что посмотреть в умбе летом
Терский берег, от Умбы до Варзуги
Путешествие летом на Белое море. До Варзуги из Апатитов 356 км, на дорогу в одну сторону уходит примерно 5 часов, если ехать без остановок. Но с заездами к морю на всё путешествие уходят почти сутки. Конечно, чтобы посмотреть всё и полностью насладиться красотами, нужно ехать с ночёвкой.
От Умбы до Варзуги 137км. На дороге есть километровые столбики. Последняя заправка находится в Умбе, это роснефть, работает круглосуточно. Но может не быть топлива. Дальше, в сторону Варзуги, заправок нет. Вдоль дороги очень красивый светлый хвойный лес, под деревьями ковры из белого ягеля или зеленых кустарничков. Много старых поваленных выбеленных стволов деревьев, выглядящих как сюрреалистические скульптуры.
Грунтовая дорога начинается между Оленицей и Кашкаранцами, до Варзуги остаётся ещё 47 км. Её переодически достраивают, говорят, но мы техники не встретили. Дорога жёсткая, покрыта камнями, и очень пыльная. Может быть сильно разбита. Дорога красного цвета, как подложка у аметистов.
Почти по всей дороге нет связи, она появляется только около посёлков. Добавлю, что кафэшек и туалетов тут нет, а то люди, далёкие от тундры, спрашивают. Есть гостевые дома для ночёвок. Электричество есть в посёлках, но ненадёжное. От Кандалакши до Умбы очень много коварных ям на асфальте, после Умбы дорога лучше. Много крутых поворотов и спусков.
Около поворота на Варзугу есть съезд на Кузомень, теперь туда можно проехать. В Кузомени песчаная пустыня, песок опасен — проезд только на специально подготовленных ТС.
За Умбой в 22х км находится песчаный пляж, местные называют его «Золотые Пески», довольно много народу, можно выехать прямо к воде, песок очень плотный. Берег плоский, чтобы окунуться — придётся довольно далеко идти. Чисто!
От Апатитов до пляжа Золотые Пески 244км.
Съезд на этот пляж на 22м км дороги Умба-Варзуга. Столбик 23й км стоит сразу после съезда. Съезд — песчаная узкая дорога 1км, слева будет поле.
Апатиты — пляж перед Оленицей= 273 км
Центральный съезд на этот пляж — 54й км. Есть другие. Можно подъехать к границе песка и зеленого берега. Песок на берегу с камнями, живописные группы валунов в воде. Никого народу. Берег покрыт цветами — розовая гвоздика, синие колокольчики, камнеломки, мини-кустики шиповника и множество других. Очень красивый изогнутый пляж. Есть связь, и даже интернет иногда. Чисто!
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Путешествие на авто в Умбу
Путешествие по Терскому берегу. Умба
Путешествие на авто в Умбу — было следующим пунктом нашего маршрута по Терскому берегу. Умба — третья знаковая точка цели нашего автопутешествия из Санкт-Петербурга на Терский берег и Север. Ниже — фототчёт и рассказ о старинном поморском селении.
Путешествие на авто в Умбу
Дорога в Умбу. Едем вдоль берега Белого моря
Пейзажи, которые можно лицезреть по пути из Кандалакши в Умбу — настоящие северные. От возвышенностей Лувеньгских тундр у Кандалакши, далее, дорога словно «пробита» через лес и камни. И, если у кандалакшского берега хорошо с высоких точек просматривается побережье Белого моря у Кандалакшской губы, то далее, восточнее, ближе к Умбе — дорога уходит от побережья вглубь Кольского полуострова. Последнее место на этой дороге, где можно вблизи увидеть Беломорский берег — это бухта у села Колвицы.
Путешествие на авто в Умбу. Кандалакшская губа Белого моря
Дорога из Кандалакши до Умбы — это практически идеальный асфальт в две полосы для движения. Рельеф дороги сменяется от холмов и возвышенностей у Кандалакши к относительно ровным низовьям далее. Серпантинов на этой дороге нет. Чай, не Кавказ. И не Памир какой. Здесь, в этих местах, совсем другая красота. За которой и стоит ехать на Север. Природа в этих краях — по-своему красива. А мне, как человеку родившемуся в этих местах, она ещё и очень близка. Всё выглядит родным и знакомым.
Дорога Кандалакша — Умба
От Кандалакши до Умбы около 110 км
По практически идеальной дороге доехать из одной точки в другую не составит труда.
По этой трассе не сильный трафик. Дорога проходит через несколько населённых пунктов. Камер слежения за скоростью на ней я не заметил. Но при движении в сторону Умбы, так и на обратном пути, встретились мне патрульные машины ГИБДД. Которые, видимо, курсируют тут время от времени. В общем, не стоит особо и гонять. Смысл? Я не очень люблю в своих путешествиях «носиться» по дорогам «сломя голову». Что это за путешествие такое, когда мчишь куда-то как «ошпаренный»? И красот вокруг толком не разглядеть, да и устаёшь от гонок. А оно зачем?
Едешь себе не спеша, останавливаешься по пути. Видами наслаждаешься. Вот, например, какая красота под ногами. Как не остановится — не поснимать? Мох настоящий. Тундрой «пахнет». Выглядит как снежный ковёр. Красиво)
Лес Терского берега. Мох
Лес Терского берега. Мох
При въезде в посёлок со стороны Кандалакши нас встретил знак «Умба. Основана в 1466 году». И, если вы держите путь (как мы) на Варзугу и Кузомень, в любом случае дорога пройдёт через это старое поморское село. И обязательно в Умбе стоит сделать остановку. История Терского берега связана с этим селением неразрывно. Узнать, познакомиться с бытом, историей и настоящим бытом поморской жизни — здесь самое место.
Знак «Умба»
Важно: если собрались в путешествие на авто по Терскому берегу и далее на Варзугу и Кузомень, то стоит учесть, что последняя АЗС на этом маршруте будет в Умбе. Далее — заправок нет. Местные за топливом сами из Кузомени и Варзуги ездят сюда, в Умбу.
Топонимика названия и что означает название «Умба»
Существует две основные версии о том, что означает название «Умба».
Путешествие на авто в Умбу. История села
В немногочисленных письменных источниках середины XV в. упоминаются Варзуга и Умба, как два существовавших поморских селения в этих краях. И, если следовать старинным легендам, то обосновались на этих землях русские поселенцы не с низовий Северной Двины, а с «поморского» Карельского берега и из Новгородских земель. Кстати, до сих пор у коренных жителей Умбы в говоре можно услышать характерное «цоканье». Как и у населения Новгородчины. «Ноцка» вместо «ночка»,»целовек» вместо «человек» и т.д.
Быт и уклад жителей был традиционен для этих мест. Рыбная ловля, «веснование» (бой тюленя и нерпы), солеварение.
Изначально село находилось примерно в 10 верстах от устья реки Умбы, вплоть до конца 16 века. Связано это было (по видимому) с тем, что обосновываться у самого моря было тогда небезопасно. Существовала большая вероятность подвергнуться нападению морских разбойников и лихих людей. Но уже и к тому времени появились и постоянные деревянные избы возле самой реки. Так называемые поморские «тони». Тогда возникшее селение стали называть Новой Умбой, а старое — Воскресенским ( Умбским )погостом.
В 16-17 веках эти земли попадают под власть монастырей. Сначала Соловецкого, а затем Кирилло-Белозерского. Быстрому распространению монастырской власти способствовала опричнина Ивана Грозного. Система мер, направленная на укрепление самодержавия и крепостничества. Волости Терского берега и Карелии остались при земщине. Что ставило крепостных в невыгодное положение при тяжбах между опричными и земскими людьми. В судебных спорах, как правило, решения выносились в пользу опричников. Так, например, дошли до нас исторические документы о Басаргином правеже. В результате которого, по неверному судебному иску земли Терского берега подверглись разграблению двинским опричником Басаргой Леонтьевым.
( О «Басаргином правеже» я уже рассказывал вот в этой статье: история Кандалакши )
Распространение монастырской власти на Терском берегу
Опричники начисто разорили множество селений на Терском берегу. В том числе и Умбу. И обедневшие крестьянские хозяйства быстро попадали под власть монастырей.
Дешево скупались поморские угодья, брались на содержание престарелые и немощные – при условии, что после смерти все их угодья перейдут в монастырь. Раздавались нуждающимся под залог домов, земель и тоней ссуды на обзаведение хозяйством. В большинстве случаев разоренные крестьяне были не в состоянии своевременно погасить долги. И в результате теряли право на заложенные ими земли. Так за короткий срок владения монастырей в Терских волостях достигли огромных размеров.
Умба. Воскресенская церковь
За короткий период вся Умбская волость попала под владение двух духовных феодалов. Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей.
«Золотой век» поморов Терского берега
При Екатерине II монастыри, вследствие секуляризации монастырских земель, лишились своих владений. Крестьянам были переданы все угодья, которыми они пользовались ранее. Они освободились от власти монастырских и синодальных приказчиков и в результате у них создались более благоприятные возможности для ведения своего промыслового хозяйства. Этот период в истории Терского берега знатоки называют одним из «золотых веков» существования поморов на этих землях. Так, во всяком случае, утверждают те, кто хорошо знаком с историей этого края.
Умба. От средних веков до наших дней
Умба — одно из древнейших сёл Кольского полуострова и Терского берега. Оно пережило много событий за время своего существования. В летописях Умбы числятся периоды расцвета и спокойной размеренной жизни, периоды лихолетья набегов интервентов и захватчиков.
Так, в 1589 году Умба была сожжена шведскими интервентами. А в начале и середине 19-го века сюда пытались высадиться десанты англо-французских захватчиков.
По административной реформе Екатерины Второй Умбская волость в 1780 году из Двинского уезда Архангельской губернии перешла в состав Кольского. По описи 1785 года в сельской общине Умбы состояло 300 человек.
Интересный исторический факт: для наблюдения за прохождением Венеры по диску Солнца Петербургская Академия наук в 1769 г. построила в Умбе временную обсерваторию. Работы вели астроном Людовик Пиктэ (швейцарец) и подштурман Евдоким Заметаев.
В 1898 году поблизости от села, на берегу залива возник рабочий посёлок при Умбском лесопильном заводе промышленника Беляева. Первоначальное название — посёлок Лесной. Потом появился небольшой грузовой порт. Характерная особенность Новой Умбы — деревянные тротуары на многих улицах. Подобное деревянное «мощение» улиц существует и ныне. Чему мы стали свидетелями.
Деревянные тротуары Умбы:
Деревянные улицы посёлка
Официального статуса населённого пункта деревня Умба сейчас не имеет. Так она называется в обиходе, являясь частью административного центра городского поселения Умба Терского района.
Умба сегодня
На сегодняшний день в Умбе постоянно проживает около 4 500 человек. В посёлке есть средняя школа, библиотека, детская спортивная школа, школа искусств, Издаётся своя местная газета «Терский берег». Есть филиал районной больницы и станция скорой помощи. А ближайшая железнодорожная станция находится от Умбы в 112 км, в Кандалакше.
В Умбе есть локальный аэродром. В районе посёлка находятся армейские базы. И посёлок носит статус населённого пункта, с ограниченным пребыванием иностранных граждан. В Белое море, в окрестности Умбы, часто заходят наши подводные атомоходы и другие ПЛ для проведения различных испытаний.
Белое море — отличный полигон для испытания подводных лодок. Море — внутреннее. И наблюдение за подобными испытаниями иностранными разведками — исключено. Глубины моря достаточны для любых океанских кораблей. А испытательные и ремонтные команды, расположенные на противоположном берегу моря в Северодвинске — совсем рядом.
Не случайно на всех АПЛ базирующихся на Северно флоте есть карты глубин Белого моря. Знающие люди это подтверждают. А местные рыбаки вам обязательно расскажут про то, как видели они во время своих рыболовных походов всплывающие из морских глубин подводные лодки, да бороздящие беломорскую гладь силуэты морских военных судов.
Что посмотреть в Умбе
Умба сейчас — популярный туристический объект. Кто на рыбалку сюда спешит за красной рыбой. А кто так же как мы за северным нашим колоритом. В Умбе есть на что посмотреть. Есть здесь и музеи. В один из которых мы, по своему приезду, сразу и отправились.
Музей Петроглифы Канозера
Музей, благодаря навигатору мы нашли быстро. Находится он возле Воскресенской церкви.
Адрес музея «Петроглифы Канозера» — Умба, ул. Дзержинского д. 36
Умба. Воскресенская церковь
Здание музея — небольшой павильон в деревянном доме. А рядом со зданием есть небольшая автостоянка.
Умба. Музей «Петроглифы Канозера»
Оказавшись возле музейного здания мы только и вспомнили, что был понедельник. И редко какой музей в этот день у нас в России работает. Как-то сей факт совсем выпал из нашего внимания. Но, делать нечего. Решили мы всё же дойти до входа и убедиться в функциональности музея своими глазами. А вдруг всё же работает? Ну или получить свежую информацию о его работе.
К зданию вела заасфальтированная дорожка с перильцами. А по пути к входу в музей нас встретили местные голуби.
Умба. Голуби
Голубь в кормушке
-Вы уж извините меня, — обратилась сотрудница музея к нам, — я экскурсию вам не буду проводить. Но поставлю фильм про петроглифа Канозера. А в фильме всё про историю наших петроглифов хорошо рассказано. Ну, а экспозицию… вы уж сами осмотрите, пожалуйста. Тем более все экспонаты подписаны.
Довольные тем, что мы хотя бы попали в залы музея, мы и приступили к осмотру его экспозиции.
Музей «Петроглифы Канозера». История петроглифов и что это за наскальные рисунки
Петроглифы Канозера были открыты 5 июля 1997 года. В результате сплава по реке Умба экспедиции Ревденского краеведческого музея. Обнаружил наскальные изображения Юрий Иванов. На острове Каменном.
Ниже фото из экспозиции музея:
Петроглифы Канозера. Схема
Каменные канозерские рисунки были датированы III-II тысячелетием до н.э. С 1999 года на Канозере начинает работать Кольская археологическая экспедиция. И на сегодняшний день на островах и прибрежных канозерских скалах открыто уже более 1000 изображений, оставленных древним человеком. Смысл рисунков пока не расшифрован. Выдвигаются различные версии. И к основной относится культовый, религиозный смысл подобного творчества древних.
По мере обретения известности петроглифов Канозера в эти места сильно возрос приток туристов. В результате бесконтрольного посещения часть объектов пострадала. И некоторые изображения обезображены современными надписями.
В целях защиты петроглифов от вандалов проводятся экологические экспедиции и организованные экскурсии.
В 2000-ом году открывается музей «Петроглифы Канозера». А в 2000 году над самым большим скоплением древних изображений возводится прозрачный защитный купол.
Экспозиция музея «Петроглифы Канозера»
Музей небольшой. В нём всего один общий зал. На стендах широко представлена история открытия петроглифов и их изображения. Материалы об археологах и историках, занимающихся изучением этих наскальных рисунков. В зале на большом экране демонстрируется познавательный документальный фильм о канозерских петроглифах.
Зал музея «Петроглифы Канозера»
Экспозиционный зал музея «Петроглифы Канозера»
Интерьеры музея «Петроглифы Канозера»
Зал музея «Петроглифы Канозера»
Информационный стенд «Петроглифы Канозера»
В залах музея представлены образцы каменных плит с изображениями рисунков( их точная копия, а не оригинал. Оригиналы находятся в их природной среде)
Зал музея «Петроглифы Канозера»
Также представлены точные макеты наскальных фрагментов с петроглифами из Франции. Это дар французских археологических экспедиций. На юго-востоке этой страны находится Национальный парк Меркантур (Parc National du Mercantour). Один из крупнейших подобных заповедников в Европе.
Петроглифы
Петроглифы
В музее «Петроглифы Канозера» продаётся масса интересных тематических сувениров, справочников и материалов, посвящённых этим наскальным рисункам. А к одной из интересных особенностей можно отнести возможность самому протереть макет канозерского петроглифа. На память)
Стол для «протирки» петроглифа:
Путешествие на авто в Умбу. Стол для протирки петроглифа
С посещения музея «Петроглифы Канозера» наше путешествие на авто в Умбу дополнилось новой точкой в маршруте по Терскому берегу. Эта точка — тоня Тетрина
Как мы узнали о Тоне Тетрина
Разговорившись с сотрудницей музея мы узнали много интересных фактов об истории и Терского берега.
К сожалению на сами петроглифы нам не суждено было попасть. Дело в том, что добраться из Умбы до них можно только водным путём и по глухой болотистой тайге-тундре. На нашем авто, само собой — это было исключено. А сам музей, который проводит подобные экскурсии с помощью своего транспорта, в тот момент эти мероприятия не проводил. По причине поломки техники.
-Извините, но у нас катер сломался. — сказала нам сотрудница музея., — добавив, — а вот если вы так интересуетесь историей и бытом поморов Терского берега, то лучше всего с этим познакомиться на тоне Тетрина.
-Тоне Тетрина? А что за «тоня Тетрина»?
-Это историко-этнографический комплекс. Расположенный на берегу Белого моря. Правда…(женщина указала на нашу машину) на вашей машине вы туда не доедите.
-Во-первых: там дорога очень плохая. Камни, песок. Там джип нужен. А во-вторых: добраться туда можно только по самому берегу моря во врем отлива. А а про время отлива и прилива знать нужно.
Мы, конечно, были заинтригованы рассказом музейной сотрудницы. И взяли координаты «тони Тетрина» и телефон её хозяина. На всякий случай.
Поблагодарив сотрудницу за интересные рассказы, за душевные беседы, за то, что пустила нас в музей в выходной день, мы отправились осматривать само село. На этом наше путешествие на авто в Умбу и продолжилось.
Старая Умба
Старая Умба находится на правом берегу одноимённой реки. Чтобы попасть туда нужно через мост переехать через губу Малая Пирья и двигаться по главной дороге до самой реки Умбы. Переехав через речку и окажешься в том самом месте, где находится та самая, искомая Умба. Сев в а авто мы и направились указанным навигатором маршрутом.
Был штиль и отлив и по дороге открывались живописные виды.. Море отошло от берега, оставив на песке и камнях водоросли и «топляки» (доски, брёвна.) На берегу губы — рыбацкие постройки.
Губа Малая Пирья.
Небольшая деревянная часовня.
Рядом с часовней — магазин.
Магазин в Умбе
Умбяне куда-то спешат по своим делам.
Умбяне
А вот и первый мост, который нам нужно проехать. Мост через губу Малая Пирья.
Мост
С правого берега губы хорошо просматриваются современные здания Умбы.
Вид на Умбу с правого берега губы Малая Пирья
По обоим берегам губы — рыбацкие, лодочные гаражи и частные деревянные дома.
Губа Малая Пирья. Умба
Так, за местными колоритными видами наше путешествие на авто в Умбу подошло к конечной точке нашего очередного маршрута.
Прогулка по Старой Умбе
С моста через Умбу открывается великолепная панорама на село и выход в Белое море. Река — порожистая. Течение — сплошная стремнина. А там, на горизонте, совсем рядом — Белое море. На мосту и по берегу — множество рыбаков. Пообщались. Рыбаки рассказали, что ловят сейчас горбушу. Правда, клёв её уже пошёл на спад. Самая «страда» была чуть раньше. В июле. А ловят горбушу на креветку.
Река Умба. Старая Умба. Рыбаки
Река Умба. Старая Умба. Рыбаки
Мы оставили машину и отправились осматривать село.
Путешествие на авто в Умбу. Прогулка по старому селу (продолжение)
Не могу сказать, что в Старой Умбе можно увидеть настоящие артефакты прошлого. Но определённый колорит здесь присутствует.
Старая Умба — это деревянные дома. Некоторые из них в очень обветшалом состоянии. И таких большинство. Встречаются и более современные постройки.
На многих домах можно увидеть неброские украшения экстерьера. Вот окна с красивыми обналичниками:
Умба. Окна рубленного дома
А вот — ухоженный двор с забором. Забор оформлен в морской тематике:
Дом с «морским» забором
Часто встречаются старые жилые дома. Покосившиеся от времени:
Умба. Старый дом
На улицах Старой Умбы течёт обычная жизнь. Детвора катается на велосипедах:
Ребёнок на велосипеде. Старая Умба
У кого-то на заборе сушатся ковры:
На улицах Старой Умбы
Палатка туристов-рыбаков на пустующем участке возле реки:
Палатка с туристами-рыбаками
Из любого места Старой Умбы видна её доминанта. Деревянная церквушка-часовня. К которой мы и отправились.
Храм Воскресения Христова. Умба
Вход в храм
По левую сторону от церкви — деревянный крест и несколько могил. Здесь похоронены служители и настоятели храма, служившие здесь в былые времена.
Крест возле храма
История Храма Воскресения Христова в Умбе
А ранее, до того храма, здесь существовала другая церковь. При священнике Иоанне Буторине в 1778 году здесь была выстроена однопрестольная Церковь Воскресения Христова. Которая, в свою очередь, была отстроена взамен обветшалой Воскресенской церкви, постройки начала XVII века.
Но самое начало истории этого храма относится к 1466 году. В то время церковь была выстроена 12-тью верстами выше по течению реки. Где и находилось тогда первоначальное село Умба (ныне — Погост).
История местноё церкви имеет и печальные страницы своей истории. Разорение в 1568 году от опричников Басарги Леонтьева. В 1589 году Умбу и храм уничтожили шведы. Досталось служителям церкви и храму и в более поздние времена. В 1937 году настоятель храма Григорий Лисеенков был расстрелян. Храм был закрыт. А в 1938 году его переоборудовали под сельский клуб.
Только в 1990 году остатки храма и территория прихрамового кладбища были переданы возрождённому православному приходу Умбы.
Наше путешествие на авто в Умбу подходило к концу. И напоследок мы решили спуститься к самой реке. Сделать несколько кадров села с берега.
Прибрежный рельеф реки Умба — каменист. Крупные валуны торчащие на стремнине и мелкий придонный галечник. По берегам множество рыбацких лодок. Моторные катера и весельные баркасы.
Река Умба. Лодка
Отсюда, поблизости от устья реки, хорошо просматривается береговая линия Умбы. А там, вдали — мост через Умбу. Тот самый, по которому мы приехали и по которому нам держать путь дальше.
Умба не производит впечатления заброшенности и разрухи. Наличие старого ветхого жилья придаёт некий колорит к суровости местной поморской жизни. И только.
Старая Умба
С бытом и колоритом этой жизни мы и решили поближе познакомиться отправившись на тоню Тетрина. Ту самую, про которую нам рассказала сотрудница музея. Про ту самую, упоминая которую женщина утверждала, что мы туда на своей машине не доедем. Но мы не обращаем обычно внимания на подобные замечания. Мало ли чего говорят. С тем, мы и отправились дальше.
Об этом маршруте и о том, как мы добрались до тони Тетрина и будет мой следующий рассказ.
Дорога из Кандалакши в Умбу. Путешествие на авто в Умбу
Россия. Кольский полуостров. терский берег. Умба
«Северное меню» сайта:
А тут — страничка Копытного в Инстаграме: Drunkyhorse
Подписаться на новые статьи на сайте: