что посмотреть в ратомке
Изнутри: коттедж-замок в стиле графа Дракулы под Минском
Исполинских размеров коттедж на окраине Ратомки — один из самых странных частных домов в Беларуси. Оказавшись внутри, неподготовленный человек может впасть в состояние легкого оцепенения от увиденного. Черные стены, замысловатые механизмы, невообразимой формы предметы мебели, полные сюрреализма комнаты, от которых окончательно «сносит башню». В интернете дом упоминается как «Замок Андракулы». По скупым сведениям из сети, здесь жил иностранец, который пытался наладить бизнес, но обанкротился и начал сдавать свой замок в аренду для проведения закрытых вечеринок. О судьбе хозяина интернет умалчивает. Желая узнать больше, мы отправились в Ратомку.
На фоне усадебной застройки улицы Озерной шестиуровневый коттедж смотрится словно резиденция средневекового феодала. Эркеры, арочные проемы, окошки-бойницы, вычурность форм — архитектурные приемы, характерные для середины 1990-х, когда в Минске и его окрестностях начали появляться первые частные замки. Замок в Ратомке выглядит слегка обветшалым. Местами штукатурка обвалилась, обнажив кирпичную кладку.
Местные жители подтвердили наши догадки: коттедж был построен в 1996 году. Вот что рассказала Мария, женщина из соседнего дома:
— Этот дом строил наш местный бизнесмен. Он торговал свининой и курами, держал точки на рынке. Со временем раскрутился и стал богачом. Мой муж копал ему фундамент, а я работала сторожем. Он многих ратомских звал на стройку и хорошо платил. Гордился своим замком. Говорил, другого такого никто не построит. А потом в жизни его что-то пошло не так. Появился голландец и по дешевке выкупил замок.
Голландец этот называл себя Андрейка. Пока разводил тюльпаны, мы жили спокойно. Затем начались дискотеки. Как только пятница — вся улица машинами заставлена. Среди ночи шум, крики, мат-перемат. Зимой, когда окна закрыты, еще терпимо, но летом было невозможно спать. По 30—40 человек приезжало. И кто в основном? Студенты, подростки, дети горькие. Сидят потом под забором, как пришибленные. Однажды к нам во двор забрел парнишка в одних трусах, ничего не соображал. Дали ему старые джинсы, проводили…
Я не завидую и не наговариваю лишнего. Будь у меня такой коттедж, может, тоже сдавала бы. Но надо же знать меру и не мешать соседям. Вызывали милицию не раз. Знаю, однажды оштрафовали его на 10 млн рублей. А потом мне в налоговой сказали, что Андрейку нашего депортировали в Голландию. Сейчас в коттедже живет девушка с двумя дочками.
Хорошо помнит голландца и хозяин другого дома на улице Озерной.
— Человек он был своеобразный. Усы брил только на одной стороне лица. Носил звезду на красной тесемке и носки разных цветов. Вегетарианец. Но рюмку мог выпить. Сначала занимался тюльпанами, потом грузоперевозками. Говорил, «кидали» его. Свернул бизнес, накопил долгов. Даже газ ему обрезали за неуплату. Какие у него были проблемы с законом, я не вникал. Знаю, милиция приезжала на шум, а прошлой весной тут были даже «маски-шоу».
На одном из сайтов можно почитать отзывы о «Замке Андракулы». Кто-то из бывших посетителей пишет об антуражном месте и таинственной атмосфере, благодарит за прием. Другие жалуются на грязное белье, затхлый запах и «подставы» со стороны хозяина.
— Приходится признать, что многое из написанного в интернете — правда. Но все плохое осталось в прошлом, — рассказывает нам бизнесмен по имени Владимир, который взялся за восстановление дома. — Бывший владелец сюда уже не вернется. Сейчас замок в надежных руках, и мы готовим перезапуск проекта в новом формате.
Владимир согласился провести для нас экскурсию по дому. Цокольный этаж, где раньше находился склад, и часть первого этажа превращены в площадку для игры в лазертаг (оружие работает по принципу пульта дистанционного управления телевизором — стреляет безопасными лучами инфракрасного диапазона). Здесь около 200 покрышек, собранных на различных СТО.
За соседней дверью на первом этаже — парилка с небольшим бассейном и комнатой отдыха. Сразу же обращают на себя внимание различные детали. Например, в качестве доводчика используется деревянная колода. Накинутая на нее веревка намотана на два бревна под потолком и привязана к двери. За счет веса колоды дверь плотно закрывается изнутри, препятствуя выходу тепла, а за счет трения веревки ее нелегко отворить.
Свет в комнату отдыха проникает между бревен на потолке.
Бассейн с пристегнутым на цепь камнем и дизайнерским стулом.
В рукомойнике в качестве вентиля используется деревянный брусок. Второй брусок то ли сломался, то ли его украли, после чего пришлось прикрутить обычный вентиль.
Унитаз выполнен в виде деревянного трона. Раньше наверху находилась корона, но она куда-то пропала. Чтобы смыть воду, надо дернуть за деревянный рычаг сверху.
— Андреус — это настоящее имя бывшего хозяина дома — был творческой натурой, — говорит Владимир. — Каждая комната в замке имеет неповторимый стиль. Человек создал свой собственный мир, в котором ему было комфортно жить.
Большая желтая комната с камином на втором этаже, как правило, превращалась в танцпол.
«Дом с чертовщиной» в Ратомке обрастает новыми устрашающими конструкциями
Что такое хорошо и что такое плохо
Разговор у нас не отвлеченно-философский, а конкретный. Предмет разговора — объект на улице Линейной в Ратомке, который иногда называют «дом с чертовщиной». Он и воплощает собой смещение понятий и представлений. Кто-то из читателей слышал про него прежде, другие узнали из нашей публикации «Я пришел с тобой разобраться» в газете за 2 февраля 2018 года. В статье дом был скорее фоном, местом совершения преступления. Присмотримся к нему пристальнее.
Преступление же состояло в угрозе убийством. Житель Ратомки Денис Шнипов угрожал Денису Коробову, владельцу «дома с чертовщиной». Шнипов убеждал суд, что зашел к соседу лишь посмотреть, что он тут строит, поговорить, «разобраться». Зашел, дескать, по пути в лес за грибами, что подтвердил демонстрацией ножа. Но убедительнее для суда были доводы потерпевшего Коробова. Шнипов получил 1 год исправительных работ с удержанием 15 процентов заработка. Решение до сих пор пытается оспорить.
Диалог
Сооружение заметно изменилось. Черепа, черти, торчащие из ограды искореженные руки — это все на месте. Но стеклянный фасад дома-замка теперь закрыт причудливым переплетением гигантских щупалец — словно его захватил монстр-осьминог. Дениса Коробова я сразу не узнал. В суде он выглядел экзотично: бритая голова с косичкой ниже плеч, расшитая куртка с надписью то ли «Смерть анархиста», то ли «Смерть анархисту». Сейчас он с напарником ворочал валуны перед домом и выглядел обычным уставшим работягой.
«Советская Белоруссия»? Разговора не будет!» После этих слов Коробов подошел ко мне, жестко пожал руку и еще раз сказал, как будто для убедительности: «Нет!»
Но почему же? Оказывается, в той статье я «написал бред» про то, как можно с ножом прийти в чужой дом. Возражаю, что всего лишь привел версию оппонента, изложенную им в суде, что мне лично бредом видится эта постройка и что хочу про это написать. «Это ваше право».
Диалог завязался. Из него позиции сторон ясны без комментария.
— Есть ли тут место для прохода пешеходов?
— Но вы же умный человек! Должны понимать, что место пешеходам нужно оставить. Вне зависимости от того, есть план или нет.
— Вы знаете, где мой участок проходит?
— Нет. Денис Михайлович, я хочу понять, имеете ли вы право на эти валуны, на эти конструкции. Да или нет? Закон позволяет или нет?
— Какие конструкции вы имеете в виду? Это водосток. Это функционально работает как водосток.
— На проспекте Независимости в Минске, возле ГУМа, допустим, возможны торчащие из стены руки и черепа — как думаете?
— У вас рука есть? Вас она не смущает? Меня это тоже не смущает.
— Но черные искореженные руки.
— Это мои ассоциации. Фашисты сжигали трупы, обкладывая их бревнами. Они сгорали, а между бревен торчали такие вот руки.
— Тогда вы должны подойти к любой электроподстанции и сказать: что же вы наделали! Где в законе написано, что череп запрещен? Где в законе написано, что запрещены руки?
