что посмотреть в лукояновском районе

Лукоянов и Лукояновский район

Лукоянов — город на юге Нижегородской области, административный центр Лукояновского района.

Лукоянов расположен в верховьях реки Тёши, в 173 километрах от Нижнего Новгорода, на железной дороге Нижний Новгород — Красный Узел (Ромоданово) и шоссе Нижний Новгород — Пенза.

История Лукоянова начинается в XVI веке, когда он впервые упоминается как деревня, образовавшаяся вокруг водяной мельницы некоего Ивашки Лукоянова.

С середины XVII века Лукоянов становится экономическим селом.

В 1779 году село Лукояново было преобразовано в город, центр Лукояновского уезда.

Пожар 1817 года уничтожил город Лукоянов дотла, однако позже был заново отстроен.

В городе работают народные музеи: краеведческий и мордовской культуры.

Лукояновский район

Лукояновский район — административно-территориальное образование (район) в Нижегородской области с центром в городе Лукоянове.

Образован в 1929 году из Лукояновского уезда, который, в свою очередь был появился во времена территориальной реформы в 1779 году.

В Лукояновском районе 73 населённых пункта в составе двух городских (Лукоянов и посёлок Степана Разина) и шести сельских поселений.

Лукоянов и Лукояновский район на карте

Карта Лукояновского района и Лукоянова с достопримечательностями

GPS координаты: 54.993026, 44.498116

Список достопримечательностей Лукояновского района

Всего 24 статьи с 1 отзывом по теме Лукоянов.

Источник

Лукоянов

Описание

что посмотреть в лукояновском районе

Лукоя́нов (эрз. Лугаян ош) — город (с 1779) в Нижегородской области России. Город расположен в верховьях Тёши, в 173 км к югу от Нижнего Новгорода, на железной дороге Нижний Новгород — Пенза и шоссе Нижний Новгород — Саратов. Железнодорожная станция.

Возник в XVI веке как деревня, выстроившаяся вокруг водяной мельницы некоего Ивашки Лукоянова. С середины XVII века Лукоянов становится экономическим селом.

По административной реформе, проведенной Екатериной II, в 1779 году село Лукояново было преобразовано в уездный город Лукояновского уезда. 16 августа 1781 году был утвержден герб города Лукоянова: в верхней части щита — Нижегородский герб, а в нижней — на зелёном поле два золотых лемеха — знак плодородия этих мест.

В последние годы в состав города вошли соседние населённые пункты, в том числе село Кудеярово, которое предания связывают с известным разбойником Кудеяром.

В соответствии с приложением к Федеральной целевой программой «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002—2010 годы)», город Лукоянов отнесен к категории исторических городов России.

Город имеет богатую культурную историю.

Он тесно связан с именем А. С. Пушкина. Поэт несколько раз бывал в городе по пути в своё нижегородское имение Большое Болдино, которое входило в состав Лукояновского уезда. Также, Пушкин приезжал в город по вотчинным вопросам. Свидетелем его пребывания является дом по ул. Пушкина — бывшая гостиница Агеева (ул. Пушкина, 326), где поэт жил во время визита в Лукоянов.

Отдельные моменты истории города и быта его жителей А. С. Пушкин отразил в своем неоконченном произведении «История села Горюхина». В городе сохранился дом Ольги Калашниковой-Ключаревой — дочери приказчика болдинского имения, прообраза главной героини пушкинского произведения «Русалка».

В конце ХIХ века в городе и уезде вёл активную общественную работу известный писатель В. Г. Короленко, который отразил собственные впечатления о Лукоянове в очерке «В голодный год».

Город неразрывно связан с именами таких литераторов, как П. И. Мельников — Печерский, П. Д. Боборыкин, А. Н. Островский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, С. Т. Аксаков, А. И. Патреев, М. И. Суетнов, Н. И. Кочин.

Уроженцами города и населённых пунктов района являются выдающиеся деятели науки, культуры, государственного управления: Н. Н. Блохин, В. А. и Г. А. Куманевы, Ф. Г. Мортин, М. Ф. Рожков, Н. П. Синицин, А. А. Спасский, М. И. Сумгин, В. И. Талиев, В. И. Тихонов, Н. Н. Урванцев, Ю. Ф. Юдичев, А. А. Петровский.

С городом связаны имена видных деятелей Русской Православной Церкви: П. П. Покрышкина, Варлаама Чикойского. В Лукоянове родились и жили дед и отец Патриарха Кирилла.

Зимой 2009 года завершено строительство каменной Покровской церкви. 1 ноября 2009 года в ней был установлен трёхъярусный иконостас. Храм освящен в августе 2010 года Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Источник

Лукояновские истории и тайны так и хочется поведать всему миру

что посмотреть в лукояновском районе

что посмотреть в лукояновском районе

что посмотреть в лукояновском районе

Много сотен лет Кельмелисьмалеень Лисьмапря – Родник холодного оврага – дарил людям чистейшую сладкую водицу. При Советах, было дело, засыпали его землей, завалили камнями. Но вновь живет источник, и по этому поводу автору настоящей заметки прямо под журчание родника рассказали замечательную историю.

Дело было жарким сентябрьским днем, где-то в конце второго тысячелетия от Рождества Христова. Бригада трактористов ударно потрудилась, в честь чего был устроен небольшой банкет прямо близ дороги. Вот только с горячительным оказалась сложность: в те времена водку отпускали понемногу и то по талонам. Достали откуда-то спирта. А разбавить нечем. И тут кто-то вспомнил, что вооон под теми деревьями – бабушка в детстве рассказывала – вроде был родник, только завален он сильно, спрятан. Пришлось трактористам еще немного потрудиться…

Через некоторое время вокруг родника, бьющего из-под корней древних деревьев, возродилось и особое пространство – многофункциональная поляна. Когда-то, говорят, эта поляна была молельной. Сегодня там есть место народным праздникам и старинным обрядам, традиционным спортивным состязаниям, эрзянским святыням, героям и чтимым людям. Летом проводится межрегиональный фестиваль Эрьзя Лисьмапря, собирающий тысячи гостей отовсюду.

С краю поляны имеется пологий холмик, и он… растет: старейшины, собираясь вокруг, просят у духов добра, здоровья, мира, а затем каждый подсыпает принесенную с собой пригоршню земли.

Превратил поляну в настоящий этнопарк Николай Иванович Аношкин – ученый, скульптор, руководитель музея народа эрзя. Вместе со своим сыном Николаем он создал резные деревянные изображения богов, духов и героев эрзя. Находится это чудо в Лукояновском районе Нижегородской области, близ села Новоселки. Атмосфера там удивительная! Словно не посреди поля стоишь, а в уютном доме, где каждая травинка дышит гостеприимством и каждое дерево кивает тебе с пониманием, готовое принять в теплые объятия.

Совсем недавно мы, нижегородцы, пили чудесную воду и дышали благодатным воздухом. Всего-то сто с небольшим километров от Нижнего Новгорода – и вот уже совершенно другой мир, мир захватывающих дух природных красот и древних верований. Видели бы вы, какой там календарь под открытым небом – с яйцами и хлебами, ветрами и снегами! К слову о времени: на той поляне оно «одновременно». Рядом с Инешкепазом, эрзянским богом-творцом, стоят скульптуры вполне исторических представителей эрзя: инязора (князя, то есть) Пургаза, прославленной «разбойницы» Алены Арзамасской, скульптора Степана Эрьзи, руководителя эрзянского восстания Несмеяна Васильева, певицы Лидии Руслановой…

Между тем, как признают эксперты, с сохранением и живой жизнью эрзянской нации дело могло бы обстоять лучше. Носители языка – преимущественно старики в деревнях – уходят: молодежь стремится в города, где разговаривает, естественно, по-русски. Для того чтобы поддерживать язык, необходимы учебники, педагоги, Хотя бы кружки по его изучению.

Перенесемся в Лукоянов – старинное поселение возрастом почти в пять веков. Симпатичная малоэтажная застройка, множество цветов и плодовых деревьев, ухоженные улочки производят самое приятное впечатление города-сада. Кстати, в нижней части лукояновского герба, под «веселой козой» изображены два золотых лемеха, символизирующие плодородие этих мест.

Если окрестности Лукоянова – рай для этнографа, то собственно город представляет собой территорию, густо насыщенную историческими и культурными местами.

Взять, например, соседнее село Кудеярово. Предания связывают его с легендарным разбойником Кудеяром, щедро нашпиговавшим землю богатыми кладами: ищи – не хочу.

В Лукоянове родились и жили дед и отец патриарха Кирилла.

В Лукоянове, в семье земского врача родился всемирно известный хирург и онколог Николай Николаевич Блохин. Когда Блохины переехали в Нижний Новгород, они подарили дом городу: в особняке был организован первый народный музей.

В Лукоянове несколько раз бывал Пушкин, и не только транзитом, по дороге в Большое Болдино, но и по вотчинным вопросам. Сохранился дом, где поэт жил во время лукояновских визитов – бывшая гостиница купца Агеева (современный адрес: улица Пушкина, 326).

Еще один «пушкинский» дом в Лукоянове – под номером 47 по улице Коммуны, бывшей Почтовой – хранит и вовсе удивительную историю. В нем жила Ольга Калашникова-Ключарева: дочь управляющего селами Михайловское и Болдино, бывшая крепостная Пушкина, с которой у поэта была романтическая связь, и от этой связи даже родился сын Павел… проживший всего два месяца. В 1830 году Пушкин подписал красавице вольную. Позже Ольга вышла за лукояновского чиновника Ключарева – как оказалось, человека пьющего и во всех отношениях неположительного, очень страдала и в письмах умоляла Пушкина о материальной помощи.

Вынужденное расставание поэта с Ольгой легло в основу известной его поэмы.

Как известно, Пушкин рисовал на полях, а то и прямо поверх слов, иллюстрируя некоторые свои произведения. Сохранился рисунок, набросанный поперек рукописи: берег реки, водяная мельница. Молодая девушка, сжав руки «сердечком», возмущенно внимает уговорам бородатого старика, а к ним приближается всадник. С этой сцены, как известно, начинается «Русалка».

– Проблема в том, что мы почти ничего не знаем друг о друге, – сказал недавно велопутешественник, проехавший от Иркутска до Москвы и открывший для себя множество миров.

Это действительно проблема: в упор не видеть соседей. А ведь достаточно сесть на электричку, на велосипед, проехать сотню километров от областного центра – и лицом к лицу встретиться с неизведанным. Как рассказать об этом молодежи? Да что молодежи, многие взрослые, как говорится, не всегда «в курсе». На активное просветительство направлены мероприятия проекта «День открытых дверей», который реализует АНО «Центр журналистских технологий» при поддержке министерства внутренней региональной политики Нижегородской области.

Идея проекта «День открытых дверей» – формирование уважительного отношения к языку, культуре, традициям народов, проживающих на территории Нижегородской области.

Недавно в Лукоянове при участии отдела культуры и спорта Лукояновского муниципального района состоялся День информационного обогащения «Единство в многообразии». На трех интерактивных площадках участники Дня обсудили вопросы, связанные с использованием новых форматов работы и усиления активности в социальных сетях.

В зале МКЦ «Железнодорожник» участников проекта приветствовали глава местного самоуправления Сергей Малышев и начальник отдела культуры и спорта Лариса Семьина.

Затем часть участников образовала интерактивную площадку, где эксперт проекта доктор политических наук, профессор НГЛУ им. Добролюбова Елена Кузнецова прочитала лекцию «Сохранение и трансляция форм культурного наследия», а директор АНО «Центр журналистских технологий» Наталья Скворцова провела анализ сайтов организаций культуры Лукояновского района. Директор НРОО «Татарский национальный центр» Фарит Аймалетдинов (Сергач) представил опыт работы своей организации по сохранению татарского языка и традиций.

В Центральной детской библиотеке эксперт проекта кандидат педагогических наук Светлана Осипова провела презентацию программы «Опыт работы с детьми по тематическим программам в условиях сложного мультикультурного района», сформулировала рекомендации по развитию работы в этом направлении, ответила на вопросы коллег.

В лукояновском этнопарке руководитель ОО «Местная национально-культурная автономия Мордвы Лукояновского района» Марина Голодова рассказала об истории создания этого уникального объекта и работе по сохранению эрзянской культуры.

Участники договорились о том, что работа с экспертами проекта будет продолжена в формате консультаций, в том числе онлайн.

Источник

Эрзянские святыни Лукояновского района Нижегородской области

что посмотреть в лукояновском районе

что посмотреть в лукояновском районе

Как и мордва эрзяне были и частично остаются язычниками.

Мы уже были на некоторых из Мордовских (Эрзянских) священных мест: Эрзянская священная роща Касанихинское мольбище ; Эрзянская священное урочище мольбище у деревни Инютино ( Б огородский район):

На этот раз мы решили посетить Эрзянские святые места места в Лукояновском районе: Священная роща Явлей, Священная роща Лукаш (Лугакужо) на территории которой еще есть священный источник Лукаш и Алтатный камень предков, а также посетить священный Маар (курган) Кшекуравай.

В одни из выходных в середине августа 2013 г. мы рано утром, выехали из Нижнего Новгорода в сторону Лукояновского района.
Посетив по дороге мемориальный комплекс с могилой Ленинградской пионерки Тани Савичевой

и источник Кипячий ключ в Шатках,

проехав Лукоянов, мы направились на разведку дороги к священной рощи Явлей.

Попытка побывать в священной роще Явлей удалась лишь отчасти. Согласно карте Яндекс между деревнями Чиргуши и Нехорошево через эту рощу проходит дорога, которой на самом деле в настоящее время нет.

Была сделана попытка дойти до рощи Явлей с Болдинской трассы.

Заброшенные черноземные поля, о которых можно судить по чернейшим муравьиным и кротовым земляным кучам, сильно заросли березами и густой высокой травой. С большим трудом удалось приблизиться лишь на расстояние 2.5 км (пройдя от дороги всего около 700 м.) и удовольствоваться несколькими сделанными обзорными фотографиями, правда с такого расстояния роща Явлей просматривается довольно хорошо и полностью (на заднем плане фото):

Для того, чтобы дойти до самой рощи, потребовалось бы еще много времени, которого у нас не было, ведь впереди еще предстояло побывать в священной роще Лукаш и на кургане Кшекуравай.

Там мы увидели очень красивые деревянные скульптуры,

памятник предкам и т.д.

Там же находится и священный источник (ознумалей) Лукаш (Эрзянское название этого почитаемого несколько сотен лет родника «Кельмелисьмалеень лисьмапря»):

По имеющимся объявлениям на эрзянском языке понятно, что здесь, в этнопарке Эрзянь Мастор часто проходят различные праздники, слеты с конкурсами песен и плясок.

Стоит еще немного проехать в сторону Новоселок, как справа на обочине появится табличка Лукаш (Лугакужо):

Мы свернули от нее направо и добрались до середины леса с установленной там табличкой:

(после дождей половину пути пришлось пройти пешком).
От таблички начинается тропа вглубь рощи к Алтарному камню предков:

Это небольшой валун, на котором, как считается, раньше приносили жертвы, рядом с ним имеется табличка и столик для подношений:

Действительно приносились ли на этом камне жертвы? Координаты камня составили: 55°05.134 N 44°44.444 E

Красивые деревянные скульптуры в этнопарке Эрзянь Мастор, святой источник Лукаш, довольно легко найденный алтарный камень предков- все очень понравилось. Чувствуется, что это были действительно древние святые места для живших здесь еще задолго до русских народов эрзя.

Осталось посетить последнее святое место Маар (курган) Кшекуравай.

древние идолы, практически разрушенные ворота, столики для подношений, древние дубы.

Все говорило о том, что здесь было когда-то тоже Эрзянское мольбище. Но где же сам Курган Кшекуравай?

Чтобы найти курган, продолжил Саша, надо было сразу, как мы подошли к лесу с востока через поле, не двигаться вдоль него, а зайти на север в лес по первой дороге, метров через 700 там должна быть старая просека, повернуть на нее налево, метров через 200 будет стоять идол: если встать к нему лицом, то курган будет слева метрах в 150.

Если бы не Саша, мы бы ни за что не нашли этого кургана, но даже имея довольно подробное описание дороги, с учетом того, что все дороги заросли и завалены, а просека практически не заметна, найти Кшекуравай было довольно сложно. Потратив около двух часов, налазившись по завалам и густому лесу, мы наконец натолкнулись на идола (вырезанного из дерева дедушку) с прибитой доской с названием кургана:

Найти сам курган было уже проще. От этого идола до кургана попались еще два указывающих дорогу идолов:

И вот наконец сам Маар (курган) Кшекуравай:

Вот, что пишется про этот курган на сайте мистических мест Нижегородской области:

Действительно курган имеет явно искусственное происхождение, размеры его, как и написано, действительно около 30 метров в диаметре, высота около 3-4 метров, и это на ровном месте!! (из-за того, что курган сильно зарос лесом, получить представление о нем по фотографии довольно сложно).На плоской вершине установлена мраморная табличка с его названием:

Рядом видны следы каких-то раскопок, возможно, какие-то «следопыты» пытались здесь чего-то найти.

Уже около 8 часов вечера усталые, но довольные мы остановились на ночевку рядом с небольшим прудом, отъехав немного от Березовки.

На следующее утро, по возвращении домой, у нас еще было время и мы свернули с трассы у Шатков, что бы заехать посмотреть на Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь в селе Понетаевка и усадьбу Карамзина в Рогожках.

Понетаевский монастырь поразил своим архитектурным ансамблем, особенно своей величественной колокольней.

Сейчас Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь имеет статус скита Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. На территории его открыт приход с действующими храмами: Всех Скорбящих Радость, Сергия Радонежского.

Но большую часть территории бывшего монастыря уже много лет занимает психоневрологический интернат для душевно больных.

Далее, доехав до трассы Первомайск-Арзамас, мы заглянули еще и в усадьбу Карамзина в селе Рогожка.

В этой усадьбе мы прогулявшись по её аллеи, парку

и посетили могилу могилу её хозяина, где он похоронен вместе с супругой.

А еще мы посмотрели на сильно заросший ряской главный барский пруд с плавающей беседкой.

Довольные насыщенно проведенными выходными и полученными впечатлениями, мы уже без остановок вернулись в Нижний Новгород, проехав через Арзамас с его красивейшими храмами.

Источник

Что посмотреть в лукояновском районе

В районе проживает 33,34 тыс. чел. Площадь района — 190 тыс. га.

Время заселения территории современного Лукояновского района относится к концу неолита и началу ранней бронзы (примерно 5 тысяч лет назад). В 1 тысячелетии н.э. всю территорию междуречья Оки, Волги, Суры и Мокши заселяли мордовские племена. До второй половины ХVI века территория района была заселена очень слабо. Это объясняется тем, что Нижегородское Поволжье с XII века в течение более 400 лет являлось пограничной областью сначала русских княжеств, а затем централизованного Русского государства.

Оно было ареной многочисленных кровопролитных войн сначала с Волжской Булгарией, а затем с полчищами Золотой Орды, с Казанским ханством, ногайскими кочевниками и другими захватчиками.

Сюда различными льготами привлекались служилые люди; сюда также, спасаясь от помещичьего гнета, самостоятельно переселялись беглые крестьяне. Одновременно с этим царское правительство приступило к широкой раздаче местных земель и угодий русской, татарской и мордовской знати, участвовавшей в казанских походах Ивана Грозного. Началась колонизация края русскими переселенцами.

В XVI веке в писцовых книгах говорится о Ивашке Лукоянове, который поселился в верховьях Теши и поставил мельницу. Он и положил начало деревушке Лукояновой.

В 1779 году село Лукояново вместе с рядом сел Нижегородской губернии было преобразовано в город.

В Лукояновском уезде существовали кустарные промыслы. Каждое село в уезде имело свою хозяйственную «специализацию», свои традиции, секреты. В условиях натурального хозяйства села обменивались изделиями своих промыслов, что стимулировало развитие товарно-денежных отношений.

В XVII – XVIII веках Лукояновский уезд по указу императорского двора активно поставлял в Санкт-Петербург поташ. Поташ получали при пережигании дубовых и ольховых (еловых) дров. Как химикат он употреблялся при производстве стекла, мыла, красок, пороха и других изделий. Правительство всеми мерами поощряло добычу поташа и смольчуга, которые были одной из важнейших статей вывоза в Англию и Голландию и получения государственного дохода.

В ноябре и декабре 1917 года лукояновские коммунисты совместно с революционными рабочими и крестьянами уезда развернули активную работу по установлению Советской власти на местах. Война 1918 года сильно подорвала экономику Лукояновского уезда.

В настоящее время Лукояновский район является одним из крупнейших сельскохозяйственных районов юга Нижегородской области. На территории района находятся 53 предприятия, занятых производством сельскохозяйственной продукции, из них 28 фермерских хозяйств; а также 7 крупных и средних предприятий промышленности следующих отраслей: машиностроение, стекольная, легкая, пищевая.

По природным особенностям Лукояновский район можно разделить на две части: северную, более равнинную и более степную (к северу от линии железной дороги Поя – Лукоянов – Николай Дар), и южную, более холмистую и более лесную (к югу от этой линии). Поверхность территории района представляет собой холмистую равнину, имеющую волнистый характер, хорошо расчлененную речками, оврагами, долами и логами, приподнятую от 150 до 238 метров над уровнем моря.

По территории района протекают следующие реки: Вышовка, Сухая Чеварда, Мокрая Чеварда, Санка, Пандус (Пандуга), Панзелка, Ирса, Сухая Ирса, Печка, Арзинка, Мадаевка, Ковач и ручей Меньшовка, относящиеся к водоразделу реки Алатырь;

Большинство рек, протекающих в Лукояновском районе, небольшие, поэтому население для хозяйственных нужд вынуждено было создавать пруды. В настоящее время их в районе 122.

Из достопримечательностей района вблизи Лукоянова – памятник природы областного значения:

роща Магницкого (площадь 802 га). Роща была заложена в 1953-1956 годах лукояновцами-энтузиастами под руководством Александра Феоктистовича Магницкого.

Большое Мамлеево – Памятник градостроительства и архитектуры – Казанская церковь. Датировка объекта – 1870 год.

Большое Маресьево – Памятник градостроительства и архитектуры – Никольская церковь. Датировка объекта – 1783 год.

Кельдюшево – Памятник градостроительства и архитектуры – Покровская церковь. Датировка объекта – 1903 год.

Кудеярово – Памятник градостроительства и архитектуры – церковь. Датировка объекта – XIX век. Памятник истории – могила Деманова Георгия Георгиевича (1915-1974 гг.), Героя Советского Союза.

Неверово – Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – 1785 год.

Нехорошево – Памятник градостроительства и архитектуры – Макарьево-Унженская церковь. Датировка объекта – 1861 год.

Панзелка – В Панзелском лесничестве есть интересные объекты: бывший барский дом (GPS-координаты объекта: N54.858478 E44.344062), Панзелский пруд, а также Разинский камень, с которым связана легенда о зарытых под ним сокровищах Степана Разина (GPS-координаты объекта: N54.851778 E44.336022).

Перемчалки – Памятник археологии федерального значения: Мордовский могильник (могильник Перемчалкинский) (конец IX – начало X вв.).

Саврасово – Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – 1869 год.

Ульяново – Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – начало XX века (храм построен после 1904 года).

Шандрово – Памятник истории – могила Немцева Семена Семеновича (1914-1975 гг.), Героя Советского Союза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *