что посмотреть в черкизово
Экскурсия по селу Черкизово
18 апреля 2015 г. в Международный день памятников и исторических мест в Пушкинском районе проводились бесплатные экскурсии для всех желающих: Об одной из них, проведенной пушкинским краеведом Б.И. Васневым по Черкизово, рассказывает Н.С. Логинова
В Международный день памятников и исторических мест 18 апреля в нашем районе проводились бесплатные экскурсии для всех желающих.
Девизом Международного дня памятников и исторических мест являются слова: «Сохраним нашу историческую родину». Этот День установлен в далёком 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Праздник отмечается в мире с 18 апреля 1984 года. Цель его — привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.
Я расскажу об экскурсии, на которой побывала, она называлась «Село Черкизово».
Проводил её Борис Иванович Васнёв, краевед, автор книг о Черкизово, председатель Союза краеведов Пушкинского района.
О том, что Черкизово – это один из древнейших населенных пунктов Подмосковья, в нашем районе знают многие. А вот, что на территории поселка были найдены курганные могильники XI-XII веков, сейчас представить очень трудно. Началась экскурсия от платформы Тарасовская.
Экскурсовод рассказал, что со строительством железной дороги и открытием в 1895 году полустанка «Тарасовка», в поселке началось активное строительство дач. Получая разрешение на приобретение земельных участков, и прикупая землю у местных крестьян, московские купцы приступили к постройке дачных домов. Двухэтажные дачи начали строить не только по берегам реки Клязьмы, но и в лесных массивах.
В начале ХХ века в Черкизово насчитывалось уже около 200 дач. Богатые дачи-усадьбы Крестовниковых, Жучкова, Сорокоумовского, Седова, Гомовского чередовались с избами местных крестьян. В красивом сосновом бору стояли особняки Печатникова, Челнокова, Козлова, Молчанова. В этих местах появляются фруктовые сады, фонтаны, площадки для спортивных игр. Центром стал Черкизовский парк на берегу Клязьмы, это было место отдыха и прогулок. Парк сохраняется и сегодня.
Сохранилась, но сильно перестроена, одна из знаменитых дач того времени – дача Д.П.Бахрушина
По дороге к даче видны остатки липовой аллеи.
Здесь же делали площадки для игр. Особенно любили дачники Черкизова футбол, который
вошел в моду в начале ХХ века. Многие из них играли за футбольный клуб «Тарасовка» (созданный в 1913 году). Стадион был доступен и местным школьникам, и взрослым. Сегодня стадион скрыт за высоким забором.
В 1920-е годы владельцы дач были вынуждены покинуть свои владения. Их дома приспосабливали под общежития, в которые въезжали семьи новой власти. Уже в советское время были построены дачи для маршала Тухачевского, полярника Папанина, ударника-шахтера Стаханова, партийных деятелей Троцкого, Фрунзе, Куйбышева, Свердлова, Булганина и других.
В 1934 году были построены дачи с выходом к реке Клязьма для сотрудников американского посольства. Ежегодно в День Независимости США поднимался звёздно-полосатый флаг, приезжали гости, играл духовой оркестр. Эти дачи охраняли морские пехотинцы.
Удивительно, но в Черкизово ещё осталось несколько дач того времени, правда значительно перестроенные. Сегодня одни дачи превращены в многоквартирные жилые дома и находятся в весьма плачевном состоянии, на месте других построены современные коттеджи.
Вот фотографии некоторых дач:
Дом чаеторговца Печатнова (в нем был размещен музыкальный техникум)
Дом-дача фабриканта Козлова (позднее — столовая музыкального техникума)
Еще одна интересная дача находится в самом парке, в ней в годы Великой Отечественной войны готовили радистов-разведчиков.
А на улице Новикова-Прибоя нам показали дачу-музей А.С. Новикова-Прибоя, которой заведует дочь писателя. Автор «Цусимы» жил здесь с 1934 по 1944 годы, и именно здесь им была написана вторая часть романа.
Потом мы приблизились к реке Клязьма, к её охраняемой зоне.
Красивы эти места, необъятны просторы, но везде видны следы присутствия человека…
Ещё в 1924 году в нашей стране был разработан Указ, по которому Исполкомам на местах вменялось в обязанность следить за тем, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».
В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Но по оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, а некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно. Как тут не вспомнить наши: дом Шарикова, дачу Струкова!
Далее маршрут привёл нас к школе. Рядом с современным кирпичным трёхэтажным зданием,
стояла, уже привычная нам-экскурсантам, двухэтажная деревянная «дача».
Это оказалась первая в поселке школа, построенная в 1914 году по инициативе сестёр Ефимовых и В.Г.Чиркова. В строительстве школы принимали участие дачники — члены семьи Бахрушиных. Остановившись здесь, чтобы сделать фотографии, мы задержались. К нам подошла женщина и рассказала, что эту деревянную школу построил её прапрадед – Владимир Григорьевич Чирков. Мы с ней познакомились поближе.
Вот какие невероятные встречи бывают на маршрутах.
Затем мы отправились к одной из красивейшей в нашем районе Покровской церкви.
Табличка на ограде храма
Здесь мы тоже встретили знакомых. Пушкинский краевед В.В. Панченков:
Затем мы побывали у ткацкой фабрики Мочалова и Новикова.
Посмотрели на остатки плотины, увидели место старой мельницы, узнали, где проходила узкоколейная дорога.
Конечно, побывали на территории РГУТИСа.
Несмотря на то, что было холодно и ветрено, долго не расходились и задавали вопросы. Когда ещё можно пообщаться с местным жителем и очевидцем многих событий в поселке, таким как Б.И.Васнёв.
Он рассказал и о истории отечественной авиации, и о Б.И. Россинском и его полетах у реки Клязьма.
Услышали мы рассказ о Д.Б. Кедрине и его «Приглашении на дачу».
Спасибо Б.И.Васнёву за интерес к своей земле, за то, что он обращает внимание людей на проблемы сохранения и защиты нашего культурного наследия.
Спасибо обществу ВООПиК, А.А.Громиновой за организацию таких экскурсий. Хотелось бы, чтобы они стали ежегодными. Хочется сказать до новых встреч на новых маршрутах!
Нина Степановна Логинова
Фото автора
Преображенское, Черкизово, Богородское. 2
Книга 1.Часть2. «Черкизово.»
Название «Черкизово», по версии академика С.Б.Веселовского (1876—1952), происходит от ордынского царевича Серкиза, после крещения ставшего Иваном Серкизовым:
«Со смертью в 1314 году золотоордынского хана Узбека началась «великая замятня» — эпоха разложения Золотой Орды в связи с процессом ее феодализации. В 1360 году малолетнему Дмитрию Ивановичу (будущему князю Дмитрию Донскому. — М.Г.) пришлось после смерти отца ехать в Орду за ярлыком на великое княжение. Одновременно в Орду были вызваны и другие русские князья.
Дмитрий в том же году благополучно выбрался из Орды, но другие князья были задержаны, и на их глазах в короткий срок произошло несколько кровавых переворотов. После жестокой борьбы воцарился наконец Амурат, брат Хидыря, который и дал Дмитрию Ивановичу ярлык на великое княжение (1362 год).
В 1371 году великому князю Дмитрию Ивановичу пришлось вторично ездить в Орду за новым ярлыком, который ему удалось получить ценой огромного выкупа.
По государеву родословцу при великом князе Дмитрии Донском выехал из Золотой Орды царевич Серкиз и на Москве крестился. Предполагается,что имя Серкиз испорченное имя армяно-григорианской церкви Саркиз.
Царевич Серкиз, после крещения ставший Иваном Серкизовым, не был бедным человеком: остатки былого богатства семьи ему удалось перевезти с собой из Орды на Русь — этот достаток, в частности, дал ему возможность приобрести и некоторые земли. В то же время Иван Серкизов, как и другие родовитые выходцы из Золотой Орды, был награжден великим князем и вотчинами.
В число вотчин Ивана Серкизова-Черкизова вошло подмосковное село Черкизово.
Но Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его одному выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. В Черкизове в XX веке существовал Озаковский переулок.
Илья Озаков был крещеным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Ильи Пророка.
В 1689—1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.
Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве.
.
На прилегающем к церкви кладбище похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша. Ива;н Я;ковлевич Коре;йша (8 (19) сентября 1783, Смоленск— 6 (18) сентября 1861, Москва) — русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного, но не канонизированный и не прославляемый Русской православной церковью в лике святых. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице. Увековечен в произведениях русской классической литературы Ф. М. Достоевским, А. Н. Островским, Н. С. Лесковым и Л. Н. Толстым, И. А. Буниным и другими.
Похоронен И.Я. Корейша при церкви Илии Пророка в Черкизове.
Личность Корейши не однозначна и относиться к ней можно по-разному, о нём много написано и в Википедии. Статья очень большая и кому интересно советую прочитать. Оканчивается она примерно так:
«Странности жизни Корейши можно было бы объяснить неповторимым своеобразием его психики, но все писавшие о юродивом, как противники, так и приверженцы, сходятся в одном, что Корейша не был безумным. Дискуссию о «нетипичной святости» Ивана Яковлевича Корейши до сих пор нельзя считать завершённой, а его так называемое сумасшествие было притворным. «
Черкизовский (Архиерейский) пруд
Черкизовский( Архиерейский) пруд и сейчас любимое место отдыха жителей района
Происхождеие названия улицы неизвестно, однако доподлинно известно, что впервые на картах Москвы она появилась ещё в XIX веке.
Проходит между Краснобогатырской и Халтуринской улицами. Длина — около 800 метров.
Просто;рная улица расположена между Краснобогатырской улицей и Халтуринской улицей. Является границей между двумя районами: дома, расположенные по чётной стороне улицы, входят в район Преображенское, а по нечётной — в Богородское.
Поскольку Черкизово теперь относится к району Преображенское, то и указана Просторная как улица наполовину в Преображенском, наполовину в Богородском. Но это чисто административное деление. Просторная всегда была границей именно Черкизова и Богородского.
Ранее части улицы носили названия Воскресенская улица, Кладбищенский проезд и улица Архипова.
17 декабра 1925 года улице было присвоено нынешнее название Просторная улица.
Синагога в Черкизово
В 1880-е гг. евреи, не имевшие права жительства в Москве, стали селиться в московских пригородах (в Марьиной Роще, Черкизове, Всехсвятском), где было легче избежать полицейского контроля. Первая попытка сократить еврейское население Москвы относится к 1882 г., когда с воцарением Александра III усилилась антисемитская политика. Благодаря заступничеству московских купцов и фабрикантов, доказавших, что евреи являются посредниками между Москвой и западными и южными губерниями, меры по выселению евреев не были приняты. Во время Первой мировой войны с 1915 г. в Москву стали прибывать еврейские беженцы, которые селились в основном в пригородах, хотя правительственный циркуляр от 1915 г., фактически отменивший черту оседлости, оставил ряд районов России, в том числе Москву, закрытыми для евреев.
В Богородском функционировала крупная иешива,основанная беженцами. В начале 1920-х гг. в Малаховке, в детской еврейской колонии (детском доме), основанной в 1919 г. (закрыта в начале 1930-х гг.), преподавали М. Шагал (рисование), И. Энгель (музыку), философ М.
Каган (1889–1937; математику и столярное дело).В 1920–41 гг. численность еврейского населения Москвы значительно увеличилась. В 1920 г. в Москве проживало около 28 тыс. евреев, в 1923 г. — около 86 тыс., согласно переписи 1926 г. — 131 тыс., в 1933 г. — 226,5 тыс., 1939 г. — 250,2 тыс. (ко времени нападения нацистской Германии на Советский Союз в июне 1941 г. еврейское население Москвы выросло). Евреи предпочитали селиться в районах, в которых до революции было значительное еврейское население: на Солянке, Маросейке, Большой Никитской, в Богородском, на Соколе (бывшее Всехсвятское), в Марьиной Роще, Черкизове..
» Известны синагоги на Арбате, в Черкизово, Малаховке. Синагога (по-гречески синагоге — `собрание`; на иврите ;;;;; ;;;;;;;;, бет-кнесет, `дом собрания`), после разрушения Храма — основной институт религии еврейской (см. также Иудаизм), помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма как организованной религии, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного отправления культа. »
Мало кто знает, что в Черкизове – районе, основанном выходцем из Золотой Орды, районе, известном своими православными храмами, когда-то находилась синагога. Располагалась она по адресу: улица Некрасовская, дом 11. В связи со сносом старых одноэтажных домов и строительством современных зданий улица прекратила своё существование. Сама же синагога была снесена в 1970 году, но вряд ли причины сноса однозначно можно назвать политическими или идеологическими – очевидцы вспоминают, что к этому времени здание стало совсем ветхим, а район активно застраивался. Прихожане Черкизовской синагоги ещё много лет собирались в Московской хоральной синагоге – там представители прославленных еврейских общин России передавали Учение молодёжи.
С Черкизовской синагогой связано имя ребе Авраама Иошуа Гешла Тверского. «Он был для многих уголком света во тьме», – вспоминают люди, знавшие его. Это человек нелёгкой судьбы, который не предал свей веры и не отказался от своих убеждения под гнётом обстоятельств.
В двадцатые годы Ребе был «лишенцем»: его выгнали из дома, отобрали Бейт Мидраш, он часто вынужден был менять квартиры. В начале тридцатых годов, получив предупреждение о готовившемся аресте, Ребе бежит из Махновки в Москву.
