что посмотреть в ипатьевском монастыре
Путешествие по постковидной России. Часть 13. Ипатьевский монастырь (фото + видео)
Вот и настало время прощаться с Костромой, где мы провели три полных дня. О третьем из них можно прочитать здесь.
Изначально я вообще не был уверен, что посещу Ипатьевский монастырь, но все-таки в день отъезда мы решили туда заехать. Визуального материала в этот раз будет не очень много. Тем не менее, его хватило на небольшой видеогайд, которым я дополню впечатления от этого места.
Монастырь находится на окраине исторического центра, примерно в 3 км от пожарной каланчи. Тем не менее, вокруг него организован полноценный туристический район, с магазинами и пунктами питания.
Ресторан «Расстегай», кстати, очень рекомендую. Это, впрочем, неудивительно, так как совсем рядом находится музей деревянного зодчества, внимая который с воздуха двумя днями ранее, я захватил и немного Ипатьевского монастыря.
Кусок на фото – это так называемый Новый город, пристроенный к основному контуру стен в XVII столетии (первые укрепления датируются веком ранее). Туда попасть туристам нельзя, но на фото можно рассмотреть, что ничего интересного в этой части монастыря нет.
А вот Старый город открыт.
И открыт за деньги – 150 рублей с носа. По крайней мере, днем, когда открыты музеи. Рано утром и вечером, вроде, можно и бесплатно на территорию проникнуть, благо монастырь все-таки действующий.
Помимо экспозиций, выделю три объекта.
Справа – звонница. Подняться на не не предложили, возможно, по причине баклановируса. Где-то мне попадалась инфа, что залезть можно.
В центре восстановленная совсем недавно церковь Рождества Богородицы, оригинал которой уничтожен в 1932 году.
Слева – Троицкий собор с доставляющими фресками, которые официально нельзя снимать.
Одна из них – это вообще огонь: голая Ева опустилась на колени перед голым же Адамом (Фрейд мечтательно закатывает глаза).
На видео фресок еще больше, а фотографии без вспышки получились не очень. Рисовали, кстати, те же ребята, которые ранее оформляли церковь Спаса и Архангельский собор в Московском кремле.
Ну а теперь – к экспозициям.
Первая расположена в так называемых палатах Романовых.
По преданию, именно это здание избрали будущий царь Михаил Федорович с матерью в качестве апартаментов на период Смутного времени.
Снаружи здание интересное, благодаря узору, а внутри запомнились только изразцовые печи. По мне, экспозиция слабенькая.
Вторая экспозиция находится в свечном корпусе, занимает два этажа и куда интереснее первой.
Там упор сделан на произведения церковного искусства, среди которых хватает весьма необычных. Я сейчас имею в виду деревянные скульптуры, так как у ортодоксов они куда менее популярны, чем на католическом западе.
Из минусов экспозиции отмечу малое количество информации об экспонатах. При этом сотрудники музея словоохотливостью не отличались, когда я задавал уточняющие вопросы.
Так или иначе, если есть время, заглянуть в монастырь вполне можно. Идеально – совместив с посещением «Костромской слободы».
Нам же оставалось только заехать на местный рынок, где я за 400 рублей ради любопытства купил большой стакан морошки и еще за 200 – ведро желтой малины, после чего нас ждал город Плес, ставший главным разочарованием всей поездки. Но это уже другая история.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Ипатьевский монастырь в Костроме занимает особое место в истории нашей страны. Даже само упоминание «Ипатьевский монастырь» вызывает бессознательное волнение и трепет… Ипатьевский монастырь относится к числу наиболее известных и значимых монастырей России. Он не отделим от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связан с царскими династиями Годуновых и Романовы и издавна является одним из главных символов Костромы. Достаточно также сказать, что именно здесь была найдена знаменитая Ипатьевская летопись… В ней сохранилась самая древняя история Руси, там в том числе говорится и о том, «откуда есть пошла Русская земля».
Апостол Филипп, один из двенадцати учеников Христа проповедовал в Скифии и Фригии и был казнен (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
05.
Установленный факт даёт возможность предположить, что Ипатьевский монастырь в устье реки Костромы был основан именно новгородцами. Судя по всему, монастырь был стратегически расположен в зоне расселения новгородских переселенцев или в середине, или, вероятнее, – в 1-й половине XIII века, ещё до монголо-татарского нашествия. Продвигаясь по реке Костроме в Волгу, новгородцы могли закрепить за собою этот важный участок устья реки основанием здесь небольшого мужского монастыря, посвящённого популярным в Новгороде святым.
06.
Согласно менее известной версии, нежели версия об основании монастыря татарским мурзой, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в государстве в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали вышеупомянутого Захарию (Чета) своим родоначальником и похоже «продвинули» для истории версию Захарии в качестве своего предка и основателя Ипатьевской обители. Годуновы в конце XVI века и становятся основными ктиторами (по современному – спонсорами) Ипатьевского монастыря. На его территории расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.
08.
09.
В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.
10.
Фото Прокурдина-Горского. 1910 год. Специальная съемка в цвете.
Призвание на царство Михаила Фёдоровича. Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Неизвестный автор. Источник
14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.
13.
14.
По крайне странному стечению обстоятельств Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге), конфискованном в 1917 году у военного инженера-строителя И.И. Ипатьева.
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году в монастыре был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Это первая часть моего рассказа об Ипатьевском монастыре. Во второй части будет больше реальных фото строений монастыря и рассказ о его исторических архитектурных жемчужинах.
Википедия
Николай Зонтиков (Кострома). Статья Когда и кем был основан Ипатьевский монастырь? Краеведческий альманах «КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ» (Выпуск 6).
Кострома. Ипатьевский монастырь
Кострома для меня совсем не чужой город. Там родились и выросли мои родители, там всю жизнь прожили мои бабушки и дедушки, и именно туда, к ним, я приезжал практически каждое лето не каникулы. Признаюсь, я, в общем-то, неплохо знаком как с самим городом, так и с его древней историей. Но некоторое время назад, систематизируя свой фотоархив, я к своему удивлению обнаружил, что практически его не снимал. Так ведь оно обычно и получается — чем чаще бываешь в каком-либо месте, тем реже его фотографируешь. А рассказать о таком красивом и родном мне городе хотелось уже давно.
Поэтому, будучи вновь прошлым летом в Костроме, я уже знал, что без снимков оттуда не вернусь.
Однако свою серию постов о Костроме я бы хотел начать не с рассказов об историческом центре (как это обычно принято), а с его окраинной жемчужины — Ипатьевском монастыре, который находится в небольшом отдалении, на берегу реки Костромы, где та впадает в и без того широкую Волгу. По моему личному мнению, это самое важное и сакральное место всей Костромской земли. Именно отсюда я бы советовал начинать знакомство с городом всем прибывающим сюда:
Добраться до монастыря не сложно: как от железнодорожного, так и от автовокзала идут прямые автобусные маршруты 14 и 38 (стоимость проезда — 20 руб.). Нужная остановка сразу после того, как вы пересечете мост через реку. Но я бы советовал выйти на одну остановку раньше, до моста. Так как именно с другого берега реки можно наблюдать тот самый «открыточный» вид, которым любовался ещё Прокудин-Горский в 1911 году:
Всегда нравилось, как выглядят стены русских крепостей и монастырей на берегах рек:
Кстати, здесь же можно по ходу дела заглянуть в относительно недавно открывшийся музей «Лес-чудодей», где рассказывается, главным образом, о богатстве костромских лесов и его обитателях (зачастую довольно мифических). Стоимость билета: взрослый — 150 руб., детский — 100 руб., с экскурсией — 200 руб.:
Но сегодня рассказ об Ипатьевском монастыре, а потому идём на мост, откуда открывается ещё один потрясающий вид на древнюю обитель:
У стен монастыря кипит уже традиционная для туристических мест бойкая торговля:
Особенно ценятся сувениры из бересты и одежда из льна. И то, и другое — бренд Костромы:
При сходе с моста обращает на себя внимание небольшая часовня с чёрно-желтым имперским флагом на флагштоке. Это новодельная Часовня Царственных Страстотерпцев, поставленная здесь в память о расстрелянной в 1918 году царской семье Романовых. Почему именно рядом с Ипатьевским монастырём — расскажу позже:
Тут же, практически у самых стен древнего монастыря — узкие улочки с жилыми деревянными домами, школами и детскими садами. Ещё студентом, приезжая на каникулы и гуляя по этим местам, всегда удивлялся каково это — соседствовать с подобными историческими гигантами: «…А теперь, дети, посмотрите в окно. Вот по той дороге холодным мартовским днём 1613 года шла торжественная процессия из Москвы, чтобы пригласить нашего Михаила Фёдоровича на царствие Российское…«:
Наконец, подходим к самим стенам Ипатьевского монастыря. И тут пришло время рассказать о том, почему же это место считается настоящим символом города Кострома, и не только его, а по сути и всей нашей страны. Об его истории.
Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него ни сил, ни средств:
Впрочем, это предание. По мнению же современных ученых, основание монастыря произошло лет на сто раньше. Дело в том, что ещё новгородцы издавна почитали Ипатия, бывшего покровителем посадников их города, а реку Кострому они использовали для выхода к Волге. Поэтому историки полагают, что именно жители Новгорода и заложили Ипатьевский монастырь:
Однако, и участие в судьбе обители татарина Чета также не подлежит сомнению — род Годуновых всегда оказывал монастырю большое внимание. Тоже, думается, неспроста:
Они жертвовали монастырю огромные суммы денег, отдавали деревни. Ещё задолго до Бориса Годунова во владении Ипатьевского монастыря уже находилось более 400 сёл, что делало его одним из четырёх крупнейших в стране монастырей-землевладельцев.
С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость:
Вход на территорию осуществляется через Северные (Екатерининские) ворота, построенные лишь в 1767 году, к приезду сюда самой императрицы:
Над аркой ворот можно видеть живописное панно — композиция «Гостеприимство Авраама». Чуть ниже — вензель императрицы Екатерины II:
Здесь же располагаются кассы. Входной билет — 150 руб., студенты и пенсионеры — 70 руб., школьники — 50 руб. Фото-видеосъёмка оплачивается отдельно — 100 руб. (однако даже при наличии билета на съёмку фотографировать в Троицком соборе запрещают строго-настрого):
Наконец, попадаем вовнутрь. И первое, что открывается перед глазами — грандиозный Троицкий собор, и стоящая рядом с ним такая же монументальная звонница. Тот храм, что стоит сейчас — постройки 1652 года. До этого, на том же самом месте существовали ещё 2 храма с тем же названием: первый деревянный заменили каменным ещё в царствие Ивана IV Грозного; а второй был сильно повреждён во время штурма крепости, где в то время держал оборону Лжедмитрий II:
Штурм Ипатьевского монастыря в 1609 году вообще тяжко отразился на сохранении памятников древнего зодчества. Кроме собора пострадали ещё два надвратных храма. Кроме того, пришлось полностью снести одну из разрушенных стен монастыря:
Но именно эти смутные годы и принесли Ипатьевской обители всемирную известность. А дело всё вот в чём: в начале XVII века страна погибала под внешними ударами интервентов и внутренними разборками боярских родов.
Следует череда переворотов. Власть переходит из рук в руки. Друг друга сменяют Лжедмитрий I, Шуйский, Лжедмитрий II, которого в итоге тоже свергают, и вскоре к власти приходят семеро бояр — начинается недолгое время семибоярщины. Недовольный таким поворотом, народ организует ополчение и в итоге свергает бояр, за чем следуют выборы нового царя.
Всё это время (за исключением вышеупомянутых событий, связанных с Лжедмитрием II) Ипатьевский монастырь остаётся в стороне от больших политических дел, но вновь выходит на первый план в самый нужный момент. На выборах царя патриарх Филарет предлагает в качестве лучшей кандидатуры ни кого иного, как своего сына Михаила Фёдоровича, который укрывается как раз в Ипатьевском монастыре:
После долгих споров церковь всё же сдаётся, и решает признать новым царём именно сына Филарета.
14 марта 1613 года здесь свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда — к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — из Москвы прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание, а Кострома получила именование «колыбели дома Романовых»:
С воцарением новой династии на мысу у впадения Костромы в Волгу все завертелось: стройки, ремонты, вклады, пожертвования, визиты государей и великих князей, митрополитов и патриархов. Началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом»:
Ипатьевский монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме, живописно расположившийся у места впадения реки Костромы в Волгу — памятник старины, объект культурного наследия нашего Отечества. Этот монастырь по праву называют «колыбелью», из которой вышла династия Романовых — именно в нем находился юный Михаил Романов, когда сюда направилась процессия Великого Посольства с вестью о том, что народ выбрал его в качестве нового царя. Памятуя об этом, каждый новый наследник престола, становясь государем, не скупился на настоящие царские подарки для Ипатьевского монастыря.
Причем Романовы одаривали обитель не только золотом и серебром, но и редкими книгами, иконами, предметами искусства. И по сей день многие ценные церковные реликвии и другие значимые исторические экспонаты хранятся в музее обители. Монастырь почитается паломниками, которые приезжают сюда, чтобы поклониться его святыням, интересен он и путешественникам, желающим прикоснуться к истории страны.
Ипатьевский монастырь в Костроме на google-панораме:
Собор в Ипатьевском монастыре
Фасад строения имеет множество интересных архитектурных деталей, к примеру, парадное крыльцо украшено восьмигранным шатром, установленным на четырех столбах, декорированных кубышками и висячими арками с гирьками. Поражает великолепие интерьера собора, украшенного иконописью, монументальной живописью, выполненными лучшими мастерами своего времени. Разнообразием сюжетов, гармоничностью цветов и изящным орнаментальным декором приковывает внимание фресковый ансамбль, созданный в XVII веке костромскими изографами во главе с талантливым мастером фресок и иконописи Гурием Никитиным. Над созданием резного золоченого иконостаса в стиле барокко (середина XVIII века) трудились костромские резчики под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева.
Также на территории обители находятся восстанавливаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы и надвратная церковь Хрисанфа и Дарии.
История Ипатьевского монастыря
Считается, что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза Чет — влиятельный вельможа Золотой Орды. Направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, он остановился по пути в этой местности, чтобы отдохнуть. Здесь ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после которого он исцелился от недуга. Чет принял православное крещение и выделил средства на строительство обители в месте явления и чудесного исцеления.
Однако есть и другие версии, согласно которым основание монастыря относят к середине XIII века. Его могли заложить новгородцы, считавшие священномученика Ипатия покровителем своих посадников. Несмотря на расхождения мнений по поводу времени основания монастыря, неоспорим тот факт, что Чет внес значимый вклад в его становление, его личность важна и тем, что он был родоначальником Годуновых, представители которых сыграли важную роль в жизни обители и страны в целом.
Еще в XIV и XV веках монастырь был небольшим и малоизвестным, однако все поменялось с укреплением влияния рода Годуновых. С середины XVI по начало XVII века на его территории разворачивается масштабное каменное строительство — в это время возводятся Троицкий собор и монастырские стены с въездными воротами. Обитель имела мощные крепостные стены с башнями, на которых устанавливались орудия, как и многие другие монастыри того времени, он был еще и оборонительным сооружением, он защищал подступы к Костроме со стороны старой ярославской дороги.
Щедро жертвовали представители рода монастырю и ценные реликвии — иконы, украшенные чеканными изображениями золотые предметы церковной утвари. Трудные дни настали для обители в Смутное время — ее захватил один из отрядов Лжедмитрия II, который удалось прогнать из крепости только силами подоспевшего из Галича войска народного ополчения.
В силу своей исторической значимости, обитель в течение долгих веков была неразрывно связана с крупнейшими социальными и политическими событиями, происходившими в Русском государстве. Именно в Ипатьевском монастыре Михаил Романов был призван на престол, что возвеличило обитель. В период правления Михаила Федоровича ее территория была значительно расширена с западной стороны, ее стали называть Новым городом. С годами авторитет обители все больше увеличивался, благодаря щедрым пожертвованиям она стала одной из самых богатых в стране.
Однако в петровские времена расцвет сменился упадком — часть колоколов была снята и отправлена в Москву для военных нужд, также часть доходов и пожертвований сверх установленного размера изымалась в пользу казны, что постепенно привело к обветшанию построек. После учреждения Костромской епархии монастырь стали использовать в качестве резиденции архиерея, в связи с этим обитель претерпела ряд перестроек. В 1767 году произошло знаменательное событие в жизни обители — ее посетила императрица Екатерина II, важное значение имел и приезд в 1834 году императора Николая I, который распорядился о проведении восстановительных и реставрационных работ на территории.
В дальнейшем обитель удостаивали визитами и другие императорские особы. С большим размахом проходило празднование в обители 300-летия Дома Романовых, на котором присутствовал император Николай II с семьей. После событий, связанных с революцией в 1917 году, обитель прекратила существовать в качестве культурного и духовного оплота для верующих. Большинство ее построек было пущено под хозяйственные нужды. Все церковные реликвии, начиная с двадцатых годов, вывозились в Москву, где их использовали на революционные нужды. Лишь часть икон и предметов, не представляющих для большевиков ценности, были отданы в местный краеведческий музей.
Одновременно с этим помещения и постройки монастыря были отданы под общежития для фабричных рабочих, солдат Красной армии и даже под танцевальные площадки. И только лишь с середины 1940-х годов власть стала постепенно пересматривать свое отношение к нему, осознавая его культурную ценность. Со временем в обители был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В 1990-е годы началась постепенная передача монастыря Русской православной церкви, которая окончательно завершилась в 2004 году.
Иконы Ипатьевского монастыря
Одной из наиболее почитаемых святынь обители в частности и костромской земли в целом является точная копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Согласно преданию, ее написал святитель Петр, митрополит Московский. В 1613 году ее принесли послы Земского собора, сообщившие Михаилу Романову об его избрании на престол. Позднее царь Михаил Федорович подарил ее монастырю, она размещалась в иконостасе Троицкого собора вплоть до 1919 года, когда ее изъяла новая власть. Только в 2004 году она была возвращена на свое место. Икона украшена драгоценной ризой.
Еще один чтимый образ — икона священномученика Ипатия с частицей мощей святителя. Также в обители пребывают икона святого Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской с частицей ее гроба и другие образы.
Экскурсии
Для посетителей открыт доступ к территории Старого города обители, на которой размещается архитектурно-музейный комплекс. За вход на нее взимается плата, для взрослых — 170 руб. Можно осмотреть экспозиции музея Ипатьевского монастыря самостоятельно или оплатить экскурсию. В рамках посещения обители можно ознакомиться с ее архитектурным ансамблем, росписью Троицкого собора и основными святынями. Создано несколько экспозиций и выставок, которые рассказывают об истории достопримечательности и ее значении в судьбе страны.
Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.
Если вас не интересуют музейные коллекции и вам хотелось бы посетить только богослужения, то важно знать, что они проходят с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, вход на них свободный.
Как добраться
Доехать до обители можно на общественном транспорте, рядом находится остановка «Ипатьевская слобода», до нее довезут:
От остановки до места нужно будет пройти около 800 метров.
Удобно добираться до монастыря на машине, он находится недалеко от центра города, к примеру, расстояние от центральной площади Костромы, Сусанинской, до него составляет примерно 4 км.
Как доехать до монастыря от Сусанинской площади
Еще один вариант — поездка на такси, можно вызвать машину, воспользовавшись такими приложениями, как Яндекс. Такси, Везет, Максим, Taxsee.
Неподалеку от монастыря расположилась еще одна достойная внимания достопримечательность — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, видео: