что посмотреть в севске
Достопримечательности Севска
Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.
Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.
Интерактивная карта
Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX
Вознесенская церковь
XVIII в. В период оккупации использовалась как тюрьма.В настоящее время действующая
Координаты: N052 9.358, E034 30.034
Рейтинг: 16.25
Севский Кресто-Воздвиженский женский Епархиальный монастырь
Основан в 2000 году на базе прихода не закрывавшегося в советское время Кресто-Воздвиженского храма (1808г)
Координаты: N052 9.657, E034 29.131
Рейтинг: 16.25
Архитектура Севска
Координаты: N052 9.374, E034 29.711
Рейтинг: 14.04
Спасо-Преображенский монастырь
Руины монастыря 1636г. Частично сохранились церковь Спаса Преображения и ограда, напоминающая кремлевскую стену
Координаты: N052 10.271, E034 30.256
Рейтинг: 12.32
Стела Севскому полку
Установлена на народные деньги в честь 250-летия Севского пехотного полка в 2013 году. Высота стелы семь метров, ее венчает орел. Авторы: дизайнер А.С.Панченко и художник-монументалист В.П.Кочетков.
Координаты: N052 9.364, E034 29.797
Рейтинг: 11.49
Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших
Белокирпичная церковь в духе неоклассицизма построена в 2019 году при финансовой поддержке ООО «Брянский камвольный комбинат».
Координаты: N052 13.819, E034 34.508
Рейтинг: 11.49
Севский Свято-Троицкий мужской Епархиальный монастырь
Первое упоминание 1519г. Неоднократно перестраивался. Сохранился Троицкий собор ( кон.19в).В настоящее время действующий мужской монастырь
Координаты: N052 9.273, E034 29.770
Рейтинг: 7.75
Холм Славы
На Холме Славы, а это одно из основных мест Севского района, расположены памятники, посвященные воинам 30-й отдельной Омской лыжной бригады, летчикам 16-й воздушной армии, танкистам 2-й танковой армии, которые входили в состав 11-го танкового корпуса и 11-й гвардейской отдельной танковой бригады «Тамбовский колхозник», казакам 2-го гвардейского кавалерийского корпуса 4-й гвардейской Ставропольской кавалерийской дивизии, казакам 3-й Гвардейской Кубанской кавалерийской дивизии и воинам 29-й отдельной Новосибирской лыжной бригады.
Координаты: N052 9.542, E034 27.919
Рейтинг: 7.75
Храм Петра и Павла
Конец XVIII в. Действующий.
Координаты: N052 9.297, E034 29.759
Рейтинг: 7.75
Памятник славным сынам Дагестана, павшим в боях за Родину
Памятник установлен в 2012 году на месте боя и гибели бойцов-дагестанцев. Кавказские полки 7-й кавалерийской дивизии участвовали в оборонительных боях за Севск в марте-апреле 1943 года.
Координаты: N052 10.741, E034 28.891
Рейтинг: 4.01
Севское городище
В настоящее время представляет собой холм и валы у впадения Марицы в Сев. Используется минимум с 12го века, крепость была до 18 века.
Координаты: N052 9.548, E034 29.776
Рейтинг: 4.01
Севский краеведческий музей
Расположен в особняка Х1Х в. Краеведческая экспозиция, информация об истории края, севской крепости, личные вещи местного уроженца писателя П.Л. Проскурина
Режим работы: с 9.00 до 18.00, кроме понедельника
Координаты: N052 9.352, E034 29.807
Виртуальные путешествия. Старинный Севск
Мы продолжаем публикации об интересных уголках России. Сегодня — ещё раз о том, что самое лучшее в нашей жизни случается неожиданно, а чудеса и интересности находятся совсем рядом.
Есть в Брянской области город Севск, маленький и откровенно захолустный. Дороги там так себе, магазины тоже, а про развлечения и вовсе нечего говорить. НО! История и архитектура этого города такие, что на прочие несовершенства перестаешь обращать внимание сразу, как только окунешься в удивительную атмосферу старины и покоя.
Городок
На мой взгляд, Севск очень напоминает Суздаль. Те же прямые улицы, аккуратные частные домики, то же обилие храмов и монастырей, та же умиротворяющая тишина. Впрочем, от жемчужины Золотого кольца России он все-таки отличается – разбитыми тротуарами и обшарпанными зданиями. Памятников архитектуры тут великое множество – старинные жилые дома, высокие колокольни и многое другое. Однако, почти все они нуждаются в серьезной реставрации.
Между тем, так было не всегда. Столетия назад здесь было многолюднее, чем в Брянске и окрестных селах вместе взятых. Севск считался крупным торговым центром, одним из самых влиятельных городов Северщины. На его территории располагались 12 церквей, сейчас же тут всего четыре действующих храма и три монастыря. Остальные находятся в состоянии руин. К слову сказать, очень живописных.
В историческом центре Севска находится Городок – огромный курган с высокими насыпями, на котором раньше стояла деревянная крепость. До нашего времени ее стены не сохранились, зато сам курган цел. Если посмотреть с его валов вниз, от высоты начинает кружиться голова.
Местные жители любят проводить здесь праздничные мероприятия. Учитывая площадь земляных укреплений, тут наверняка здорово организовывать фестивали исторической реконструкции.
Еще одной особенностью Севска являются… мамонты. Неподалеку от города расположен песчаный карьер, в котором находится крупнейшее в европейской части России скопление останков этих древних животных. А в местном краеведческом музее есть уникальный экспонат – скелет маленького мамонтенка.
Монастырь
Среди архитектурных памятников Севска самым интересным и знаменитым является ансамбль Спасо-Преображенского монастыря. Это действительно потрясающее место.
По словам местных монахинь, обитель была основана в XVII веке. Изначально она являлась мужской, и в ней располагалась резиденция севского епископа.
По легенде, под монастырем находятся многокилометровые подземные ходы, а его стены строили по тому же проекту, что и московский кремль. По крайней мере, нынешние монахини в это искренне верят. Определенное сходство просматривается, не так ли?
За время своего существования обитель успела пережить немало событий. После того, как местный епископ переехал из Севска в Орел, там случился серьезный пожар, который настолько серьезно повредил храмы и ограждения, что священнослужители серьезно думали о том, чтобы закрыть монастырь и сдать на слом. Однако его выкупила игуменья соседнего монастыря, и в течение нескольких десятилетий там жили женщины. После революции здесь располагался детский дом, однако пару лет назад обитель вернули Русской православной церкви.
Будем говорить честно: от былого величия тут остались только стены. Чтобы привести чудесный архитектурный ансамбль в прежнее состояние, потребуется немало времени и денег.
Однако сами монахини трудностей не боятся. Они с удовольствием встречают гостей и рассказывают историю своего вновь обретенного дома.
Что посмотреть в севске
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Малые города Брянской области: Севск и «Севчанка»
Открываю свой новый небольшой тематический обзор рассказом о Севске, что затерялся в лесостепной глуши на юго-западе Брянской области, куда я прибыл неделю назад и где в холодной гостинице «Севчанка» я написал бОльшую часть этого текста.
Странно получается, город стоит на федеральной автотрассе на границе двух крупных стран – Россия и Украина и ровно на полпути между ее двумя крупными столицами – Москвой и Киевом и при этом уникальное примагистральной, межстоличное и приграничное положение вообще никак не влияет и по моим ощущениям, это один из самых глухих городов, что я когда-либо бывал.
Севск мал. Всего 7500 жителей, что впрочем больше, чем еще 80 городов России. Однако его история славная и типично о былом величии, когда город в 17-18 веке был центром Севской провинции, под управлением которой находилась территории в 20-25 тыс. км2 на стыке современных Брянской, Орловской, Курской, Сумской областей с 300-тысячным населением, в т.ч. г. Брянск. А также центром епархии Севской и Брянской и местом размещения духовной семинарии. Севск один их немногих городов, чье население сейчас значительно меньше, чем по первой переписи 1897 г. Впрочем, оно никогда не было выше 10000 чел и ниже 5000 чел – видимо это его исторический размер.
Севск. Площадь Октябрьской революции
Ныне о былом величии напоминаю отдельные крупные для столь скромного города общественные здания 18-19 в. и ряд храмов, из которых выделяется Свято-Троицкий собор с массивнейшей колокольней 1787 г.
Она здание-символ города – падает уже многие десятилетия, но никогда не упадет. Тем более, что создается впечатление, что колокольня как минимум на 3 яруса закопана, укоренена и оттого будет стоять, несмотря на крен вечно.
За прошедший день мы пообщались с 14 севчанами, преимущественно не последними людьми из администрации и учреждений района. Посчитал, что от 11 из них услышали явный негатив по отношению к городу, рассказ про депрессию, озлобленность на Москву и одновременно какую-то потаенную любовь к своему городу. Иначе как можно объяснить то, что кто-то подготовил и напечатал замечательные календари и сборник стихов «Севск», или музей вышивки в Досугово-культурном центре и праздник севской частушки?!
Завтра продолжил общение и постижение это малого, но города ибо собственный характер в нем точно чувствуется.
Во вторник (15-го февраля) удалось побольше погулять по Севску и снять ряд его достопримечательных мест. Да, город вполне городской и хороший, но напрочь недоинвестированный.
Предлагаю ряд красивых мест.
Вознесенская церковь
Собор Троицкого монастыря – вид со стадиона
Колокольня Успенского собора – главная городская доминанта
Валы, что помнят и печенегов и татаро-монгол.
В месте, что когда-то было парком культуры и отдыха.
Музей рушников в районном доме культуры
Несколько абсурдных фото.
Практически круглосуточная столовая. Давно не ел столь дорогой и отвратительной еды и никому не советую.
В Севске борются с терроризмом. Во вторник после нашего доклада было совещание в районной администрации, на котором каждому главе сельского поселения выделили по пачке листовок по антитеррористических мероприятиям для расклейки по деревням района.
Отдельно стоит рассказать про гостиницу «Севчанка». Со времен посещения Корякии это мое самое сильное впечатление. Сначала мне предложили номер 4-ой категории (не знал, что такая есть) за 300 руб/сутки. В номере было ровно две кровати, один стул, сломанный стол и незастекленные окна из-за которых температура лишь немного превышала нуль.
Пришлось перебраться в номер-«люкс» к коллеге аж за 1500 руб/сутки.
«Люкс» оказался натурными декорациями для арт-хаусного кино или кадрами съемки сообщества ru_abandoned. В нем была прихожая с сгнивших холодильником, встроенным шкафом размером с комнату со слованной вешалкой и фееричной люстрой;
Длинная ванная комната, где был прекрасный коралловый унитаз, отпиленная ванная и кран, из которого при максимальном открытии его вода лилась таким потоком, что можно было различить каждую ее каплю.
Третьей комнатой был – наверно кабинет. Некое помещение в котором стоял стол, пять различной степени руинированность стульев, сервант с выставкой остатков чайных сервизов, цветок в прозрачном горшке и оконная рама. Все эти предметы отнюдь не предполагали, что на них можно спать или приятно проводить время.
Последней комнатой была спальня, где стояло два стула, две кровати, тумба с древним телевизором и пластиковое окно, следы установки которого, в т.ч. и пыль сохранились в первозданном состоянии.
Прекрасна была и лестница ведущая на второй этаж гостиницы – некое сочетание салатового и серого.
Она выводила к двери закрытой на остаток стула.
На мой взгляд всю абсурдность обстановки гостиницы можно превратить только в музей-гостиницу для зажравшихся «москвичей» и «киевлян», которым хочется ярких впечатлений.
Не случайно столько грустных стихов в сборнике «Севск». Приведу на прощание строки из стихотворения В.В. Крашенинникова «Плач по Севской земле»
Comments
и при этом уникальное примагистральной, межстоличное и приграничное положение вообще никак не влияет
Встретился любопытный документик с длинным названием «. исследования группы Офламерон». Вот что-то вроде пересказа.
nantik7
Наталия Курнант
Севск – древний город-крепость на юго-востоке России, стратегически важный оборонный пункт, куда съезжались разного рода служивые люди, например, высланные после бузы из Москвы стрельцы. Севск был и важнейшим торговым центром – в 17 веке здесь даже чеканилась своя монета «севский чех».
Вот и сейчас этот город смело можно назвать городом русской таможенной славы: такого количества погранцов и полиции на один квадратный метр мне удавалось увидеть разве что на КПП. Потом нам сказали, что все гостиницы и частные съемные квартиры забиты ещё и потому, что русско-украинские власти недавно приняли решение об усилении мер безопасности на границах. Да ещё как назло в ту самую пятницу состоялся в Севске смотр кого-то там: десятки служилых людей на главной площади лихорадочно надевали и снимали каски, совершали непонятные нам вылазки, перемещались и с кем-то в чем-то соревновались. Разобраться в происходящем было практически невозможно, да мы особо и не старались.
Севск – приятный провинциальный город, с хорошо сохранившимся историческим центром, интересными храмами, «пластичным» рельефом.
Ходи да умиляйся. Но нет, не получается: вспоминается прочитанные (в интернете, разумеется) статьи, книги по истории Локотского самоуправления ).
Вот не знаю, вскидывали они руку «Хайль Гитлер» вместо приветствия? Справедливости ради надо сказать, что люди эти убегали подчас в леса, становясь «дикими» партизанами (я о них уже писала), что не спасло их потом от расстрелов и штрафбатов.
обсуждение провинностей какой-то еврейской семьи (кстати, не все евреи были расстреляны, но все ущемлены в правах). Такая более-менее спокойная жизнь продолжалась в Севске до весны 1943 года, до начала наступательной операции Красной армии. Вот тут-то и начался последний акт трагедии: оборону Севска держали бойцы РОНА, русские мужики, которые не хотели уходить с родной земли и понимали, что пощады им не будет. Этим людям нечего было терять, а задача стояла перед ними одна: тянуть время, обеспечив тем самым организованное отступление немецких войск и отрядов РОНА с семьями. Около 30 тысяч «наших» ушли тогда с немцами благодаря «героизму» защитников Севска. Идешь по улицам, смотришь на кур с петухами и невольно вспоминаешь строки «ожесточенное сопротивление на каждой улице», бои за каждый дом.
9 часов длилась осада, совершенно озверевшие ворвались в город советские солдаты. 30 тысяч жизней унесла Севская операция. Возможно, одним из прототипов владимовского Мырятина («Генерал и его армия») был город Севск, и после взятия стратегически важного населенного пункта наступление Красной армии успешно продолжалось Потом на территорию Локотской республики пришли части НКВД: начали «зачистку» и прочесали леса. Теперь никаких следов оккупационного периода истории Севска здесь не встретишь.
И для ровного счета ещё одну страшную историю
И в Википедии неплохая статья.
С тяжестью на сердце вышли мы к валам древнего города. Здесь полегче стало, посвежее как-то.
И побрели мы в женский Крестовоздвиженский монастырь, к иконе Молченской Божьей Матери, которую нам страстно хотелось увидеть.
Дело в том, что мы принадлежим к той немногочисленной, я уверена, группе жителей России, видевших три списка Молченской иконы Божьей Матери – в Путивле, в Софрониевской пустыни и вот, теперь в Севске. Вкратце историю чудотворной иконы я уже описывала в постах, посвященных украинской Сиверщине, сейчас короткие выжимки.
В 1405 году на болоте (Молче) неподалёку (км. в 30) от Путивля явилась эта икона. Естественно, на месте явления был возведён монастырь, получивший название Софрониевского. После разорения обители в Смутные времена икону перенесли в недавно отстроенный монастырь (подворье) в Путивле. Вскоре пожар уничтожил и эту обитель. Вот здесь-то и начинаются разногласия, которые привели к тому, что в настоящий момент иконы три, и каждая претендует на подлинность. Возможно, в Путивле чудотворная святыня сгорела, но уцелел список, который долго ещё хранился в Свято-Духовском монастыре (по некоторым сведениям до 20-х годов, по некоторым до 40-х ХХ века). Где-то в середине 90-х годов прошлого века два игумена восстанавливающихся обителей (Софрониевской и Путивльской) объявили о чудесном обретении ими Молченской иконы (один в татарском селе, где её использовали как доску для измельчения мела; другой ещё в 60-х годах увидел образ, взломав киот с другой иконой 19 века). Однако есть и другая версия событий, которую предлагают в Крестовоздвиженском монастыре Севска: подлинная икона вовсе не сгорела, а перенесена была из Святодуховского в Путивле монастыря тремя инокинями в Севск по велению самой Небесной Царицы в 1612 году. Здесь её встретили монахини, которым также во сне явилась Богородица и предупредила о явлении иконы. Монахини вышли на дорогу и увидели небесное сияние – это старицы несли Молченскую икону. Сразу скажу, что все три иконы ныне чудотворные, а на меня наибольшее впечатление произвела Путивльская (монахини выносят её паломникам из своих помещений). Икона в Севске совсем небольшая (размеров обычной домашней иконы, она раза в три- в четыре меньше двух других списков) и, да простят меня прихожане Крестовоздвиженского монастыря, по-моему написана не в начале 15 века.
(Путивль. Молченский монастырь)
(Софрониевский монастырь, 30 км. от Путивля)
(Севск, Крестовоздвиженский монастырь)
Где-то я читала статью, в которой убедительно доказывалась версия двух подлинников, с которых были сделаны несколько списков. Что-то не могу этой статьи в инете найти для ссылки.
(Это тоже в Крестовоздвиженском. Признаться, в первый раз вижу деревянного «Иисуса в темнице» в киоте в действующем монастыре).
Далее мы направили свои стопы к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю (основание – 1631 год), точнее, к его руинам. Хотелось бы прервать, наконец, плавную линию рассказов о прошлом города Севска и поговорить о себе. Я практически лишена недостатков и в поездках незаменима: я умею спланировать интересный маршрут, организовать его прохождение, дешево и оперативно решать проблемы. И ещё у меня куча достоинств. Однако я – человек, у которого есть свойства или специфические особенности, которые некоторые не особо одаренные называют занудством или упертостью. В общем, «втемяшится какая блажь», вздыхают они и покорно топают по моим следам (а что делать?).
А я вот действительно не вижу ничего особенного в том, чтобы прошагать километра два-три по сельским дорогам и полям, с которых только что сошел снег, через заброшенный завод к руинам бывшего монастыря, ныне комплексу построек коррекционной школы-интерната. (Кстати один, что ли, из цехов этого сырного завода ещё работает, а на территорию мы прошли через настоящую проходную).
Для интересующихся: идти туда надо от магазина, что на той же стороне, что и Крестовоздвиженский монастырь, совсем неподалеку от обители, там перейти дорогу и войти в слободу, шатать по главной улице, затем через завод и там по единственной дороге). Честно говоря, мы не пожалели, что дошли (по колено в грязи, естественно).
Навстречу нам выбежали три мужичка и почему-то сильно обрадовались встрече (от скуки, видать). Радость у них естественным образом сочеталась с грубоватыми выпадами в адрес всех, кто в своих столицах никакой жизни не видит. Столичный житель – это черствый, бессердечный субъект, который дышит азотом, ест несвежую модифицированную какими-то генами пищу и вообще скоро помрёт. Примерно такие речи вел наш «вожатый»-завхоз (видимо), гостеприимно показывая нам территорию, открывая дверь в храм.
Собственно помещение главного храма закрыто амбарным замком, но для нас сбегали за ключом, чтобы показать фреску, как уверял наш собеседник, изображающую грозного Бога, держащего свет в поднятой руке. С трудом распахнули створки, по лесенке влезли и – увы! – мужичок ахнул: опоздали, рухнула фреска, нет её больше, все росписи погибли.
Там на редкость красиво! Непривычной, нестандартной для наших широт красотой, красками степи и черноземной грязи, красным рельефом крепостных стен. И нависающее, прямо на голове серое небо, и странное безмолвие.
Идем через весь город, о котором мы почему-то очень много узнали и почувствовали, к автостанции. Оттуда через тот самый Локоть (мы не стали там вылезать) в город Брянск – последний пункт нашего путешествия.