что посмотреть в новохоперске
Тур выходного дня. Хопёрский заповедник и аномальное озеро
КАК ДОБРАТЬСЯ
На автобусе от центрального автовокзала (Московский проспект, 17), билет обойдется в 600 руб.
На автомобиле ехать около трёх часов, расстояние более 200 км. Добираться через Новую Усмань и Анну.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Краеведческий музей
В музее несколько тематических залов: «Природа», «Хоперская старина», «Этнография», «История первой половины XX века», «Боевая слава», «Вторая половина XX века». История музея связана с Чехословакией. Во время Великой Отечественной войны на территории СССР была образована 1-я Чехословацкая отдельная бригада. Её штаб находился как раз в здании будущего краеведческого музея. Занятия и обучения велись с 9 мая 1943 года. К 30 сентября бригада насчитывала 3 517 человек. Вскоре бригада была переброшена на 1-й Украинский фронт. Она участвовала в Киевской наступательной операции, отличилась при штурме Киева и Белой Церкви. Чтобы узнать больше об историческом прошлом Новохоперска, стоит посетить музей.
ул. Дзержинского, 7. Время работы с 8:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 13:00. Тел +7 47353 3-13-95. Билет 100 р.
Хопёрский заповедник
Хоперский заповедник — один из старейших заповедников России, основанный в 1935 году. Благодаря ему сохраняются экологические системы долины реки Хопер. На территории заповедника раскинулись старовозрастные леса с дубравами и ольшаниками, сотнями пойменных озер. Это дом для множества видов растений и животных. Особо охраняемый обитатель и символ заповедника — русская выхухоль. Для посещения туристических маршрутов, прохода на байдарках и остановки в кемпинге вам понадобится разрешение. Оформить его можно на сайте заповедника hoperzap.ru или по телефону 8 (47353) 48-119. При Хопёрском заповеднике работает Музей природы, который рассположен в здании 1890 года постройки. До 30 сентября он открыт для посетителей ежедневно до 16.00. Заказ экскурсии по телефону: : 8(47353)48-150.
Координаты: 51.205238, 41.720861, билеты от 150 р.
Воскресенский собор
Само здание собора выполнено в русском стиле по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Основание храма представляет собой крестовокупольную форму: пять куполов, трехъярусная колокольня. В Воронежской области это был один из немногих храмов, столь удачно вписанных в городскую среду и окружающий ландшафт. Сегодня храм обновляется, внутри идет роспись стен и алтарей, на территории близится к завершению постройка нового четырехэтажного приходского дома.
Аномальная зона
Озеро Желтояр (фото с сайта drive2.ru)
Координаты: 51.080021, 41.676062
Рынок и необычные сувениры
Центральный рынок, ул. Базарная, 3
Смотровая площадка в Алфёровке
Координаты: 51.194102, 41.667655
Многолетний дуб
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ
Отель «Ночлег». Дом весьма скромный, но всё необходимое для комфортного проживания есть. 1500 руб/ночь.
ул. Степана Разина, 12
ГДЕ ПЕРЕКУСИТЬ
Кафе «Встреча». Здесь довольно разнообразное меню: от шашлыка до пельменей ручной лепки. Цены демократичные, можно сытно пообедать на 150-200 рублей.
Славная история Новохопёрска: Червлёный Яр, крепость, судоверфи…
Полюбовавшись красивейшими местами около села Пыховка, мы отправились дальше, в сторону Новохопёрска. Вновь потянулись бескрайние просторы Воронежской области.
Пойменные луга реки Савала
Все поля были уже убраны, заготовлено сено.
Пейзажи Воронежской области
Пейзажи Воронежской области
Балка
Вскоре мы приехали в город Новохопёрск. Он расположен на реке Хопёр, притоке Дона, в 200 километрах от Воронежа. Население в этих краях появилось еще в эпоху античности. Позднее здесь жили бродники (от слова «бродить»), которые неоднократно упоминаются в русских летописях, — потомки хазар, булгар, огузов и других народностей, сыгравшие важнейшую роль в возникновении казачества. Это была территория Червлёного Яра — первого казачьего государства, одно время подчинявшегося Золотой Орде.
Новохопёрск
В XVI-XVII веках хопёрские казаки возводили постоянные поселения — городки. На месте нынешнего Новохопёрска в середине XVII века возник Пристанский городок. Здесь селились казаки и беглый люд из Рязанских и Тамбовских земель. Через Пристанский проходила «Ордобозарная дорога» — торговый путь из Москвы через Рязань и Касимов в Астрахань. Здесь же была основана судоверфь, где строились струги для первого, времен царствования Алексея Михайловича, русского флота на Дону.
В 1698-1699 годах кумпанствами (товариществами) князя Бориса Алексеевича Голицына, Фёдора Юрьевича Ромодановского и стольника Ивана Большого-Дашкова на Пристанской судоверфи были построены и спущены на воду корабли «Безбоязнь», «Благое начало» и «Соединение», принявшие участие в Керченском походе 1699 года.
Новохопёрск
Хопёрские казаки принимали активное участие в восстании Степана Разина (1670-1671). В 1708 году Пристанский городок оказался в эпицентре восстания Кондратия Булавина (1707-1708) — здесь он собирал свое многотысячное войско для похода на Черкасск. Именно этим можно объяснить ту жестокость, с которой царские войска разорили Пристанский и другие казачьи городки в 1709 году. В 1710 году была заложена дерево-земляная крепость — будущий Новохопёрск. Под защитой Хопёрской крепости возникли слободы Пыховка, Красненькая, Алфёровка.
Старый дом в Новохопёрске
Чертеж Новохопёрской крепости был составлен лично Петром I. Строительство было поручено Воронежскому вице-губернатору Степану Андреевичу Колычеву (1674 или 1679-1735). Крепость, окруженная земляным валом, была рассчитана на полторы тысячи служивых людей, в её деревянных башнях находилось 26 пушек. Была учреждена новая судоверфь для строительства кораблей Азовской флотилии.
Новохоперск. Общий вид с Селивановой горы (конец XIX — начало XX веков)
Новохопёрская судоверфь сыграла важную роль во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. По указу Екатерины II для борьбы с турецким флотом была создана «Донская экспедиция», которую возглавил контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин (1722-1797).
На Новохопёрской судоверфи были заложены парусные 32-пушечные фрегаты «Первый» и «Второй», боты «Елань», «Хопёр», «Курьер», корабли «Таганрог», «Корона», «Азов», «Новопавловск», «Морея» и другие. На борту фрегата «Первый» в составе экипажа служил будущий командующий Черноморским флотом и один из отцов-основателей Севастополя адмирал (в то время лейтенант) Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817).
Новохопёрск
Строительство кораблей на Новохопёрской судоверфи продолжилось и после 1774 года. В 1779 году Новохопёрск получил статус города.
Администрация Новохопёрского муниципального района Воронежской области
Одна из ярких достопримечательностей Новохопёрска — Воскресенский собор с престолами Воскресения Христова, «Скоропослушница» иконы Божией Матери, Петра и Павла. Он находится на территории бывшей Новохопёрской крепости. Прежде на этом месте стоял деревянный Воскресенский собор 1715 года. Существующий ныне собор был построен на средства купца В.М.Степанова между 1861 и 1865 годами по образцовому проекту К.А.Тона.
В это же время в Новохопёрск была переведена Богоявленская ярмарка, одна из крупнейших в России того времени. Первая ярмарка, длившаяся четыре недели, состоялась в январе 1866 года. Для её проведения были срыты остатки земляных укреплений (большая их часть была уничтожена еще в 1851 году), на освободившейся площади построены торговые лавки. Заметно изменился и сам город: старые дома были обновлены, возведены новые. Богоявленская ярмарка проводилась до 1872 года, принося городской казне ежегодный доход в размере 50 и более тысяч рублей.
В настоящее время в список памятников архитектуры Новохопёрска включены около 60 зданий. Среди них: Воскресенский собор (1865 год), Крестовоздвиженский собор (между 1774 и 1859 годами), Троицкая церковь (1835 год), земская больница (1902 год), женская гимназия (1903-1907 годы), торговые ряды XIX века, мужская гимназия (начало XX века), здание коммерческого банка (1915 год), здание жандармерии (начало XX века), приходское училище, здание пожарной части, железнодорожный вокзал конца XIX века и другие.
Старинное здание
Еще одна достопримечательность Новохопёрска — Новохопёрский краеведческий музей (ранее — музей советско-чехословацкой дружбы). Он находится в здании, где с мая по сентябрь 1943 года размещался штаб Первой отдельной чехословацкой пехотной бригады. Позже она была преобразована в 1-й Чехословацкий армейский корпус, который участвовал в боях за освобождение Киева и Чехословакии. Перед входом в музей установлен якорь в память о Пристанской верфи, изготовленный в мастерских Воронежского адмиралтейства в начале XVIII века. Найден в пойме реки Хопёр на косе Лучке.
Новохопёрск связан со многими известными людьми. В 1899-1902 годах в слободе Красненькая Новохопёрского уезда по приглашению управляющего имением Раевских три лета подряд жил и работал композитор Сергей Васильевич Рахманинов. В гражданскую войну в окрестностях Новохопёрска воевал юный Аркадий Гайдар. В 1919 году в Новохопёрске работал в качестве корреспондента «Известий» писатель Андрей Платонов, отразивший свои впечатления от этой командировки в романе «Чевенгур». В Новохопёрске родились многие заслуженные деятели науки и искусства СССР, России и Украины.
Рядом с Новохопёрском расположен Хопёрский заповедник, созданный в 1935 году для сохранения среды обитания русской выхухоли. Многие растения и животные, обитающие здесь, занесены в Красную книгу.
Спуск к Хопру
Надеюсь, вы смогли убедиться, что Новохопёрск — очень интересный старинный город. Он входит в список исторических городов России, с ним связаны многие ключевые события нашей истории.
Река Хопёр
К сожалению, туристическая инфраструктура в городе не развита. Гостиниц в Новохопёрске нет (по крайней мере, ни на Букинге, ни на Трипадвизоре я не обнаружила). Ближайшие гостиницы находятся в Борисоглебске (66 км по дороге) и других городах. Из кафе есть только одно, судя по отзывам Трипадвизора, весьма хорошее: «Встреча» (ул. Плотникова, 10).
Окрестности Новохопёрска
Думаю, в Новохопёрске однозначно стоит побывать всем, кто интересуется русской историей и культурой.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Новохоперск
Новохоперск — старинный город в Воронежской области. До 17 в. в этих местах жили донские казаки, в 17 столетии население Новохоперска участвовало в восстаниях Степана Разина, а век спустя тут строили первые корабли Черноморского флота.
Исторический центр города очень компактный, здесь сохранился пятикупольный собор Воскресения Христова 1865 г., руины церкви Воздвижения Креста Господня 19 в., а также здания женской и мужской гимназий начала 20 в.
Как добраться
В Новохоперск из Воронежа можно попасть на автобусе, который отправляется с центрального автовокзала. На автомобиле в город можно проехать по трассе М4 до Рогачевки, затем свернуть на А144 и ехать, ориентируясь по указателям, через Подгорное и Елань-Колено.
Крепость на Хопре
Крепость, которая впоследствии стала городом Новохоперском, появилась на берегах реки Хопер в 1711 году. По легенде, чертеж будущей крепости сделал сам Петр Первый и передал его Азовскому губернатору Апраксину, который вместе с Воронежским губернатором принялись за выполнение императорского поручения.
Еще до возникновения крепости на Хопре была судостроительная верфь, с которой было спущено на воду немало кораблей, а в 18 веке Екатерина II и вовсе сделала Новохоперск едва ли не главной верфью всего Воронежского края.
В 1771 году Ушаков участвовал в отправке на Азовское море построенного на Новохоперской верфи фрегата «Первый».
Как и другие слободы и крепости, основанные в конце 17 и начале 18 века на Воронежской земле, Новохоперск стал городом во времена царствования Екатерины Великой, в 1779 году. С того момента он жил довольно размеренной провинциальной жизнью, спокойствие которой нарушали только войны. Хоперский казачий полк, сформированный в городе, отличился на Балканах во время крымских войн: тогда именно казаки нанесли большой урон турецким войскам. Еще один любопытный факт: в Новохоперске во время Великой Отечественной войны действовала чехословацкая бригада под командованием Людвига Свободы.
3 вещи, которые нужно сделать в Новохоперске
Популярные отели Новохоперска
Новохоперские сувениры
Самый главный бренд и сувенир, который можно привезти из Новохоперска, — это пуховые платки и другие изделия из овечьей шерсти и козьего пуха. Этим промыслом на востоке нынешней Воронежской области занимаются еже не одно десятилетие, и технологи вязания передаются из поколения в поколение. По большому счету, изготовление новохоперских платков является самым важным художественным ремеслом в здешних краях. Платки и косынки, которые создают местные мастерицы, имеют разнообразные рисунки — «цветочки», «цепочки», «снежинки», «круги», «змейки» и другие — у кого на что годится фантазия и умения. Есть две разновидности новохоперских платков: зимние, которые вяжут плотной вязкой в две нитки, и летние — в одну нить с ажурными узорами.
Новохоперская аномальная зона
В течение нескольких десятилетий в Новохоперск как магнитом тянет всех, кто увлекается паранормальными явлениями и верит в сверхъестественное.
Такие явления в этой зоне, по объяснениям исследователей, происходят из-за того, что в земной коре в этих местах еще несколько миллиардов лет назад образовался тектонический разлом. Из-за него в аномальной зоне, опять же, по утверждениям интересующихся паранормальными явлениями, можно наблюдать призраков — людей, умерших сотни лет назад, и события того времени. Одному из исследователей удалось даже зафиксировать с помощью фотоаппарата одно из таких событий — пребывание на берегу Хопра солдат чехословацкой бригады во время Великой Отечественной войны.
Достопримечательности Новохоперска
Несмотря на две войны и революцию, в Новохоперске сохранилась дореволюционная застройка. Многие из старинных зданий и представляют интерес в качестве туристических объектов. Так, например, город может гордиться сохранившимися культовыми сооружениями XIX столетия — Воскресенским собором и Троицкой церковью, примечательными памятниками архитектуры своего времени.
Но самое необычное в Новохоперске не это — не церкви и не светские сооружения.
Попав в Новохоперский район, было бы странно не побывать в Хоперском заповеднике с его старинной усадьбой и экотропами. Он создан для защиты русской выхухоли и других ценных животных и растений и уже много лет выполняет свои функции. В заповеднике можно посетить музей природы, просто прогуляться по территории и насладиться заповедной природой.
Новохоперск — исторический город России
Администрация Новохоперского муниципального района
Адрес: г. Новохоперск, ул. Советская, 14
Телефон: (47353) 3-15-98
Электронная почта: novohoper@govvrn.ru
Сайт: http://nhoper.ru/
Расположенный в 223 километрах (по шоссе) восточнее Воронежа на высоком правом берегу реки Хопер и являющийся административным центром одноименного муниципального района и городского поселения, город Новоховерск в числе 7 городов Воронежской области (Бобров, Богучар, Борисоглебск, Воронеж, Новохоперск, Острогожск, Павловск) был включен в 1990 году в перечень исторических населённых пунктов России, утверждённый постановлениями коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета ВООПИиК.
Деревянная скульптурная группа в честь Петра Первого в центре Новохоперска
Однако в июле 2010 года совместным приказом Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ тот перечень был сокращён более чем в 11 раз — с 478 до 41. Причем чиновниками, управляющими культурой и развитием регионов России по своим понятиям, из федерального списка вместе со всеми воронежскими историческими городами были вымараны такие значимые в плане истории населенные пункты, как Великий Новгород, Переславль-Залесский, Псков, Углич и даже Москва.
Памятник Петру Первому в Москве
При этом, как понимаете, все эти города не стали от этого менее значимыми и продолжают в глазах россиян оставаться большими и малыми историческими центрами России. А потому, оставив за чиновниками право решать на бумаге вопросы принадлежности того или иного поселения к историческим ценностям России, обратимся к реальной жизни, в которой Новохоперск был, есть и останется, пусть малым, но, безусловно, историческим городом нашей области и нашей страны.
Изначально находившиеся на окраине Русского государства, земли современного Прихоперья лишь в начале ХVII века стали заселяться всяким пришлым людом (бортниками, звероловами, рыболовами) и казачьей вольницей. Но уже во второй половине XVII века на берегах Хопра казаками было основано несколько поселений — верховые казачьи городки Беляевский, Григорьевский и Пристанский, входившие в состав земель Войска Донского.
Сторожевой казачий городок
Размещавшийся на берегу Хопра, к югу от холма, на котором сейчас расположен исторический центр города Новохоперск, Пристанский городок являлся важным торговым пунктом на так называемой «Ордобозарной дороге», связывавший Москву (через Рязань и Касимов) с Астраханью, которая позднее стала именоваться «Хопёрской», а в XVIII веке получила название «Астраханский тракт».
Бывший Астраханский тракт
В 1696 году в Прихоперье начались лесозаготовительные работы с целью обеспечить материалом судостроительные верфи, созданные на Хопре для строительства кораблей Азовской флотилии, которой суждено было стать прообразом регулярного российского военного флота.
Строительство кораблей Азовской флотилии
Три боевых корабля — «Безбоязнь», «Благое Начало» и «Соединение» — были построены и спущены на воду в 1698—1699 годах на верфи Пристанского городка.
Взятие Азова. Первое участие русского флота в военных действиях
Отдельной страницей в историю России вписано участие хопёрских казаков в Азовских походах Петра Первого. После долгой осады Азова в 1696 году захватившие крепость вместе с донцами в составе войска боярина А. С. Шеина, хопёрцы проявили необычайную удаль и отвагу. И это стало началом создания Хопёрского казачьего полка.
Участие казаков в штурме крепости Азов
По завершении Азовского похода отпущенные по домам, хопёрцы продолжили государеву службу в составе Хопёрской команды, сформированной в 1996 году из казаков Хопёрского казачьего полка, разместившихся по слободам Алфёровка, Красная, Пыховка и Градская.
Казачья сторожевая застава
Меж тем, в 1670—1671 годы уже прославившийся участием своих жителей — хопёрских казаков — в крестьянской войне под предводительством Степана Разина, городок Пристанский в 1708 году снова оказался в центре восстания казаков во главе с Кондратием Булавиным, которое отсюда переметнулось в воронежские и тамбовские села.
На этом могла бы и закончиться его история, ибо после подавления булавинского восстания, закончившегося казнью 7 тысяч казаков, Пристанский казачий городок, как прежний центр вольности и бунтарства, по приказу царя Петра Первого был сожжен… Однако вскоре, опять же по приказу царя и по его плану, на пепелище Пристанского была основана новая Хопёрская земляная крепость, с верфью при ней. Ибо на Хопре начиналось строительство судов для первой Азовской флотилии.
В 1710 году на месте Пристанского городка на высоком береговом холме по чертежу, составленному самим Петром I, была заложена земляная крепость, сооружение которой завершилось в 1716 году. Возведенную из расчёта на полторы тысячи служивых людей, крепость окружал земляной вал и деревянные башни с 26 пушками. Впоследствии названная Новой Хоперской, она в 1719 году была приписана к Воронежской провинции Азовской губернии, а слободы, возникавшие около крепости, положили начало формированию будущего Новохопёрска.
Макет Ново-Хопёрской крепости (Новохопёрский краеведческий музей)
Во воле Петра I на Новой Хоперской верфи были заложены и спущены на воду 6 боевых судов Азовской военной флотилии. Однако, всероссийское значение новый город-крепость приобрел лишь в эпоху Екатерины, указом которой в 1768 году для оказания содействия сухопутным войскам в борьбе с турецким флотом и недопущения высадки десантов на Чёрном и Азовском морях была создана «Донская экспедиция» во главе с контр-адмиралом Д. Н. Сенявиным.
Контр-адмирал Д.Н. Сенявин и начало строительства кораблей Донской флотилии в Новохоперске
В 1770 году избрав Новохоперск местом для строительства будущих кораблей Черноморского флота, А. Н. Сенявин лично руководил постройкой нового русского флота. В 1769—1870 годах со стапелей Новохопёрской верфи были спущены на воду две эскадры: первая — состоящая из кораблей «Таганрог», «Корона», бота «Курьер» и фрегата «Второй», и вторая эскадра всоставе 16-пушечного двухмачтового «Хотина», кораблей «Азов», «Новопавловск», «Морея» и фрегата «Первый».
Строительства кораблей Донской флотилии в Новохоперске
В те самые годы в Новохоперске проходил службу будущий флотоводец Ф.Ф. Ушаков, карьера которого начиналась здесь в 1766—1771 годах мичманом, а затем лейтенантом Донской флотилии. Совершил несколько военных переходов на кораблях по воронежским рекам, он в 1771 году участвовал в проводке к Азовскому морю фрегата «Первый», построенного на Новохоперской верфи.
Лейтенант Донской флотилии Ф.Ф. Ушаков
А всего за время войны с Турцией с 1768 по 1774 год на Новохопёрской верфи было построено более 30 кораблей Донской флотилии — транспортных судов, галиотов, ботов и фрегатов, частично вошедших в состав первой Черноморской флотилии, которая послужила основой Черноморскому флоту России.
Материальным свидетельством той эпохи служат две дороги, булыжное покрытие которых частично сохранилось и поныне: «старый козацкий тракт», извилисто спускающийся к Хопру от того места, где ранее были восточные ворота крепости… и вторая дорога, что шла сначала на север вдоль бровки береговой террасы (ныне ул. Карла Маркса), а затем круто уходила вниз — к корабельной верфи (ул. Въезжая).
Остатки «старого козацкого тракта» в Новохоперске
В эпоху Екатерины II была перевернута очередная страница истории Новохоперского края. 24 апреля 1777 года был подписан Указ императрицы о создании Азово-Моздокской линии укреплений для защиты южных рубежей Российского государства. И, вынужденные покинуть родные края, хопёрские казаки двинулись на Северный Кавказ. Там на Кубани и Куме хопёрцы создали казачьи станицы с укреплёнными пунктами на рубеже новой границы, которую им было суждено защищать от набегов соседей-черкесов. В ходе становления и укрепления рубежей, военных действий и преобразования подразделений образовался Хопёрский полковой округ Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска, а сам старолинейный полк стал уже гордо именоваться Хопёрским Её Императорского Высочества Великой Княгини Анастасии Михайловны конным полком, который по праву считается старейшим и стоит в основе Кубанского казачьего войска.
Переселение хопёрских казаков на Кубань
Век правления Екатерины II остался важнейшей вехой в истории Новохоперска. В документах того времени часто называемый «Новой Хоперской крепостью», город официально получил название «Новохоперск» и в 1779 году стал уездным городом Тамбовского наместничества.
Новохопёрск — уездный город
К той же эпохе Екатерины II относится обретение городом своего герба, высочайше пожалованного 16 августа (по старому стилю) 1781 года Новохоперску, который тогда относился к Тамбовскому наместничеству, а потому в верхней части герба города был изображен герб Тамбовский, а внижней: «…река въ зеленом поле, на которой написано «Новый Хоперъ», означающiй имя своего города», — так гласило подлинное описание, послужившее исторической основой для герба современного Новохоперска.
Гербы Новохопёрска: старый и новый
В 1883 году отчисленный к Саратовским землям, по указу Александра I от 29 марта 1802 года Новохоперск снова и уже окончательно вошел в состав Воронежской губернии. А через четыре года 10 марта 1806 года городу, в котором насчитывалось 171 двор и 1092 жителя, был высочайше утвержден его первый план.
Первый план Новохоперска и вид на город с высоты птичьего полета
Согласно этому плану в 1861 году на месте земляной Хоперской крепости (земляной вал которой был срыт в 1851 году) началось возведение ныне действующего Воскресенского собора, выстроенному в русско-византийском стиле, по образцовому проекту архитектора К.С. Тона и ныне являющемуся визитной карточкой города.
Воскресенский собор и вид на окрестности Новохопёрска с высоты его куполов
Строительство Воскресенского собора совпало по времени с переводом в Новохопёрск из Михайловской станицы Богоявленской ярмарки — одной из самых крупных в России того времени, сыгравшей особую роль в развитии города. Ежегодно проходившая в Новохопёрске на протяжении пяти лет до 1871 года, Богоявленская ярмарка приносила городу доход в размере 50 тысяч рублей в год. По словам современников, за эти годы Новохопёрск «преобразился настолько, что тот, кто был в нём несколько лет тому назад, теперь решительно не узнал бы его».
Последние десятилетия XIX века – это годы интенсивного строительства и обновления города. Развивается судоходство по реке Хопер, увеличивается грузооборот по перевозу пшеницы, спирта, леса, расширяется хлебная торговля, открываются конторы по скупке хлеба.
В 1895 году через Новохоперский уезд были проложены железнодорожные перегоны новой широтной линии Харьков-Балашов-Пенза и образована новая железнодорожная станция — «Новохопёрск».
Появление железнодорожного транспорта дало новый импульс развитию Новохопёрска: к 1916 году в городе, население которого же составляло 9,1 тысяч жителей, действовали 20 заводов (в том числе и паровой маслобойный завод), товарная мельница, а так же 10 учебных заведений (в том числе мужская и женская гимназии, начальное училище, 7 начальных школ).
Около 60 зданий, построенных на рубеже XIX и XX веков, ныне внесены в перечень памятников истории и архитектуры. Наиболее примечательным из них является бывшая мужская гимназия, возведенная в формах позднего модерна в 1907 году и считающаяся самым крупным в городе общественным зданием начала XX века.
Памятник в честь участников Красняского восстания (с. Красное)
В 1920—1921 годах часть территории Новохопёрского уезда была охвачена одним из самых крупных в России крестьянских восстаний против власти Советов времен Гражданской войны.
Восставшие крестьяне и их предводитель Иван Колесников
Называемое иногда «антоновщиной» по фамилии одного из руководителя восстания, оно началось в Тамбовской губернии, откуда перекинулось в западные южные уезды Воронежской губернии, где «антоновцев» поддержали «колесниковцы» — восставшие крестьяне Старой Калитвы во главе с Иваном Колесниковым, которые влились в ряды «антоновской» армии 1-ым Богучарским партизанским полком.
И.С. Колесников — командующий Первой конно-повстанческой армии Объединённой партизанской армии Тамбовской губернии.
Участие в подавление крестьянского восстания приняли будущий маршал Г.К. Жуков и детский писатель А.П. Гайдар. Воевавшие в окрестностях Новохоперска, они впоследствии рассказали об этом: Жуков — в своих мемуарах, Гайдар – в повести «Школа».
Участники боев на новохопёрской земле Г.К. Жуков и А.П. Голиков (Гайдар)
Некоторые эпизоды Гражданской войны на территории Новохоперского уезда так же послужили литературным материалом для А.П. Платонова — одного из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины XX века. Летом 1919 года командированный в Новохоперск в качестве корреспондента «Известий» Совета обороны Воронежского укрепрайона, он писал впоследствии: «Июль 1919 года был жарок и тревожен. Я не чувствовал безопасности в маленьких домиках города Новохоперска, боялся уединения в своей комнате и сидел больше во дворе… За короткое время здесь шесть раз успела поменяться власть — то красная, то белая, то снова красная…» Так, благодаря впечатлениям от той командировки, Новохоперский уезд стал местом действия социально-философского романа «Чевенгур» — написанного в 1926—1928 годах, самого пространного и одного из наиболее значительных сочинений мастера.
А. Платонов среди делегатов губернского съезда журналистов (1921 г.)
Уже в мирное время в годы первых пятилеток Новохопёрск был упомянут в романе И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»: в записке, адресованной мадам Грицацуевой, Остап Бендер сообщал, что именно в этот город он должен срочно выехать с докладом. Видимо, тогда Новохопёрск воспринимался в Советской России символом новой российской провинции. И по сей день одной из достопримечательностей города является памятник В.И. Ленину, открытый 1 Мая 1924 года чуть ли не самым первым в Воронежской губернии.
В 1928 году по всей территории СССР прошла кампания так называемого районирования, в процессе которого упраздненный вместе Воронежской губернией Новохопёрского уезд был преобразован в один из районов Центрально-Чернозёмной области. Исторической особенностью существования Новохоперского района того периода является факт, что, начиная с момента создания в 1928 году, его территория разделялась на два района — Новохоперский и Елань-Коленовский, которые просуществовали в этом статусе до 1965 года, пока не были объединены в границах современного Новохоперского района. И потому, дабы не запутаться во времени и пространстве историки-краеведы рассматривают этот период истории края как единое целое.
В общую историю Новохоперского края довоенного времени включены два события, каждое из которых достойно именоваться историческим. 10 февраля 1935 года Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР был создан Хоперский Государственный заповедник с целью защиты и восстановления численности ценного пушного зверька — русской выхухоли. А 6 ноября 1939 года вступил в строй ныне знаменитый сахарный завод «Елань-Коленовский», в те годы являвшийся одним из крупнейших в Европе предприятием отрасли.
В 1941—1943 годах являвшийся прифронтовым городом, где размещались военные госпитали и формировались воинские подразделения для отправки на фронт, Новохоперск вписан в страницы истории Великой Отечественной войны, как место формирования Первой чехословацкой бригада под командованием будущего президента Чехословакии Людвига Слободы.
Внесение знамени в штаб 1-ой Чехословацкой бригады
Об этом событии напоминает мемориальная доска на здании краеведческого музея, где в мае-сентябре 1943 года находился штаб чехословацкой бригады, а в наше время разместился первый в СССР и единственный в мире музей советско-чехословацкой дружбы.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 14 тысяч жителей Новохоперска и Новохоперского района, и, не вернувшись назад, пали в боях за родину почти 8 тысяч новохоперцев.
Мемориал Великой Отечественной войны в Новохопёрске
Бюсты 12 Героев Советского Союза – жителей Новохопёрского края – установлены в Новохоперске на Аллее славы.
Аллея славы в Новохопёрске
С момента его основания, как города-крепости, одним из символов Новохопёрска является река Хопёр. Протекающая по территории Новохопёрского края, одна из красивейших и самых чистых рек Европы, она передала свое название города и ныне является основным образом его современного герба.
В пойме этой удивительной и хрустально чистой реки расположена территория Хопёрского государственного природного заповедника, который, в свою очередь, являясь эталоном природы Центрального Черноземья, во всех путеводителях по Воронежскому краю представляется одной из главных достопримечательностей региона и Новохоперского района, в частности.
Центральная усадьба заповедника в с. Варварино
Это место имеет настолько разнообразную флору и фауну, что является одной из самых известных заповедных территорий в мире. Особую популярность Хопёрский государственный заповедник получил из-за распространения в нем реликтового зверька — русской выхухоли.
На берегу Хопра, неподалеку от Новохоперска, находится еще одна достопримечательность всероссийского значения. Известная, как Новохопёрская аномальная зона, она находится на месте Новохопёрского тектонического разлома земной коры в районе озера Желтояр, где исследователями была выявлена необычайная концентрация аномальных явлений.
Озеро Желтояр и Новохопёрская аномальная зона
Изучать феномен аномальной зоны под Новохопёрском начали ещё в середине 1980-х годов. Выявив активный в тектоническом отношении район, экспедиция во главе с известным воронежским уфологом Генрихом Силановым несколько лет изучала редкие феномены, используя Новохопёрскую аномальную зону как естественный, природный полигон.
Генрих Силанов и его снимки
И, наконец, в 2013 году Новохопёрск в очередной раз привлек к себе внимание всей России в связи с волной протестов, прокатившихся по Воронежской и граничащим с ней на востоке областям, в связи с планируемыми разработками никелевых месторождений на берегу реки Хопер.
Под девизом «В защиту Хопра» протестное движение выступало с требованием не допустить разработки никелевых месторождений, ибо эта деятельность неизбежно повлияет на ухудшение экологической ситуации в регионе. Вместе с тем людей тревожила и судьба расположенного рядом с районом добычи Хопёрского заповедника.
Однако, несмотря на протесты, геологоразведка продолжалась, завершившись в 2017 году. И уже в следующем году стало известно, что строительство горнодобывающего предприятия в Новохопёрском районе может начаться в 2021 году, а на июль 2026 года планируется ввод месторождения в разработку.