Местом жительства он выбирает Черкизово, небольшой московской пригород, где уже обосновались его хасиды с Украины. С большим трудом, с помощью подставных лиц, он купил маленький, напоминающий сарай, домик с двумя крошечными комнатушками. Там его семья прожила много лет, до самого ареста Ребе.
От своих предков Махновский Ребе унаследовал две уникальные реликвии: сефер Тору Баал Шема, написанную его сойфером, равом Цви, и большую ханукию, изготовленную для рабби Ицхака из Сквиры, прадеда Ребе. Местонахождение ханукии неизвестно, она не найдена до сих пор. Сефер Тору Баал Шема удалось перевезти в Израиль, и сегодня Торой пользуются в Бейт Мидраше Ребе, «Махновка», в Бней Браке.
Хрущёвская оттепель быстро закончилась, и началась новая волна преследований. Помимо этого, в Москве закрывалось еврейское кладбище, а новое принципиально отказывались открыть. Очевидно, именно эти соображения привели Ребе к решению уехать из страны, и он подал документы в ОВИР. Махновскому Ребе помогли влиятельные родственники из Америки, в 1963 году он получил разрешение на выезд и уехал в Израиль.
В Эрец Исроэль Ребе оценили, как выдающегося знатока Торы и праведника. К нему быстро начали тянуться евреи, и его Бейт Мидраш в Бней Браке стал очень популярным. Сегодня Махновка — это целый хасидут, возникший заново, с нуля.
Привожу воспоминания старожилки Богородского Елены Цвелик:
» Известно, что дом ребе Махновкера был для многих уголком света во тьме. Когда мы жили в Богородском, на Ланинском переулке, к моей бабушке по пятницам приходил старенький шамэс, которому она давала пакетик с едой и цдаку. Это был хасид ребе Махновкера из Черкизовской синагоги, и именно он записал меня в Книгу Жизни.
В конце 60-х наша семья переехала из Богородского в Черкизово, и мы поселились на Знаменской улице, в пяти минутах ходьбы от синагоги. Как-то зимой, в марте,
незадолго до Песаха, бабушка попросила меня сходить туда за мацой. Как сейчас помню ветхую синагогу в снегу, догорающий закат в окошке, певучий идиш старого шамэса, едва ощутимый аромат корицы из маленького чуланчика. Вот она, мандельштамовская «крошка мускуса»! Когда-то здесь служил праведник, хранитель свитка Торы, написанного Цви Сойфером и освященного самим Баал Шемом. Быть может, его незримое присутствие согревало штибл и его обитателей? Кто знает…»
Аврaaм Иошуа Гешл Тверский умер в 1987 году в Йом Кипур, который пришёлся на Шабат. Ему было 92 года. Ребе похоронен на Масличной горе в Иерусалиме.
( Материалы взяты из книги Е.Цвелик «Еврейская Атлантида: штетл и его цадики»)
Это ещё одна интересная страница истории Черкизова, которую и я немного увидела своими глазами.
Куда сходить у метро Черкизовская
Развлечения — рейтинг, адреса и телефоны
Измайловское шоссе, 71к4 Г-Д, метро Черкизовская • 8 (916) 996-56-86 • круглосуточно
16 отзывов • Измайловское шоссе, 73ж, метро Черкизовская • 8 (499) 166-50-97 • ежедневно с 10:00 до 20:00
Чучело «медведь со стаканом водки». Рядом с ним фотографируются интуристы.
4 отзыва • Открытое шоссе, 5к6, метро Черкизовская • 8 (499) 168-30-15 • вт–вс с 11:00 до 20:00
1 отзыв • Пугачёвская 1-я, 25с1, метро Черкизовская • 8 (495) 774-51-17 • ежедневно с 10:00 до 20:00
4 отзыва • Халтуринская, 18, метро Черкизовская • 8 (499) 168-63-42 • вт–пт с 12:00 до 22:00; выходные с 11:00 до 18:00
Обычная библиотека, довольно старая, требуется переобновление
2 отзыва • Измайловское шоссе, 73ж, метро Черкизовская • 8 (499) 165-06-08 • ежедневно с 09:00 до 20:00
Мастерклассы. Для детей от 9 лет и взрослых. Для маленьких школа лепки. Мастера мужчина и женщина. Задорные и юморные. После поделка две недели…
2 отзыва • Пугачёвская 1-я, 17, метро Черкизовская • 8 (915) 302-00-47 • ежедневно с 09:30 до 18:30
1 отзыв • Измайловское шоссе, 73жс34, метро Черкизовская • 8 (495) 322-79-33 • ежедневно с 10:00 до 18:00
Кормят чаем и поят печенками))
1 отзыв • Маршала Рокоссовского бульвар, 3, метро Черкизовская • 8 (499) 168-31-78 • будни с 10:00 до 20:00; сб с 10:00 до 16:00
Тут учат детей рисовать
Большая Черкизовская, 18к1, метро Черкизовская • 8 (499) 161-80-46 • будни с 12:00 до 19:00; сб с 11:00 до 18:00
Централизованная библиотечная система № 1 ВАО
Измайловское шоссе, 73ж, метро Черкизовская • ср–пт с 10:00 до 15:00; выходные с 10:00 до 18:00
Сиреневый бульвар, 2, метро Черкизовская • 8 (916) 683-92-62
Большой опыт обучения безопасному и интересному дайвингу. Дайвинг с детьми от 8-ми лет.
Большая Черкизовская, 18к1, метро Черкизовская • 8 (499) 161-13-51 • будни с 12:00 до 19:00; сб с 11:00 до 18:00
Щёлковское шоссе, 3с1, метро Черкизовская • 8 (499) 394-59-48 • будни с 12:00 до 20:00; выходные с 11:00 до 21:00
Детский центр Ваули это готовая программа для запоминающегося детского дня рождения! Праздник от 2,5 часов, готовая программа и игры на выбор. Детки…
Щёлковское шоссе, вл10, метро Черкизовская • 8 (499) 500-96-79 • ежедневно с 10:00 до 21:00
Измайловское шоссе, 73Жс9, метро Черкизовская • 8 (985) 743-86-33 • ежедневно с 12:00 до 22:00
Лэмпворк-лавка GlassBaker – стекольная мастерская в технике lampwork (художественная обработка стекла в пламени горелки). В мастерской проводятся…
Сиреневый бульвар, 2, метро Черкизовская • 8 (926) 210-13-64 • будни с 16:00 до 22:00; выходные с 10:00 до 18:00
Большая Черкизовская, 20к4, метро Черкизовская • 8 (499) 161-45-31 • будни с 09:00 до 21:00; сб с 10:00 до 18:00
Сиреневый бульвар, 2, метро Черкизовская • 8 (903) 730-29-98 • будни с 18:00 до 22:00; сб с 15:00 до 19:00; вс с 11:00 до 15:00
дайвинг обучение снаряжение акваланг дайвинг поездки школа дайвинга шкиппер курсы PADI дайвер спасатель дайвмастер погружение найтрокс
Измайловское шоссе, 71с14, метро Черкизовская • ежедневно с 08:00 до 20:00
Измайловское шоссе, 71к4 Г-Д, метро Черкизовская • 8 (495) 737-66-97 • ежедневно с 12:00 до 06:00
Измайловское шоссе, 73ж, метро Черкизовская • 8 (905) 724-39-86 • ежедневно с 10:00 до 20:00
Московский центр славянской ведической культуры ЖИВой РОДник Московский центр славянской ведической культуры ЖИВой РОДник
Большая Черкизовская, 125с2, метро Черкизовская • 8 (800) 555-44-55 • ежедневно с 11:00 до 23:00
Сиреневый бульвар, 2, метро Черкизовская • 8 (926) 888-94-45 • ежедневно с 10:00 до 20:00
Щёлковское шоссе, 5, метро Черкизовская • 8 (495) 778-79-10 • будни с 09:00 до 18:00
Щёлковское шоссе, 3, метро Черкизовская • 8 (926) 220-57-91 • пн с 17:00 до 19:00
Измайловское шоссе, 71с15, метро Черкизовская • 8 (985) 999-23-64 • будни с 10:00 до 18:00
Большая Черкизовская, 30к1, метро Черкизовская • 8 (495) 233-10-99 • будни с 10:00 до 19:00; сб с 11:00 до 16:00
Щёлковское шоссе, 9, метро Черкизовская • 8 (800) 777-70-89 • круглосуточно
Пугачёвская 2-я, 8к1, метро Черкизовская • 8 (800) 777-70-89 • круглосуточно
Самые популярные особенности найденных мест: курсы судоводителей, изучение английского языка, оформление праздников, обед, антицеллюлитный массаж, европейская кухня, постная еда.
Развлечение — деятельность ради удовольствия, проведение досуга.
Имеет и другие названия — потеха, забава и так далее.
Бывают индивидуальными и групповыми, различаются по энергозатратности.
Добавить бизнес — бесплатная реклама вашей организации на HipDir.