что посмотреть в красном береге
Место недели: Красный Берег
Впереди солнечные выходные – идеальные условия для поездок по Беларуси. На этот раз предлагаем выбрать не самое очевидное направление и выезжаем в Жлобинский район, чтобы увидеть сказочную усадьбу и важное место военной памяти.
Имение Красный Берег всего в 20 км от Жлобина на берегу реки Добосна известно еще с XVI века. С тех пор местечком владели разные шляхтичи, но настоящий расцвет начался в конце XIX века. В 1877 году Красный Берег купил военный инженер, генерал-лейтенант Михаил Гатовский. Вместе с женой Марией-Юзефой Гатовские почти все время жили в Санкт-Петербурге, а за имением следил их поверенный.
В 1890-1893 годах по проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств Виктора Шретера был построен усадебный дом. Михаил Гатовский хотел возвести что-то очень солидное и необычное – так и появился огромный особняк в форме буквы «Г» (в честь «Г» – Гатовского).
После смерти Михаила в 1904 году Красный Берег перешел к его дочери Марии Михайловне, а фактическим владельцем местечка стал ее муж Викентий Козел-Поклевский. Он был видным российским дворянином, меценатом и общественный деятелем и владел кучей собственности на Урале и в Сибири, а Красный Берег стал одной из его многочисленных дач. Свои права на имение Викентий тоже зафиксировал в камне – с его подачи над балконом главного входа появился семейный герб Козел-Поклевских.
После революции 1917 года имение в Красном береге стало государственным, тогда же было принято решение приспособить усадьбу для какой-нибудь общественно-полезной цели. Так поместье превратилось в сельскохозяйственное училище, сюда перевели учеников из Озаричской и Бобруйской сельскохозяйственных школ. Занятия проводили в жилых комнатах усадьбы, а другие постройки отдали под склады, мастерские и общежития. Козел-Поклевские после революции перебрались в Польшу и в Красный Берег больше не возвращались.
Во время оккупации во Вторую мировую войну в Красном Береге был создан один из самых крупных пересыльных пунктов Гомельской области и детский донорский концентрационный лагерь – здесь держали детей, которых потом отправляли на забор крови для раненых немцев. В 2007 году в Красном Береге установили мощный мемориал детям-жертвам войны.
Само здание усадьбы во время войны не было разрушено и использовалось как госпиталь, поэтому дворец и его внутреннее убранство довольно хорошо сохранились. В 2015 году закончилась реставрация усадьбы, и теперь внутри работает музей.
Усадьба в Красном Береге
Дворянская усадьба в деревне Красный Берег по праву считается одним из наиболее интересных туристических мест в Гомельской области. Уникальный архитектурный ансамбль не имеет аналогов во всей стране.
Особенностью объекта является удивительная сохранность как представительного фасада, так и внутреннего убранства, а также удивительной красоты парк – труд ландшафтных дизайнеров из Франции.
Строение успешно пережило неопределенность революционных лет, ужасы немецкой оккупации и смуту перестройки. Здесь есть что посмотреть, недаром «Усадьба Красный брег» включена в «Золотое кольцо Гомельщины».
Богатая история перед нашими глазами
Сама усадьба и большинство прилегающих к ней строений возведены в 1890-1893 годы, однако первые упоминания о владельцах благодатных землях у берегов реки Добосны датированы началом 16 столетия. Олекса Зенькович, Солтаны, Воронецкие, Фомины, Гриневичи, Богородские, Гатовские, Поклевские-Козелл. В дореволюционные времена имение развивали известные представители знати: промышленники, меценаты, военные и филантропы. Каждый из представителей дворянства интересовался мировыми достижениями культуры, искусства и, разумеется, архитектуры.
Возведение усадьбы было замыслом Гатовского Михаила Семёновича, который выкупил имение в 1877 г. с целью подарить его впоследствии своей дочери.
В 1886 г. 21-летняя Мария вышла замуж за Поклевского-Козелл Викентия – представителя богатого рода промышленников. К слову, впервые поместье «Красный Берег» перешло по наследству, а не было вновь перепродано.
Дворянская усадьба – гордость региона
Объект никогда не был настолько интересным без компактной, но удивительно живописной парковой зоны. Однако главное строение архитектурного комплекса – усадебный дом – не оставит равнодушным ни одного посетителя. Дело даже не в отличном состоянии резиденции, которую во времена оккупации под нужды военного госпиталя облюбовали немцы.
Секрет популярности объекта в удивительном разнообразии направлений архитектуры, которые сочетает в себе фасад. Двухэтажная постройка чарует аккуратной сетчатой крышей, обилием ассиметричных декоративных элементов: карнизов, шпилей, художественной лепнины и эркеров.
Постройку относят к неомавританскому стилю, примеров которого на территории страны единицы. Для строения характерны элементы готики, модерна, ампира и даже ренессанса. При этом красный кирпич на вставках фасада придает ему особую солидность.
Вдоволь налюбовавшись основным объектом, не стоит обойти вниманием другие элементы комплекса. Представительный флигель для прислуги, здание бывшего спиртового завода, постройки хозяйственного значения, склады, конюшни и ледовня… Неспешное созерцание хорошо сохранившихся строений легко позволит прочувствовать дух барской эпохи и уклад того времени.
Не меньше эмоций подарит внутреннее убранство поместья, благо реставрация сохранила первозданный антураж и аутентичность. И снова не обойдется без приятных сюрпризов! Визит в практически каждую из 36 комнат принесет истинное наслаждение. Потолочные украшения и настенная лепнина, представительные камины и со вкусом оформленные окна, позолоченные дверные ручки и стилизованные плафоны.
Великолепный антураж отлично дополняют аутентичные мебельные изделия. Владельцы поместья ценили различные направления и отличались богатством вкуса.
По этой причине настолько непохожи друга на друга залы главного строения. Романский, арабский стиль оформления и даже возвышенные нотки ренессанса без труда читаются в помещениях усадьбы.
Не так давно гостевые залы барского дома украшали французский фарфор, хрусталь из Венеции и богатейшая картинная галерея. В настоящее время гостей ожидает достойная экспозиция Сергея Леонидовича Путилина. Предметы интерьера, аксессуары и изделия коллекции поражают разнообразием стилей и, разумеется, красотой.
Дворянский парк – услада для души
Парковая зона «Красного Берега» обособлена кирпичным ограждением по бокам, а с одной стороны естественную границу составляет река Добосна. «Изюминка» леса – череда нетипичных для этой зоны древесных пород: американской ели, пихты, лиственницы, липы и грецкого ореха. Тем не менее, хвойные породы преобладают.
Живописный вечнозеленый массив выглядит ярко и торжественно в любое время года. Парковая зона спланирована таким образом, чтобы каждому гостю было максимально комфортно.
Время работы
Ежедневно, без обеда и выходных 9:00 – 18:00
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Село Красный Берег находится на прямом пути из Жлобина в Бобруйск. Ныне это населённый пункт со статусом «агрогородок» и населением около 2 тысяч жителей, известный с 1317 года. В прошлой части я рассказал про рассветный Жлобин, где мы с Андреем schelkunov сели на первую утреннюю электричку в сторону Бобруйска. Ехать до Красного Берега — всего примерно полчаса.
2. Отправление в 5-54 утра. Электричка почти пустая, и кроме нас в вагоне было не больше десяти человек (надо учесть и то, что это было воскресенье).
3. Едем мы в сторону Минска по исторической Либаво-Роменской железной дороге, построенной в 1873 году. Между прочим, электрификация сюда пришла недавно: до 2013 года контактная сеть со стороны Минска заканчивалась в Осиповичах. Сейчас провода уже тянут из Жлобина в Гомель.
4. Остановочный пункт на предыдущем снимке назывался Малевичи, а следующий внезапно. Казимирово. Занятное, однако, соседство. Интересно, куда дели чёрный квадрат? 🙂
5. А затем станция Красный Берег. На часах всего чуть за шесть, и мы уже выходим на перрон. Электричка уехала дальше в Бобруйск. А вокруг нас — приятное солнечное белорусское утро.
7. По соседству старая деревянная постройка, — видимо, дом железнодорожников. То ли начало XX века, то ли 1920-е годы.
8. В зале ожидания висит расписание поездов на белорусском языке. Которым автор расписания, очевидно, владеет не очень хорошо: перевести термин «транспортное сообщение» как «паведамленне», — это что-то из разряда пресловутого «Trains of suburban message». Есть тут, кстати, и второй ляп: Жлобин в одной из строчек записан через русскую букву И.
9. Прямо от станции вглубь села уходит вот такая бетонная дорожка, построенная, как гласит камень-памятник, учащимися Краснобережского аграрного колледжа в 2003 году.
10. Слева небольшой луг. Слегка, видимо, заболоченный. На траве роса, поднимается солнце. Вдыхаем полной грудью свежий утренний воздух. Здесь тихо, но иногда с железной дороги доносится шум поездов: всё же дорога здесь магистральная.
12. Так мы пришли почти в центр села. Справа стоит котельная.
13. А впереди — одна из главных улиц и здания аграрного колледжа за забором:
14. И рядом — камень-памятник с патриотическим четверостишием:
15. По тенистой аллее, высаженной вековыми деревьями, обходим территорию колледжа:
16. Сам колледж был основан в 1919 году как Бобруйское сельскохозяйственное училище (а затем назывался аграрный техникум). При этом на его территории находится примечательное старое здание усадьбы, которое мы ещё увидим.
18. Рядом с колледжем — кирпичные двухэтажки:
19. В центре территории колледжа находится усадьба генерал-лейтенанта Михаила Гатовского, построенная в 1890-е годы. Причём ныне к колледжу она не относится (а в советские времена она служила учебным корпусом): сейчас в здании расположен музей, и отреставрировали его буквально только что — завершена реставрация была в 2015 году.
20. Архитектурный облик весьма необычен. Есть что-то и от неоренессанса, и от модерна.
21. Скульптуры химер на фасаде сделаны, видимо, «под Париж»:
22. Усадебный флигель по соседству. Он, вроде, принадлежит колледжу.
23. Народу вокруг тихим воскресным утром нет. Только дворник подметал мусор и тщательно поливал из шланга асфальтовые дорожки.
24. Но зато есть коты:
25. И аисты просыпаются. Ещё всего лишь семь утра, а мы уже давно на ногах. Необычное ощущение.
26. Ещё один усадебный флигель:
27. Напротив дворца усадьбы — площадка с маленькой сценой. Видимо, здесь колледж какие-то мероприятия проводит.
28. Могила одного из офицеров Красной армии, погибших при освобождении Красного Берега в июне 1944 года:
29. И братская могила по соседству:
30. При постройке усадьбы рядом с её дворцом был разбит парк. Сейчас этим деревьям уже больше ста лет, и тень от них создаёт полумрак. Впрочем, утром было ещё немного прохладно, а вот в середине жаркого дня здесь, наверное, очень хорошо.
31. Парк выходит на правый берег речки Добысны (приток Днепра, между прочим!), где мы решили сделать привал. Вода в речке довольно мутная и заросшая.
32. Идём дальше, мимо советских корпусов колледжа, по направлению к выходу из него (впереди видны ворота):
33. Ворота колледжа — это, кстати, бывшие ворота усадьбы Гатовского, построенные также в 1890-е годы, с элементами неоготики. Вот так аграрный колледж слился в единое целое с комплексом усадебных построек, которые, к тому же, хорошо сохранились в войну.
34. Центральный учебный корпус колледжа. Это вид уже с улицы.
35. Так мы пошли от колледжа обратно в сторону железной дороги, но другим путём. Солнце поднимается всё выше.
36. Летнее утро в селе:
37. По тропинке мы идём среди яблоневого сада:
38. И дальше мы видим ещё одну достопримечательность Красного Берега, связанную с весьма трагическими событиями. Это — построенный в 2007 году мемориал белорусским детям — жертвам фашизма. Очень красивый и. страшный. Если знать, чему он посвящён.
Красный Берег находился в нацистской оккупации с 5 июля 1941 по 25 июня 1944 года. В это время здесь был построен крупный пересыльный концлагерь, а при нём — детский донорский концлагерь. В Гомельской области 1990 детей было отобрано для. переливания крови немецким солдатам.
39. В витражах изображены детские рисунки:
40. На солнце смотрится очень красиво:
41. Каменная плита, изображающая школьную тетрадь в линейку, с картой Белоруссии, на которой обозначены места, где были концлагеря. Кстати, странно, что здесь изобразили Белоруссию в послевоенных границах, а не БССР с Белостоком, как во время войны.
42. Другая часть мемориала имитирует школьный класс. Поднявший руки кверху ребёнок, истощённый во вражеском плену, а дальше — парты и скамьи и, на переднем плане, гранитная красная полоса, изображающая кровь. Мемориал потрясает до глубины души. Кстати, автор его — минский архитектор Леонид Левин, создавший мемориал в Хатыни.
45. В общем, по эмоциональному воздействию мемориал в Красном Берегу сделан очень сильно.
46. Мы пошли обратно к станции — чтобы ехать дальше, в Бобруйск. Стрелки часов уже приближаются к девяти, и становится жарко.
47. Очередные превратности белорусского языка, когда варианты перевода различаются на двух соседних указателях. Между прочим, правильный вариант именно «Красны Бераг», — здесь слово «красный» означает «красивый», а не цвет (тогда бы, наверное, и по-русски было бы «Червоный»).
49. По правую руку — сельское кладбище:
50. А потом впереди появилась железная дорога. Мы уже почти замкнули круг и вернулись к станции.
51. К станции мы шли вдоль железки по вот такой тенистой дорожке. Где-то тут мимо нас проехал человек на старом советском велосипеде. И вообще, народу на сельских улицах стало больше появляться.
52. Впереди вдруг обнаружился железнодорожный переезд:
53. Это оказался порядком заросший подъездной путь к котельной, что на фото 12 (здесь она тоже видна).
54. Выходим к станции. С неё в это время отправлялась электричка в сторону Жлобина.
55. А нам свою электричку на Бобруйск ждать ещё целых сорок минут. Всё это время мы сидели на скамейке, наблюдая оживлённое движение поездов, почти все из которых делали здесь остановку.
57. Но наибольший восторг у меня вызвал следующий поезд со стороны Гомеля, прошедший через полчаса. В его голове — редкий раритетный тепловоз ТЭП60! В России таких уже нет, хотя в девяностые годы местами ещё ходили. Да и на Белорусской железной дороге их осталось мало. Кстати, этот же тепловоз мне ближе к вечеру того же дня повезло увидеть в Бобруйске. Думаю, кто разбирается, тот может мне позавидовать 🙂 Да и в любом случае, — красивый ведь тепловоз!
60. Пока этот поезд стоял, на первый путь медленно подтянулся наш пригородный, оказавшийся дизелем: идёт он не в Бобруйск, а ещё дальше, — на станцию Рабкор, расположенную в тупике неэлектрифицированной ветки. Кстати, линия на Рабкор довольно малодеятельная, и мне было бы интересно как-нибудь съездить туда специально.
61. И снова едем в сторону Минска по исторической Либаво-Роменской железной дороге. До Бобруйска (точнее, до станции Березина, где нам удобнее было выходить) ехать чуть больше часа.
Ранний ночной подъём дал о себе знать. В дизеле мы оба начали засыпать, но с главной задачей — не проспать Березину, справились успешно 🙂 В следующих частях я расскажу о прогулке по жаркому солнечному Бобруйску с его крепостью XIX века, рекой Березиной и городскими улицами.
Путешествие в белорусское Полесье: Красный Берег и его сокровища
Эту усадьбу называют возрождённой красотой XIX века. Мансардные крыши, стрельчатые арки и чешуйчатые шатры башен завораживают архитектурной изысканностью.
Усадебно–парковый ансамбль Поклевских-Козелл открылся для посетителей после реконструкции в 2015 году. Безусловно, это было знаковое событие, поскольку ещё одна уникальная достопримечательность обогатила Беларусь.
125 лет назад здание возводили в так называемом стиле историзма с использованием элементов готики, ампира и модерна.
Вряд ли посетители усадьбы смогут где-то ещё увидеть такое разнообразие архитектурных стилей, собранных под одной крышей. К слову, только в прошлом году здесь побывало более 70 тысяч туристов из разных стран мира.
Красный – значит красивый
История усадьбы, расположенной в агрогородке Красный Берег Жлобинского района, начинается с 1528 года и связана с именитыми дворянскими родами, которые ею владели.
В 1867 году усадьбу с ещё деревянным домом купил инженер-полковник Бобруйской крепостной артиллерии Александр Богородский.
Интересно, что когда началась прокладка Либаво-Роменской железной дороги, то рельсы должны были пройти буквально под окнами имения.
В те времена многие, кто не был знаком с паровозом, воспринимали стальную машину как нечто ужасное.
Александр решил, что раскалённый пар из трубы железного чудовища будет обжигать крылья птиц и те будут падать на землю замертво.
Да к тому же грохот, шум от колёс – в общем, ни сна, ни отдыха. Нужно было срочно принимать меры. И Александр Богородский решил подкупить (благо коллеги) инженерную команду.
В итоге железнодорожное полотно перенесли на версту (1066,781 метра) от усадьбы. Однако инженер-полковник недолго любовался красотами имения.
Спустя какое-то время, видимо, не имея средств содержать усадьбу, Богородский продал её генерал-лейтенанту инженерии Михаилу Гаттовскому.
Новый владелец влюбился в живописное место. Ведь Красный Берег получил своё название не из-за цвета. Слово «красный» в данном случае обозначало «красивый».
Дальнейшие преобразования имения были связаны с дочерью владельца.
Тут следует сказать пару слов о Михаиле Гаттовском. Женился он достаточно поздно, в 40 лет, на представительнице старинного дворянского литовского рода Лаппо, которую звали Мальвина.
У них родились сын Александр и дочь Мария. Гаттовский обожал долгожданную дочь и решил сделать всё, чтобы она удачно вышла замуж. Он познакомился с богатейшей семьёй Поклевских-Козелл, происходившей с Витебщины.
К тому времени выходцы с белорусских земель стали видными виноторговцами и золотопромышленниками Урала, основали первое пароходство на реках Западной Сибири.
Михаил Гаттовский выдал дочь замуж за Викентия Поклевского-Козелл – наследника полуторамиллионного состояния, 55 домов, 17 усадеб по всей России.
Молодой муж увёз Машеньку в городок Талица (ныне в Свердловской области), где они поселились во дворце из 60 комнат.
Семь лет у них не было детей. Глубоко верующие родители-католики обратились с молитвой к Богу – на свет появляется дочь Мария.
И тогда Михаил Гаттовский решил на радостях подарить Красный Берег – одно из самых красивых и прибыльных имений – дочери, зятю и внучке.
Понимая, какая богатая и влиятельная семья у зятя, он не мог ударить в грязь лицом. Нужно было держать марку.
Ведь Викентий Поклевский-Козелл был не кто иной, как владелец чугуноплавильного и железоделательного заводов, шести винокуренных предприятий, золотого прииска, медного и серебряного рудников.
Гаттовский решил снести деревянный помещичий дом и возвести на его месте роскошную кирпично-каменную усадьбу.
Он обратился к известнейшему архитектору – профессору Петербургской академии художеств Виктору Шрётеру, который перестраивал Мариинский театр и возводил железнодорожный вокзал в Одессе.
Архитектор понимал, что нужно построить не просто дом, а что-то уникальное, одним словом, шедевр.
Генерал-лейтенант, который приобрёл имение за шесть тысяч двести рублей (корова стоила 7 рублей), вложил в строительство более 100 тысяч. А это при пересчёте на современные деньги около 2,5 миллиона долларов! Гаттовский так хотел счастья для красавицы дочери и любимой внучки, что не жалел никаких средств.
Начатое в 1890-м году строительство роскошной усадьбы было завершено за три года.
« Красный Берег расположен в 21 километре на северо-западе от Жлобина и в 104 – от Гомеля.
В 1917 году к власти пришли большевики.
Они не тронули усадьбу в Красном Береге, так как влиятельная семья перечисляла деньги в революционный комитет нового руководства страны. Однако к лету 1919 года Поклевские-Козелл поняли, что оставаться в России опасно. Их имущество было национализировано. Через Владивосток морским путём семья прибыла в Польшу.
– И что, ничего не прихватили из огромного состояния? – интересуюсь у старшего научного сотрудника Марии Ткачёвой, которая взяла на себя роль
экскурсовода.
– Перед тем как покинуть страну, Викентий Альфонсович заказал у сапожника несколько пар обуви, в подошву которой спрятал драгоценные металлы, – раскрывает секрет наш гид. – Какое-то время семья жила за счёт этого «сапожного золота». Средства постепенно закончились. Бывший владелец золотых приисков Викентий Альфонсович в 1929 году умер в однокомнатной квартире. Наследникам богатого аристократического рода пришлось искать работу.
Так, один из внуков владельца усадьбы в Красном Береге, которого в честь деда назвали Викентием, в молодости вынужден был продавать пылесосы. После работал на мясокомбинате в США, а затем в Италии открыл фирму по продаже радиотехнических деталей. До своей смерти в 2017 году Викентий Поклевский-Козелл жил в Великобритании.
Обещал посетить усадьбу, но не успел. К сожалению, по-русски Викентий не говорил, но при этом владел польским, английским, французским, итальянским и английским языками. И, памятуя о далёкой родине, назвал сына Сашей.
Однако с эмиграцией из России история с сокровищами некогда богатой семьи не закончилась. В 1944 году в доме Поклевских-Козелл в Талице, где в то время размещалась школа-интернат, воспитанники учреждения обнаружили тайник с золотом и серебром.
Времена были голодные. Побоявшись, что драгоценности отнимут взрослые, дети выменяли их на жмыховые лепёшки.
» За четыре года с момента открытия усадьбу посетили не только белорусы, но и гости из Испании, Франции, США, Германии, Италии, Болгарии, Прибалтики, Молдовы, Израиля, Грузии, Армении, Венесуэлы, Китая, Кореи, Японии и даже Австралии. «Только жители Африки пока до нас не добрались», – улыбается Мария Ткачёва.
На фундаменте из монет
Свои сокровища хранит и усадьба в Красном Береге.
– Есть легенда о том, что Михаил Гаттовский при закладке фундамента закопал под каждый из углов дома золотые монеты и произнёс заклинание: «Пока они будут лежать на месте, с усадьбой ничего не случится. Сколько бы времени ни прошло, какие бы войны ни прокатились по этой земле, дом будет стоять», – погружает в прошлое Мария Ткачёва.
– Кстати, недавно к нам приезжал знаменитый белорусский этнограф, культуролог, экстрасенс Иван Крук, который благодаря своим способностям заявил, что монетки там действительно находятся.
– Не боитесь, что кто-нибудь захочет их достать? – любопытствую.
– Это сложно сделать, так как придётся разрушить стены толщиной в метр, – развеивает опасения научный сотрудник.
Ценности же, которые спрятаны за мощными стенами, охраняют фантастические химеры на фасаде здания у огромной двери из моренного дуба.
36 комнат усадьбы – своего рода путеводитель по истории 12 стилей в интерьере. Здесь можно увидеть возвышенную готику, причудливые элементы барокко и утончённые линии классицизма.
Во время экскурсии Мария Ткачёва обращает наше внимание на предметы прошлого.
– Это подлинные наряды конца XIX века. Их уникальность отметил даже знаменитый историк моды Александр Васильев.
Чтобы платье хорошо село, талию на манекене пришлось утончать, – поправляет складку на ткани Мария Ткачёва. – Эти сахарница, тарелочка и чайник помнят тепло пальцев прежних хозяев.
Их нам вернула местная жительница.
Вот диван-козетка на низких, как у таксы, ножках. На похожем мог возлежать известный литературный персонаж Илья Обломов.
Старейшему же экспонату усадьбы – шкафу – 300 лет.
А это чудом сохранившееся деревянное кресло 1893 года помнит не только далёких владельцев.
Долгое время в помещениях усадьбы за партами занимались учащиеся сельскохозяйственного колледжа, который здесь располагался. Так, например, в зале рококо был кабинет эстетики.
Выпускники до сих пор вспоминают, как на лекциях рассматривали витиеватую лепнину на потолке.
А погрузиться в раннее Средневековье и полюбоваться проблесками сусального золота на неотличимом от дерева гипсовом потолке можно было на уроке русского языка.
» В усадьбе хранится старинная итальянская икона «Прибавление ума». Есть история о том, как к одной монашке в церковную лавку пришла девушка и попросила икону «Королева красоты». Монашка не растерялась и подарила «Прибавление ума».
Как во дворце султанов
Нельзя оставить без внимания и уникальный не только для Беларуси, но и, пожалуй, для всей Европы зал с резным потолком в мавританском стиле. Такой можно увидеть, наверное, только во дворце турецких султанов Альгамбра в испанском городе Гранада.
– Это шедевр! – искренне восхищается Мария Ткачёва. – Потолок родной. Время его не коснулось. Ручная резьба по алебастру (гипсу).
Сверху по стенам арабской вязью повторяется строчка из Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха».
Когда-то потолок покрывали лазурь и сусальное золото. Согласно документам, раньше здесь стояла инкрустированная перламутром мебель из Дамаска, а на полу лежали персидские ковры. Можете представить, какая это была роскошь!
Из арабской сказки мы отправляемся в Италию XVI века, где в то время в интерьерах господствовала вычурная манерность.
Маскарадные маски в оформлении окон зала отсылают к венецианской карнавальной традиции.
– Раньше здесь под камином был люк, ведущий в комнату-сейф, где хранились семейные драгоценности, – обращает внимание научный сотрудник. – От посторонних глаз проход скрывал жестяной лист. Сверху устанавливалась решётка, на которой зимой пылали дрова. Сейчас в потаённую комнату можно попасть через подвальный коридор.
Но это далеко не всё, чем может удивить усадьба.
Паркет одного из залов, к примеру, создаёт оптическую иллюзию. Издали его фрагменты кажутся круглыми, но как только нога ступает в комнату, геометрические фигуры становятся квадратными. По столетней плитке подходим к лестнице, оформленной в готическом стиле.
На огромном кованом украшении 1892 года ещё сохранилась пружина, к которой крепился трос, поднимавший канделябр со свечами.
Во время немецко-фашистской оккупации захватчики разместили в усадьбе свой госпиталь, но ни кованые украшения, которые зачастую отправляли на переплавку, ни лепнину, ни деревья в парке не тронули.
» Чтобы приток туристов стал ещё большим, по мнению сотрудников музея, необходимо установить дорожный знак с рекламой усадьбы Красный Берег на трассе М5, которая соединяет Гомель с Минском.
В семейной часовенке можно увидеть редкую икону-крест, фигурку ангела,
выполненную из воска, скульптуру святого Христофора, который покровительствует путешественникам, облачения ксендзов для литургии и многие другие интересные предметы.
– Согласно легенде, маленький мальчик попросил Христофора перенести его через реку, – рассказывает Мария Ткачёва. – Посреди реки ребёнок стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули.
«Это потому, что со мной все людские грехи, а я – Иисус Христос», – объяснил ребёнок. А затем Иисус крестил мужчину в реке под именем Христофор, «несущий Христа».
В музыкальном зале,
оформленном в стиле Людовика XVI,
в настоящее время клубы исторических танцев проводят роскошные балы, здесь регистрируются браки, вручаются премии и проводятся посвящения в профессию.
Рядом расположен зимний сад с экзотическими растениями,
где больше 100 лет назад после танцев кавалеры наедине с барышнями шептались о самом сокровенном.
А как напоминание о роде Поклевских-Козелл на горшках с растениями красуется их фамильный герб.
В лепнине же на стенах просматриваются символы счастья:
цветки пятилистника и свидетельствующие о знатности и богатстве прежних владельцев дубовые листья.
Вообще, говорить об усадьбе можно долго.
За два десятилетия реставрации удалось проделать огромную работу.
И как результат – по итогам республиканского туристического смотра-конкурса «Познай Беларусь» за 2018 год филиал «Красный Берег» Жлобинского историко-краеведческого музея признан лучшей малой старинной усадьбой страны.
» Площадь усадебного комплекса 10 гектаров, а два этажа дома занимают около 1000 квадратных метров.
Мария Дмитриевна предлагает напоследок прогуляться по парку в английском стиле, который включён в перечень памятников природы Беларуси.
Его разбил в конце XIX века главный садовник Варшавы Франтишек Шаниор.
– Ни одной берёзки вы тут не встретите, – отмечает Мария Ткачёва. – Большинство растений – редкие для нашей страны.
Ландшафт максимально приближен к природному. Парк охраняет красивый чёрный ворон. Сколько ему лет? Говорят, что они живут до 300, так что наш, возможно, застал ещё бывших владельцев.
Благодаря ворону в парке обитают только благородные птицы.
Остальных он просто изгоняет. А ещё к нам каждый год прилетает семья аистов: Стасик и Стася.
Своим клёкотом они радуют посетителей усадьбы. В глубине парка находится ещё одна достопримечательность – совиный камень с глазками. Он исполняет самые сокровенные желания. Но только при выполнении определённых условий…
– И что, правда, исполняет? – недоверчиво интересуюсь.
– Недавно был посетитель. Он рассказал, что шутки ради в конце экскурсии обнял валун. И ровно через год день в день его желание сбылось.
Прибыл за новым. Приезжала из России племянница моего мужа Анна. А у неё долго ребёночка не было. Обняла совиный камень и, представляете, через год у неё родился замечательный сынок Марк. А недавно девочка прямо с туристического автобуса подбежала ко мне, стала прыгать вокруг на одной ножке, просить отвести к камню: «Я просила смартфон. Сбылось! Хочу загадать новое желание».
– Откуда сила у камня? – перефразирую вопрос героя киноленты «Брат-2».
– Когда Поклевские-Козелл уехали за границу, управляющий имением Вацлав Манчуйский, будучи честным человеком и дальним родственником хозяев, решил спрятать фамильные драгоценности в этот камень, – пересказывает легенду Мария Ткачёва. – В выдолбленные отверстия он запрятал изумруды, бриллианты и золотые монеты. Дырочки замуровал, а валун столкнул в реку Добасна. Течение и время сделали своё дело. Сокровище вымыло водой, и когда валун подняли на поверхность, он был пустой. Но, видимо, из-за долгого соприкосновения с драгоценностями камень приобрёл волшебную силу.
Однако этнограф Иван Крук сказал, что валун гораздо древнее и управляющий имением эти «глазки» не делал. Они уже были. Причём, как пояснил Крук, камень хочет, чтобы его каждый раз благодарили за исполненные желания.
От искушения прикоснуться к совиному камню не удержались и мы. Вдруг желание исполнится. Тогда будет повод снова навестить это прекрасное место, таящее в себе ещё так много всего загадочного.