что посмотреть в старых дорогах

Старые Дороги: маленький город с большой историей

Здесь — один из красочных уголков Беларуси. Вековые хвойные леса и белоствольные берёзовые рощи, россыпь клюквы на болотах, чистые голубые озёра манят своим неповторимым великолепием. И создают отличительный во всей своей привлекательности образ края, через который когда-то проходил путь из варяг в греки.что посмотреть в старых дорогах
что посмотреть в старых дорогах

…Впервые как поселение этот нынешний райцентр Минщины упоминается в исторических документах 1524 года.

Заселены были эти места еще в глубокой древности. Подтверждением тому служат археологические находки, обнаруженные на территории Стародорожского района. В Языле и Щитковичах найдены каменные топоры, датируемые II тысячелетием до нашей эры. Возле деревень Новые Исаевичи и Осовей археологами выявлены укрепленные городища. Сохранились и захоронения ХІ–ХІІІ веков нашей эры.

Развитие района в первую очередь было связано со строительством почтовых дорог. По указу Петра I через те места прошел Московско-Варшавский тракт. Через леса и болота приходилось строить гати. С того времени деревню у старой гати и стали называть Старые Дороги. А чтобы не было путаницы, поселение, возникшее восточнее (у новой гати), — Новые Дороги.что посмотреть в старых дорогах

Деревенская захолустная жизнь продолжалась здесь до середины XIX века. А после отмены в 1861 году крепостного права помещики начали открывать фабрики. Так был создан смоль-скипидарный завод. В 1893 году возникли лесопильные и фанерные заводы… Был дан импульс довольно интенсивному росту населенного пункта.

28 декабря 1896 года первый железнодорожный состав прошел до станции Старые Дороги. К 1904 году железнодорожная ветка протянулась к Верхутино и дальше на Уречье. По ней лесоматериал увозили в Германию.

По данным переписи 1897 года, в Старых Дорогах проживали 2.000 человек.

С конца 1904 до весны 1905 года территория Стародорожчины была охвачена революционным движением…

В ноябре 1917 года здесь установилась советская власть. За победу Октябрьской революции сражались и жители района. Так, старшим радистом крейсера «Аврора» служил Антон Мельник — уроженец деревни Залужье.что посмотреть в старых дорогах

Глубокий след в истории этого края оставила Великая Отечественная война. В первые же ее дни районный комитет партии и райисполком осуществили эвакуацию людей, хозяйственных ценностей, важной документации.

Сотни людей призывного возраста мобилизовал на фронт райвоенкомат. Все были охвачены желанием остановить гитлеровцев и разбить их.

Немецко-фашистские захватчики, заняв район, установили и здесь «новый порядок»… В Старых Дорогах образовали свою администрацию, районную и городскую управы. В поселке разместилась военная комендатура, в здании нынешней типографии находилась тюрьма.что посмотреть в старых дорогах

Массовые аресты и расстрелы жителей продолжались в течение всего периода оккупации района.

И с первых ее дней здесь заявили о себе подпольные группы противодействия врагу, состоявшие из местных патриотов‑

В середине 1942 года подпольным обкомом здесь был организован отряд «Народные мстители». Вскоре подпольщики разгромили немецко-полицейский гарнизон в деревне Синегово. В один из дней в ходе боя были убиты 28 гитлеровцев и их прислужников, захвачены боеприпасы.

21 марта 1943 года был создан Стародорожский подпольный райком партии. Отряд «Народные мстители» к тому времени насчитывал 273 бойца. Он был реорганизован в партизанскую бригаду № 100 «Смерть фашизму» (позже переименованную в бригаду № 100 имени С. М. Кирова).что посмотреть в старых дорогах

В апреле того же года вышел первый номер подпольной районной газеты «Красный партизан» (впоследствии «За Советскую Родину!»). На ее страницах освещались успехи красноармейцев, боевые действия партизан. Сообщалось и о зверствах оккупантов, разоблачалась лживая фашистская пропаганда. Вышло более 25 номеров этой газеты общим тиражом 21.250 экземпляров. Было выпущено также около трех тысяч листовок, 2,5 тысячи бюллетеней.

