что посмотреть в тирляне
Посёлок Тирлян (Тирлянский)
Чем же интересен Тирлян для любителей путешествий и просто отдыха на природе?
Тирлян, официально — поселок городского типа Тирлянский. Чем же интересен Тирлян для любителей путешествий и просто отдыха на природе?
Координаты для GPS-навигатора
Поселок Тирлянский на карте
Первое и самое главное — это уникальное месторасположение. Поселок построен в центре района, который со всех сторон окружен горными хребтами с главными вершинами Южного Урала: на западе гора Ямантау, на севере — Большой Шелом, на северо-востоке — священная гора Иремель, на юго-западе — красавец Ялангас.
Располагаясь среди гор, Тирлян находится на “перекрестке” местных рек. С запада к нему течет Тирлянка, с севера – Арша. Сливаясь в Тирлянском водохранилище эти речки отдают свою воду Белой, которая течет к поселку с востока и уходит от него в южном направлении.
А теперь, внимание любителям экологического туризма. Леса вокруг Тирляна очень разные: от светлых березовых до темных еловых. В них можно встретить и кедры, правда, это искусственные насаждения. Леса богаты ягодами и грибами. Кроме привычных для нас клубники, земляники, черники и брусники: в них есть голубика, клюква и даже морошка. Поднимаясь в горы можно увидеть растения четырех климатических поясов — вплоть до лесотундры и тундры. Многие из них занесены в Красную книгу, но в Затирлянье они исчезать не собираются. Это и наша местная дикая орхидея – Венерин башмачок и очень дикая лилия — саранка, а в горах — Золотой корень. Растительность болот (как низовых — Журавлиное и Тыгынское, так и верховых — болото на хребте Кумардак) поражает своей красотой даже путешественников у которых от одного слова болото по телу бегут мурашки.
Горы Затирлянья украшены многочисленными скалами и стекающими с вершин курумниками (каменными реками). Скалы представляют интерес не только для любителей гор и фотохудожников, но и для скалолазов и альпинистов, которые совершают на них свои восхождения. Жемчужиной среди них является хребет Инзерские зубчатки, который, как и гора Иремель, окутан множеством легенд. Ведь Затирлянье это место, где разворачиваются события связанные с башкирским народным эпосом и его героем Урал-батыром.
А если Затирлянье прочесывать не только по интернету, но и перелопачивать в прямом смысле слова, то можно найти настоящие уральские самоцветы — горный хрусталь. В 10 километрах южнее Тирляна находится Матинское месторождение горного хрусталя и оно не единственное.
В таком уникальном месте не могли не жить люди. Точно неизвестно кто и когда первым пришел на эту землю. В свое время была здесь деревня Березовка, но уже более 250 лет стоит рабочий поселок Тирлян. История поселка не менее интересна, чем легенды окутывающие Затирлянье. А благодаря людям любящим свою Родину эти истории не только сохраняются, но и оживают. Один из таких людей — Борис Оглоблин. Он не только главный исследователь и хранитель истории Тирляна, но и человек который передает свои знания и любовь к родному краю детям. Ниже приведены рассказы по истории Тирляна, подготовленные на основе его исследований.
Располагаясь в удивительно красивом месте и имея интересную историю своего возникновения и развития, Тирлян за последние десятилетия потерял большое количество памятников и свидетельств этой истории. И дело тут не только в разрушительном наводнении 1994 года когда был разрушен завод и часть поселка. Началось все со строительства военного объекта под горой Ямантау и организацией вокруг нее заповедника. Это привело к ликвидации части поселков и узкокалейной железной дороги Белорецк — Запрудовка. Жирную точку на судьбе Тирляна поставила приватизация — восстанавливать завод и поселок после наводнения средств не было, а чтобы руины не висели на балансе и не платить налоги, их доломали и списали. Закрытие Тирлянских цехов Белорецкого металлургического комбината привело к трехкратному уменьшению населения поселка и ликвидации многих социальных объектов, которые находились в самых красивых и старых домах. А заброшенные дома, как известно, долго не живут…
Только в последнее время, с планами развития туризма в Башкирии и ростом популярности Тирляна как дачного поселка появилась надежда на возрождение поселка и сохранение тех строений, которые уцелели.
Восстановленный пруд вновь радует своей красотой. Хорошая дорога от Белорецка позволяет туристам без проблем добираться в этот район в любое время года. Построен новый православный храм, красиво вписавшийся в деревенскую архитектуру поселка. Меры по защите горы Иремель и вновь созданный национальный парк привлекли к этому району внимание власти и бизнеса.
Потеряв многое, люди стали бережнее относиться к тому, что осталось. Руины завода и маховик прокатного цеха — главная историческая достопримечательность Тирляна.
Проход в скалах для узкоколейки также место обязательного посещения туристов. С красивого подвесного мостика открывается завораживающий вид на Марюткин Камень, возвышающийся над поселком. Посетить клуб, бывшую самую большую церковь, к сожалению, невозможно — деревянное строение не отвечает правилам пожарной безопасности. Все кладоискатели ждут или когда его разрушат или когда он сгорит (по рассказам стариков, при строительстве церкви в ее основание был замурован большой золотой крест).
Часть дореволюционных домов заводского начальства и купцов еще сохранилась. Над воротами одного из них, где жили шведы, приехавшие для работы на заводе, до сих пор сохранился рисунок шведского льва. На месте заброшенных домов все чаще строятся современные коттеджи. Но было бы еще лучше, если бы какой нибудь особняк был превращен в краеведческий музей и удалось бы сохранить все то, что еще осталось от построек тех времен, когда поселок жил своей самобытной жизнью и не дули ветры бесконечных перемен, которые уже почти сто лет не утихают над нашей страной.
Если архитектура больше всего пострадала от ветра перемен, то традиции заводского поселка еще во многом живы. И наверное, одна из самых ярких – это конкурс лошадиных упряжек который проводится на масленицу, с обязательными катаниями, блинами и сжиганием Масленицы. А если история и традиции живы, то не все потеряно…
Как добраться до Тирляна?
До поселка из районного центра — города Белорецка — можно доехать на автобусе или такси. Расстояние в 25 километров по отличной дороге не займет много времени. Остановиться в Тирляне можно в гостевых домах или туристических приютах.
В Белорецк из Москвы можно добраться двумя вариантами. Первый вариант: долететь в Уфу или Магнитогорск, далее из Уфы на поезде или автобусе, а из Магнитогорска на автобусе. Второй вариант: на поезде Москва-Магнитогорск до станции Белорецк. Аналогично и из других городов дорога в Тирлян лежит через Уфу или Магнитогорск, а со стороны Екатеринбурга и Челябинска через Миасс и Учалы.
Достопримечательности Тирляна: выемка в скале
Есть в Тирлянском интересное место, жители села называют его «Выемка». Оно по праву считается местной достопримечательностью. И если вы приехали в Тирлянский, вам обязательно надо здесь побывать.
Сначала скажем кратко, что это за достопримечательность. «Выемка» — это место, где ранее проходили железнодорожные пути узкоколейной дороги, соединяющей город Белорецк (через него каждый путник проезжает, чтобы попасть в Тирлянский) и город Катав-Ивановск.
«Выемка» в Тирлянском
Где находиться?
Железная дорога проходила по восточной стороне пруда на реке с тем же названием — Тирлян. Сама же выемка, пробитая в скале дорога, находится в 50 метрах от плотины. Дойти пешком до «выемки» удобно из центра через мост на плотине, или доехать по улице Дзержинского, после моста повернуть на ул. Речную и до местного пляжа. Здесь можно оставить машину и далее прогуляться по бывшей узкоколейке. Проходя по выемке в скале, поражаешься, сколько трудов было вложено в строительство железной дороги.
По протяженности пробитый в скале участок небольшой, не более 100 метров. Высота стен — не больше 5 метров в высоту. Можно заметить остатки шпал, хотя их не так много. Железную дорогу полностью разобрали в 2007 году, но местные жители используют дорогу для мото- и автотранспорта.
Куда ведет дорога?
Дорога идет через Южно-Уральский государственный природный заповедник в город Катав-Ивановск. Белорецкая узкоколейная железная дорога была одной из красивейших во всей России. Здесь можно встретить перевалы через горные хребты, одинокие полустанки в заповедных лесах, мосты через бурные речки — бесконечная романтика горных долин. Дорога проходит мимо гор Игонин камень, Большой Шелом. С дороги открывается великолепный вид на самую знаменитую вершину Урала, на гору Иремель.
Немного истории
В 1909 году начинается строительство узкоколейной железной дороги. Дорога должна была соединить край заводов Белоречья с Транссибирской магистралью и дать новое экономическое развитие краю.
В 1909 году немецкая фирма «Вогау и К» — арендатор Белорецкого завода Пашковых — приступает к строительству узкоколейной железной дороги Катав-Ивановск — Белорецк. Дорога, проходящая через горы, длиною 150 км, была построена за 3 года. Поначалу в это было сложно поверить — проложить дорогу через горные хребты, тайгу! Строили дорогу таким образом: две артели шли друг другу навстречу, одна из Катав-Ивановск, другая — из Тирлянского.
Появление железной дороги в Белоречье дало огромный импульс развитию края. Поселок Тирлянский, через который прошла дорога, стал развиваться. Здесь появился вокзал, кольцо для разворота поездов.
По свидетельствам местных жителей, поезда ходили каждые два часа. Уже в советские времена многие ездили на них на покосы, за грибами и ягодами, к родственникам в Катав-Ивановск, по работе в Белорецк.
В Тирлянском еще можно встретить остатки железной дороги
Официально дорога прекратила свое существование в 2007 году.
Координаты: 54.221302, 58.594361
Текст: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов
О Тирляне и его достопримечательностях читайте также:
Посёлок Тирлян (Тирлянский)
Село Тирлян около Белорецка
Достопримечательности Тирляна: плотина и трагедия, связанная с ней
Плотина реки Тирлян
Водоемы всегда придают местам особую притягательность, вносят приятные романтические нотки, собирают на своих берегах жителей и гостей.
Так и в Тирлянском — в поселке в республике Башкортостан, расположенном в 30 километрах от Белорецка — в центре находится пруд. Сооруженная здесь в XIX веке плотина приводила в действие маховики завода.
Пруд, а он не маленький, питает река, в которую стекают с окрестных гор многочисленные маленькие ручейки. С одной стороны плотина кормила рабочий посёлок, а с другой — стала карательницей.
Вид с плотины на Тирлянский пруд
Трагедия Тирляна
Стоит на плотине памятник погибшим при наводнении 7 августа 1994 года. Тогда в страшной трагедии погибло 29 человек.
За несколько дней до трагедии шли сильные ливневые дожди, продолжались они более суток. Горные реки, питавшие пруд, превратились в быстрые и широкие потоки. Пруд быстро заполнялся водой, дошел до критического уровня. Как позднее выяснило следствие, капитальный ремонт плотины не производился с 1947 года.
Вид с плотины на Тирлянский пруд
Когда стало понятно, что ситуация критическая, руководство решило открыть затворы плотины. Это было крайняя мера, до которой ситуацию старались не доводить, из-за угрозы подтопления жилых кварталов, расположенных ниже плотины.
При подъеме затворов, трос одного из них оборвался, из-за чего затвор упал и при падении деформировался. Открыть путь воде с помощью других средств не получалось. Ждали помощь из района, но мощные краны не могли пройти в Тирлян по единственной размытой дождями дороге.
Так Тирлянский остался один на один со стихией. Было предложение подорвать плотину, но это было опасно для взрывников.
Жителей попросили эвакуироваться, но многие не захотели покидать свои дома. Трагедия случилась воскресным вечером, около 8 часов. Волна разметала последние препятствия и огромным валом устремилась на подворья, дороги, производственные площади, не жалея ничего на своем пути. Погибли целые семьи.
А была ли это единственная трагедия?
Старожилы помнят и об аварии на плотине в 1943 году. После этого в 1946 полтину начали укреплять, репатрианты подвозили доменный шлак.
Еще один прорыв плотины случился в 1985 году. В расположенном внизу пруда микрорайоне снесло несколько домов. Поток воды был настолько сильный, что на автозаправке из-под земли выплыли ёмкости по 15 кубов.
Плотина в Тирлянском сегодня
Тирлянский пруд сегодня
Сегодня плотина восстановлена, по мосту через плотину можно перейти на другой берег. Завод после 1994 года прекратил свою работу.
Плотина в Тирлянском сегодня
Координаты: 54.220462, 58.590219
Текст: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов
Достопримечательности Тирляна: руины старого завода
В центре поселка, рядом с прудом, можно увидеть старое разрушенное задание заводоуправления. Здание служило верой и правдой до последних дней существования завода, до трагедии 1994 года. После наводнения здание реставрировать не стали, оставили в полуразрушенном состоянии, несколько лет назад у него обрушилась кровля.
Огромные окна, массивная кирпичная кладка, воображение дорисовывает картину работающего здесь завода. Жизнь кипит, чувствуется мощь и важность металлургического дела.
История возникновения завода
Идея строительства чугуноплавильного завода в Тирляне принадлежит купцам Ивану Твердышеву и Ивану Мясникову. Его начали возводить в 1752 году. Однако довольно скоро стало ясно, что место выбрано неудачно — мелководная река Тирлян не сможет обеспечить работу мельниц и доменных печей. Завод перенесли на берег реки Белой, которая дала предприятию новое название — Белорецкий металлургический завод. Вокруг завода образовалось поселение.
Стройка в Тирляне оставалась замороженной до 1801 года, пока владелица Белорецкого завода Дарья Пашкова (Мясникова) не решила ее возобновить. Достроенный Тирлянский завод стал вспомогательным и вошел в состав Белорецкого. Он служил для расковки мягкого и пористого кричного железа, которое привозили на телегах из Белорецкого завода. Готовую продукцию сплавляли вниз по Белой на деревянных барках.
Качество тирлянского железа было известно не только в России, оно славилось и за рубежом.
Поэтому основная масса производимого железа отправлялась на экспорт.
Клеймо «Старый соболь» ставилось на железе, на кровельных листах Тирлянского завода. Такие листы рекламировались как лучший кровельный материал для промышленных и жилых зданий. Кроме того, они привлекали потребителей низкой стоимостью.
Надо отметить, что крыши в поселке Тирлянский покрыты листовым железом, здесь не встретишь деревянной кровли.
Шведы на Тирлянском заводе
В истории Тирлянского завода есть такой интересный факт, как пребывание на этом заводе шведов.
В 1870-х годах Белорецкий и Тирлянский заводы, находившиеся в то время в весьма запущенном состоянии, приобрело акционерное общество «Вогау и К». Чтобы как-то поправить ситуацию, решили поставить новые доменные печи по европейским чертежам. Предстояла выплавка чугуна при помощи двойного пода.
Вскоре на Тирлянский завод выехала группа шведских кузнецов. По одним источникам, в рекламе, приглашавшей на работу в Тирлян, размещенной в шведской газете, при переводе ошибочно значительно увеличили сумму оплаты труда. В результате, желающих поехать в Россию было много.
Здание заводоуправления в Тирлянском
Далее с 1874 года были полностью перестроены доменные печи. Производство чугуна резко возросло.
На заводе в это время появился новый управляющий — Аксель Эмильевич Гассельблат — опытный инженер, хороший специалист прокатного производства. Он установил листопрокатные станы и оборудование к ним.
Однако шведский способ ковки железа на Тирлянском заводе не привел к увеличению производительности. По это причине или из-за столкновений с немцами и французами, преследовавшими свои цели, шведам пришлось покинуть поселок Тирлянский.
Уже в 1990-х шведская делегация приезжала в Тирлянский. Гости встретились с местными жителями и сейчас поддерживают связь.
XX век
Следующим витком развития завода стало строительство узкоколейный железной дороги.
Свою работу завод продолжил и в советское время.
Современный вид. Тирлянский
Координаты: 54.217755, 58.587045
Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов
Поселок Тирлянский (Тирлян)
Поселок в живописной местности в горной части Башкирии. Расположен близ впадения реки Тирлян в реку Белую. Отсюда начинаются походы к живописным Инзерским Зубчаткам, напоминающим скалы из фильма «Аватар». Но по пути стоит познакомиться и с самим населенным пунктом. Об истории и достопримечательностях Тирлянского читайте в этой статье.
История и достопримечательности Тирляна
На месте Тирлянского И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым начиналось строительство железоделательного завода. Разрешение на строительство было выдано 12 декабря 1752 года. Однако река Тирлян оказалась маловодной, и строительство приостановили. А в 1762 году планировавшийся завод перенесли на реку Белую, где возник Белорецк.
Вновь оживленно на реке Тирлян стало в 1801 году, когда заводчица Дарья Пашкова (Мясникова) начала строительство вспомогательного Тирлянского молотового завода. Его пустили в 1804 году. Здесь производили железо из чугуна с Белорецкого завода.
В 1837 году Тирлянский завод стал одной из точек путешествия будущего императора Александра II, которого сопровождал В.А. Жуковский.
В 1870-е годы после покупки заводов торговым домом «Boray и К» проведена реконструкция, что привело к росту производства. Завод начал выпускать кровельное железо.
А в 1878 году на завод привезли шведов. По замыслу заводовладельцев, они должны были привить уральцам европейскую культуру производства. Большинство шведов в дальнейшем уехали обратно, но 5 шведов обзавелись семьями и так и остались в Тирляне. Их потомки живут в поселке и в наши дни. Над воротами одного из домов с тех времен сохранился рисунок шведского льва.
В начале XX века Тирлянский завод был переоборудован и электрофицирован, став, как пишет исследователь Д.В. Гаврилов, одним из самых крупных и наиболее хорошо технически оснащённых листопрокатных предприятий на Урале. Листопрокатные станы приводились в действие электромоторами мощностью в 950 и 500 л.с., которые питались от турбогенератора системы «Дженерал-электрик» мощностью 1700 кВт. В советское время Тирлянский завод продолжал работу.
В начале XX века через Тирлянский прошла узкоколейная железная дорога. Хотя еще в 1810 году здесь была запущена конно-колесная дорога между Белорецким и Тирлянским заводами. Узкоколейка строилась с 1909 и по 1912 год, соединила станцию Запрудовку, что близ Катав-Ивановского завода, и Белорецкий завод. Длина железной дороги составила 145 километров. Она дала выход к Транссибу. Строительство осложнялось сложным, горным рельефом.
В 1967 году из-за нерентабельности закрыли часть БУЖД от Верхнеаршинского до Верхнего Катава. Полностью узкоколейка прекратила свое существование в 2000-х годах.
Кстати, на этой узкоколейке, неподалеку от Тирлянского, снимался эпизод приключенческого фильма «Золотая речка».
Близ плотины на левом берегу пруда сохранилась выемка в скале, пробитая для узкоколейки. Сейчас ее приспособили под дорогу. При посещении Тирляна сюда стоит заглянуть.
Страшная трагедия случилась в Тирлянском 7 августа 1994 года. Из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся настолько, что плотина не выдержала. На завод и жилые дома обрушился вал воды. Наводнение нанесло огромный ущерб, 29 человек лишились жизни. Некоторые гибли целыми семьями.
Один из свидетелей тех событий (Сергей Кни) снял все происходившее на видео. Перед вами ужасные кадры 1994 года…
Снесенный наводнением завод решили не восстанавливать. Руины старинного завода являются главной достопримечательностью Тирляна. Особенно впечатляюще выглядит огромное колесо – привод, вращавший прокатные станы. Его диаметр 12 метров, вес – коло 100 тонн. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо осталось – как памятник заводу.
Поблизости сохранились руины старого кузнечного цеха конца XIX века характерной для того времени архитектуры. Рядом стоит здание заводоуправления. Долгое время оно стояло заброшенным, но во вполне нормальном состоянии. Недавно здание сгорело, потолки обвалились.
Многие годы оставался спущенным и пруд. Его восстановили лишь к 250-летнему юбилею Тирляна, построив новую плотину. Пруд с возвышающимися за ним горами является настоящим украшением поселка.
На плотине стоит памятник жертвам наводнения.
В центре поселка интересно деревянное здание клуба. Строительство здания началось накануне гражданской войны как церковь, а закончили строительство в 1920-е годы уже как клуб. Представляет собой образец деревянного конструктивизма. К сожалению, сейчас здание не действует и постепенно ветшает.
Также в Тирляне сохранились некоторые старинные дома.
В настоящее время население поселка 4,2 тысячи человек (для сравнения в советское время число жителей доходило до 14 тысяч человек). Тирлян превратился в дачный поселок. Также здесь постепенно развивается туризм.
Схема достопримечательностей Тирляна
Как добраться до Тирлянского
Поселок Тирлянский находится в Белорецком районе Республики Башкортостан. Чтобы сюда попасть, сначала нужно доехать до города Белорецк. Расстояние между Белорецком и Тирлянским составляет 33 км по асфальтированной дороге. От Белорецка до Тирлянского и обратно можно доехать на автобусах или такси.