— В законе не написано, что по городу запрещено ходить обнаженным. Но есть закон, который наказывает человека, если он оскорбляет окружающих своим внешним видом.
— Вы хотите сказать, что я оскорбляю чем-то. Эти руки оскорбляют ваши чувства?
— Не понимаю. Вы меня с Гитлером сравниваете? Вы были в Барселоне? Нет? Были в Таиланде? Просто посетите страничку «Таиланд. Храмы»… Храм Веры. Храм Истины.
— Тогда давайте тела умерших в воду опускать. Индуисты — в Ганг, а мы — в Свислочь! И поджигать. Почему бы нет? Традиции! Вы говорите про Таиланд. А мы в Беларуси живем. У нас другие традиции.
— Если какому-то человеку аспирин не подходит, это не значит, что его нужно запретить. Мне не нравятся вон те окна, напоминают Освенцим. А трубы напоминают котельные, где жгли детей. Если вы считаете, что это оскорбляет, напишите. Что хотите.
— Вы помните мнение главного архитектора Минска?
— Под следствием. Это не отменяет его архитектурную квалификацию.
— Животные — дети природы, как и мы. А ваша конструкция беспрецедентна. В истории белорусской архитектуры ничего подобного не было.
— Не только белорусской, но и мировой.
— Поэтому и хочу ее оценить. Не полагаясь на свой вкус и представления о красоте — чтобы профессионалы оценили.
— Снаружи — пожалуйста. Фотографируйте!
Попытка понять
Еще я спросил у Коробова: «Ваш витебский дом так же выглядит, в таком же стиле?»
— Да. И внутри у меня так же хорошо, дети прекрасно себя чувствуют. У меня пятеро детей, всем нравится. Некоторые занимаются художественным образованием, некоторые поют и танцуют.
Вопросы, вопросы.
обеспечения функциональных и художественно-эстетических качеств населенных пунктов за счет органического сочетания архитектурных решений новых зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры, градостроительства и природного ландшафта, использования национальных традиций и приемов застройки. »
«Дом с чертовщиной» хоть одному пункту статьи соответствует? А если нет, то почему продолжает строиться?
Из книги «В поисках красоты и гармонии» Владимира Прокопцова, генерального директора Национального художественного музея: «Градостроительство, сооружение новых кварталов — все, что называется искусственной средой, требуют необходимого эмоционального и образного обогащения, создания художественно осмысленной среды для человека. В этом плане монументальное искусство является важным фактором эстетического и идеологического воспитания, формирования у людей высоких патриотических чувств к своей Родине, народу, национальной культуре».
Книга издана в 1988 году, но разве сейчас сказанное неактуально? Или через 30 лет уродливые монстры и композиции из черепов стали служить эмоциональному обогащению?
Честно признаюсь, что не знаю, как расценить творение Коробова. Я растерян. Да, лично мне монстры кажутся омерзительными. Думаю, что композиции из черепов, копирующей знаменитую картину Верещагина «Апофеоз войны», не место в среде жилой застройки. Но к архитектуре мало подходит критерий «нравится — не нравится». В Минске и любом другом большом городе множество построек, вызывающих противоречивые оценки горожан.
Может быть, сооружение Коробова нужно включить в туристические маршруты как достопримечательность, показывать приезжим? Одних оно восхитит, другие ужаснутся. Какая разница, пусть едут, как едут в Рим или Несвиж, пусть смотрят, фотографируются, платят. А соседи пусть терпят.
Или мнение Чужинова (что возведение оккультного центра разрушительно действует на общество) и тех, кто его разделяет, тоже что-то значит?
Если 15 минут постоять возле такой стены, состояние человека изменится, любого! Не в лучшую сторону. Для психического здоровья людей это очень плохо. Без сомнения — плохо! Почему это было построено — вопрос к властям и архитекторам».
Приезжие, допустим, приедут и уедут. А соседи, Чужинов и другие, останутся здесь жить. Они видят «социально табуированные» символы не 15 минут, а постоянно. Разве они не имеют права на защиту своего психического здоровья?
Не буду напоминать другие, уже приведенные в первой статье оценки. Назову новые. Специально пригласил в Ратомку депутата Минского горсовета Павла Бочарникова, интервью с которым под заголовком «Неравнодушие есть действие» было опубликовано 18 октября. Он переживает за Минск, озабочен проблемами его развития. Полагает, что следует выработать (с участием авторитетных социальных групп горожан) стратегию развития столицы. Он предлагает коллективно определиться, что в нашей жизненной среде необходимо, нежелательно, а что и недопустимо. Ратомка тоже заслуживает такого подхода.
Увидев «дом с чертовщиной», депутат, мягко говоря, опешил. Осмотрел, сфотографировал. Сказал известное: наша личная свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Его резюме: «Это просто вызов обществу! Это плевок. Я хочу — и плюю». Депутат даже не знал, что еще в августе 2018 года ГАИ запретила участие в дорожном движении принадлежащего Коробову автомобиля «Тойота-Лэнд-Крузер 200». Она была украшена символикой (догадайтесь какой), выступающей за контуры машины непредусмотренной конструкцией. А Коробов, говорили мне в Ратомке, по-прежнему на этой машине ездит: «И сегодня ездил».
Обратился я и к отцу Александру, служащему в ратомском храме Святых апостолов Петра и Павла, попросил его мнение относительно «дома с чертовщиной».
«Это нехорошо. Может, у человека какая-то болезнь. Но есть же законодательство — в плане архитектуры и строительства, какие-то нормы. »
Продолжая сомневаться, я спросил мнение художника Олега Карповича, чьи иллюстрации, шаржи и карикатуры вы можете видеть на страницах нашей газеты и на выставках. Он был категоричен:
— Череп — символ смерти. Его изображение уместно только как предупреждение о смертельной опасности: «Не влезай! Убьет!» В публичном пространстве государство должно вообще его запретить, как запретило изображение нацистской символики. И если это не сделано, это упущение.
— Но череп с костями был не только на пиратских флагах. Его использовали в символике разных армий, задолго до СС.
— Если когда-то, где-то это и было допустимо, то только не в современной Беларуси, где носители этой символики уничтожили каждого третьего.
Я не слышал ни одного одобрительного мнения. Впрочем, от одного из соседей Коробова прозвучало такое: «Не мое дело».
За или против
Не могу, конечно, оправдывать Дениса Шнипова, который угрожал соседу, и суд это установил. С другой стороны, странно, что его оппонент и мастер единоборств Денис Коробов явил такую ранимость. Он душевно страдал от словесной агрессии — и в суде предстал именно пострадавшим. Но ведь и окружающие ежедневно страдают от психоэмоциональной агрессии, исходящей от дома Коробова. Выходит, что на них ему действительно наплевать?
И разве действия осужденного Шнипова не выглядят своего рода самообороной? Разве не подтверждают слова профессора Евсегнеева: «Для психического здоровья людей это очень плохо!»
«Этот дом я фотографировала на телефон, показала на работе. А потом удалила все, чтобы даже в памяти мобильного не было этих чертей. Когда из забора «полезли» черные руки и черепа, а на крыше появились черти — это стало перебором. Теперь внучку мимо не вожу. Вечером тут и взрослым жутковато ходить — черти на крыше светят в темноте фонариками» — это из статьи в одном из сетевых СМИ.
В Бразилии и Польше гордятся тем, что возвели самые величественные фигуры Христа, а у нас, получается, будет самый «величественный» сатана? Как-то не вяжется это с имиджем нашей страны.
Но если принять позицию депутата Павла Бочарникова, что дом Коробова — это плевок, вызов обществу, то на него и отвечать надо всем нам. Здесь приведены мнения людей, представляющих разные слои общества: архитекторы, местные жители, депутат, священнослужитель, профессор медицины, художник. В данной ситуации, увы, они ничего не решают. Но какова позиция тех, кто решает? Если не знаешь, как поступить, — поступай по закону. У нас ведь сарай на участке без согласования нельзя построить. А монументальных устрашающих монстров, оказывается, можно. Право приостановить строительство или привести объект к прописанным нормам закон дает специальной комиссии при местных органах власти. Не пора ли представителям такой комиссии побывать на улице Линейной в Ратомке, чтобы компетентно и коллегиально оценить уже построенное и то, что еще планируется? Домовладелец, как выясняется, не против.
Ратомка
Ратомка (белор. Ратамка ) — посёлок городского типа в Ждановичском сельсовете Минского района Минской области, расположен в 8 км от города Минска.
Содержание
Транспорт
Изобретения
Поселок Ратомка является родиной национального белорусского спиртного напитка «Чернило», который был изготовлен здесь впервые в 1846 году. Это был напиток, сделанный из местного урожая яблок сорта «Белый налив». Его крепость в то время составляла всего лишь 7,5 градусов.
Спорт
В посёлке находится конноспортивная школа и конезавод им. Доватора. При конезаводе открыта специализированная ветеринарная лечебница. Проводятся соревнования республиканского и международного уровней. Здесь проводились, в частности, соревнования по конному троеборью на X летней спартакиаде народов СССР.
По состоянию на 2011 год конноспортивная школа и конезавод им. Доватора объедены в одно учреждение «Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства», профильным министерством является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.
В настоящее время в Ратомке ведется строительство конноспортивного зимнего манежа. Ввод в эксплуатацию данного сооружения позволит вывести на более высокий уровень тренировочный процесс, а также позволит проводить соревнования самого высокого уровня. Несомненно, построенный манеж станет архитектурной достопримечательностью п. Ратомка.
Проектирование манежа производила проектное коммунальное унитарное предприятие ‘Минскпроект’, г.Минск.
Новый манеж рассчитан на 1200 зрителей.
Манеж условно поделен на несколько частей:
-административная часть (где будет размещаться администрация учреждения «Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства»);
-основной манеж (размером 70*40 метров) и предманежник (размером 40*20 метров);
-конюшня на 25 лошадей.
Одним из факторов выделяющий манеж является специальное покрытие манежа, произведенное фирмой «Otto Sport» и уложенное под руководством специалиста из «Otto Sport». Данное покрытие позволяет проводить соревнования любого уровня сложности.
«Думали, останемся без квартир и денег». Репортаж из квартала-«самостроя», где продавалось самое дешевое жилье
«Подкупила красивая картинка»
Валентина — одна из тех, кто заключил договор с «Драйроной» на самом старте строительства, в январе 2015 года.
— Честно говоря, меня подкупила в том числе красивая картинка (в рекламе домики выглядели привлекательно: с декоративным кирпичом и фахверковой расшивкой фасада. — Прим. Onliner.by). Дом обещали сдать буквально через полгода — летом 2015-го, что было важно для нас, поскольку мы снимали квартиру в Минске, — говорит Валентина. — В особенности договоров я не вникала. Казалось, если государство разрешило компании строить жилье, то все под контролем.
Пусть и с отставанием от графика, но дома были построены. Сдача в эксплуатацию почему-то затягивалась. Застройщик тем временем раздал ключи и позволил людям делать ремонты. Внезапно новость: стройка была незаконной…
Прокуратура пояснила: земля выделялась коммерческой структуре для возведения индивидуальных домов (коттеджей), тогда как по факту были построены 10 многоквартирных четырехэтажек. Это не единственное нарушение инвестдоговора. Получая участок без аукциона, застройщик обязался возвести жилье за счет собственных или заемных средств (банковских кредитов), тем не менее проект финансировали будущие жильцы, перечисляя деньги по предварительным договорам, что незаконно (фирма получила таким образом 8 млн деноминированных рублей). Более того, стройка рядом с железной дорогой велась без заключения областного комитета природных ресурсов и санитарно-эпидемиологической службы. Были вопросы у властей и к обещанной, но не созданной социальной инфраструктуре.
— Тогда была паника, особенно у тех, кто сделал ремонты. И люди действительно боялись, что дома снесут и мы останемся без жилья и денег, — вспоминает тревожные месяцы Валентина.
К счастью для будущих жильцов, разговоры о сносе оказались лишь слухами. Стройку узаконили, застройщика оштрафовали (компания искупила вину, передав государству 64 квартиры), заставили возвести шумозащитный экран между домами и «железкой» и заменить окна в некоторых квартирах. Теперь эта мутная история в прошлом.
«Застройщик здесь не живет»
Квартал на улице Речной мог бы стать стильным жилым комплексом (каким и казался на картинках), в реальности же выглядит как агрогородок. Кто-то живет больше года, кто-то заканчивает ремонт. Часть квартир пустуют.