что посмотреть в черустях
Ходим-Едем
Пеший туризм
Метки
В прошедшие выходные вместе с Иваном и моим отцом отправились в одно из знаменательных мест Московской области — посёлок Черусти. Наверное, каждый населённый пункт чем-то знаменателен, именно благодаря этому интерес к путешествиям никогда не угасает, а наоборот, любопытство к покорению неизведанных мест с каждым разом лишь возрастает.
История этого населённого пункта достаточно не ясная и запутанная. Посёлок был основан в 1911 году при станции на железнодорожной линии Люберцы — Арзамас, однако первое упоминание о населённом пункте относится к 1790 году, где уже обозначена деревня Черусти на карте генерального межевания. В общем-то железнодорожные станции практически всегда назывались по располагавшемуся вблизи населённому пункту, а не наоборот. Как видим, и Черусти не стал тому исключением.
О происхождении названия как всегда сложено множество мифов и легенд, однако этимологи и краеведы как всегда тоже не сильно далеко продвинулись в изучении этого вопроса. Объяснения названиям населённых пунктов даются словно «наотмашь», будто для галочки. А если начать разбираться в прочитанном, понимаешь, что люди к своему делу отнеслись совершенно недобросовестно.
Ну, например в качестве основного толкования происхождения названия решили считать, что Черусти произошли от тюркского «чаруса», что означает «болото». Во-первых, хочу отметить, что слова совершенно не похожи по звучанию, и с таким же успехом можно подобрать все слова, начинающиеся на «ча» и «че», во-вторых, что делает тюркское название в центре Мещёры, где жили финно-угорские племена? Как-то так вдруг случайно, среди славянских и финно-угорских названий заскочило тюркское, причём без объяснения особенностей происхождения. Последним местом в Мещёре, где встречается тюрское происхождение в названии населёного пункта, пожалуй, является город Касимов, который стоит на Оке и доступен для посещения, так как через него пролегал торговый путь, куда царевич Касим бежал из Казанского ханства от преследовавшего брата, захватившего престол. Но, что могло сподвигнуть кого-либо из народности тюркского происхождения, пробираться сквозь леса и топи, миновав при этом поселения исконно мещёрских народностей, для того, чтобы в самой глубине Мещёры обосновать деревню с названием тюркского происхождения — действительно остаётся загадкой, а скорее всего это очередная нелепица. Это версию я сразу откинул, и стал искать схожесть между финно-угорскими названиями «Шатура», «Уршель» где ярко выражены сочетания рычаще-шипящих звуков. Тоже как-то не получалось ни с чем сопоставить, слишком по-русски чётко звучит название, да и деревне не более трёхсот лет, так что логично, что произношение названия за столь небольшой период нашей истории измениться должно не значительно, поэтому и финно-угорских корней искать тоже не стоит. И тут наткнулся на статью ещё одного краеведа Мещёры, который тоже не согласен с тюркским и финно-угорским происхождением названия.
Так вот (немного отступлю от темы). Ещё одна примечательность Черустей — это расположение его на границе Московской и Владимирской областей, здесь же, на 158-ом километре заканчивется Московская и начинается Владимирская железная дорога, о чём свидетельствует соответсвующий столб, который стоит на перроне вокзала.
Эта деревня всё время располагалась на Московско-Владимирском пограничье, входила в состав Владимирской губернии, а в 1931 году была передана Московской области.
Н. Чистяков считает, что название произошло от предлога «через», которое в древности писалось как «черес» (отсюда же и «чересчур»), которое имеет общий корень со словом «чертить», «очертить», т. е. проводить разделяющую линию. По его мнению Черусти в современном произношении звучит как «пограничье», тем более что после строительства железной дороги и её последующей электрификацией до этой станции действительно сделало посёлок пограничным. На поездах дальнего следования электровозы заменяли тепловозами, здесь заканчивается одна железная дорога и начинается другая, здесь проходит граница двух областей.
Однако и это толкование вызвало у меня некоторые сомнения. До строительства железной дороги деревня особо не была чем-либо примечательна, здесь не проходил какой-либо тракт, да и вообще значимая дорога между городами или губерниями, просто небольшая деревушка на отшибе Владимирской губернии. Населёных пунктов, располагавшихся на границах губерний очень много, а значимыми «перевалочными» пунктами и местами отдыха купцов и ремесленников всё-таки считались населённые пункты, располагавшиеся на дорогах или реках, но обозначать границы губерний в лесной глуши, средь болот, тем более в названии малозначимого поселения тоже выглядит не совсем правдоподобным.
Какие части слов содержит в себе название Черусти? Я вот лично читаю как «через устье». Решил поискать, о каком устье идёт речь. Здесь нет крупных рек, а тем более устья (впадение одной реки в другую, пруд или озеро). Причём такое толкование я нашёл в нескольких источниках. В основном это любительские интернет сайты, где жители того самого посёлка Черусти рассказывают историю происхождения названия. Значит я не один, кто считает, что название происходит от устья. Кто-то считает, что раньше была река, которая перестала существовать из-за заболачивания местности, кто-то высказывает иные предположения.
И тут, совершено случайно я нашёл упоминание об урочище «Устье», которое находится чуть восточнее Черустей. А теперь посмотрите на карту и комментарий к ней: «На карте дорога проходит через устье реки. адская грязь. можно проехать по дороге только на квадрике и то не всегда или на джипе когда сухо. Реки в явном виде нет просто заболочено все… лебедкой цепляться тоже особо не к чему». Если увеличить карту, то становится очётливо видно русло реки и дорогу, проходящую через устье. По всей видимости и урочище названо по месту, где ранее протекала река. А урочищем называется часть местности, отличающаяся от остальных участков окружающей местности, и чтобы наиболее точно охарактеризовать, решили назвать Устьем. Теперь, помимо устья реки у нас появилось ещё и урочище, которое уже явно указывает на неслучайное расположение «уст» в названии Черусти.
Так как деревня Черусти располагалось во Владимирсой губернии, значит и дорога эта шла со стороны Владимира, а не Москвы. А как мы знаем, практически все населённые пункты в своём названии содержат либо гидроним, либо какое-либо краткое описание рельефа местности. Как лучше всего обозначить небольшую деревушку, которая находится среди топи и болот, чтобы это служило подсказкой для её местонахождения, как её лучше описать? Правильно черес-устье, т. е. черустье. В подтверждение своей гипотезы происхождения, и возможного первоначального звучания деревни как «Черустье», могу привести в пример деревню Шостье, которая расположена в той же глубинке Мещёры, имеет русское происхождение названия с подобным окончанием на «тье», село Устье в Сасовском районе Рязанской области (не так далеко от Шостье), и село Устье близ Владимира.
Так что в названии посёлка я не увидел чего-то сверхъстественного в виде чародеев и чарус, чар и т.д.
Причём, по всей видимости от вольного толкования названий возникают мифы, легенды, страхи людей, живущих в этих краях, которые не сменяются здравым осмслением происходящего и по сей день.
Завело в этот край нас желание побродить по Мещёрской глуши, а ещё узнать, что за необычный пруд расположен близ посёлка. Сойдя с платформы, отправились по железнодорожной ветке на Рошаль.
По пути встретили опрокинувшийся с насыпи грузовой железнодорожный состав. Что там случилось — непонятно, наверное чары тех мест или простая халатность, в интернете информации об этой аварии не нашёл. В месте схода состава с рельсов повреждения путей замечены не были.
Сделав фотоотчёт с места крушения, отправились дальше. Дорога явно эксплуатируется и после аварии, рельсы накатаны, а вот народу ходит мало, тропинки как таковой не прослеживается. Вдоль дороги через каждые 100 метров установлены миниатюрные столбики с отметкой расстояния от Черустей.
Мы бодро шагали вперёд, разговаривали, смотрели по сторонам, собирая ягоды малины и черники, которые росли вдоль насыпи. Железнодорожная ветка пролегла по непроходимым болотам.
Через несколько километров справа открылся очень красивый вид лесного озера. Вода в нём была тёмной, торфяного цвета, отражала в своём зеркале стоявший на берегу лес. Пофотографировав, пошли дальше.
Собирая чернику, отец вдруг крикнул «меня уксила змея». Я думал он шутит, развернулся, и увидел отца, который показывал пальцем на уползающую змейку, длиной около 10 сантиметров, коричнево-медной раскраски, с заметным чёрным узором на спине, в виде зигзагообразных линий. По строению тела змея больше похожа на червяка, с туповатой мордой, головой, являющейся единым целым с туловищем, без ярковыраженных змеиных «скул» и ромбовидной головы.
Пришлось разворачиваться обратно и бежать на станцию, по пути в будке разъезда спросили у тётеньки, где по близости больница или медпункт. Оказалось, что ближайший за 40 км, в Шатуре. Причём в конце она добавила «видела, что вы шли, хотела отговорить вас, гиблые места там, гиблые». На дворе 21 век, непривычно слышать это (мифы и легенды порождают страхи).
Скорая приехала быстро, где-то рядом на вызове были. Привезли в Шатуру, в больницу, где его и оставили на десять дней. Рука до плеча распухла, капельницы, обезболивающие. Оказывается противоядий нас нет нигде, только вот такая вот промывка крови капельницами.
Удивило внимание со стороны местных. У кассирши вокзала спросили где больница или травмопункт, она нашла телефон скорой помощи, потом выбежала, с волнением стала спрашивать чем может помочь, вынесла бинт. Врачи скорой тоже общительные женщины, всю дорогу рассказывали про случаи укусов людей змеями, которые чаще встречаются с приезжими, нежели с местными.
Из Шатуры с Иваном уехали, оставив отца в больнице. Отец сейчас там байки травит, а его местные всё гиблыми местами запугивают, да смердячими проклятыми озёрами. Жуть места, дух захватывает! Надо ещё раз будет съездить, а то мало прошли, да и то треть пути пробегали в поисках помощи.
Черусти: Полюс холода Подмосковья, дремучий лес с секретами и Земляничная поляна
В цикле «Малые города» мы отправимся. на Полюс холода столичного региона. Такое народное название получили Черусти. Температура там обычно на 6-7 градусов ниже, чем в других районах области. Репортаж Анны Тарубаровой.
Николай Астафьев, почетный работник прокуратуры РФ: «Где мы сейчас находимся, в сентябре месяце бывает очень много белых грибов, а сейчас в этом месте уродилась черника. И вот я вам дарю букет черники, такой вам никто еще не дарил. Листья не ешьте, только ягоды!».
Таким спокойным городком для дачников, мимо которого сегодня пренебрежительно проносятся поезда, Черусти был не всегда. Основанный в 1911 году вместе с крупной узловой станцией и локомотивным депо, поселок железнодорожников обеспечивал движение к заводам в московский Рошаль и владимирский Уршель. Но в восьмидесятых станция утратила свое значение, ремонтировать локомотивы здесь перестали. Депо закрыли.
Владимир Солнцев, директор завода: «Китай лезет в рынок, как обычно, сами понимаете, и мы конкурировать с ними, потому что у них все дешево, не сможем, наверное».
Владимир Солнцев, директор завода: «Один станок, вот этот, новый, которому год всего. В любое время можно начать и работать. 540 тысяч стоил в то время».
Хорошие новости мы нашли на улице Новой. Здесь теперь живут бывшие железнодорожники. Больше сорока лет они ждали новоселья. Все это время жили в бараках.
Евгений Сумин, заместитель главы Администрации городского поселения Черусти: «Не клюют, не клюют инвесторы, чтобы здесь развить такое, хотя у нас есть и место. Мы готовы предложить уже готовое под строительство базы, под экотуризм, но на сегодняшний день никто к нам не идет».
Что посмотреть в черустях
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Побег из обители зловещих комаров или runaway по-Шатурски
Продолжаем историю о наших странствиях на болотистых просторах Шатурья. Мы простились с Рошалью и Мишеронью и их крупным рогатым скотом. А вот и подступы к Черустям. Название посёлка произошло от слова «чаруса», «черуса» – топкое зыбучее болото; непроходимое болотное место.
А раз уж на заднем плане засветилось ОАО «Черусти», то стоит сказать пару слов и о нём. На данный момент это основное предприятие посёлка — Черустинский ремонтно-механический завод. Ведает он производством грузоподъемного оборудования, грузовых лифтов и оборудования мусоропроводов, вот так вот в меру поэтично. К примеру, спросят тебя в светской беседе: «Что ты на работе-то делаешь?» А ты, потупив слегка глазки, тихо, но с достоинством отвечаешь: «Мусоропроводы собираю!»
Исторически деревня Черусти располагалась на месте современной крохотной деревушки Чернятино, но потом, после появления ж/д путей, население плавно переместилось поближе к рельсам, и возник пристанционный посёлок Черусти, практически всё население которого состояло из железнодорожников. Вот и ДК в посёлке, не просто ДК, а железнодорожников, любопытно, что диско-дэнсинг здесь на целых 10 рублей дороже, чем в Мишероне.
Были времена, когда станция Черусти была крупной узловой станцией, здесь меняли тепловозы, функционировало локомотивное депо.
А как прекрасно и гордо стоит здесь Ильич, встречает приезжающих в Черусти.
На протяжении долгого времени Черусти была самым восточным пунктом следования московских электричек, даже памятный верстовой столб стоит со 158 километровой отметкой. Вона как далеко забрались!
Сейчас дела у станции обстоят не то, чтоб особо блестяще. Поезда дальнего следования останавливаться перестали. До Вековки появилась парочка прямых собак из Москвы. Депо закрылось, часть путей разобрали. На вокзале почти безлюдно, зато отдыхают никем не тревожимые животные.
Из незапечатлённой живности хочется особо отметить многочисленных и толстых челюстинских комаров, стаями кружащихся над людьми прямо в городе, прямо в вокзале или на станции, везде, короче говоря. Местные, кажется, кровососущих вовсе не замечают, а нас они заставили изрядно попугаться, почесаться и устроить кровожадную охоту на комаров-эмигрантов в кияке.
Помимо котопёсов обнаружили на вокзале Линейный пункт милиции для усмирения местных хулиганов.
А вот и расписание электричек – 5 штук до Вековки и примерно раз в час до Москвы. Бумажка А4 посредине гласит об изменениях в расписании с 30 числа мая, а бумажка такого же формата, но чуть в сторонке показывает, что оперативно изменения в расписании на большом формате здесь не печатаются.
На плешке возле вокзала – стихийный вещевой рынок. Здесь у местных пытаемся выяснить, где находится еще одна станция Черусти, которую другие местные, имеющие доступ к интернету и умеющие редактировать и комментировать Викимапию называют Кагановка и крайне негативно откликаются о попытках именовать её Черустями-2. Местные с рынка в противовес местным из интернета ни про какую станцию ничего не знают и смотрят на нас примерно как на пришельцев с Марса, пытающихся найти здесь, ну допустим Пизанскую башню.
Напротив площади – скромные и низкорослые черустинские домики и магазины. А мы едем на самостоятельные поиски.
Поиски увенчиваются успехом. Вот она станция железнодорожной ветки, ведущей на Уршель и никакой Кагановкой здесь и не пахнет даже. Просто старое обшарпанное деревянное здание, по большей части уже используемое как жилое помещение.
Поговаривают, что несмотря на официальное отсутствие пассажирского движения на этом участке с местными машинистами можно договориться и проехать на тепловозике на нелегальном положении, однако, сколько сие удовольствие будет стоить и как часто такие ж/д такси ездят в Уршель остаётся неизвестным. А вот как выглядят уже не секрет – вот, пожалуйста, смотрите.
Еще где-то затерялась ж/д ветка в сторону Рошаля, но она уже точно только промышленного характера, ибо проще и быстрее уехать туда на автобусе, интернет сообщает, что туда порядка 11 автобусов в сутки, бывает, добирается.
Возвращаемся в Шатуру немного по другой дороге, минуя Рошаль, зато побывав в куче населённых пунктов разной степени значимости.
Посёлок Воймежный, в нём же одноимённая станция, практически вплотную к дороге расположенная. И тот, и другая названы, что совершенно логично, в честь реки Воймеги.
Дальше въезжаем в Туголесский бор. Есть такой посёлок, окружённый со всех сторон лесом соответственно Туголесским и озёрами, по большей части Болотистыми, тут тебе и озеро Пиявочное, и озеро Свиношное – выбирай на любой вкус. Возникло поселение с началом разработок местного торфяного месторождения в 1935 году. В посёлке есть ж/д станция Туголесье.
Деревушка Инюшинская – почти Индюшинская, но местные краеведы связывают название не с птичками, а уменьшительно-ласкательной формой имени Иннокентий – типа их не только Кешами, но еще и Инюшами зовут.
В районе Кривандино встречаем настоящего велорикшу, грузового, правда, но тут вообще с пассажирскими перевозками туговато, как мы видим, поэтому выбор в пользу неодушевлённого груза в духе местности.
Вот такая вот народная этимология названия реки Поля, а заодно и Мишерони с Шатурой.
А мы тем временем возвращаемся к переезду 133 км и готовы проехаться и даже совершить лёгкую пешеходную экскурсию по Шатуре.
От предлагаемой в некоей Тарбеихе еды в дорогу отказываемся, ибо нас ждёт шатурский МакДональдс. А ведь название-то у кафешки исторически-обоснованное, некогда именно здесь находилась маленькая деревушка Тарбеиха, старожилы Шатуры её еще помнят.
А вот и Дворец Спорта – снимок традиционный, да и сам экземпляр выполнен в традиционном стиле и цветовой гамме, и очень похож на своих братьев из Фрязина и Куровской, к примеру.
Отдельного внимания заслуживает диковинный аппарат по продаже воды в разлив, ну вроде бы не обычной, за обычную деньги брать ведь как-то нехорошо, а артезианской. Один глоток такой воды вроде бы как должен позволить ощутить вкус «свежести и природного спокойствия». Вот такая клевая и волшебная вода! Больше такого нигде не видали. Вот общий вид агрегата.
А вот инструкции и пояснения к нему:
Автостанция Шатуры, кругленькая и аккуратненькая.
И куда только не мчат автобусы отсюда: в Рязань и в Спас-Клепики (ну и что, что раз в день), в Егорьевск и в Орехово-Зуево, и даже в Кобелёво и Северную Гриву. Вот собственно и маршруты:
От автовокзала к станции ведёт вот такой длинный-предлинный туннелец, погружающий всё обширное подтунелье в мистическую синеву.
Надо предупредить сразу, к моменту подхода к ж/д станции фотоаппарат окончательно расклеился и стал дрожать не переставая, поэтому фотографий вышло немного. Но совсем забросить процесс фотографирования мы не могли себе позволить..ну никак..история, следующие поколения пытливых путешественников и т.д. и т.п. нам бы этого не простили. ну Вы сами понимаете.
Итак, вокзал станции Шатура» с золочёными буковками на крыше.
Здание вокзала построено в 1985 году, что мы можем с великим трудом понять из психоделической таблички.
А вот шатурские улочки, вполне себе обычные городские улочки:
За церквушкою, что виднеется на фото, нашли памятник в виде колонны с нимфой на вершине.
Композиция посвящена воинам, «на поле брани живот свой положившим», а из уточняющих фамилий и дат жизни героев, представляется, что это памятник погибшим в Чечне и Афганистане.
Во дворах, в гуще самого обыкновенного спального района вдруг видим паровоз ВП4. Без каких-либо опознавательных подписей. Просто стоит себе посреди двора и всё тут, детишки по нему лазают, играются.
Из памятников героям времён ВОВ обнаружили памятник маршалу авиации, герою Советского Союза Ивану Борзову на одноимённом проспекте.
А потом, прокатив младшего члена нашего экипажа на красивых шатурских горках, отправились мы в сторону дома. Поехали, благодаря встреченному по пути указателю дорожкой неезженой, на карте тонкой линией отмеченной. Кругом всё населённые пункты с названиями забавными, а у нас фотографический аппарат в нерабочем состоянии, иэхх, придётся теперь Вам верить мне на слово, а мне морщить лоб и старательно вспоминать, как всё было. Был населённый пункт 1-е Мая, были Снопки – Новый и Старый. А еще здесь есть посёлок Верея – тёзка самого маленького города Подмосковья.
За ним посёлок, вполне отвечающий духу времени – Тополиный – ибо июнь, ибо тополиный пух летает и кружится всюду и везде. Завидев вывеску с надписью Московский Государственный Областной Педагогический Институт, понимаем, что Тополиный явно кончился, и началось Орехово-Зуево, не раз езженное и так и не исследованное, длинное-предлинное, а институт это тот самый, из которого Веничку Ерофеева выгнали в своё время. С мостика есть возможность полюбоваться на ж/д станцию Крутое, ну а далее покидаем сей город чудный, ведь он совсем не Изумрудный, и едем дальше по шоссе, по Горьковскому, рифм не будет, ибо повествование у нас не вольный стих, а дотошная хроника.
Дальше следует населённый пункт с режущей глаз знатока истории и географии перестановкой букв – Плотава. Сразу хочется сказать: здесь Ептр шевдов ибл. Однако шутки-шутками, а местные жители поговаривают, что на местном постоялом дворе сам Александр Сергеевич читал предкам нынешних местных жителей не «Полтаву», к сожалению, а «Маленькие трагедии» во время чумного карантина 1830-го года. Странно, а покровчане таки уверены, что их предкам читал и тоже целую неделю. Пойди тут разбери, кто прав-то. Даже ожерелковцы с зайцами и те робко в комментариях в Викимапии одеяло с Пушкинским карантином на себя тянут, нет, у нас – у нас он жил, потому мы сейчас и зайцев этих продаём, а не дельными вещами занимаемся, у нас, у нас исторические места.
Уезжаем из этой дискуссионной местности, проезжаем Кузнецов, Буньково с его керамическим, стеклянным и даже семечкожарительным заводом. Потом пересекаем Ногинск с попрятавшимися трамваями и заправкой, на которой для начала подачи бензина надо самому нажать рычажок. В Ямкино еще раз любуемся Чапаем, ни разу это самое Ямкино не посетившим.