Накануне 1 мая участники подполья в Старых Дорогах вывесили красные флаги на самых приметных местах. Партизаны В. Кнарус и А. Коврей пробрались в город и установили в бане мину с кислотным взрывателем. Первомай для фашистов оказался днем справедливого возмездия: 27 гитлеровцев погибли, еще 39 были ранены.

2 августа 1943 года подпольный райком партии обсудил план развертывания «рельсовой войны». Принятое им постановление стало сигналом к действию для партизан. Только в одну ночь (с 3 на 4 августа) народные мстители уничтожили около двух тысяч рельсов на участке Старые Дороги — Уречье, взорвали водокачку на станции Верхутино.что посмотреть в старых дорогах

Гитлеровцы были не просто обескуражены этими действиями — это их по-настоящему напугало. Они приняли решение вырубить вдоль путей лес, через каждые 500 метров построили вдоль железной дороги дзоты. Но партизан уже ничто не могло остановить в борьбе за свободу.

В ходе «рельсовой войны» партизанские отряды на Стародорожчине (за второе полугодие 1943 года) пустили под откос 20 воинских эшелонов неприятеля, разбили 15 паровозов, 127 вагонов с живой силой, техникой и продуктами питания, уничтожили 28 автомашин, 12 мотоциклов. Они убили 544 гитлеровца и 254 полицая, ранили — 468.

23 июня 1944 года началась операция «Багратион». Оборона противника на бобруйском направлении была прорвана. 1‑й Красноградский механизированный корпус наступал на Старые Дороги.

В память о погибших тогда воинах был воздвигнут памятник на братском кладбище. Рядом с ним на постаменте установлен танк Т‑34. Одна из улиц города носит имя командира 1‑го Красноградского механизированного корпуса С. М. Кривошеина.

На фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах сражалось около 5.000 уроженцев района.

За годы фашистской оккупации было расстреляно, повешено, сожжено живыми более 6.000 стародорожан…

Героическая история Стародорожчины, память о ее защитниках и жертвах фашизма, о наших невосполнимых утратах в годы войны увековечены в мемориалах и памятниках — в районе их более 170.что посмотреть в старых дорогах

Во все времена стародорожане сохраняли в своих сердцах любовь к родной земле, умножали ее боевые и трудовые традиции. Район — родина трех Героев Советского Союза и девяти Героев Социалистического Труда.

…Кто хоть однажды побывал в Старых Дорогах, тот обязательно захочет вернуться сюда снова — чтобы полюбоваться прекрасными пейзажами, поблуждать по щедрым грибным местам, ознакомиться с народными традициями и богатой историей этого древнего белорусского края.

Капитан Вадим Опарин, «Ваяр», фото автора

Интересно отметить: автобусы и автобусное движение раньше, чем в Минске, появились в городе Слуцке. «Предприятие срочного автомобильного сообщения» еще в начале ХХ века организовало автобусный маршрут Слуцк — Старые Дороги, общая протяженность которого была 47 верст. Скорость движения была 20–25 верст в час в зависимости от марки автобуса и качества дорог. А дороги тогда были донельзя разбитые, разъезженные и грязные…что посмотреть в старых дорогах

Проезд в Старые Дороги из Слуцка для пассажиров первого класса стоил 2 рубля 20 копеек, второго класса — 1 рубль 80 копеек, третьего — 1 рубль. В то время, кстати, высококвалифицированный рабочий зарабатывал за день 1 рубль.

Да и первое дорожно-транспортное происшествие с участием рейсового автобуса в Беларуси случилось на Стародорожчине в 1913 году.

Источник

В Старые Дороги стоит приехать уже для того, чтобы прикоснуться к удивительной истории, начавшейся 495 лет назад

Семь чудес Старых Дорог

Уютный и стремительно развивающийся Стародорожский район сегодня делает ставку на малый бизнес. Это деревообработка, фермерское хозяйство, торговля, транспортные и логистические услуги. Такие предприятия дают бюджету более 30 процентов его доходов. Почти все местные организации планируют расширение производств, а это к тому же дополнительные рабочие места. Десятки предприятий экспортируют продукцию: более 40 процентов — в страны СНГ, чуть меньше в Германию, Литву и Бельгию. Достаточно быстро строится жилье, в том числе для молодых специалистов и многодетных семей.

что посмотреть в старых дорогах что посмотреть в старых дорогах

В Старые Дороги стоит приехать уже для того, чтобы прикоснуться к удивительной истории, начавшейся 495 лет назад. Впервые Дороги упоминаются в документах архива канцелярии Великого Княжества Литовского в 1524 году, тогда поселение принадлежало князьям Гольшанским. С середины XVII века это центр Дорожской волости Слуцкого удельного княжества Радзивиллов. Со временем важную роль в развитии Стародорожчины сыграло строительство почтовых дорог и станций. Появились крупнейшие магистрали, одна из них — Московско-Варшавская. Об этом вам расскажут в историко-этнографическом музее, а в центре народных ремесел познакомят с работами известных мастеров ткачества. В Старых Дорогах стоит побывать и потому, чтобы увидеть семь местных чудес. Это и здания старинной почтовой станции, и места, наделенные, как говорят, особой силой, где люди веками просят исцеления. И удивительная по архитектуре Свято—Георгиевская церковь, красивейшее озеро Скачальское, появившееся, по преданию, на месте провалившейся церкви. А еще можно попробовать стародорожскую минералку, соки и варенье, ставшее лучшим товаром Беларуси в 2018 году.

что посмотреть в старых дорогахРуководитель народной мастерской по ткачеству Стародорожского центра ремесел Наталья Рудаковская делится творческими секретами с Анной Панариной и Денисом Рудыком.

Почетный гражданин

Утро. Агрогородок Языль. По сельской дороге мимо деревянных хат на лыжероллерах мчались местные школьники. У них — летний лагерь, тренировка. «Ногами не частим. Активнее работаем руками», — сделал замечание тренер. В центре команды — директор Языльской СШ Николай Грузд. Человек, посвятивший жизнь тому, чтобы и здесь дети могли достойно заниматься спортом. Среди воспитанников Николая Михайловича есть даже участники чемпионатов Европы, чемпионы Беларуси. Сегодня он — почетный гражданин Стародорожчины.

что посмотреть в старых дорогах
Николай Грузд и сам оканчивал языльскую школу. А когда уже выпускника спортивного факультета распределили в Витебск, поехал в Минобразования и попросился физруком в родную тогда еще деревню Языль. Многое, говорит, хотелось сделать для сельских детей: «Были задумки. Считал, что смогу их реализовать. Триединая задача в школе должна выглядеть так: здоровье, воспитание, образование. Поначалу из спортинвентаря у нас был всего один мяч. Ну и стал я ходить по организациям, к председателю местного колхоза. И нам помогли, в школе появились лыжи, футбольные мячи, форма и прочее».

Тогда заработала первая секция по футболу для детей и взрослых. В тот же год команда стала третьей во всесоюзном турнире «Золотой колос», выиграла республику. Были и другие победы. Семь сезонов языльская «Заря» играла в республиканских турнирах, встречались с БАТЭ, «Шахтером» и т.д. Молодой физрук и тренировал, и играл, и вел уроки в школе. Признается, приходилось непросто, работал с утра до ночи: «Было много энергии».

Сейчас ее, похоже, не меньше. В агрогородке развиваются легкая атлетика, бег и лыжный спорт. Именно этот педагог вместе с тренером Сергеем Зыковым с 1983 года стал проводить фестиваль бега для профессионалов и любителей «Языльская десятка», где основная дистанция 10 км. Постепенно пробег пошел по разным городам, получив статус национального. Кстати, самый массовый забег был в Слуцке: более 5 тысяч участников из четырех стран. Теперь фестиваль вернулся в Старые Дороги, куда и приглашает всех желающих в сентябре.

что посмотреть в старых дорогах
Иван Комар, мастер спорта, участник чемпионатов Европы по легкой атлетике, неоднократный чемпион Беларуси в беге на 800 м, — тоже воспитанник Николая Грузда. А в нынешней стародорожской команде — четыре языльских чемпиона республиканских соревнований по биатлону «Снежный снайпер», среди них и десятиклассница Ольга Порубова, кстати, «Ученик года Минской области‑2018».

Между прочим, в школе всего 70 ребят, и все охотно занимаются спортом. На учете в ИДН не состоит ни один из них. На шалости нет времени, потому как все при деле. За это своему земляку благодарны и родители, и руководство. А на стадионе появилась скульптура футболистов, где нападающим изображен Николай Михайлович, а в защите — его родной брат.

Бердо — это вам не бордо

Бердо, набилки, притужальник, поножи и навой. Человеку непосвященному эти слова ни о чем не скажут. А вот для Натальи Рудаковской, руководителя народной мастерской по ткачеству Стародорожского центра ремесел, это родная стихия. Старые Дороги всегда славились своими ткачами, а мастерская уже который год подтверждает звание народной.

Здесь трудятся люди, которые сохраняют и развивают наши белорусские традиции, передают молодежи, обществу секреты ремесла. В мастерской можно увидеть (и даже попробовать свои силы в этом деле) ткацкие станки конца XIX века, которые собирали по чердакам — горищам. А есть и те, что сделаны в наше время известным местным мастером Михаилом Босяковым. Его работы, как и изделия стародорожских ткачей, разошлись по всей Беларуси. Известны они и за рубежом.

что посмотреть в старых дорогах
— Любовь, старательность и усидчивость — вот что главное в нашем деле, — Наталья Рудаковская показывала, какой удивительной красоты рушники, скатерти и салфетки, элементы декора делают здешние мастера и мастерицы. И все без исключения — по старинным народным мотивам. — Очень важно сохранить творческое наследие предков. Мы охотно ездим в экспедиции по деревням, собираем, фотографируем образцы старинного ткачества, узоры. Кстати, у нас уже скопилась довольно приличная коллекция.

В каждом районе есть свои знаменитые ткачи, народные мастера. В Старых Дорогах их трое. Между прочим, именно здесь проходит праздник-конкурс мастеров ткачества «Матчыны кросны», где любой желающий может не только купить уникальное изделие — от поясов и салфеток до ковров, но и понаблюдать, как буквально из ничего появляется вся эта красота.

Признаюсь, Наталья удивила, сказав, что ткачеством в последнее время все больше интересуется молодежь: «В нашем центре с каждым годом появляются новые молодые мастера. К примеру, Денис Рудык занимается у нас с первого класса. Когда-то его сюда привела мама». Мальчик сел за станок и давай с любопытством перебирать нити и на педали ногами нажимать. Сейчас девятиклассник Рудык ткет наравне со взрослыми, занимает призовые места в конкурсах и проводит мастер-классы.

Спасибо, Вера Павловна!

Когда Вере Павловне Хмель говорят: «Я — многодетная мать», она отвечает: «Я тоже. У вас трое деток, а у меня четыре тысячи». Столько малышей в Стародорожском районе, а Вера Павловна — та, кто более 40 лет заботится про их здоровье. Сейчас она заведующая детским отделением центральной районной больницы, через которое ежегодно проходят около 700 ребят. Никогда, говорит мне доктор, она рук не опускала — с какими бы сложными ситуациями ни сталкивалась, все маленькие пациенты выписывались здоровыми.

что посмотреть в старых дорогах
Впервые стародорожская райбольница упоминается в исторических документах в 1911 году. Тогда стационар мог принять всего 4 человек, теперь — почти 200, знакомит меня с учреждением главврач Татьяна Богданович. Плюс в районе есть 20 ФАПов, участковая больница и больница сестринского ухода. Нехватки в докторах и других специалистах нет, процентов на 80 коллектив молодой.

Стационар и поликлиника находятся в смежных зданиях, что очень удобно. В приемном отделении круглосуточно дежурят узкие специалисты. Качество оказываемых услуг достойное. Материальная база постоянно обновляется. К примеру, в прошлом году в больнице появился еще один УЗИ-аппарат экспертного класса, расширился спектр ультразвуковых исследований, есть возможность делать УЗИ суставов и сердечно-сосудистой системы. Имеется и рентген-аппарат, чем похвастается не каждая больница. В особо сложных случаях помощь местным медикам оказывают коллеги из слуцкой и солигорской больниц. Что не менее важно, с прошлого года добавилось людей в стародорожской службе скорой неотложной помощи.

…Персиковые цвета в коридорах и просторных палатах. В этих стенах ребятишкам и их мамам по-домашнему уютно. Питание хорошее, медперсонал заботливый. На столе завотделением — истории болезней ребятишек, которые сейчас находятся на лечении, на полках — медицинская литература и подаренные детьми поделки, а дома у врача хранятся значок «Отличник здравоохранения» и множество грамот. А еще имя этого доктора занесено в Книгу народной славы района.

Скольким малышам Вера Павловна подарила шанс на вторую и даже третью жизнь, она никогда не считала. Просто делала то, что должна. Однажды к ней в ординаторскую пришла женщина, на руках — укутанный в одеяльце ребенок. Только взглянув на него, врач распорядилась: «Срочно в реанимацию». Через минуты над малышом колдовали реаниматологи. Мальчика спасли.

— Уже потом, когда к тебе приходят родители, поправившиеся детки и говорят: «Спасибо за жизнь», трудно не расплакаться. Каждый ребенок — отдельная история, каждый проходит через твое сердце. Знаете, мне ведь спокойнее, когда я в отделении. Когда дома нахожусь, не могу не позвонить и не узнать, как тот малыш, как этот? Что с температурой? Не бегает ли по палате? Ведь если бегает, значит, ему лучше. Конечно, многие мои ребята выросли, уже и сами родители. Однако всех помню, глаза у них остались те, детские.

Когда поля как дом родной

Кто кого выбрал — он трактор или трактор его, — Борис Жуковец уже и не вспомнит. Как встретились, говорит, по молодости, так с тех пор и не расстаются: «Пятнадцатый год на МТЗ 1025, получал новеньким. Лучшая техника, проверенная временем. 14 лет, а почти все родное». Почти 30 лет этот человек трудится в Стародорожском ПМС. Грамот и дипломов скопилось столько, что хватит оклеить стены комнаты вместо обоев. А недавно Премьер-министр Сергей Румас вручил стародорожцу Жуковцу медаль «За трудовые заслуги».

что посмотреть в старых дорогах
В высокой траве у мелиоративных каналов беспощадно орудовали диски с отточенными ножами, выкашивая сорняки. Частота дисковращений — 540 оборотов в минуту. Мощь такая, что без опыта руль трактора можно и не удержать. Тем более что идет он с тяжелой лапой-косилкой под приличным уклоном.

— Район опоясывают 1.600 километров каналов, — говорит мне мелиоратор. — И мы за ними ухаживаем. А еще работаем на предпосевной подготовке почвы на полях: это пахота, культивация.

В общем, работы хватает, но к труду стародорожцу не привыкать. На тракторе он с 16 лет, с тех пор, как пришел в хозяйство практикантом, только что получившим корочки тракториста. Между прочим, в сезон Борис выкашивает 3.000 — 3.200 км каналов, что намного выше нормы. За это его уважают коллеги и руководство. Он считается одним из лучших в области. Зарплата, признается, достойная. «Посмотрите вокруг, разве не красота? Едешь мимо — все убрано, душа радуется. Просто дело свое любить надо». Любовь эта, говорит, у труженика от его первого наставника, Сергея Нагина.

Закалка войной

Николаю Бекреневу из агрогородка Щитковичи неделю назад исполнилось 93 года. «Родился я в 1926-м. Присаживайтесь, расскажу всю свою биографию. — Николай Григорьевич рассмеялся, и морщинок на стариковском лице стало еще больше. — Шучу, не пугайся. Долгая это песня». Историю своей жизнь ветеран Великой Отечественной войны действительно может рассказывать часами. Есть о чем. Особенно о пережитом в военные годы.

что посмотреть в старых дорогах
О начале войны он узнал 15-летним пареньком, семья тогда жила в Тамбовской области. «Отец ушел служить, затем после учебы призвали и старшего брата. Меня не взяли, сказали, что мал». А когда пришло и его время, парень, поработавший на тракторе, попросился в танкисты. Отучился на военной технике и — в Прибалтику.

Задачу подразделение выполнило, а на обратном пути танк все же зацепило снарядом. Однако парни сумели выбраться и спасти второй экипаж, дав отпор подбирающимся немцам. Фронтовик рассказал мне и про другие сражения, и про свое ранение под Кенигсбергом, осколочное от разорвавшейся мины: «Наших тогда сильно потрепало, из 100 танков в полку осталось только 5. Из моего экипажа выжили лишь двое».

Окончание войны Николай Григорьевич встретил в Восточной Пруссии. Спал, говорит, в своей палатке, а спохватился от дикой стрельбы. «Ну все, — подумал, — немцы прорвались. Хватаю автомат — и на улицу. А там все бегают, кричат, что вой­на закончилась, и вверх кто из чего стреляют. Ну и я на радостях все патроны выпустил». После войны старшего сержанта направили в белорусские Пружаны, оттуда в Березу и Слуцк. «Там я и нашел свою кабету, Марию Григорьевну, приехал с ней в стародорожский край. Так и живем».

Источник

Прогулка по Старым Дорогам

что посмотреть в старых дорогах

Прогулка по Старым Дорогам проходила в марте 2019 года, изменения произошли, но не критические.

Итак, начнём со Дворца Культуры, который в своё время открывал сам Александр Лукашенко.

что посмотреть в старых дорогах

Едем дальше. Музыкальная школа через дорогу от Дворца.

что посмотреть в старых дорогах

Классика любого города: здание райисполкома.

что посмотреть в старых дорогах

что посмотреть в старых дорогах

Сразу же рядом находится и ресторан. Именно тут чаще всего отмечают свадьбы.

что посмотреть в старых дорогах

А теперь опять сходим в магазин. На сей раз исключительно в продовольственный, который находится буквально через дорогу от ресторан и универмага.

что посмотреть в старых дорогах

Библиотека.

что посмотреть в старых дорогах

А вот и памятник, в народе именумеый «Баба с хлебом«. На фото видно, почему его так называют.

что посмотреть в старых дорогах

Местная гостиница.

что посмотреть в старых дорогах

что посмотреть в старых дорогах

А вот и Белпочта.

что посмотреть в старых дорогах

А вот у этого здания весьма необычная история. Что тут только не находилось. И знаменитое в городе кафе Буратино, и магазин компьютеров, и Рыбная лавка.

что посмотреть в старых дорогах

Магазин и кафе Юлия. Два в одном.

что посмотреть в старых дорогах

Самый что ни на есть центр города. Здесь всегда были магазины. Например, кулинария. Хотя, на самом деле, в нём продаются любые продукты.

что посмотреть в старых дорогах

Магазин неподалёку с говорящим названием.

что посмотреть в старых дорогах

Книжный магазин в Старых Дорогах. Выбор невелик, но самая главная литература была точно.

что посмотреть в старых дорогах

что посмотреть в старых дорогах

Не могли пройти мимо. Обратите внимание: торговый объект носит интересное название: «Надежды луч».

что посмотреть в старых дорогах

Здание ПМК в Старых Дорогах.

что посмотреть в старых дорогах

что посмотреть в старых дорогах

Строительнаяи генподрядная организация «Вертикаль».

что посмотреть в старых дорогах

что посмотреть в старых дорогах

что посмотреть в старых дорогах

Суд. Недалеко от бани, Гаранта и Острова чистоты.

что посмотреть в старых дорогах

А вот и Mark Formelle. Именно тут производят хорошо знакомую многим белорусам трикотажную продукцию.

что посмотреть в старых дорогах

Едем дальше. Памятник Анне Королёвой и Софье Бабаковой, которые отдали жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

что посмотреть в старых дорогах

Самый большой магазин в городе. Естественно, Евроопт. Правда, находится он далеко от центра, а ближе к военному городку выезду из города в направление Слуцка.

что посмотреть в старых дорогах

Рядом с Еврооптом находится вот такой многоквартирный дом.

что посмотреть в старых дорогах

что посмотреть в старых дорогах

Дом обрядов или просто ЗАГС. Он поселился во Дворце Культуры, только с другой стороны.

что посмотреть в старых дорогах

Завершим нашу прогулку стадионом. Команда «Строитель» в своё время играла в Высшей лиге чемпионата Беларуси по футболу. К сожалению, сейчас от этих славных времён ничего не осталось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *