что посмотреть в инсаре
Мордовское путешествие. Часть 2. Инсар.
Ночевали в машине в полях. Вчера вечером покормили комаров, сами поели и в девять вечера легли спать. Поэтому сегодня в шесть утра мы уже на ногах — бодрые и выспавшиеся. Впереди целый день!
Не быстро завтракаем и собираемся, на улице хмуренько и прохладно. Программа на сегодня — посетить пару-тройку городов. Города небольшие и расстояния между ними тоже, думаю все мы успеем.
Отправляемся в Инсар, а по пути смотрим на красоту мордовской природы.
По дороге захватили бабку, по доброте душевной решили подбросить до деревни. Бабка оказалась слегка «под мухой», несмотря на девять утра. Рассказала нам про здешние грибные места и сказала, что местные уже неделю за грибами ходят, собирают подосиновики и подберезовики. Мне это показалось немного странным, вроде еще только конец мая. Но оснований усомниться в бабкиных словах у меня не было.
На этой фотографии другая бабка — не наша.
Наша бабка — вот эта.
Довезли мы ее благополучно до деревни и поехали дальше.
Набрали воды в роднике в канистры, чтобы потом не думалось.
Еще по дороге сфотографировали пару сельских церквей.
Доехали до города Инсар.
Начинаем осмотр достопримечательностей. Мемориал ВОВ.
Районное потребительское общество.
Заглянули в столовую, пообедали.
Заглянули в кулинарию.
В кулинарии продают пироженки.
А на подоконнике растет кактус.
Арт-объект. Черепашка и ваза.
Анималистический образ в оформлении.
Стоит отметить, что Инсар довольно зажиточный город, учитывая местные масштабы. Дома опрятны, на улицах чисто, помимо церквей, работающих столовой и кулинарии в городе есть ледовая арена и футбольный стадион с беговой дорожкой.
М еще на въезде в город какая-то неведомая штуковина, подойти и рассмотреть возможности не было — она стоит посреди заболоченной поляны.
Инсар
1 материал, 0 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Инсаре.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Инсарский страж Отечества
Эта заметка является частью дневника «Моя солнечная Мордовия»
Россия, как никакая другая страна, славится провинциальными городками с богатым историческим прошлым.
До начала 20 века они были центрами уездов или заштатными городишками. Сегодня – это в основном районные центры, внешне напоминающие села. С частными домами, огородами, садами, хозяйствами. С неширокими площадями, доминантой которых, как правило, служит высокая колокольня храма, видная издалека.
Провинциальная жизнь в таких городах течет неспешно и размеренно. Оставляя время на общение. Многие горожане знакомы между собой или являются родственниками. Если спросить дорогу, тебе не только покажут нужное направление, а еще и проводят до места, подробно расспросив, откуда ты родом, зачем приехала в их края.
Века назад Мордовский край был пограничьем молодого Московского государства. И чтобы укреплять границы от набегов татар и ногайцев, строили крепости. Так на перекрестке 2-х больших дорог, называемых в 17 веке Посольскими, возник Инсар – городок, расположенный в 77 км. от Саранска.
Название у Инсара, как и у Саранска мордовское. «Сара» означает болото. А «инь» в переводе на русский – большой. Так и получается, что Инсар стоит на заболоченном берегу речки Инсарки при впадении ее в Иссу.
Согласно старинным летописям город был построен за рекордные сроки. Всего за 2 года. Хотя ничего удивительного. Время тогда было тревожное, нужно было спешить.
В 1647 году на холме посреди густого леса появилась дубовая инсарская крепость с высокими стенами, восьмью башнями и мощными воротами. Ее окружали земляные валы с бойницами и глубокие рвы. Весной они заполнялись талой водой и препятствовали попаданию врагов в крепость.
За стенами крепости быстро разрастался посад, в котором жили служилые люди, подчинявшиеся воеводе. Первым воеводой Инсара был Григорий Борняков. Под его руководством без единого гвоздя только одним топором мордовские мастера строили срубы. Возводили храмы. Маковки церквей обшивали лемехом – деревянными пластинками. Выглядело красиво и добротно. Одна беда, деревянный город ни раз горел. И отстраивался заново.
Сегодня о военном прошлом Инсара напоминает лишь копия крепостной башни, встречающая путешественников при въезде в город. Да один из древних валов, сохранившийся до наших дней. Правда, сейчас он смотрится совсем не устрашающе. Высота уже не та.
Несколько раз за века существования Инсара перемещался и его центр. Когда-то Соборная площадь находилась в том месте, куда сегодня подходит дорога в Саранск. В 18 веке ее украшал большой храм. Рядом с тем местом, где он находился, сохранилось старинное здание (сейчас в нем находится отделение милиции). Здание это примечательно тем, что построено по проекту Андреяна Захарова, автора Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Похожие постройки в стиле классицизма можно увидеть в Саранске и Краснослободске.
Особое очарование Инсару придают и деревянные домики с затейливыми завитушками резьбы. Казалось бы, подобные дома нередко встречаются в провинциальных городках. Но я не устаю любоваться ими. Вот, например, на Московской улице, небесного цвета дом с легким белым кружевом наличников, так и просится на мольберт художника.
С начала 20 века Инсар сильно изменился. Сегодня уже мало, что напоминает о купеческом городе. О крепости, утратившей значение в конце 18 века. Неизменно лишь количество жителей (около 9000 человек). Столько проживало на конец 19 века в заштатном городке Пензенской губернии. Примерно столько же населяют Инсар и сейчас. Не изменились и улочки, плавно повторяющие изгибы реки.
Инсар
Инсар
ИНСАР, город, районный центр. Возник на Второй засечной черте как крепость-острог в 1647 году, но крупным он никогда не был: в конце XIX века в нем насчитывалось всего 4200 жителей; в настоящее время около 9600 человек. В духовном отношении история Инсара представляет большой интерес. В городе было несколько замечательных храмов: соборный Казанский с приделами Никольским и Предтеченским (1816-28 годы), Христорождественский с Покровским приделом (1823 год), Троицкий с Михаило-Архангельским и Сергиевским приделами (1779 год) и кладбищенский Владимирский, приписанный к собору. До наших дней дожил только один храм, Христорождественский, потерявший колокольню. Погибла также часовня «под колокола», памятник инсарцам, погибшим в войне с Наполеоном. Каменная церковь в честь Рождества Христова (Христорождественская) была возведена в 1823 году вместо сгоревшего деревянного храма XVIII века. В 1855 году храм был дополнен приделом, в котором тогда же был освящен престол в память Покрова Пресвятой Богородицы. В 1869 году подверглась коренной переделке колокольня, увенчанная шатром. Приход состоял из более чем 1500 человек (вместе с приписной дерпевней Паевка). В советское время храм был отнят у верующих и передан местной власти для использования в хозяйственных целях. В целом храм сохранился, кроме колокольни, которая была утрачена. Сегодня богослужение ведется в отреставрированной церкви, вновь освященной с прежним именем, и в располагающемся напротив нее женском Свято-Ольгинском монастыре.
Собор в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанско-Богородицкий) был поначалу возведен из дерева в середине XVII века. В начале XVIII века собор подвергся кардинальной перестройке, а прежний храм был передан Тумольской Спасо-Преображенской пустыни. В 1816 году рядом со старым собором был заложен каменный храм, завершенный и освященный с прежним именем в 1828 году. В 1881-87 году стараниями протоиерея Дмитрия Щепотина основной храм был реконструирован; тогда же появились приделы, освященные во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и во имя святого пророка Господня Иоанна Предтечи. Приход состоял из более чем 3000 человек (вместе с приписными деревнями Васина Поляна и Паевка). В советское время храм был реквизирован властями и уничтожен.
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская) была возведена в камне в 1834 году на кладбище. Состояла в приписи к Инсарскому Казанско-Богородицкому собору. В советское время была уничтожена.
Церковь в честь Живоначальной Троицы (Свято-Троицкая) вначале существовала в дереве, а в 1779 году была перестроена в камне заводчиками Никоновыми «со товарищи». В 1879 году к основному храму была пристроена обширная трапезная, в которой тогда же освятили три придельных престола – во имя Архистратига Михаила, преподобного Сергия Радонежского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Храм являлся памятником как стиля барокко, так и классицизма. В советское время использовался в хозяйственных нуждах, а затем подвергся руинированию. До наших дней сохранились все несущие стены, что позволяет храм реставрировать. В начале ХХ века приход состоял из 1750 человек (вместе с приписной деревней Кульмежи).
Церковь в честь Вознесения Господня (Вознесенская) строилась в камне заводчиками Никоновыми как заводской храм, для рабочих. Освящение главного престола состоялось в 1774 году. В первой трети XIX века храм дополнился трапезной и колокольней; под колокольней была освящена придельная церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. Наследники Никоновых бессменно состояли попечителями церкви; в середине XIX века была предпринята попытка основать при храме женскую монашескую общину, однако дело не было доведено до конца из-за кончины благотворительницы. В начале ХХ века, в связи с исчезновением завода, приход сократился до 50 человек, что имело следствием угасание храма. В советское время церковь была реквизирована властями, а затем уничтожена.
Часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского (Александро-Невская), каменная, была построена в 1882 году в память кончины императора Александра II. Располагалась возле Инсарского Казанско-Богородицкого собора. В советское время была разрушена.
Часовня во имя Спасителя Нерукотворного образа, каменная, строилась в 1817-19 годах в память об инсарских ополченцах, погибших в войне с Наполеоном. Часовня представляла собой храм «под колокола», то есть двухэтажную башню (первый этаж проходной, второй был освящен как часовня), увенчанную еще двумя звонными ярусами. В архитектурном отношении часовня представляла собой образец позднего классицизма, отличалась точно выверенными формами и линиями, обладала величественностью и эстетической значимостью. Инсарцами воспринималась как колокольня. Располагалась перед Христорождественской церковью. В советское время часовня была снесена, на ее месте построен многоэтажный жилой дом.
Литература: Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. – Пенза, 1896, с. 35-36; Пензенская епархия: Историко-статистическое описание. – Пенза, 1907, с. 96-97; Калачев Н. В. Заметки (статистические и археологические) об Инсаре и его уезде. // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Кн. 2, ч. 1. – М., 1855, с. 37-95; Петерсон Г. П. Историческое сведения о г. Инсаре и его уезде. // Петерсон Г. П. Странички старины. – Саранск, 1993, с. 16-85; Инсар / Сост. Кулясов М. П., Мишанин Ю. И. – Саранск, 1999.
БАХМУСТОВ Сергей Борисович ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДСКИЕ ХРАМЫ МОРДОВИИ, Словарь-справочник, 2015.
Монастырь был построен в 1900-м году силами настоятельницы Пайгармского монастыря (с. Пайгарма, Рузаевский район Мордовии) и инсарского коллежского асессора, подарившего монастырю часть своей усадьбы, а также вложившего в него немалые деньги. После революции монастырские здания использовались в хозяйственных нуждах, а Свято-Ольгинская церковь (на кадре выше) стала краеведческим музеем. Главы с неё были снесены. Вероятно, этим объясняется их нынешний уныло-жестяной вид. Монастырь вернули церкви в 1998-м. Монастырский корпус, выходящий на ул. Московская:
Из-за эксплуататорского отношения местных промышленников, жители Инсара участвовали в восстаниях как Стеньки Разина, так и Емельяна Пугачёва. Также в Инсаре в 1812-м году бунтовали ополченцы, а в 1859-м году проходили «трезвенные» бунты. В общем, побузить тут любили. Недаром на карте Мордовии частенько встречается топоним «Майдан». Улица Гагарина на пересечении с Московской упирается вот в такое административное здание:
Ощущение отсутствия национального колорита вполне возможно вызвано тем, что мордва внешне народ вполне европейский, и неопытным взором отличить их от русских, украинцев или белорусов весьма сложно. Да и общение на местных языках тут не в ходу. Аналогичную ситуацию наблюдали, кстати, в Карелии. Но там из-за обилия вывесок на финском и кардинально иной природы вполне может появиться ощущение чужбины.
На улице Гагарина в Инсаре, как Вы могли заметить, неплохо сохранилась красивая историческая застройка. Вот что-то вроде комплекса торговых рядов:
Вот и в Инсаре, как и в нетуристических малых городах Беларуси, визуальный образ укладывается в формулу «чистенько, но бедненько». То, что за Инсаром (да и за другими малыми городами Мордовии) стараются следить, видно. То, что на всё не хватает, тоже видно. И наконец, по горожанам заметно, что зарплаты тут совсем не высокие. В целом в России в небогатых регионах и городах как правило разруха (например Тверская область, Ивановская область), а если регион смотрится хорошо, то в нём и жизнь кипит (например, Белгородская область, Татарстан). В Мордовии же на мой взгляд реализован белорусский сценарий достойного внешнего вида и слабого уровня зарплат. Симпатичная застройка продолжается и за Советской улицей:
Взглянем назад, в сторону Базарной площади, и увидим тот небольшой участок, насыщенный красивой архитектурой, который мы прошли. А заодно и шикарнейшие мордовские поля на заднем плане. Т.е. здесь из центра города уже прекрасно видно загородные природные пейзажи, как во Владимире, например. На мой взгляд, это очень красиво:
Природа Мордовии вообще очень красива. Этакий переходный пейзаж между лесами и болотами Центральной России и величественными приволжскими степями и холмами. На улице Гагарина нашли вот такую кулинарию с советской вывеской:
С 1926-го по 1958-й Инсар вообще не был городом, будучи пониженным до сельского поселения. Ещё один артефакт:
Вход в парк им. Горького расположен едва ли не на чьём-то приусадебном участке. В парк пришлось идти мимо жителя, расчищающего снег перед входом:
Таинственная архитектурная форма в парке. Похоже, что-то религиозное:
Ленин тоже стоит в парке, среди берёз:
Недалеко от Базарной площади расположен мемориал Великой Отечественной. Мемориал вполне ухожен, огонь горит. И на этом можно считать, что маленький центр Инсара мы осмотрели. Теперь можно пробежаться по окраинам.
В Инсаре местами попадается весьма интересный частный сектор. Знатоки будут ругать меня, но этот дом напомнил мне солидные сибирские избы из Красноярска:
А эти ворота как пить дать татарские:
На панельных домах тоже не без декора. Как на стене кораблик из кирпичей, так и на лоджиях национальный узор:
Улица Советская благодаря двухэтажкам эпохи раннего СССР, покрашенным в пастельные тона, выглядит довольно уютно. Этакий старый город XX-го века:
Какую-то часть советских бараков облицевали весьма унылым сайдингом:
Одно из двух инсарских кафе. Работает до 19-00, что у меня, как москвича, вызывает как минимум непонимание. В родной Москве на выходных мы в 19-00 дай Бог только из дома выходим.
Удивительно живописный почтамт с какой-то непонятной башенкой. Видимо, здание сохранило своё первоначальное предназначение:
Как я уже говорил, в Инсаре нет железной дороги, поэтому автовокзал является единственной точкой связи с внешним миром. Движение автобусов тут, кстати, весьма бойкое, и людей много (на фото их не видно, все стоят за углом). Ещё за автовокзалом спрятался довольно чумазый рынок.
В феврале 2013-го завод посетил Жерар Депардье, будучи уже гражданином РФ, прописанным в Саранске. В честь него даже выпустили сыр «Le Gourmet» с его фото на этикетке. Правда, в продаже я его не видел. Депардье назвал завод не только лучшим в России, но и одним из лучших в Европе.
Не знаю, насколько объективен был Депардье, но сыры здесь действительно очень вкусные. И если в Москве продукция завода представлена хоть и повсеместно, но только обычными сортами («Российский», «Сливочный»), то в фирменном магазине при заводе нам удалось купить местный Маасдам, аналог Пармезана и ещё пару необычных сыров. Сейчас, когда все твердят об импортозамещении, а многие европейские твёрдые сыры исчезли с прилавков, отсутствие инсарских аналогов в Москве несколько удивляет. Получается, во время санкций за деликатесами нужно ездить из Москвы в мордовскую провинцию, а не наоборот. Остаётся надеяться, что у завода просто не хватает мощностей наполнить Москву своей продукцией, и не думать про заранее поделенные сегменты рынка.
Есть в глубинке Мордовии — город Инсар
Есть в глубинке Мордовии –
Город Инсар
Подготовила: воспитатель МДОУ
«Детский сад №99» г. Саранск
Сингилеева Ольга Анатольевна
Монастырь был построен в 1900-м году силами настоятельницы Пайгармского монастыря (с. Пайгарма, Рузаевский район Мордовии) и инсарского коллежского асессора, подарившего монастырю часть своей усадьбы, а также вложившего в него немалые деньги. После революции монастырские здания использовались в хозяйственных нуждах, а Свято-Ольгинская церковь (на кадре выше) стала краеведческим музеем. Главы с неё были снесены. Вероятно, этим объясняется их нынешний уныло-жестяной вид. Монастырь вернули церкви в 1998-м. Монастырский корпус, выходящий на ул. Московская.
Из-за эксплуататорского отношения местных промышленников, жители Инсара участвовали в восстаниях как Стеньки Разина, так и Емельяна Пугачёва. Также в Инсаре в 1812-м году бунтовали ополченцы, а в 1859-м году проходили «трезвенные» бунты. В общем, побузить тут любили. Недаром на карте Мордовии частенько встречается топоним «Майдан». Улица Гагарина на пересечении с Московской упирается вот в такое административное здание.
На улице Гагарина в Инсаре неплохо сохранилась красивая историческая застройка. Вот что-то вроде комплекса торговых рядов.
Природа Мордовии вообще очень красива. Этакий переходный пейзаж между лесами и болотами Центральной России и величественными приволжскими степями и холмами. На улице Гагарина вот такая кулинария с советской вывеской.
С 1926-го по 1958-й Инсар вообще не был городом, будучи пониженным до сельского поселения. Ещё один артефакт.
Недалеко от Базарной площади расположен мемориал Великой Отечественной. Мемориал вполне ухожен, огонь горит.
Улица Советская благодаря двухэтажкам эпохи раннего СССР, покрашенным в пастельные тона, выглядит довольно уютно. Этакий старый город XX-го века.
С водными объектами Инсару не повезло. Через город протекает речка Инсарка, мелкая и не особо живописная, и на окраине впадает в Иссу. В здании какой-то административной конторы на ул. Советской расположено множество магазинов. Вернее, торговых павильонов уровня вещевого рынка конца 90-х.
Помимо вышеперечисленных, есть также ткацкая фабрика, где делают стеклоленту, пеньковый завод и сыроваренный завод, про который ниже. Т. е. для 8 тысяч населения действующих предприятий с рабочими местами здесь вполне нормально должно хватать.
В феврале 2013-го завод посетил Жерар Депардье, будучи уже гражданином РФ, прописанным в Саранске. В честь него даже выпустили сыр «Le Gourmet» с его фото на этикетке. Правда Депардье назвал завод не только лучшим в России, но и одним из лучших в Европе.
Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста в Мордовии Аннотация: в статье представлены основы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста, используемые педагогами в Мордовии. Обозначены.
Фотоотчет об эксперименте «А снег идет. Есть или не есть?» С наступлением зимы, у нас непочатый край работы: снегопады, сугробы, сосульки… всё нужно измерить и исследовать. Есть или не есть?.
Конспект занятия «История возникновения Мордовии» Тема: «История возникновения Мордовии». Цель: Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать интерес к получению новых знаний о своём.
Картотека водоемов Мордовии для старшего дошкольного возраста Реки Мордовии: Цель: Познакомить детей с реками и озерами Мордовии. Все реки Мордовии относятся к бассейну великой реки Волги, то есть все.
Конспект билингвального занятия «Овощи и фрукты в Мордовии» Программные задачи: Расширить представление детей об овощах и фруктах, как о продуктах питания, учить узнавать их, используя различные.
Презентация «Красная книга Мордовии» Красная книга Мордовии Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным.
Проект «Виртуальное путешествие по столице Мордовии» Проект «Виртуальное путешествие по столице Мордовии» Вид проекта: краткосрочный. Тип: познавательно-развивающий. Участники проекта: дети.
Занятие «Заповедные места Мордовии» по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Заповедные места Мордовии». Цель: Дать детям понятие «заповедные места», «заповедник»; познакомить детей с заповедниками Мордовии;.