеры из знаменитой немецкой архитектурной школы Баухаус. Самый известный из них, архитектор Бела Шефлер был членом Коммунистической партии Германии и одним из тех немецких архитекторов, кто приехал в СССР на рубеже 1920-30-х гг. для оказания помощи в создании рабочих поселков при строящихся крупных заводах. Шефлер участвовал в проектировании некоторых зданий, но потом его имя попытались забыть. В 1942 году его расстреляли как агента спецслужб Германии, не считаясь даже с тем, что он вообще-то был евреем, и уже по одной только этой причине не мог служить во внешней разведке фашистской Германии. Реабилитировали его только в 1989 году.

Прежде всего, мы увидели громадный памятник наркому тяжёлой промышленности Г. Орджоникидзе. Он был установлен в 1955 году в сквере возле проходной. При жизни нарком курировал строительство и несколько раз посетил его. Это первый в СССР монумент, воздвигнутый человеку, очень много сделавшему для развития советского тяжелого машиностроения. И в связи с этим сразу же возникает вопрос: «Почему памятник установили только в середине 1950-х годов?». Разгадка проста. Среди городских и заводских руководителей долгое время не находилось желающих обратиться в ЦК ВКП(6) с предложением о возведении на Уралмаше достойного памятника Орджоникидзе — мало ли как на эту просьбу отреагируют! Ведь официальному медицинскому заключению о смерти — сердечный приступ – никто не верил.

Одновременно с памятником построили трибуну, с которой заводское руководство приветствовало демонстрантов. С этой трибуны 14 мая 1963 выступал Фидель Кастро. Кстати, в этот момент рядом стоял никому тогда не известный Че Гевара.

В прошлом Уралмашзавод часто включался в программу пребывания в СССР видных политических деятелей. Кто только из гостей города не приезжал сюда! Всех знатных гостей перечислить невозможно, вот только некоторые из них: Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, император Эфиопии Хайле Селассие I, вице-президент США Ричард Никсон, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, Джавахарлал Неру вместе с Индирой Ганди, Сукарно, Ким Ир Сен…

Мы обходим сквер по периметру. В основном архитектурный облик площади сформировался в конце 1930-х годов. Первыми были построены здания по южной стороне площади. Жёлтое здание слева — центральная заводская лаборатория, построенная по проекту В. В. Безрукова в 1929 году, первое каменное здание не только завода, но и всего района.

Главная заводская проходная построена в 1930 году. Сейчас в этом здании расположен прекрасный заводской музей — обязательно посетите!

Здание заводоуправления УЗТМ. Построено по проекту П.В. Оранского, главного архитектора Уралмаша и немецкого архитектора Белы Шефлера. В плане напоминает латинскую букву F. Со времени постройки внешний вид здания почти не изменился, за исключением короба с логотипом «УЗТМ» на крыше, это более поздний элемент.

Самая молодая постройка на площади — комплекс НИИ Тяжмаш, 1960-е годы.

На углу площади Первой Пятилетки и проспекта Орджоникидзе находится «Дом техучёбы» – еще один памятник конструктивизма 1932 года. Здание строилось как жилой дом. До 1935 года в нём располагалось заводоуправление УЗТМ.

Чуть подальше — образец конструктивизма, здание гостиницы «Мадрид», архитекторы В.В. Безруков, П. В. Оранский и Б. Шефлер. Относительно происхождения названия имеется несколько версий, но, наверное, ближе всего к истине следующая. Когда здание еще строилось, в нем предполагалось открыть гостиницу. Как раз в это время в Испании шла гражданская война, и будущей гостинице дали название «Мадрид». Но в 1937 г. вместо гостиницы в новом здании разместилось образцовое женское общежитие. Затем, в войну, эвакогоспиталь, потом снова женское общежитие. Тем не менее, название «Мадрид» за домом закрепилось. Только спустя многие десятилетия спустя здание вернулось к первоначальному назначению — гостиница. Сейчас она, хотя имеет статус памятника федерального значения, явно находится не в очень хорошем состоянии. На фасаде здания – заводская эмблема.

Дворянское гнездо на Уралмаше

От площади Первой Пятилетки отходят три улицы — луча. Отказ от полукольцевых поперечных улиц создал довольно сложную паутину дорог, разобраться в которой новичку бывает довольно сложно. Сами же уралмашевцы утверждают, что ориентироваться в соцгороде очень просто, — дескать, «все дороги ведут к заводской трубе». Во всяком случае, благодаря своеобразной планировке на перекрестках образовалось много угловых участков, превращенных в газоны и скверы. По обочинам улиц везде в старых кварталах были устроены газоны. Вообще район Уралмаша очень зеленый. Даже в тяжелое время, в 1930-е годы, сюда везли с Поволжья вагонами ясени, липы, клены, дубы. Сажали и позже – например, перед визитом на Уралмаш Ричарда Никсона срочно посадили взрослые деревья по ходу следования высокого гостя.

Мы прошли с площади на проспект Орджоникидзе. Определить визуально, что именно он является главной улицей Уралмаша, довольно сложно. Он узок, ширина проезжей части редко где превышает 10 метров. Самое значительное здание здесь – так называемый зеленый «Стоквартирный дом».Вообще, весь этот квартал (Орджоникидзе — Банникова — Красных партизан — Бульвар Культуры) в народе носил название «Дворянское гнездо», так как здешние дома имели улучшенную планировку, строились из качественных стройматериалов и предназначались для заводского и районного начальства. «Стоквартирный дом» начали строить в 1940-м году, но до начала войны был построен только первый этаж. Постройка дома была закончена ударными темпами сразу после войны, в 1945-м году. Квартиры самые разные, от крохотных однокомнатных без прихожей и кухни, предназначавшихся для прислуги, до 5-комнатных площадью свыше 100 кв. м.

Кстати, «Дворянское гнездо» было возведено на месте землянок (нор в земле, прикрытых сверху чем-то вроде деревянных шалашей с окнами). Обычно в землянке ютились грабари, подавшиеся на заработки — строительство завода. Рядом с землянкой ставили сарайчик для лошади-кормилицы и навес, под которым хранилась грабарка — одноосная опрокидывающаяся тележка, в которую запрягалась лошадь. С помощью такой вот немудреной «техники» во время строительства завода переместили десятки тысяч кубометров грунта. Но традиционного счастливого продолжения истории — о том, как из землянок люди переехали в очень неплохие даже по нынешнему времени дома «Дворянского гнезда» — в «стране всеобщего равенства» не случилось. Первым жителям квартала всего лишь разрешили выкопать новые землянки, побольше размерами и лучше отделанные, в другом месте — по улице Ворошилова.

Мы прошли во двор стоквартирного дома, где находится бывший фонтан. Увы, за много лет бездействия он зарос травой.

Мы с женой в качестве туристов побывали в России от Калининградской области до Камчатки. Были на Байкале, в Туве, в Югре. Но только здесь, на бывшей улице Сталина, увидели Сталина на большом рекламном щите.

Не так давно о городе шутили: «Только у нас самый большой завод рекламируют бандиты!». Вот скромная «Пицца Миа» на первом этаже дома. Именно здесь когда-то располагалось кафе «Шахматное», где в «лихие девяностые» собирались члены «уралмашевской» группировки.

Бульвар Культуры

Пройдя немного по проспекту Орджоникидзе, мы вернулись назад, и пошли по пешеходному Бульвару Культуры, начинающемуся у «Мадрида». Здесь расположены целых два Дворца Культуры «Уралмаша»- старый и новый.

Старый дворец культуры — это переоборудованное здание фабрики-кухни, выдержанное в стиле конструктивизма. Сама по себе фабрика-кухня отражала идеологию двадцатых- начала тридцатых годов, когда революционные романтики полагали, что при социализме не будет места индивидуальным кухням — все будут питаться в общих столовых. Поэтому в проект соцгорода просто не могли не включить такой объект. Но новшество не привилось. Вообще, руководство Уралмашиностроя и Уралмашзавода не очень-то старательно внедряло «новый быт». Во всяком случае, в коммунальных квартирах многочисленных каркасных домов, построенных в 1930-1933 годах, кухни существовали изначально. Не пропадать же зданию! По проекту Белы Шефлерак корпусу фабрики-кухни пристроили зал на 1000 мест, а к нему еще одно здание — клубную часть. Так появился «Клуб имени Сталина», очень популярный среди уралмашевцев.

Кстати, вначале 1990-х именно в маленькой комнате в здании бывшего Клуба Сталина начали собираться верующие. Вскоре стал вопрос о выделении участка под строительство храма. Этот храм стал первым, построенным в городе после 1917 года. Он находится чуть дальше «Мадрида» по улице Машиностроителей – большая Рождественская церковь и однокупольная Церковь Матроны Московской. Рядом – скульптура Архангела Михаила, деревья, посаженные патриархами Алексием и Кириллом.

Недалеко от них, в четырехэтажном здании духовно-просветительского центра при Рождественском храме, находится Владимирская церковь. Само здание выстроено в 2002-2005 годах на основе прежде существовавшего корпуса в стиле конструктивизма. Церковь очень интересная своей архитектурной формой. Это попытка вписать храм в ансамбль конструктивистских зданий, представить, как могли бы выглядеть церкви 1930-х годов, если бы они строились в СССР. Мне кажется, попытка удачная — церковь смотрится тут очень к месту.

Далее по бульвару Культуры – новый Дворец Культуры Уралмаша, построенный в 1970-е. И здесь без храма не обойтись – неподалеку, на Фестивальной улице, заканчивается строительство Сергиево-Елизаветинской церкви.

И вот мы выходим к Белой Башне. Эта достопримечательность всесторонне описана на сайте, и я на ней останавливаться не буду. Она оказалась огороженной, но нам все же удалось проникнуть внутрь.

Но если вам недостаточно нашего описания на сайте, то можно присоединиться к экскурсиям Дмитрия Москвина.

Екатеринбургское метро

«В настоящее время у екатеринбургского метро девять станций.

Последняя на маршруте «Ботаническая». Станция открыта 28 ноября 2011 года. В оформлении станции ключевым элементом являются правильные шестиугольники, похожие на пчелиные соты.

«Чкаловская». Станция открыта 28 июля 2012 года. Идея ее оформления — перелёт В. П. Чкалова и его экипажа через Северный полюс в США.

Памятники и скульптуры Екатеринбурга

В городе находится около 250 памятников и скульптур. На сайте, естественно, уже отражены многие: Высоцкий, Битлз, Клавиатура, Сантехник, Остап Бендер, Банковская карта…

Но я выбрал несколько весьма интересных скульптур, описания которых нет на сайте.

Недалеко от действующего железнодорожного вокзала находится старый вокзал Горнозаводской линии 1870-х годов. До 1894 года Горнозаводская магистраль была изолирована от железных дорог страны, но зато соединяла основные уральские заводы. Увиденный нами чуть раньше брат — близнец этого вокзала в Перми (Пермь-1) не действует и находится в неудовлетворительном состоянии. Здесь же была проведена реставрация и сейчас расположен железнодорожный музей. Площадь перед вокзалом заставлена симпатичными произведениями в жанре городской скульптуры. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием «Пассажиры». Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая проходящая мимо туристская пара.

Следующая фигура изображаетъ начальника станцiи (котораго мы потеряли), онъ даётъ посл?днiй звонокъ.

В стиле соцреализма изображена знаменитая баба-шпалоукладчица; с достоинством несёт чай проводница; в ироничном ключе показаны путейские рабочие – «Толстый и тонкий».

А вот скульптурная композиция измультфильма «Ну, погоди!» — заяц и волк. Она служит украшением и приветствием у входа в фитнес-клуб «Адмиральский», расположенный со стороны реки.

Памятник челнокам появился в 2009 году. Мужчина и женщина с огромными баулами удивленно смотрят на парадный вход торгового центра, появившегося на месте крупного вещевого рынка. Это челноки, вернувшиеся из 90-х годов XX века.

Нам понравилась также скульптура в парке, изображающая хозяйку Медной горы.

Источник

Путеводитель «Уралмаш: улицы, истории, лица» от Музея истории Екатеринбурга Семь маршрутов по уральскому соцгороду с фотографиями XX века и историями горожан

что посмотреть на уралмаше

Музей истории Екатеринбурга представил первый гид из серии путеводителей по микрорайонам уральской столицы. Книга «Уралмаш: улицы, истории, лица» авторства Светланы Булатовой открывает серию изданий о районах Екатеринбурга, где факты и исторические фотографии перемешаны с историями коренных горожан. Следующие на очереди — путеводители по районам Эльмаш и Пионерский, работа на которыми уже ведется и должна завершиться в 2019 году.

Путеводитель включает в себя семь маршрутов. Шесть из них соответствуют центральным улицам Уралмаша: Машиностроителей, XXII Партсъезда, Культуры, Орджоникидзе, Ильича, Кировградская. Рассказ о площади Первой пятилетки, ее истории и достопримечательностях, вынесен в отдельный маршрут и выступает точкой отсчета всего повествования. К текстовым и визуальным материалам прилагается карта, вооружившись которой можно проследовать приведенными в путеводителе маршрутами. Издание можно приобрести в сувенирных магазинах Музея истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта, 26, фотографического музея «Дом Метенкова» на Карла Либкнехта, 36 и в Водонапорной башне в Историческом сквере Екатеринбурга за 650 рублей.

The Village публикует отрывок, посвященный новому Дворцу культуры УЗТМ, который построили в 1981 году.

что посмотреть на уралмаше

Новый дворец культуры УЗТМ (Свердловский государственный областной Дворец народного творчества), Ул. Фестивальная, 12

Архитектор: Геннадий Белянкин

Фантом непостроенного дворца культуры по-прежнему витал над просторами самой «культурной» улицы УЗТМ. Впервые к идее строительства дворца, соответствовавшего бы масштабам предприятия-гиганта машиностроения, возвращаются в 1955 году. На рассмотрение комиссии, сформированной при главном архитекторе города, был представлен проект, подготовленный членами московской мастерской Министерства строительства СССР. По мысли разработчиков, новое здание классических очертаний, расположенное по оси улицы Культуры, эффектным образом замыкало бы ее перспективу. Восьмиколонный портик, увенчанный скульптурной композицией, розовый гранит в облицовке цоколя и ступеней, фонтан на дворцовой площади — проект был выдержан в духе монументального классицизма. Между тем до выхода в свет известного постановления о борьбе с архитектурными излишествами оставалось несколько месяцев. Участь проекта была предрешена — и отнюдь не из-за «дробности фасадов» и отсутствующей «хозяйственной площадки». А трудящиеся Уралмаша вновь остались без «оперно-драматического театра», «танцевального зала», «кинотеатра на 500 мест» и других культурных благ, предусматривавшихся проектом.

Спустя 10 лет к идее нового ДК вернулись. 24 июля 1965 года газета «Вечерний Свердловск» отрапортовала: «Сегодня архитектор Емельянов начинает создавать эскизы Дворца культуры Уралмашзавода». В конечном счете эскизы и рабочие чертежи выполнил Геннадий Белянкин — впоследствии главный архитектор Свердловска (1973–1996), разработчик проектов киноконцертного зала «Космос» и Дворца молодежи. Подготовленный демонстрационный макет презентовали председателю Совета министров СССР Косыгину, в ходе рабочей поездки посетившему УЗТМ в 1966 году. Разрешение на проектирование такого большого дворца было получено.

что посмотреть на уралмаше

«С ужасом и радостью вспоминаю бешеную гонку по изготовлению громадного макета с деталировкой фасадов, приближенных к реальности. Например, интерьер большого зрительного зала был в макете разработан до мельчайших деталей настолько точно, что по обмерным чертежам с макета были выполнены рабочие чертежи, а по ним впоследствии построили зал практически без изменений, включая освещение потолка и расстановку кресел амфитеатра» («Я и город»).

30 марта 1968 года заложили фундамент, строители быстро возвели часть сценической коробки — и работы снова остановились. Казалось, рок витал над самой идеей «храма духовного воспитания уралмашевцев». В 1970 году вышел на пенсию директор завода Павел Малофеев, самый настойчивый лоббист строительства. Ушел на повышение «главный контролер стройки» Иван Потапов. Какие-то острословы шутливо обозвали законсервированную стройку «храмом Павла и Ивана», с намеком на затеявших ее бывших руководителей. Для юных уралмашевцев «стройка века» также не прошла незамеченной.

Из воспоминаний Юрия Коновалова: «Очень, очень заметный объект был строящийся новый ДК. Это была ЭПОПЕЯ! Начали его строить вскоре после того, как я пошел в школу, и длилось это все в общей сложности 13 лет. То строительство идет, то стройку заморозят, и несколько лет все могло стоять вообще без движения, там начинало что-то разваливаться, что-то разворовывалось, сзади кучами лежала земля, вынутая из котлована — мы ее использовали как горку для катания в зимнее время».

За время строительства не единожды сменились руководители предприятия. Ленточку перерезал уже Евгений Варначев.

Из воспоминаний Зиновия Милявского, директора ДК УЗТМ в 1980–2000-е: «У меня в трудовой книжке было написано „начальник строительного комплекса ДК“. Это была стройка века. Ельцин — начальник штаба строительства, я один из девяти его заместителей. Несколько раз в месяц здесь проходили субботники, тогда за самую тяжелую работу брались все, даже первый секретарь обкома Борис Ельцин».

что посмотреть на уралмаше

Новый ДК УЗТМ, 80-е годы

Строительство завершили осенью 1981 года. Новый дворец получил адрес «Фестивальная, 12». На его площадях разместились клубные помещения и студии, кафе и ресторан, концертный зал на 1200 мест, кинозал на 470 и малый зал на 380, а также зал торжественных обрядов и «мраморный» зал, в отделке которого природный камень сочетается с другими фактурами — деревом, металлом, стеклом. Основной пластический мотив — пересечение и взаимодействие лестничных маршей, иллюстрирующих идею непрекращающегося движения прогресса и космических (в прямом и переносном смыслах) достижений. Следуя за логикой этого движения, глаз неминуемо фокусируется на центральном элементе просторного атриума — сложносочиненном потолке со свисающими на тонких нитях металлическими сферами и каскадными хрустальными люстрами. Совсем как в известном шлягере тех лет — «старт, рывок и финиш золотой».

Если центральный зал — это полет и космическая высь, то фойе дворца — символическая сокровищница минералов, воплощение богатства уральских недр. Главный акцент здесь приходится на грандиозных размеров панно (общая площадь стены около 150 кв. м, длина — 35 метров), выполненное в технике холодной энкаустики ленинградскими художниками-монументалистами П. Игнатьевым, И. Ураловым, В. Махитарьянцем, В. Суховым. Пять композиций — «Первопроходец», «Мастера камня», «Семья», «Металл Урала» и «Геолог» — разделены мозаичными включениями природного камня и самоцветов, органично вплетающихся в общее цветовое решение росписей. Дворец укомплектовывался по самому высшему разряду: мебель, выписанная по «заграничным» финским каталогам, первые в городе эскалаторы, изготовленные на ленинградском заводе. Всего их было смонтировано четыре. С началом строительства в городе метрополитена в ДК нагрянули с инспекцией и вынесли строгое предписание: обслуживать два и более эскалаторов должен был штат сотрудников, сопоставимый со штатом дворца. С этих пор их использовали лишь при проведении особо торжественных и многочисленных мероприятий.

что посмотреть на уралмаше

что посмотреть на уралмаше

что посмотреть на уралмаше

что посмотреть на уралмаше

Афише уралмашевского дворца позавидовал бы любой концертный зал: сюда привозились звезды первого калибра — Зыкова, Пугачева, Кобзон, Лещенко, «Песняры», звезды театра и кино и даже Вячеслав Зайцев, выступавший со своим кутюрным шоу на одном из мероприятий «женского актива». УЗТМ мог позволить себе все или почти все.

Перед дворцом разбили просторную площадь с наклонным пандусом, состоящую из множества бетонных прямых, наклонных и вертикальных участков.

что посмотреть на уралмаше

Закладка капсулы времени

Первые годы идея уралмашевского «Арбата» работала, но затем начались трудности — и у бульвара, и у культуры, и у предприятия, его построившего.

«Вечерний Свердловск», 1 июля 1987

«Есть в соцгороде Уралмаш бульвар Культуры, и я давно мечтала там жить: красиво, зелени много, не гудит транспорт. Здесь и дворец культуры — ну чего еще ждать?!

И вот уже год живу здесь. Но за всю мою жизнь в Орджоникидзевском районе, а это почти 30 лет, я еще не слыхала столько матерщины, сколько приходится теперь слышать. А по вечерам, особенно в пятницу и субботу, не говоря о праздничных днях, обязательно — драки. На следующее утро, как правило, урны на бульваре перевернуты, скамейки тоже.

В последнее время гуртуются под липами пьяницы, даже и при свете дня, выпивают, бьют бутылки. Результат: вывороченные мраморные плитки, мусор на газонах, разбитые светильники. Печально и обидно, ведь создавался бульвар как мемориал Урамашзавода. А во что его превратили!

А что на деле? Если уж никак нельзя эту улицу сделать культурной, то, может, переименовать ее, что ли? А то ведь название это в приложение к дракам, пьянству, ругани, грубости звучит, честное слово, профанацией».

Начиная с 1998 года Уралмашзавод больше не мог позволить себе содержать построенный с таким напряжением сил и ресурсов дворец культуры. К этому моменту дворец успел повидать многое: в 1990-е годы он превратился в одну из «резиденций» уралмашевской ОПГ. Местные жители вспоминают припаркованные на площади у дворца шестисотые мерседесы и специфических посетителей ресторана «Яшма», рядом с которым располагались рабочие кабинеты Константина Цыганова и Александра Хабарова и других «боссов» легендарной группировки. Свою роль сыграла близость стадиона, где многие из будущих «авторитетов» когда-то занимались в секциях самбо, карате и бокса.

Впрочем, со слов Зиновия Милявского, покровительство уралмашевцев «в авторитете» позволяло держаться на плаву и сохранять на дворцовой территории относительный мир и порядок. Когда в 2000-е возникла угроза «захвата», директор концерна культуры инициировал переход здания под юрисдикцию Свердловской области. С этого момента бывший дворец культуры обрел новое официальное название — Свердловский государственный областной Дворец народного творчества.

Фотографии: Обложка, 1, 3 — Музей истории Екатеринбурга, 2 — «Вечерний Свердловск», 16 апреля 66 года, 4-6 — Валерий Шестаков, 7 – «Семья. Роспись», 8 — Фонд Музея истории Уралмашзавода,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *