что посмотреть в толге
Светлая сказка Толги (Свято-Введенский Толгский женский монастырь)
От Речного вокзала отходят теплоходики к едва ли не самой главной достопримечательности Ярославля — Свято-Введенскому Толгскому монастырю. Очень приятно совершить легкую речную прогулку, особенно если будет благоприятная погода. Можно взять с собой еду, посидеть на верхней палубе, подставляя лицо легкому ветерку, покормить многочисленных чаек. Маленький секрет: плыть лучше утром, т. к. на дневной рейс (где-то около 13–14 час.) сбегается такое количество народа, что можно попросту не попасть на «Москву».
Сказка Толги начинается уже на теплоходе, когда вдруг на фоне теплого летнего неба появляются беленые стены монастыря и маковки церквей. Потом, сойдя по шаткому трапу на твердую землю, Вы обойдете величественные стены, чтобы прикоснуться к светлой тайне…
Свято-Введенский Толгский женский монастырь, расположенный на левом берегу Волги, был основан епископом Ростовским Трифоном в 1314 году. По преданию святителю явился образ Богородицы, а на месте будущего монастыря была найдена икона, получившая название Толгской по имени речки Толги, впадающей в Волгу. С тех пор 21 августа широко отмечается Толгин день.
Чудодейственная икона Толгской Божьей Матери не раз спасала Ярославль от разных бед. Например, в 1612 году, после совершенного с иконой крестного хода, прекратилась бушевавшая в городе моровая язва. А в 1657 году икона Толгской Божьей Матери спасла ярославцев от страшной засухи. Из уст в уста передавались рассказы о чудесных исцелениях. Помимо прочего, иконе молятся об избавлении от бесплодия.
История Толгского монастыря сложна и трагична. Его охватывали пожары, разворовывали, разрушали. Но словно росток сквозь асфальт он возрождался вновь и вновь. На стендах в монастыре показаны последствия забвения и разрухи. И тем уважительнее и трепетнее становится отношение к нынешним обитательницам монастыря, когда видишь всю красоту комплекса и понимаешь, что все это восстановлено хрупкими женскими руками. Монастырь женский. Действующий. Здесь живут в постоянном труде и молитве насельницы: монахини и послушницы. И всей этой благочестивой красотой руководит поистине святая женщина — матушка Варвара, сумевшая возродить монастырь практически из пепла. Монахини сами реставрируют храмы, восстанавливают роспись на стенах, облагораживают территорию. Живут они по большей части, натуральным хозяйством. Это очень сильные женщины. Привыкнув обходиться без мужчин, они сами возят тяжелые тележки, ездят на велосипедах и ловко управляют автомобилями. Наверное, именно здесь начинаешь гордиться нашими русскими Женщинами.
Комплекс Свято-Введенского Толгского женского монастыря состоит из центрального Введенского собора, где частично сохранились древние фрески, Никольского надвратного храма (именно его мы видим, едва сходим на пристань с теплохода), ажурного Спасского храма и белоснежного Крестовоздвиженского храма, в котором сосредоточены все святыни монатыря. На территории также расположена Надкладезная часовня, где можно набрать святой воды. Рядом со Спасским храмом стоит изящная часовенка, построенная в память об убиенных в 1609 году иноках.
Ярославль, Толга и близлежащие прибрежные села (Тверицы, Иваньковское, Норское)
Ярославль. Улица Советская. Здесь сохранилось немало старых домов в стиле модерн.
многие из которых переделаны в гостевые дома и кафе.
Неоклассический особняк оттуда же.
Конструктивистский дом с аркой.
Навигация по Волге в мае весьма активна.
Летают над большой рекой не только железные птицы.
В Ярославле небольшой, но живой речной вокзал. Здесь бегают и пассажирские рейсовые суда.
Эти суда курсируют между селами по разным берегам Волги. Вот одна из пристаней.
Как я уже писала, по Волге из Ярославля существует сезонная пассажирская навигация – например, за символическую плату (цена билета на общественный транспорт) можно доехать до Толгского монастыря, где мы собирались посмотреть росписи Введенского собора XVII в (подробнее о монастыре, правда, без росписей, можно прочитать здесь). Их, правда, довольно сильно поновили во время последней реставрации, но стиль XVII в вполне узнаваем. К тому же, живопись здесь сохранилась в полном объеме – так что разглядывать ее можно долго.
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (1681-1688гг) и лебеди в пруду на территории монастыря.
Расписанные своды Введенского собора (1690-1691 гг, поновлено в 1839-1840 гг, а также совсем недавно, уже в наши дни).
Иисус перед Пилатом.
Несения креста. Обретение Толгской иконы Божией Матери.
Росписи Введенского собора Толгского монастыря (1690-1691 гг). Казнь святого Стефана в откосе окна и Пантократор в куполе.
А возил нас между селами вот этот небольшой кораблик.
Норское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1753 г).
Норское. Церковь Михаила Архангела (1760 г).
Особенно хороша Михайловская церковь в мае в окружении молодой зелени.
У храма сохранился вполне аутентичный интерьер:
Иконостас XVIII в, иконы и хоругви.
Царские врата украшены золоченой резьбой и скульптурой.
Норское. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1765 г) испорчена новейшими «реставрациями». XVIII в лучше распознается с апсиды.
Толгский монастырь
В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.
Толгская икона Божией матери
Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.
Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.
В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.
Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.
В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.
Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.
Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).
Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.
Ансамбль Толгского монастыря
Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.
В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.
В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.
Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.
Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps
Введенский собор
Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя
Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.
Храм в честь святой великомученицы Варвары
Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)
Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.
Колокольня
Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.
Кедровник
Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.
Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме
Как добраться до Толгского монастыря
Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.
Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.
Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.
Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.
Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь: поездка на годовщину свадьбы (Ярославль, 21.07.2016)
Свято-Введенский Толгский женский монастырь — одна из самых красивых святых обителей нашей Родины и едва ли не самое мое любимое место в Ярославле. Место, куда всегда хочется приехать, где царят теплая, светлая атмосфера, уют и спокойствие. Правда, бывать там ежегодно не получается, время неуклонно гонит свою колесницу, не успеешь оглянуться, как оказывается, что на Толге я не была уже 2 года.
21 июля у нас с мужем годовщина свадьбы, не круглая, но этот день мы всегда стараемся отмечать по-особенному. Сидеть дома с родными в жаркий летний день особо не хотелось (да и было это уже, душа жаждала, если не романтики, так хотя бы разнообразия). Любимый бар «Killfish» на лето закрыли, день был рабочий — далеко и надолго не уедешь. В общем, ничего, кроме прогулки на теплоходе в Толгский монастырь, мне в голову не пришло. С фантазией плохо, побывать все равно хотела, да и венчанные мы с мужем, через 5 лет после официального заключения брака, уже осмысленно прошли обряд, хотя верующими и набожными нас назвать сложно. Вот так, совершенно по-русски могли бы мы выбирать между кабаком и храмом. И, наверное, хорошо, что получилось так, как получилось. Впрочем, отношение к религии — дело глубоко личное, и не об этом здесь пойдет речь, и даже не о нашей праздничной поездке. А просто о красивом и приятном месте, о котором сказано уже достаточно, в том числе и мной. Вот сколько раз бывала, фото и рассказы других путешественников смотрела, а все равно каждый раз открываю для себя что-то новое.
Уже не удивительно, что религия шагает в ногу с современностью, на смену средневековому мракобесию в стены храмов приходит технический прогресс. Так и у Свято-Введенского Толгского монастыря есть свой официальный сайт: http://montolga.ru, и группа Вконтакте: https://vk.com/montolga. Здесь можно узнать о долгой истории и нелегкой судьбе обители, ее храмах и святынях, в том числе о самой главной — Толгской иконе Божией Матери, о людях, имена которых неразрывно связаны с монастырем, и даже совершить 3D-экскурсию.
Добраться до Толгского монастыря можно на маршрутке № 93г, следующей от вокзала Ярославль-Главный, на, автобусах № 21, № 21к, маршрутке № 93, которые отправляются от Красной площади. Выходить надо на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и идти пешком еще 2 километра до самой обители. Удобнее, на мой взгляд, ехать на автобусе № 34, все от той же Красной площади, но идет этот маршрут прямо до самого монастыря. Курсирует по расписанию, которое легко уточнить на сайте МУП «Яргортранс»: http://www.yargortrans.ru.
Однако если вы желаете не только прикоснуться к святыням, но и получить эстетическое удовольствие от речной прогулки по волжским просторам, обязательно отправляйтесь в монастырь на теплоходе «Москва».
Он курсирует от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути — около 1 часа, летом 2016 года билет стоил 27 руб. в одну сторону, расписание лучше уточнить на сайте ОАО «Ярославский речной порт»: http://yarport.com.
Кстати, именно последним вариантом мы с мужем и воспользовались, даже пришлось на полчаса с работы отпроситься, чтобы обратно тоже на кораблике плыть. К нашему удивлению, народу было много: даже в будний вечер люди спешили на свои дачи, но были и те, кто просто решил прокатиться. На верхней палубе нам места не хватило, да и ветрено было — скорость у теплохода хорошая. Расположились внизу, в закрытом салоне, там удобные кресла и столики, перекусили бутербродами с корейкой, сыром и вареной колбасой, помидорами, огурчиком и черешней. А наверх ходили фотографироваться и, конечно же, любоваться панорамами, слушать пронзительные крики чаек, сопровождающих теплоход и выпрашивающих угощения у пассажиров, смотреть на смешных уточек, доверчиво подплывающих прямо к бортам кораблика.
Вот, вроде бы, простые пейзажи обычного волжского города: синяя волна, пенящаяся, бьющая белый бок теплохода, пышным шлейфом, подобно фате невесты, бегущая за кормой, июльское небо, укутанное на склоне дня серебристо-сиреневыми тучами, изумрудные рощицы, кустики по берегам, старенькие пристани, стремительно пролетающие современные катера и простенькие неказистые лодочки, внезапно выглядывающие сквозь высокие кроны деревьев купола церквушки, а так сладко становится, щемит сердце от чего-то невообразимо близкого, доброго, родного и понимаешь: нет ничего на свете лучше своего любимого города и этих неброских, но столь необходимых мятежной русской душе видов.
Толгская обитель была основана в непростое для нашей Родины время татаро-монгольского нашествия и княжеских междоусобиц, как один из самых значимых духовных центров Ярославского края. По легенде, дошедшей до нас сквозь века, в 1314 г. ростовскому епископу Трифону, возвращавшемуся после осмотра своих владений с благодатного Белозерья, привиделся 8 августа во время ночевки на волжском берегу чудесный образ иконы Божией Матери. Утром на противоположном берегу, где случилось видение, Трифон и его сопровождающие среди густых лесов нашли посох епископа и самую настоящую икону. Здесь же и была всего за один день, с помощью ярославцев построена деревянная церковь Введения Богоматери во храм, в которую перенесли чудесно обретенный образ. По велению епископа Трифона была основана святая обитель, получившая название от протекающей в этой местности речки Толги.
Так и существовал монастырь, через столетия неся свои легенды и историю, чудесные исцеления и многочисленные списки с той самой чудотворной иконы. Как и многим монастырям, выпало на его век немало хорошего и плохого. Пожары и моры чередовались с визитами и благосклонностью высокопоставленных особ, черной смуте с безжалостными отрядами поляк, разоривших и осквернивших обитель, пришла красная революция, не менее жестокая и кровавая, отдавшая остатки обители под детскую колонию. И лишь в конце 1987 г. в Толгском монастыре была учреждена первая в современной России женская обитель.
Сухие строчки, абзац из учебника истории, выдержка из статьи на стенде? Понимаю, что судьба многих монастырей одинакова, и читать о ней в сто пятый раз не интересно. Но, знаете, иногда очень полезно задуматься о горьком опыте. Чтобы не повторять ошибок прошлого? Бросьте, не нам с вами эти ошибки совершать, да и история с патологической маниакальностью регулярно повторяется. Так было, так будет. От нас ничего не зависит. Но знать о монастырских подвигах и чудесах, о славных людях, как и о черных вехах истории необходимо. Так, для себя, для общего развития и расширения кругозора, например.
На сегодняшний день в Свято-Введенском Толгском женском монастыре действует 5 храмов. Все они прекрасно отреставрированы, внутри — нарядно расписаны. Вот краткий иллюстрированный путеводитель по территории святой обители.
Введенский собор. Построен в 1681 — 1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Службы здесь проводятся только в летнее время. Очень красивый, монументальный сбор, именно его малахитовое пятиглавие видно издали, в том числе, пребывающим по Волге на теплоходе. Белоснежные стены украшают фрески и поливные изразцы, массивное крыльцо с белокаменной резьбой ведет под высокие своды обители. Обязательно стоит зайти внутрь, чтобы полюбоваться потрясающе красивыми восстановленными росписями 1690 г. Здесь же можно поставить свечку или купить литературу, иконы, крестики, сувениры — да, последнее тоже присутствует, можно упрекать монастырь в излишней коммерциализации, и это действительно одна из самых богатых обителей области. Но, судя по благоустроенности монастыря, заработанные деньги идут на его нужды, а не в карман представителям РПЦ (к сожалению, подобное в наше время далеко не редкость).
Крестовоздвиженский храм. Построен в 1625 г. в качестве теплого и является самым древним монастырским храмом. Освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются в осенне-зимнее время. Здесь же находится уже упомянутая ранее главная монастырская святыня — Толгская икона Божией Матери. Более скромная, чем собор, беленькая церковь с маленькой позолоченной главкой соединена галереей с Введенским храмом. Поднявшись по ступеням торжественного крылечка, попадаешь в уютное и камерное пространство. Здесь также есть сувенирно-свечная лавочка.
Никольский надвратный храм. Построен в 1672 г. Освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая. Попасть на службу можно в четверг, если нет полиелея. Миниатюрный храм под золотой луковкой на длинном тонком барабане расположен как раз над нарядными Святыми воротами, расписанными яркими фресками, — парадным входом в монастырь, ведущим от пристани.
Спасский храм. Построен в конце XVII — начале XVIII вв. Освящен честь Нерукотворного Образа Спасителя. Здесь круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь. Храм очень нарядный, наиболее интересный из всех монастырских построек, выделяющийся своей нетипичной архитектурой. Высокий, в белоснежно-зеленых тонах, обильно украшенный лепными элементами, с элегантным крылечком под шатровой крышей и куполом, увенчанным девятью золочеными главами: одной большой и восьмью маленькими.
Варваринский храм. Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Освящен в честь святой великомученицы Варвары — небесной покровительницы Матушки Игуменьи. Самая молодая постройка, эта небольшая церковь — прижизненная память о деятельности по возрождению святыни его бессменной настоятельницы Варвары.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная). Построена в 1893 г. на месте погребения убитых в Смутное время поляками 46 иноков. Панихида в память об этом страшном событии совершается ежегодно в день убиения иноков — 31 мая. Очень симпатичная краснокирпичная часовенка под изумрудной островерхой крышей, украшена белокаменной резьбой и изразцами. Она тоже открыта, внутри всегда теплиться огонек. Можно зайти и поставить свечку в память отважных иноков, до последней капли крови защищающих свою обитель.
Территория монастыря нарядная, просторная, очень ухоженная. Ровные дорожки, изумрудные коротко подстриженные газоны, многочисленные яркие цветники, пестреющие прекрасными розами, лилиями, астрами, кашпо с буйно цветущими малиновыми и белыми настурциями, цветочные арки.
Есть даже чудесный зеркальный прудик, по которому плавают грациозные черные лебеди.
Даже небольшой старинный некрополь не вызывает грустных мыслей, а органично смотрится на небольшой лужайке.
Лавочки, где приятно отдохнуть, стенды с информацией об истории обители, миниатюрный фонтанчик, деревянная часовенка со святой водой — здесь все настраивает на умиротворенный, созидательный отдых, можно полюбоваться нарядными храмами, подумать о чем-то сокровенном или вечном, утолить жажду, в том числе и духовную.
Белоснежные массивные стены, окружающие обитель, словно охраняют от всех невзгод этот славный, утопающий в зелени и цветах благодатный мирок.
Особое место в обители занимает кедровая роща, посаженная в XVI в. в память о чудесном обретении иконы после пожара. Вековые деревья, чудесным образом пережившие столько невзгод, теперь бережно охраняются монахинями. Прочла на официальном сайте, что даже в жестокие советские времена «рощу воспринимали как единственное неоскверненное место упраздненной обители», а «у большого пня на Пасху верующие оставляли крашеные яйца и кусочки куличей». Знаете, после этих фраз, наверное, даже самого заядлого атеиста, безапелляционного агностика и закоренелого циника пробьет на слезу. Нет? А меня — да. Значит, для меня еще не все потеряно?
Двери в кедровник открываются лишь по особому случаю, например, в Толгин день. Один раз нам повезло, мы чудесным образом, присоединившись к экскурсии, попали в рощу, даже увидели знаменитую икону, притаившуюся среди мохнатых ветвей. Сколько лет прошло, сколько лет мне на той, еще пленочной фотографии? А вот все последующие годы мы смотрели на кедровник лишь из-за зарешеченных ворот. Но, значит, так надо.
Также на территории монастыря расположены кельи монахинь, служебные постройки и гостевой дом для паломников. В последнем есть уютные номера на 1 — 12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи с необходимой кухонной техникой. За питание и проживание взимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Подробности лучше уточнить по телефонам, указанным на сайте. Возможно, это кому-то будет интересно. По крайней мере, раньше меня периодически посещали мысли сбежать на недельку в монастырь. Но, конечно, здесь необходимо иметь действительно чистые намерения, горячее желание и стремление к именно аскетичной монастырской жизни.
Еще одно приятное новшество — открывшаяся сравнительно недавно монастырская трапезная «Архондарик». Небольшая беленькая пристройка, похожая на летнее кафе, располагается за стенами монастыря, на подходе к подворью обители. Все очень чистенько, мило, просто, и потому — приятно. Берете подносы, подходите к раздаче и выбираете, что душе угодно, причем, наверняка, это будут блюда местного производства, из местных же продуктов — благо, во владении сестер находится обширное подворье. Цены — достаточно приемлемые. У меня до нашей поездки здесь была подружка, так осталась в полном восторге. Нам повезло меньше, вечером ассортимент значительно поубавился. Есть особо не хотелось (мы же перекусывали на теплоходе бутербродами), но пока решали, стоит ли купить пирожки с яблоками, они стремительно закончились. Пришлось ограничиться календариками с видами монастыря (да, здесь тоже продавались сувениры) и печатным пряником для мамы. Зато, я уверена, что в трапезной подают только свежие блюда, и это хорошо.
После едальни следует сказать о туалете. Здесь он (тоже находится за стенами монастыря, вниз под горку от трапезной) — бесплатный и очень благоустроенный. Ну, говорю же, все по высшему уровню!
Еще мы прогулялись вдоль широких полей монастырского подворья, где росли не только съедобные растения, но и цветы: бархатцы и календула. Высились теплицы, колосились растения — с ума сойти, как такие плантации обработать! И такие вкусности готовить, ведь и пирожки, и мед, и квас монастырские — любому желающему можно попробовать.
А зеленушку (укроп, петрушку, лучок) так вообще в столовой бесплатно можно взять, за добровольное пожертвование. А монашенки, трудяжки, все стараются, обихаживают. Вот бы мне, лентяйке, их усердие на собственных грядках!
Иду по дорожке, любуюсь затянутым ряской, настоящим русалочьим прудиком (но ведь никто от неразделенной любви здесь не утонул, монастырь же!), красивым, по мостику, смотрю на разноцветные, вызывающе крупные лилии — хороши, ах, как хороши!
И тут замечаю двух хихикающих девочек-послушниц, совсем молоденьких, но по подбородок укутанных в рясы, веселых, беспечно играющих среди ярких цветов. Я до сих пор не могу определиться с собственным мнением: приучение детей к религии — это норма или все-таки стоит дать им выбор, в сознательном возрасте прийти к той или иной вере?
Сама лично не переношу перегибов и очень люблю личностную свободу. А эти девочки… Неужели они не хотят в свои подростковые 15 лет носить короткие юбки, красить глаза и рот яркими красками, сидеть часами в Интернете, петь песни Цоя под гитару во дворе, ходить на дискотеки и флиртовать, переживая, может быть, самые сильные чувства любви и ненависти? Я в свои 15 лет очень хотела, и в 30 с лишним — тоже хочу. Но я — существо неправильное. А они — почему они должны этого лишаться, в самом замечательном периоде — в юности, смеющиеся, играющиеся с цветами девочки-послушницы?
Нет, это я просто чего-то не понимаю. Сайт, группа Вконтакте, проводимые экскурсии, сувениры. Это не отсталое средневековье — Толгский монастырь живет богатой, разнообразной и очень интересной жизнью. И они вовсе не пытаются скрыться в эфемерном мирке, за красивыми стенами, среди прекрасных цветов, благоденствия, благополучия. Их жизнь — тяжкий труд, итог которого — все это великолепие. И жизнь — самая настоящая.
И я, едва прикрывающая свою татуировку под лямками сарафана красным газовым шарфиком, — такая девушка в красном — тоже сейчас, сегодня, настоящая. Но ни одного косого взгляда. Была свидетелем, как гид туристической группы заставляла надевать юбки (можно, как и платки, взять при входе в обитель) тех, у кого одежда не прикрывала колени. Хотя это было вовсе не обязательно. Монашенки при входе, смотря на это, только улыбались. А еще они ездили по территории монастыря на смешных маленьких машинах, прямо в своих черных одеждах. Молодцы девушки, тетеньки — очень современные!
…Странное дело, в последние несколько лет я почему-то стала робеть при посещении монастырей и храмов (и это после многочисленных своих поездок по российской провинции). Особенно таких — светлых, добрых, намоленных. Возможно, осознание собственного несовершенства, греховности (хотя звучит очень пафосно), признание своей жизни, как неправильной, все более проявляющиеся цинизм и нетерпимость к окружающей действительности — это и есть взросление. Но мне почему-то становится очень неловко и даже стыдно за себя, что я что-то делаю катастрофичное «не то», «не так». Ловлю себя на мысли, что стала намеренно избегать храмов. Хотя, в Толге очень доброжелательно настроенные монахини, может, уже привыкшие к именно туристам, а не только паломникам. Сколько раз была, откровенно грубого или даже строгого отношения не припомню. Все здесь благостно, позитивно, ничего подобного, что можно было бы видеть на фресках с изображением Страшного суда — никто не спешит нас отправить в Ад. Но, как мне кажется, именно критичное отношение к себе — и есть самое суровое наказание. Эх, вот бы еще найти в себе силы действительно стать лучше…
Посещение Толгского монастыря (да, наверное, и любого другого места со столь сильной энергетикой и древней историей) каждый раз вызывает у меня целую гамму разнообразных чувств, с которыми мне самой сложно разобраться. Дело тут не в визуальном образе — Толга прекрасна в любое время года.
Просто поездка заставляет, как бы начать диалог с собой, вскрывает нарывы спорных моментов, поднимает из глубины души сомнения, обнажает неловкие вопросы, заставляя находить на них ответы. Где? В собственных мыслях, сердце, душе. Я будто бы начинаю смотреть на себя со стороны, вглядываюсь в отражение в зеркале. Возможно, такие места и существуют для того, чтобы человек (не важно, паломник, праздный турист) начинал размышлять, задумываться, думать…
Летний вечер дарил волшебный волжский закат, наполнял пушистые облака желто-оранжевым цветом, окрашивал водную гладь в раскаленное золото.
Солнце, из последних сил лениво катящееся по темнеющему небу, путалось в моих красных — по-панковски окрашенных — волосах, щекотало покрытые нероссийским загаром плечи. Тоже было красным — тревожным — как я, растревоженная нашей праздничной поездкой.
Я сидела на берегу в высокой траве в ожидании теплохода, а в голове настойчиво крутилась странная фраза: «Толгоболь, Толга-боль, забери нашу боль». Грустным словом Толгоболь называется это место близ монастыря, поселок. И думала ли я о боли своей вечно мечущейся, мятежной души, раздираемой противоречиями, о больных ногах мужа, о болезни мамы или о всемирной, вселенской боли, захлестнувшей наш неспокойный, до ужаса страшный и неизлечимо больной мир?
Нет, моя судьба — не прятаться за белокаменными стенами, не искать успокоения среди цветов и полумрака храмов, вся жизнь моя — череда нескончаемых битв, вечная борьба, очень часто — с самой собой. Но как хорошо, что бывают вот такие замечательные дни успокоения и красоты, когда можно убежать хотя бы на время от проблем, погрузиться в негу тишины и спокойствия.
Толгоболь… Толга! Пожалуйста, пусть в моей жизни еще неоднократно будут такие моменты, и я непременно вернусь в святую обитель.
Спасибо за внимание!